Что такое городской дизайн
От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.
История появления
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.
«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.
Зачем нужен дизайн-код
Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.
Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.
Дизайн городской среды
Понятие дизайна городской среды
«Дизайн городской среды» понимается нами как комплексное формирование общественных пространств города, расположенных на уровне первого этажа городской застройки и обеспечивающих жизнедеятельность городского сообщества.
Понятие «дизайн городской среды» пришло на смену распространенному во второй половине прошлого века и привычному всем нам термину «малые архитектурные формы», трактовавшему элементы уличной мебели и оборудования только как отдельные детали архитектуры общественных пространств города.
Проблема организации высококомфортной городской среды уже не один десяток лет волнует архитекторов, художников и дизайнеров. Идея интегрированного подхода к формированию дизайна городской среды сегодня общепризнанна и чрезвычайно актуальна.
Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект
В первой половине ХХ века динамика развития дизайна и переход его в индустриальную стадию, формирование его самостоятельного методологического и проектного инструментария (включая метод «фирменных стилей», «эргономического проектирования») привела к значительному расширению объектных границ дизайна. Он начал выходить в предметно-пространственную среду города в виде:
— комплексного оформления предметно-пространственной среды празднеств и гуляний на основе сценарного похода, включая динамические и кинетические формы, (в том числе, вечерние иллюминации, праздничное оформление городских улиц и площадей);
— комплексов фирменных стилей всемирных форумов, спортивных праздников (олимпийские игры, спартакиады и т.п.), международных торговых ярмарок и выставок и других событий;
— систем визуальных коммуникаций крупных торговых и административных центров, транспортно-коммуникационных узлов – вокзалы, морские и аэропорты –, а также пешеходных улиц и зон;
— проектов колористических схем, вечерней подсветки, монументальной пропаганды, комплексного архитектурно-художественного оформления города (планировочного характера).
Все это положило основу рождения новой области дизайнерской деятельности – дизайна городской среды (городского дизайна) и комплексного подхода к организации предметно-пространственной среды города.
Дизайн города (городской среды) как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности сформировался во второй половине ХХ века на стыке архитектуры, дизайна и градостроительства, став своего рода феноменом ХХ века. Он имеет свой обособленный объект проектной деятельности и арсенал исследовательских и проектных методов. При этом от архитектуры и градостроительства городской дизайн перенял такие проектные методы и черты, как ансамблевость общего подхода, стремление уникальности общего композиционного решения, образность и художественная выразительность, контекстуализм. Методология и философия индустриального дизайна проявляются в использовании индустриальных методов и тиражирования в производстве формирующих градостроительный партер элементов, эргономического подхода, метода «фирменных стилей» и использование в формообразовании элементов предметного наполнения городской среды художественно-стилевых течений индустриального дизайна.
Выход объектов дизайна в городскую среду проявился в формировании в городских центрах градостроительного (городского) партера – достаточно автономного и независимого от общей архитектурно-планировочной композиции города пространства в уровне двух первых этажей застройки. В его организация наряду с архитектурно-градостроительными активно (преимущественно) использовались проектные методы дизайна, в частности «эргономическое проектирование» и «метод фирменных стилей».
Рожденный в лоне индустриального дизайна, будучи на настоящий момент одним из ведущих его проектных методов, «метод фирменных стилей» нашел свое продолжение в дизайне города, обретя здесь свои индивидуальные особенности, образуя своеобразный синтез архитектурно-художественного стилеобразования. Здесь его можно рассматривать как локальный архитектурно-художественный стиль архитектурного ансамбля, призванный выявлять его уникальность и индивидуальность.
Одним из ярких форм синтеза дизайна (его графических форм), архитектуры и градостроительства стало появление в городской среде с середины ХХ века нового и уникального явления как «суперграфика» – визуально независимой от плоскости, на которой она изображается, как правило трансформирующей эту плоскось и являющейся атектоничной архитектурной или предметной форме в целом. Ее отличие от контрастирующей в архитектурной среде рекламы заключается в идейно-смысловой или сюжетной направленности, подчеркнутой декоративности. Визуально трансформируя объемную композицию отдельной формы суперграфика, при этом, как правило, подчиняется общей композиционной и сюжетной линии градостроительного ансамбля, становясь в его структуре пространственной и смысловой доминантой (акцентом). Истоки суперграфики обнаруживаются в советском художественном авангарде 1920-х гг. – в праздничном оформлении пространственной среды городских улиц и площадей, посвященном первым годовщинам Октябрьской революции 1917 года. В них художники контрастными формами предметных комплексов, средствами художественного оформления и т.н. наглядной агитации намерено визуально разрушали архитектурный контекст, отождествляя его с «отжившим буржуазным прошлым». Появившись изначально в городе на архитектурных объемах, причем как своеобразное средство реабилитации деградированных архитектурных объектов, суперграфика затем нашла широкое распространение и в скульптуре, декоративных предметных формах, объектах городского дизайна.
Дизайн вместе с эргономикой принес с собой в пространственную среду города более высокий уровень комфортности. И на смену широко распространенному прежде термину «малая архитектурная форма» в 1980-е гг. пришло понятие «уличная мебель и оборудование». Тем самым на первый план была поставлена комфортность городской среды, вместо «архитектурной ансамблевости», в рамках которой предметные формы рассматривались в первую очередь как художественно-декоративная деталь общего архитектурного ансамбля. Теперь предметные формы в первую очередь должны были быть функционально удобны и эргономичны по подобию интерьерной мебели и оборудования. Определенным кульминационным моментом в истории развития градостроительного партера стало повсеместное создание в Европе в 1960-е гг. сначала безтранспортных, а затем пешеходных улиц и зон. Функционально насыщенные, замощенные тротуарной плиткой, оснащенные уличной мебелью и системой визуальных коммуникаций, стилистически решенные в едином «фирменном» ключе, они значительно повысили планку в представлении о комфортности городских пространств, став на многие годы визитной карточкой того или иного города, излюбленным местом прогулок горожан и своего рода идеалом комфортной городской среды города.
Развитие художественно-стилевых течений постмодерна в дизайне «оп-арт» и «эл-арт», преследовавшие цель создания динамических зрительных картин в пространстве и времени, привело к появлению в городской среде кинетических объектов, приводимых в движение действием ветра и водяных струй, элетромагнитыми силами и моторами. Эти кинетические формы вместе с динамической вечерней подсветкой зданий и сооружений, свето-музыкальными фонтанами, световой рекламой и «живыми картинами» рекламы на движущемся транспорте привносили в город движение, а вместе с ним и жизнь в застывшую музыку в камне. Тем самым происходила своеобразная компенсация недостатка естественного природного компонента в урбанизированных городских центрах. Кроме того кинетические объекты и объекты оп-арта в городе стали первыми прообразами интерактивной предметно-пространственной среды.
Новейшие тенденции постиндустриального дизайна находят свое выражение и в организации предметно-пространственной среды города. В частности это проявляется в использовании методологии дизайна – «эргономического проектирования» и «метода фирменных стилей», в создании высококомфортных городских пространств, и формировании интерактивной предметно-пространственной среды города. Однако, в дизайне города при этом используется преимущественно свой арсенал средств, наиболее полно отвечающих специфике организации открытых пространств.
СОДЕРЖАНИЕ
Теория
Городские дизайнеры работают над созданием инклюзивных городов, которые защищают общественное достояние, гарантируют равный доступ к общественным благам и их распределение, а также удовлетворяют потребности всех жителей, особенно женщин, цветных людей и других маргинализированных групп населения. Посредством дизайнерских интервенций городские дизайнеры работают над революцией того, как мы концептуализируем наши социальные, политические и пространственные системы как стратегии создания и воспроизведения более справедливого и инновационного будущего.
История
Хотя современное профессиональное использование термина «городской дизайн» относится к середине 20-го века, городской дизайн как таковой практиковался на протяжении всей истории. Древние образцы тщательно спланированных и спроектированных городов существуют в Азии, Африке, Европе и Америке, и особенно хорошо известны в классической китайской, римской и греческой культурах (см. « Гипподам Милетский» ).
Ранняя современная эпоха
Большая часть работ Фредерика Лоу Олмстеда была связана с городским дизайном, и недавно сформированная профессия ландшафтной архитектуры также начала играть значительную роль в конце 19 века.
Современный городской дизайн
20 век
В 20 веке городское планирование было изменено автомобильной промышленностью. Дизайн, ориентированный на автомобили, повлиял на рост «городского дизайна». Планировка городов теперь вращалась вокруг дорог и схем движения.
Послевоенный
Другие известные работы:
Архитектура города по Альдо Росси (1966)
Коллаж Город по Colin Rowe (1978)
Следующий американский Метрополис от Питера Calthorpe (1993)
Социальная логика пространства Билла Хиллера и Жюльен Хэнсон (1984)
Популярность этих работ привела к появлению терминов, которые стали повседневным языком в области городского планирования. Альдо Росси ввел в городской дизайн «историзм» и «коллективную память». Росси также предложил «метафору коллажа», чтобы понять совокупность новых и старых форм в одном и том же городском пространстве. Питер Калторп разработал манифест устойчивой городской жизни через жизнь средней плотности. Он также разработал руководство по строительству новых поселений в своей концепции развития, ориентированного на транзит (TOD). Билл Хиллиер и Жюльен Хэнсон представили космический синтаксис, чтобы предсказать, как модели движения в городах будут способствовать жизнеспособности городов, антиобщественному поведению и экономическому успеху. «Устойчивость», «пригодность для жизни» и «высокое качество городских компонентов» также стали обычным явлением в этой области.
Текущие тренды
Новый урбанистический квартал Санкт-Эриксомрадет в Стокгольме, Швеция, построенный в 1990-х годах.
Смена парадигмы
На протяжении молодого существования дисциплины городского дизайна произошло множество сдвигов парадигм, которые повлияли на траекторию развития теории и практики. Эти сдвиги парадигмы охватывают несколько предметных областей за пределами традиционных дисциплин дизайна.
Новые подходы
К практике городского дизайна применялось множество различных теорий и подходов.
Актуальный дизайн городской среды: что делают они и не делаем мы
До недавнего времени основные градостроительные стратегии охватывали все аспекты городского планирования, как эстетические, так и практические: улицы, фасады зданий, парки, канализационные и водные сооружения, государственные и муниципальные объекты, коммерческие центры и общественные памятники. Но сегодня города сталкиваются с новыми вызовами, и городское планирование адаптируется к ним. Администрации должны учитывать будущее наших городов в условиях глобализации и решать такие вопросы, как смягчение последствий изменения климата, социальная интеграция и сохранение культурного наследия.
Главная проблема неустойчивого развития городов — недостатки планирования и дизайна городской среды. Но любые проблемы можно решить, ведь уже существуют определенные механизмы, стратегии, инструменты для устранения большинства из них.
Город в городе
Городские места с высокой проходимостью сдают в аренду в среднем на 74% дороже по сравнению с пригородными районами. Интерес девелоперов и инвесторов ведет к созданию концентрационных зон — мест, где высока пешеходная активность. Такая концентрация может полностью изменить облик множества городов и приведет к созданию микро-городов, по сути, «города в городе» или «района в районе».
«Город в городе» One Central Park, Сидней, Австралия. Проектировщик: Ateliers Jean Nouvel. Проект озеленения стен: Patrick Blanc. Местное арх.бюро: Johnson-Pilton-Walker & Peddle-Thorp-Walker.
Решение. Долевая экономика позволит инвесторам из разных секторов вкладываться в проекты, которые можно будет называть мультифункциональными. В итоге жилые комплексы будут совмещать квартиры, магазины, офисы, детские сады и школы, рестораны и даже муниципальные и государственные объекты.
Если в Европе и США данная концепция была внедрена сразу и лишь слегка ослабла из-за наличия нескольких «центров» или «даунтаунов», то для российских, китайских и многих других городов, построенных по принципу «децентрализации нагрузки по плотности населения», это меняет абсолютно все. Как российские города решат эту проблему, — увидим.
Электронные системы и концепция «автоматизированного города»
В городской дизайн интегрируется все больше цифровых технологий, от базовых элементов вроде ЖК-экранов вместо традиционных рекламных щитов до встроенных технологий, необходимых для компьютерной автоматизации и синхронизации процессов.
Проект пригорода от Toyota и Panasonic. 17 тысяч жилых домов с развитой коммуникационной инфраструктурой, объединяющей устройства интернета вещей (IoT), а также подключенные к интернету личные автомобили и общественный транспорт.
Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений появилась на рынке в феврале 2019 года. Сертифицирована CCHIT ®. Amrita Ventures, Inc. Это полностью интегрированная, настраиваемая, независимая от платформы корпоративная информационная система, которая обеспечивает масштабируемость и производительность, в то же время обеспечивая удовлетворение всех потребностей организации здравоохранения.
Цифровая автоматизация информационных систем для общественного транспорта, социальных служб, здравоохранения и общественных пространств повсеместно внедряется во всех крупных городах ЕС, Скандинавии, в США, Канаде, Австралии и других благополучных странах.
Решение. Постепенно данные стратегии будут внедрены и в России благодаря новому программному обеспечению, которое, возможно, разрабатывается прямо сейчас. Например, в системе здравоохранения России популярны Clinic365, Medesk, БАРС.Мед, 1с: Лечащий врач, Инфоклиника, IDENT, ClinicIQ, MedWork и другие — но все эти системы очень сильно отстают от американских и, по сути, являются записными книжками, а не интерактивными системами. Самые сложные из них включают SMS-оповещения, онлайн запись к врачу, интеграцию с онлайн-кассами. В государственном секторе РФ развивается «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения».
Важно понимать, в США и Европе именно конкуренция на рынке частных клиник и больниц позволяет программистам создавать все более удобные и эффективные решения.
Формат и форма — приспособление к нуждам нового общества
Растущий спрос на отдельные квартиры для пожилых людей и изменение размеров среднестатистической семьи (в данном случае речь идет не об официально гражданском браке и детях, а о людях, которые по той или иной причине живут в одной квартире или доме) требует новых жилищных решений. Они повлияют на то, как будут выглядеть новые жилые комплексы.
Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия. Архитекторы: Vincent Callebaut Architectures.
Результат тенденции — «больший выбор планировок», причем дело касается не только формы, но и формата. В Европе развиваются такие направления, как квартиры для общественного пользования (где заведомо будет жить 5–8 арендаторов с отдельными для всех спальнями и ванными, но общей кухней и гостиной), студии, лофты и микролофты, таунхаусы, пентхаусы и многие другие типы жилья, отвечающие тем нуждам, которых раньше в обществе не было (или на удовлетворение которых не тратились определенные ресурсы).
Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам. Buro Ole Scheeren Unveils.
Проблема отсутствия выбора планировок и типов жилья не уходит корнями в коммунистические времена СССР, как считают многие. В СССР дома строились простыми и универсальными, потому что власти хотели обеспечить максимальное количество людей городским жильем. Архитектура не упразднялась властями в СССР — ее до этого просто не было, как и «среднего класса» в принципе.
Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия.
Автомобильная лихорадка
Загрязнение от личных автомобилей и других транспортных средств достигла апогея — города становятся опасными. Из-за выбросов углекислого газа квартиры на верхних этажах стоят дороже, а первые этажи в центре и квартиры возле трасс покупают семьи с низким доходом. Риск заболеваний у них выше.
Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy
Статистика. ICCT (International Council on Clean Transportation) говорит, что в мире в год умирает около 400 тысяч человек из-за диоксида азота, углекислого газа и мелкодисперсной пыли в ЕС (а также около 100 тысяч в Китае, 75 тысячи в Индии, 20 тысяч в США и около 15 тысяч в России).
Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби). Здесь в центре города запрещен въезд любому автомобилю — все передвигаются на общественном транспорте и велосипедах. Foster + Partners
О создании более экологичных условий для жизни думают во многих городах мира, и Москва не исключение. Совместно с GreenPeace Russia осенью 2018 года московское правительство одобрило революционный план по развитию современной городской транспортной системы. Он должен сократить выбросы на четверть благодаря внедрению зон с низким уровнем содержания диоксида азота и углекислого газа. Такие зоны уже существуют в Берлине, Брюсселе, Роттердаме и Копенгагене.
Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания.
Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия. Общественный бассейн и водопад для нового района гавани.
Решение. Первый вариант — преобразование общественного транспорта. Пример Кёльна вдохновляет больше всего. Вместе с KVB (оператором общественного городского транспорта) Кёльн идет к развертыванию на 100% электрического автобусного парка к 2030 году, причем общественный транспорт для городских жителей будет бесплатным. Все для того, чтобы как можно больше людей отказались от личных автомобилей.
Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США.
Второй вариант — расширение пешеходных зон. Кёльн реализует свой «Генеральный план Зеленого города», в который включены велодорожки и комплексное, глобальное расширение пешеходных зон за счет уменьшения площади трасс. Генеральный план представляет собой сложный комплекс мягких и жестких мер по улучшению качества воздуха. Это очень важно понимать: некоторые проблемы / аспекты требуют кардинальных мер и больших затрат, тогда как другие зоны могут меняться постепенно. Например, «вырезать» из общественной городской сети автотрассы гораздо сложнее, чем закупить новые эко-автобусы. Даже в Европе большинство городов использует лишь мягкие меры по борьбе с загрязнениями, но ситуация все равно меняется. Девиз «Clone Cologne» («Делай, как Кёльн») сейчас берут на вооружение по всему миру.
The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США.
Промышленный кризис в крупных городах
Европа уже пережила этот кризис определенным образом, выведя всю промышленность в страны третьего мира. Сейчас же азиатские промышленные зоны страдают от перенаселения и загрязнения воздуха от фабрик и заводов. С теми же проблемами сталкиваются и многие африканские страны. Загрязнения, о которых идет речь, такого масштаба, что уже идут вразрез с правом человека на возможность жить и работать в неопасных для жизни условиях.
Город Лиль, Франция, 1900 год.
Город Лиль, Франция, 2018 год.
Российские города Норильск, Красноярск, Магнитогорск, Челябинск, Хабаровск, регионы Бурятия и Таймыр, Кемеровская, Свердловская и Челябинская области, по данным The Moscow Times, самые проблемные. Сегодня более 16 млн. российских граждан дышат опасным для здоровья воздухом. Но ситуация меняется: за последние 5 лет многие фабрики были оборудованы фильтрами, которые решили множество проблем.
По данным CNN и согласно докладу AirVisual, более 7 млн человек в мире умрет преждевременно (за 5–15 лет до естественной смерти) из-за загрязнения окружающей среды в 2019 году. В первую очередь здесь стоит упомянуть Бангладеш, Пакистан и Индию, Афганистан, Бахрейн, Монголию и Кувейт. Здесь окружающая среда признана нездоровой для любого, даже сильного, здорового и молодого человека. В Непале, ОАЭ, Индонезии, Китае (а также в не-азиатских Нигерии, Уганде и Боснии-Герцеговине) окружающая среда опасна для определенных «чувствительных групп» (sensitive groups), в которые входят дети до 18 лет, пенсионеры и люди с любыми хроническими заболеваниями.
Город Линьфэнь в Китае.
Статистика. 22 из 30 самых опасных с точки зрения загрязнения окружающей среды городов мира находятся в Индии. 55 из 100 самых загрязненных городов находятся в Китае. Это данные Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization).
Актуальная карта мира по загрязнению воздуха (включает не только загрязнение от промышленных зон) www.airvisual.com.
Решение. Решение данной проблемы кроется во внедрении работающих взаимосвязей между общественными или государственными структурами по контролю качества воздуха и охраны окружающей среды со всеми коммерческими организациями. И это возможно только при установлении четких и жестких законопроектов.
Благополучные страны Европейского союза, США, страны Скандинавии вытеснили промышленность за пределы своих границ насколько это возможно. При этом именно они являются теми 90% потребителей товаров.
Реорганизация города ради самого города
Статистика. В интересной книге New City Life датский архитектор Ян Гейл приводит данные опроса населения Копенгагена. Его проводили дважды, в 1970-х годах и повторно в 2005 году. Вопрос был один и тот же: «Почему вы обычно приезжаете в центр?». В 1970-х годах большая часть респондентов ответила, что ради шопинга, а вот в 2005 году самым популярным ответом стал (если выражаться простыми словами) «чтобы выбраться в город». Городской центр эволюционировал: общественные зоны стали важны не меньше, чем торговые центры.
Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция. Объединяет коммерческую и жилую недвижимость, развлекательные и вспомогательные учреждения.
У городского пространства исторически были три жизненно важные функции: место встречи, рынок и место связи / обмена. Но за последние десятилетия город как место, посвященное главным образом работе и предметам первой необходимости, был преобразован в центр отдыха и развлечений. Здесь в ход вступает градостроительное не планирование, а проектирование, направленное на физическое улучшение общественной среды.
Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре. Автор проекта WOHA.
Решение. Дизайн — это не только набор функций, помноженный на эстетическую составляющую. Он все чаще становится стратегическим элементом в инновационных бизнес-процессах и других процессах развития общества. Иными словами, с помощью дизайна сделать город безопаснее и комфортнее.
В Европе город давно воспринимают как развлекательный центр. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация похожая, но вот в других российских городах проблема отсутствия развлекательных зон стоит остро. Региональные центры, как правило, ограничиваются торговыми центрами, кинотеатром и ресторанами, а также точками быстрого питания. Отсутствие развлекательных зон связано с низкой покупательской способностью, поэтому формирование центра так и не происходит. Инвестиции не решат проблему полностью — большинство россиян по-прежнему предпочитает развлекаться с помощью телевизора и компьютера.
Контроль за новыми видами транспорта
Наверное, каждый архитектор когда-либо задумывался о том, как изменится облик города, когда появятся летающие автомобили. Но вместо них — у нас другие новые виды транспорта. Так, за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов. 99% из них сдаются в аренду в специальных конторах (как краткосрочную, так и долгосрочную).
В итоге электрические самокаты, а также отсутствие законодательства по поводу соблюдения транспортных правил в этой сфере, вызвали настоящий хаос. Десятки тысяч людей оказываются в экстремальных ситуациях, грозящих крупными и мелкими автомобильными авариями. Самая главная проблема — в том, что оставить самокат можно где угодно: следующим арендатором он будет активирован через QR–код. Так, самокаты в итоге просто валяются везде без присмотра и надзора.
По данным Statista.com, важно и то, что электробайки можно арендовать без лицензии на вождение. 80% происшествий связаны с падением из-за невозможности справиться с управлением, около 9% — из-за столкновений с другими транспортными средствами и целых 11% — из-за столкновения со статичными предметами.
Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания. Автомобили только появились и о них мечтали даже семьи аристократов. Чуть более, чем через 100 лет будет введена плата за въезд автомобилей в центр города из-за пробок. С 2009 по 2019 годы интенсивность движения снизилась на 30% (!) за счет принятых властями мер (платный въезд, улучшение систем общественного транспорта).
Сейчас мэрия Парижа принимает новые законопроекты насчет того, в какую категорию транспортных средств входят электроскутеры, и какие правила движения на них распространяется. Мэрия Барселоны и вовсе запретила электроскутеры в центре города, а мэрия Лондона пока запретила использование электроскутеров на дорогах и тротуарах. В Германии планируют ограничить зону их использования велодорожками.
Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века).
Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy.
В России тоже предпринимаются шаги по урегулированию новых видов транспорта, но вовсе не так, как в Великобритании, Испании и других странах. Даже согласно новым законопроектам, скорее всего, электросамокаты будут доступны без водительских прав и будут приравнены к пешеходному движению.
Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год. Парковка в центре все еще была бесплатной.