Что такое горизонт 5 класс география
Понятие горизонта — описание истинного и видимого
Горизонт — что это такое, значение слова
Когда человек смотрит вдаль, он видит линию, которая носит название горизонт. Существует несколько определений данного термина.
Горизонт — видимая поверхность земли вокруг нас.
Горизонт (линия горизонта) является местом, в котором небо визуально соприкасается с землей или водным пространством.
В том случае, когда наблюдатель находится на ровной поверхности земли, вдали от себя он может видеть пространство с разных сторон в радиусе 2-3 метров. При подъеме над землей произойдет увеличение линий обзора и расширение горизонта. Линии горизонта невозможно достигнуть. В процессе приближения к ней она будет удаляться от человека.
В зависимости от сторон света горизонт бывает:
Кроме основных видов горизонта, в географии отдельно выделяют следующие:
Перечисленные части горизонта являются промежуточными величинами. Ориентация в пространстве означает правильное распознавание сторон горизонта на какой-либо местности. С другой стороны, в городской среде или лесополосе определение сторон горизонта затруднено, что связано с наличием построек или деревьев, заслоняющих видимую поверхность схождения земли с небом.
Благодаря наличию горизонта, подтверждается окружность планеты Земля. При его рассмотрении можно заметить, что с краев линии горизонта в некоторой степени закруглены.
Способность хорошо ориентироваться на местности зависит от навыков правильно определять стороны горизонта. В том случае, когда солнце находится в южной стороне неба, это полдень. При этом тень падает в северную сторону. Если наблюдатель повернется лицом к северу, за его спиной останется юг. Там, где правая рука, будет восток, а левая — укажет на запад.
При ясной погоде определять стороны горизонта целесообразно по Солнцу и с помощью часов по направлению полуденной линии. Ночью традиционно ориентируются по Полярной звезде. Она всегда расположена над Северным полюсом. Когда погода пасмурная, наблюдателю остается только полагаться на особенности местности.
Эффективным средством, позволяющим хорошо ориентироваться на местности, является компас. Устройство обладает достаточно простой конструкцией и принципом действия. На циферблате указаны направления: север, юг, восток и запад. В центре компаса закреплена намагниченная стрелка из стали, постоянно указывающая на северное направление. Определив север, наблюдателю не составит труда сориентироваться по другим сторонам света.
Воображаемый или истинный горизонт
Горизонт для каждого наблюдателя свой, что объясняет его название «воображаемый». Он определяется положением, из которого человек наблюдает линию горизонта. При этом наблюдатель может сидеть, стоять или подняться на возвышенность. В любом случае горизонт совпадает с уровнем глаз и зависит от положения человека. По этой причине наблюдатель с горы, холма, последнего этажа дома видит дальше по сравнению с человеком, наблюдающим горизонт, сидя на земле.
Истинный горизонт — представляет собой мысленно воображаемый большой круг небесной сферы, плоскость которого является перпендикуляром к отвесной линии в точке наблюдения.
Согласно общей формулировке, истинный горизонт называют не кругом, а окружностью, то есть линией, в которой пересекаются небесная сфера и плоскость, перпендикулярная отвесной линии. Когда собственный горизонт обнаружен, выполняется следующая закономерность: объект, расположенный ниже, чем линия горизонта, видится сверху, а объект, который находится выше по отношению к линии горизонта, видится снизу.
Если в процессе наблюдения возникают любые горизонтальные линии, то при удалении или приближении наблюдателя данные линии будут подниматься к горизонту либо опускаться к нему. При этом рассматриваемые линии ни при каких обстоятельствах не пересекаются с горизонтом.
Видимый горизонт
Познакомиться с понятием видимого горизонта можно с помощью практического опыта. Для этого пригодится стакан, наполненный простой водой. Поднимая на уровень глаз полный стакан, необходимо определить его положение таким образом, чтобы вода в емкости совпала с ее краями. В данном случае это и будет видимый горизонт.
Видимый горизонт — является и линией, по которой небо кажется граничащим с поверхностью планеты, и пространством неба над этой границей, и видимой наблюдателем поверхностью Земли, и всем видимым вокруг наблюдателя пространством, до его конечных пределов.
Художники в своих произведениях часто изображают линию горизонта, независимо от сюжета. В качестве горизонта выбирается некая линия или точка, ориентируясь на которую располагают другие объекты на картине сверху или снизу относительно горизонта. С помощью данной линии получается добавить пропорциональность предметам или фигурам, что позволяет выровнять их восприятие.
С понятием горизонта часто сталкиваются фотографы в процессе своей профессиональной деятельности. Наличие этой линии на фото придает снимкам особую замысловатость. Как правило, в фотографии используют термин заваленного горизонта. Такая форма предполагает сильный наклон изображения на фото в определенную сторону, что создает эффект падения фотографа или фотоаппарата в момент съемки кадра.
В действительности горизонт обладает большим количеством формулировок. Понятие нашло широкое применение в разных сферах деятельности людей.
Примеры употребления
В философии горизонт обладает двумя сторонами относительно определенного объекта: внешней и внутренней. В первом случае сторона демонстрирует, как объект связан с окружающим миром. Внутренняя сторона является указателем на взаимодействие с неким конкретным объектом или предметом.
Исходя из положения дел, допустимо пересечение внутреннего и внешнего горизонта. С помощью их взаимной связи выполняют анализ конструктивных возможностей потенциальных действий. Целью работы в данном направлении является соединение всех вероятных потенциально конструктивных решений.
Понятие «горизонт ожидания» можно встретить в литературе. Желающий прочитать печатное издание может ознакомиться заранее с его кратким содержанием, рецензией, отзывами критиков. Таким образом, у читателя складывается некое мнение о книге, он приобретает определенные ожидания от чтения. После прочтения текста можно сравнить реальные впечатления с ожидаемыми, то есть горизонтом ожидания.
Роль горизонта ожидания для автора играют читатели и критики. В том случае, когда горизонт ожидания не совпадает с книгой, возникает непонимание литературного произведения и потеря интереса к нему. Ключевой задачей возвышенной литературы является повышение качества и уровня горизонта ожидания. Требуется расширить спектр эмоций и чувств читателя.
Горизонт для инвестиций представляет собой конкретный временной период, ограниченный четкими рамками, в течение которого необходимо достичь определенного результата:
Инвестиционный горизонт индивидуален для каждого отдельного случая. Существуют разные способы для его достижения. Основные составляющие инвестиционного горизонта:
Понятие горизонта используют в сфере почвоведения. С помощью этого термина характеризуют слои грунта и устанавливают возраст почв разных пород. Почвенный горизонт является вертикальным разрезом в глубину земной коры. В данном случае роль основы исследований играет процесс формирования грунта в течение определенного времени. В результате ученым удается получить данные о составе и возрасте почвы.
Что такое горизонт?
Произнося слово «горизонт», приходит только одно основное значение этого слова. Возникают приятные ощущения и воспоминания прекрасных картин.
Смотря вдаль, взгляд сталкивается с линией, которую называют горизонтом. Ответить на вопрос, что такое горизонт, можно очень просто. Горизонт – это видимое место, где небо соприкасается с землей или водным пространством. Горизонтом называют всё, что видно вокруг. На самом деле горизонт – это видимая поверхность земли вокруг нас. А место, где небо сходится с землею или водной гладью, называется линией горизонта.
Находясь на ровном пространстве можно смотреть вдаль от себя в разные стороны на расстояние около двух трех метров. При этом если подняться повыше, то и линии обзора увеличатся, горизонт расширится. До линии горизонта невозможно дойти, постоянно пытаясь приблизиться к ней, она будет отдаляться.
Горизонт различают по четырем направлениям: северному, южному, западному и восточному. Также не стоит забывать про северо-восточный, юго-западный, юго-восточный и северо-западный части горизонта – это его промежуточные величины. Правильно распознавать стороны горизонта на любой местности это означает ориентироваться в пространстве. В городе и в лесу достаточно сложно определить стороны горизонта, так как видимая поверхность схождения земли с небом закрыта в одном случае постройками, в другом деревьями.
Наличие горизонта доказывает окружность земного шара, так как к краям линии немного закругляются.
Как определить стороны горизонта
Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности необходимо правильно определять стороны горизонта.
Когда солнце расположено в южной стороне неба, то это полдень. Тени падают в северную сторону. Повернувшись лицом к северу, за спиной останется юг. По правую руку будет восток, а по левую – запад. Давайте рассмотрим, как определить стороны горизонта?
Для того чтобы лучше ориентироваться на местности люди создали компас. Компас устроен достаточно просто. Циферблат с указанием направления севера, юга, востока и запада. В центр крепится стальная намагниченная стрелка, которая всегда показывает на север. После того, как при помощи компаса был определен север, определить остальные стороны будет легче.
Воображаемый горизонт
Горизонт у каждого человека свой и поэтому он называется воображаемый. Все зависит от положения, из которого человек пытается увидеть линию горизонта: сидит, стоит, находится на какой-либо возвышенности. Горизонт всегда находится на уровне человеческих глаз и напрямую зависит от того, в каком положении находится человек. Поэтому для человека, поднявшегося на возвышенность: гору, последний этаж жилого дома – горизонт будет виден дальше, чем у того, кто решил сесть на землю. При обнаружении собственного горизонта впоследствии закономерно то, что объект, который находится ниже линии горизонта, видится сверху, а объект, который расположен выше линии горизонта, видится снизу.
Если при наблюдении возникают какие-либо горизонтальные линии, то при удалении или приближении эти линии либо поднимаются к горизонту, либо опускаются к нему, но никогда не пересекут горизонт.
Как определить видимый горизонт
Для того чтобы определить видимый горизонт понадобиться стакан с водой.
Стакан, наполняется до краев водой, поднимается на уровень глаз, таким образом, чтобы вода в стакане слилась с краями стакана. Это и будет видимый горизонт в данном случае.
Каждый художник в своих картинах использует линии горизонта в независимости, что изображается на картине. За горизонт берется определенная линия или точка и на основании неё располагаются дальнейшие объекты, которые рисуются либо сверху, если они находятся выше обозначенного места, либо снизу.
Горизонт на картинах добавляет пропорциональности предметам и фигурам, тем самым выравнивая их восприятие.
Также горизонт используется фотографами для придания снимкам особенной замысловатости. В основном используется понятие заваленный горизонт. В данной форме изображение на фотографии получается слишком наклоненным в одну сторону, как будто во время съемки фотограф или фотоаппарат падал.
На самом деле значения у слова горизонт намного больше и понятие это распространилось достаточно широко и находит место практически в любой сфере деятельности.
Горизонт в философии
В философии горизонт имеет две стороны по отношению к одному объекту: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона показывает связь объекта с окружающим миром. Внутренняя сторона указывает на взаимодействие с каким-либо определенным объектом или предметом. Внешний и внутренний горизонты в зависимости от ситуации могут пересекаться. Взаимосвязь внешнего и внутреннего горизонта позволяет проанализировать конструктивные возможности потенциальных действий. Основная цель анализа слияние всех возможных потенциально конструктивных решений.
Горизонт ожидания
Такой термин может использоваться в литературе. Читатель, видя перед собой книгу и её название, а также рецензию или описание про что книга, ожидает определенного сюжета или событий, настраивается на какие-либо мысли и чувства. После прочтения произведения складывается общее мнение о нем. И тогда сравнивается реальное ощущение от прочтения с тем самым первым впечатлением – горизонтом ожидания.
Горизонт ожидания для авторов это читатели и критики.
Несовпадение горизонта ожидания с прочтенным литературным произведением вызывает непонимание написанного и влечет за собой потерю интереса к произведению.
Основная задача возвышенной литературы – повысить качество и уровень горизонта ожидания. Необходимо расширение спектра эмоций и чувств читателя.
Горизонт и инвестиции
Горизонт для инвестиций это определенное количество времени, как правило, строго ограниченное, за которое необходимо достигнуть определенный результат:
Инвестиционный горизонт для каждого свой и достигается различными способами. Основа инвестиционного горизонта это:
Горизонт имеет еще одно значение. В почвоведении значение слова применяют для того, чтобы охарактеризовать слои почвы и установить возраст пластов любой породы. Почвенный горизонт это вертикальный разрез вглубь земной коры. Основа изучения это то, как формировался грунт на протяжении определенного времени. В процессе изучения почв определяется состав и возраст почвы.
Урок «Стороны горизонта», 5 класс
Урок географии в 5 классе.
Тема «Стороны горизонта».
Цель: ознакомить с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «компас»; формировать практические умения определять с помощью компаса стороны горизонта, ориентироваться на местности по местным признакам; формировать умение работать в группах.
— создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам;
— формировать умения в определении сторон горизонта и направлений;
— развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач;
— развивать мышление учащихся через решение проблемных ситуаций;
— создать условия для развития творческих способностей;
— развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность;
— воспитывать чувство товарищества и помощи.
Личностные УУД: понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека понимание роли и значения географических знаний; формирование познавательного интереса, направленного на практическое применение новых знаний.
Метапредметные УУД: развивать навыки и умения работать с компасом, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе.
Предметные УУД: давать определение понятиям горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование; расширить знания о способах ориентирования на местности, умение вести себя в незнакомой ситуации.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве,
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации.
Оборудование: таблички сторон горизонта, презентация, компасы, рабочие листы, материал для самодельного компаса (миски, магниты, иглы, вода, пенопласт, кора), фрагмент из мультфильма «Фиксики», мяч, таб. Север, буквы для рефлексии
1 этап. Организационный.
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.
Дорогие ребята надеюсь, что сегодня мы подарим друг другу только приятные минуты.
Давайте улыбнемся друг другу и гостям.
Мы – умные, мы – внимательные, у нас все получится!
2 этап урока. Мотивация и целеполагание.
— А начнем урок мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. «Илья Муромец и разбойники»:
Да наехал он во чистом поле три дороженьки,
Три дороженьки, три ростании.
На тех ростанях лежит там бел горюч камень.
А на камени том подпись подписана:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!»
— Какие размышления вызывает эта картина? (Человек стоит перед выбором правильной дороги)
— У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? (Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться.)
-Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? ( Стороны горизонта)
-Сформулируйте тему урока: Стороны горизонта. Ориентирование
— Возьмем рабочие листы. Подпишем. Запишем тему урока.
— Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
( научимся определять стороны горизонта и научимся ориентироваться)
-Определим цели нашего урока: Научиться ориентироваться различными способами.
-Запишем цель в рабочий лист
3 этап. Изучение нового материала.
-Прежде чем рассматривать стороны горизонта отгадайте загадки:
Да не дойдешь. Горизонт
-Что такое горизонт? (Горизонт – видимое глазом пространство.)
— На сколько видимое глазом? (на ровной местности 4-5 км, на высоте 100м горизонт
расширяется до 36 км)
(Останкинская телебашня, смотровая площадка 337м, обзор – 70 км)
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
До неё мы не дойдем. Линия горизонта
-Если двигаться вперед, что будет происходить с линией горизонта? (Отодвигаться)
-Почему? ( Земля круглая)
2. Стороны горизонта.
В мире есть четыре брата
1-ый брат друг полярной звезды
2-ой брат всегда встречает солнце
3-ий брат всегда провожает солнце
4-ый брат гуляет по экватору
-Догадались кто эти четыре брата? ( стороны горизонта — четыре главные точки горизонта : север, юг, восток и запад )
— Подпишите главные стороны горизонта в рабочих листах.
— Вы уже знакомились с темой стороны горизонта во 2 классе и знаете, что кроме основных сторон горизонта имеются промежуточные. СВ, ЮВ, ЮЗ, СВ (подписать).
Если сомневаетесь в своих знаниях, то откройте с.40 учебника, найдите подсказку.
-На нашей схеме 8 сторон горизонта.
-Как вы думаете сколько всего сторон горизонта?
-Моряки стороны горизонта называют РУМБЫ и выделяют 32 румба.
С давних пор принята традиция называть румбы по голландски север – норд, юг – зюйд, запад – вест, восток – ост. Поэтому иногда на компасе север обозначен буквой N , а юг – S .
-Сегодня вы работаете в группах. У каждой группы должен быть лидер. Он будет координировать работу группы. Посоветуйтесь и определитесь. Лидеры прикрепите знаки.
-Давайте повторим правила работы в группе:
уметь слушать другого
высказывать свое мнение
уважать мнение других
-А сейчас я проверю вашу готовность к работе в группе. Я бросаю мяч одному из команды и называю сторону горизонта, тот ловит и называет противоположную (команда может помогать, но отвечает тот у кого мяч)
-Молодцы! Хорошо поработали!
-Ребята посмотрите в ваших рабочих листах есть лесенка успеха. Оцените свою работу от 1 до 3 и поднимитесь на нужное число ступенек, нарисуйте там человечка.
Итак, стороны горизонта мы знаем, теперь можем ориентироваться.
-Слово «ориентироваться» происходит от латинского слова «ориенс», что означает «восток».
-При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток, где встаёт солнце – там и восток).
-Позднее главным направлением для ориентирования стало направление север–юг
Если встать лицом на север, сзади будет юг, справа –восток, слева- запад.
-Повторим (закройте глаза)
-Первоначально люди ориентировались по местным признакам.
— Каждой группе я предлагаю вспомнить, как ориентироваться по разным признакам в природе.
3. По небесным телам
4. В населенном пункте
Раздатка «Ориентирование по местным признакам»
Каждая мини-группа отчитывается через 1 мин
-Ну вот, определили вы где север, что делаете дальше?
Нужно знать в какой стороне находится дом.
-Определение сторон горизонта по местным признакам не всегда точно, т.к. зависит от времени года и характера местности. Поэтому пользоваться ими нужно, проверяя результаты разными способами. Главное никогда не сдаваться и не опускать руки
— Итак, как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?
Обучающиеся делают первый вывод урока: В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.
— Оцените свою работу в группе от 1 до 3 и поднимитесь на нужное число ступенек, нарисуйте там человечка.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
И заданье выполняйте
— У вас на партах лежит булавка, березовая кора, спички и блюдце. Как можно с помощью этих предметов определить стороны горизонта? (Пока не знают)
По стране в поход идем
Друга мы с собой берем
Он не даст нам заблудиться
От маршрута уклониться
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Компас)
Слайд 12 (видео «Фиксики» про компас)
-Теперь догадались зачем эти предметы?
— Если вы оказались в лесу, и у вас нет под рукой компаса, то можно определить стороны горизонта с помощью булавки, коры и воды в неметаллической емкости. Для этого необходимо подержать конец булавки над пламенем в течение 25-30 секунд, после чего этот кочик будет размагничен (Показывать на юг). Затем закрепить булавку на кусочке коры и опустить в сосуд с водой. Острие булавки укажет на север.
Давайте попробуем сделать такой компас вместе.
Правила техники безопасности!
-Мы с вами не в лесу, поэтому иглу будем не размагничивать, а намагничивать. Проколоть пенопласт. Помните, что обращаться с иглой нужно аккуратно. Кто умеет пришивать пуговицы? Возьмите на себя эту обязанность. Опустите конструкцию в воду.
-Попробуем определить направление на север. Ставим табличку СЕВЕР.
-Как вы думаете это направление верное? (не знают)
-Как можно проверить (с помощью настоящего компаса)
-Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он поворачивается и все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. На катушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
— Откройте коробочки. Возьмите компасы. Положите возле себя на парту.
Прежде чем работать с ним посмотрите на правила работы с компасом в рабочих листах и настройте его по заданному алгоритму действий.
Правила работы с компасом.
Положите компас на горизонтальную поверхность.
Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала со стрелкой.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
-Сравниваем показания самодельного компаса и настоящего компаса. Совпало или нет?
— Совпало. Значит компас сделан правильно.
Через 30 сек отчитываются.
— А сейчас мне нужен 1 будущий турист.
— Я отправляю тебя в путешествие в сторону доски.
— Скажите, в каком направлении он двигается. 1гр (юз)
— Как он вернётся обратно? 2гр (СВ)
— Если ушли на восток, возвращаются на … 3 гр (З)
— Куда должна смотреть стрелка компаса? 4гр (С)
— Как надежнее ориентироваться по местным признакам или по компасу?
Обучающиеся делают второй вывод урока: Самый надежный прибор для ориентирования компас. Но нужно знать, как правильно им пользоваться.
-Оцените свою работу в группе от 1 до 3 и поднимитесь на нужное число ступенек, нарисуйте там человечка.
4 этап. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
1.Кому могут быть важны умения ориентироваться на местности
Какие профессии вы можете назвать, связанные с этими понятиями?
(инженерам, агрономам, лесникам, летчикам, военным, путешественникам, туристам, геологам, археологам и т.д.)
Активный отдых (организация тематических игр, например геокешинг).
Многие туристы и другие любители активного отдыха в дикой природе используют программы-симуляторы компаса для телефонов.
В режиме онлайн используют GPS-навигаторы, которые позволяют находить себя на местности и определять местоположение человека.
На смартфоне можно установить пеленгатор, с помощью которого легко найти человека. Он может сам записать маршрут, пройденный владельцем.
1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой
4)Сторона противоположная востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Сторона горизонта, на которую указывает стрелка компаса.
-Какое слово у вас получилось ( Компас )
-Оцените свою работу в группе от 1 до 3 и поднимитесь на нужное число ступенек, нарисуйте там человечка.
-Давайте вспомним какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Научиться ориентироваться различными способами)
-Вам удалось достичь цели?
-Ответьте на вопросы:
• Сегодня я научился…
• На уроке меня поразило…
• Я сегодня открыл для себя…
• Я хотел бы больше узнать о…
-В рабочих листах посчитайте на сколько ступенек вы поднялись по лестнице успеха.
Поставьте себе оценку.
-Умницы! Кто желает, чтобы эта оценка стояла в журнале по окончании урока положите рабочие листы на стол учителя.
— У вас на столах лежат буквы.
Ю – урок был интересный, задания были лёгкие;
З – урок мне понравился, но я не со всеми заданиями справился успешно;
С – я ничего не понял, задания были трудные.
-Оцените свое настроение на уроке, выбрав одну букву.
-Вы очень хорошо работали. Думаю, что с таким багажом знаний и навыков вам уже ничего не страшно!
6 этап. Домашнее задание
п.14. Спросить у своих родственников о способах ориентирования на местности и поделиться с ними своими знаниями.
По желанию: Согласно направлениям постройте фигуру.
2 клетки на С, 2 клетки на З, 2 клетки на ЮЗ, 2 клетки на СЗ, 2 клетки на запад, 2
клетки на Ю, 2 клетки на ЮВ, 3 клетки на ЮЗ, 2 клетки на ЮВ, 2 клетки на СВ, 1 клетка
на ЮВ, 1 клетка на СЗ, 2 клетки на ЮВ, 2 клетки на СВ, 3 клетки на СЗ, 2 клетки на СВ.
-Мне очень понравилось с вами работать. Надеюсь, что и вам не было скучно.
Я желаю вам успехов в учебе. И помните, Мир интереснее, чем вам кажется!