Что такое гончарство кратко

Гончарство

ГОНЧА́РСТВО — гончарное дело, произ-во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ-ва — составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные изделия бывают 1) плотными — фарфор твердый или мягкий, бисквит, или неглазурированный фарфор, париян, желтоватый неглазурированный мат-л, каррара, белый слабопрозрачный мат-л, кам. изделия — плотная мелкозернистая масса, издающая при ударе звук, 2) пористыми — нежный фаянс, непрозрачный незвонкий мат-ал из огнеупорной глины с кремнеземом, с прозрачной поливой, обыкновенный фаянс, или майолика, красновато-желтый мат-л, покрываемый оловянной поливой, терракота, обожженная очищенная глина с порошком гончарного боя без глазури, обыкновенные гончарные изделия — посуда, кирпич, черепица, дренажные трубы и др. Осн. мат-л Г. — глина, в к-рую для уменьшения пластичности добавляют разл. примеси: песок, золу, кварц, шамот (порошок из обожженной глины) и др., для понижения температуры спекания добавляют плавни (щелочи, известь, магнезия, костяная зола и др.) и флюсы. Глину вымораживают и выветривают на открытом воздухе до 2-х лет, затем очищают просеиванием, продавливанием или отстаиванием в воде (при обработке глины в фарфоровом или фаянсовом произ-ве). Формование может вестись путем ручной лепки, ручного или машинного прессования, выжимания или выдавливания через мундштуки, отливкой в формы (изделия тонкого рельефа), обтачиванием на гончарных станках. Обжиг изделий производится в печах. Обычно обожженные изделия (кроме кирпичей, терракоты, черепицы) покрываются для водонепроницаемости поливой или глазурью и снова обжигаются, на глазури иногда делают рисунки металлич. красками, растертыми на скипидаре, после чего необходим третий обжиг.

Г. возникло в неолите — в 7 тыс. до н. э. — в Передней Азии, из всех континентов не было известно только в Австралии. В 5 тыс. до н. э. в Месопотамии возникли двухкамерные обжиговые печи. Ручной гончарный круг появился впервые в Передней Азии в 4 тыс. до н. э. Расцвет худож. керамики приходится на античный мир 7—6 вв. до н. э. и позднее, тогда же изобретен и гончарный круг с ножным приводом. В исламском мире достигла высокого уровня облицовочная керамика, в 2—17 вв. — расцвет произв-ва персидских люстрированных фаянсов, в 16—17 вв. — турецких полуфаянсовых изразцов. В Зап. Европе расцвет худож. керамики начинается с 15 в., итал. фаянса — майолики — с 16 в., печных изразцов — с 15 в. и кам. посуды — с 16 в. в Германии, руанских фаянсов — с 17—18 вв. во Франции и т. д. Фарфор изобретен в Китае ранее 8 в., в Японию попал в 16 в., в Европе производится с 16 в. (фарфор Медичи), расцвет европ. фарфора начинается с 18 в. У вост. славян гончарный круг появился в 9 в., получил всеобщее распространение в 10 в. В 12—13 вв. в др.-рус. городах имелись круглые гончарные горны, б. производительные и совершенные четырехугольные появились позднее и получили распространение лишь в Гжели и на Смоленщине. В деревнях широко применялся обжиг глиняных изделий в домашних печах. Керамика в России использовалась для облицовки стен и пола. В 15—16 вв. развилось произ-во красных изразцов, не покрытых поливой. С 17 в. ощущается влияние зап. образцов, началось про-изв-во пестрых изразцов (синие, зеленые, желтые, буро-красные краски), применявшихся в церк. зодчестве, центром этого произв-ва была гончарная слобода в Москве. После 1709 пленные шведы положили начало производству изразцов для голландских печей (подглазурная синяя краска по белой эмали). С сер. 18 в. существуют керамич. заводы в Гжели под Москвой и Императорский фарфоровый завод под Петербургом. Г. у русских было традиционно муж. занятием, за исключением изготовления глиняных игрушек. Гончар в воззрениях вост. славян — колдун-ведьмак, посредник между миром мертвых и миром живых, гончарный горн — модель ада. Гончар, подобно др. ремесленникам, считался пьяницей («гончары пропили ризы св. Петра, за что были им прокляты»). В то же время в нек-рых мифологич. преданиях славян гончар — создатель мира, его профессия — одна из самых уважаемых в деревне. Во мн. местах считалось, что появление горшечника предвещает свадьбу, в нек-рых же деревнях, напротив, «встретить гончара — замуж не выйти». Был распространен обычай, по к-рому девушки, желающие скорее выйти замуж, крали с воза гончара горшки и били их. После 1917 традиционное Г. у русских пришло в упадок в результате принудит. кооперации (30-е гг.) и насыщения рынка фабричной посудой (кон. 40-х — 50-е гг.). С 60-х гг. Г. существует в осн. как вид декоративно-прикладного иск-ва на гос. заводах, с кон. 80-х — нач. 90-х гг. наблюдается возрождение рус. гончарного иск-ва как индивид. промысла.

Лит.: Бобринский А. А. Гончарство Вост. Европы. М., 1978; Милюченков О. А. Белорусское нар. гончарство. Минск, 1984; Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.

Полезное

Смотреть что такое «Гончарство» в других словарях:

Гончарство — производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т. п. Слова «Г.», «гончар» («горънчар»), «горшок», («горнец») происходят от русского слова «горн». Открытое в раннем Неолите, Г. намного… … Большая советская энциклопедия

Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

гончарство — гончарство, гончарства, гончарства, гончарств, гончарству, гончарствам, гончарство, гончарства, гончарством, гончарствами, гончарстве, гончарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь

гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений

гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови

гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Гончарное ремесло: от древности до наших дней

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

_
Гончарство в мире

Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.

Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).

Новые функции гончарного искусства

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

О пользе работы с глиной

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

_
Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.

Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.

Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Гончарная мастерская в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

_
Гончарную мастерскую в этнографическом парке-музее найти не составит труда: Улица Мира, Дом Ирана и Ирака. Здесь всегда кипит работа, и посетители парка обычно не проходят мимо. Ничто так не завораживает, как волшебным образом меняющаяся в руках мастера форма сосуда.

Гончары, работающие в мастерской, приехали в ЭТНОМИР из разных регионов России и разных стран мира, поэтому со знанием дела изготавливают самые разные изделия: славянские крынки для молока и горшки для каши, грузинские кувшины для вина, азиатские пиалы для чая, греческие амфоры для масла и многое другое.

Изделия наших мастеров вы увидите и в домах Улицы Мира (Греции, Грузии, стран Африки и других), и в этноотелях ЭТНОМИРа (согласитесь, в номере гостиницы «Подворье» приятно пить не из обычного стеклянного стакана, а из глиняной кружки, а в отеле «Караван-сарай» – из керамической пиалы). Их также можно приобрести в сувенирных лавках ЭТНОМИРа. А главное – каждый гость ЭТНОМИРа может сам сесть за гончарный круг и испытать удивительные чувства, создав из податливой глины свой собственный шедевр.

Источник

Гончарное ремесло

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство краткоГончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

История гончарного ремесла

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.

В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

Гончарное ремесло на Руси

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.

В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…

Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Раскупают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

Обучение гончарному ремеслу

Обучение гончарному ремеслу в Москве Вы можете пройти в нашей мастерской «Гончарное дело». У нас проводятся разовые мастер-классы для желающих попробовать себя в роли гончарных дел мастера. А при желании продолжить обучение и постигнуть все азы столь увлекательного дела Вы сможете записаться на более длительные курсы.

Источник

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Гончарное дело — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. И хотя производство глиняной посуды давно поставлено на поток крупными фабриками, изделия ручной работы остаются в цене. Если вы овладеете профессией гончар, то сможете продавать готовую продукцию, выполнять индивидуальные заказы и даже открыть прибыльную мастерскую.

Краткая история и перспективы профессии гончар

Гончарство зародилось ещё в эпоху неолита (V–III тысячелетии до н.э.), когда люди обнаружили уникальные свойства глины. Оказалось, что этот природный материал имеет относительно небольшой вес, прост в обработке, не пропускает влагу после высыхания и становится твёрдым в результате обжига. Кроме того, глина была доступнее, чем ореховая скорлупа и раковины.
Первоначально вся посуда изготавливалась только вручную. А в конце IV тысячелетия до н.э. появился и стал дополнительно использоваться гончарный круг. Каждый представитель профессии применял свою технологию производства и ставил на продукцию клеймо — аналог современного товарного знака.

Интересный факт. Название профессии гончар (gonchar) произошло от общеславянского слова «гърньчарь», которое имеет значение «делающий горшки».

Долгое время гончарное дело считалось семейным: отцы передавали свои знания только сыновьям. Однако позже мастера осознали неэффективность такого подхода. Они стали обучать своей профессии учеников, что привело к распространению гончарного дела и образованию гильдий (торговых групп, состоящих из 10–15 человек).

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Какие знания и навыки нужны человеку, желающему начать гончарное дело

Чтобы освоить профессию гончара, не обязательно получать высшее образование. Начинающий мастер может записаться на курсы в школу гончарного дела. Наиболее эффективными считаются индивидуальные занятия офлайн. Опытный ремесленник наглядно демонстрирует ученику основы производства, даёт практические задания, проверяет их выполнение и указывает на ошибки. Индивидуальное обучение профессии в Москве стоит в среднем 1500–2000 рублей, а занятие в группе — 800–1000 рублей. В средних и малых городах расценки ниже.

Совет. Если у вас нет денег на обучение гончарному делу, смотрите бесплатные ролики на Youtube. Например, начинающему гончару подойдут каналы образовательного центра «Сириус» и школы «Колокол».

Внимание! Если вы хотите извлекать доход с помощью хобби, но считаете гончарное дело слишком трудным занятием, попробуйте освоить другую творческую профессию. Возможно, вам пригодятся статьи «Как стать скульптором» и «Как заработать на рукоделии».

Как начинающий гончар может построить карьеру в своей профессии

Как открыть производство по изготовлению глиняных изделий в домашних условиях

Необходимые для гончарного дела материалы и оборудование занимают много места. Поэтому, если у вас нет денег на аренду помещения, выделите под производство гараж, частный дом или просторную комнату (от 18 м²). В цехе установите хорошую вытяжку и уберите легковоспламеняющиеся предметы.

Шаг 1. Обустройство мастерской

Важно! Некоторые гончары умеют обжигать глину в домашних условиях на обычной плите. Однако такой способ пожароопасен и приводит к выделению в воздух едких веществ. Кроме того, изделия получаются хрупкими.

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Шаг 2. Продвижение гончарного дела

Начинающий гончар может продвигать домашний бизнес с помощью сарафанного радио, таргетированной рекламы в социальных сетях, блога в Instagram. Более подробно о последнем способе можно узнать в нашей статьи «Как стать блогером в Инсте». На маркетинговые мероприятия необходимо выделять минимум 10 000 рублей в месяц. Из бесплатных способов продвижения гончарного дела стоит отметить общение с потенциальными клиентами на форумах.

Внимание! При настройке рекламы начинающий гончар должен учитывать целевую аудиторию. Например, изделия из фарфора и фаянса чаще всего покупают женщины.

Шаг 3. Легализация бизнеса

Начинающему гончару, который работает в домашних условиях без помощников, подойдёт самозанятость. Этот режим с 2020 года распространяется на большинство регионов России, в том числе Московскую и Ленинградскую области. Зарегистрировать своё гончарное дело можно с помощью приложения «Мой налог», которое есть в App Store и Google Play.

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко
Самозанятые гончары, принимающие деньги от физлиц, уплачивают ежемесячный налог в размере 4% от суммы выручки, а сотрудничающие с организациями и ИП — 6%. Никакую отчётность сдавать в налоговую не нужно.
Если вы собираетесь привлекать наёмных сотрудников, регистрируйте ИП. Гончарное дело подпадает под код ОКВЭД 26.21 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». Начинающему гончару подходят две системы налогообложения: упрощённая и патентная. В первом случае ставка составляет 6% от суммы дохода или 15% от суммы «доходы минус расходы». При патентной системе налог исчисляется из потенциальной прибыли и часто завышен, зато предпринимателю не нужно заполнять декларацию.

Какую продукцию гончарства выгодно изготавливать на дому

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Где начинающему гончару продавать готовые изделия

Глиняные изделия, созданные в домашних условиях, можно продавать офлайн и через интернет. Чем больше каналов задействует начинающий гончар, тем быстрее окупает вложения в профессию.

Розничные сети

Работы начинающего гончара, сделанные в домашних условиях, готовы принять на реализацию магазины подарков, посуды, хозяйственного инвентаря, а также гипермаркеты. Основной плюс такого сотрудничества — возможность сразу сбыть большой объём продукции.
Однако большинство сетей покупают товары гончарства по цене на 30–50% ниже среднерыночной. Поэтому начинающему гончару приходится работать дома в условиях конвейера, что чревато профессиональным выгоранием.

Важно! Как правило, магазины запрещают гончарам ставить на продукции товарный знак мастерской.

Ярмарки и выставки

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Онлайн-платформы

Сколько зарабатывают гончары в Москве, провинции и за рубежом

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко
Таким образом, гончарное дело — это интересная, но сложная профессия. Чтобы стать востребованным мастером, нужно потратить долгие годы на оттачивание навыков и прощупывание рынка. Но если вы относитесь к занятию с душой, то обязательно найдёте покупателей!

Источник

Гончарное производство

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

Включает три главных класса производств:

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

«Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.»

Содержание

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью. Основным материалом для выделки всяких гончарных изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку гончарных изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из неё трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на два года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чём очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины — это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на неё ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, причём проходящая через ящик струя воды мелкие её части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т. п. составные части, как тела очень твёрдые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина.

Теперь остаётся полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при опредёленных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей очень хорошо перемешиваются. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. На его стенках вбиты три колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, всю жидкость старательно перемешивают и через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса не может быть употреблена ранее удаления из неё воды, для чего или

Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому её вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.

Формовка изделий

Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий.

Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь её глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока её побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив её прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель (см. Стеклянное производство).

Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм. (30 — 45 см); ширина 6-8 дюйм. (15 — 20 см) и толщ. ½ — ¾ д. (1.3 — 2 см), приготовляется различным образом (см. Черепица). —

Дренажные трубы формуются редко руками, а в основном машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма (от 2м легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).

Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами.

Что такое гончарство кратко. Смотреть фото Что такое гончарство кратко. Смотреть картинку Что такое гончарство кратко. Картинка про Что такое гончарство кратко. Фото Что такое гончарство кратко

В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. (71.1 см) 2 вершк. (8.9 см), а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. (11.4 — 25.4 см) выс. и от 4 ½ −5 ½ дюйм. (11.4 — 14 см) в диаметре.

Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются ещё слоем в 1 /3 дюйм. (8.5 мм) толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.

Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74 % кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60 % кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из неё серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до чёрного.

Обжигание гончарных изделий

Обжигание гончарных изделий производится в трёх видах печей: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые гончарные изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на рис. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

Нанесение глазури

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *