Что такое големы в игре

Голем

Голем (ивр. גולם) — распространённый в фэнтези монстр, оживлённая (обычно — с помощью магии, но возможны варианты) статуя.

Содержание

Мифологические и литературные прототипы [ ]

Слово «голем» связано в первую очередь с глиняным человеком, которого по легенде создал (и после уничтожил, когда тот стал проявлять непослушание) раввин Лёв Бен Бецалель из Праги. По одной из версий название происходит от корня (ивр. גלמי‎), означающего «заготовка, необработанная форма»; при этом считается, что раввин подошёл настолько близко к божественным деяниям, насколько это возможно для человека (повторив акт творения, но не создав настоящее живое существо, наделённое душой). Образ пражского голема активно используется в литературе.

Другим корнем историй о големах могут служить легенды об оживающих статуях (например, миф о Галатее, ожившей статуе скульптора Пигмалиона). С ними смыкаются истории о статуях, оживающих не благодаря воле создателя, а из-за желания призраков отомстить или исправить несправедливость (например, статуя командора из истории о доне Жуане). Близок к этому и сказочный сюжет об ожившей кукле (например, Пиноккио).

Наконец, типичной хоррорной составляющей является история творца, который выпускает на волю силы, которые не может контролировать или создаёт существо, обладающее иными свойствами, чем он думал. Классический образец литературы, давший начало подобной традиции — роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», в котором Виктор Франкенштейн создаёт искусственное существо из частей трупов. Создание такого конструкта (обычно чудовищно уродливого и сильного) — типичный элемент образа безумного учёного.

Големы в фэнтези [ ]

Големы как монстры [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Миниатюра железного голема для D&D

Типичный голем в фэнтези — плод трудов достаточно сильного чародея (в зависимости от магии в мире создание големов может быть прерогативой волшебников, жрецов-чудотворцев или сложным, но многовариантным магическим актом, доступным заклинателям разных направлений). Обычно голем — мощный, малоуязвимый, но ограниченный довольно примитивными инструкциями автомат. Так как голем не нуждается в отдыхе, еде и даже дыхании, а также прекрасно маскируется под статую, то он прекрасно подходит для охраны подземелий. Первые големы в ролевых играх появились в D&D в 1975 году с выпуском сеттинга Грейхок, где были описаны големы из железа, камня и плоти. Големы из глины были описаны в том же 1975 году в The Strategic Review № 4.

В дальнейшем список големов D&D был существенно расширен. В разных изданиях D&D встречались стеклянные, мифриловые, костяные, коралловые, песчаные, хитиновые (в сеттинге Dark Sun) и ещё более экзотические виды големов (вплоть до големов из плоти демонов). Также в D&D были введены различные типы негуманоидных големов (при этом горгульи в D&D — отдельный монстр), а также экзотические виды вроде голема сияния (radiant golem) из сеттинга Spelljammer или големов-паззлов, способных собираться в разные формы.

Големы в системе D&D отличаются устойчивостью к физическим повреждениям, медлительностью и частичным либо полным иммунитетом к большинству заклинаний. Обычно они имеют специальную уязвимость (например, железный голем уязвим к заклинаниям, вызывающим ржавчину) и особую форму защиты из-за материала (огненные атаки плавят железного голема, заставляя его «раны» закрываться).

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреЭто незавершённый раздел.
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Големы как союзники и игровые персонажи [ ]

Иногда големы могут выступать в качестве союзников и спутников персонажей игроков — так, например, в D&D в качестве магического предмета можно найти «руководство по созданию голема» (golem manual), позволяющее тем, кто владеет магией, создавать големов разных типов. Големы могут как сопровождать героев в странствиях, так и охранять территорию.

В сеттинге Эберрон в качестве игровой расы были введены кованые (warforged) — разумные големы, созданные для военных нужд. Специально для них в игровой механике D&D 3.5 был введён подтип «живой конструкт» (living construct), приближающий таких персонажей к обычным живым существам (хотя они по-прежнему не нуждаются в пище, сне и дыхании).

Promethean: The Created, ролевая игра в сеттинге Нового Мира Тьмы, полностью посвящена игре за созданное существо.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреЭто незавершённый раздел.
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Големы в ином антураже [ ]

Големы франкенштейновского образца — частый гость в хоррор-вселенных. В отличие от фэнтези-големов они обычно разумны. Если создание искусственной жизни чаще привязывается к викторианскому антуражу, то обретающая волю кукла смыкается также с типичным монстром низкопробных хорроров — «куклой с ножом», и нередко встречается в современном антураже.

Как распространённый вид монстра, големы порой попадают в самые разные сеттинги (особенно эклектичные). Для примера, в Warhammer 40000 существует минимум три вида големоподобных созданий. Космодесантники Хаоса из легиона Тысячи Сынов, попавшие под эффект ритуала Аримана (rubric of Ahriman) превратились в рубрикаторов (rubrica marine) — ожившие комплекты силовой брони, лишённые собственной воли. Эльдары используют манекены из психоактивной «призрачной кости», чтобы дать возможность камням душ своих мёртвых управлять искусственными телами, в том числе и не похожими на оригиналы (подобные существа называются призрачными стражами — wraithguard, а также призрачными лордами — wraithlord). Наконец, в Империуме встречаются гхоламы (gholam) — классический пример «голема из плоти», искусственно выращенные существа на основе биологического материала людей, не наделённые полноценной личностью.

Источник

Железный голем

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

100 ( Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре× 50)

от 7 ( Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреЧто такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреЧто такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре) до 21 ( Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре× 10.5)
Игрокам:

Железный голем (англ. Iron Golem) — создаваемый нейтральный моб, основным предназначением которого является защита игроков и деревенских жителей от враждебных мобов, набегов и осад. Является одним из самых больших мобов: 2,7 блока в высоту и 1,4 блока в ширину.

Содержание

Спаун [ ]

Создание [ ]

Для создания железного голема вручную требуется 36 железных слитков. Оно отчасти похоже на создание Иссушителя. Для этого нужно выставить железные блоки Т-образной формой и поставить после этого вырезанную тыкву сверху:

Также голема можно создать и таким образом:

При создании голема следует учитывать тот факт, что тыкву необходимо ставить в последнюю очередь. Также есть ошибка: если в пустоте присутствует какой-либо блок, то железный голем не создастся. Созданный искусственно голем не будет атаковать создателя.

Правила спауна железного голема в деревнях [ ]

Железный голем автоматически спаунится в деревне при условии наличия в ней по меньшей мере 3 взрослых жителей и 3 кроватей, считающихся домом. Железный голем может появиться как в сгенерированной деревне, так и в искусственно созданном поселении. Вероятность его спауна в подходящих условиях составляет 1 ⁄7000 каждый игровой такт. Приблизительно 1 раз в 6 минут будет появляться новый голем, если не достигнут лимит.

Максимальное количество големов, которые могут находиться в одной деревне, составляет одну десятую числа жителей этой деревни при условии соблюдения требований к кроватям. Другими словами, 21 кровать и не менее 10 жителей — 1 голем, 21 кровать и не менее 20 жителей — 2 голема, 21 кровать и не менее 30 жителей — 3 голема и т. д.

Деревенский житель может заспаунить железного голема даже в том случае, если он разговаривает с другим жителем или находится в состоянии паники. Чтобы призвать железного голема, житель совершает до 10 попыток в области 16x13x16 блоков с центром, где находится сам житель (+7/-8 по осям x/z и +6/-6 по оси y). Выбирается случайный вертикальный столб. Если верхний блок столба — воздух, вода или лава, и он не имеет под собой твёрдый блок или же блок на y=+6, то колонна выбирается как претендент на спаун голема. Затем проверяется, есть ли под выбранной точкой твёрдый блок. Выбранная точка и два блока над ней не должны являться полными или запитанными от красного камня блоками, а также рельсами. Водой может быть только сама выбранная точка, но не два блока над ней (это означает, что голем может спауниться в водоёме глубиной в один блок, а также в полублоке, заборе, ковре, если, конечно, остальные условия выполнены). Соседние блоки не учитываются, так что голем может из-за своей ширины заспауниться «плечом» в прилегающем соседнем блоке, из-за чего задохнётся. [1] С другой стороны, спаун внутри существующих сущностей проверяется и не допускается.

В Bedrock Edition железный голем может заспауниться при генерации мира в деревне. Железные големы появляются в деревнях, где есть не менее 20 кроватей и 10 деревенских жителей, в области 16×6×16 вокруг центра деревни, определяемого кроватью или колоколом. Чтобы в деревне появлялись железные големы, 75 % деревенских жителей должны были работать в прошлый день, 100 % жителей должны быть привязаны к кровати, а игрок должен находиться в пределах 80 блоков от деревни по горизонтали и в 44 блоков по вертикали. Вероятность появления железного голема — 1⁄700 за один такт, что в среднем составляет появление одного железного голема каждые 35 секунд. Железные големы могут появляться при условии, что пространство 2x4x2 над точкой спауна содержит только нетвёрдые блоки, а блок, на котором они появляются, является твёрдым.

Аванпост разбойников [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Железный голем, находящийся в клетке аванпоста разбойников.

Железный голем имеет шанс заспауниться в клетке, которая может сгенерироваться рядом с аванпостом разбойников. Рекомендуется освободить железного голема из клетки, так как он сильно облегчит борьбу с разбойниками и последующий захват структуры.

Поведение [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Железный голем с маком в руке

Железный голем в мирное время медленно прогуливается по деревне. Но, будучи спровоцированным, с большой скоростью начинает двигаться к своей цели. Настигнув цель, он начнет её атаковать, яростно размахивая руками, при этом подбрасывая её в воздух и нанося большой ущерб, так как жертва будет получать урон ещё и от падения. Големы, как и другие мобы, получают урон от лавы, огня и яда. Однако, они не получают урон от падения с большой высоты, но могут утонуть, что делает возможным постройку ловушек.

Железный голем не деспаунится при переключении режима на Мирный. Если голем появился непосредственно при генерации деревни, то после его смерти сразу же спаунится новый железный голем.

Железный голем атакует враждебных мобов, как только те попали в поле его зрения. Нейтральное отношение голем сохраняет к волкам. Голем, созданный непосредственно при генерации деревни, атакует игрока в случае, если игрок атакует его первым, а также если рейтинг данного игрока в этой деревне меньше −15. При этом совсем не обязательно, чтобы голем видел игрока. Если переключить сложность на мирную, враждебный голем не исчезнет и продолжит атаковать игрока, но перестанет наносить урон. Железный голем, созданный игроком, никогда не нападёт на своего создателя. Также, искусственно созданные големы (в том числе с помощью сторонних модификаций и команды /summon ), не будут защищать деревенских жителей от враждебных мобов, но могут делать это не намеренно, попав в деревню.

Созданный игроком голем привязывается к аккаунту. Если зайти за другой аккаунт, голем будет нейтральным, и, будучи спровоцированным, может атаковать игрока.

Тактика боя [ ]

Использование [ ]

В связи с тем, что голем — довольно сильный моб, целесообразно использовать его для защиты. Игрок может просто-напросто заманить големов в определённую область, покинуть которую голем уже не сможет. Популяцию железных големов можно поддерживать искусственно, так как один голем генерируется на каждые 3 жителей, при наличии 3 кровати, признанного жителями дома, и более. Каких-либо ограничений по количеству големов на данный момент не предусмотрено. При этом стоит помнить про ограничение количества мобов на чанк (подробно читай статью Спаун). При большом количестве жителей (80 — 100) на ограниченной территории, железные големы спауниться не смогут из-за ограничения на количество мобов.

Кроме того, железные големы поставляют такой ценный ресурс, как железо. Существуют ловушки, позволяющие осуществлять автоматический сбор слитков и маков. Чаще всего эти ловушки базируются на удушении и повреждении лавой. Но чтобы получить достаточное количество железа, необходимо, соответственно, большое количество големов, чего, как мы видим, трудно добиться: необходимо строить супер-плотную «деревню» из сплошных многоярусных рядов дверей. При достижении числа големов 3-5, система становится рентабельной в плане времени. Однако, такой фарминг будет являться хаосом из-за постоянно бегающих вокруг (причём огромной беспорядочной толпой) жителей.

С появлением в последних версиях возможности пропускать мобов через порталы стало возможно стравливать зомби-свинолюдей с железными големами. Выжившие зомби-свинолюди не нападают ни на жителей, ни на игрока (если их, конечно, не спровоцировать), а с места побоища можно собрать железные слитки и золотые самородки, оставшись с незапятнанной репутацией. Кроме этого, порталы сами по себе спаунят некоторое количество зомби-свинолюдей (в старых версиях) или зомби-пиглинов (в современных), что позволяет при достаточном количестве обсидиана (или вёдер с лавой) выстроить ряды порталов с водяным смывом их навстречу железным големам, например, в яму. На дне ямы достаточно установить воронки, так как големы сами спрыгивают туда именно с целью подраться с «золотыми хрюшками».

Значения [ ]

НаименованиеИдентификаторКлюч перевода
Железный големiron_golementity.minecraft.iron_golem
НаименованиеИдентификаторЧисловой IDКлюч перевода
Железный големiron_golem20entity.iron_golem.name

NBT теги [ ]

Достижения [ ]

ЗначокДостижениеОписаниеПредокЗадача (если отличается)Идентификатор
Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреПриключенияПриключения, исследования, воровство и сраженияУбейте сущность или умрите от неё.minecraft:adventure/root
Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреТочно в цельВыстрелите в кого-нибудь из лукаОхотник на монстровminecraft:adventure/shoot_arrow
Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игреТри закона големотехникиСоздайте железного голема для обороны деревниНе отходя от кассы!Создайте железного голема.minecraft:adventure/summon_iron_golem

История [ ]

Проблемы [ ]

Отчёты об ошибках, связанных с «Железный голем», поддерживаются в системе отслеживания ошибок Mojira. Сообщайте о найденных ошибках там (на английском языке).

Интересные факты [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Робот и дети из аниме Небесный замок Лапута

Источник

Големы

Големы (яп. ゴーレム, gōremu) — это обобщённое название для существ, созданных магией или построенных механически из твёрдых материалов, не обладающих собственной волей и разумом.

Их существует несколько видов, но когда упоминают просто голема в контексте то, в большинстве случаев, имеют в виду наиболее распространенный из всех вариант — каменного голема.

Альтернативное название: 土人形 (Tsuchi ningyō) земляная кукла.

Содержание

Общие характеристики [ ]

Големы создаются с помощью заклинания шаманской магии земли Ву Враймера и его модификаций:

Некоторых големов, для надежности, сначала строят полностью как статуи, а только потом «оживляют» при помощи магии.

Однако основные свойства и особенности голема зависят лишь от материала, из которого он был сделан.

Каменный голем [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Каменный голем (яп. ストーン・ゴーレム, Sutōn gōremu, «stone golem»), так же известный как Горный голем (яп. ロック・ゴーレム, Rokku gōremu, «rock golem») – является наиболее распространенным типом голема в мире.

Как ясно из названия, он состоит из твёрдых горных пород. Его можно создать из любых подручных залежей камня, используя заклинание Vu Vraimer или Golem.

Глиняный голем [ ]

Глиняный голем (яп. クレイ・ゴーレム, kurei gōremu, «clay golem«) — создаётся из сырой глины. Может обладать более утончённым и детализированным внешним видом, благодаря пластичности базового материала. Однако при этом он гораздо хрупче и менее боеспособный, чем другие типы големов.

Грязевой голем [ ]

Грязевой голем (яп. マッド・ ゴーレム, Maddo gōremu, «mud golem») — благодаря своей грязевой основе его тело вязкое, поэтому голема трудно повредить физическими атаками.

Деревянный голем [ ]

Железный голем [ ]

Железный голем (яп. アイアン ・ゴーレム, aian gōremu, букв. «iron golem«) — создаётся из железа или металлических пластин. Наименее уязвимый тип голема к физическим атакам.

Орихалковый голем [ ]

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Орихалковый голем (яп. オリハルコン・ゴーレム, «orihalcon golem«) — очень редкий и специфический вид голема. Единственный голем, который строиться вручную, без использования магии, так как его базовый металл – орихалк – блокирует её. Управляется такой голем тоже сугубо механически. Трудоёмкое создание компенсируется тем, что такого голем не уязвим для большинства магических атак. Насколько резистентен подобный вид к тяжёлой артиллерии – вроде Драгон слейва – неизвестно, т.к. единственный экземпляр показанный в аниме, распался от старости.

Мясной голем [ ]

Голем из плоти (яп. フレッシュ ・ゴーレム, furesshu gōremu, «flesh golem«) или мясной голем (яп. 肉体 ゴーレム, Nikutai gōremu) — это своеобразный и довольно жуткий вид голема, который создается из свежих трупов.

Крошки-големы [ ]

Чиби големы (яп.ちび・ゴーレム, chibi GŌREMU) — забавные маленькие големы из камня, созданные Нагой с помощью заклинания Vu Vraimer.

По размеру они не превосходят младенца, появляются сразу скопом. У них здоровая голова, украшенная шипастым шлемом, напоминающий наплечники Наги.

Прототип [ ]

Голе́м (ивр. גולם‎) — персонаж еврейской мифологии, существо одной из основных стихий, или их сочетания, оживлённое магами-каббалистами с помощью тайных знаний. Глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Подробнее на википедии>>

Источник

Големы. От Ветхого Завета до компьютерных игр

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Всевозможных големов, наравне со многими другими персонажами, порожденными фольклором того или иного народа либо созданными фантазией мистически настроенных писателей, в настоящее время смело можно считать явлением современной культуры. Сегодня големы являются непременным атрибутом некоторых произведений жанра «фэнтези» и компьютерных игр. Трудно найти человека, который ничего не слышал бы о них, хотя представления многих наших современников порой весьма далеки от реальности. Многие считают их своеобразными «роботами», созданными с помощью черной магии. И даже Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу», нисколько не смущаясь, пишут: «Голем – один из первых кибернетических роботов…»

Как мы увидим дальше, это не совсем верно: на древнюю легенду перенесены представления сегодняшнего дня.

Но где же первоисточник? Откуда людям вообще стало известно о големах, их свойствах способах создания?

Слово «голем» – одно из древнейших в мире, оно упоминается еще в Ветхом Завете. Там оно используется для обозначения какой-то эмбриональной или неполноценной субстанции. В XVI стихе 139-го Псалма слово «голем» употребляется в значении «зародыш», «эмбрион», либо «нечто бесформенное», «необработанное»: «Големом видели меня очи Твои».

В иудейском описании почасового сотворения мира «големом» именуется этап создания тела без души.

Для описания чего-либо неоформленного этот термин также используется и в Талмуде.

Предполагают, что данное слово происходит от gelem, означающего «сырой материал».

В средневековых текстах под «големом» часто понимается неодушевленное человеческое тело. А вот в некоторых иудейских текстах того времени данный термин используется уже как один из синонимов неразвитого человека. В современном иврите слово «голем» буквально означает «кокон», но может также означать «дурак», «глупый» или «тупой». В идише слово «голем» часто употребляется как жаргонное, в качестве оскорбления кого-то неуклюжего или медлительного. Более того, производное от него слово в качестве жаргонизма проникло и в современный русский язык. Вы, наверное, слышали его — это оскорбительное прилагательное «голимый».

Но основные представления о големах сложились в средние века, причем не сразу, а постепенно, пока не сложилась каноническая легенда, существующая в нескольких незначительно различающихся вариантах. Все этапы появления и эволюции этой легенды четко прослеживаются. В настоящее время историки и исследователи смогли придти к определенному консенсусу.

Чешский исследователь О. Элиаш дает понятию «голем» такое определение:

Действительно, в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь каббалистических, говорится о принципиальной возможности сотворения Голема. Голем здесь — живое существо, созданное полностью из неодушевленной материи, у него отсутствует свобода выбора и принятия решений.

О том же рассказывается в Талмуде (Трактат Синедрион 38b), где утверждается, что даже Адам первоначально был создан как голем, когда пыль «замесили в бесформенный кусок». Считалось, что святые раввины, наиболее мудрые, морально чистые и незапятнанные, в конце жизни могли получить часть божественного знания и могущества. Именно они и могли создавать големов, более того, наличие у раввина такого слуги считалось знаком его особой мудрости и святости.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Но при этом всегда подчёркивалось, что все, созданное человеком, сколь бы святым он ни был, – лишь тень созданного Богом. И потому, например, големы неспособны были говорить и не обладали собственным разумом. Для выполнения задания им требовалась подробная инструкция, которую они выполняли буквально. Так что составлять такую инструкцию требовалось очень тщательно.

Для создания голема можно было использовать любую нерастительную материю: глину, воду, кровь. А для их оживления необходимо было следовать определенному магическому ритуалу, совершить который можно было только при особом расположении звезд. В создании голема должны участвовать 4 стихии и 4 темперамента. Одну стихию и один темперамент представляла сама глина, еще три – раввин и два его помощника.

Считалось, что големы были не единственными одушевлёнными созданиями, которые могли создать древние мудрецы. В XII веке в Вормсе вышел сборник комментариев к Книге Бытия на иврите, из которого в Европе узнали, что существует пять групп таких существ: оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы. В этом труде лишь говорится о принципиальной возможности создания гомункулов. А вот первые задокументированные опыты по его созданию были проведены в XIII веке испанским врачом Арнольдусом де Вилланове (автор «Салернского кодекса здоровья», между прочим).

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Следующим известным учёным, проводившим эксперименты в этом направлении, стал Парацельс. Это уже XVI столетие.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Работы по созданию гомункулюсов приписываются также Мишелю Нострадамуса и графу Сен-Жермену.

Големы составляли пятый и высший класс подобных существ. Создавались они не в научных целях, а в качестве слуг. Первоначально бытовали представления, что големы являются «одноразовыми» созданиями: исполнив свое задание, они превращались в прах. В XVII веке появилась легенда о том, что созданный раввином голем возрождается к новой жизни каждые 33 года. Отголоски этой легенды слышны и в преданиях о Пражском Големе, который якобы оживает каждые 33 года, и тогда в гетто происходят ужасные события.

На следующем этапе во многих рассказах появились сведения о священных словах, которые способны поддерживать существование големов на протяжении достаточно долгого времени. Часто в качестве такой надписи фигурирует тайное имя Бога, которое нигде в святых Книгах не названо, но которое можно узнать после долгих и сложных каббалистических вычислений. Речь идёт о шеме (shem-ha-m-forash – Имя Неназываемого, или Тетраграмматон. Считалось, что помещенная на лбу или во рту голема табличка с шемом способна вдохнуть жизнь в мертвую материю.

Согласно другим легендам, голема оживляло заклинание, написанное кровью владельца на пергаменте из телячьей кожи, который помещался в рот голема. Удаление этого пергамента обездвиживало и дезактивировало голема.

Существует множество легенд о големах, созданных в разных странах и в разное время. В XVI веке создание голема приписывали польскому раввину из Хелма Элайе бен Иуде. В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана и подробно описана технология создания големов. В находящейся сейчас в составе Польши Познани родился Иегуда Лев бен Бецалель, о котором будет рассказано дальше. И уже в наше время поляки решили закрепить свой приоритет, поставив в Познани модернистскую скульптуру голема. Но автором стал скандально известный современный чешский скульптор, которому удалось своими работами кое-где испоганить прекрасный город Прагу и оскорбить память советских воинов-освободителей (за что в свое время был даже арестован), его имя я называть не буду:

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Самым известным големом в истории все же был и остается Пражский, создание которого приписывается Иегуде Льву бен Бецалелю по прозвищу Махарал (аббревиатура от еврейских слов «самый почитаемый учитель и раввин»). Иегуда Лев бен Бецалель – фигура не легендарная, а вполне историческая. В средневековой Европе он был очень известен. С одной стороны, его знали как выдающегося еврейского мыслителя, с другой — как серьезного ученого математика, астронома, философа и педагога. Если в первой своей ипостаси он был известен в иудейских общинах Европы и за ее пределами, то во второй его известность выходила за пределы синагог. Родился он, как мы помним, в Познани в 1512 г. (по другим сведениям, в 1515, 1520 либо в 1525 г.), а 1573 г. переехал в Прагу, где вскоре стал верховным раввином. Дата его смерти известна точно: 22 августа 1609 года.

Могила Бен Бецалеля на старом еврейском кладбище Праги является центром притяжения и паломников, и любопытных со всего мира, независимо от веры и языков.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Бытует поверье, что если загадать желание и по древнему еврейскому обычаю положить на могилу знаменитого раввина камешек, оно исполнится. Но ничто в мире не дается даром: в Праге вам расскажут массу историй о слишком буквальном исполнении желаний, либо о дорогой цене, которую многим приходилось платить за незаслуженную награду. Среди прочих страшилок рассказывается история нашей молодой соотечественницы, которая в 80-х годах ХХ века якобы пожелала остаться в Праге любой ценой. В результате она получила назначение в пражскую редакцию журнала «Проблемы мира и социализма», но через 3 месяца умерла от рака. Однако вернемся в XVI век.

Иегуда Лев бен Бецалель прибыл в Прагу в золотое для города время. При императоре-мистике Рудольфе II Прага стала столицей Великой Римской Империи германской нации и одним из крупнейших европейских центров науки, искусства и философии.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Близкий к каноническому текст истории Пражского Голема появился в 1847 году – в коллекции еврейских рассказов Galerie der Sippurim, изданной пражским издательством Wolf Pascheles. Дальнейшее развитие эта история получила в сборнике «Пражские тайны» (Сватек, 1868 г.), а затем в книге А. Ирасека «Старинные чешские сказания» (1894 г.). Наиболее подробный вариант легенды приводится в книге «Удивительные истории», которая была издана в 1910-1911 гг. во Львове. И уже после этого к развитию образа Голема присоединились многочисленные писатели, театральные и кинорежиссеры (первый фильм был снят уже в 1915 году), а затем и разработчики компьютерных игр.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Но мы вернемся к каноническому варианту легенды о Големе. Согласно наиболее ранним источникам, пражский раввин Иегуда Лев Бен Бецалель создал своего Голема в 1580 году. Существуют три версии причин создания Пражского Голема.

Согласно первой, наиболее приземленной, он был создан для помощи по хозяйству (так пишет А. Ирасек). Данная версия даёт основания полагать, что Пражский Голем был обладающим большой физической силой душевнобольным мужчиной, в свой дом Бецалель мог взять его из жалости или чтобы просто сэкономить и не платить ему обычной платы.

Вторая версия, самая «волшебная», утверждает, что Голем был создан Бецалелем для проверки своих магических знаний и навыков (И. Карасек из Львовиц). По этой версии, Голем и сам обладал нешуточными сверхъестественными способностями, например, мог становиться невидимым. Более того, с помощью трости своего господина он мог вызывать духов умерших. А вызывались духи не для баловства какого-нибудь, а чтобы свидетельствовать в суде. Да, средневековые пражские суды позволяли свидетельствовать мертвым свидетелям.

