Что такое горгулья в мифологии

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

Как выглядит горгулья?

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

Как кричит горгулья?

Чем отличается горгулья от химеры?

Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.

Горгулья в мифологии

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

Источник

Горгулья — посланники бога или выдумка человека

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья. Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Горгулья это:

Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев )

Горгулья как украшение

Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.

Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «Горгулья» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.

Дракон извергающий воду

Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон. Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».

Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.

Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.

Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.

Горгулья – посланница бога

Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.

Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.

Истребленное существо

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.

Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами. Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.

Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.

Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.

Искусственное оживление образа

Горгулья – очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.

Где правда

Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.

Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:

Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.

Делитесь статьей с друзьями, комментируйте и пишите, о чем еще вы хотели бы узнать со страниц сайта «Тайны Мироздания».

Источник

Горгульи

Горгульи

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Мифология

Слово гаргулья получилось посредством целой цепочки языков, начинаясь от древнегреческого γαργαρίζω «(полоскать горло»), транзитом через латинское его заимствование gargarizare («полоскать горло») и пришло в ранний французский язык примерно с тем же значением. Слово это имело ономатоэпическую природу, то есть когда слово подражает тому звуку, которое оно обозначает. Так же как, например, слово «мяукать» в русском языке.

Несмотря на то, что гаргулья или гаргуйль обычно считается исключительно архитектурным термином, обозначающим выход водосточного жёлоба в готическом соборе, от которого только потом родилось существо под названием «гаргулья» или «горгулья», мы находим средневековую легенду о существе под именем Гаргуйль (La Gargouille) и это вид дракона.

Легенда о Гаргуйле касается города Руана и находится в целом ряду подобных местных легенд во Франции в Средние Века, касающихся местных святых и христианизации района. Обычно в них рассказывается о злобном драконе, не дающем жить местным крестьянам и прибытию христианского миссионера, который среди прочих чудес побеждает этого дракона. Среди французских драконов, павших от крестных знамений святых первым, был, крылатый змей побеждённый святым Мартином Турским, легенда о котором фиксируется уже очень рано. Но и без Мартина франкоязычный регион Европы мог бы считаться самым опасным для драконов местом жизни, особенно с наступлением христианизации. Среди побеждённых и уничтоженных галльских драконов находим тараска в Тарасконе, Гран-Гёля (Gran Gueule) в Пуатье, Грауйи (Graouilly) в Метце, Байа в Реймсе, Шер-Сале (Cher-Salle) в Труа, безымянный Дракон в Лувене и Сен-Марселе, и, наконец, дракон с пикантным именем Ду-Ду (Dou-Dou) в бельгийском Монсе.

Связь нашего дракона с архитектурной деталью готического собора остаётся неясной, но у того и другого одно и тоже свойство исторгать воду, поэтому какая-то связь, думается, существует. Гаргульями или гаргуйлями называли окончания водосточных желобов в готических соборах. Эта деталь часто делалась в виде зооморфной или антропоморфной фигуры, иногда в виде целой композиции и характерна именно для готики, что связано со спецификой отвода воды в данной разновидности построек. В более позднее время водосточный жёлоб исчез, а затем вновь появился уже в качестве водосточной трубы. Гаргулья могла быть самой разной и это не обязательно было какое-нибудь фантастическое существо.

Ответ на вопрос «почему в конце-концов в массовой культуре гаргульей или горгульей считается вовсе никакой не конец водостока, а уродливое, крылатое существо?» находится в XIX веке и связан, в первую очередь, с реконструкцией собора Парижской Богоматери под руководством Виолле-ле-Дюка, когда была фактически создана та самая знаменитая галерея химер, которая в первую очередь и ассоциируется с горгульями как существами. Реставрация касалась и непосредственно гаргулий, которые были фактически уничтожены ещё в XVIII веке и последние две были сняты с фасада в 1787 году. Поэтому новые во время реставрационных работ были созданы единым ансамблем с целым выводком фантастических, гротескных существ, которых нужно было бы называть, скорее, химерами. Но новая галерея стала отчасти лицом, самым узнаваемым, кроме фасада собора, его изображением, особенно знаменитая скульптура Le Stryge, автор которой, Шарль Мерион, закончивший жизнь в доме для умалишённых в 1868 году, доказывал, что созданные им монстры существуют и не являются продуктом его воображения. Да и сама реконструкция не вызывала всеобщего восхищения.

Во второй половине XIX и в начале XX века постоянное упоминание рядом гаргулий и новосозданных химер привело к тому, что эти существа, гаргулиями технически не являющиеся, стали ассоциироваться с именем гаргулья в первую очередь. Так родилось создание гаргулья или горгулья, чьи характеристики и внешний вид поразительным образом совпадают с совершенно конкретным существом на соборе Парижской Богоматери — тем самым Le Stryge, название которого восходит к латинскому stryx, значащему «неясыть», но обозначающему вампироподобное существо и прямо обозначенное Мерионом «ненасытным вампиром, вечным вожделением, над городом жаждущим пищи своей».

Именно ему выпало стать и самым популярным монстром в соборе Парижской богоматери и той самой идеальной гаргульей уже как существом, которое растиражируется затем в тысячах продуктов массовой культуры.

Источник

Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?

Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.

Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Фасад собора в городе Руане

Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Что такое горгулья в мифологии. Смотреть фото Что такое горгулья в мифологии. Смотреть картинку Что такое горгулья в мифологии. Картинка про Что такое горгулья в мифологии. Фото Что такое горгулья в мифологии

Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Источник

Ужас, застывший в камне

По своему многообразию мир фантастических существ должен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище — всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких комбинаций практически бесконечно. Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц и рептилий. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира.

Х. Л. Борхес. “Книга вымышленных существ”

Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров. Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Европейская церковная архитектура 12-15 веков породила немало странных существ, внешний вид которых говорит о нездоровой, но, бесспорно, щедрой фантазии древних зодчих. Эти каменные, металлические и деревянные чудовища являются теми немногими представителями средневекового зверинца несуществующих монстров, которые могут быть с полным правом названы “готическими”.

Разговор по понятиям

Горгулья, терзающая агнца.

В наши дни слово “готика” обычно ассоциируется либо с мрачными молодыми людьми в черной одежде, регулярно посещающими старые кладбища и наизусть цитирующими Эдгара По, либо с этими же самыми ребятами, стоящими на сцене какого-нибудь подвального рок-клуба и угощающими своих слушателей смесью из кантат Баха и “сумбура вместо музыки”. Следует ли говорить, что подобные представления о “готике”, мягко говоря, неверны?

Термин “готика” (от итал. gotico — “готский”) образован от названия германского племени готов. Он был введен в обиход итальянскими гуманистами эпохи Возрождения и использовался последними для уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося в то время “варварским”.

Готический стиль развивался на основе католической церкви, а потому был культовым по своему назначению и религиозным по тематике. Готика напрямую соотносилась с вечностью (с высшими, иррациональными силами), устанавливая безраздельное господство архитектуры в системе искусств. Скульптура и живопись (представленная преимущественно витражами) служили лишь прикладным средством реализации архитектурных идей. Мощная энергетика готических соборов — огромных, величественных, устремленных к небу — и по сей день оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на людей. Важнейшую роль в создании такой грозной атмосферы играют готические монстры — существа далеко не ангельского вида, которые, как ни странно, вполне гармонично вписываются в общество святых и великомучеников, составляющих роскошный церковный интерьер.

Химера и ее родня

Наиболее популярными готическими монстрами являются горгульи (франц. gargouille, англ. gargoyle — от позднелатинского gargulio — глотка) и химера. Их часто путают, называя горгулий химерами и наоборот. Различие между ними весьма условно, однако оно скрывает в себе некоторые весьма любопытные секреты происхождения этих классических представителей готического бестиария.

Прежде всего, следует оговориться, что под “химерой” в данном контексте подразумевается не легендарное чудовище из древнегреческой мифологии, а скорее общеизвестный принцип создания фантастических существ путем соединения частей тела каких-либо непохожих друг на друга животных в одно целое. Впервые этот принцип был применен именно в мифологии. Самое известное упоминание о Химере содержится в шестой песне “Илиады”. Там описывается огнедышащее существо — дочь Ехидны и Тифона, имевшее туловище козы, хвост змеи, а переднюю часть, как у льва. По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка.

Архитектура нового времени, стилизованная под готику, использует очень простые и маловыразительные образы горгулий.

Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:

Лев головою, задом дракон и коза серединой,

Страшно дышала она пожирающим пламенем бурным.

Грозную он поразил, чудесами богов ободренный.

Гомер. Илиада, VI, 179-183

“Теогония” Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная.

Исидор Севильский. Этимологии. — “Об уродах”, 36

Кроме того, о Химере говорится в седьмой песне “Энеиды” Вергилия. Комментатор Сервий Гонорат выдвинул гипотезу, согласно которой “химера” является метафорой, обозначающей одноименный вулкан в Ликии — у его основания живут змеи, на склонах пасутся козы, а наверху горит огонь и, вероятно, имеется логово львов. Плутарх высказывал предположение, что Химера — это имя некоего пирата, на корабле которого (очевидно, имелся в виду борт или паруса) были нарисованы лев, коза и змея.

Наследие первобытного анимализма — добрый лесной дух по имени “Зеленый Человек”.

Шлем украшает его Химера с гривой тройною,

Дышит огнем ее пасть, как жерло кипящее Этны, —

Чем сраженье сильней свирепеет от пролитой крови,

Тем сильней и она изрыгает мрачное пламя.

Вергилий. Энеида, VII, 785-788

Горгулья Аббатства (Abby Gargoyle) из коллекционной карточной игры Magic The Gathering.

Готические химеры совершенно непохожи на свой многоликий древнегреческий прототип. Они приобрели всемирную известность благодаря статуям человекообразных фигур с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями, установленным у подножия башен Собора Парижской Богоматери. Древние греки считали, что Химера вызывает штормы, опасности на земле и на море. Средневековые архитекторы отошли от хтонической сущности этого чудовища, используя химеру в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым был запрещен вход в церковь и которые были превращены в камень за все свои земные грехи).

В иносказательном смысле слова термин “химера” употребляется для обозначения ложной идеи, пустого вымысла, а также какого-либо фантастического существа-гибрида.

Готическая химера ничем не отличается от горгульи (горгулии) — та же уродливая тварь с телом обезьяны (или человека-горбуна), козлиными рогами, крыльями летучей мыши и т.п. животными частями тел. Для обозначения такого монстра мы чаще всего используем термин “горгулья”, однако отождествлять этих двух чудовищ было бы не совсем верно. С практической точки зрения горгулья представляет собой особый элемент архитектурного дизайна, призванный выполнять не только художественные, но и вполне бытовые функции. Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова “горгулья”), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры.

Для удобства, в данной статье мы будем именовать вышеозначенные существа именно “горгульями”, а не как-либо иначе.

Горгульи справа и слева

Несмотря на то, что горгульи являются типичными готическими чудовищами, их собственное происхождение уходит корнями в глубь веков — к древней Греции и Египту.

Цивилизация древнего Египта знала рекордное по тем временам количество зооморфных богов, а египтяне были одними из первых народов, начавших активно применять образы подобных существ в живописи и архитектуре.

Знаменитые горгульи Собора Парижской Богоматери.

Трехглавая Химера из Ареццо.

Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). О Химере было сказано ранее, а кроме нее, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов). Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.

Водосточные желоба как элемент устройства домов древней Греции, встречались нечасто, однако в том случае, если они выходили не по углам крыши, а под ней (в середине стены) — тогда водосток оформлялся в виде каменной головы льва с распахнутой пастью (позже лев стал одной из составляющих образа горгульи). Это символизировало могущество Греции, защищало жителей дома от врагов и отпугивало злых духов.

Постройка готических соборов велась на протяжении многих поколений. Поэтому нам сегодня довольно трудно определить точный возраст горгулий. Водостоки часто были сделаны из дерева — они разрушались и требовали демонтажа своих скульптурных деталей, что также не вносило никакой ясности в вопрос о дате появления горгулий на свет. С достаточной долей уверенности мы можем предположить, что первые горгульи (в их хрестоматийном варианте) появились к началу XII века.

В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую — ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния очередного монстра. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей — горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики, и к XVI веку превращались в обычных каменных уродцев — отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.

Существ, не выполняющих функции украшений водостоков, часто называют химерами.

Следует признать, что вопрос о реальном предназначении статуй горгулий до сих пор остается открытым, ведь, за исключением ряда бесспорных случаев, мы не можем точно утверждать, действительно ли дождевая вода выливалась из их ртов.

Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, поэтому вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями, играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Против этой теории говорят частые случаи установки горгулий на секулярных зданиях, а также то, что значительная высота готических соборов не позволяла людям разглядеть все богатство их наружного декора с земли.

Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым горгульи, следуя своему древнегреческому происхождению, выполняли обязанности по защите дома от злых духов. Это может объяснить их редкостную уродливость — каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.

Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.

Легенда о Зеленом Человеке

Концепт-арт горгулий Нортренда из компьютерной игры Warcraft III.

Еще одним типичным готическим существом является “Зеленый Человек” (данный термин был введен фольклористкой леди Раглан в 1939 году). Обычно он изображается в виде мужской головы, окруженной листьями (впрочем, бывает, что вся голова сложена из них).

Этот откровенно языческий элемент украшения готических соборов появился в одиннадцатом веке.

Зеленый Человек (он же Зеленый Джек) был древесным духом — архаичным лесным божеством, живущим в дубах (самые старые изваяния Зеленого Человека были обрамлены именно в дубовые листья). Для дохристианской Европы это существо служило символом изобилия, олицетворяя гармонию природы и людей. В готический период Зеленый Человек считался воплощением похоти (возможно, что и других смертных грехов), либо, как считают некоторые исследователи, функционировал подобно горгульям, обеспечивая магическую защиту для средневековых домов.

В пользу последнего свидетельствует малоизвестный кельтский обычай, согласно которому тела воинов, павших в бою, обезглавливались, а их головы насаживались на шесты и выставлялись вокруг деревни для того, чтобы отпугнуть злых духов. При этом головы особо выдающихся воинов украшались венками из листьев.

При праздновании Майского дня (сразу после Белтайна, проводившегося в ночь с 30 апреля на 1 мая) процессию Майской королевы возглавляли танцоры, наряженные в костюмы из зеленых листьев.

Старые английские сказания также упоминают Зеленого Человека, называя его “Ячменный бог” (после своей смерти он возродился в виде дерева, которое выросло прямо из его головы). Даже в легендах о Короле Артуре можно найти прямые аналогии Зеленого Человека — например, поэма про сэра Гавейна (племянника Артура) и таинственного Зеленого Рыцаря рассказывает про то, как Гавейн отрубил голову Зеленому Рыцарю, однако последний приставил ее на место — и та немедленно приросла к туловищу.

В “восточных” фэнтези-мирах и горгульи напоминают “восточных” чудовищ (иллюстрация Сируэло Кабрала).

Готический зоопарк

Говоря о божественном покровителе животных, следует отметить, что традиции античной “химерической” гибридизации иногда перекликаются с христианской догматикой. Например, трое из четырех евангелистов ассоциировались с животными: Иоанн — орел, Лука — бык и Марк — лев (символом Матфея был ангел).

Среди всех реальных животных наибольшую популярность в готических бестиариях имел лев. Образ этого существа некогда служил метафорой для восхваления ассирийских и персидских царей. Христианская церковь унаследовала данную традицию, отождествляя льва с Христом — “королем иудейским”.

Богословы сравнивали льва, который якобы заметал свои следы хвостом, со Спасителем, незримо странствующим среди людей. Считалось, что если львица родит мертвых львят, то через три дня к ним придет отец-лев и оживит их. Еще одним распространенным поверьем было то, что больной лев мог исцелиться, съев обезьяну (олицетворение зла в раннехристианском символизме). И, наконец, люди полагали, что лев всегда спит с открытыми глазами, представляя собой образец бдительности и осторожности — именно поэтому статуи львов охраняли памятники, могилы и входы в церкви, а также удерживали в зубах дверные ручки-кольца.

Однако готический лев также мог обозначать и нечто негативное. Так, если львиная голова украшала дверные пороги, либо держала в зубах ягненка, такой “царь зверей” был воплощением дикой злобы (в определенных случаях — гордыни, одного из смертных грехов).

Другие символические животные из готического бестиария — овен (пастырь, ведущий стадо), собака (преданность), лиса (хитрость, искусность, реже — смерть), обезьяны (грехопадение человека), коза (всеведение) и козел (плотский грех).

В фэнтези колдуны часто используют горгулий для охраны сокровищ. Вот как трансформируется статуя в живую горгулью, по мнению Тодда Локвуда.

Химера не боится нападать на хорошо вооруженных людей (иллюстрация Сируэло Кабрала).

Игры с горгульями

Еще секунда, и горгульи, охраняющие вход, оживут (иллюстрация Тодда Локвуда для D&D).

Горгулья присутствует во многих книгах, играх (компьютерных, настольных, ролевых) и фильмах жанра “фэнтези” — от Гарри Поттера и Warcraft III до Dungeons & Dragons и Ultima Online.

Среди этого многообразия следует особо выделить горгулий из самой известной ролевой игры Dungeons & Dragons. Там они описываются как разумные крылатые хищники с ярко выраженными садистскими наклонностями. Эти ожившие каменные статуи могут подолгу пребывать в неподвижности, вводя в заблуждение даже самых бдительных искателей приключений. Они не нуждаются ни в еде, ни в воде, ни в воздухе, однако обожают пожирать живую плоть — просто ради забавы и для причинения боли живому существу. Все свое свободное время горгульи проводят, подкарауливая добычу или затевая драки друг с другом.

