Что такое гомогенные тесты
Что такое гомогенные тесты
Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные. В статье «Начала теории» (УШ № 28, июль /99) уже упоминалось понятие «традиционный тест». Там оно определялось как система заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы; система, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся. Теперь пришло время рассмотреть это понятие глубже.
Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.
Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:
— содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
— формальной системы заданий возрастающей трудности, описываемый значениями долей неправильных ответов и другими показателями;
— статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.
В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей.
Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Ведь каждый тест измеряет что-то заранее определенное.
1. Львов Дм. Экономическая наука в Новой России // Наука. Политика. Предпринимательство. 1997. № 1. С. 5.
Опубликовано в газете «Управление школой» № 32, август, 1999г.
Что такое гомогенные тесты
Тьма дорог туда низводит,
Ни одной оттуда нет,
И отшедший не приходит
Никогда опять на свет.
Шиллер Иоганн Фридрих,
Педагогический тест можно определить не только относительно группы испытуемых, как это сделано выше. Но и относительно одного испытуемого, взятого в отдельности.
Педагогические тесты классифицируются в соответствии с выделенными группами.
Сперва любовь, потом брак.
Сперва пламя, потом дым.
Основание классификации тестов №1 (по тематике заданий)
Тест гомогенный – совокупность стандартизованных заданий по одной учебной дисциплине (разделу дисциплины). Система заданий возрастающей трудности для объективной и эффективной оценки уровня подготовленности учащихся по одной из учебных дисциплин. Гомогенные тесты распространены больше других. Они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу объемной учебной дисциплины.
Тест гетерогенный – совокупность стандартизованных заданий, созданная с целью измерения знаний по нескольким учебным дисциплинам (разделам дисциплин), но не требующая единовременного привлечения знаний из различных дисциплин (разделов дисциплин). Гетерогенные тесты используются для комплексной оценки выпускника школ, для отбора абитуриентов при приеме в вузы. Гетерогенный тест состоит из гомогенных. Вычисление результата ведется для каждого гомогенного теста в отдельности с последующей интеграцией в единый рейтинг.
Тест интегративный – система заданий для общей диагностики подготовленности Выпускника образовательного учреждения. Задания таковы, что для их выполнения требуются синтетические знания по нескольким учебным дисциплинам.
Тест адаптивный – система заданий с известными свойствами и параметрами. Задания предъявляются, посредством компьютера, в порядке, зависящем от ответа испытуемого на предыдущее задание. С помощью разных стратегий предъявления заданий удается значительно сократить время компьютерных тестирований без потери точности измерений.
Подходы к классификации педагогических тестов.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме.
Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.
Во-вторых, педагогические тесты различаются на гомогенные и гетерогенные.
В-третьих, педагогические тесты в системе профессионального образования подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.
В-четвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на «бумажные» (бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и на компьютерные, когда студент должен отвечать на задания работая на компьютере.
Приведем краткое описание различных видов педагогических тестов.
Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориентированный педагогический тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест (по-английски criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.
Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.
Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.
Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов в системе профессионального образования для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Преподаватели учебных заведений могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки студентов, а также определить качество тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости студентов, вовремя определять недостатки в подготовке студентов. Преподаватели и руководители учебных заведений отмечают, что результаты критериально-ориентированных тестов особенно полезны при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации студентов. Критериально-ориентированные тесты также используются для оценки различных образовательных программ.
Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле студентов, а также при профессиональной аттестации кадров.
Виды тестов в системе профессионального образования. Основными видами контроля над учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. К сожалению, терминология видов и уровней контроля до конца не установлена, и разные авторы используют термины различно. Учитывая, что в системе профессионального образования необходимы вступительные испытания для поступающих, мы будем рассматривать следующие виды тестового контроля: вступительный, текущий, промежуточный (или рубежный, поэтапный) и итоговый.
Вступительный тестовый контроль осуществляется при приеме в среднее специальное учебное заведение в качестве вступительного испытания. Вступительное тестирование проводится по нескольким дисциплинам предусмотренным в нормативных документах о приеме в учебные заведения.
Для стандартизации требований к абитуриентам и унификации (единообразия) процедуры вступительных испытаний тестовый контроль абитуриентов должен быть организован централизовано. Для вступительных тестов можно рекомендовать гомогенный нормативно-ориентированный подход к интерпретации результатов тестирования. Хотя, как показывает зарубежный опыт, существует и гетерогенный нормативно-ориентированный тест SAT для поступающих в университеты и колледжи США состоит из двух субтестов: по математике и родному языку.
Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у студентов стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением аудиторных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.
Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контрольпроводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его разработке должны привлекаться самые опытные преподаватели. Возможна организация централизованной разработки батареи (серии) промежуточных тестов по направлению, специальности и рассылка пакета с тестовыми материалами (вариантами теста, инструкциями, ответными листами, ключами ответов и др. документами) непосредственно в заинтересованные учебные заведения. Каждый тест для промежуточной аттестации должен бытьгомогенным, однако для соблюдения комплексности аттестации и междисциплинарных связей, необходимо разработка батарей (целых серий) гомогенных критериально-ориентированных тестов.
Итоговый тестовый контроль осуществляется вконце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности студентов требованиям государственного образовательного стандарта.Итоговый тест (или батарея итоговых тестов) совместно с другими аттестационными процедурами может существенно повысить качество подготовки специалистов. Однако, итоговый аттестационный педагогический тест должен обладать высокой содержательной валидностью и полностью соответствовать государственному образовательному стандарту специального профессионального образования по специальности. Разрабатывать такой вид теста должны опытные преподаватели и методисты под руководством профессиональных тестологов. Процесс разработки итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научно-обоснованные этапы создания педагогического теста.
Многие специалисты считают наиболее перспективным разработку для итоговой аттестации гетерогенных междисциплинарных профессионально-ориентированных тестов. То есть таких критериально-ориентированных тестов, каждое задание которого базируется на содержании государственного образовательног стандарта по нескольким ключевым специальным дисциплинам и ориентировано на профессиональную деятельность специалиста.
В первую очередь такой междисциплинарный профессионально-ориентированный тест будет измерять уровень усвоения студентами требований государственного образовательного стандарта по специальным дисциплинам. И, во-вторых, междисциплинарный профессионально-ориентированный тест будет оценивать степень усвоения выпускниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала профессиональной деятельности.
Междисциплинарный профессионально-ориентированный тест должен включать в себя несколько секций (субтестов). Часть из них базируется на содержании государственного образовательного стандарта по специальным дисциплинам, а другая часть представляет систему заданий на «квазипрофессиональную ситуацию» и будет отражать требования потенциальных работодателей.
«Бумажные» и компьютерные тесты. Педагогические тесты на бумажном носителе в виде распечатки наиболее традиционны. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения «бумажные» тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.
Компьютерная выдача педагогических тестов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. В развитых странах именно компьютерно-адаптивное тестирование, особенно сприменение локальных и глобальных (Интернет) сетей, приобретает чрезвычайно важное значение. К сожалению, наше отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет использовать компьютерно-адаптивное тестирование в учебном процессе и аттестации профессиональных кадров.
Обзорная статья по математике по теме «Виды обучающих тестов»
Методическая тема школы : ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
Методическая тема объединения: ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА
ДИАГНОСТИКИ, КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
— Подбор и составление тестов для
различных видов контроля
и коррекции знаний учащихся
— Формирование умений и навыков работы
— Оценка эффективности использования
Методическая тема педагога: Обучающие тесты.
Возможность их применения в
Педагогическое (учебное) задание можно определить как средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению подготовленности учащихся, а также повышению эффективности педагогического труда.
Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий. Контролирующие задания применяются, напротив, педагогом или проверяющими органами после окончания учебного года, или другого определенного цикла (четверти), с целью диагностики уровня и структуры подготовленности. Некоторая часть заданий может использоваться для обучения и для контроля.
Задания могут формулироваться в тестовой, и, скажем так, в нетестовой форме. В российском образовании большинство учебных заданий дается учащимся в нетестовой форме. В основном, это вопросы, задачи, упражнения.
Не всякое содержание поддается выражению в форме тестового задания. Доказательства, обширные вычисления, многословные описания не поддаются представлению в тестовой форме.
Посредством тестирования чаще других признаков проверяются знания, умения, навыки и представления.
Актуальность тестового метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими методами.
Пять основных преимуществ:
1.Высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых;
2. Технологичность тестовых методов;
3. Точность измерений;
4. Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;
5. Сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.
Однако тесты используются не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга студентов, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения и адаптивного тестового контроля, дистантного образования: в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА
педагогический тест определялся как система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь в первую очередь надо выделить общую принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, их связь и упорядоченность.
Специфическая форма тестовых заданий отличается тем, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов.
Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебной дисциплины; остальное в педагогический тест не включается ни под каким предлогом.
Ответ на задание педагогического теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Каждому задания ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Критерии правильности заранее определяются авторами теста.
Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод выявления уровня и структуры подготовленности.
Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения.
Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура,
в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.
Нетрадиционные тесты делятся на интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые тесты с критериально-ориентированной интерпретацией результатов.
Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания. Интегративному тестированию предшествует организация интегративного обучения.
Преимущество интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого задания и в меньшем числе самих заданий.
Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметрами трудности и дифференцирующей способности каждого задания.
Вид тестов связан с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения.
Содержание теста можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Некоторые элементы проверяемых знаний (преимущественно по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года.
Поэтому содержание теста в первую очередь определяется целями тестирования. Это, пожалуй, самый главный принцип, который положен в основу разработки теста.
Основные цели тестирования:
-Контролирующая (текущий, рубежный, итоговый, контроль остаточных знаний)
-Диагностирующая ( мониторинг образовательного процесса)
-Мотивация обучения (проведение рейтинга учащихся ).
Для проведения рейтинга учащихся требуются тесты с менее дифференцированным содержанием учебной дисциплины, и соответственно, с меньшим числом заданий. Для этой цели больше подходят традиционные тесты.
Если нужно отобрать небольшое число школьников для участия в олимпиаде, то содержание заданий такого теста должно быть трудным. Если требуется отсеять, наоборот, самых слабых учащихся, то это лучше сделать с помощью сравнительно легких заданий; те ученики, которые не выполняют такие задания, и есть самые неподготовленные.
Применение заданий в компьютерных контрольно-обучающих программах позволяет учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в знаниях и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить об обучающем потенциале тестовых заданий.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТА
Число заданий в тесте зависит, во-первых, от содержания проверяемого материала: чем больше объем проверяемых знаний, тем большее обычно требуется число заданий. Во-вторых, от вида тестов; интегративные тесты требует меньшего числа заданий, в силу того, что для правильного решения каждого задания надо обладать знаниями различных учебных дисциплин. Следовательно, тест, состоящий из интегративных заданий, охватывает большее число проверяемых учебных элементов. И в-третьих, точность педагогических измерений зависит от числа заданий; в традиционном тесте точность измерения растёт по мере увеличения числа заданий
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
-логическая форма высказывания;
-одинаковость правил оценки ответов;
-наличие определенного места для ответов;
-одинаковость инструкции для всех испытуемых;
-правильность расположения элементов задания;
-адекватность инструкции форме и содержанию задания
Тест не может быть пригодным для измерения знаний по любой учебной дисциплине, в любое время, у испытуемых с любым уровнем подготовленности. Таких тестов не бывает. Тест создается для определения уровня подготовленности учащихся, и его результаты интерпретируются в зависимости от степени достижения поставленной цели
Основные формы заданий.
Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.
Содержание теста выражается в одной из четырех основных форм заданий. Это: 1) задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных; 2) задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте; 3) задания на установление соответствия, и 4) задания на установление правильной последовательности действий.
ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.
Задания отмеченной формы были удобнее других заданий в докомпьютерное время, когда делались попытки механизации контроля знаний. Это и есть главная причина их широкой распространенности в педагогической практике. Для компьютерного контроля знаний больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Такие задания удобно разделить на следующие Виды: задания с двумя, тремя, четырьмя пятью и большим числом ответов.
Пятибалльная шкала имеет своим главным преимуществом простоту и привычность, что объясняет ее широкую и длительную, по времени, распространенность. Но она имеет и недостаток – субъективность, большую зависимость от того, кто оценивает, и кого оценивают. Каждый преподаватель дает оценку на основе своего личного понимания.
Уровень знаний выявляется при анализе ответов каждого испытуемого на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемых. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием «уровень знаний» и проходит процедуру уточнения, на основе той или иной модели педагогического измерения. Один и тот же уровень знаний может быть получен за счет ответов на различные задания. Например, в тесте из тридцати заданий учвщийся получил десять баллов. Эти баллы, скорее всего, получены за счет правильных ответов на первые десять, сравнительно легких заданий. Присущую для такого случая последовательность единиц, а затем нулей можно назвать правильным профилем знаний испытуемого.
Структура знаний оценивается на основе последовательности правильных и неправильных ответов на задания возрастающей трудности. Формой представления индивидуальной структуры знания и незнания является профиль знаний испытуемого, представляемый последовательностью единиц и нулей, получаемых каждым студентом.
Профиль знаний представляет собой упорядоченный набор оценок (вектор-строку) в матрице тестовых результатов. Если испытуемый отвечает правильно на первые, сравнительно легкие задания, можно говорить о правильной структуре знаний. Профиль называется правильным, если в строке баллов у испытуемого все нули следуют за всеми единицами.
Есть и другие схемы оценивания.
Возросшая роль правильной интерпретации данных даёт основание для выделения трёх видов интерпретации результатов тестирования.
Мониторинг образовательной деятельности
Мониторинг связан с:
— необходимостью иметь большое число заданий в тестовой форме;
— системой полного усвоения знаний;
— информатизацией учебного процесса;
— теорией и методикой управления образованием;
— тестированием и общей теорией построения показателей;
— качеством и направленностью образовательной политики.
Цель мониторинга – получение информации об эффективности и качестве учебного процесса и улучшение его организации на основе получаемой информации. Эта цель может быть достигнута посредством создания автоматизированной системы текущей оценки качества учебной деятельности.
Среди ведущих задач мониторинга следует выделить организацию процесса педагогической диагностики и организацию автоматизированного учёта учебных результатов.
Решающими условиями качественного мониторинга является открытость его результатов, периодичность оценивания, своевременная коррекция учебной деятельности, организация образовательного процесса как совместной и целенаправленной деятельности учащихся и педагогов по развитию личности, приобретению подготовки, необходимой для успешной жизни граждан и общества.
Результаты мониторинга полезно использовать для введения в практику образовательной деятельности идеи уровневого образования. Результаты мониторинга можно использовать для более рационального комплектования учебных классов, в зависимости от достигнутых реальных результатов. Это особенно важно делать в школах, имеющих много учащихся.
2. Известный в педагогической литературе задачный подход к организации учебного процесса может быть существенно модифицирован посредством реконструкции самих задач, а также применением заданий в тестовой форме, что помогает повысить уровень технологизации учебного процесса, делать задачи понятнее, создавать параллельные и облегчённые варианты одной и той же задачи.
3. Мониторинг учебного процесса много лучше однократного тестирования.
Результаты мониторинга могут быть использованы для организации самостоятельной работы на основе модульной технологии, а также для введения в школах уровневого образования. Идея уровневого образования представляется более конструктивной и полезной для повышения качества образования в стране, чем идея внедряемого сейчас профильного образования.