Что такое глушение на гитаре
Глушение струн на гитаре
Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.
Обозначение на табулатуре
На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.
Глушение струн на гитаре правой рукой
Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи усилителя. Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.
Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.
Как правильно глушить струны ладонью
В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется стаккато-эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.
Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:
Глушение струн левой рукой
Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.
Дэмпинг
Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре слайдом, потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.
Пауэр-аккорды с глушением струн
Пауэр-аккорды (power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.
Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.
Упражнение на технику глушения струн
Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.
Упражнение 1. Играйте даунстроком.
Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.
Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.
Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.
Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.
Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.
Упражнение 11. Данное упражнение играйте переменным штрихом.
Каждый из предложенных способов не является уникальным, поэтому Вы сможете играть гораздо лучше и чище, используя все перечисленные приемы комплексно. Тренируйтесь и совершенствуйте свое мастерство!
Как глушить струны на гитаре. Примеры и описание всех видов глушения на гитаре
Если вы играете правой рукой, поставьте левую часть ладони возле бриджа. Примечания: чем ближе к бриджу вы поставите ладонь во время глушения, тем более четкой будет нота. Чем дальше ваша ладонь, тем больше глушение звука. Когда у вас будет больше опыта, вы сможете достигнуть любой степени глушения звуков, изменяя давления и положения ладони.
Легко надавите рукой на струны.
Сыграйте ноту или аккорд, регулируя количество оказываемого давления на струны, пока степень глушения звука не станет достаточно сильной. Двигайте рукой не только вверх и вниз, но также направо и налево.
Если вы будете слишком сильно давить на струны, нота не будет звучать, а если вы давите слишком слабо, не будет эффекта глушения. Если между нотами нет разницы в звучании, вы давите на струны слишком сильно. Если вы будете давить на струны слишком слабо, вы услышите неприятный звук. Продолжайте тренироваться и оказывать разное давление на струны, чтобы добиться желаемого результата.
Видео
Глушение струн левой рукой
Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.
Дэмпинг
Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре слайдом, потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.
Пауэр-аккорды с глушением струн
Пауэр-аккорды (power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.
Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.
Глушение струн. Практические упражнения для отработки приемов
Простой гитарный штрих с глушением
Рассмотрим на примере известного боя Четверки у начинающих гитаристов
Упражнение
В этом примере необходимо глушить первый два удара с помощью «P.M.», следующие два удара играются открытыми.
Здесь необходимо поймать ритм, при этом грамотно извлекать звуки и держать ребро ладони на струнах.
Глушение на гитаре левой рукой
При игре боем с аккордами баррэ
Глушение отдельных струн
Существует практика приглушения струн, не входящие в гармонию, дабы избежать не только лишних призвуков, но и ненужного звучания. Если необходимо «убрать» соседнюю верхнюю (3 – 3, где 3 – X, смотрите пример на фотографии), то нужно «прикрыть» её подушечкой пальца (но не зажимать!).
Кроме того, иногда требуется «замьютить» более одной струны в аккорде. Тогда можно применять третью фалангу (ближе к основанию пальца) или средний сустав. Всё зависит от конкретной гармонии. Порой приходиться исхитриться, чтобы верно её поставить.
Какие еще инструменты преподают в нашей музыкальной школе
Кроме гитарных уроков и мастерклассов, в школе FMusic мы преподаем:
Хотите научиться играть на чем-то еще или петь? Приходите на первый бесплатный урок и попробуйте себя в качестве вокалиста, пианиста, скрипача или любого другого музыканта.
Музыка — это всегда весело интересно и увлекательно. Начните заниматься уже сегодня и в течение месяца вы выйдите на новый уровень игры на любом инструменте.
Как глушить струны на гитаре
Важным приемом игры на гитаре является глушение струн, без которого владение инструментом не будет полноценным. Этот прием помогает акцентировать ритм, добавить в игру перкуссионную составляющую, сосредоточить внимание на отдельных нотах, играя штрихом стаккато.
Существует несколько видов глушения, которые могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.
Глушение струн левой рукой
Глушение можно осуществлять просто ослабляя давление пальцев левой руки на струны. Такой метод позволяет не прерывать бой по струнам, извлекая, в периоды глушения, характерные шаркающие звуки, подчеркивающие ритм. Вспомните известное вступление в песни Nirvana – Smells Like Teen Spirit. В нем как раз используется данный метод глушения.
Кроме того, можно глушить только некоторые струны в аккорде, акцентируя на них внимание и не издавая лишних звуков. Таким методом очень часто пользуются в рок музыке, играя только на басовых струнах аккорда. Такой прием используется в песне Blur – Song 2. Либо, как показано на картинке ниже, заглушают ненужную басовую струну, и играют только по нижним.
Глушение правой рукой
Глушение струн правой рукой также отлично работает для создания ритмической составляющей. Для этого музыкант, после извлечения нот или аккорда, кладет пальцы на вибрирующие струны, полностью заглушая их. Таким образом можно играть бой на гитаре как отчетливое стаккато.
Если при глушении палец приложить к струне с большей силой, то вы получите характерный перкуссионный звук удара по струне, тем самым еще больше акцентируя внимание на ритме песни.
Прием palm mute
Этот прием боя на гитаре крайне популярен в блюзе, джазе и рок музыке. Музыкант кладет ребро правой руки на струны, полностью заглушая их, а пальцами правой руки, либо зажатым в них медиатором, извлекает звук из заглушенных струн.
Появляется характерный короткий, пружинящий звук. Ослабляя и усиливая нажим ребра кисти правой руки можно регулировать длину звучания извлекаемых нот, тем самым регулируя динамику песни. Известная композиция с использованием приема palm mute: вступление The Cure – Plastic Passion.
Gruvgear FratWraps: теперь мы знаем, как глушить струны на гитаре
Согласитесь, что очень часто нам музыкантам необходимы дополнительные аксессуары для глушения струн. И в данном случае не важно, играете ли вы двуручным теппингом или бесконечно извлекаете два квинтаккорда, играете на чистом звуке или перегрузе. Неважно даже то, сколько педалей шумоподавления вы используете в цепи эффектов – дополнительные призвуки, как ни печально, есть почти всегда даже у самых именитых музыкантов. И если на репетиции это не так заметно и не так критично, то во время живого выступления на хорошем оборудовании и уж тем более во время студийной записи «шероховатости» и «грязь» в звуке могут сильно подпортить впечатления слушателя.
Как глушили струны раньше?
Годами гитаристы выдумывали десятки элегантных и не очень способов глушения струн с помощью подручных средств. Среди наиболее популярных можно выделить традиционные резинки для волос, натянутые на гриф, завязанные вокруг грифа полотенца, ватные диски и даже наклейка скотча на струны. Но наконец-то про все эти ухищрения можно забыть – специалисты компании GruvGear разработали простое и изящное решение проблемы глушения струн и избавления музыкального микса от лишних нот и призвуков.
Gruvgear FretWraps – профессиональные заглушки для струн
Заглушки FretWraps выпускаются в различных цветовых решениях (от классического черного и серого до ярко-салатового и красного). Как видно на картинке ниже, они представляют собой мягкую ворсистую прокладку, которая имеет липучку (велькро) с обратной стороны. Материал прокладки подобран таким образом, чтобы надежно глушить струны любой толщины и достаточно плотно прижиматься кгрифу, но не пережимать струны и не влиять на строй инструмента.
Плотность прижатия «подушечки» к струнам и грифу регулируется с помощью упомянутой выше липучки– она размещена на ремешках из эластичного материала, благодаря чему подобрать наиболее удачное положение можно абсолютно на любой гитаре. Отметим, что липучка произведена очень качественно и не изнашивается даже после года интенсивного использования – лично уменя ворс на велькро не стал мягче даже несмотря на постоянное воздействие влаги и пыли, частое перемещение заглушки FretWraps вдоль грифа и практически ежедневное изменении силы прижатия подушечки к грифу.
Глушить струны на гитаре при помощи Gruvgear FretWraps удобно еще и благодаря минималистичности конструкции – заглушка вешается на гриф за пару секунд и вам не нужно ее снимать: просто передвиньте заглушку за верхний порожек, если она вам не нужна, или верните обратно на гриф во время игры тех партий, в которых нет открытых струн и важна чистота исполнения.
Оптимальное расположение заглушки – 1-3 лад, именно исходя из толщины грифа в данной области и формировались размеры FretWraps (о них поговорим чуть ниже). При этом стоит помнить о рациональном выборе силы зажима заглушки – это не каподастр, поэтому не стоит затягивать ремешки так, чтобы струны прижимались к ладам. Сильное прижатие не сделает звучание инструмента более чистым, однако может негативно сказаться на строе гитары – при этом слабый зажим избавит вас лишь от части призвуков. Старайтесь выбрать золотую середину и помните, что правильно затянутая заглушка свободно двигается в диапазоне 1-7 лад, но при этом она не должна давать звучать открытым струнам.
Наибольший эффект применения Gruvgear FretWraps заметен при игре теппинговых партий с перегрузом. Теперь вы сможете навсегда забыть о необходимости добавления в цепь эффектов нескольких нойз-гейтов, уничтожающих динамику и сочность звучания, а также о муках с постановкой правой и левой руки для глушения не участвующих в игре струн. Вам больше не придется думать о том, как глушить струны при игре на концерте и во время записи – простое и элегантное решение от GruvGear сделает вашу игру максимально чистой.
Компания-производитель разработала 3-ступенчатую шкалу размеров заглушек – все из них доступны в интернет-магазине Струнки.ру:
На сегодняшний день мы являемся эксклюзивным официальным дилером продукции Gruvgear и гарантируем высойчайшее качество всей представленной на сайте продукции.
Глушение струн указательным пальцем
В этом видео подробно рассмотрена техника глушения вышележащей струны указательным пальцем левой руки. Развеяны мифы о мнимых недостатках этой техники, появившиеся в результате банального непонимания геометрии указательного пальца, а также его механики зажатия струн в блюзовом и классическом хватах. В видеоуроке на этот счет даны подробные объяснения. Кроме того, приведен ряд примеров, когда умение глушить вышележащую струну на гитаре указательным пальцем существенно облегчает игру на электрогитаре, обеспечивая должную степень чистоты. Также продемонстрированы ситуации, в которых от данной техники лучше отказаться.
Мифы о нецелесообразности глушения указательным пальцем
Миф № 1 говорит нам о том, что, если я буду зажимать первым пальцем третью струну, к примеру, а четвёртой (она у меня оказывается в качестве вышележащей) я буду касаться этим же пальцем, у меня пострадает зажатие третьей струны. То есть при хаммер-пуллах, при извлечении этой ноты, у меня может возникнуть просадка по динамике относительно других нот, которые зажаты, например, вторым — третьим, или третьим — четвертым. Неважно. На мой взгляд, этот миф родился от непонимания, так скажем, вообще всего процесса — как, что строится при зажатии струны.
Классический хват. Начнем с него. Первый палец у нас располагается так, что прижатие осуществляется боковиной. У нас на смыкание (большой и указательный палец), они приходят боком друг к другу. То есть, в классическом хвате не может быть такой ситуации, когда мы зажимаем серединой подушечки пальца. Зажатие осуществляется боком. Это очень легко проверить. Любой желающий может взять поставить первый палец левой руки, например, на третий лад и дотянуться четвёртым (мизинцем), допустим, до седьмого, восьмого ладов. И, я уверен, что подавляющее большинство людей (у которых не было, ни травм, ничего такого с левой рукой) заметят, что первый палец у нас ложиться на бок. Что нам это даёт? Боковина, она всё-таки несколько жестче, чем середина, и сопоставима с кончиком непосредственно пальца. Поэтому жёсткость прижатия здесь теряться не может.
Кроме того, вторая позиция по этому вопросу. Глушение вышележащей струны указательным пальцем подразумевает под собой не нависание первого пальца над лишней струной, а касание её снизу. Это большая разница. То есть, если я буду пытаться нависать над струной, я в любом случае её смогу зажать. Или у меня может пострадать прижимная поверхность. Это факт. Но глушение осуществляется именно, подпиранием струны снизу. Что такое нависание? Нависание — это когда мы берём, и непосредственно сверху касаемся фалангой пальца струны. А подпирание происходит снизу. То есть, зажимая нижележащую струну, мы просто коснулись ее снизу. Если эти параметры выполнены, то никаких проблем не будет.
Блюзовый хват. Здесь фишка в том, что у нас пальцы стоят под углом. В блюзовом хвате три точки взаимодействия левой руки и грифа. Прижимная поверхность и прижимные пальцы оказываются у нас под углом. Если я буду смещать прижимную поверхность так, чтобы коснуться вышележащей струны снизу (это ключевой момент), то можно будет заметить, даже по отпечаткам, что у меня не смещается прижимная точка по вертикали моего пальца. Она смещается относительно центра по горизонтали. Опять-таки, жёсткость не страдает. Если говорить про людей, у которых фаланги маленькие (например, это могут быть девушки, подростки тринадцати-четырнадцати лет, у кого рука ещё не вытянулась), то здесь надо смотреть индивидуально. Но в остальных случаях у подавляющего большинства людей проблем никаких не бывает. Это я могу сказать по собственному опыту.
Ещё один момент, касающийся этого мифа. Если пальцы у нас будут стоять слишком перпендикулярно, не огибая гриф как положено, само собой, у нас прижимной поверхности не хватит. То есть, чем более перпендикулярен палец на кладке грифа, тем меньше у нас прижимная поверхность остаётся для осуществления зажатия струны. Если палец у нас будет огибать струны, то есть, он ляжет и будет огибать у нас кладку грифа, касаясь нижележащих струн и одной вышележащей, то никаких проблем не будет. Прижимная поверхность увеличится. Так что, если выполняются все эти параметры, всё будет хорошо и глушение вышележащей струны на гитаре первым пальцем не принесёт никакого дискомфорта.
Миф № 2. Если я буду глушить вышележащую струну первым пальцем, у меня может случиться двухструнное, трёхструнное барре, и первый палец прижмёт нижележащие струны, и они зазвенят. Будет грязь. Почему это тоже неправда? Дело в том, что глушение нижележащих струн указательным пальцем осуществляется за счёт двух параметров.
Первый параметр — это форма самого пальца. То есть, он может быть у нас прямой, дугообразный. И второй параметр — это положение руки вот по этой вот оси (см. 6.14 мин.). Это важный момент. Если у меня палец прямой, как бы я ни манипулировал вот этим положением, я волей-неволей буду зажимать барре. То есть, у меня практически не будет некого среднего положения. У меня получится так, что-либо я убираю прижимную поверхность, и у меня тогда открываются нижележащие струны, либо я наоборот тащу слишком сильно на себя, и у меня, как минимум одна нижележащая струна начинает звенеть. Это само собой тоже плохо.
И второй момент, если первый палец у нас принимает корректную форму, то есть, он слегка дугообразный, обязательно изгиб в этой фаланге (см. 6.55 мин), то мы получаем манипулируемую поверхность, которая может у нас глушить нижележащие струны достаточно точно. Если у нас выполнены условия изгиба, дальше мы манипулируем непосредственно положением руки вот по вот этой вот оси (см. 7.12 мин). Оттяну руку на себя, получу зажатие нижележащих струн. Оттяну руку чуть-чуть вперёд, ровно настолько, чтобы коснуться нижележащих струн, значит, они у меня будут заглушены. Если эти параметры соблюдаются, то опять-таки нижележащие струны не зазвучат.
То же самое происходит с блюзовым хватом. Распрямляем палец — получаем барре. Чуть-чуть делаем изгиб в фаланге, получаем — глушение. Плюс корректное положение по озвученной нами ранее оси. В результате получается, что оба этих мифа о том, что якобы глушение первым пальцем вышележащей струны это негативная техника — действительно не более, чем додумки и догадки. В любом случае, конечно же, надо исходить, повторюсь, от размера фаланг человека. Люди с маленькими фалангами действительно могут испытывать дискомфорт. Поэтому нужно пробовать, анализировать и делать объективные выводы самостоятельно, нужна ли вам эта техника или не нужна.
Подробную демонстрацию ситуаций, когда техника глушения вышележащей струны указательным пальцем полезна, а когда от нее лучше отказаться, смотрите на видео.
Вывод
Итак, всё-таки стоит ли учиться глушить вышележащую струну на электрогитаре указательным пальцем? Конечно же, думать всегда надо своей головой. Не воспринимать за истину в последней инстанции ролики на YouTubе. У одного человека может быть одна позиция, у другого — другая, у третьего — третья. В любом случае, думать нужно своей головой, анализировать и делать уже выводы самостоятельно для себя. Стоит ли, например, что-то осваивать, тратить время на освоение какой-то техники, или не стоит. На мой взгляд ситуация такая. Глушение первым пальцем эта полезная техника и приём. Как я уже сказал в данном видео, можно привести кучу примеров, когда эта техника действительно в разы облегчает выполнение такого параметра, как частота. Конечно же, бывают случаи, когда пользоваться ей не нужно. Моя позиция такова, что освоить этот приём нужно, это полезно. А когда его применять и когда его не примять, и применять ли вообще, это уже личное дело каждого.