Что такое гос устройство
Государственное устройство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее понятие
Государство — это политическая организация общества и определенная территория с проживающими на ней гражданами. Государство по своей сути представляет собой определенную форму государственного аппарата и государственного устройства.
Государство неразрывно связано с правом. До формирования государства существовал первобытно-общинный строй. В нем основой производственных отношений являлась общественная собственность на любые средства производства. Переход от первобытного общества к формированию государства происходил столетиями. Особенности этого процесса зависели от особенности исторических регионов, где происходил распад первобытно общинного строя.
Первые государства по сути своей являлись рабовладельческими. По одной из теорий право возникло вместе с государством как выражение воли господствующего в обществе класса.
В теории выделяют различные виды и типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Однако так или иначе государство одного и того же типа может иметь различные формы государственного устройства.
Форма государства обозначает способ структурной организации власти и включает такие элементы как:
Под государственным устройством понимают внутреннюю национально-территориальную организацию государственной власти, то есть деление территории страны на составные части, правовое положение таких частей, взаимоотношения между столицей и регионами.
Готовые работы на аналогичную тему
Другими словами, форма государственного устройства это один из элементов формы государства, характеризующий принципы территориальной организации государственной власти.
Виды государственного устройства
По формам государственного устройства все государства в мире могут быть разделены на:
На ранних этапах развития человечества имели место и другие формы государственного устройства (империя, протекторат и др). Унитарное государство — это единое государство, состоящее лишь из административно-территориальных единиц (области, провинции, губернии и др.). К унитарным государствам могут быть отнесены: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Особенности унитарного государства:
Россия является федеративным государством.
Федерация – это такая форма организации государственного устройства, при которой страна состоит из относительно самостоятельных территориальных образований – субъектов федерации.
Каждый субъект наделен относительной автономией от центра. Он может принимать свои законы, действующие только на его территории и не противоречащие федеральным законам, иметь свой представительный орган и орган исполнительной власти.
Конфедерация – это союз самостоятельных государств без единого центра. Это временное образование, которое создается только для достижения конкретных исторических целей и затем распадается на самостоятельные государства либо превращается в федерацию. Например, конфедерацией были США в начале своего существования, когда каждый штат имел полную самостоятельность и считал себя отдельным суверенным государственным образованием.
Государственное устройство
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.
Содержание
Империя
Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй:
2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)
Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.
Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.
Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.
Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.
Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.
При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.
Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.
Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.
В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее «вечности», «бессмертии».
Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.
Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. «Развод» с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.
Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).
В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя. [1]
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:
на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).
• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.
• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.
• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.
Федерация
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.
• Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.
• Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.
• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.
• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.
• Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:
1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.
2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.
Термины «федерализм», «федерация», «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что «политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами — прежде всего пуританами и кальвинистами — на Североамериканский континент. Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.
Конфедерация
Конфедерация — не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.
Форма государственного устройства
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Содержание
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права [2] [3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
Виды унитарных государств
Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
Регионалистское государство
Федерация
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Отличительные признаки федеративного государства
Виды федераций
По способу образования субъектов федерации выделяют:
По способу образования самой федерации выделяют:
В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:
В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:
Конфедерация
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Устройство (форма) государства: понятие, признаки, структура
Понятие «форма государства» и ее элементы
Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, из каких составных частей оно состоит, каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, — это вопрос о взаимосвязи содержания понятия «государства» и формы выражения этого содержания. Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это определяет объемы свободы человека, его возможности реализовать свои таланты и способности. Поэтому форма подчас существенно влияет на содержание деятельности государства: очевидно, что в республиканской Германии 30-х гг., когда у власти был А. Гитлер, свободное развитие личности оказывалось невозможным по сравнению с монархическими по форме Швецией, Норвегией, Бельгией.
«Форма дает бытие вещи», — утверждали римские юристы. И были правы, справедливо полагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы. Человек воспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признаками одна вещь отличается от другой. Содержание института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву. Однако эта целостность может выражаться в различных формах.
Знаменитый французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689—1755) рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и обычаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства. Единство элементов государства основано на фундаментальном законе или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. «Как для республики нужна добродетель, — замечал он, — а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх».
Следовательно, понятие «форма государства» позволяет рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность.
Впервые на зависимость эффективности деятельности государства от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) по количеству правящих и 2) по целям правления (служит ли оно общему благу или частным интересам).
Однако в дальнейшем понятие «форма государства» не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, но стали учитывать и то, как она осуществляется, распределена на территории государства.
Итак, форма государства является понятием, которое раскрывает устройство государственной власти с разных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект власти, т.е. носитель этой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Во-вторых, оно выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.). В-третьих, понятие «форма государства» определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства. В-четвертых, форма государства указывает на методы реализации власти.
Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Все вместе три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.
Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании.
Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).
Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким образом государство реализует свои функции.
Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации.
Государственная власть: понятие, свойства и методы осуществления
Что общего во взаимоотношениях пассажира и контролера, ученика и учителя, детей и родителей, гражданина и государства? Их объединяет то, что взаимодействия между ними основаны на отношениях господства и подчинения. Указанные отношения являются разновидностью властных отношений.
Властные отношения представляют собой отношения неравных сторон: одна сторона — субъект власти — навязывает свою волю другой — объекту власти — и та подчиняется. Это происходит тогда, когда возможности участников властных отношений неодинаковы, что позволяет одной стороне влиять на другую. Следовательно, под властью понимается способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и т.п. вопреки их сопротивлению. Эта способность основана на ресурсах, т.е. возможностях властвующего субъекта: знаниях, богатстве, силе, авторитете, насилии, нормах права, убеждении.
С момента возникновения человеческого общества власть была тем фактором, который упорядочивал взаимоотношения людей, придавал им целесообразность, смысл, позволял ограничивать животный эгоизм человека. Первоначально источником властных отношений было естественное неравенство людей: одни из них были более умные, хитрые, ловкие, сильные, а другие — нет. Первые подчиняли себе вторых. Затем источником властных отношений стало имущественное (появление бедных и богатых) и социальное (появление классов) неравенство. Субъекты власти — имущие классы — для навязывания своей воли неимущим классам используют государственную власть. Она согласовывает разнородные интересы людей, стремится выражать или групповые, или общезначимые интересы, опираясь на государственное принуждение. Его отличие от принуждения вообще состоит в том, что государственное принуждение основано на организованной силе.
В качестве ресурсов государственного принуждения выступают: государственный аппарат, вооруженные силы, правоохранительные органы (суд, прокуратура, тюрьмы, полиция, спецслужбы и т.п.), право. Государство определяет правила поведения и взаимоотношений в обществе, обеспечивает их общеобязательное соблюдение, нейтрализует неправомерное поведение, лишая свободы правонарушителей.
Конечно, нельзя не отметить, что государственная власть кроме принуждения опирается в своих действиях и на убеждения, и на интерес. Эти ресурсы использует преимущественно демократическое государство, в котором государственная власть стремится быть не только легальной, т.е. законно избранной, но и легитимной, т.е. пользоваться доверием и поддержкой у населения. Доверие к государственной власти возникает тогда, когда она стремится осуществлять насущные интересы общества, реагировать на его запросы.
Признаками государственной власти, отличающими ее от партийной, религиозной, экономической и т.п. властей, являются:
Для того чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся потребности населения, государственная власть должна быть разумно организована. Насколько она разумно организована и устроена, и показывает понятие «форма правления».
Форма правления и ее разновидности
Понятие «форма правления»
Форма правления является одним из главных элементов формы государства. Это наиболее консервативный элемент, который трудно поддается изменениям. Форма правления — это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между ними и степень участия населения в их создании.
Еще в период рабовладения возникли две формы правления, которые сохранились до настоящего времени, приобретая современный вид: монархия и республика. Различия между ними состоят в следующем:
Монархия и ее разновидности
Монархия — это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству. Юридическими признаками монархии являются:
Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) йе ограничена, и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.
Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента. Монарх обладает и законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в случае несогласия с его решениями. Обычно дуалистические монархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент — зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871—1918 гг.
В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и т.п., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемые решения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх — не только символ нации, не только представляет страну на международной арене, но и выполняет функцию главнокомандующего. Однако серьезного влияния на внутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должны быть одобрены парламентом и согласованы с правительством.
Республика и ее разновидности
Республика представляет собой форму правления, при которой органы верховной власти избираются населением на определенный период. Юридическими признаками республики являются:
Современные республики бывают трех видов: парламентарные, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).
В президентской республике, примером которой являются США, существует жесткое разделение властей. Президент, избираемый народом, одновременно является главой государства и главой правительства. Правительство назначается президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентская республика как форма правления может быть эффективной в чрезвычайных условиях, когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть для оперативного решения возникающих проблем.
В парламентской республике правительство формируется победившей на выборах партией (или коалицией партий), т.е. партией, которая располагает большинством мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом.
Власть президента ограниченна, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главой государства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства.
Достоинством парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.
Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (где примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.
Президентско-парламентская республика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.п.) отличается двойной ответственностью правительства — перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнению с французским.
Президентско-парламентскую республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики).
С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, на- значает главу правительства — премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия) им.
Форма государственного устройства и ее разновидности
Понятие «форма государственного устройства»
Государство представляет собой территориальную организацию общества. Иначе говоря, государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Эти граждане могут исповедовать различные религии, говорить на несхожих языках, иметь различную культуру, обычаи. Да и государства представляют собой уже не маленькие древнегреческие полисы с населением 6—10 тыс. человек, а занимают более обширные территории с населением на несколько порядков больше.
При достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность в ее делении на территориальные единицы (штат, земля, кантон, край, область, район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять. Для этого в территориальных единицах создаются органы управления.
Однако поскольку эти единицы вместе образуют территорию государства, то возникает необходимость в распределении властных полномочий между центральными и местными органами управления.
Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражают понятие «форма государственного устройства». Так, например, США прошли определенные этапы территориальной организации. После получения независимости (1776 г.) Соединенные Штаты (в США входило 13 штатов) развивались за счет колонизации западных земель. Когда на землях Запада население достигало «5 тыс. свободного мужского населения дееспособного возраста», соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею» для того, чтобы помогать назначенному губернатору управлять ею. Но когда население достигало «60 тыс. свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами». Так постепенно современные США стали состоять из 50 штатов.
Таким образом, форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, выражающей характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.
Взаимоотношения между государством как целым и его составными частями могут строиться на трех принципах: а) унитаризма (от лат. unus — один, единое); б) федерализма (от лат. fedus — союз, верность союзу); в) конфедерализма (от лат. confederatio — сообщество). Трем этим принципам территориальной организации соответствуют три формы государственного устройства.
Унитарное государство
Наиболее распространенным видом территориально-политической организации является унитарное государство, где имеются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство.
Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (т.е. не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов). Они самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах. Среди унитарных государств можно выделить Францию, Италию, Польшу, Испанию.
Федеративное государство
Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 25 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон, республика и т.п.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.
В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия этих органов разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы.
Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.
Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация
Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерация на практике являет собой союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.).
Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны — участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.
Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 — 1798 и 1815—1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов с целью внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей. США с 1776 до 1789 г. также были конфедерацией 13 штатов.
Форма политического и государственного режимов и их разновидности
Понятие «государственный режим»
Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства. Понятие «государственный режим» выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в нем заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни.
Однако понятие «государственный режим» не исчерпывает всех средств осуществления политической власти. Кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на нее существенное влияние (например, промышленно-финансовые группы, военно- промышленный комплекс). Исторически понятие «государственный режим» корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в., т.е. до времени появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтому понятие «государственный режим» уже, чем понятие «политический режим».
Разновидности государственного режима
Хотя традиционный абсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом ряде стран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т.п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партий запрещена.
Тирания (от греч. tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII—VI вв. до н.э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н.э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическая конституция Солона.
Во времена античности и Средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогда демократия не получила широкого распространения, хотя и переживала период расцвета в Древней Греции — в Афинах в V в. до н.э. Следует отметить, что политическими и гражданскими правами и свободами пользовалось не все население, а только граждане города-государства. Именно они принимали участие в решении всех дел в полисе, собираясь вместе на торговой площади.
Однако существовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровень культуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятие управленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. В Средневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождение демократии произойдет лишь в XVIII в., когда Великая французская революция вновь обратится к ценностям свободы, равенства и братства людей.
Политический режим и его разновидности
Появление политических партий, движений расширило число участников политической жизни, т.е. тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять ее. Тогда для обозначения способа (формы) правления вместо понятия «государственный режим» стали использовать понятие «политический режим».
Соотношение диктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и др.) в первой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из данного состояния стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм — это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия.
Тоталитарное государство контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии.
Более мягким по средствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть). Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решений и не может контролировать власть. Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. Наряду с этим авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране).
В связи с тем что при авторитарных режимах управление страной осуществляется централизованно и, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важных задач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что они совпадают с интересами правящей верхушки. Так было в Южной Корее, Чили, Сингапуре, на Тайване, которые за короткий исторический срок (20—25 лет) добились значительных успехов в экономическом развитии.
Демократия (греч. demos — народ + kratos — власть) как политический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками:
Для осуществления этого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни, ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет в состоянии «войны» между бедностью и богатством.
Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У.Черчилль (1874—1965) как-то заметил: «Демократия — самая плохая форма правления, если не считать все остальные. »