Что такое госпитализм в психологии

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии

Из-за чего возникает эта проблема

Госпитализм возникает из-за отсутствия социального, физического и эмоционального контакта с близким человеком. Чаще всего, с матерью или отцом. Это часто случается с сиротами или теми детьми, которых отправили в детский дом по тем или иным причинам.

Дети, которые растут вне собственного дома (в приютах) не имеют взрослого человека для привязанности. Медицинский и обслуживающий персонал часто меняется, а из-за большого количества детей в таких учреждениях никто не способен обеспечить мальчикам или девочкам должного внимания. Генетически дети устроены так, что должны развиваться именно с матерью или отцом. Без их присутствия организм дает сбой. Нервная система начинает работать неправильно, так как исчезают факторы комфорта (когда ребенок с матерью или отцом, он чувствует себя защищенным).

Проблемы возникают и у тех матерей, которые страдают алкоголизмом или наркоманией. Они очень мало времени проводят с детьми, не уделяют им должного внимания. Зачастую такие дети рано или поздно оказываются в приютах или в приемных семьях.

Как проявляется госпитализм у детей

При наличии госпитализма ребенок отстает в физическом и умственном развитии. Неправильно у малышей формируется и эмоциональная реакция. Например, на улыбку взрослого ребенок перестает улыбаться. Он не концентрирует взгляд, когда с ним разговаривают. Улыбка и агуканье в целом пропадают из его жизни. Такие дети гораздо позже начинают держать голову, ползать и ходить. А полноценная речь у них может появиться к 4-5 годам.

Эмоционально с таким ребенком трудно работать. Медицинский персонал отмечает, что дети с госпитализмом не идут на контакт. Они не хотят развиваться, веселиться и учиться.

Длительный госпитализм опасен из-за наличия осложнений. Например, может формироваться задержка в наборе массы. А из-за ослабленного иммунитета увеличивается риск появления инфекционных заболеваний. Сложные формы госпитализма становятся причиной инвалидности и умственной отсталости, что невозможно в итоге вылечить.

Как диагностировать проблему

Для диагностирования этой проблемы подключаются такие специалисты, как детский невролог, психиатр, педиатр и детский психолог. Существуют разные методики проверки состояния ребенка, начиная от клинической картины и заканчивая специальными тестами на реакцию и так далее.

Можно ли вылечить госпитализм

На начальной стадии госпитализм поддается лечению. Лучше всего для этого закрыть потребность малыша в близкой связи со взрослым. Но это практически невозможно в приютах и в неблагополучных семьях. Поэтому специалисты назначают иные методы лечения. Например, специальные игры-упражнения для тренировки памяти, моторики рук и пальцев. Помимо этого, игры со взрослыми так или иначе вызывают положительные эмоции у ребенка. В тяжелых случаях назначаются специальные детские медикаменты, которые стабилизируют работу нервной системы и улучшают эмоциональное состояние, независимо от возраста.

Источник

Госпитализм: почему постоянно хочется быть больным

В психологии есть такое понятие, как «госпитализм». Это патологический синдром, который характеризуется обширными психическими, неврологическими и физическими дефектами, возникающими из-за длительного нахождения в больничной среде. Его появление основано на негативном влиянии на психику человека неблагоприятных условий, возникающих в период болезни и лечения в медицинском учреждении. Рассмотрим, как формируется этот психический синдром, и каковы его последствия.

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии
Госпитализм в общем

Во время болезни и длительного нахождения в больнице человек, помимо плохого самочувствия, испытывает потерю тесных контактов с близкими и привычного социального взаимодействия. Полная или частичная изоляция от общества, отсутствие возможности вести полноценную жизнь, получать внимание и заботу родственников и близких людей серьезно сказываются на психическом и физическом состоянии.

Синдром госпитализма возникает у пациентов больниц независимо от возраста, пола, социального статуса, финансового положения и даже уровня интеллектуального развития. В детском возрасте он провоцирует физическое и умственное отставание, а у взрослых людей из-за синдрома ухудшаются когнитивные функции и эмоциональное состояние, развиваются тревожные расстройства. В особо тяжелых случаях это явление может привести к деградации личности.

Госпитализм у детей

Синдром «вечного больного» у детей достаточно хорошо изучен. Он значительно влияет на развитие и формирование личности, инициирует умственную отсталость. Если вовремя не приступить к устранению проблемы, то она может привести к тяжелой психической и физической инвалидности. У детей, которые долго пребывают в больничной среде, госпитализм развивается, так как они:

Все эти факторы провоцируют развитие эмоционального дефицита, нарушений высших психических функций, соматических и вегетативных дефектов. У детей отчетливо проявляются изменения в двигательной активности, речи, работе иммунной системы, пищевых привычках. Также наблюдаются проблемы со сном. Таким образом, невозможность поделиться своими переживаниями, полноценно общаться, учиться и развиваться из-за болезни приводит к ухудшению общего здоровья, депрессивным состояниям и формированию различных фобий.

Госпитализм у взрослых

У взрослых людей синдром возникает чаще всего при наличии хронических заболеваний, которые требуют периодического стационарного лечения. Факторы развития эффекта госпитализма практически такие же, как и в случае с детьми:

Комплекс неблагоприятных условий во время пребывания в атмосфере медицинских учреждений провоцирует формирование у пациентов образа «хронических больных». Во многих случаях люди даже начинают чувствовать себя комфортнее в больнице, чем дома. Поэтому выйдя из больничной среды, они пытаются приложить все усилия, чтобы снова оказаться там как можно скорее.

В результате госпитализма у взрослого возникают такие последствия:

Человек с признаками госпитализма становится холодным и подавленным, он не может ставить цели и строить планы. Его постоянно клонит в сон, он раздражителен и не хочет ничего делать. Снижаются моторные навыки, происходит деформация жестов и мимики. Мышление становится негативным. В тяжелых случаях люди не могут самостоятельно решать даже простейшие повседневные задачи и становятся беспомощными.

Чтобы избежать развития данного синдрома, необходимо стараться отвлекать себя от болезни любыми способами. Нужно понимать, что своими мыслями мы можем спровоцировать ухудшение самочувствия. Конечно, современный человек должен заботиться о своем здоровье, но не следует доходить до фанатизма. И если приходится длительное время быть в больнице, нужно как можно больше отвлекаться: читать, решать кроссворды, заниматься рукоделием, творчеством и другими любимыми делами. А также довольно эффективным способом профилактики является развитие когнитивных функций и интеллекта с помощью тренажеров Викиум.

Источник

Госпитализм у детей

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии

Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии

Общие сведения

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии

Причины госпитализма у детей

Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

Патогенез

В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

Симптомы госпитализма у детей

Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

Осложнения

Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

Диагностика

Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Лечение госпитализма у детей

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

Источник

Госпитализм у детей

Госпитализм у детей

Слово «госпитализм» изначально происходит от слова «госпиталь», означающее «медицинское учреждение, стационар, больница, благотворительное заведение, богадельня».

Латинское слово, лежащее в основе слова «госпиталь» hospitalis, означает “гостеприимный, дружелюбный, приветливый».

Госпитализм – это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом.

Госпитализм – это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы.

Госпитализму больше подвержены дети и пожилые люди.

Госпитализм у детей

В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

“Сценарий” формирования госпитализма

Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно – гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки :

позже начинают держать голову – с 2- 5 месяцев,

позже ползать – с 8-12 месяцев,

позже начинают садиться самостоятельно – с 9-15 месяцев,

позже начинают ходить самостоятельно – с 14-24 месяцев.

Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

При синдроме госпитализма у детей замедляется психо – речевое развитие:

гуление – с 2-4 месяцев,

гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

первые слова – с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно – отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия : раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания : респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

Признаки синдрома госпитализма:

задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

У детей младшего возраста с синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности : эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

Госпитализм в психиатрии

При снижении высоких доз и отмене полипрагмазии психотропных препаратов у пациента идёт постепенное частичное восстановление интереса к окружающему.

Процесс реабилитации явления госпитализма длительный, возможен в условиях создания благоприятного эмоционального климата с близкими и профессиональной специализированной помощи.

Приведу клинический пример проявления госпитализма.

(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)

На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет.
Жалобы:
Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм. Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.

Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.

У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.

На осмотре:
Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.

При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.

Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии.
ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии.
Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно.
Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет.
Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.

Результаты обследования:

ЭЭГ (10.11.2014 год) – диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.

Что такое госпитализм в психологии. Смотреть фото Что такое госпитализм в психологии. Смотреть картинку Что такое госпитализм в психологии. Картинка про Что такое госпитализм в психологии. Фото Что такое госпитализм в психологии Аутизм не Эпилепсия

Диагноз : Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *