Что такое гласные и согласные звуки 1 класс
Гласные и согласные звуки и буквы в русском языке
Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.
Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.
Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».
В русском языке различают шесть основных гласных звуков:
В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:
Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:
Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:
Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].
Гласные буквы можно записать парами:
С их помощью различают слова:
Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.
Согласные звуки и буквы
В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.
В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.
Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:
Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.
В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:
Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.
Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:
Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Видеоурок
Звуки
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.
Гласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.
Ударные и безударные
Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.
Йотированные гласные
Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.
Согласные звуки
Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.
Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.
Звонкие и глухие согласные
Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.
Звонкие | Глухие | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
й → [й’] | б → [б], [б’] | п → [п], [п’] | ч → [ч’] |
л → [л], [л’] | в → [в], [в’] | ф → [ф], [ф’] | щ → [щ’] |
м → [м], [м’] | г → [г], [г’] | к → [к], [к’] | ц → [ц] |
н → [н], [н’] | д → [д], [д’] | т → [т], [т’] | х → [х], [х’] |
р → [р], [р’] | ж → [ж] | ш → [ш] | |
з → [з], [з’] | с → [с], [с’] | ||
9 непарных | 11 парных | 11 парных | 5 непарных |
20 звонких звуков | 16 глухих звуков |
По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).
Непарные звонкие согласные называются сонорными.
Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
Необходимо понимать и знать:
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Конспект урока по азбуке 1 класс «Гласные и согласные звуки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №160
Конспект урока по обучению грамоте (чтению)
в 1 классе
«Гласные и согласные звуки»
учитель начальных классов
Политика Ольга Валерьевна
г. Новосибирск
2020
Тема урока: «Гласные и согласные звуки»
дети научатся свободно высказывать свои мысли;
научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;
научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;
научатся правильно выполнять деление слова на слоги;
познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
научатся составлять схемы слов, состоящие из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.
1. Включение в учебную деятельность
Долгожданный дан звонок-
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
— Проверим готовность к уроку.
-Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
Какие виды речи вы знаете?
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоит предложение?
Как связаны слова в предложении?
Из чего состоят слова?
Молодцы! Слоги – это части слова.
6. Какие бывают слоги?
3. Работа по теме урока
Помогите мне, ребята, разделить слова на слоги и составить к словам схемы.
— На доске картинки : комар, стрекоза, пчела, волк, кошка, собака (называют).
— На какие группы можно разделить этих животных? (Комар, стрекоза, пчела – насекомые; волк, кошка, собака – звери.)
— Разобьём слово комар на слоги. (Ко-мар.)
— Сколько в слове комар слогов?
— Произнесите слово полностью, послушаем какой слог ударный. (Второй).
— Нарисуем схему слова.( _____/__ / ___)
— А теперь, ребята, давайте вспомним: какие звуки они издают.
1) упражнение «Губы» (плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 3-4 раза)
2) упражнение «Щёчки» (сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поочерёдно воздух с одной щеки на другую, а теперь обе щеки заполним воздухом и со звуком выдохнем)
— Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
— В гости к нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)
— Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)
— Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
— Кошка замяукала. (Мяу-мяу.)
Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
— Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
— Какая гостья к нам сегодня пожаловала? (слайд) (Маша из м/ф «Маша и медведь.)
— Маша покажет звуки, а вы их отгадайте по губам (слайды).
— Что за звуки загадала Маша? (А, о, у, ы, и, э.)
— Какие это звуки, ребята? Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный.)
— Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
— Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [ а ]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса ( в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э.
Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
Их ещё называют «гласные – красные». Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
— А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык. Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
— Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
— Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
— Итак, ребята, какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Машенька приглашает нас немножко с ней отдохнуть. Встаньте.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (скачем)
И по этой же дорожке скачем
Скачем мы на левой ножке (скачем)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бежим на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (шагом на месте)
5. Продолжение работы по теме урока
— Составим схему слова ум.
— Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.
— Сколько звуков в слове? (Два.)
— Назовите первый звук. ([у])
— Назовите второй звук. ([м])
— Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)
— Какой квадратик мы будем использовать в схемах вместо гласного звука? (Квадратик красного цвета.)
— Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)
— Квадратик какого цвета используем? (Белый.)
Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
— Чтобы гласные и согласные не путались, на схемах красный квадратик вместо гласного звука.
— Произнесите слово урок по слогам. (У – рок.)
— Какой первый слог? (Звук [у]- гласный, красный.)
— Какой второй слог? ([рок]- в нём 3 звука [р], [о], [к])
— Выложите карточки звуков.
[р] – согласный (белый квадратик)
[о] – гласный (красный квадратик)
[к] – согласный (белый квадратик)
— Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога.
— Какой слог ударный? (Второй.)
— На какой слог падает ударение?
— Поставим на схеме ударение.
— Какой гласный безударный?
— Что мы узнали про гласные звуки? Какие они бывают? (Ударные и безударные; ударение всегда падает только на гласный звук.)
— Составим схему слова школа. (Разбирается аналогично.)
6. Работа с учебником
— Откройте учебник на странице 15. (Работа с иллюстрацией.)
— Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и сядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет побеседовать.
— Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло свои ветви?
Трясёт бородою. (Ива.)
— Какой слог ударный?
— Составьте схему слова ива.
— Послушайте внимательно второй слог ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного [в] и гласного [а].)
— Эти два звука сливаются при произношении. Слог произносится на одном дыхании, сливаясь вместе.
— Слияние согласного с гласным будет выглядеть так (слайд).
— Заменим в схеме слова слияние карточкой «слог-слияние» (слайд).
— Перейдём на другую сторону реки. Но для этого нужен мост.
— Составим схему слова мост. ( Разбирается аналогично.)
— А дед Макар ловит рыбу. И уже кого-то поймал. Кого? (Щуку.)
— Составим схему слова щука. (Коллективный анализ.)
— А кто плюхнулся в воду и распугал всю рыбу? (Гуси.)
— Составьте звуковую схему слова гуси (слайд).
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусята.)
— А в уютном дворе кто-то сидел и пел «ку-ка-ре-ку». Кто? (Петух.)
— Составьте звуковую схему слова петух (для проверки слайд.)
— Каких ещё птиц вы видите на рисунке? (Голубей.)
— Какие это птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие).
— Составим звуковую схему этого слова (слайд).
— Посмотрите на рисунок: про всех рассказали? Никого не забыли?
— Молодцы! Хорошо потрудились!
7. Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?
— Как мы произносим гласные звуки?
— Как мы произносим согласные звуки?
— Какие два звука образуют слог-слияние? (Согласный с гласным.)
— Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние?
— Понравился вам урок? (Показывают смайлики.)
Список использованной литературы
2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс – М.: «ВАКО», 2012.
3.Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс – М.: «Экзамен», 2012.
4. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. М: АСТ; «Астрель», 2003.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению 1 кл.- М.: «Вако», 2010.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1302440
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.