Третья версия, «героическая», сообщает, что Голем был создан для защиты гетто от антисемитских погромов (Х. Блох), и даже называет имя их организатора – некоего католического священника Тадеуша. Основываясь на данной версии и учитывая, что для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать 7 дней, чешский исследователь Элиаш даже рассчитал точное время создания Голема. Он полагал, что Голем был создан в марте 1580 года: в 4 часа пополуночи в 20-й день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю. Именно в это время и вплоть до 1590-91 гг. ситуация в еврейском квартале Праги действительно была неспокойной, и лишь после встречи Бецалеля с императором Рудольфом II на Граде в 1592 г. еврейское население получило защиту и покровительство от императора.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Все эти источники согласны с тем, что Пражский Голем Бецалелем был создан на берегу Влтавы из глины и выглядел как уродливый мужчина плотного телосложения с коричневой кожей, физически очень сильный, но неуклюжий и неповоротливый. На вид ему было около 30 лет. Вначале его рост составлял примерно 150 см, но затем голем стал увеличиваться и достиг гигантских размеров. Голем имел имя Йозеф или Йосиле. В доме раввина он занимался хозяйственной работой в доме и помогал при богослужениях.

Первые два источника сообщают, что перед наступлением ночи Иегуда Лев бен Бецалель вынимал шем, и голем замирал до утра, дожидаясь своей активации. Третий источник, настраивающий на «героической» версии, напротив, утверждает, что в ночное время Голем был стражем, охраняя ворота гетто.

Чем же закончилась история Голема? Имеются две версии легенды.

По первой из них, Голем взбунтовался против своего создателя и начал громить еврейский квартал, убивать его жителей. Именно этот трагический вариант присутствует в большинстве художественных обработок легенды. Версий причин бунта Голема также называется несколько. Чаще всего говорят, что Лев Бен Бецалель однажды вечером просто забыл вытащить изо рта Голема табличку с шемом. По другому варианту этой же версии легенды, раввин забыл дать Голему задание на день. В обоих случаях Голем стал действовать по собственной программе, которая для всего живого, в том числе для жителей гетто, оказалась губительной.

Существует романтическая версия легенды, согласно которой причиной бунта Голема стало неразделенное чувство к дочери раввина. Но подобная трактовка возникла лишь в художественных произведениях начала ХХ века и к собственно средневековым преданиям не имеет никакого отношения.

Героическая версия легенды утверждает, что никакого бунта Голема не было: Иегуда Лев Бен Бецалель перестал использовать его после того, как император Рудольф II гарантировал безопасность гетто и его обитателей. Раввин вынул у него изо рта шем, после чего с помощью учеников перенес глиняное тело на чердак Старо-Новой синагоги. Здесь был совершен тот же обряд, что и при сотворении, только в обратной последовательности, слова заклинаний также читались наоборот – и Голем вновь превратился в безжизненную каменную глыбу. Разрушать его Лев бен Бецалель все же не стал, возможно, рассчитывал когда-нибудь снова использовать его. Чтобы укрыть Голема от посторонних, его укрыли старыми книгами и богослужебными одеяниями.

С середины XIX века предпринимались неоднократные попытки найти тело Голема на чердаке Старо-Новой синагоги, но эти поиски, разумеется, оказались безрезультатными.

Что такое големы в игре. Смотреть фото Что такое големы в игре. Смотреть картинку Что такое големы в игре. Картинка про Что такое големы в игре. Фото Что такое големы в игре

Другая легенда говорит, что Голем был оживлен неким каббалистом Абрахамом Хаимом, после чего в еврейском гетто Праги началась чума. Когда заболели дети самого Хаима, тот понял, что прогневил Бога. Он похоронил Голема в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова), и чума отступила.

Лестница, ведущая на чердак Старо-Новой синагоги с внешней стороны, уже давно убрана, чердак закрыт для широкой публики, и это обстоятельство интригует и волнует многочисленных туристов, посещающих старый еврейский квартал Праги.

В настоящее время сделанные из разных материалов фигурки голема являются популярным сувениром и продаются буквально на каждом углу Старого города Праги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *