Что такое глубина кадра
Понимание глубины резкости в фотографии
В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.
Глубина резкости
Апертура
Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.
Сравнение большой и малой апертуры
Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.
Диапазон ступеней диафрагмы
Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.
Расстояние от объектива
Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.
Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.
Заключение
Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.
Как создать ощущение глубины на ваших фотографиях
Сегодня мы разберем вопрос о том, как добавить ощущение глубины вашим фотографиям, чтобы они стали более живыми и интересным для зрителя. Используя несколько простых, но очень эффективных приемов, которые могут быть применены во время экспозиции, вы имеете возможность улучшить свой снимок. Поэтому мы поговорим о перспективе, глубине резкости и кадрировании.
Не смотря на то, что удаленные объекты с увеличением расстояния кажутся все меньше и меньше, в уме вы все равно можете представить реальный размер отдаленного объекта. А что касается прямых параллельных линий, то по мере отдаления они кажутся сходящимися в одной точке, хотя мозг продолжает воспринимать их как параллельные прямые. Это явление известно как «шкала постоянства». Речь идет о неменяющейся тенденции в восприятии объекта, связанной с опытом зрителя, несмотря на его значительное несоответствие по отношению к наблюдаемому образу.
Так как фотография – это оптическая запись реальности, то к ней применимы те же принципы. И для сохранения реалистичности в изображении должна быть передана глубина. Кроме того, усиление ощущения глубины стремится вовлечь зрителя в картину и создать для него эффект присутствия в конкретных условиях. Всем этим можно управлять с помощью различных типов перспектив, которые мы еще обсудим ниже в этой статье, а также используя глубину резкости и кадрирование.
Перспективой в фотографии называют метод представления трехмерных объектов на двумерной плоскости, с сохранением представления об отдаленности объектов по отношению друг к другу, а также визуально передается ощущение о расстоянии между ними и камерой.
Таким образом, чтобы повысить чувство глубины на ваших снимках, вы можете использовать некоторые из ниже перечисленных факторов.
Линейная перспектива
Это наиболее распространенный тип перспективы, используемый в фотографии, который характеризуется сходящимися линиями. Хотя эти линии в основном параллельны, чем дальше они простираются от камеры, тем ближе друг к другу они кажутся, пока наконец не сходятся в одной или нескольких точках. Это случается в том случае, если они имеют возможность простираться на достаточное расстояние в пределах кадра. Таким образом, прямые в фотографии становятся диагоналями, придавая ей ощущение динамизма и увлекая взгляд зрителя вдаль сцены. Так возникает ощущение глубины.
Фото: Ben Fredericson (xjrlokix)
Широкоугольные объективы, как правило, подчеркивают линейную перспективу, так как увеличивают глубину восприятия, позволяя расширить расстояние между передним и задним планом сцены. Тем самым они подчеркивают появление сходящихся линий. В то же время телеобъективы зрительно сокращают расстояние между передним планом и фоном, поэтому линии не имеют возможности сойтись.
Это явление известно как сжатие объектива и характерно для телеобъективов, которые как бы сжимают пространство, сокращая расстояние между передним и задним планом. Такой эффект визуально сближает элементы сцены и друг к другу, и к камере, причем в большей степени, чем это есть на самом деле.
Фотография ниже была сделана 18-миллиметровым широкоугольным объективом, и вы можете убедиться, насколько широко охвачена сцена. При этом усилено ощущение глубины, подчеркиванием и увеличением появления сходящихся линий.
Перспектива сходящихся линий также во многом зависит от угла съемки и наклона камеры. Низкий ракурс даст совсем иной эффект по сравнению со съемкой с некоторой возвышенности.
Уменьшение перспективы
Уменьшение перспективы связано с линейной перспективой и описывает способ передачи изображения, на котором чем дальше от камеры находится объект, тем меньше он выглядит. Если у вас есть сцена с дорогой и линиями электропередач по обе стороны от нее, то на ближнем крае, то есть на переднем плане будет появляться самый высокий объект, а затем последуют объекты, которые будут становиться все короче и короче. Такая тенденция будет усиливаться по направлению к заднему фону, пока объекты не превратятся в пятнышко на снимке.
Этот тип перспективы лучше всего работает с элементами, которые имеют идентичный или очень схожий размер и размещены на разном расстоянии от камеры. Чувство глубины кадра будет усиливаться из-за того, что зритель знает о том, что в реальности эти элементы одинаковой величины.
Фото: Джованни Орландо
Представленная ниже фотография является отличным примером обеих линейных перспектив. Вы можете ощутить ярко выраженную глубину с уменьшающей горизонтальной, а также с вертикальной перспективой.
Еще один удачный пример уменьшения в перспективе это популярное использование винтовой лестницы, фотографировать при этом следует сверху. Представьте, что в центре лестницы есть прямая вертикальная линия. Это будет служить своего рода воображаемым горизонтом, хотя, так как речь идет о вертикали, будем считать, что это ось. Чем ниже по лестнице скользит ваш взгляд, тем меньше выглядит круг в центре. И, наконец, он сужается до величины одной точки. Это в том случае, если лестница идет достаточно далеко. На фотографиях ниже отличные примеры с этим приемом:
Фото: Марсель Жермен
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива (также известная, как атмосферная) в основном распространена в пейзажной фотографии, где особенно актуальны туманные, неясные сцены. Съемка в дымке и тумане подчеркивает формы субъектов, а также добавляет глубину сцене. Объекты, которые ближе всего расположены к камере, отличаются насыщенным естественным цветом. Но по мере отдаленности объекта от объектива краски блекнут, расплываются и теряют насыщенность.
При взгляде на такую фотографию вам кажется, что сцена состоит из слоев, наложенных друг на друга. Возникает тональный контраст между передним и задним планом, а середина кадра дает ощущение расстояния между ними. Такое разделение плоскостей создает ощущение глубины.
Фото: Джеймсом Иордании
Фото: Марсель Жермен
Легко ощутить глубину в изображении на таких картинах, как те, что вы видите ниже. Сначала глаз воспринимает то, что наиболее очевидно, а именно более темный передний план. Затем взгляд зрителя движется за пределы переднего плана, скользя вглубь сцены, где изображение светлее и светлее. Такие сцены обычно состоят в основном из одного цвета, но контраст между различными плоскостями возникает в результате различия между тем, как падает на них свет, создавая карту тональностей, по которой путешествует глаз зрителя, различая каждую часть одну от другой.
Воздушная перспектива широко используется в живописи, а также обретает все большую популярность среди пейзажных фотографов. Они ловко используют погодные условия в свою пользу, чтобы создавать яркие, по-новому выглядящие изображения даже фотографируя хорошо известные сцены.
Телеобъективы лучше работают, чтобы подчеркнуть воздушную перспективу на фотографии, чем широкоугольные. Потому что часть сцены, которая расположена ближе к камере (в которой присутствует меньше тумана, больше резкость объекта и насыщенность цвета), как правило, выпадает из кадра. И если вы используете телеобъектив, то имейте в виду, что вам может понадобиться штатив, потому что он, как правило, в большей степени подвержен тенденции вызывать дрожание камеры по сравнению с некоторыми другими объективами.
Лучше всего для такого приема подходит зимний туман и пасмурные дни. Хотя и летние туманные дни, также как и низко плывущие облака отлично работают. Грамотно выбирая экспозицию, вы можете обмануть экспонометр вашей камеры, который посчитает, что сцена ярче, чем есть на самом деле, в результате чего получите необходимое подвергание.
Что вам нужно сделать, так это добавить пару остановок, используя функцию компенсации экспозиции на вашей камере, или, если съемка ведется в ручном режиме, то выбрать чтение сцены, а затем настроить скорость затвора, диафрагмы и ISO с передержкой сцены на пару остановок.
Тональная перспектива
Тональная перспектива описывает, как мы воспринимаем размещение объектов в пределах кадра, а, следовательно, и глубину фотографии, основываясь на тональных изменениях от темных к светлым по мере продвижения в кадре. Это может быть подчеркнуто при размещении более светлых объектов на темном фоне, который помогает выделить их и выдвинуть вперед, тем самым добавляя изображению ощущение глубины.
Также немаловажную роль в восприятии ощущения глубины на фотографии играют цвета объектов. Например, теплые оттенки красного, желтого и оранжевого цвета имеют тенденцию продвигать, а холодные цвета, например, синий, фиолетовый и зеленый, как правило, способствуют отступлению. Таким образом, размещение красного объекта на синем фоне или желтого на зеленом будет подчеркивать и усиливать ощущение глубины в фотографии.
Глубина резкости
Глубина резкости влияет на степень четкости и размытия присущую различным элементам кадра. Наш мозг воспринимает четкие предметы, как более близко расположенные, в то время как размытые объекты воспринимаются как отдаленные. Причем, ощущение увеличения расстояния возрастает с усилением размытости объекта.
Представьте себе, съемку с фокусировкой на лице при диафрагме f/2.8, где человек стоит прямо перед кирпичной стеной. Объект будет выглядеть немного резче, чем стена, потому что она отступает на задний план.
Затем попробуйте поставить этого человека в паре метров от стены и сфокусируйтесь. Стена будет выглядеть более размытой, чем в предыдущем сценарии, потому что увеличилось расстояние между ними. Если этот человек сделает еще несколько шагов вперед, то стена будет казаться еще более размытой.
Наибольшее ощущение глубины в изображении возникает в том варианте снимка, где ваша модель наиболее удалена от кирпичной стены. Потому что именно в этом случае разница в резкости между передним планом, то есть моделью и фоном, то есть стеной, является наиболее выраженной.
Кадр в кадре
Очень эффективным способом добавления глубины в кадре может быть использование в качестве главного предмета объектов переднего плана, которые входят в кадр на фоне отступающих элементов в вашей фотографии. Этот прием вовлекает зрителя в картину, и он ощущает свое присутствие в кадре, где изучает предметы и объекты, а не просто разглядывает фото. Также создается ощущение действия, размера и динамизма.
Фото: Trey Ratcliff
Заключение
Вы ознакомились с простыми, но эффективными методами, которые призваны помочь вам добавить больше глубины в фотографии и сделать их более интересными и привлекательными для зрителей. Некоторые из приемов могут быть использованы в комплексе, в чем вы могли убедиться на примерах из представленных изображений. Когда вы все сделаете правильно, результат вас просто ошеломит.
Глубина резкости в фотографии
Если вы знакомы с живописью, в ней обычно работает простое правило: объекты спереди являются более четкими, чем объекты сзади. Это особенность зрения, и в искусственных попытках воспроизвести какой-либо пейзаж, оно добавляет финальной картинке объем. В каком-то смысле, это правило можно перенести и на фотографию. Глубина резкости как раз отвечает за то, какое пространство попадет в ту область, которая останется четкой на фото.
Что такое глубина резкости?
Камера фокусируется на одной точке, но резким, помимо нее, в кадре остается некое пространство, которое и называется глубиной резкости. Это может быть исключительно передний план, может быть средний, но бывает и так, что фокусируемся мы на дальних точках.
Глубина резкости — это показатель, который может и должен меняться, в зависимости от выставленных настроек и художественного замысла. Цель заключается в том, чтобы выделить объект из окружающей среды.
Один из ярких примеров — это портретная съемка и эффект tilt shift. В обоих случаях глубина резкости остается относительно узкой. В пейзажной съемке, наоборот, требуется сохранить в области резкости как можно больше элементов.
Управление глубиной резкости
Современные цифровые камеры оснащены специальной кнопкой, которая находится рядом с байонетом объектива. Кнопка эта обеспечивает превью глубины резкости. Однако, она всегда позволяет предпросмотр глубины резкости на максимально раскрытой диафрагме объектива. Тот показатель, который выставите вы, будет применен только к финальной фотографии.
Тем не менее, эта функция позволяет вам наглядно понять, с чем вы имеете дело, и какая область может быть захвачена в резкое пространство.
Сама же глубина резкости будет зависеть от диафрагмы, фокусного расстояния и конечно, возможностей вашей камеры. Чем шире открыта диафрагма и короче фокусное расстояние, тем уже глубина резкости.
Вернемся к диафрагме
Степень открытия диафрагмы, или апертура, измеряется в количестве f-шагов, но чем меньше шагов, тем шире открыта диафрагма. f/2.8 — это широко открытые лепестки диафрагмы, f/22 — практически сомкнутые.
Фокусное расстояние тоже играет свою роль, и если с открытой диафрагмой вы сфокусируетесь на объекте, который находится вдалеке, глубина резкости будет шире. Аналогично, если объект находится ближе, она станет уже.
Самый простой способ контролировать глубину резкости — это настройки диафрагмы, и важный момент в данном процессе заключается в том, чтобы пропустить на матрицу достаточно света. Иными словами, при слабо открытой диафрагме, вы рискуете получить размытые фотографии.
Поэтому мы выстраиваем баланс между диафрагмой, ISO и выдержкой. То есть, настройки осуществляются через треугольник экспозиции. Чем шире открыта диафрагма, тем больше света пропускает объектив, тем более короткую выдержку можно использовать. То есть, чем меньше открыта диафрагма, тем более длинная выдержка потребуется для того, чтобы фотография оставалась четкой. На помощь приходит ISO. Чем выше этот показатель, тем меньшую выдержку вы можете использовать при узкой диафрагме.
Как на глубину резкости влияет камера
Сам фотоаппарат, с которым вы работает тоже вносит коррективы в настройки глубины резкости. В основном, вопрос касается матрицы камеры. Чем больше физический размер матрицы, тем более узкую глубину резкости вы можете получить.
Причина тому кроется в том, что вам понадобится либо большее фокусное расстояние, либо находиться физически ближе к объекту для того, чтобы получить тот же размер картинки, что и на камере с меньшей матрицей, а о результате фокусировки на ближнем объекте мы уже упоминали.
Поэтому полнокадровая матрица даст вам более узкую глубину резкости чем, например, APS-C.
Как на глубину резкости влияет объектив?
Фокусное расстояние дает существенный эффект на глубину резкости. Так длиннофокусный объектив создает больше размытия. 200мм объектив даст более узкую глубину резкости на том же расстоянии, на котором 20мм создаст большую.
Это будет незаметно в том случае, если объект занимает одну плоскость и значительное пространство кадра. Но при этом, вам придется подойти ближе с широкоугольным объективом и отойди дальше с телевиком.
Длиннофокусные объективы имеют более узкий угол обзора, потому в кадр попадает меньше окружения и размытие кажется сильнее. Это отлично срабатывает при съемке портретов.
Жанры съемок, в которых важна глубина резкости
Портреты, как людей так и животных, часто строятся на соотношении резкого переднего плана и размытого боке. Для таких кадров идеально подходят длинные фокусные расстояния и широко раскрытая диафрагма. Фокусироваться при этом нужно максимально точно.
При съемке пейзажей стоит использовать короткое фокусное расстояние, и диафрагму в районе f/1.16 или меньше. Фокусироваться стоит примерно на 1/3 от общей площади кадра. Это позволит максимально расширить область глубины резкости. Стоит также использовать штатив для того, чтобы уравновесить и стабилизировать камеру, если вы снимаете на длинной выдержке. В противном случае обязательно повысить ISO.
Макросъемка также требует размытого боке и максимальной резкости основного предмета в фокусе. Придется очень внимательно выставлять настройки, учитывая тот факт, что даже самая маленькая степень открытия диафрагмы сможет дать вам миллиметровую глубину резкости при самом близком расстоянии фокусировки. Будьте внимательны.
Для создания узкой глубины резкости лучше всего подходят стандартные объективы с фокусным расстоянием 50мм. Именно эти объективы максимально удачно имитируют область нашего зрения, что упрощает процесс построения композиции.
Два варианта для тех, кто снимает на камеры Canon и Nikon — это Canon 50мм f/1.2L и Nikon 50мм f/1.4. Эти объективы отлично справляются как с портретами, так и со многими другими типами съемок. По сути, они универсальны.
Основы фотографии #3
Возможные ответы на ключевые вопросы в конце второй части.
С длиннофокусным объективом удобно снимать удалённые объекты. Также, телеобъективы «уменьшают» глубину пространства, «приближают» фон к снимаемому объекту. В случаях, когда требуется сохранить пропорции объекта, его форму удобно пользоваться длиннофокусными объективами, например, в съёмке лицевого портрета. Наконец, с длиннофокусным объективом удобнее получать маленькую глубину резко изображаемого пространства. Подробнее о ней читайте в следующем разделе.
С широкоугольными объективами можно «охватить» большую часть пространства, что, чаще всего, необходимо в интерьерной фотографии. Также, короткофокусные объективы «увеличивают» глубину пространства, что помогает подчеркнуть динамику сюжета, положения предметов относительно друг друга. С широкоугольным объективом удобнее получать большую глубину резко изображаемого пространства.
Разберу вначале вторую съёмочную ситуацию.
Для того, чтобы сфотографировать модель среднего роста потребуется «охватить» около 2 м пространства «по высоте» или 2,4 м «по диагонали» (стороны кадра соотносятся в пропорции 2:3). Представьте, что вокруг модели построена и вертикально установлена прямоугольная рамка, расстояние между крайними вершинами рамки равно 2,4 м. 12,2 градуса – угол поля зрения объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм (указан в спецификации на web-сайте производителя). Используя определения тангенса и угла поля зрения объектива, вычислю расстояние до снимаемого объекта. Оно равно примерно 11 м. Помещение, удовлетворяющее поставленной задаче, должно представлять из себя узкий коридор.
При решении я предполагал, что в фотоаппарат установлен светочувствительный слой малого (узкого) формата. О размерах светочувствительных слоёв речь пойдёт в четвёртой части.
В первой съёмочной ситуации поле зрения слишком мало, чтобы «поместить» комнату в кадр. Сравните: закройте один глаз и посмотрите на комнату. Угол поля зрения человеческого глаза равен примерно 90-95 градусам, почти в 8 раз больше угла поля зрения используемого объектива.
Выбор будет зависеть от ряда условий:
Если вспышку использовать нежелательно и требуется наивысшее качество изображения, то я выберу светосильный дискретный объектив. Большая светосила (например, 1,4) позволит фотографировать в условиях с малой интенсивностью освещения, сохраняя режим работы светочувствительного сенсора приемлемым для получения наиболее качественных снимков.
Для динамичного мероприятия подойдёт стандартный объектив близкий к «короткому фокусу» (например, 24 или 35 мм), чтобы подчеркнуть динамичность происходящего. Для уютного ужина подойдёт стандартный или длиннофокусный объектив (например, 50 мм, 85 мм, 135 мм). Получится запечатлеть происходящее похожим на то, каким его видят участники. Также, появится возможность фотографировать слегка поодаль от участников и создавать акцент на лицах и эмоциях.
Удобно использовать два или три дискретных объектива, менять их во время съёмки и\или установить на два фотоаппарата.
При других условиях я воспользуюсь вариофокальным объективом с постоянной светосилой, например, равной 2,8.
Объективы могут отличаться полем зрения и светосилой, влиять на ощущение перспективы. Различные сюжеты требуют различных «обзоров» снимаемой сцены и создания различных перспективных эффектов. В съёмочных ситуациях, в которых интенсивность освещения мала, могут потребоваться возможности светосильного объектива.
Эффектными могут получиться снимки горных хребтов, водопадов и других природных рельефов, которые располагаются на большом расстоянии от фотографа.
Фотография дикой природы: птица крупным планом, хищник из окна автомобиля и т.д. Пейзажная фотография, когда дистанция съёмки велика. Например, фотография природных явлений: молнии в грозу или воронки тайфуна.
Что такое «глубина резко изображаемого пространства»?
Рассмотрю понятие по частям.
О каком изображаемом пространстве идёт речь? Я вижу окружающую себя реальность в объёме. Это означает, что я могу определить, как располагаются предметы по отношению друг другу. Например, рассматривая поверхность стола, я могу сразу установить, что копилка находится ближе ко мне, чем чашка и рисунок, прикреплённый к стене (см. рис. 1). Фотография – это плоское изображение.
Задача фотографа часто состоит в том, чтобы трёхмерную, объёмную, реальность – пространство – показать на плоском, двумерном, изображении. Таким образом, изображаемое пространство – это трёхмерное пространство, изображаемое на двумерной фотографии.
Рис. 1. Композиция из копилки, чашки и рисунка. В резкости копилка.
Что значит «резкое изображение»? Если я начну рассматривать копилку, то чашку и рисунок я буду видеть нерезкими, «расплывчатыми», «размытыми». Очень часто, рассматривая предметы, удалённые от меня на разное расстояние, одни я вижу резкими, чёткими, другие – нерезкими. Так устроена оптическая система человеческого глаза. По подобию устроена оптическая система фотоаппарата: одни предметы могут быть изображены на фотографии чёткими, а другие – «размытыми».
Что значит «резко изображаемое пространство»? Выше я показал, что копилка, чашка и рисунок находятся в пространстве. При этом копилка расположена ко мне ближе, чем чашка и рисунок, а чашка – ближе, чем рисунок. Если на фотографии и копилка, и чашка, и рисунок изображены чёткими (см. рис. 2), то три предмета находятся в границах резко изображаемого пространства. Если копилка изображается на фотографии чёткой, а рисунок «расплывчатым» (см. рис. 1), то это означает, что рисунок находится за пределами резко изображаемого пространства, а копилка находится в пределах резко изображаемого пространства.
Рис. 2. Композиция из копилки, чашки и рисунка. В резкости все объекты.
Добавлю в снимаемую сцену кисточку для рисования. Положу её рядом с копилкой так, чтобы и копилка, и кончик кисти находились на одинаковом расстоянии от меня. Сделаю снимок (см. рис. 3). Если копилка изображена в резкости на фотографии, то и кисточка будет изображена в резкости.
Какие выводы следуют из этих примеров? Резко изображаемое пространство – это ограниченное пространство. Такое, что находящиеся в нём предметы, будут изображены на фотографии резкими, чёткими.
Рис. 3. Композиция из копилки, чашки, рисунка и кисти.
Сделаю резюме. В предыдущих примерах я постарался показать, что нахождение предмета в резко изображаемом пространстве зависит от расстояния между мной и предметом. Резко изображаемое пространство ограничено передней и задней границами резкости. Все объекты, находящиеся дальше передней границы резкости, и, одновременно, ближе задней границы резкости, будут изображены на фотографии чёткими. И наоборот. Все предметы, находящиеся ближе передней границы резкости или дальше задней границы резкости, будут изображены на фотографии «размытыми». Таким образом, чтобы управлять «размытием» изображаемых объектов, мне необходимо управлять положением передней и задней границ резкости.
Расстояние между передней и задней границами резкости называется глубиной резко изображаемого пространства. Сокращённо, ГРИП. Расстояния от оптического центра объектива до передней и задней границ резкости, ГРИП измеряется в метрах, сантиметрах или миллиметрах.
Пример. Я настроил фотоаппарат таким образом, что передняя граница резкости находится на расстоянии от меня равном 76 см, а задняя граница резкости – 85 см. ГРИП равна 9 см (для расчёта я использовал калькулятор, ссылка на который приведена в конце статьи). Я навёл на резкость копилку, стоящую перед чашкой на расстоянии от меня равном примерно 80 см, и сделал снимок (см. рис. 2). Расстояние между копилкой и чашкой равно примерно 20 см, между копилкой и рисунком – примерно 160 см. На фотографии копилка получилась резкой, а чашка и рисунок – «размытыми» (см. рис. 4). Вдобавок, рисунок «размылся» сильнее, чем чашка.
Рис. 4. Фрагмент с копилкой – слева; фрагмент с копилкой, чашкой и рисунком – справа.
Попробуйте ответить на 1-ый вопрос самостоятельно, учитывая описание съёмочной ситуации.
Для ответа на 2-ой вопрос приведу замечание о силе, степени нерезкости.
Изображение предмета может быть «размытым» на фотографии настолько, что не будут видны его контуры, и будет сложно однозначно понять, какой предмет изображён. И наоборот. Изображение предмета может казаться резким, отчётливым, хотя оно «размыто». Степень нерезкости задаётся понятием «круг нерезкости».
Представьте очень маленькую круглую точку, например, пору кожи на лице человека, диаметром 0,01 мм. Если пора наведена на резкость, то диаметр изображения поры останется равным 0,01 мм. Если другая часть лица (не пора) наведена на резкость, то пора будет изображена на фотографии кругом, диаметр которого больше, чем диаметр объекта-поры.
Пусть диаметр круга, изображающего пору, равен 0,025 мм. Человек с нормальным зрением, рассматривающий фотографию с определённого расстояния, воспринимает объект следующим образом. Если пора на лице человека будет изображена в виде кружка с диаметром большим диаметра самой поры, то изображение точки будет казаться наблюдателю резким, чётким.
Таким образом, круг нерезкости – это изображение точки, которая не наведена на резкость. Если диаметр круга нерезкости не превышает определённого значения при просмотре изображения с определённого расстояния, то изображение кажется зрителю чётким. Например, круг нерезкости диаметром равным 0,025 мм при просмотре снимка на расстоянии 25 см будет казаться точкой.
Приведу ещё пример, показывающий относительность «резкости – размытости». Посмотрите на рис. 2. Чашка кажется такой резко изображённой, как и копилка, а рисунок слегка «размытым». Рис. 4 – фрагменты рис. 2 – демонстрирует, что резко изображена лишь копилка, а чашка и рисунок изображены менее резко, чем копилка.
Таким образом, максимальная чёткость изображения достигается лишь в плоскости наведения. В примере фокальная плоскость пересекается с передней поверхностью копилки (мордочка свинки), которую я наводил на резкость. Чем дальше точки пространства (предметы) от точки, которая наведена на резкость (передняя поверхность копилки), тем больше круг нерезкости, и тем более «размытыми» они видятся на фотографии. Однако, вся копилка в своём объёме и чашка видятся на фотографии чёткими, потому что круг нерезкости и размеры снимка достаточно малы.
Таким образом, глубина резко изображаемого пространства – это слой пространства, такой, что все предметы, находящиеся в нём, будут видеться на изображении достаточно чёткими. При этом максимальная чёткость изображения будет достигаться лишь в плоскости наведения.
Чтобы ответить на третий вопрос, определю три фактора, которые влияют на ГРИП. Перед этим, в завершение раздела покажу для чего необходимо управлять ГРИП.
Обратите внимание на рис. 1 и 2. На рис. 1 я показываю зрителю, что в композиции главным по смыслу объектом является копилка. Поэтому она изображена резко, на ней я стараюсь сконцентрировать внимание зрителя. «Размытые» предметы – по смыслу второстепенны.
Управляя ГРИП, помещая в резко изображаемое пространство объекты или выводя их из него, я влияю на восприятие фотографии зрителем. Определяю порядок, смысловую иерархию объектов в кадре. Управление ГРИП позволяет реализовать художественный эффект, который я обозначу как «фигура – фон». «Фигура» – главный по смыслу объект, «фон» – второстепенный. «Фигурой», как и «фоном», может выступать один или несколько объектов. Эффект «фигура – фон» соответствует модели визуального восприятия человеком окружающего мира.
Эффект «фигура – фон», как и любое другое выразительное средство, сам по себе не несёт художественной ценности. Если степень его применения не соответствует идее, то фотография может получиться техничной, но «пустой» по содержанию. Перед применением того или иного художественного эффекта задавайте себе вопросы: «Уместно ли здесь применение этого эффекта?» и «Если уместно, то в какой степени?»
Управление глубиной резко изображаемого пространства
На ГРИП влияют 0) размер светочувствительного слоя, 1) расстояние до объекта съёмки (РдоОС), 2) фокусное расстояние (ФР) и 3) значение диафрагмы (ЗД).
Размер светочувствительного слоя в конкретной модели фотоаппарата или классе фотоаппаратов неизменен, поэтому нулевое условие следует учитывать при работе с разными фотоаппаратами. Параметры светочувствительного слоя подробно рассматриваются в следующей, четвёртой части.
Расстояние до снимаемого объекта или дистанция фокусировки – это расстояние от плоскости фокусировки до оптического центра объектива. Оно измеряется в метрах, сантиметрах или миллиметрах. Связь расстояния до снимаемого объекта с глубиной резко изображаемого пространства следующая:
Рис. 5. Примеры малой ГРИП на малых дистанциях съёмки (меньше 25 см).
При использовании данной закономерности на практике важно следующее. Изменение расстояния до объекта при неизменном угле поля зрения влияет на кадрирование: в кадре появляются или исчезают объекты снимаемой сцены. Кадрирование – построение кадра, соглашение о том, что попадёт в кадр, а что останется за его пределами. Оно обусловливает композицию будущей фотографии.
Во второй части я рассказал о том, что фокусное расстояние объектива связано с его углом поля зрения. Также фокусное расстояние влияет на восприятие зрителем перспективы, на ощущение глубины пространства, «близости» фона к снимаемому объекту. Наконец, фокусное расстояние влияет на ГРИП:
Рис. 6. С увеличением фокусного расстояния уменьшается ГРИП, задняя граница резкости приближается к наблюдателю. Как следствие, изображение окна «размывается» сильнее с увеличением фокусного расстояния.
Вторая закономерность значима, например, в пейзажной и интерьерной фотографии. Во-первых, в случае с пейзажем, часто, необходимо получить достаточно большую ГРИП. Тогда на фотографии чёткими будут изображаться объекты, удалённые от точки съёмки на среднюю и дальнюю дистанции (средний и дальний планы), а в случае с интерьером – ещё и предметы, расположенные вблизи точки съёмки (передний план). Во-вторых, помимо достаточно большой ГРИП здесь важно сохранить поле зрения широким. Оба условия технически сочетаются друг с другом.
В случае с пейзажем, если сюжет разворачивается на большом расстоянии от фотографа, ГРИП увеличивается на основании первой закономерности. В случае с интерьером первая закономерность часто неприменима из-за необходимости резко изображать передний план.
Из первой части известно, что управление экспозицией, одновременно, как с помощью диафрагмы, так и с помощью затвора необходимо для реализации выразительных средств. Об одном из них, «фигура – фон», речь идёт в данной статье, о других я расскажу в пятой части «основ».
Диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, влияет на глубину резко изображаемого пространства:
Рис. 7 – 14 иллюстрируют данную закономерность:
Рис. 7. Значение диафрагмы равно 4.
Рис. 8. Значение диафрагмы равно 5,6.
Рис. 9. Значение диафрагмы равно 8.
Рис. 10. Значение диафрагмы равно 11.
Рис. 11. Значение диафрагмы равно 16.
Рис. 12. Значение диафрагмы равно 22.
Рис. 13. Значение диафрагмы равно 32.
Рис. 14. Значение диафрагмы равно 40.
Целесообразно принимать во внимание, что значение диафрагмы влияет на степень искажений объектива и экспозицию.
При значениях диафрагмы выше 11 из-за эффекта дифракции начинает снижаться качество изображения (см. рис. 15). Подробнее об искажениях объектива и качестве создаваемого им изображения Вы можете узнать из соответствующей статьи.
Рис. 15. Фрагменты снимков, сфотографированных со значениями диафрагмы равными 8 (слева) и 40 (справа).
Также, чем больше значение диафрагмы, тем меньше диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, и тем меньше света проходит через объектив. Соответственно, мне необходимо позаботиться о достаточности экспозиции: удлинить выдержку или увеличить интенсивность освещения снимаемой сцены.
Я показал три закономерности, которыми предлагаю пользоваться для управления ГРИП на практике и, соответственно, для реализации эффекта «фигура – фон». Они действуют одновременно и независимо друг от друга. На их основе сделаю несколько замечаний.
Замечание #1. Масштаб изображения
Первое замечание касается первой закономерности. Когда я меняю расстояние до снимаемого объекта, то меняю построение кадра. Также я меняю масштаб изображения – линейные размеры изображённого на светочувствительном слое объекта относительно его реальных размеров. Впервые, это понятие введено во второй части «основ». Здесь приведу пример для пояснения.
Если размер светочувствительного слоя по высоте равен 2,4 см, а высота объекта, занимающего горизонтальный кадр целиком: от низа до верха, – равна 4,8 см, то масштаб изображения равен 0,5.
Когда изображения одного и того же снимаемого объекта имеют одинаковый размер на двух или более снимках, то говорят, что ведётся съёмка в равном масштабе или равномасштабная съёмка.
Замечание #2. Равномасштабная съёмка
Второе замечание касается ситуаций, когда используется вариофокальный объектив для съёмки заданного сюжета. Например, я снимаю лицевой портрет. Так как построение кадра (положения объектов снимаемой сцены относительно точки съёмки) неизменно, то размер изображённого лица будет постоянным. Другими словами, ведётся равномасштабная съёмка.
Я могу сохранить масштаб изображения и в случае, когда отойду от снимаемого объекта и пропорционально увеличу фокусное расстояние, и в случае, когда приближусь к снимаемому объекту и, соответственно, пропорционально уменьшу фокусное расстояние. Изменится ли глубина резко изображаемого пространства?
В общем случае, изменится. Но, если выполняются одновременно следующие два условия, то она останется примерно постоянной:
Приведу пример. Вы используете объектив с фокусным расстоянием равным 50 мм и фотографируете объект, удалённый от вас на 1 м (1 м много больше 0,05 м). Также, передняя граница резкости расположена на расстоянии равном 0,8 м от точки съёмки и задняя граница резкости находится на расстоянии равном 1,2 м от точки съёмки. Если Вы отойдёте от снимаемого объекта на 1 м (дистанция съёмки станет равной 2 м) и измените фокусное расстояние объектива до 100 мм (2 м много больше 0,1 м), то положение передней и задней границ резкости не изменится. Значит, глубина резко изображаемого пространства не изменится.
Если хотя бы одно из 2-ух условий нарушается, то при изменении фокусного расстояния в равномасштабной съёмке ГРИП также изменится.
Так происходит в макросъёмке, когда расстояние до снимаемого объекта мало и сравнимо с фокусным расстоянием. Или в случаях, когда передняя граница резкости находится на расстоянии меньшем 3/4 дистанции съёмки, или задняя граница резкости расположена на расстоянии, превышающим дистанцию съёмки более чем в 1,5 раза. Например, съёмка ведётся со значением диафрагмы достаточно большим, чтобы не выполнялось 2-ое условие.
На практике суть второго замечания можно применить следующим образом. Чем больше масштаб изображения и меньше значение диафрагмы, тем свободнее можно изменять дистанцию съёмки, не волнуясь за изменение ГРИП. Она останется примерно постоянной.
Для чего может понадобиться менять расстояние до снимаемого объекта в равномасштабной съёмке? Для того, чтобы «сэкономить» пространство, в котором ведётся съёмка или установить более глубокий эмоциональный контакт с моделью. Или, наоборот, Вы можете дать модели больше личного пространства.
Замечание #3. Симметричность положений передней и задней границ резкости относительно плоскости наведения
В общем случае передняя и задняя границы резкости удалены на различное расстояние от снимаемого объекта. Другими словами, они расположены ассиметрично относительно фокальной плоскости (см. рис. 14). А именно, чем больше дистанция съёмки, тем ближе передняя граница резкости к снимаемому объекту и тем дальше от него задняя граница резкости.
При определённом расстоянии, которое обозначу h, передняя граница резкости будет «отстоять» от оптического центра объектива на расстоянии равном половине h, а задняя граница резкости «отодвинется» настолько далеко, что ею можно будет пренебречь. Таким образом, все объекты, удалённые от оптического центра объектива на расстояние большее или равное половине h, будут изображены достаточно резко.
Такой вывод удобно использовать в пейзажной и интерьерной фотографии.
Как посчитать расстояние, обозначенное h? Можно воспользоваться следующей формулой:
где f – фокусное расстояние объектива (мм), c – диаметр допустимого круга нерезкости (мм), N – значение диафрагмы (1,4; 2 и проч.) Как я упоминал ранее, диаметр допустимого круга нерезкости можно выбрать равным 0,015 мм.
Расстояние, обозначенное h, называется гиперфокальным расстоянием.
Приведу пример того, как можно применить на практике третье замечание. Я хочу сфотографировать морское побережье так, чтобы прибрежные дома на переднем плане и скальный маяк на заднем плане изобразились резко. Один из домов, значимых для композиции будущего снимка, находится на расстоянии 15 метров от точки съёмки. Гиперфокальное расстояние для моего объектива с фокусным расстоянием равным 50 мм и оптимальным значением диафрагмы N = 8 равно 20,8 м. Нахожу объект в пространстве (например, дерево), который удалён от меня примерно на 21 м. Навожу его на резкость в режиме ручной фокусировки. Затем строю желаемый кадр и делаю снимок. Я могу быть уверенным, что значимые объекты будут изображены на фотографии достаточно резкими.
Обращаю внимание, что в предыдущем примере я получу похожий результат, если сфокусируюсь «на бесконечности». Достаточно навести на резкость сильно удалённый от меня объект, например, маяк. Фокусирование «на бесконечности» отличается от фокусирования на гиперфокальном расстоянии двумя особенностями.
Во-первых, при наведении «бесконечности» на резкость изображение дома на переднем плане будет более «размытым», чем при фокусировании на гиперфокальном расстоянии.
Во-вторых, при наведение «бесконечности» на резкость максимальная резкость изображения будет выше, чем при фокусировании на гиперфокальном расстоянии.
В некоторых съёмочных ситуациях «выигрыш» в ГРИП при фокусировании на гиперфокальном расстоянии имеет ключевое значение.
Приведу второй пример. Я фотографирую интерьер комнаты. Значимые объекты, которые должны быть изображены достаточно резкими, располагаются на расстоянии большем 2 м от точки съёмки. Чтобы «поместить» комнату в кадр, я использую широкоугольный объектив с фокусным расстоянием равным 24 мм. Для съёмки выберу значение диафрагмы равное 11. Гиперфокальное расстояние равно примерно 3,5 м. Навожу на резкость объект, удалённый от меня на 3,5 м, строю кадр и спускаю затвор. Я могу быть уверенным, что изображения объектов в комнате, удалённых от меня не менее, чем на 1,7 м, получаться достаточно резкими.
Существуют ли ситуации, в которых равны расстояния между передней и задней границами резкости относительно фокальной плоскости? Да, существуют. Для этого должны быть выполнены одновременно 2-а условия, указанные во втором замечании.
Здесь я завершу описание возможностей и особенностей ГРИП. Научившись управлять ГРИП, Вы пополните свой арсенал ещё одним выразительным средством фотографии.
Для точного расчёта ГРИП, положения передней и дальней границ резкости, гиперфокального расстояния Вы можете воспользоваться специальным калькулятором, например, таким. Или найти и скачать расчётную программу на своё мобильное устройство.
Следующие ключевые вопросы и упражнения помогут Вам закрепить и углубить полученные знания.