Что такое госсектор экономики

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ

Том 7. Москва, 2007, стр. 538

Скопировать библиографическую ссылку:

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́ КТОР ЭКО­Н О́ МИКИ, эле­мент эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­ваю­щий вы­пол­не­ние го­су­дар­ст­вом его функ­ций в про­цес­се об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва. Г. с. э. слу­жит ма­те­ри­аль­ной ос­но­вой для вы­пол­не­ния го­су­дар­ст­вом сво­их це­лей: гос. управ­ле­ния, нац. обо­ро­ны и нац. безо­пас­но­сти, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, эко­ло­гич. безо­пас­но­сти, раз­ви­тия нау­ки, от­рас­лей ин­фра­струк­ту­ры, со­ци­аль­но­го и мед. обес­пе­че­ния на­се­ле­ния, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В со­став Г. с. э. вхо­дят: 1) гос. иму­ще­ст­во (зем­ля, ле­са, не­дра, зда­ния и со­ору­же­ния, ин­тел­лек­ту­аль­ная соб­ст­вен­ность); 2) гос. пред­при­ятия [как пра­ви­ло, в от­рас­лях ин­фра­струк­ту­ры, ТЭК (топ­лив­но-энер­ге­тич. комп­лекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюд­жет­ные уч­ре­ж­де­ния (гос­ап­па­рат, ар­мия, кре­дит­но-фи­нан­со­вые струк­ту­ры, пра­во­ох­ра­нит. ор­га­ны, та­мож­ня, ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния). Г. с. э. воз­ник вме­сте с по­яв­ле­ни­ем го­су­дар­ст­ва и на про­тя­же­нии ис­то­рич. эпох па­рал­лель­но с ним ви­до­из­ме­нял­ся. Наи­бо­лее ди­на­мич­но Г. с. э. раз­ви­вал­ся в 20 в. под влия­ни­ем 1-й и 2-й ми­ро­вых войн; вслед­ст­вие по­яв­ле­ния со­циа­ли­стич. стран, в ко­то­рых эко­но­ми­ка бы­ла поч­ти пол­но­стью ого­су­дар­ст­вле­на; кру­ше­ния ко­ло­ниа­лиз­ма и ак­ти­ви­за­ции про­цес­сов на­цио­на­ли­за­ции в Азии и Аф­ри­ке. Раз­ме­ры и со­став Г. с. э. раз­ли­ча­ют­ся в отд. стра­нах в за­ви­си­мо­сти от уров­ня и эта­па по­ли­тич. и эко­но­мич. раз­ви­тия, нац. тра­ди­ций. Так, в США очень ма­ло гос. пред­при­ятий, а в стра­нах ЕС в сер. 1980-х гг. их удель­ный вес со­став­лял 70% в энер­ге­ти­ке, свя­зи, на транс­пор­те, 30% в пром-сти. В Рос­сии в нач. 21 в. сло­жил­ся мощ­ный Г. с. э. В та­ких круп­ней­ших пред­при­яти­ях, как ОАО «Газ­пром», ОАО «Рос­нефть», за­ни­маю­щих до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ТЭК стра­ны, го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся гл. ак­цио­не­ром, 75% ми­нус 1 ак­ция при­надле­жит го­су­дар­ст­ву в ОАО «Связь­ин­вест», в РАО «ЕЭС Рос­сии» гос. па­кет ак­ций со­став­ля­ет 52,7%; в сфе­ре ж.-д. транс­пор­та уч­ре­ж­де­но ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги», где един­ст­вен­ный ак­цио­нер – го­су­дар­ст­во. В обо­рон­ном ком­плек­се на­счи­ты­ва­ет­ся 35 гос. вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ных струк­тур, прак­ти­че­ски пол­но­стью оп­ре­де­ляю­щих со­стоя­ние от­рас­ли. Уча­стие го­су­дар­ст­ва в про­цес­се об­ществ. про­из-ва и функ­цио­ни­ро­ва­ние Г. с. э. – объ­ек­тив­ная не­об­хо­ди­мость, по­сколь­ку ча­ст­ный сек­тор, не­смот­ря на его ог­ром­ный по­тен­ци­ал, до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние для обес­пе­че­ния эко­но­мич. рос­та, не в со­стоя­нии ре­шить все про­бле­мы со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия. В ча­ст­но­сти, вне по­ля зре­ния ча­ст­но­го сек­то­ра ос­та­ют­ся фак­то­ры эко­но­мич. рос­та, фор­ми­рую­щие со­ци­аль­ный эф­фект, та­кие как обес­пе­че­ние дос­туп­но­сти для всех чле­нов об­ще­ст­ва вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных ус­луг об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, со­ци­аль­ной за­щи­ты ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ёв на­се­ле­ния, под­держ­ка ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Не пред­став­ля­ет осо­бо­го ин­те­ре­са для ча­ст­но­го ка­пи­та­ла ис­поль­зо­ва­ние та­ких зна­чи­мых фак­то­ров эко­но­мич. рос­та, как ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды, про­ве­де­ние фун­дам. на­уч. ис­сле­до­ва­ний, реа­ли­за­ция круп­ных дол­го­сроч­ных про­ек­тов стра­те­гич. ха­рак­те­ра. От­сут­ст­вие ин­те­ре­са ча­ст­но­го сек­то­ра к ис­поль­зо­ва­нию на­зван­ных фак­то­ров объ­яс­ня­ет­ся в од­них слу­ча­ях тем, что они не обес­пе­чи­ва­ют субъ­ек­там ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти мак­си­ми­за­ции при­бы­ли. С др. сто­ро­ны, не­ко­то­рые фак­то­ры эко­но­мич. рос­та ча­ст­ный сек­тор не в со­стоя­нии ис­поль­зо­вать по при­чи­не не­дос­та­точ­но­го уров­ня кон­цен­тра­ции ка­пи­та­ла, в свя­зи с вы­со­кой сте­пе­нью рис­ка в про­цес­се их ис­поль­зо­ва­ния, из-за дли­тель­ных сро­ков оку­пае­мо­сти вло­жен­но­го ка­пи­та­ла и т. д. Гра­ни­цы, мас­шта­бы и струк­ту­ра Г. с. э. и гос. соб­ст­вен­но­сти, обес­пе­чи­ваю­щей его функ­цио­ни­ро­ва­ние, под­виж­ны и под­вер­же­ны из­ме­не­ни­ям в со­от­вет­ст­вии с из­ме­не­ния­ми тен­ден­ций совр. эко­но­мич. рос­та, из­ме­не­ния­ми сте­пе­ни вос­тре­бо­ван­но­сти ус­луг гос. сек­то­ра об­ществ. вос­про­из­вод­ст­вом, а так­же в со­от­вет­ст­вии с эко­но­мич. си­туа­ци­ей и нац. тра­ди­ция­ми.

Источник

Роль государственного сектора экономики в современном мире и в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный сектор экономики

Государственный сектор экономики – это совокупность субъектов хозяйствования, которые осуществляют экономическую деятельность посредством использования государственного имущества и под управлением органов власти.

Комплекс объектов госсектора частично или полностью находится в государственной собственности. Сюда же относят отрасли, не приносящие существенного коммерческого дохода, например, культуру, сферу социального обеспечения, образование, жилищно-коммунальные услуги и так далее. То есть, государство может выступать в качестве производителя товаров и услуг, их потребителя, а также инструмента регулирования текущих экономических процессов.

К функциям государственного сектора относят:

Удельный вес государственного сектора может изменяться. Он зависит от текущего состояния национального хозяйства и проводимой политики. Расширение государственного капитала осуществляется через строительство новых объектов и реконструкцию уже эксплуатируемых. Увеличение доли государственного сектора может осуществляться за счет национализации в том числе. В функции государственного сектора входит регулирование финансового рынка, как основы стабильность национального хозяйства. Регулятором часто выступает центральный банк страны, который определяет размер процентной ставки, процедуру проведения операций на фондовым рынке, регулирование ликвидности финансовых инструментов, аккумуляцию финансов и их целевое распределение.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одной задачей государственного сектора экономики является обеспечение развития социального сектора. Полностью отдать эти услуги в частные руки невозможно, так как часть бюджета расходуется на решение социально-экономических задач. Так же государство поддерживает образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли, не являющиеся достаточно прибыльными с коммерческой точки зрения, но необходимые для общества. Влияние государственного сектора на экономику оценивается через его долю в ВВП, количество служащих, работающих в госструктурах, а также число госпредприятий в целом.

Роль государственного сектора в экономике России

По данным Международного валютного фонда доля государства в российской экономике составляет 33%. Многие независимые эксперты считают, что доля государственного сектора РФ в ВВП намного выше и достигает 70%. МВФ подтвердило, что государственное управление обеспечивает до 14% внутреннего валового продукта, а государственные предприятия до 20% от ВВП. На их долю приходится до половины занятости трудоспособного населения страны. Европейский банк реконструкции и развития приводит схожие данные. Другие аналитические организации увеличивают долю госсектора за счет частично приватизированных компаний.

Сильный разбор в данных объясняется проблемой методологии. Если анализировать госсектор РФ в имущественном эквиваленте, то получится не более 18%. МВФ не оценивает критичность доли государственного сектора, но анализирует ее влияние на конкурентную среду. Особенно велико присутствие государства в стратегических секторах экономики – добыче, обороне, коммунальных услугах, естественных монополиях. Сельское хозяйство и пищевая промышленность являются преимущественно частными. Сюда же относят большую часть обрабатывающей промышленности и торговлю. А вот переработка энергоресурсов находится под контролем государства.

Государственный сектор доминирует в финансово сфере. Тенденция к увеличению его доли остается. Более 70% банковской системы находится под государственным управлением. Сильная роль государственного сектора в финансовой системе отрицательно влияет на конкурентную борьбу, стимулирует рост процентных ставок.

Чтобы снизить долю государственного сектора Министерство экономического развития РФ предлагает ввести ограничение на создание государственных предприятий, особенно в отраслях, требующих конкуренции. Так же следует запретить государству покупать акции частных компаний и провести мероприятия по выводу Банка России из капитала банков страны.

Роль государственного сектора экономики в современной мировой экономике

Значимость государственного сектора экономики в управлении и стабилизации национального хозяйства признали еще при изучении экономической цикличности. Считается, что экономика может стабилизироваться за счет баланса между предложением и спросом. Существующие провалы рынка, когда происходит перекос в рыночной информации или иные диспропорции, регулируются с помощью косвенного государственного вмешательства. Государственные институты позволяют своевременно реализовывать меры социально-экономической политики.

В развитых странах, где рыночный механизм эффективен, государственный сектор достаточно сильно развит. Например, в ЕС на предприятиях государственного сектора занято около 8 миллионов человек. На их долю приходилось до 20% капитальных вложений, и 13% национального дохода. По отдельным странам Европейского Союза эти данные могут расходиться.

В таких странах как США и Англия государство никогда не выпускало из своих рук контроль над государственной собственностью. Наиболее развит государственный сектор во Франции, в этой стране на его долю приходится до 50% капитала реального сектора. В Италии проводится национализация частных компаний. Размер внутреннего национального продукта Италии, приходящийся на государственный сектор, составляет 42%. В Японии действует более 120 государственных компаний, более 100 предприятий управляется местными органами власти.

Источник

Государственный сектор экономики

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

См. также

Трех секторная модель экономики:

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Государственный сектор экономики» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

государственный сектор экономики — Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

государственный сектор экономики — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

государственный сектор экономики — часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

Государственный сектор экономики — (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

Сектор экономики — Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Финансовый словарь

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Источник

Государственный сектор экономики

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Что такое госсектор экономики. Смотреть фото Что такое госсектор экономики. Смотреть картинку Что такое госсектор экономики. Картинка про Что такое госсектор экономики. Фото Что такое госсектор экономики

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как регулирующий субъект, но и собственник.

Что такое госсектор экономики. Смотреть фото Что такое госсектор экономики. Смотреть картинку Что такое госсектор экономики. Картинка про Что такое госсектор экономики. Фото Что такое госсектор экономики

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

Что такое госсектор экономики. Смотреть фото Что такое госсектор экономики. Смотреть картинку Что такое госсектор экономики. Картинка про Что такое госсектор экономики. Фото Что такое госсектор экономики

Модели государственного сектора экономики

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.

Источник

Государственный сектор экономики

Госсектор экономики

В годы после войны государство стало активно вмешиваться в экономическую сферу посредством регулирования через два наиболее крупных направления:

Специфическая форма регулирования осуществляется через бюджет, финансово-кредитную систему, налоги, а также другие денежные рычаги. Государство вмешивается в экономику таким образом, что влияет напрямую на фискальную и валютную политику, а также посредством большой доли государственного сектора в промышленности, в сфере финансовых услуг, коммунального хозяйства, транспорта, энергетики. Важно понимать, что это характерно именно для политики индикативного планирования, с привлечением в неё всех секторов экономики.

Во Франции после войны правительство, которое состояло из левых сил в большинстве своём, в отличие от других западноевропейских стран, США и Японии стало принимать участие во всех стадиях воспроизводственного процесса. Здесь подразумевается производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Примечательно, что доля государственного сектора во Франции была значительно выше в основных отраслях промышленности и транспорте, чем в других западных странах.

150 предприятий национального значения насчитывалось во Франции в государственном секторе в период расцвета. Они принимали участие в более чем 1000 фирмах, порядка 400 предприятиях местного значения, которые были задействованы в контроле 3000 мелких производственных единиц и иных объектов.

Эти предприятия в большинстве своём создавались или расширялись посредством государственной политики, которая была направлена на обновление отраслевой структуры, а также помогала решению региональных диспропорций.

Десять крупнейших компаний, которые контролируются государственным капиталом, владеют недвижимостью, а также движимым имуществом, превышающим по стоимости имущество 500 самых могущественных частных промышленных компаний Франции. Примечательно, что государственные и полугосударственные организации зачастую были в числе лидеров в отдельных отраслях экономики.

Государственная компания «Газ де Франс» обеспечивало практически целиком всё производство газа в стране. «Электрисите де Франс» полностью владело производством электроэнергии. «Сосьете насьснальэндюстриэль аэроспасьаль», которое занимается самолёто- и ракетостроением, где доля государства составляла более 2/3 акций, выпускало примерно 80% продукции авиапромышленности и ракетостроения.

Более того, государству принадлежал весь железнодорожный транспорт страны посредством компании «Сосьете насьональ де шмен де фер франсез», а также около 60% морского транспорта посредством компании «Компани мессежри маритим» и «Компани женераль трансатлантик». Кроме этого 60% воздушного транспорта посредством компании «Эр-Франс» принадлежит государству. Таким образом, можно говорить о том, что большинство отраслей, в которых достаточно сильны позиции государства, развиваются динамичнее тех, где преобладают частные компании.

Одновременно с тем анализ хозяйственной деятельности государственных предприятий отлично демонстрирует несоответствие финансовых результатов с производственными. Для многих предприятий было характерно сведение баланса с серьёзным дефицитом. Из этого следует, что в целом весь государственный сектор в промышленности и на транспорте становился дефицитным.

Размеры дефицита в 1960-1980 гг. составляли примерно 4-5 млрд франков.

Ключевой причиной подобного дефицита было снижение конкурентоспособности всей национальной экономики под грузом государственного монополизма. Примечательно, что большую часть данной нагрузки взяли на себя четыре депозитных банка «Кесс де депо э консиньясьон», «Банк насьональ пур ле коммерс э л’эндюстри», «Контуар насьональ д’эсконт де Пари», «Креди Лионне». На их долю приходилось около 80% денежных средств, находящихся под государственным контролем. Стоит отметить, что банки и страховые компании, которые находились под контролем государства, были одинаково прибыльными предприятиями. В те времена государство аккумулировало более 60% национального дохода через сложную систему государственных финансов, которая состояла из генерального государственного бюджета, дополнительных бюджетов, специальных счетов, социального бюджета нации, бюджетов департаментов и коммун.

Политика в отношении госсектора

Важно сказать о том, что с тех пор многое изменилось, в том числе политика в отношении госсектора. Это происходило в три этапа.

На первом этапе, который получил название постлиберальная реорганизация послевоенных десятилетий, государственное предпринимательство служило локомотивом для развития французской экономики, в первую очередь частного сектора. Этот период проходил в 1940-1970 гг.

На втором этапе происходила приватизация крупных государственных предприятий. Этот период со второй половины 1970-х гг. и до момента прихода к власти Франсуа Миттерана. В этот же период осуществлялась новая национализация пришедших в упадок больших компаний и банков. Примечательно, что многие из них практически были спасены от банкротства.

Третий этап чаще всего называют этапом неолиберальной контрреволюции, иначе говоря новое наступление на экономические функции государства, серьёзно урезался государственный сектор. Родоначальником такой политики стал Жак Ширак в 1990-е гг. Завершение этого этапа связывают с наступлением мирового финансового кризиса, который начался в 2008 г. и очевидно, требует новой национализации предприятий и банков, чьи собственники продемонстрировали неумение эффективно управлять стратегически важными объектами.

Начало четвёртого этапа отождествляют с моментом, когда были установлены серьёзные, глубокие поражающие свойства глобального кризиса, которые требовали от либеральных и либертаристских правительств занимать своих политических антиподов и начинать экспансию государства в экономические процессы развития.

Это стало причиной появления новой волны национализации.

Её успех можно будет оценить значительно позже, когда станет понятно, удачно национальные и международные политические силы справились с мировым финансовым кризисом и смогли ли обеспечить эффективный рост мировой экономики.

Сегодня эффективный рост демонстрирует только Китай, который занимает абсолютные лидирующие позиции в мире, при этом в этой стране преобладает государственный сектор экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *