Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).
В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.
В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о]. Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Таблица гласных букв и звуков
Буквы
Звуки
В ударном положении
В безударном положении
а
[а́]лавр [лавр]
[а]ло́дка [ло́тка]
е
[’э́]те́сто [т’э́сто]
[и]весло́ [в’исло́]
[э]мо́ре [мо́р’э]
ё
[’о́]пёс [п’ос]
не бывает
и
[’и́]мирт [м’ирт]
[ы]цирк [цырк]
[’и]свисто́к [св’исто́к]
[ы]цита́та [цыта́та]
о
[о́]торт [торт]
[а]вода́ [вада́]
у
[у́]стул [стул]
[у]пурга́ [пурга́]
ы
[ы́]пры́гнул [пры́гнул]
[ы]прыжо́к [прыжо́к]
ю
[’у́]лю́стра [л’у́стра]
[’у]слюна ́ [сл’уна́]
я
[’а́]пять [п’ат’]
[’а]пла́мя [пла́м’а]
[’и]пята́к [п’ита́к]
Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].
Что такое гласный звук? Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Какие гласные буквы могут обозначать два звука? Какие бывают гласные звуки? Как узнать, сколько в слове слогов?
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
[а]
[о]
[у]
[и]
[ы]
[э]
2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
обозначают твёрдость согласных звуков
обозначают мягкость согласных звуков
3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях:
4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.
Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды [во́ды], мишка [м❜и́шка].
В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [вада́].
5. Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например: мо-ло-ко, ста-кан, на-у-ка.
В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
► Читайте также темы:
Материалы по русскому языку для старшеклассников на похожие темы смотрите в книге «Курс русского языка»:
Гласные звуки — это звуки, которые состоят только из голоса.
Знания о гласных звуках ребята получают в 1 и 2 классе школы.
Что такое гласные звуки?
Наша речь состоит из слов. Каждое слово в свою очередь складывается из звуков. Для того чтобы появился звук, мы используем различные органы: лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, язык, нос и губы. С помощью органов речи человек может произносить звуки, которые сливаются в слово.
Звуки в слове неодинаковые. Одни звуки произносятся голосом, а другие состоят из шума и голоса. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких, который устремляется по дыхательному горлу в гортань. В гортани находятся голосовые связки. Если струя воздуха свободно проходит через них и далее не встречает никаких препятствий на своём пути, то в итоге образуется голосовой звук, состоящий из тона. Если же при выдохе воздух пробирается через разные преграды, то получается характерный шум, типичный для согласных звуков.
Термин «гласный» связан по смыслу со словом «голос».
Достаточно поменять положение губ, как получим с помощью голоса разные гласные звуки. Убедимся в этом, если произнесём следующие слова:
Чтобы образовать гласный звук [о], достаточно округлить губы, а вытянув их трубочкой, получим звук [у]. Гласный звук [а] произносится с широко открытым ртом. Звук [и] требует растянуть губы в улыбке.
Итак, в русском языке различают шесть гласных звуков. Эти звуки на письме обозначаются соответствующими буквами:
От согласных звуков гласные отличаются тем, что их можно произносить достаточно долго или пропеть:
Гласные звуки и слог
Важным признаком гласного звука является его способность образовать слог. В одиночку или вместе с одним или несколькими согласными гласный звук составляет слог. Послушаем, как произносится слово «огород»:
Мы произносим его, не сразу выдыхая всю струю воздуха, а выпуская её по небольшим порциям, тремя точками. Гласный звук является главным в каждом звуковом отрезке слова, который называется слогом.
Посчитаем количество гласных и слогов в слове «огород». Три гласных звука образуют такое же количество слогов.
Убедимся в этом, если произнесём и разделим на слоги слова в соответствии с количеством гласных:
Итак, гласные звуки можно отличить от согласных по трём главным признакам:
Ударные и безударные гласные
Гласные в слове произносятся по-разному. Только один гласный всегда выделяется голосом и звучит дольше, чем остальные гласные звуки, например в слове:
Во втором слоге гласный звук, обозначенный буквой «а», звучит с особой силой и длительностью.
Он находится в сильной позиции и звучит ясно и чётко. Этот гласный звук является ударным.
Понаблюдаем:
В русском языке сильной позицией для гласных является позиция под ударением.
Остальные гласные звуки находятся без ударения в слабой позиции. Они звучат менее чётко и подвергаются изменениям при произношении. Такие звуки в слабой позиции называются безударными гласными. Чтобы правильно написать слово с безударной гласной, к нему потребуется проверочное слово.
Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки»
«Буквы, обозначающие гласные звуки»
Учитель начальных классов Акопян Лена Владимировна,
МБОУ СОШ №7 г. о. Королёв
Тема: буквы, обозначающие гласные звуки.
Цели: закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
— Какое сейчас время года? (Весна)
— Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «в».(Согласный, парный, звонкий.)
— Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
— Какой сейчас месяц? (Апрель)
— С каким звуком начинается это слово? ([а]). Он какой? (Гласный)
— А какие ещё бывают звуки? (Согласные)
— Во что звук превращается на письме? (В букву)
— А чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим, пишем и называем, а звуки мы слышим и произносим.)
— Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
— А у каких букв нет звуков? (ъ и ь)
— А с какого гласного звука никогда не начинаются слова? (Со звука [ы])
— Какая буква начинает алфавит? (Буква а)
— А какую букву нужно дописать к букве «а», чтобы получилось слово-призыв о помощи в лесу? (Букву у)
— Итак, отрабатываем написание букв «а» и «у». Откройте тетради и пропишите слово «Ау» до конца строки.
— Какие секреты письма надо помнить, чтобы красиво писать? (Класть тетрадь под наклоном, правильно держать ручку, сидеть ровно, стараться)
— Пишем красиво и аккуратно.
3. Самоопределение к деятельности
— Ребята, для вас на доске записаны слова, прочитайте их, пожалуйста.
Т. рт, кр. м, д. м, р. к, д. б.
— Ой…А что это с ними случилось? Куда пропали буквы?
— Кажется, я догадываюсь. Это всё проделки гнома-Буквоеда! Это он проказничает! (На доске рисунок гнома.)
— Как вы думаете, почему его так зовут? (Потому, что съедает буквы)
— Я знаю секрет гнома-Буквоеда: он очень боится красного цвета. Давайте вставим пропущенные буквы, записывая их красным цветом. (Дети по очереди у доски записывают.)
Торт, крем, дом, рак, дуб.
— Что вы заметили общего у букв, которые съел гном? (Все они обозначают гласный звук)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О гласных звуках)
— Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Буквы, обозначающие гласные звуки».
— С новой строки запишите слова, которые мы спасли от гнома-Буквоеда и подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Цель нашего урока: уметь определять гласные звуки и буквы, закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
— Ребята, а почему гласные звуки так называются? (От слова «глас» – голос, в образовании гласного звука участвует только голос)
— Произнесите любой гласный звук.
— Мешало ли что-нибудь вам произносить звук или воздух проходил через рот свободно? (Ничего не мешало, воздух проходил свободно)
— А какую роль играет в словах гласный звук? Чего без него не бывает? (Гласный звук образует слог)
— Назовите, пожалуйста, все гласные звуки. (А, о, у, и, ы, э. Запись в тетрадь.)
— Откройте учебники на с. 58 и прочитайте памятку «Как определить гласные звуки».
— Как определить количество слогов? Сколько в слове может быть слогов? От чего это зависит? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
— Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6 звуков)
— А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный,непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6 зв.
— В слове ягода букве «я» доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли? (Когда стоит в начале слова, после гласной, после ъ и ь)
– А у этой буквы есть ещё «подруги»? (Да, буквы е, ё, ю)
— А в чём секрет этих букв? (Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласного звука, после ь и ъ)
5. Работа над определением гласного звука
— Найдите упражнение 5 на с. 59
— Прочитайте самостоятельно, что вам нужно сделать в этом упражнении.
— Прочитайте вслух ещё раз. Объясните, что нужно сделать. (Один ученик читает)
(Прочитать слова, найти пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук, назвать его, списать и подчеркнуть эти гласные звуки)
— Запишите «Упражнение 5»
— Найдите слова, в которых повторяется гласный звук. Начнём с первого слова.
(Дети по одному выполняют задание у доски – 3 чел.)
(Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол)
6. Работа в парах
— Сейчас вам нужно будет поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам нужно будет выполнить его вместе. На карточках даны слова.
1 уровень
Ваше задание вставить пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. Например, липа –лупа, веник – венок. (Образец на доске)
Назовите слова, которые начинаются с гласного звука.
Игра «Да – нет»
— А сейчас знакомая вам игра «Да – нет». Я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: зеленый – вы со мной согласны, красный цвет – нет.
– Звук – это то, что мы видим. (Нет)
– Буква — это то, что мы пишем. (Да)
– Звуки бывают только гласными. (Нет)
– Звуки бывают гласными и согласными. (Да)
– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (Нет)
– Гласные звуки нельзя пропеть. (Нет)
Итог урока
— Какой была тема нашего урока? (Буквы, обозначающие гласные звуки»)
— Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые поются)
— Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их. (6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э)
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их(10 букв: а, о, у, ы, и, э, я, ё, ю, е)
— Как вы думаете, наша цель достигнута?
— Оцените свою работу на уроке.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.