Гидромеханические передачи автомобилей БелАЗ как трехступенчатые, так и пятиступенчатые, состоят из согласующей передачи, гидротрансформатора, коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы.
Согласующая передача одноосного тягача БелАЗ-531 имеет дополнительно вал отбора мощности, смонтированный в одном. картере и служащий для привода масляных насосов системы управления скрепером
В гидромеханической передаче одноосного тягача БелАЗ-531 тормоз-за-медлитель отсутствует и имеется дополнительная коробка, привод которой осуществляется с выходного вала коробки передач.
Детали этих гидротрансформаторов невзаимозаменяемые.
В процессе эксплуатации автомобиля в гидромеханической передаче могут возникнуть некоторые неисправности (см. табл. 2).
Таблица 2 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
1. Отсутствует давление масла в главной магистрали при нейтральном положении рычага переключения ступеней
Неисправен датчик или указатель давления
Нет масла в гидромеханической передаче
Поломка переднего насоса или его привода (пятиступенчатая гидромеханическая передача)
5. Быстрое повышение температуры масла при движении автомобиля на горизонтальном участке дороги
Неисправен термометр
Повреждены детали гидротрансформатора (повреждение определяется по наличию алюминиевой стружки в фильтрах и пониженному давлению в гидротрансформаторе)
Повышенный уровень масла в гидромеханической передаче
Заклинило муфту свободного хода реактора (автомобиль не развивает максимальную скорость движения)
Повреждены детали коробки передач
Не выключается тормоз-замедлитель
Отсутствует или низкое давление масла в гидротрансформаторе
Неисправен датчик
Замените прибор
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали
Установите требуемый уровень масла
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали
Перегорела плавкая вставка или обрыв в цепи питания, неисправность пульта управления Неисправен электромагнит Заклинило золотник управления фрикционом или пилота в выключенном положении
Поврежден фрикцион
Проверьте наличие тока контрольной лампой на клеммах электромагнита соответствующей ступени.
Замените плавкую вставку.
Устраните обрыв в цепи питания Замените или отрегулируйте пульт управления
Разберите узел, промойте детали и соберите
Разберите коробку передач, замените фрик-цион
7. Скорость автомобиля не соответствует включенной ступени коробки передач
Проверьте состояние магистрали питания, питателя и датчика давления (засорен-ность дроссельных отверстий, положение питателя, датчика), руководствуясь схемой гидравлической системы. Устрге ните дефекты
11. Гидротрансформатор не разблокировывается при частоте вращения коленчатого вала менее 25 с-1 (1500 об/мин)
Гидромеханические передачи автомобилей БелАЗ как трехступенчатые, так и пятиступенчатые, состоят из согласующей передачи, гидротрансформатора, коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы.
Согласующая передача одноосного тягача БелАЗ-531 имеет дополнительно вал отбора мощности, смонтированный в одном. картере и служащий для привода масляных насосов системы управления скрепером
В гидромеханической передаче одноосного тягача БелАЗ-531 тормоз-за-медлитель отсутствует и имеется дополнительная коробка, привод которой осуществляется с выходного вала коробки передач.
Детали этих гидротрансформаторов невзаимозаменяемые.
В процессе эксплуатации автомобиля в гидромеханической передаче могут возникнуть некоторые неисправности (см. табл. 2).
Таблица 2 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
1. Отсутствует давление масла в главной магистрали при нейтральном положении рычага переключения ступеней
Неисправен датчик или указатель давления
Нет масла в гидромеханической передаче
Поломка переднего насоса или его привода (пятиступенчатая гидромеханическая передача)
5. Быстрое повышение температуры масла при движении автомобиля на горизонтальном участке дороги
Неисправен термометр
Повреждены детали гидротрансформатора (повреждение определяется по наличию алюминиевой стружки в фильтрах и пониженному давлению в гидротрансформаторе)
Повышенный уровень масла в гидромеханической передаче
Заклинило муфту свободного хода реактора (автомобиль не развивает максимальную скорость движения)
Повреждены детали коробки передач
Не выключается тормоз-замедлитель
Отсутствует или низкое давление масла в гидротрансформаторе
Неисправен датчик
Замените прибор
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали
Установите требуемый уровень масла
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали
Перегорела плавкая вставка или обрыв в цепи питания, неисправность пульта управления Неисправен электромагнит Заклинило золотник управления фрикционом или пилота в выключенном положении
Поврежден фрикцион
Проверьте наличие тока контрольной лампой на клеммах электромагнита соответствующей ступени.
Замените плавкую вставку.
Устраните обрыв в цепи питания Замените или отрегулируйте пульт управления
Разберите узел, промойте детали и соберите
Разберите коробку передач, замените фрик-цион
7. Скорость автомобиля не соответствует включенной ступени коробки передач
Проверьте состояние магистрали питания, питателя и датчика давления (засорен-ность дроссельных отверстий, положение питателя, датчика), руководствуясь схемой гидравлической системы. Устрге ните дефекты
11. Гидротрансформатор не разблокировывается при частоте вращения коленчатого вала менее 25 с-1 (1500 об/мин)
1. Отсутствует давление масла в главной магистрали при нейтральном положении рычага переключения ступеней
Неисправен датчик или указатель давления Нет масла в гидромеханической передаче Поломка переднего насоса или его привода (пятиступенчатая гидромеханическая передача) Повреждение насоса (трехступенчатая гидромеханическая передача) Разрушение соединительного вала привода насоса (трехступенчатая гидромеханическая передача)
Замените прибор Залейте масло и установите требуемый уровень Замените насос или вышедшие из строя детали привода Слейте масло из поддона, снимите поддон и замените насос Снимите согласующий редуктор и замените вал
2. Давление масла в главной магистрали при нейтральном положении рычага переключения ступеней значительно отличается от требуемого
Неисправен датчик или указатель давления Недостаточный уровень масла в гидромеханической передаче Засорение фильтрующих элементов фильтра и маслозаборника Неисправен насос ГМП Заклинил золотник или толкатель редукционного клапана
Замените прибор Долейте масло, установив требуемый уровень Разберите фильтры и промойте фильтрующие элементы Проверьте насос. Произведите переборку насоса или замените его Разберите клапан, промойте детали, произведите регулировку
3, Резко понижается давление масла в главной магистрали при включении ступени
Изношены или повреждены уплотнения цилиндров фрикционов, ведущего вала или распределителей
Разберите коробку передач, замените изношенные или поврежденные детали
4. Отсутствует или низкое давление масла в гидротрансформаторе
Неисправен датчик или указатель давления Неисправен насос ГМП или его привод Изношено уплотнение ступицы насосного колеса Утечка по соединению кожух-насосное колесо Заклинил золотник регулятора давления гидротрансформатора
Замените прибор
См. п. 1 Разберите гидротрансформатор, замените изношенные детали Проверьте затяжку гаек соединения, при необходимости замените уплотнительное кольцо Разберите клапан, промойте детали, произведите регулировку
5. Быстрое повышение температуры масла при движении автомобиля на горизонтальном участке дороги
Неисправен термометр Повреждены детали гидротрансформатора (повреждение определяется по наличию алюминиевой стружки в фильтрах и пониженному давлению в гидротрансформаторе) Повышенный уровень масла в гидромеханической передаче Заклинило муфту свободного хода реактора (автомобиль не развивает максимальную скорость движения) Повреждены детали коробки передач Не выключается тормоз-замедлитель Отсутствует или низкое давление масла в гидротрансформаторе Неисправен датчик
Замените прибор Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали Установите требуемый уровень масла Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные детали Разберите коробку передач, замените поврежденные детали См. п. 9 См. п. 4 Замените прибор
6. Не включаются ступени коробки передач
Перегорела плавкая вставка или обрыв в цепи питания, неисправность пульта управления Неисправен электромагнит Заклинило золотник управления фрикционом или пилота в выключенном положении
Проверьте наличие тока контрольной лампой на клеммах электромагнита соответствующей ступени. Замените плавкую вставку. Устраните обрыв в цепи питания Замените или отрегулируйте пульт управления Замените электромагнит Разберите узел, промойте детали и соберите
Разберите коробку передач, замените фрик-цион
7. Скорость автомобиля не соответствует включенной ступени коробки передач
Проверьте правильность подсоединения про водов к пульту управления и электро магнитам Замените электромагнит Разберите механизм, промойте детали и со берите
8. Автомобиль движется при нейтральном положении рычага переключателя ступеней (электромагниты обесточены)
Заклинило золотник управления фрикционом или пилота во включенном положении Спекание дисков фрикционов
Замените электромагнит Разберите узел, промойте детали и соберите Разберите коробку передач, замените фрикцион. Проверьте давление в главной магистрали и в системе смазки
9. Не включается или не выключается тормоз-замедлитель
Перегорела плавкая вставка или обрыв в цепи питания (пятиступенчатая ГМП) Неисправен электромагнит (пятиступенчатая ГМП) Не поступает воздух к механизму управления (трехступенчатая ГМП) Заклинило золотник механизма управления тормозом-замедлителем или привода Заклинило поршень механизма управления (трехступенчатая ГМП) Зависание грибкового клапана механизма управления тормозом-замедлителем (пятиступенчатая ГМП)
См. п. 6 Замените электромагнит Проверьте воздушную систему Разберите механизм, промойте детали То же Разберите механизм и устраните зависание клапана
10. Гидротрансформатор не блокируется при максимальной скорости движения автомобиля (пятиступенчатая ГМП)
Нарушена регулировка клапана
Заклинило золотник клапана блокировки гидротрансформатора Отсутствует давление управления золотником клапана блокировки (определяется по манометру, подсоединяемо му в канал, закрытый контрольной пробкой 1/8″)
Отрегулируйте клапан
Разберите клапан, промойте детали, соберите, произведите регулировку Проверьте состояние магистрали питания, питателя и датчика давления (засорен-ность дроссельных отверстий, положение питателя, датчика), руководствуясь схемой гидравлической системы. Устрге ните дефекты
11. Гидротрансформатор не разблокировывается при частоте вращения коленчатого вала менее 25 с-1 (1500 об/мин)
На самосвалах установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача, обеспечивающая получение пяти ступеней переднего хода и двух ступеней заднего хода.
Гидромеханическая передача служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах самосвала в зависимости от дорожных условий, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения безопасности движения, для движения задним ходом, отсоединения двигателя от трансмиссии при его пуске и работе двигателя при остановке самосвала, а также обеспечения работы гидросистем самосвала.Общий вид гидромеханической передачи показан на рис.1 и рис.2.
Рис.1. Гидромеханическая передача. Общий вид.
Рис.2. Гидромеханическая передача:
Рис.3. Установка гидромеханической передачи:
Гидравлическая система гидромеханической передачи выполняет следующие основные функции:- создание и поддержание необходимого давления рабочей жидкости в фрикционных муфтах коробки передач и фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора;- обеспечение циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор, гидродинамический тормоз-замедлитель (при его включении) и радиатор под определенным давлением для поддержания нормального теплового режима гидромеханической передачи;- обеспечение смазки дисков фрикционных муфт и подшипников шестерен, деталей согласующей передачи.- автоматическую блокировку и разблокировку гидротрансформатора.
Схема гидравлической системы показана на рис.4.
Рис.4. Схема гидравлической системы гидромеханической передачи:
Обслуживание гидромеханической передачи.
Перед обслуживанием гидромеханическую передачу нужно тщательно вымыть.Операции технического обслуживания выполнять в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на сопрягаемые поверхности узлов и механизмов гидромеханической передачи.Обслуживание гидромеханической передачи включает:- проверку уровня масла;- замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки;- промывание фильтрующего элемента масляных фильтров;- замену масла;- проверку и регулирование осевого зазора в конических подшипниках согласующей передачи.Ежесменно перед выездом проверить уровень масла в гидромеханической передаче, осмотреть соединения всех маслопроводов. Появившиеся подтекания масла из гидромеханической передачи и теплообменника, а также из соединений трубопроводов необходимо устранить.
Проверка уровня масла. Прежде чем проверять уровень масла в гидромеханической передаче необходимо установить самосвал на ровной площадке, затормозить стояночной тормозной системой.При проверке уровня масла следует находиться вне габаритов самосвала.Последовательность выполнения операции:- повернуть крышку указателя и открыть смотровое стекло;- запустить двигатель и нагреть масло в гидромеханической передаче до плюс 40-50 о С. При частоте вращения двигателя 600 об/мин уровень масла должен быть посредине смотрового стекла.Если уровень масла больше нормального (масло полностью закрывает смотровое стекло) или меньше (смотровое стекло свободно от масла), то нужно остановить двигатель и слить или долить необходимое количество масла. Следует помнить, что 2 л масла изменяют уровень в картере приблизительно на 10 мм.Если при проверке окажется, что уровень масла соответствует норме, то остановить двигатель и закрыть смотровое стекло крышкой.
Замена масла. Срок службы гидромеханической передачи в большой степени зависит от своевременной замены масла, а также от его качества. Чтобы гарантировать наилучшие условия работы гидромеханической передачи, следует применять только масла, указанные в карте смазочных работ. При смене марки масла промыть гидромеханическую передачу.Замену масла необходимо производить после наработки 1500 часов при выполнении операций очередного ТО-2.Замену масла выполнять в следующей последовательности:- перед заливкой масла тщательно очистить пробку от грязи;- залить в гидромеханическую передачу масло до средней линии на смотровом стекле;- проверить уровень масла как описано ранее, при необходимости долить масло.
Разборку и сборку гидромеханической передачи следует производить на специальном поворотном стенде, обеспечивающем установку картеров в удобное для разборки и сборки положение.При установке на валы коробки передач фрикционных муфт и втулок подвода смазки необходимо следить, чтобы отверстия в барабанах и втулках совпадали с отверстиями и пазами в валах.Для проверки правильности сборки после установки валов в картер гидромеханической передачи следует проверять легкость их вращения, а также сообщаемость каналов подвода рабочей жидкости на включение ступеней и смазку дисков и подшипников путем подачи сжатого воздуха в соответствующие каналы.При снятии и установке фрикционной муфты первой ступени и ведомого вала с шестерней понижающего диапазона датчики 5 и 8 частоты вращения соответственно ведущего и ведомого валов необходимо установить в положение II, как показано на рис.5. Для этой цели нужно вывернуть болт 1 (с противоположной стороны кронштейна 2) и повернуть рычаг 6 в положение, изображенное пунктирными линиями.После установки фрикционной муфты и ведомого вала датчик возвратить в рабочее положение и закрепить рычаг 4 болтом 1.