Горгулья в представлении разработчиков Dungeons & Dragons (иллюстрация Уэйна Рейнольдса).

Ранняя версия правил Advanced Dungeons & Dragons гласила, что горгульи чаще всего населяют руины старых построек или подземные каверны. Эти существа обирали трупы своих жертв и утаскивали золото к себе в логово, складывая его в укромном месте (обычно под камнем). Рог горгульи являлся важным ингредиентом в зелье неуязвимости и часто использовался в зелье полета.

Вторая редакция Dungeons & Dragons также упоминала о еще одной разновидности горгулий — маргойлах, самой крупной, страшной и опасной разновидности этих каменных чудовищ.

Кроме того, близким родственником горгульи в Dungeons & Dragons является капоацинт, который как две капли воды похож на нее, однако живет не на суше, а в воде.

Кинематограф довольно активно эксплуатирует образ горгульи, однако ее присутствие на экране в 99% случаев сводится к исполнению роли обычной готической декорации. Этот монстр крайне редко выступает в качестве живого существа — протагониста главных героев. Так, в 1972 и 2004 году были сняты два низкобюджетных фильма с одинаковым названием — “Горгульи”. Их сюжет был прост до безобразия — каменные готические твари внезапно оживают и начинают кусать людей за разные места.

Оставляя в стороне такой очевидный художественный примитив, нельзя не отметить вполне качественный анимационный сериал “Горгульи” (реж. Сабуро Хашимото), выпускаемый в период с 1994 по 1997 г., который показал этих крылатых готических чудовищ в совершенно ином свете. Горгульи были разумной расой крылатых воинов, один из кланов которой в свое время охранял по ночам старый шотландский замок. В обмен на это жители замка защищали их окаменевшие тела днем. Однако вскоре люди предали горгулий и уничтожили большинство из них — выжило лишь шесть молодых особей, превратившихся в безжизненный камень. После этой истории осталось смутное пророчество, согласно которому заколдованные горгульи проснутся только тогда, когда их замок “поднимется выше облаков”. Прошли века. В 1994 году мультимиллиардер по имени Дэвид Ксанатос купил заброшенный шотландский замок, перевез его целиком в Манхэттен и установил на небоскреб.

А так в D&D выглядит типичная живая химера (иллюстрация Карла Критчлоу).

Жизнь мертвых чудовищ

Горгульи, химеры и прочие обитатели темных закоулков готической культуры были рождены человеческим разумом, пытавшимся поставить безрассудную роскошь животного мира на службу церковным канонам. К сожалению, существа, созданные средствами обскурации, иррационализма и холодной клерикальной прагматики, оказались совершенно нежизнеспособными. Для того, чтобы стать живыми, они были слишком разнородны — ведь из льва, козла, змеи, собаки и человека вовсе уж не так легко составить единого зверя.

Но, даже поняв всю эфемерность подобных монстров, люди не перестали бояться их. Мы смотрим на горгулий со страхом, поскольку нам известно, что в определенном смысле, они — это мы сами, и наоборот. Каменные статуи, при свете дня кажущиеся совершенно безжизненными, с наступлением ночи уже таковыми не являются — привычная серая фигура превращается в нечто таинственное, пугающее и едва ли не одушевленное.

Анимационная картина Сабуро Хашимото “Горгульи”.

Существует интересная легенда о происхождении горгулий, сюжетным базисом для которой послужила практика использования этих монстров в готической архитектуре. Примерно в 600 году н.э. близ реки Сена поселился дракон по имени Ла Гаргуль. Он заглатывал целые суда, палил лес своим огненным дыханием и изрыгал столько воды, что ближайшие деревни гибли от наводнения. Наконец, жители Руана решили умилостивить дракона при помощи ежегодных жертвоприношений. Хотя Ла Гаргуль, как и всякий другой дракон, предпочитал девственниц, хитрые французы умудрялись подсовывать ему преступников. Так продолжалось много лет, пока однажды в Руан не приехал священник Романус. Узнав о ненасытном драконе, священнослужитель заключил с руанцами сделку: взамен на избавление от Ла Гаргуля они должны будут принять христианство и возвести в деревне церковь. Битва Романуса с обнаглевшим ящером окончилась вполне успешно — при помощи святого креста священник поверг эту тварь на землю, а местные жители обложили тело дракона хворостом и сожгли его дотла. Однако шея и голова Ла Гаргуля не поддались пламени — ведь они были закалены его огненным дыханием. Через некоторое время несгоревшие останки чудовища были выставлены на крыше построенной церкви в память о славном подвиге Романуса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *