Что такое гончарство 5 класс история

История гончарного ремесла

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Гончарное производство с самого момента своего возникновения имело большое значение в жизни человека. Изначально оно служило практическим целям изготовления посуды или сосудов для хранения, но со временем гончары научились изготавливать предметы, которые проникали и в другие сферы жизни, например, искусство и мода.

Истоки гончарного ремесла

Изготовление керамической посуды было популярно ещё в глубокой древности, с тех пор как были обнаружены свойства глины. Даже в Ветхом Завете содержатся упоминания о ремесле гончара и глиняных изделиях. Первые сосуды из глины формировались руками без дополнительных приспособлений и поэтому имели примитивную неправильную форму. Однако ремесло развивалось, совершенствовались техники и появлялись специальные инструменты. Благодаря этому, позднее появились симметричные круглые и овальные изделия, очевидно сделанные на гончарном круге. Как ни странно, в исторических документах не сохранилось точной информации, когда и где появилось это приспособление. Известно только, что в Египте он был известен не менее 10 тысяч лет назад, этот вывод был сделан на основе анализа обломков керамических черепков. И там же был найден древнейший гончарный круг, возраст которого оценивается в четыре тысячи лет.

У большинства народов имеются свои традиции гончарного промысла, некоторые страны и регионы лидировали в этом ремесле и имели свои преимущества. Так, например, в Азии еще две тысячи лет назад появились первые фарфоровые изделия. А в Африканских странах даже в двадцатом веке горшки изготавливались без сложных инструментов, а сушка осуществлялась простейшим образом — на солнце.

Зарождение гончарного дела в Европе

В Европе же стимул к развитию гончарного ремесла был дан испанскими мастерами восьмого века, благодаря которым появились изделия с глазированным покрытием. Около тринадцатого века ремесло приобрело основной расцвет, произошло это в Италии, в этом регионе Европы была изобретена майолика — один из видов обожжённой керамики. Флорентийские керамические скульптуры сохранили свою ценность вплоть до наших времён и по праву считаются гордостью региона. Затем итальянское гончарное дело пришло в упадок. В средние века первенство в этом промысле взяла Франция — именно мастерами из этой страны была изобретена печь для обжига.

Гончарное дело Древней Руси

На территории Древней Руси и современной России самые древние керамические обломки сосудов, игрушки и предметы культа обнаруживались в раскопках поселений Дальнего Востока и Забайкалья — их возраст оценивается примерно в четырнадцать тысяч лет. Тот же гончарный круг на Руси появился примерно в IX веке. Его появление привело к стремительному развитию ремесла. Изделия мастерских разных территорий отличались формой, размерами, мастера уже тогда имели обыкновение ставить клеймо на свои работы. Гончарный промысел на Руси был очень важным и почетным ремеслом, до монгольского ига мастера даже использовали глазурь для покрытия готовых изделий. Однако нашествие завоевателей погубило развитие гончарства и вместе с мастерами были утеряны секреты производства керамики. Только в пятнадцатом-шестнадцатом веках русские мастера заново возродили керамический промысел, обучаясь у европейцев. Русский фарфор же был создан лишь в восемнадцатом веке. Обширное применение керамические изделия получили в убранстве церквей, ими украшены храмы Новгорода, а также церкви времен династии Романовых.

В современном мире развитой промышленности, производство гончарных изделий уже имеет несколько иное значение, не такое, как для наших далёких предков. На сегодняшний день ручное изготовление керамической посуды — это, скорее, искусство в сочетании с практичностью. Гончарное мастерство, работа с глиной и изготовление керамики всё так же востребованы. Более того, гончарный промысел не только не канул в Лету, благодаря достижениям современной науки, напротив открылись новые возможности для работы с материалами, что позволяет производить привлекательные и функциональные вещи и предметы для украшения дома и жизни современного человека.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

История и уроки русского гончарного ремесла

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Из истории глины

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги.

Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием.

Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад.

С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей.

В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.

Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.

Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.

Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму.

Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие.

Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки. После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше).

Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию. Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.

Источник

Гончарное производство

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

Включает три главных класса производств:

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

«Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.»

Содержание

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью. Основным материалом для выделки всяких гончарных изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку гончарных изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из неё трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на два года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чём очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины — это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на неё ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, причём проходящая через ящик струя воды мелкие её части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т. п. составные части, как тела очень твёрдые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина.

Теперь остаётся полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при опредёленных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей очень хорошо перемешиваются. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. На его стенках вбиты три колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, всю жидкость старательно перемешивают и через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса не может быть употреблена ранее удаления из неё воды, для чего или

Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому её вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.

Формовка изделий

Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий.

Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь её глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока её побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив её прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель (см. Стеклянное производство).

Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм. (30 — 45 см); ширина 6-8 дюйм. (15 — 20 см) и толщ. ½ — ¾ д. (1.3 — 2 см), приготовляется различным образом (см. Черепица). —

Дренажные трубы формуются редко руками, а в основном машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма (от 2м легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).

Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами.

Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть фото Что такое гончарство 5 класс история. Смотреть картинку Что такое гончарство 5 класс история. Картинка про Что такое гончарство 5 класс история. Фото Что такое гончарство 5 класс история

В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. (71.1 см) 2 вершк. (8.9 см), а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. (11.4 — 25.4 см) выс. и от 4 ½ −5 ½ дюйм. (11.4 — 14 см) в диаметре.

Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются ещё слоем в 1 /3 дюйм. (8.5 мм) толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.

Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74 % кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60 % кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из неё серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до чёрного.

Обжигание гончарных изделий

Обжигание гончарных изделий производится в трёх видах печей: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые гончарные изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на рис. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

Нанесение глазури

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *