Что такое гму определение

Содержание понятий «государственное и муниципальное управление»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственное и муниципальное управление – это виды публичной власти, распространяющиеся на государство, его регионы, муниципальные образования и призванные обеспечивать защиту интересов населения и удовлетворение его потребностей.

Понятие государственного управления

Государственное управление представляет собой вид публичной власти, реализуемый органами государственного управления федерального и регионального уровня с целью обеспечения социально-экономического развития государства и его укрупненных территориальных единиц в соответствии с интересами и потребностями населения.

Государственное управление является воплощением деятельности органов государственного управления и должностных лиц, состоящей в практической реализации стратегий развития общества и укрепления государства.

Понятие государственного управления носит дискуссионный характер, поскольку не имеет законодательно закрепленного содержания. Данное понятие трактуется специалистами как в широком, так и в узком смысле.

В первом случае под государственным управлением понимают целостную сферу деятельности государственной власти, различных ветвей этой власти, органов и должностных лиц. Государственное управление выступает в качестве воздействия государства практического, организующего и регулирующего характера на жизнедеятельность общества для ее сохранения, упорядочивания, преобразования на основе использования властной силы.

Также государственное управление характеризуется как воздействие целенаправленного организационно-регулирующего характера на различные процессы, протекающие в обществе, деятельность и отношения граждан.

Государственное управление также можно рассматривать как деятельность, направленную на реализацию полномочий законодательного, исполнительного, судебного и нового властного характера, осуществляемых для обеспечения исполнения функций государства по отношению к обществу или его отдельным частям.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное управление представляет собой процесс регулирования внутригосударственных отношений за счет распределения сфер влияния между ветвями власти и территориальными уровнями управления.

Во втором случае понятие государственного управления призвано характеризовать управленческую деятельность, осуществляемую органами государственного управления их должностными лицами. В этом смысле государственное управление характеризует исполнительную ветвь власти.

Государственное управление в узком смысле представляет собой управленческую деятельность исполнительно-распорядительных органов, состоящую в воздействии этих органов на управляемый объект либо приведение его в состояние, соответствующее достижению определенных целей развития. Инструментами достижения цели в этом случае выступают нормативно-правовые акты, организационно-контрольные мероприятия.

Задачи государственного управления состоят в регулировании общественных отношений, управлении общественными и собственными делами.

Понятие муниципального управления

Муниципальное управление представляет собой нижний уровень публичной власти, суть которого сводится к осуществлению деятельности выборными и иными органами муниципального управления, направленной на развитие муниципального образования в социально-экономическом плане, управление муниципальным имуществом, муниципальным хозяйством, муниципальным бюджетом.

Муниципальное управление можно охарактеризовать следующим образом:

Среди специалистов существует дискуссия о тождественности понятий «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Большинство склоняется к мнению, что муниципальное управление не тождественно местному самоуправлению. Местное самоуправление представляет собой более широкое понятие, включая в себя разнообразные формы реализации данной власти, в то время как муниципальное управление представляет собой часть местного самоуправления, реализуемого органами муниципального управления и их должностными лицами.

Объектом управления муниципального управления выступает муниципальное образование, его развитие в социально-экономическом плане. В качестве субъектов муниципального управления выступают органы муниципального управления и их должностные лица.

Главная цель муниципального управления состоит в обеспечении роста качества и уровня жизни населения муниципального образования.

Российское законодательство гарантирует муниципальному управлению обособленность от государственного управления, а также финансовую и иную самостоятельность. На практике муниципальное управление находится в зависимом положении по отношению к государственной власти, поскольку не обладает достаточными источниками финансовой независимости, что требует получения дополнительных средств на осуществление муниципального управления от федерального и региональных бюджетов.

Муниципальный уровень власти является наиболее приближенным к населению, за счет чего предполагается более эффективное решение задач развития местного сообщества. На сегодняшний день муниципальное управление в Российской Федерации является инструментом реализации государственной политики на местах, поскольку продолжает стратегию государственного управления на федеральном и региональном уровнях.

Источник

Основы государственного и муниципального управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и особенности государственного управления

Государственное и муниципальное управление – это направление научной мысли, сферой изучения которого являются объекты, субъекты, принципиальные основы, механизмы и методы осуществления управления государством, его региональными и муниципальными образованиями для реализации целей развития этого государства в социально-экономическом плане.

Непосредственное государственное управление реализуется должностными лицами и органами государственного управления федерального и регионального уровня. Система органов муниципального управления исключается из состава органов государственного управления.

Реализация государственного управления осуществляется на определенной территории, которая объединяет людей, проживающих на этой территории единой властью, выражающей политическую волю населения.

