Что такое год шмиты
Что такое год шмиты
Законы седьмого года
Число «семь» имеет особое значение в мире иудаизма. Источник этого – Кабала, из которой известно изречение «все седьмые – любимые». Это качество «седьмых», выражающее присущую им особую святость, выявляется наиболее ярко в двух знаменитых «седьмых» – в седьмом дне недели, субботе, и в седьмом годе, «субботнем годе». Еще их называют так: «суббота человека» и «суббота земли».
Швиит или шмита это названия субботнего года.
Законы, связанные с этим годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:
1. запрет обрабатывать землю в год шмита;
2. все, что порождает земля в этот год, считается бесхозным имуществом;
3. год шмита отменяет все денежные задолженности.
Запрет обрабатывать землю
В гл. 25-й книги Ваикра сконцентрированы законы швиит. В частности, там сказано: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, будет земля покоиться в субботу во имя Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой виноградник и собирай все плоды своей земли, а в седьмой год – суббота суббот будет земле, суббота во имя Г-спода: поле твое не засевай и виноградника твоего не обрезай. »
Плоды швиит, юбилейный год
В той же 25-й главе книги Ваикра сказано: «И да будут плоды субботы земли вам пищей: и тебе, и рабу твоему, и пришельцу, которые живут вместе с тобой; также скоту твоему и зверям, что живут на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу».
И еще сказано в книге Шмот, гл. 23: «А в год седьмой – оставляй землю в покое, не трогай ее, чтобы питались бедняки народа твоего, а остатком после них питались звери полевые. »
Итак, нам приказано сделать весь урожай года швиит бесхозным, никому не принадлежащим. Тор’а подчеркивает, что нет запрета есть эти плоды – но торговать ими нельзя. Мудрецы зачислили тех, кто торговал плодами швиит, в разряд людей, которые не имеют права давать в суде свидетельские показания: ибо те, кто отвергает столь фундаментальную заповедь в погоне за наживой, легко могут стать лжесвидетелями.
Хозяин земельного участка имеет право собирать на нем плоды, выросшие в год швиит, и даже продавать их – но при выполнении следующих условий: 1. количество этих плодов невелико, и предназначаются они для немедленного употребления; 2. в это время на поле или в саду остаются такие же плоды, и дикие звери без труда могут питаться ими. Однако с того момента, как эти плоды исчезают с поля, их следует также убрать из дома. Нельзя также собирать плоды швиит в склады и кладовые; 3. плоды швиит обладают святостью, которой нельзя пренебрегать, – и поэтому их нельзя выбрасывать или использовать каким-либо необычным образом.
Как мы поступаем сегодня?
В наше время законы швиит исполняются лишь по решению мудрецов. Статус года шмита тесно связан со статусом «юбилейного года», о чем говорится в 25-й главе книги Ваикра. «Юбилейный год» – это каждый пятидесятый год, когда все земли, проданные в течение пятидесятилетия, возвращаются их первоначальным владельцам, когда рабы-евреи выходят на свободу, когда прекращается всякая обработка земли и плоды ее объявляются бесхозными, подобно тому, как это происходит в год швиит. Однако закон о «юбилейном годе» выполняется только тогда, когда весь народ Израиля живет на своей земле: «И провозгласишь свободу всем жителям твоей земли». С тех пор, как 10 колен израильских были уведены в изгнание (в эпоху Первого Храма), и по сей день мы не удостоились того, чтобы все евреи жили на территории Страны Израиля, и с тех пор законы «юбилейного года» не действуют. По букве закона Торы законы швиит также не должны были бы выполняться в наше время, но мудрецы, заботясь о том, чтобы эти заповеди не забылись в народе Израиля, постановили их исполнять (только швиит – но не «юбилейный год»).
Поэтому мы не имеем права пренебрегать законами швиит, хотя с их соблюдением связано множество трудностей и материальных убытков. Многие земледельцы в Израиле пунктуально соблюдают все, что связано с годом швиит, а взамен работ, которые в этот год не выполняются, они находят другие.
Те земледельцы, которые относятся к этим законам менее строго, полагаются на так называемый гетер мехира (в последних поколениях ставший камнем преткновения между авторитетами Торы): накануне наступления года швиит земля продается неевреям и таким образом, в этот год земледелец как бы обрабатывает нееврейскую землю. Однако этого еще недостаточно, чтобы таким образом сделать разрешенными все виды работ на земле или неограниченное использование урожая этого года.
Земле этот год дарит покой, свободу и процветание Ведь и землю нельзя эксплуатировать бесконечно время от времени она должна отдыхать и накапливать силы для следующих рабочих годов. И еще: год швиит дает возможность земледельцу заняться иной деятельностью – духовной, дать пищу своей душе. Подобно субботе, когда человек отдаляется от материального мира физического труда и духовно обновляется для последующих шести рабочих дней, дается человеку целый год, чтобы он поднялся на новый духовный уровень, сохраняя духовные ценности народа Израиля.
Отмена денежных долгов
Излагая законы швиит, Тора говорит: «Вот что такое шмита: пусть простит всякий заимодавец, который дал деньги в долг ближнему своему, и не взыскивает этот долг с ближнего своего и с брата своего ибо провозглашена шмита во имя Г-спода» (Дварим, 15).
Поэтому 29 элула, последний день года шмита, отменяется всякий долг, время взыскания которого еще не пришло.
Социальная идея, скрытая в этой заповеди, состоит в том, чтобы дать возможность человеку, обремененному долгами, открыть новую страницу в своей жизни, освободиться от угнетающих его материальных забот.
По букве Торы этот закон (одинаково относящийся и к Стране Израиля, и к остальному миру) исполняется лишь в то время, когда действуют законы «юбилейного года» – то есть лишь тогда, когда весь еврейский народ живет на Родине. Однако для того, чтобы в народе не забылась эта заповедь Торы, мудрецы постановили, что закон о шмите продолжает исполняться и в наше время.
– Идиллия? – спросите вы. – Воздушные замки? – Да, конечно же у богатого человека, ссужающего деньгами других, шмита не вызовет особого энтузиазма. Известно, что было время, когда из-за этого люди перестали давать деньги в долг, боясь, что шмита его отменит. Однако Тора предостерегает: «Берегись, как бы не ожесточилось твое сердце. » И все-таки возникла реальность, когда «богатые грешили, а бедняки были голодными. »
Выходом явилось учреждение «прозболя».
Что такое прозболь?
Для того, чтобы поощрить рогатых давать деньги в долг, не боясь года шмита, Гилель Старший учредил «прозболь».
Его суть состоит в том, что, когда приближается конец года шмита, заимодавец передает право на взыскание своих долгов суду, «бейт-дину», и тогда год шмита не отменяет их. При этом составляют особый документ – он-то, собственно, и называется «прозболь».
Так обстоит дело и в наше время: заимодавец обращается в «бейт-дин», ему пишут «прозболь», и год шмита не отменяет этого долга.
Может ли бейт-дин отменить заповедь Торы?
Есть люди, которые утверждают, что, мол, мудрецы делают с Торой все, что захотят, и в качестве примера приводят установление «прозболя». Ошибка эта, к сожалению, весьма распространена, и на ее основании весь институт раввината кое-кто называет «анахронизмом». Поэтому наш долг разъяснить этот вопрос. Еше Талмуд спрашивает (Гитин, 36): «Возможно ли, чтобы согласно Торе шмита отменяла долг, а согласно Гилелю – нет?» И Талмуд дает аргументированный ответ: Гилель жил в конце эпохи Второго Храма, когда закон о шмите исполнялся не по букве закона Торы, а в силу решения мудрецов, желавших сохранить «память о швиит». Поскольку исполнение закона об отмене долгов натолкнулось на реальные препятствия, то для того, чтобы он продолжал исполняться и далее, Гилель, глава Сангедрина, вождь мудрецов Торы, имел полное право найти способ, чтобы избавить богачей от совершения проступка против закона Торы и обеспечить оказание помощи беднякам независимо от года шмита. Гилель нашел это средство в виде «прозболя», который вполне соответствует Галахе, запрещающей кредитору притеснять должника, и нисколько не умаляет авторитета «бейт-дина». который имеет право любое имущество (в том числе и долги) объявлять безхозным!
И обратите внимание: даже сам Гилель, один из величайших авторитетов Торы всех поколений, глава Сангедрина, законоучитель всего еврейского народа, не мог бы учредить ничего, что вступило бы в противоречие с Торой и ее заповедями, – даже в момент величайшей нужды общества в этом, даже опираясь на вполне разумные аргументы. Право учредить «прозболь» ему дал лишь тот факт, что исполнение законов шмиты происходит в силу решения мудрецов, а не слов Торы. Поэтому нет у нас ни малейшего права исключать из Торы хоть одно слово или игнорировать его – даже когда нам кажется, будто оно не соответствует духу нашего времени.
Пока отдыхает земля
Рассказывает Илана Твиг из мошава Азария
Мой муж Дорон — фермер в третьем поколении. Наша жизнь — это овощеводство: мы выращиваем огурцы, баклажаны, помидоры и дыни. Кроме того, у нас есть фруктовый сад и виноградник.
На протяжении многих лет мы всегда полагались на этер мехира — разрешение продавать на год шмиты свою землю нееврею и продолжать обрабатывать ее в качестве наемных рабочих. По окончании года шмиты мы получали ее обратно — подобно тому, как мы продаем квасное на дни Песаха, а после праздника оно вновь возвращается к нам.
Со временем нам стало нравиться все меньше и меньше то, что мы делали. Ведь разрешение поступать так было дано в тяжелые годы, когда есть было буквально нечего, и семьи фермеров, которые не продолжали обрабатывать свои земли, рисковали умереть с голода — это был настоящий пикуах нефеш (ситуация, когда ради спасения жизни запрещающие заповеди могут отменяться).
Сейчас всё изменилось, Израиль благоденствует, и несколько лет назад мы поняли, что больше не можем обманывать сами себя, и решили соблюдать заповедь шмиты в полной мере. На седьмой год мы оставили землю отдыхать и разрешили всем желающим бесплатно брать всё, что выросло в наших садах и огородах. В этом году мы поступили так же.
К прошлой шмите мы не готовились заранее. Я только хотела, чтобы Дорон отдохнул годик от сельского хозяйства — ведь это тяжелый физический труд — и мог бы больше времени посвятить изучению Торы. Я думала про шабат, про то, как мы отдыхаем после трудовой недели, и как было бы замечательно, если бы у Дорона был целый субботний год. Я знала, что это будет не так романтично, как кажется. Я понятия не имела, как мы продержимся в финансовом отношении и чем Дорон будет заполнять свои дни весь год — но я все равно настаивала на том, чтобы сделать это.
Когда муж стал серьезно обдумывать практические детали, он сначала принял было решение, что в отношении тепличных овощей мы будем полагаться на этер мехира — ведь совсем недавно мы потратили много денег на строительство новых теплиц, — а в открытых полях будем соблюдать заповедь шмиты в полной мере. Начался год шмиты, и между Рош аШана и Йом Кипуром мы посадили 25 000 саженцев баклажанов в теплицах.
Зря мы не посоветовались с Керен Ашвиит — организацией, которая поддерживает фермеров, соблюдающих закон седьмого года, — заранее. Оказывается, так нельзя было делать: либо мы полностью всё соблюдаем, либо нет! Это было трудное решение, но «назвался груздем…» Оставался вопрос, что же будет с нашими баклажанами?
В наши теплицы пришел целый комитет раввинов. Они стояли вокруг баклажанов в своих шляпах и пиджаках в сорокоградусную жару, погруженные в размышления и дискуссию, и в конце концов, вынесли свой вердикт: не поливайте баклажаны. В эту жару, без воды, все они погибнут через несколько дней.
Баклажаны погибать отказались! Мы не знаем, как, но, несмотря на жару и недостаток воды, рассада начала прорастать, а через несколько недель — цвести. Мы очень волновались, потому что знали, что очень скоро появятся и плоды — и что с ними потом делать?
Месяцы, предшествующие наступлению седьмого года, всегда наполнены беспокойством и неуверенностью. Я волнуюсь за Дорона. Я знаю, как он привязан к делу своей жизни. Он вкладывает душу и тело в поля и теплицы — а потом наступает целый год, когда он полностью отрезан от этого.
В прошлый раз мы не до конца осознавали, к чему приступаем. Но потом мы быстро поняли, что означает определение гиборей коах — сильные духом. Соблюдение законов шмиты требует настоящего мужества каждый день. Каждый раз, когда идет дождь, каждый раз, когда сосед пашет или сажает — просто руки чешутся, чтобы схватить ключи и побежать в теплицу!
Очень тяжело смотреть, как поля пересыхают и зарастают сорняками. Ведь в течение шести лет мы каждый день работали — и внезапно все останавливается.
Перед прошлым годом шмиты, потому что решение было принято в последнюю минуту, у нас оставалось много участков, полных овощей, которые мы еще не собрали и не продали, поэтому все это стало эфкером, и мы потеряли много потенциального дохода. К этой шмите мы готовились более основательно — как финансово, так и с точки зрения расчета сроков.
Во время седьмого года мы устраиваем для городских жителей экскурсии по ферме. В особенности, тем учащимся ешив, которые из книг знают все про шмиту, орла, лекет, трумот и маасрот, очень важно прийти и увидеть, как эти абстрактные понятия становятся реальными. Они видят, что влечет за собой соблюдение этих заповедей, узнают все детали путешествия, которое совершает огурец, прежде чем окажется в салате. Еще у нас есть контактный зоопарк, где не только дети с интересом изучают «раздвоенное расщепленное копыто» и «жевание жвачки».
Элул в конце шмиты очень отличается от Элула любого другого года. Мы испытываем огромное чувство гордости и достижения — как будто мы только что пробежали марафон!
Когда Дорон вернется к работе в начале следующего года, ему придется пройти через весь процесс вспашки, удобрения, орошения и посадки. Даже самый быстрорастущий овощ — огурец, который вырастает за три недели, — приносит дивиденды только через месяц. Первые доходы мы получаем лишь в середине Хешвана. А в этом году все будет немного сложнее, из-за того, что он високосный, а значит, на один месяц длиннее.
Не знаю, как бы нам удавалось справиться со всеми трудностями, если бы не поддержка людей. Керен Ашвиит действительно помогает нам, финансово и морально. Кроме того, мы получаем много эмоциональных писем от людей, которые посетили наш ишув, и это дает нам огромную силу и вдохновение.
А в конце прошлого года шмиты по Бней-Браку прошла огромная процессия: более 100 000 человек! Улица Хазон Иш была перекрыта. Они ехали на тракторах по улице, украшенной плакатами, восхваляющими гиборей коах. У меня нет слов, чтобы описать, насколько это было значимо.
Рав Хаим Каневский сказал, что у нас, фермеров, есть сила давать благословения, и после прошлой шмиты некоторые из величайших раввинов приехали к нам с просьбой получить благословения. Рав Хаим объяснил, что так же, как человек сохраняет степень «доктора» на всю свою жизнь, получив соответствующий диплом, так и титул «гиборей коах» остается нашим навсегда, а не только на время шмиты.
Поднимая глаза к Небесам
Рахель из мошава в предгорьях Иудейских гор и ее муж удостоились уже четырех семилетних циклов, соблюденных по всем правилам еврейского закона. Рахель ни за что не откажется от этой заповеди, и все же каждый год ей и ее мужу очень тяжело прощаться со своим хозяйством на целый год. Возможно потому, что они выращивают такие особенные плоды — этроги:
«В последний день перед каждой шмитой мы с мужем гуляем по нашему саду. Мы прикасаемся к этрогам, обнимаем стволы деревьев, мысленно запечатлеваем в памяти их цветущую красоту. Я всегда плачу. Когда мы заканчиваем нашу прогулку, мы покидаем сад, оставляя ворота открытыми. Еще один земельный участок в Эрец Исраэль хранит шмиту…»
Рахель плачет не зря. Выращивать этроги и соблюдать шмиту — вдвойне сложная задача. Дерево этрог очень хрупкое. Другие хрупкие фруктовые деревья можно прививать или укреплять, но с этрогом этого делать нельзя — тогда этрог становится некошерным для выполнения заповеди четырех растений в праздник Суккот.
Открывая ворота своего сада для всех желающих, Рахель и ее муж понимают, что перед праздником Суккот сюда придут множество людей, надеясь выбрать бесплатный этрог. Они рады гостям: предлагают им воду, выдают специальные ножницы для сбора …
«Я знаю, что люди, которые приходят, — это замечательные люди, действующие из желания украсить заповедь, и я уверена, что никто намеренно не наносит ущерб, но…» Не раз и не два бывает, что кто-то взбирается на дерево, чтобы срезать один плод, и при этом сбивает несколько других и ломает ветви, уничтожая месяцы тяжелого труда. «Наблюдать за беспечностью людей — самая сложная часть этой заповеди…»
Фермерских хозяйств, принявших решение оставить свои земли отдыхать в седьмой год, как это предписано Торой, — пока не так много. Для того, чтобы пойти этим путем, требуются настоящая вера и умение положиться на Творца. Но тот, кто перешагивает через свои страхи, неуверенность, беспокойство и тревогу, становится свидетелем настоящих чудес, которые Творец всегда готов сделать для каждого, открывающего Ему отверстие, величиной с игольное ушко.
Керен Кох, жена фермера из поселения Ткума, рассказывает, что одно такое чудо пришло к ним в образе человека, который заключил с ними сделку на покупку большого количества органических продуктов, хотя было много других хозяйств, которые хотели продать ему. «Ваша земля благословлена», — сказал он им. «Она дает в два-три раза больше обычного урожая. Этому нет естественного объяснения».
Иногда нам кажется, что мы сами здесь всем управляем: работаем не покладая рук и получаем доход. А потом наступает любой мелкий кризис — и мы понимаем, что не все в наших руках.
Керен говорит: «Кто лучше матери поймет это? Воспитывая детей, вы постоянно сталкиваетесь с трудностями, которые доводят вас до отчаяния. Вы сделали все для своего ребенка; что еще вы можете сделать? Именно тогда вы поднимаете глаза к Небесам и понимаете, что в этом предприятии есть еще один партнер, который действительно управляет делами. Наступает момент, когда вы делаете все возможное, а остальное зависит от Него…»
Два тысячелетия наш народ, рассеянный по миру, был лишен возможности выполнять те заповеди, которые были даны для соблюдения лишь в Святой Земле. В начале становления государства Израиль слова «религиозный» и «фермер» были почти антонимами. Сейчас картина меняется на глазах, и всё больше евреев осознают, что возделывают землю, которую им дал Вс-вышний, и чувствуют необходимость делать это по Его законам.
Шмита, субботний год
от рав Нахман Лейб Злотник 6 Heshvan 5782 – 12.10.2021, 17:40 1.9k Просмотры 4 Голоса
Вступительная часть
Перед тем, как обучать нас законам седьмых и юбилейных годов, Творец говорит нам: «Когда войдете вы в землю, которую Я дарую вам…»[1]. В этом содержится основной смыл соблюдения субботних годов: будучи единовластным хозяином земли, только Всевышний может решает, как нам себя вести. В том числе обрабатывать Его землю или нет, как поступать с тем, что на ней произрастает. Исполняя законы субботних лет, мы этим на деле показываем, что Творец является абсолютном господином Вселенной.
Тот, кто соблюдает шмиту в Писании[2] назван могучим героем. Человеку, пропитание которого зависит от того, что даст его поле или сад, очень непросто отказаться от того, чтобы сеять и обрабатывать землю. Только истинный герой может всецело уповая на Творца совершить этот подвиг. И Тора заповедует всему народу с полной уверенностью в том, что весь ее народ – народ могучих героев. И так сказано: «И народ твой, все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют Землю»[3].
Понятно, что Всевышний не оставит Свой народ и не пошлет лишения уповающим на Него. Он обещает послать благословение на землю и те, кто исполнит Слово Его удостоится трехкратного урожая[4]. На протяжении всей истории еврейского народа это обещание исполнялось в полной мере в различных вариациях.
Отсчет семилетних циклов начался через четырнадцать лет после того, как еврейский народ вошел в Землю Израиля. На пятидесятый год после начала отсчета семилетних циклов еврейский народ впервые исполнил заповеди юбилейного года.
В наше время, когда еврейский народ все еще находится в изгнании, заповедь соблюдения субботних лет не из Торы. Пока евреи не соберутся на Святой Земле на своих наследных наделах, законы седьмого года исполняются согласно постановлению мудрецов, а законы юбилейных лет мудрецами не исполняются вообще.
Когда еврейский народ вернется в свои наделы, он начнет заново отсчет семилетних и пятидесятилетних циклов и соблюдать законы субботних лет по Торе. Да будет угодно Всевышнему, чтобы это произошло вскорости, в ниши дни!
Законы субботнего года
Законы шмиты включают в себя три основных части:
Отдых земли («шмитат карка»)
В седьмой год запрещены работы по обрабатыванию почвы и уходу за тем, что на ней произрастает. Этот запрет распространяется на любые земельные участки Земли Израиля: частные, общественные, а также на те, которые никому не принадлежат. Некоторые работы запрещены по Торе, а некоторые специальным постановлением мудрецов.
Торой запрещено в год шмиты пахать, сеять, сажать деревья, прореживать ветви для лучшего роста дерева (купировать) и собирать урожай. Остальные земледельческие работы, как например, орошение, окучивание, удобрение и тому подобное, запрещены мудрецами.
Действия, запрещенные Торой, запрещены также в случае, когда их цель – поддержание уже существующего состояния и даже в случае угрозы значительных ущербов. Остальные земледельческие работы запрещены мудрецами только в случае, когда они преследуют цель улучшить состояние почвы, увеличить количество или качество урожая. Если эти действия необходимы для поддержания уже существующего состояния почвы и плодов или для предотвращения значительного ущерба, они разрешены.
В год шмиты запрещено сеять, сажать, прививать, пересаживать любые (в том числе и неплодоносящие) однолетние и многолетние растения, каким бы способом и в каких бы целях это ни делали. Запрет сажать плодовые деревья вступает в силу за сорок четыре дня до наступления года шмиты, т.е. с шестнадцатого Ава. Неплодоносящие и однолетние культуры разрешено сажать и сеять до самого кануна седьмого года.
В седьмой год запрещено распахивать землю любым принятым в сельском хозяйстве способом.
Массовый сбор урожая плодов седьмого года запрещен. Собрать столько плодов, сколько человек обычно срывает или приобретает для себя и членов своей семьи на несколько дней, разрешено.
Чтобы предотвратить значительные ущербы состояния почвы и урожая разрешено в год шмиты осуществлять полив. Полив предпочтительно осуществлять с помощью автоматических установок, а не вручную. Во время мытья подъездов, дворов, автомобилей, пользования кондиционером нельзя допускать, чтобы вода попадала в места, орошение которых запрещено.
Устранение сорняков в случае если они могут причинить значительный вред культурным растениям, разрешено. В случае вероятности значительного ущерба, разрешено опрыскивать растения средствами, предохраняющими их от вредителей и болезней. Удобрять и окучивать почву в седьмой год разрешено исключительно для предотвращения значительных ущербов.
Законы седьмого года распространяются и на культуры, растущие в горшках и кадках. При этом важное значение имеет цельный горшок или нет. К представителям флоры, растущих в кадках и горшках с отверстием, будь оно на дне или на стенках (до того уровня, до которого доходит земля в горшке), диаметр которого более миллиметра и под которыми нет предмета, отделяющего их от земли, даже если они находятся в крытых помещениях, в полной мере применимы законы седьмого года.
Согласно постановлению мудрецов, есть обязанность в некоторых вопросах исполнять законы шмиты и по отношению к цельным горшкам. Запрещено сеять и сажать любые растения, даже если это делать в цельном горшке, который находится в крытом помещении. Остальные действия по уходу за растениями, которые были посажены в цельный горшок до наступления седьмого года, разрешены. Цельным считается горшок либо если в нем вообще нет отверстий, либо если в нем есть отверстие диаметром менее миллиметра, либо если в нем есть отверстие большего диаметра, но под ним находится предмет, отделяющий его от земли.
В случае, когда нужно перенести горшок из дома на улицу или наоборот, как, например, при переезде на другую квартиру или, когда в год шмиты покупают горшок с растением, следует предварительно тщательно укутать полностью весь горшок полиэтиленом.
В седьмой год запрещено проделывать отверстие в цельном горшке с растением, устранять из-под горшка с отверстием предмет, который его отделяет от пола или земли.
Плоды седьмого года («перот швиит»)
В субботний год часть растительности Земли Израиля приобретает статус плодов седьмого года («перот швиит»). Перечислим основные запреты и обязанности, связанные с плодами седьмого года:
Плодами седьмого года являются представители флоры, предназначенные для еды, питья, корма животных, изготовления красителей, свечей, кремов, косметики, благовоний. На пряности, благовония и цветы, обладающие приятным ароматом, также распространяются законы плодов седьмого года.
Является ли тот или иной продукт растительного происхождения плодом седьмого года, зависит от того, когда он созревал. Овощи (а также клубника, арбуз, тыква и дыня), зелень, бобовые культуры, цветы, обладающие приятным ароматом, считаются плодами седьмого года, если они в год шмиты были собраны или полностью созрели. Фрукты, за исключением винограда и оливок считаются плодами седьмого года, если опадание их цветков произошло в седьмой год. Зерновые, бобовые, оливки и виноград считаются плодами седьмого если они в седьмой год успели созреть на треть.
Законы седьмого года распространяются только на представителей флоры, выросших в Земле Израиля, на восточном берегу реки Иордан и Сирии.
Хозяин поля или сада должен отказаться от владения плодами седьмого года (объявить их эфкер) и предоставить возможность каждому желающему войти в его земельные владения, чтобы безвозмездно собирать эти плоды. Плоды-эфкер могут собирать все, включая хозяев земельного участка, но только в таком количестве, которое нужно собирающему и его семье на ближайшие несколько дней.
В определенный период мудрецы Торы приняли постановление о сфихин, согласно которому запрещено пользоваться овощами, зерновыми, бобовыми, зеленью, пряностями, выросшими в год шмиты в Земле Израиля, даже если в отношении них не было допущено нарушения.
На плоды, выросшие на восточном берегу Иордана и в Сирии, запрет сфихин не распространяется. На культуры, выросшие на земельных участках, принадлежащих нееврею, даже если они находятся в Израиле, запрет сфихин также не распространяется.
Плоды седьмого года запрещено портить. Пользоваться ими разрешено только по их предназначению (предназначенные в еду, разрешено употреблять в пищу, из тех, которые обычно выращивают для изготовления напитков – изготовлять напитки, которые служат кормом для животных – скармливать животным и т.д.). Продукты, которые принято употреблять в пищу исключительно в сыром виде, запрещено подвергать тепловой обработке, а те, которые обычно подвергают тепловой обработке, запрещено употреблять в пищу в сыром виде. Выжимать сок разрешено только из тех видов, которые в основном именно для этого и выращивают. Те плоды, которые обычно не измельчают или не разминают, запрещено измельчать или разминать.
Плоды седьмого года запрещено вывозить за границы Израиля.
Торговать плодами седьмого года обычным способом запрещено. Продажа таких плодов должна отличаться от обычной объемом товара, в также местом и формой его сбыта. Деньги, которые продавец получает за плоды седьмого года, приобретают статус плодов седьмого года. Сами плоды никогда этот статус не теряют и те, кто их приобретает, должен относиться к ним соответствующим образом.
В год шмиты и некоторое время после него израильские продукты растительного происхождения и цветы, обладающие приятным ароматом, как правило являются плодами седьмого года и приобретать их нужно исключительно в тех местах, где соблюдаются вышеприведенные законы о торговле плодами шмиты.
Под эгидой раввинского суда («бейт дин») снимаются специальные склады («оцар») в которые привозят плоды седьмого года. Эти плоды раздаются жителям города, которые оплачивают только труд работников по их сбору и расходы по транспортировке и хранению.
Каждый из видов плодов седьмого года разрешено употреблять в пищу только до того времени, пока этот вид можно найти в поле. После того, как тот или иной вид плодов невозможно найти в поле, по отношению к нему необходимо исполнить заповедь биюр. Для этого плоды выносят на улицу и в присутствии трех евреев объявляют никому не принадлежащими («эфкером»). После того, как плоды стали эфкером, их бывший хозяин, как и любой другой человек, может забрать их домой и продолжать ими пользоваться, соблюдая все правила использования плодов седьмого года. Существуют специальные таблицы, в которых указаны даты биюра для особо часто используемых видов представителей растительного мира. Если после наступления даты биюра хозяева не вынесли плоды и не объявили их эфкером, эти плоды запрещены и их необходимо уничтожить.
От плодов седьмого года, которые выросли на земельных участках, принадлежащих евреям, не должны отделять ни трумот, ни маасрот.
Аннулирование долгов («шмитат ксафим»)
Существует одно повеление и два запрета, относящихся к шмитат ксафим:
В заповедях о прощении долгов обязаны евреи, вне зависимости от того, в какой стране они проживают.
Заповедь о прощении долгов распространяется не только на денежные ссуды, но и на любые предметы, которые взявший взаймы использует, а затем возвращает вместо них другие, как, например, в случае одалживания продуктов питания или предметов, предназначенных для одноразового использования.
Долги аннулируются в конце последнего дня (29-го Элуля) седьмого года, т.е. в последнее мгновение субботнего года. Даже если перед тем, как ссудить ближнего, человек сделает заявление о том, что он ссужает деньги только при условии, что долг не будет аннулирован после шмиты, это условие, как и любое другое, противоречащее законам Торы, недействительно.
Получивший ссуду имеет право вернуть долг. Когда по истечению года шмиты он будет пытаться вернуть долг, заимодатель обязан ему сказать: «Долг полностью прощен, и ты мне ничего не должен». Если и после этих слов получивший ссуду заявляет о своем желании вернуть взятую в долг сумму в качестве подарка, заимодателю разрешено взять деньги.
Задержанная работная плата не является ссудой, и работодатель обязан выплатить ее даже после седьмого года. Если выплата ссуды назначена на конкретную дату, которая приходится на время после седьмого года, долг не аннулируется. Плата за товары в магазине, в котором после каждой покупки записывается счет и раз в некоторое время клиент осуществляет общую оплату, не является ссудой не прощается. Ссуда, предоставленная под залог, не аннулируется.
В определенный период было принято решение о составлении документа, позволяющего застраховать долги от аннулирования. Документ получил название «прозболь». Постановление о прозболе основывается на том, что давший ссуды передает полномочия по их взиманию раввинскому суду и таким образом долги не аннулируются. Чтобы долги не были автоматически прощены, прозболь нужно успеть оформить до наступления восьмого года, т.е. до того времени, пока заимодателю разрешено взимать долг. Чтобы заимодатель мог оформить прозболь, необходимо, чтобы у его должника находился во владении участок земли, как минимум площадью 48 на 48 см. В качестве такого участка может выступать часть квартиры, гостиницы или общежития.
Деньги, находящиеся на банковском счету, считаются ссуженными банку. Поэтому, если владельцы банка – евреи и хозяин сбережений не хочет, чтобы они были аннулированы после седьмого года, он либо должен до наступления восьмого года снять их со счета, либо оформить прозболь.
Ссуды, которые человек взял в гмахе, он обязан вернуть и после седьмого года.
Текст прозболя может быть оформлен и прочитан на любом языке.
Для удобства мы приводим традиционный вариант бланка прозболя, с тем, чтобы каждый при желании мог им воспользоваться.
במותב תלתא בי דינא כחדא הוינא ובא לפנינו ___________ ואמר לנו: הן שנה זו היא שנת השביעית ויש לי חובות בשטר ובעל פה על איזה אנשים והריני מוסר לכם פרוזבול ויהבית לכון במתנה בקנין ארבע אמות קרקע מארעא דאית לי ועל גביהון ארשית יתכון למגבא כל חובות דאית לי על אינשי מעתה תהוון לי דיינא ותגבוהו ותקבלוהו לי. ואם לא תגבוהו אתם, מעתה כיון שמסרתי לכם פרוזבול זה אני גובה כל חוב שיש לי עד היום אצל כל אדם כל זמן שארצה. אנחנו בית דין שמענו דבריו ויפינו כחו שלא תשמט ליה ויגבה כל חובותיו על ידי פרוזבול זה כתקנת הלל וחכמינו ז»ל. ובאנו על החתום ביום ___________ לחודש ___________ שנת ___________ נאום ___________ נאום ___________ נאום ___________ |
Перевод:
Во время совместного заседания, в котором участвовали мы, три члена раввинского суда, предстал перед нами ___________ (имя заимодателя) и заявил нам: «Вот этот год – год седьмой, и есть ряд людей, которые должны мне деньги. С некоторыми из них выдача ссуды была оформлена в письменной форме, а с некоторыми – в устной. Вот я передаю Вам прозболь и даю Вам в подарок четыре локтя земли от участка, находящегося в моем владении, и с помощью этой земли я уполномочиваю Вас взимать все долги, причитающиеся мне. Отныне будьте моим раввинским судом по взиманию и получению для меня долгов. Если Вы их не взыщете, то, поскольку я передал Вам этот прозболь, я сам имею право взимать все долги, которые мне должны до сегодняшнего дня, у всех, кто мне должен, в любое время, которое выберу».
И мы, члены раввинского суда, выслушали его и заверили его право на то, что долги его не будут аннулированы, и он их может взимать сам с помощью этого прозболя согласно постановлению Илеля и наших мудрецов, благословенна их память.
И заверяем это подписями нашими в день ___________ месяц (дата еврейского календаря) ___________ год (от сотворения мира) ___________
Подпись 1-го члена суда ___________
Подпись 2-го члена суда ___________
Подпись 3-го члена суда ___________