Что такое государственная аптека

Государственные, муниципальные и частные аптеки — в чём разница

Современные аптеки бывают государственными, муниципальными или частными — в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы.

Организационно-правовая форма является комплексом норм, которые определяют условия, способы и характер отношений между собственниками компании, отношений организации и других субъектов, в том числе органов власти.

При классификации аптек по формам собственности нужно использовать ст. 212 Гражданского Кодекса, которая определяет следующие виды принадлежности:

Нельзя сказать, что какая-то из них лучше другой по всем параметрам. Каждая имеет свои недостатки и достоинства. Рассмотрим более подробно существующие формы аптек и их отличия.

Что такое государственная аптека. Смотреть фото Что такое государственная аптека. Смотреть картинку Что такое государственная аптека. Картинка про Что такое государственная аптека. Фото Что такое государственная аптека

Государственные аптеки

Государственные аптеки, как и любые другие принадлежащие государству унитарные предприятия, относятся к коммерческим юридическим лицам. Это значит, что их деятельность направлена на извлечение прибыли, которая поступает в пользу государства и на покрытие собственных расходов.

Помимо отпуска лекарственных препаратов, они участвуют в реализации льготных программ, предоставляя льготное обеспечение определённым категориям граждан из федерального бюджета. В этом случае посетители аптечной организации при предоставлении рецепта получают препараты бесплатно или со скидкой 50%.

Некоторые государственные аптеки, помимо отпуска готовых препаратов, заняты изготовлением экстемпоральных лекарственных форм по индивидуальным рецептам для отдельных покупателей или лечебно-профилактических учреждений. Частные аптеки обычно не занимаются изготовлением препаратов, так как оборудование лаборатории требует серьёзных финансовых вложений, которые вряд ли быстро окупятся.

Муниципальные аптеки

Аптека этого вида относится к муниципальному унитарному предприятию. Это коммерческая организация, которая использует муниципальную собственность на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса РФ. Извлеченная прибыль направляется на покрытие расходов аптеки и в бюджет соответствующего муниципалитета.

Муниципальные унитарные аптеки чаще всего создаются местным самоуправлением в локальных образованиях. Например, их часто организуют для работы в малонаселенных сельских районах или деревнях, население которых обладает ограниченной платежеспособностью, нуждается в выдаче льготных лекарственных препаратов.

Как и государственные аптеки, муниципальные могут иметь свои рецептурно-производственные отделы для изготовления лекарственных препаратов по индивидуальным рецептам.

Основная разница между ними заключается в учредителях и источниках финансирования. Однако с каждым годом таких организаций становится все меньше, большую долю рынка занимают частные аптеки.

Частная аптека

Частная аптека — защищенная законом форма собственности, при которой организация принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые действуют в собственных интересах с целью извлечения прибыли.

Частные организации имеют свои особенности. Например, они могут более свободно определять ассортиментную политику и устанавливать цены, выбирать поставщиков и так далее. Сейчас именно они занимают большую долю аптечного рынка, обслуживая основной поток покупателей. Многие такие организации представлены городскими или федеральными сетями, включающими десятки и сотни точек по всей России.

Частные, государственные или муниципальные аптеки — независимо от формы собственности — должны строго соблюдать требования лицензирования.

Источник

«Сфера продажи медикаментов должна регулироваться рыночными методами»

Сейчас в обществе разгорелись жаркие споры по поводу создания государственных аптек, есть разные точки зрения на этот счёт. А причиной тому послужил некоторый рост цен на лекарства.

На данный момент ситуация на фармацевтическом рынке колеблется, как, собственно, и уровень цен. Эксперты отмечают как значительные подорожания на ассортимент, так и вовсе незаметные.

Я, проанализировав большое количество публикаций в СМИ и точек зрения экспертов, решил высказать своё видение на проблему фармацевтического рынка.

Моё мнение, прежде всего, основано на защите рыночных механизмов, которые мы с таким трудом создавали и которые могут быть разрушены созданием сети государственных аптек. Теперь обо всём по порядку.

Такие меры принимаются для контроля над движением лекарственных средств, а также для невозможности их подделки.

Вышеназванные меры призваны, в том числе, остановить рост цен и спекулятивные настроения на рынке, что, в целом, должно позитивно отразиться на экономической ситуации в Российской Федерации.

Речь идёт о создании в России государственной аптечной сети, которая будет обеспечивать население доступными лекарствами, в том числе низкого ценового сегмента, а также сильнодействующими обезболивающими препаратами.

Надо сказать, я полностью согласен с озабоченностью нашего президента. Вне всякого сомнения, резкое подорожание лекарств заставило задуматься о внедрении дополнительных инструментов для обеспечения населения доступными медикаментами.

В числе возможных мер: создание государственной аптечной сети, ограничение закупок лекарств за рубежом, разрешение параллельного импорта и изменение подхода к регулированию наценки на жизненно важные препараты.

Но вопрос в другом: помогут ли эти инициативы сдержать рост цен?

Создание сети государственных аптек потребует больших затрат и приведет к неудобствам для населения.

Такое мнение высказала вице-премьер Ольга Голодец Что такое государственная аптека. Смотреть фото Что такое государственная аптека. Смотреть картинку Что такое государственная аптека. Картинка про Что такое государственная аптека. Фото Что такое государственная аптекав интервью СМИ. По ее словам, в правительстве России еще не сформирована позиция относительно целесообразности создания государственных и муниципальных аптечных сетей. Самые большие «за» и «против» по экономике вопроса. Она отметила, что создание подобных сетей приведет к неудобствам для населения, так как «люди привыкли к определенным аптекам, привыкли ходить туда, куда им удобно».

Здесь трудно не согласится с вице-премьером, действительно людям будет не совсем удобно искать государственную аптеку, когда они привыкли к шаговой доступности. А потом государственная аптека – не значит дешево, учитывая дороговизну создания сети.

Опрошенные СМИ эксперты неоднозначно относятся к идее появления в России государственных аптек. Большинство из них считают, что подобный ход не приведет к снижению цен на лекарственные препараты, но поможет более дешевым медикаментам вновь оказаться на полках.

По словам экспертов, аптека является последним звеном в товарной цепи, и при появлении государственной структуры, наряду с частными, рыночные механизмы продолжат также работать, никто из производителей не будет снижать цены для госаптек в два раза.

На сегодняшний день во многих регионах России и у нас в Саратовской области уже работают бюджетные аптечные сети. Однако это не мешает коммерческим аптекам выставлять цены на лекарства ниже, чем в государственных. Сетевые аптеки могут получать более выгодные условия от поставщиков за счет больших объемов, снижать цену на отдельные позиции, чтобы привлечь покупателей и так далее.

Государственные аптеки вряд ли смогут остановить исчезновение с рынка дешевых препаратов. Невозможность индексировать наценку на медикаменты из списка жизненно важных вслед за увеличением их себестоимости заставляет фармкомпании отказываться от их производства, а сети поднимать цены на другие лекарства, чтобы компенсировать потерю прибыли.

Если государство будет искусственно ограничивать цены в своей сети, то эта сеть в итоге станет убыточной и ее содержание ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет.

Это же понятный каждому студенту закон экономики. По моему мнению, возможно в настоящей ситуации более целесообразно не создавать дополнительные государственные аптеки, а наоборот, отдавать их функции коммерческим предприятиям.

Для каждой из этих групп в каждом регионе устанавливается своя предельная оптовая и розничная наценка, размер которой определяется Комитетом по тарифам региона и ежегодно в случае необходимости пересматривается.

А нужна возможность установления дифференцированной наценки торговой сети. То есть для каждой категории лекарственных средств определяется разная для всей аптечной сети наценка.

Это позволяет в зависимости от сезона изменять наценку на ту или иную фармгруппу, оперативно реагируя на увеличение или снижение спроса.

А вообще рост цен на лекарства зависит на 70% от производителей.

Цены на закупаемые (в том числе по импорту) сырье, вспомогательные материалы, фармацевтические субстанции за минувший год резко подскочили и продолжают расти. Из-за курсовой разницы валют увеличились и накладные расходы.

В результате на многих отечественных фармпредприятиях сложилась ситуация, когда выпуск недорогих препаратов (в том числе из перечня ЖНВЛП) стал убыточным.

Bо многом возникший ценовой всплеск является прямым следствием зависимости российского фармрынка от западного.

Наша фармацевтическая промышленность отстала от зарубежных конкурентов на 20–25 лет. 90% нашего лекарственного рынка — это импорт.

Например, доля ГЛС российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам ноября 2014 г. составила 24% в стоимостном выражении и 55% в натуральном. Соответственно лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка – 76% по итогам месяца, и составляли 45% в натуральном объеме рынка.

Что такое государственная аптека. Смотреть фото Что такое государственная аптека. Смотреть картинку Что такое государственная аптека. Картинка про Что такое государственная аптека. Фото Что такое государственная аптека

И даже отечественные препараты делаются в основном из иностранного сырья.

Поэтому я считаю не в аптеках проблема, а в развитии производств.

Необходимо создавать собственную систему производства лекарств, охватывающую весь цикл, в том числе разработку и производство субстанций, с помощью мер налогового стимулирования, реализации на практике принципов частно-государственного партнерства, создания и внедрения механизмов, обеспечивающих связь науки и производства.

Государственные аптеки нужны в тех регионах и в тех городах, где плохо развита коммерческая сеть аптек, считает депутат Государственной думы, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.

Я абсолютно солидарен с ней в данном вопросе. И наоборот, где сети коммерческих аптек присутствуют, а как мы знаем у нас в регионе их добрый десяток, здесь необходимы другие подходы.

Прежде всего, сфера продажи медикаментов должна регулироваться рыночными методами. Вместо того, чтобы дать возможность рынку правильно среагировать на кризис, мы придумываем вещи, которые вообще не вписываются в рыночную экономику.

Цены на лекарства в России успешно регулирует рынок. 90 % населения страны уже привыкли покупать лекарства там, где дешевле. Для этого есть все условия.

Цены на лекарства вне рынка, то есть в сегменте государственных закупок для государственных нужд, совсем другое дело, как и всё «внутри бюрократического круга»: загадочно, непрозрачно и не поддается анализу.

Но есть и другие мнения, с которыми лично я не согласен.

Например, известный доктор Леонид Рошаль заявил: «Я считаю, что давно пора было создать в России сеть госаптек, поскольку сегодня в аптечной сети творится безобразие. И вообще, аптеки нельзя было передавать в коммерческие руки. Это проблема госбезопасности и того, как государство удовлетворяет основные потребности населения». Вот такая государственная позиция простого «детского доктора”, по простому вопросу государственной важности. Почему-то известный доктор не обращает внимание на то, как обстоит дело с аптеками у наших партнёров в мире. А между тем, у них есть чему поучиться.

В Германии зарегистрировано 21,5 тысяч аптек, каждая из которых обслуживает около 4 тыс. человек. Все аптеки являются частными. Там даже никому и в голову не приходят другие варианты. Все аптеки Германии работают по графику. Круглосуточных аптек в Германии нет. Воскресенье – выходной. Ночью и в воскресенье работают только дежурные аптеки, список которых вывешивается при входе.

У нас в России аптек значительно больше. Куда же ещё мы хотим создавать? «Низкое качество фармацевтической помощи – следствие избытка российских аптечных сетей», – заявила руководитель Минздрава России Вероника Скворцова на заседании Правительства осенью прошлого года.

Что такое государственная аптека. Смотреть фото Что такое государственная аптека. Смотреть картинку Что такое государственная аптека. Картинка про Что такое государственная аптека. Фото Что такое государственная аптека«В России не только нет дефицита аптечных организаций, но и отмечается превышение их оптимального количества. В сочетании с невысокой платежеспособностью населения это приводит к низкой рентабельности деятельности аптек», – отметила министр.

По ее словам, такая ситуация также приводит к демпингу цен на лекарства в аптечных сетях.

Эти слова как нельзя лучше демонстрируют то, что у нас сам рынок прекрасно регулирует цены.

В связи с этим хочется добавить, что государство должно поддержать те сети аптек, которые стараются сохранить все функции, присущие аптеке в интересах потребителя.

Сегодня существует проблема доступности обезболивающих для онкобольных из-за того, что коммерческие аптеки не хотят торговать сильнодействующими наркотическими препаратами по причине завышенных требований.

И очень радует, что с 1 июля 2015 года вступает в силу принятый закон, который существенно облегчит доступ к сильным обезболивающим, и снимет ряд необоснованных требований, а как следствие поможет облегчить состояние больных.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АПТЕКИ: АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА ИЛИ УТОПИЯ?

В конце февраля в СМИ появилась информация о поручении Президента РФ Правительству РФ рассмотреть вместе с региональными властями вопрос о целесообразности создания государственных (муниципальных) аптек для обеспечения доступности лекарств для граждан, в основном, недорогих препаратов и сильных обезболивающих средств.

Предновогоднее падение рубля по отношению к доллару и евро привело к значительному росту цен на лекарства. Жители разных городов России жалуются, что с начала января 2015 г. не могут приобрести в аптеках привычные лекарства. Где–то они слишком дороги, где-то их и вовсе нет. Сотрудники аптек рассказывают, что декабрь стал для них «сумасшедшим» месяцем, когда покупатели сметали с полок все, чем возможно было запастись впрок, хотя к лекарствам такой подход слабо применим. ФАС получило с начала года особенно много обращений от граждан с жалобами на рост цен, в том числе и на лекарственные средства.

И вот появляется поручение Президента государства о создании сети государственных аптек. Цель, безусловно, благая — таким образом поддержать граждан в экономический кризис. Если от каких-то продуктов отказаться можно, то от лекарств, особенно имея хроническое заболевание, невозможно. Люди отдадут за здоровье последнее.

Наверняка, чиновники уже продумывают, как исполнить поручение и какие механизмы поддержки государственных аптек разработать. 15 апреля они обязаны будут отчитаться перед Президентом. А тем временем участники российского фармацевтического рынка недоумевают, как воплотить в жизнь эту инициативу.

Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев, выступая на заседании по антикризисным мерам в фармотрасли на площадке РСПП, отметил, что в немногих сохранившихся сегодня в нашей стране государственных аптеках подчас цены на лекарственные препараты оказываются выше, чем в коммерческих аптеках.

«Государство во многих отраслях показало себя как не самого удачного менеджера, — сказал В.А. Дмитриев. — Наверное, сейчас не самое лучшее время, чтобы сосредотачивать силы на создании некой новой структуры, которая потребует финансирования, кадров, ресурсов». Глава АРФП убежден, что если государство хочет попытаться через аптеки удержать или снизить цены, надо смотреть на аптеку как на социальное учреждение, учреждение здравоохранения, а не как на предприятие торговли со всеми налогами, фискальными сборами, арендной платой.

«Если не решить эти вопросы, не очень понятно, за счет чего государство собирается в государственных аптеках снижать цены. Аптека — это конечный пункт в товаропроводящей цепи. Основная цена на товар формируется у производителя. И только из-за того, что это государственная структура, никто ей в два раза дешевле товар отпускать не будет», — уверен В.А. Дмитриев. Непонятно, что в итоге должно быть достигнуто — создание условий, при которых лекарства будут доступны населению в труднодоступных сельских районах или же будет создана некая параллельная цепь поставок?

Член Президиума РАМН, президент Национальной инновационно–технологической палаты, президент Ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий Сергей Колесников отмечает, что делать аптеки государственными, конечно, можно и это даже хорошо, ведь они будут заниматься наркосодержащими лекарственными препаратами (а коммерческие аптеки этого не любят делать), Перечнем ЖНВЛП, и держать низкие цены, но… На что они будут жить, что будет с оборотом, прибылью? Необходимо ответить в таком случае на вопросы, кто должен содержать эти аптеки? Заложены ли в бюджете деньги на эти цели? Или средства будут изымать из системы ОМС? Для реализации поручения президента должен быть разработан определенный механизм.

«Я слушаю наших руководителей и делаю вывод, что они не понимают, что такое рынок лекарств. Они заявляют, что будут сдерживать цены. Но лекарств тогда не будет на рынке. Давать дотации? Но денег на это нет. За каждым подобным предложением должно быть экспертное решение, — не сомневается С.И. Колесников. — Если президент сказал о создании государственных аптек, он должен был бы добавить, что выделяет такую-то сумму на эти цели, а также на поддержание определенного уровня лекарственного обеспечения, обязал бы губернаторов выделить деньги». Он добавил, что пока не видит смысла в подобной инициативе.

А вот исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина уверена, что механизмы поддержки государственных аптек и возможности сократить расходы государства, а также поддержать людей, которые социально не защищены, сегодня есть.

К сожалению, сегодня те немногие оставшиеся в регионах ГУПы и МУПы не имеют никаких привилегий со стороны государства, но продолжают обеспечивать население наркотическими лекарственными препаратами, участвуют в системе льготного лекарственного обеспечения и имеют рецептурно-производственные отделы.

«У нас частные аптеки этими функциями не занимаются, как правило, в силу их высокой себестоимости. Этим занимаются только государственные аптеки. Могут ли они сегодня держать низкие цены? Конечно, нет. Чтобы обеспечивать социально значимые функции, аптекам приходится работать с высокой наценкой», — отметила Е.В. Неволина.

От аптек с государственной или муниципальной формами собственности власти давно избавляются по всей стране, продавая по невысоким ценам как непрофильные активы. Глава «Аптечной гильдии» напомнила, что редко когда в регионах ГУПы и МУПы имеют свои помещения в хозсобственности, а в ряде случае и такого нет. Они также на общей основе через конкурсы и аукционы продлевают свою аренду и платят за нее. Только при условии поддержки со стороны государства можно будет сделать такие аптеки социально направленными и обязать их держать дешевые лекарства, работать с низкой наценкой.

Е.В. Неволина предлагает следующие механизмы поддержки аптек социальной направленности: «Например, МУПы и ГУПы обеспечивают пациентов наркотическими лекарствами. Государство может взять на себя расходы по обеспечению этого помещения средствами охраны. За свой счет может сделать, это ведь его собственность. Что касается охранных мероприятий, тоже государство может дать преференцию, обязав МВД сделать специальные расценки, которые ниже сегодняшних. Передать помещение в хозяйственное ведение. Льготное кредитование предоставлять аптечным организациям, чтобы не было дефектуры, чтобы аптеки могли закупать лекарства по выгодным ценам. В случае наркотиков вообще можно сделать государственную систему закупок таких препаратов, чтобы заключить долгосрочный договор поставки с предприятием-производителем наркотических препаратов. Можно вообще сделать так, чтобы аптека не зависела от наценок. Если речь идет о муниципальной аптеке, деньги на поддержку должны выделять местные власти, а если о государственной, то это централизованное выделение средств».

Остается посмотреть, как будет решен этот вопрос и будет ли признано целесообразным вновь создать то, что годами разрушалось, или хотя бы сохранить оставшиеся еще в регионах аптеки.

Прокомментировала глава «Аптечной гильдии» и требование Президента РФ ввести мониторинг розничных цен на лекарства. «Что касается мониторинга цен на ЖНВЛП, они уже отслеживаются по всей товаропроводящей цепочке. Что касается остальных лекарственных препаратов, то отследить их будет сложно, потому что розничная торговля живет по законам рынка. Производители и поставщики заключают маркетинговые договоры, которые подразумевают доплату за объемы и за место на аптечной полке. Это утопия — отследить цены», — сказала Елена Викторовна. Она напомнила, что «одно дело, если превышена цена на ЖНВЛП, а другое — на не включенные в Перечень препараты. Здесь полномочий контролировать цены ни у кого нет. Это рынок. Можно рассуждать, обоснованно или нет повышены цены на лекарства, но сделать физически ничего невозможно. Просто аптеки не должны заниматься только погоней за прибылью, но еще и осознавать, что у них есть определенная социальная ответственность перед обществом».

Другое дело — отслеживать динамику цен на лекарства. Е.В. Неволина сообщила МА, что Национальная Фармацевтическая палата, исполнительным директором которой она является, уже заключила с Росздравнадзором соглашение. В рамках информационного взаимодействия НФП направляет ведомству данные оперативного мониторинга динамики цен на лекарственные препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП и не входящие в него. В мониторинге задействованы 36 регионов, отслеживаются аптечные цены. Договор подписали врио руководителя Росздравнадзора М.А. Мурашко и президент НФП А.Д. Апазов.

Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения предписала руководителям учреждений здравоохранения еженедельно, начиная с 20 февраля этого года, предоставлять сведения о динамике цен на медицинские изделия, закупаемые за счет бюджетов всех уровней. Еженедельный мониторинг осуществляется в рамках мер по сдерживанию цен на лекарственные препараты и медицинские изделия.

В середине апреля мы узнаем, как будет исполнено поручение Президента страны, и станут ли предложенные региональными властями меры именно мерами поддержки и населения, и аптек в кризисный период.

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ — ЦЕНЫ НА ЖНВЛП

На Росздравнадзор возложено проведение мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) в стационарных лечебно–профилактических и аптечных учреждениях, порядок проведения которого определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.05.09 № 277н «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛП».

В ответ на обращение МА с просьбой рассказать о механизме отслеживания цен врио руководителя Росздравнадзора М.А. Мурашко отметил, что информация собирается только по Перечню ЖНВЛП, который ежегодно утверждается Правительством РФ, по упаковкам ЖНВЛП, цены на которые были внесены в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП.

В рамках указанного мониторинга в амбулаторном сегменте отслеживается:

В госпитальном сегменте отслеживается динамика закупочных цен, а также цен на ЖНВЛП зарубежного и отечественного производства.

Общее число респондентов на март 2015 г. составляет 6911, в т.ч. респондентов в амбулаторном сегменте — 4913.

Представленная респондентами информация используется для анализа ситуации на фармацевтическом рынке и подготовки ежемесячных докладов в Правительство РФ, полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, руководителям органов государственной власти субъектов РФ для отслеживания ситуации по ценообразованию на фармацевтическом рынке региона и принятия соответствующих управленческих решений.

Также результаты мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛП ежемесячно размещаются в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в разделе «Лекарственные средства».

В ведомстве добавили, что в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *