Что такое глайд в холодильной технике
Температурный глайд для хладагента R407С
Рассмотрим испаритель непосредственного расширения для кондиционеров (рис.102.4).
Температура начала кипения хладагента составляет 1,5 С. Данная температура характерна для точки А (рис.102.4), которая расположена на выходе из ТРВ, следовательно, температура хладагента на входе в испаритель несколько больше. Потери давления по длине испарителя станут причиной снижения действительного глайда.
Чем больше хладагента протекает по испарителю, тем значительнее его выкипание, но по причине глайда температура кипения возрастает. В точке В, когда выкипает последняя молекула жидкости, хладагент приобретает форму насыщенного пара при температуре точке росы (7 С при давлении 4,8 бар). На последующем участке В-С пары хладагента продолжают перегреваться и в месте установки термобаллона ТРВ (точка С) температура паров составит 13 С (перегрев 13-7=6 К).
Следует различать температуру точки росы и температуру начала кипения, поскольку в противном случае можно предположить, что перегрев равен 13-1,5=11,5 К. Из это следует, что перегрев сильно высокий. При его определении необходимо всегда обращать свое внимание на меньшую разность температур.
Что же происходит в конденсаторе воздушного охлаждения (рис.102.5)? Поскольку избыточное давление составляет 18 бар, то температура точки росы составит 49 С точка D. Во время прохождения паров хладагента по конденсатору они будут конденсироваться, и в результате температурного глайда температура хладагента будет падать (давление 18 бар – величина глайда 5 К).
После того как последняя молекула перешла в жидкое состояние (точка Е) начало кипения хладагента при давлении 18 бар составит 44 С.
После происходит переохлаждение жидкого хладагента. Его температура на выходе из конденсатора (точка F) будет равняться 39 С. Переохлаждение составляет 44-39=5 К.
В торговом и промышленном оборудовании хладагент R407С практически не используется, поскольку имеет недостаточные характеристики при средних и низких температурах кипения. Следует различать температуру точки росы и температуру начала кипения, поскольку ошибочно можно предположить, что переохлаждение составляет 49-39=10 К, поэтому для переохлаждения лучше выбирать наименьшую разность температур. Как и для прочих смесей заправку R407С нужно осуществлять только в жидкой фазе.
Любые утечки хладагента R407С в состоянии насыщенного пара являются причиной изменения состава смеси и изменения характеристик установки. Если это произошло, необходимо слить весь хладагент, устранить утечку и заново заправить установку хладагентом в жидкой фазе.
У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
Температурный глайд. Почему так важна эта характеристика фреонов
Каждый день мы пользуемся холодильником и не задумывается, насколько сложная это система. А ведь он сохраняет качество наших продуктов благодаря физико-химическим процессам, происходящим у него внутри.
В нашей статье мы рассмотрим такую характеристику, как температурный глайд фреонов (хладагентов) и что это такое. Расскажем, почему эта величина так важна в холодильном оборудовании и почему ее нужно учитывать при поломке устройства.
Основной принцип действия хладагентов, на котором построена вся работа холодильного оборудования и кондиционеров, – поглощение тепла при испарении и его выделение при конденсации. Все фреоны делятся на однокомпонентные и многокомпонентные.
Температурный глайд
В однокомпонентных хладонах фазовый переход газ-жидкость происходит только при изменении давления, температура при этом остается постоянной. Эти фреоны относятся к азеотропным. В многокомпонентных смесях возможны два варианта:
– смесь состоит из схожих по физическим свойствам веществам, у которых температуры кипения примерно равны. Поэтому переход зависит также только от давления, при этом смеси данного типа относятся к азеотропным;
– в состав смеси входят вещества, которые достигают кипения при разных показаниях температуры и изменении давления. Эти смеси являются неазеотропными или зеотропными.
Температурный глайд (температурное скольжение) – это разница температур, при которых происходит фазовый переход газ-жидкость хладагента.
Наличие этого показателя, а также его значение – важная характеристика хладагентов, влияющая на его эксплуатационные свойства и конструкцию холодильной техники.
Рассматривая температурное скольжение, важно знать такие его параметры как точка росы или точка насыщения и точка кипения. Точка росы – это показатель температуры, при котором пар фреона начинает конденсироваться, т.е. осуществляется переход из газообразного состояния в жидкость. А точка кипения – это температура, при которой жидкость начинает испаряться и переходить в газообразное состояние. То есть температурный глайд – это разница между точкой росы и точкой кипения компонентов неазеатропной смеси.
Рассмотрим все вышесказанное на примере фреона R407F
Это многокомпонентная смесь
Но при этой температуре в газообразное состояние перейдет только один компонент смеси. Она изменит свой состав – жидкая фаза обогащается компонентами с более высокой температурой кипения. И для продолжения фазового перехода нужно увеличить температуру. При этом в фазовый переход совершит снова только один компонент смеси.
где Tg – температурный глайд,
Tmax – температура конденсации (точка росы),
Tmin – минимальная температура кипения.
Для фреона R407F температурный глайд составляет 7,2.
Для чего нужно знать температурный глайд фреонов?
Поскольку значение температур кипения и достижения точки росы являются крайними для осуществления фазовых переходов жидкость-пар и из газообразного состояния обратно в жидкость, то их нужно обязательно учитывать при работе с любой неазеотропной смесью фреонов. Это важно знать, чтобы избежать перегрева и переохлаждения системы.
В холодильной технике температура испарителя используется в основном для контроля температуры прибора и прекращения оттаивания. Если производитель использует однокомпонентный фреон, то нужно выставить ту температуру, которая указана в рекомендациях. Если же при производстве холодильного оборудования используется неазеотропная многокомпонентная смесь хладонов, то у них точка росы и точка кипения будут иметь разные значения. Для определения фактической функциональной температуры испарителя лучше всего учитывать усредненное значение точки росы и точки кипения.
Также температурный глайд стоит учитывать при переводе оборудования с одного вида фреона на другой. Если физические характеристики фреонов (температура кипения, точка росы, давление) будут сильно различаться, то переход будет возможен в случае доработки системы, а то и полной замены оборудования.
Температурный глайд влияет на возможность дозаправки холодильного оборудования и кондиционеров. Установки, работающие на однокомпонентном фреоне либо азеотропной смеси фреонов, можно дозаправлять без ущерба эффективности работы. Если же применяется неазеотропная многокомпонентная смесь, то сначала нужно слить старый фреон и по новой заправить оборудование.
Мы постарались предельно ясно рассказать, что такое температурный глайд фреонов (хладагентов), от чего он зависит и на какие показатели работы оборудования влияет.
Надеемся, наша статья была полезной для вас!
Видео по теме
Температурный глайд – что это такое, от чего зависит, как измеряется
Зеотропные и азеотропные смеси
Все хладагенты делятся на два типа – однокомпонентные и смеси. У фреонов, состоящих из одного вещества не может быть температурного глайда. Их температура кипения постоянна и зависит только от давления. Они являются азеотропными.
В состав смесей (многокомпонентных хладагентов) входят от 2 до 5 (например, R438a) веществ. Если у компонентов одинаковые температуры кипения в определенном диапазоне, они тоже относятся к азеотропным.
Часто в состав многокомпонентного хладагента входят вещества с разными температурами кипения. Такие смеси называют зеотропными или неазеотропными. У них есть температурный глайд. У них важную роль играет точка росы (точка насыщения).
Состав многокомпонентного хладагента R407F
Процесс заправки кондиционера хладагентом
Сразу отметим, что дозаправка кондиционера должна производиться специалистом. Для того чтобы правильно заправить кондиционер, необходим целый перечень специальных инструментов: вакуумный насос, весы, набор ключей, манометрический коллектор, шланги и т.д.
На фото: вакуумный насос, весы, набор ключей, манометрический коллектор, шланги
Для начала необходимо найти место утечки фреона, для этого есть целый перечень способов, специалист выберет самый оптимальный. Далее происходит определение количества оставшегося фреона и специалист, исходя из вида хладагента, будет решать, спускать ли весь фреон или можно дозаправить кондиционер. Дозаправка происходит с обязательным отслеживанием давления во всей системе.
Самое главное — доверить этот процесс профессионалам, иначе это может привести к выходу кондиционера из строя.
Что такое температурный глайд
По мере испарения состав жидкого хладагента меняется. Соответственно меняются его характеристики. Повышается температура кипения. В один прекрасный момент он перестает переходить в газообразную фазу.
Tg = Tmax – Tmin
Как узнать о недостаточном количестве фреона
Если объем заправки кондиционера уменьшился, это заметно по следующим признакам:
Иней во внутреннем блоке указывает на недостаток фреона
Утечка фреона происходит по нескольким причинам. Кондиционер при работе вибрирует, а вибрации создают условия для расхождения сварных швов на медных трубах. Если сами трубки плохо запаяны при монтаже, образуются трещины.
Труднее всего выявить место утечки, особенно, если магистраль проложена в штробах и покрыта слоем штукатурки. Если длина магистрали небольшая, а внутренний и внешний блок расположены рядом, мастерам будет проще разобрать систему и устранить неполадки. Для таких работ желательно сразу вызвать ремонтную бригаду, так как без специального оборудования провести диагностику и дозаправку сложно – есть риск полностью вывести оборудование из строя.
До прихода мастера желательно почистить внутренний блок от пыли и грязи, потому что снижение работы системы происходит от налипания слоя пыли и жира на сетчатом фильтре, в результате чего поток воздуха недостаточно эффективно всасывается внутрь.
Перед началом проверки манометрическим коллектором специалист почистит внешний блок и только после очистки проверит, есть ли в кондиционере утечка фреона.
От чего зависит температурный глайд
Температурный глайд – промежуток температур, в котором хладагент может быть одновременно газом и жидкостью. Это значение меняется в зависимости от состава. Дело в том, что разница между температурами кипения хладагентов не постоянна.
Например, есть некоторый фреон, в составе которого газы А и Б. У них небольшая разница в температуре кипения. Но свойства хладагентов разные. Поэтому при разном давлении температурный глайд будет отличаться.
Чем выше давление, тем больше температура кипения фреонов. Так как их зависимость не прямая, то и разница температур насыщения и кипения больше. Соответственно – больше температурный глайд.
Методы контроля количества фреона
Выясняя, как самому заправить сплит систему фреоном, следует помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не чрезмерным. Если в контуре будет слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, поскольку хладагент просто не будет успевать испаряться. Это может серьезно повредить компрессор.
Такая ситуация для устройства хуже, чем если в системе будет недоставать несколько граммов хладагента. Поэтому во время заправки нужно организовать контроль количества фреона, поступающего в систему.
Делают это следующими способами:
Самый простой способ контролировать количество фреона – фиксировать изменение веса баллона. Для этого перед заправкой емкость с хладагентом ставят на весы, обнуляют результат и наблюдают за изменением показателей при открытом кране баллона.
Как только его вес уменьшится на необходимую величину, заправку сразу же прекращают. Конечно, этот метод используется только для полной заправки контура. Если нужно просто дозаправить систему, то предварительно нужно узнать вес хладагента, который уже имеется внутри, а в домашних условиях это сделать затруднительно.
Существуют профессиональные весы, предназначенные для этих целей, но многие мастера обходятся недорогими бытовыми моделями.
Прибор должен соответствовать следующим требованиям:
Удобнее всего использовать электронные весы, по которым проще отслеживать изменение веса емкости с хладагентом.
Другой доступный вариант – довести давление внутри контура до нужного показателя. Чтобы выполнить такую заправку, понадобится манометрический коллектор. С помощью этого прибора оценивается давление внутри системы.
Хладагент подают на контур небольшими порциями, постоянно сверяя сведения о давлении с нормативным показателем, пока не будет достигнуто совпадение.
До заправки системы хладагентом необходимо выяснить, почему возникла утечка, а затем устранить обнаруженные неполадки. Повторная проверка выполняется после окончания работ
Коллектор – достаточно дорогое оборудование, которое не имеет смысла покупать, чтобы использовать один раз в несколько лет. Он пригодится не только на этапе закачки фреона, но также и при осушении и вакуумировании системы. Можно занять такой прибор у знакомого мастера или арендовать в специализированной точке.
Метод с применением смотрового стекла доступен профессионалам. Он состоит в том, чтобы наблюдать за состоянием потока хладагента, отслеживая момент, когда из него исчезнут пузырьки воздуха. В домашних условиях часто используются первые два метода.
Измерение температуры – простой, но не слишком надежный способ. У вентилятора при заполненном контуре температура обычно должна составлять около восьми градусов, хотя существуют модели, для которых этот показатель равен пяти, допускается отклонение на пару градусов. Хладагент вводят малыми порциями, периодически делая замеры.
Что пишут производители
Из-за того, что температурный глайд зависит от давления, нельзя указать его точное значение. Производители хладонов измеряют его по-разному. Например, они могут указать температурный глайд:
Поэтому не стоит слепо доверять цифрам. В спецификации к одному и тому же фреону могут быть указаны разные значения. Не все указывают, при каких условиях они измеряли температурный глайд фреона. Если вы столкнулись с новым хладагентом, лучше тестировать его самому.
Количество фреона для дозаправки
О том, сколько хладагента необходимо заправлять в установку и сколько там фреона находится – эти данные обычно указываются фирмой изготовителем. Они указаны на металлической табличке, а сама табличка или другими словами шильда всегда находится на внутреннем корпусе сплит системы. Дозаправка кондиционера осуществляется с учетом указанных там показателей.
Количество газообразного вещества, которое необходимо дозаправить в кондиционер, обычно высчитывают с помощью такого устройства, как манометр. Используя его, определяют значение величины давления в охлаждающем контуре.
Таблица температурного глайда хладагентов
В этой таблице собраны значения температурного глайда для зеотропных фреонов. Данные взяты с официальных сайтов производителей и официальной документации. К сожалению, не везде указано, как именно измерялся глайд.
Хладагент | Глайд, °С |
R401B | 5 |
R404A | 0,5 |
R407A | 4,5 |
R407C | 7,1 |
R407D | 6,5 |
R408A | меньше 0,6 |
R410A | меньше 0,3 |
R414B | 7 |
R417A | 4,7 |
R422A | 2,5 |
R422B | 2,7 |
R422D | 4,5 |
R424A | 3 |
R426A | меньше 1 |
R427A | 7 |
R428A | 0,8 |
R434A | 1,5 |
R438A | 4 |
R442A | 4,6 |
R448A | 4,5 |
R449A | 4,5 |
R450A | 0,4 |
R513A | 0,8 |
В этой статье мы постарались популярно пояснить, что такое температурный глайд хладагентов и от чего он зависит. Также привели средний глайд наиболее популярных многокомпонентных фреонов. Не забудьте поделиться ей с коллегами и друзьями!
Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика. Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!
Последние публикации
Утечка фреона в кондиционере
баллоны с хладоном
Для кондиционера является нормой утечка фреона на 4-7% от общей массы за год. Восполнение потерь в среднем требуется проводить раз в полтора или два года. Если межблочные магистрали смонтированы некачественно, то через плохо сделанные вальцовочные соединения хладагент выходит в большем количестве. Тогда может пойти речь о закачке фреона в кондиционер в полном объеме или о возникновении предварительной необходимости восполнять потери.
При игнорировании проблемы прибор постепенно начинает работать на пределах своих возможностей, вследствие чего происходит поломка компрессора, который попросту перестает смазываться.
Как определить утечку
признак утечки хладагента
Специалисту несложно определить, есть ли утечка фреона из кондиционера, но сам пользователь тоже должен знать некоторые признаки потерь основного рабочего вещества. Насторожить должны:
При обнаружении каких-либо признаков утечки фреона из кондиционера следует сразу отключить устройство от питания и вызвать мастера.
Специалист через манометрическую станцию подключит баллон с азотом, перекроет порты и запустит в систему избыточное давление. Он должен сразу же обмылить трубы и предполагаемые места утечки. Если появился свист, и в каком-то месте мыльный раствор запузырился, то именно там и есть отверстие, через которое уходит газ. Таким образом определяется утечка фреона из кондиционера, после чего начинается устранение неполадок.
Вместо мыльного раствора можно использовать специальную концентрированную жидкость, которую загоняют в контур, а потом просвечивают ультрафиолетовым осветительным прибором возможные места потерь хладагента.
Есть ли еще способы того, как определить утечку фреона из кондиционера бытового назначения? Для одного из них понадобится особый прибор – электронный течеискатель, который оснащается гибким зондом с чувствительным сенсором – он позволяет добраться до самых трудных мест. Определить недостаточное количество фреона в старт-стоповом кондиционере можно также с помощью термометра, который подносят к выходящему из вентилятора воздуху. Если показатели не выходят за установленные нормы в 5-8°C, то восполнение газа не нужно. Если причина потерь заключается в негерметичности межблочных соединений, то мастер приступит к пайке труб и последующей дозаправке прибора рабочим веществом.
Таблица давления, температуры кипения фреона r134a
Диаграмма зависимости давления от температуры.
t, °C | P, бар(и) | t, °C | P, бар(и) | t, °C | P, бар(и) |
-70 | -0,93 | -22 | 0,20 | +26 | 5,84 |
-68 | -0,92 | -20 | 0,31 | +28 | 6,26 |
-66 | -0,91 | -18 | 0,43 | +30 | 6,69 |
-64 | -0,89 | -16 | 0,56 | +32 | 7,14 |
-62 | -0,87 | -14 | 0,70 | +34 | 7,61 |
-60 | -0,85 | -12 | 0,84 | +36 | 8,11 |
-58 | -0,83 | -10 | 0,99 | +38 | 8,62 |
-56 | -0,81 | -8 | 1,16 | +40 | 9,15 |
-54 | -0,78 | -6 | 1,33 | +42 | 9,71 |
-52 | -0,75 | -4 | 1,51 | +44 | 10,29 |
-50 | -0,72 | -2 | 1,71 | +46 | 10,89 |
-48 | -0,68 | 0 | 1,92 | +48 | 11,52 |
-46 | -0,64 | +2 | 2,13 | +50 | 12,17 |
-44 | -0,60 | +4 | 2,36 | +52 | 12,84 |
-42 | -0,55 | +6 | 2,61 | +54 | 13,54 |
-40 | -0,50 | +8 | 2,86 | +56 | 14,27 |
-38 | -0,44 | +10 | 3,13 | +58 | 15,02 |
-36 | -0,38 | +12 | 3,42 | +60 | 15,81 |
-34 | -0,32 | +14 | 3,72 | +62 | 16,62 |
-32 | -0,25 | +16 | 4,03 | +64 | 17,45 |
-30 | -0,17 | +18 | 4,36 | +66 | 18,32 |
-28 | -0,09 | +20 | 4,70 | +68 | 19,22 |
-26 | 0,00 | +22 | 5,07 | +70 | 20,16 |
-24 | 0,10 | +24 | 5,44 | — | — |
Инструменты и материалы
Для самостоятельной заправки автокондиционера нужны не только базовые навыки выполнения подобных работ, но и специальное оборудование.
Для перезаправки кондиционера понадобится:
Один конец шланга подключают к метрологической станции, второй к кондиционеру. На баллоне имеется плоскость, которую прокалывают иглой пи присоединении переходника.
На заметку! Манометр для заправки кондиционеров – измерительный прибор, контролирующий давление в сплит системе. Вакуумирует магистрали, полностью удаляя пары влаги перед закачкой хладагента.
Сегодня в машины заправляют фреоны марки R-134а. До 1992 года применяли фторсодержащий аналог – R-12. Затем его использование было запрещено. Владельцы машин, выпущенных до 1992 г, могут заправлять фреон самостоятельно или переходить на новую версию, так как R-12 на автосервисах не используют.
Чтобы узнать тип хладагента, применяемого в автомобиле, достаточно поднять капот. Марка фреона написана на наклейке. Здесь же указана норма заправки. Впрочем, перепутать хладагенты практически невозможно, так как они отличаются заправочными штуцерами – в трубке для R-134а он выше и шире.
Как определить недостаток фреона
Разумеется, прежде чем заниматься вопросами дозаправки каждому владельцу не помешает знать, как определить тот факт, что хладагента в устройстве не хватает и требуется либо его полная замена, либо дозаправка. О нехватке фреона говорят следующие факторы:
Перед заправкой следует учитывать и тот факт, что определять давление на охлаждающей сплит системе необходимо от вида заправленного в нее фреона. Сегодня существует несколько марок этого хладагента.
Например, если в кондиционер заправлен 22 фреон, а уличная температура варьируется в пределах 25-30 градусов, то давление должно соответствовать показателю в 4,5бар. Если температурный показатель составляет ниже 15 градусов, то давление будет составлять 3,5 бар.
Если в сплит-систему заправлен фреон 420. то при температурном диапазоне от 25 до 30 градусов, показатель давления будет равен 6,5 бар. А при 15 градусных температурных показателях величина давления буде равна 5 бар.
Специалисты, производящие сервисное обслуживание кондиционеров, знают все нюансы и тонкости, а вот если вы решите самостоятельно определить объем хладагента и выполнить дозаправку, то эти нюансы обязательно следует принять к сведению.