Реализация государственной власти осуществляется за счет соединения трех элементов в лице населения, территории и публичной власти.

Каждое государство как элемент управления обладает следующими признаками:

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное управление реализуется посредством механизма государства, под которым понимают систему органов государственного управления, реализующих государственную власть, функции и задачи государства.

Механизм государства отличается следующими характеристиками:

Понятие и особенности муниципального управления

Муниципальное управление – это управление, реализуемое системой органов местного самоуправления на территории различного типа муниципальных образований.

Муниципальное управление осуществляется в различных типах муниципальных образований, к числу которых относятся сельские и городские поселения, муниципальные районы, города федерального значения и так далее.

Органы муниципального управления обособлены от органов государственного управления в соответствии с требованиями российской Конституции.

Органы муниципального управления делятся на представительные и исполнительные. Представительные органы муниципального управления избираются населением и осуществляют нормотворческую деятельность на территории муниципального образования. Исполнительные органы муниципального управления представлены муниципальной администрацией, которая осуществляет реализацию фактического управления развитием муниципального образования.

Также в систему органов государственного управления включается глава муниципального образования, который может относиться в зависимости от содержания устава этого образования либо к исполнительной ветви власти, либо к законодательной ветви власти. В первом случае он возглавляет муниципальную администрацию, во втором – выполняет в основном представительские функции и председательствует в законодательном органе.

Наличие перечисленных органов муниципального управления имеет обязательный характер, дополнительно в систему органов муниципального управления могут включаться контрольные органы муниципального управления, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.

В соответствии с законодательством органы муниципального управления могут наделяться определенными государственными полномочиями.

Органы муниципального управления наделены высоким уровнем самостоятельности при осуществлении своих полномочий, имеют собственное финансирование и получают дополнительное финансирование для осуществления переданных им государственных полномочий.

Органы муниципального управления осуществляют собственную политику развития муниципального образования, однако эта политика учитывает федеральные и региональные ориентиры государственной политики.

Органы муниципального управления разрабатывают собственные программы муниципального развития, участвуют в реализации государственных и региональных программ, направленных на социально-экономическое развитие муниципального образования. Финансирование муниципального управления осуществляется за счет собственных средств, субсидий государства и иных источников.

Источник

Что такое гму определение

Главное медицинское управление

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

государственное и муниципальное управление

образование и наука

Государственное музыкальное училище им. Гнесиных;
Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства им. Гнесиных

Москва, муз., образование

государственное (муниципальное) учреждение

Полезное

Смотреть что такое «ГМУ» в других словарях:

ГМУ — Главное медицинское управление Государственный музей усадьба … Словарь сокращений русского языка

ГМУ ЭДИ им. Гнесины — ГМУ ГМУЭДИ ГМУ ЭДИ им. Гнесины Государственное музыкальное училище им. Гнесиных; Государственное музыкальное училище эстрадно джазового искусства им. Гнесиных по 2003 после: ГМК ЭДИ http://www.gnesin.ru/​ Москва, муз., образование … Словарь сокращений и аббревиатур

ФГУП ГМУ НИИОЧБП — НИИОЧБП ФГУП ГМУ НИИОЧБП Научно исследовательский институт особо чистых биопрепаратов после: НИИ ОЧБП биол., образование и наука, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур

гмукати — дієслово недоконаного виду розм … Орфографічний словник української мови

гмукнути — дієслово доконаного виду розм … Орфографічний словник української мови

Московская (Всероссийская) студенческая олимпиада по хирургии — ежегодное мероприятие, проводимое на базе Первого Московского Государственноего Медицинского Университета им. И.М.Сеченова во второй половине апреля с 1988 г. Программа олимпиады включает в себя конкурсы, отражающие основные хирургические навыки … Википедия

Волгоградская академия государственной службы — Волгоградский филиал Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (Волгоградский филиал РАНХиГС) Год основания 1992 Ректор И. О. Тюменцев Расположение … Википедия

Гомельтехмонтаж — ОАО Гомельтехмонтаж Трест в состав которых входит 5 монтажных управлений ГМУ 1, ГМУ 2, ГМУ 3, Светлогорское МУ, Мозырское МУ. Зарегистрирован в 6.04.1999г. Главный офис находится Чехова 7, 246003, ГОМЕЛЬ. Телефон 0232 604212 gtmfir@server.by… … Википедия

Углов, Фёдор Григорьевич — Фёдор Григорьевич Углов Дата рождения: 22 сентября (5 октября) 1904(1904 10 05) Место рождения: Чугуево, Киренский уезд, Иркутская губерния, Российская империя … Википедия

Источник

Виды государственных и муниципальных органов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный или муниципальным орган – это структурный элемент публичного управления, функционирование которого обеспечивается коллективом государственных или муниципальных служащих или отдельным должностным лицом, регламентируется законодательством и предполагает решение функций и задач публичного управления.

Значение государственных и муниципальных органов

Демократическое государство – это социально-политический институт, который берет на себя функции обеспечения прав личности, социально-экономического развития территории и пр. Для реализации функций и задач публичного управления необходимо организовать систему субъектов, которые от имени государства будут осуществлять властное воздействие на общественные отношения.

В современной системе публичного управления для непосредственной реализации функций и задач публичного управления учреждаются органы публичного управления.

Органы публичного управления можно охарактеризовать как элемент механизма государственного или муниципального управления (наряду с должностными лицами и государственными и муниципальными служащими), который утверждается и функционирует в соответствии с законодательными процедурами для реализации функций задач публичного управления в соответствующей сфере ведения.

К числу существенных признаков государственных и муниципальных органов можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Виды государственных органов

Государство реализует функции и задачи публичного управления в различных сферах общественной жизни, что обуславливает разнообразие учреждаемых органов государственной власти. В теории и практике публичного управления классификация государственных органов производится по различным основаниям:

По значимости реализуемых функций и нормативному порядку учреждения государственных органов делятся на:

Исходя из функции публичного управления. Эта классификация связана с демократическим принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а государственные органы соответственно делятся на:

Здесь необходимо отметить, что названные подсистемы органов государственной власти функционируют относительно независимо друг от друга и имеют набор инструментов для предотвращения узурпации власти одной из подсистем;

Исходя из уровня публичного управления государственные органы подразделяются на:

Исходя из характера компетенции органы государственной власти делятся на:

Исследование вопросов классификации государственных органов и уяснение характеристики отдельных видов государственных органов позволяет уяснить их место и роль в системе публичного управления, а также позволяет обеспечить совершенствование структуры государственного механизма.

Виды муниципальных органов

Система местного самоуправления входит в единую систему публичного управления государством и строится на тех же принципах, что и система публичного управления государством.

Так, муниципальные органы исходя из функций публичного управления делятся на:

Муниципальные органы, как и органы государственной власти, подразделяются на:

Примерами органов общей компетенции являются администрация, представительный орган муниципалитета, органами специальной компетенции можно считать обособленные структурные подразделения администрации, например, департамент земельных ресурсов, департамент имущественных отношений и пр.

Источник

Государственное и муниципальное управление: конспект лекций

Что такое гму определение. Смотреть фото Что такое гму определение. Смотреть картинку Что такое гму определение. Картинка про Что такое гму определение. Фото Что такое гму определение

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются понятие, сущность государственного управления, типы и формы государства, органы государственной власти, структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, судебная власть, система органов местного самоуправления и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления

1. Понятие государственного управления

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

С категорией управления тесно связано понятие «организация». Этот термин (от древнегреч. organizo — «сообщаю стройный вид, устраиваю») многозначен, но чаще всего им обозначают коллектив людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общей цели, или некоторые действия, упорядочивающие, приводящие в систему объекты материального или духовного мира. В процессе и в результате этих действий складывается особый вид социальной связи между людьми — организационные общественные отношения. Применительно к социальным процессам и взаимоотношениям людей понятие организации по своему объему шире понятия управления, потому что как вид целенаправленной деятельности управление — лишь наиболее часто проявляющаяся разновидность организующих, т. е. упорядочивающих начал, наряду с такими, например, формами организующей социальной деятельности, как обучение, воспитание.

В процессе же управления (как одного из специфических видов социальных взаимоотношений субъекта с объектом) соотношение этих понятий таково: сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов при выполнении ими поставленных задач, а сама эта практическая организация суть неотъемлемое свойство управления. Следовательно, организация является атрибутом управления, внутренне присущим ему свойством.

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Социальное управление — сложное общественно-историческое явление. Общественное потому, что управление — необходимое и непреложное условие совместной деятельности людей, необходимый ее элемент. Исторической же категорией социальное управление является потому, что по мере развития общества изменяются задачи, характер, формы, методы, круг лиц, осуществляющих управление, хотя само по себе оно всегда остается необходимым атрибутом жизнедеятельности любого общества на всех этапах его исторического развития.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общественное управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

2. Сущность государственного управления

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Организацию всех вышеназванных видов государственной деятельности сопровождает, обеспечивает или обслуживает организационная управленческая деятельность, что усложняет полное определение предмета административного права, рассматриваемого в следующей главе.

Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления

Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления.

Хронологические рамки данного этапа условно можно определить с 1880 по 1920 гг.

Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.

Второй этап в развитии теории государственного управления продолжался с 1920 по 1950-е гг. Особенно большие успехи в эти годы сделали американцы, что объясняется рядом причин. В отличие от европейских стран в США высшие учебные заведения уже в тот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых был курс теории административно-государственного управления, что способствовало развитию и распространению новой науки.

Напротив, в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом. Французский политолог Ж. Стейцель пишет: «Развитие отрасли науки, прежде всего, процесс социальный; для этого развития необходима определенная подготовленность известных слоев интеллигенции, преодоление противодействия, возникающего в силу простого существования других, уже сформировавшихся отраслей, с которыми новорожденная в будущем, возможно, станет конкурировать».

Существовал и другой благоприятный фактор, повлиявший на интенсивное развитие теории государственного управления именно в США. Американцы уже в те годы полагали, что наука административно-государственного управления и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений, теории организации читались во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для тех, кто должен был пополнить в будущем кадры деловой администрации частного бизнеса. И поскольку преподавание этих дисциплин имело такую широкую аудиторию, то появилось и большое число профессоров, учебников, исследовательских работ. Все это способствовало развитию теории государственного управления.

Существовал и еще один фактор того же плана. Американцы всегда делали акцент на практическую значимость исследований государственного управления; их научные разработки содержали практические рекомендации, предлагали обоснованные проекты реформ. Такой утилитарный подход к изучению государственного управления позволял находить государственные и частные источники финансирования для проведения научных работ.

В 1920-1950-е гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси.

Целью классической школы была разработка ведущих принципов организации профессионального государственного управления. Почти все «классики» исходили из идеи, что следование этим принципам приведет к успеху государственного администрирования в разных странах. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах государственной деятельности. Они стремились взглянуть на организацию управления с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие характеристики и закономерности государственной организации.

При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.

Французский ученый А. Файоль является наиболее значительной фигурой в рамках классической школы управления этого периода. Его теория администрации изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований в Париже. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте.

Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм учреждения; распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:

1) разделение труда, (позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий);

2) власть, (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т. е. без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток);

3) единство распорядительства, (служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник);

4) единство руководства, (один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель);

5) подчинение частных интересов общим, (в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан);

6) дисциплина, (повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению);

7) вознаграждение персонала, (должно быть справедливым и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие);

8) централизация, (должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия);

9) иерархия, (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей);

10) порядок, (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте);

11) справедливость, (чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием);

12) постоянство состава персонала, (текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел);

13) инициатива, (свобода предложения и осуществления планов);

14) единение персонала, (сила предприятия в том, чтобы использовать способности всех, вознаграждать заслуги каждого, не нарушая гармонии отношений).

Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них — обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации. Наиболее важные постулаты классической теории можно резюмировать следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность на каждом рабочем месте.

В рамках классической школы система государственного управления предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях государственного управления.

В целом сильные стороны классического подхода заключаются в научном осмыслении всех управленческих связей в системе государственного управления, в повышении производительности труда путем оперативного менеджмента. Однако в тех случаях, когда на эффективность управления оказывает решающее влияние человеческий фактор, использование этого подхода явно недостаточно.

Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.

Дальнейшие исследования показали, однако, что хорошие отношения между служащими не ведут автоматически к увеличению производительности труда административных организаций и что мотивация, ориентирующая сотрудников на достижение высоких результатов, имеет большее значение, чем простая удовлетворенность работой. И в рамках движения за человеческие отношения были разработаны различные мотивационные модели, которые используются в теории государственного управления.

Особое значение имеют исследования, описывающие фактическое поведение отдельных лиц и групп в процессе выработки и принятия государственных решений. В отношении практических рекомендаций движение за человеческие отношения исходит из того, что любая нормативная теория решений лишь тогда имеет перспективу на успех, когда опирается на реальные факты поведения членов организации в процессе принятия решений. При этом в качестве критерия целесообразности принимается не эффективность как таковая, а эффективность, сопоставленная с психологическими ограничениями, которые определяют рамки практического применения теоретических рекомендаций по совершенствованию управления. Рекомендуется использовать основные приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации с рядовыми сотрудниками и предоставление им более широких возможностей общения в работе.

В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.

В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:

1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;

2) предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения;

3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой;

4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег.

Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики.

Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы.

Школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход отличается стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании своих собственных возможностей в государственных структурах на основе применения концепций поведенческих наук. Основной целью этой школы в самых общих чертах было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

В рамках поведенческого подхода ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и, авторитета в государственном управлении. Особенно популярным поведенческий подход был в 1960-х гг. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного служащего, так и системы государственного управления в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *