Что такое гост исо гост р исо
ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ: разбираемся в стандартах
Осуществляя поиск крепёжных изделий в Интернете, вы, наверняка, не раз сталкивались с аббревиатурой ГОСТ. Если в заявке на поставку крепежа не указать эти четыре буквы, то первым вопросом менеджера по продажа будет: «Крепеж какого именно стандарта вам нужен?». Выходит, что не имея информации о стандарте, вы не cможете получить необходимый метиз. Так ли это и какие стандарты бывают, мы разберем в этой статье.
В нашей стране вы можете столкнуться со следующими стандартами: ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ.
ГОСТ — это государственный стандарт, который включает в себя требования государства к качеству продукции, его геометрические размеры, отклонения от эталона и т.д. Система ГОСТ была разработана ещё во времена СССР и действовала на всей его территории. Часть из этих стандартов используются и сегодня. Всем известная обычная машиностроительная шестигранная гайка описывается стандартом ГОСТ 5915 или ГОСТ 5915-70.
В современной Российской Федерации возникли новые требования к стандарту, и на замену ГОСТ с 1992 года пришли обозначения ГОСТ Р. Такие стандарты признаны национальными и в название добавляются обозначения Р. Это не означает, что продукция выпускаемая по ГОСТ или ГОСТ Р стала хуже, требования к изделиям системы ГОСТов устанавливаются на основе применения современных достижений науки, практического опыта и технологий, т.е. они адаптируются и используют все новинки имеющиеся на сегодняшний день.
ОСТ — это стандарт, разработанный на основе ГОСТ, но устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Например, когда на предприятии посчитали, что болт по ГОСТ7798 должен иметь длину резьбы отличную от стандарта, они вводят ОСТ. Такие стандарты очень часто используются в автомобилестроении или авиационной технике.
Предприятие может регламентировать производство своего продукта, тогда оно вводит у себя ТУ (технические условия). Они не попадают под действие ГОСТа, но не могут противоречить ему. Такие ТУ являются собственностью предприятия производителя. ТУ вносятся предприятием, когда необходимо изменить технологию производства изделия.
ДИН — это технические нормы и геометрические размеры изделий, которые разрабатываются Немецким институтом по стандартизации (Deutsches Institut für Normung e.V. сокращенно DIN). Стандарты ДИН не являются обязательными для применения на территории РФ. Но все не так просто:
DIN — национальный стандарт Германии
DIN EN — европейский стандарт, все члены ЕС или СEN обязаны обеспечить использование его в национальной системе норм.
DIN EN ISO — стандарте, принятый Международной организацией по стандартизации ISO
DIN ISO — международный стандарт, включенный Немецким институтом по стандартизации в своем неизменном виде.
И возвращаясь к самой обычной шестигранной гайке, такой знакомой и родной, данное изделие может быть стандартизировано по ДИНу как ДИН934.
Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. С этого самого момента на территории РФ начали внедрятся стандарты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ ИСО. И снова вернёмся к шестигранной гайке, которая теперь стандартизируется как ГОСТ ИСО 4032.
Стандарты ГОСТ Р ИСО – система стандартизации в РФ
Действующие на территории России стандарты ГОСТ Р представляют собой основу системы обязательной сертификации, которая является главным инструментом технического регулирования современного рынка. Именно эти стандарты позволяют защитить потребителя и окружающую среду от проникновения на рынок небезопасных товаров и технологий. В настоящее время стандарты ГОСТ Р являются базовой оценочной сеткой для выдачи сертификатов и деклараций соотвествия как в обязательном порядке, так и на добровольной основе.
Немного истории стандартизации
Система сертификации зарождалась ещё в дореволюционной России в период промышленного бума 1912-1914 годов. После революции в начале индустриализации отечественная система оценка качества стала ориентироваться на международные положения, в частности советский комитет технического регулирования в 1927 году стал полноправным членом интернационального сообщество стандартизации ( ИСА). С 1970 года комитет переформировывается в знаменитый Госстандарт СССР, наследником которого в 1991 году становится Госстандарт РСФСР. С принятием закона об обязательной сертификации товаров и услуг на всей территории РФ вводятся единые стандарты ГОСТ Р, которые сегодня считается основополагающими национальными критериями оценки качества.
Основные функции стандартов ГОСТ Р могут быть перечислены следующим списком:
• защита потребителя и экологии от некачественных товаров и вредных производств;
• регулирования импортно-экспортных операций;
• создание основы объективной оценки продукции, которая стимулирует цивилизованную торговлю;
• повышения лояльности потенциальных покупателей к сертифицированной надлежащим образом продукции;
• подготовка базы для гармонизации существующих стандартов с международными системами стандартизации
В отличие от более общих стандартов ГОСТ Р ИСО, эта система стандартизации охватывает конкретные группы товаров и услуг, подлежащих оценке в рамках качества и безопасности. Список товаров, на которые следует получать сертификат в обязательном порядке, содержится в приложении к закону «О сертификации». Обязательная сертификация распределяет ответственность за качество и безопасность объекта между заявителем и органом сертификации. Менее опасная продукция может быть введена на рынок путём регистрации декларации соответствия, однако, при этом всю ответственность за товар заявитель берёт на себя.
Стандарты ГОСТ Р ИСО – гармонизация системы технического регулирования
Эта система стандартов была создана в качестве аналога международной оценочной шкалы ISO, действующей в области оценки качества управления производством и бизнесом. В частности, на территории России получило распространение семейство стандартов ГОСТ ИСО 9001, которое сегодня позволяет гармонизировать многие области рыночных отношений со списком аналогичных международных требований.
Основные принципы, которые описывают стандарты ГОСТ Р ИСО, заключены в следующих положениях:
• всесторонняя ответственность за реализуемую продукцию на всех уровнях;
• продуманная организация производства и управления рабочими процессами;
• эффективное взаимодействие с партнёрами и потребителями с наличием обратной связи;
• постоянная работа над повышением качества продукции и системы управления;
• грамотный анализ и планирование
Сертификация ГОСТ Р ИСО 9001 – это основа для развития производства и бизнеса в цивилизованном ключе, который предполагает всестороннюю защиту интересов конечного потребителя. Именно такой подход способен сформировать правильную философию у коммерческих структур, занимающихся выпуском и поставкой разнообразной продукции на отечественный рынок.
Что такое гост исо гост р исо
ГОСТ Р ИСО 9000-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения и словарь
Quality management systems. Fundamentals and vocabulary
Дата введения 2015-11-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ИЗДАНИЕ (октябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС N 10-2016)
Введение
Настоящий стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК), а также основу для других стандартов на системы менеджмента качества. Настоящий стандарт призван помочь в понимании основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для того, чтобы более результативно и эффективно внедрить систему менеджмента качества, а также получить ценность от других стандартов на системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей. Стандарт применим ко всем организациям, независимо от размера, сложности или бизнес-модели. Цель настоящего стандарта направлена на повышение осведомленности организации об ее обязательствах и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, а также достижению удовлетворенности ее продукцией и услугами.
В настоящем стандарте изложены семь принципов менеджмента качества, опирающихся на основные понятия, описанные в 2.2. В 2.3 для каждого принципа менеджмента качества приведены «Формулировка», описывающая принцип, «Обоснование», объясняющее, почему организация должна придерживаться принципа, «Основные преимущества», относящиеся к принципу, и «Возможные действия», которые организация может предпринять при применении принципа.
В настоящем стандарте изложены термины и определения, которые применяются во всех стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, разработанные техническим комитетом ИСО/ТК 176, а также в других отраслевых стандартах на системы менеджмента качества на основе стандартов на СМК на момент публикации. Термины и определения расположены в концептуальном порядке, а также приведены в алфавитном указателе в конце настоящего стандарта. Приложение А включает комплекс диаграмм систем понятий, который их упорядочивает.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия и принципы менеджмента качества, которые могут использоваться:
— организациями, стремящимися к устойчивому успеху посредством внедрения системы менеджмента качества;
— потребителями, которые хотят быть уверенными в способности организации постоянно поставлять продукцию и услуги, соответствующие их требованиям;
— организациями, которые хотят быть уверенными в своей цепочке поставок, и в том, что их требования к продукции и услугам будут выполнены поставщиками;
— организациями и заинтересованными сторонами, которые стремятся улучшать взаимодействие через общее понимание терминологии, используемой в менеджменте качества;
— организациями, проводящими оценку соответствия требованиям ИСО 9001;
— поставщиками, которые проводят обучение, оценку или консультирование в области менеджмента качества;
— разработчиками соответствующих стандартов.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения, применяемые во всех стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, разработанные техническим комитетом ИСО/ТК 176.
2 Основные понятия и принципы менеджмента качества
2.1 Общие положения
Понятия и принципы менеджмента качества, описанные в настоящем стандарте, предоставляют возможность организации отвечать сегодня на вызовы окружающей среды, сильно отличающиеся от тех, что были в последние десятилетия. Среда, в которой сегодня работает организация, характеризуется ускоренными изменениями, глобализацией рынков и появлением знаний в качестве основного ресурса. Влияние качества выходит за рамки удовлетворенности потребителя: оно может также иметь непосредственное влияние на репутацию организации.
Общество становится более образованным и требовательным, повышая влияние заинтересованных сторон. Настоящий стандарт позволяет воспринимать организацию в более широком смысле, предоставляя для этого основные понятия и принципы, которые должны быть использованы при разработке системы менеджмента качества (СМК).
Все понятия, принципы и их взаимосвязи должны рассматриваться в целом, а не в отрыве друг от друга. Ни одно понятие или принцип не является более важным, чем другое. В любое время важно достижение правильного баланса при их применении.
2.2 Основные понятия
2.2.1 Качество
Организация, ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
2.2.2 Система менеджмента качества
Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.
Система менеджмента качества предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
2.2.3 Среда организации
Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели.
2.2.4 Заинтересованные стороны
Понимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребителя. Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны.
Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон. Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют значительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются. Организации определяют какие результаты необходимо получить для этих соответствующих заинтересованных сторон, чтобы снизить такой риск.
Организации привлекают, удерживают и сохраняют поддержку соответствующих заинтересованных сторон, от которых зависит их успех.
2.2.5 Поддержка
2.2.5.1 Общие положения
Поддержка высшего руководства системы менеджмента качества и взаимодействие работников позволяют:
— обеспечивать достаточное количество человеческих и других ресурсов;
— проводить мониторинг процессов и результатов;
— определять и оценивать риски и возможности;
— предпринимать соответствующие действия.
Приобретение ответственности, развертывание, поддержание, увеличение и распределение ресурсов помогают организации в достижении ее целей.
2.2.5.2 Человеческие ресурсы
Работники в организации начинают взаимодействовать и становятся заинтересованными через общее понимание политики в области качества и желаемых результатов организации.
Система менеджмента качества наиболее результативна, когда все работники понимают и применяют на практике навыки, подготовку, образование и опыт, необходимые для выполнения их функций и обязанностей. Предоставлять возможности работникам развивать необходимую компетентность является ответственностью высшего руководства.
Осведомленность достигается, когда работники понимают свои обязанности и то, как их действия способствуют достижению целей организации.
2.2.5.5 Обмен информацией
Запланированный и результативный внутренний (по всей организации) и внешний (с соответствующими заинтересованными сторонами) обмен информацией улучшает взаимодействие работников и углубляет понимание:
— потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон;
— системы менеджмента качества.
2.3 Принципы менеджмента качества
2.3.1 Ориентация на потребителей
Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания.
Устойчивый успех достигается тогда, когда организация завоевывает и сохраняет доверие потребителей и других заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с потребителем дает возможность создавать больше ценности для потребителя. Понимание настоящих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон вносит вклад в достижение организацией устойчивого успеха.
2.3.1.3 Основные преимущества
К потенциальным основным преимуществам относятся:
— увеличение ценности для потребителей;
— повышение удовлетворенности потребителей;
ГОСТ Р ИСО – расшифровка аббревиатуры. ГОСТ и ГОСТ Р в чем разница?
ГОСТ Р ИСО – расшифровка этой аббревиатуры важна для всех, кому по работе приходится сталкиваться с получением сертификатов. Данные обозначения еще со времен Советского Союза применяются для требований и стандартов, которые так и не были заменены новыми нормативами.
Система сертификации
ГОСТ – это расшифровка, хорошо знакомая любому потребителю, независимо от его возраста. Это межгосударственный стандарт, утвержденный советом по стандартизации СНГ.
Изначально он появился еще на заре существования советской власти. В 1925 году был учрежден комитет по стандартизации, целью работы которого стала разработка и внедрение рекомендуемых стандартов в самых разных отраслях и сферах.
ГОСТ ИСО – расшифровка аббревиатуры дословно следующая «Государственный общесоюзный стандарт». Примечательно, что со временем аббревиатура превратилась вполне в конкретный термин, так как в наши дни она уже обозначает межгосударственный стандарт, так как никакого союза давно нет.
Статус межгосударственного стандарта
История трансформации этого понятия в универсальный термин активно начала развиваться после распада Советского Союза. Когда это произошло, экономические связи между отдельными республиками удавалось сохранять только частично.
Однако были необходимы какие-нибудь общепринятые стандарты и нормы, чтобы упростить общение между деловыми партнерами при заключении и оформлении производственных и торговых сделок. Подчеркнем. Что ГОСТ в качестве определенной системы стандартизации принят исключительно в странах Содружества Независимых Государств.
Существует большое количество категорий в классификаторе:
Это далеко не полный перечень существующих категорий. Он охватывает все без исключения сферы народного хозяйства.
ГОСТ и ГОСТ Р
На практике многим приходится сталкиваться с вариантами этой аббревиатуры. Важно понять, в чем принципиальное отличие. ГОСТ и ГОСТ Р, в чем разница.
Это схожие понятия. ГОСТами называют стандарты, которые были сформулированы и разработаны в советские времена, а после 1991 года было решено, что они до сих пор остаются актуальными, поэтому можно ничего не менять. ГОСТ Р носят только те из стандартов, которые были приняты в Российской Федерации, то есть после 1991 года. Таким образом, буква Р обозначает страну Россия.
Если мы углубимся в изучение этого вопроса, то придем к выводу, что совсем не обязательно производить замену старых ГОСТов на новые. Например, относительно продуктов питания. К изготовлению продуктов в советские времена выдвигались достаточно жесткие требования, поэтому они до сих пор остаются вполне актуальными.
Данная система сертификации является единственной в нашей стране для обязательной оценки соответствия. Данное понятие охватывает отработанные процедуры и методы для осуществления сертификационной экспертизы.
Особое место в системе играет координационный центр. Его функции в настоящее время распределены между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (его еще называют Росстандартом) и Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).
Действующая нормативная база регулирует назначение всей системы ГОСТ Р, детально описывает ее структуру, принципы, формы документов, а также конкретную стоимость.
Получите бесплатную консультация прямо сейчас.
Международный стандарт
На практике приходится сталкиваться с еще одним понятием, сопровождающим сертификаты. ИСО – аббревиатура, постоянно сопровождающая всевозможные обозначения ГОСТов.
Чтобы верно пользоваться данным термином, сначала разберемся с его значением. ИСО – это расшифровка английских слов International Organization for Standardization. Для ИСО расшифровка в переводе на русский язык Международная организация по сертификации. Например, ИСО 9001-2018, посвященный системе менеджмента качества.
Она существует с 1946 года, хотя методы регулирования качества тех или иных товаров и продуктов появились еще задолго до этого. Но начиная именно с этого времени начала вестись системная работа, стандарты начали разрабатывать по всем без исключения направлениям деятельности. Многие именно тогда начали интересоваться, ISO, как расшифровывается.
В 1987 году разработка стандартов ИСО вышла на качественно новый уровень. Появилась серия 9000, которая по своей востребованности и популярности превзошла все существовавшие ранее стандарты. Дело было в их универсальности, так как разработчики прописали оптимальную модель системы менеджмента качества, применимую совершенно к любой организации. С тех пор все стали ее оформлять, ведь наличие такого документа сразу свидетельствовало о высоком профессиональном уровне предприятия. Партнеры стали интересоваться, как проверить сертификат ИСО, так как нечистоплотные компании тут же начали пользоваться подделками. Многие желают получить знак ISO 9001 в векторе, что является гарантом успешности компании.
Стали появляться другие известные стандарты, с тех пор ИСО – расшифровка аббревиатуры ни для кого не была секретом. Сейчас актуален вариант ISO 9002, также относящийся к менеджменту качества.
Преимущества работы с нашей компанией
Если разобравшись с понятием ISO, расшифровка его больше не представляет для вас нечто непонятное, наоборот, вы осознаете, что вам такой сертификат необходим, обращайтесь в компанию «СертРФ».
Мы специализируемся на выдаче деклараций и сертификатов любых направлений, проконсультируем вас по особенностям стандартов ИСО, проведем внутренний или внешний аудит, анализ производства, необходимые испытания.
Многие сертификаты универсальны для многих бывших советских республик. Например, СТБ используется в Беларуси, где признается российская сертификационная система.
Что такое ГОСТ Р и зачем он нужен
До недавнего времени эта система считалась самой распространенной на территории РФ. Сертификат соответствия ГОСТ Р – это документ, который подтверждает принадлежность тестируемой продукции требованиям национальной системы стандартизации.
Обязательная и добровольная проверка осуществляются государственными органами контроля (и аккредитованными организациями) в соответствии с Законами № 2300-1 и № 184-ФЗ («О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании» соответственно). Подать заявку может как производитель, так и официальный поставщик, который планирует заниматься распространением товаров на территории стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Далеко не во всех случаях нужно проходить подобную проверку. В нашей статье мы постараемся максимально подробно разобраться в ситуации и дать ответы на ключевые вопросы о процедуре сертификации по ГОСТ Р. Для начала нужно понимать: что это за стандарты и зачем они нужны.
Сертификация ГОСТ Р – что это?
Популярную некогда аббревиатуру ГОСТ все еще можно увидеть в описании отдельных российских товаров, а также в документах, касающихся системы сертификации. Это совокупность требований, которая с советских времен не была заменена более актуальными нормативами. Обозначение ГОСТ Р указывает, что требования продолжают действовать, но были приняты уже в России. Если же вы видите приставку «МЭК» или «ИСО», это означает, что требования были приведены к стандартам международных организаций.
Важность ГОСТ Р еще и в том, что это единственная государственная система сертификации, которая применяется на территории РФ в обязательном порядке для оценки соответствия товаров национальным стандартам качества. Правда, такой процедуре подлежит не вся выпускаемая или импортируемая продукция, а только те ее виды, которые предназначены для реализации на потребительском рынке или для использования на предприятиях. Чаще всего это новые товары, которые еще не проходили сертификацию. Если же изделие или материалы не предназначены для реализации населению, а будут применяться только лишь для собственных нужд юридическими и физическими лицами, обязательная сертификация на соответствие ГОСТ Р не требуется. В процессе таможенного оформления таких товаров составляются другие документы.
Тонкости процедуры
Сертификация в системе ГОСТ Р – это не единичная проверка характеристик продукции на соответствие, а целый комплекс оценочных мероприятий. Важное отличие от других процедур — направленность. Сертификат ГОСТ Р подтверждает пригодность применения выпускаемой продукции в четко определенной области народного хозяйства. Сфера использования — параметр, который регулирует ОКП (Общероссийский классификатор продукции), но эта система национальных стандартов охватывает далеко не все актуальные виды деятельности. Многие товары, ввозимые сегодня на территорию РФ и других стран ЕАЭС, по своему функциональному назначению уже не вписываются в установленные законом рамки. В итоге продукция классифицируется (и сертифицируется) для использования в одной области, а реально применяется совсем в другой. В рамках оптимизации товарно-экономической деятельности стран ЕАЭС предпринято несколько решительных шагов для актуализации процедуры оценки соответствия и сертификации. Так, классификация продукции все чаще опирается и на товарную номенклатуру ТН ВЭД, а не только на стандарты ОКП.
В целом же механизм проверки на соответствие требованиям государственной системы стандартизации остался прежним. Сертификат ГОСТ Р можно оформить:
Заявителем может выступать непосредственно производитель или официальный дилер бренда (поставщик), представляющий интересы производителя на территории стран Евразийского экономического союза.
Когда нужна обязательная сертификация соответствия ГОСТ Р
Классификация продукции выполняется в соответствии с ОКП и ТН ВЭД. При необходимости можно свериться со списком кодов, чтобы удостовериться, что товар подлежит обязательной сертификации в системе ГОСТ Р. В данном случае законным основанием для процедуры выступает постановление Правительства № 982.
Существует несколько ситуаций, в которых процедура оформления сертификата ГОСТ Р является обязательной:
Кроме этого, официальное подтверждение соответствия стандартам ГОСТ Р в значительной мере повышает конкурентоспособность товаров.
Схема сертификации и сроки действия документа
Эти два понятия связаны напрямую. Схема сертификации ГОСТ Р зависит от условий производства и поставки. Всего существует 10 вариантов, а на данный момент наиболее распространены схемы: 1–3, 3а, 4–9, 9а – 10а. Сроки действия варьируются от 3 лет до неограниченного периода. Выбор схемы – задача экспертного специалиста, который после оценки условий производства определяет характер необходимых лабораторных испытаний для типовых образцов продукции.
Список документов
Для сертификации на соответствие стандартам ГОСТ Р производителю или поставщику потребуются следующие документы:
Из необязательных документов, которые лучше предоставить при их наличии, можно выделить сертификат соответствия на СМК (ISO 9001).
Профессиональная помощь
Система сертификации – это не только процедуры, законы, постановления и методы оценки соответствия стандартам. Эта область охватывает и аккредитованные организации, которые уполномочены осуществлять деятельность по экспертизе и оформлению разрешающих документов. К системе относятся и коммерческие компании, предлагающие услуги в сфере консалтинга, подготовки и проведения лабораторных исследований. В большинстве случаев рациональнее обратиться к таким специалистам, чем самостоятельно проходить процедуру сертификации. Так вы экономите время и получаете гарантию положительного исхода.