Что такое государственная дума в истории
Государственная дума Российской империи
Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.
Содержание
История
До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.
Партия | I Дума | II Дума | III Дума | IV Дума |
---|---|---|---|---|
РСДРП | (10) | 65 | 19 | 14 |
Эсеры | — | 37 | — | — |
Народные социалисты | — | 16 | — | — |
Трудовики | 107 (97) [5] | 104 | 13 | 10 |
Прогрессивная партия | 60 | — | 28 | 48 |
Кадеты | 161 | 98 | 54 | 59 |
Автономисты | 70 | 76 | 26 | 21 |
Октябристы | 13 | 54 | 154 | 98 |
Националисты | — | — | 97 | 120 |
Правые | — | — | 50 | 65 |
Беспартийные | 100 | 50 | — | 7 |
Всего | 511 | 500 | 441 | 442 |
Количество фракций при роспуске Думы | 6 | 10 | 11-12 | 11-16 |
I созыв
Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г.
Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвёртой — четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.
Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.
Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (в присутствии Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя — князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).
Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.
13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился ещё более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.
8 июня 1906 года с думской трибуны выступил депутат от Партии демократических реформ князь С. Д. Урусов. Лондонская газета «Стандарт» в тот же день написала: «Речь князя Урусова фактически явилась историческим моментом, с начала до конца была саркастическим обвинением того, что известно под именем «треповского режима». Выступив с трибуны Государственной Думы, Сергей Дмитриевич сделал вывод о том, что дальнейшее развитие государственной жизни зависит не только от позиции правительства Горемыкина (по думскому регламенту он не имел права упоминать самого царя), но и от действия закулисных «темных сил». Явно намекая на Трепова, он закончил свою речь фразой, мгновенно ставшей знаменитой: «На судьбы страны оказывают влияние люди по воспитанию вахмистры и городовые, а по убеждению погромщики». Эта фраза потонула в громе нескончаемых аплодисментов всего зала заседаний. «Биржевые ведомости» писали, что «более тяжкого поражения, чем речь Урусова, старый режим ещё не получал».
8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.
Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание.
Как прошли выборы в I Государственную думу по России
Подготовка к выборам началась с того, что в январе министерством внутренних дел была разослана инструкция земским начальникам следующего содержания [6]
Были арестованы массами учителя земских школ, фельдшера, крестьяне, пользующиеся уважением среди своих односельчан. Среди арестованных крестьян были уполномоченные от волостных сходов для избрания выборщиков в Государственную думу. Во многих селах пустовали школы, что несомненно вызвало ропот среди крестьян. В Нижнем Новгороде благодаря свирепой реакции, терроризовавшей население, избирательная кампания проходила, настолько вяло, что полиция начала серьёзно опасаться поголовной забастовки. В Гадчинском уезде Полтавской губернии земские начальники выезжали по селам и на сходках объясняли манифест 17 октября 1905 года, призывали всех к порядку. В Курске полиция усердно следила за грамотными крестьянами. Полиция в уездах отбирала газеты и листки привозимые из города. Собрания в 5-6 человек разгонялись. Намеченные кандидаты повсеместно преследовались. В Слободском уезде Вятской губернии действовал циркуляр Дурново. По весям и стогам уезда разъежал сельский писарь и агитировал за партию правого порядка.
В Черниговской губернии против уполномоченных крестьян, резко высказывашихся против проекта Стицинского о крестьянах, было произведено несколько гонений. Везде производились повальные обыски и массовые аресты. Особенно многочисленны аресты были в нежинском уезде. В целом ряде селений производились повальные обыски и аресты. Тюрьма в Нежинском уезде была переполнена: вместо 50 человек на которых она рассчитана, там находилось 120 человек. Репрессии обрушивались на все опасные или неблагонадежные с точки зрения правительства элементы: на организованные группы, решившие принять активное участие в выборах, и на партии и слои населения, бойкотировавшие выборы, и, наконец, на те необъединенные ещё элементы, которые казались правительству ненадежными или подозрительными. Газеты были переполнены жалобами и протестами по поводу производимых властями совместно с черносотенными организациями акциями насилия над избирателями. Предвыборные собрания или вообще не разрешались или разгонялись, как только речи ораторов принимали нежелательный для полиции оборот. Особенно преследовалась партия народной свободы, в то время как правые партии пользовались особым покровительством полиции, и им разрешалось устраивать собрания, митинги, собеседования, распространять во множестве черносотенные воззвания.
Из Тамбова, Ярославля, Одессы и других городах доходили сведения, что собрания членов конституционно-демократической партии не разрешаются, распространение её программ и афиш не разрешается. В Орле, кроме крайних партии, действовали три партии: Союз законности и порядка, Союз 17 октября и конституционные демократы. Последние были фактически лишены возможности проведить агитацию. Тюрьмы были наполнены крестьянами, принявшими кадетскую программу. В Твери чиновникам было предложено 24 февраля или выйти из состава кадетской партии, или подать в отставку. Причину такого распоряжения Хитрово объяснил полученным циркуляром от министра Дурново, воспретившим лицам, состоящим на государственной службе какую либо деятельность в партии Народной свободы. Любопытный документ был получен в первых числах марта Тамбовским комитетом партии народной свободы. Документ: гласил: «От Тамбовского полицмейстера. По распоряжению Его превосходительства Тамбовского генерал-губернатора, имею честь вам объявить, что никакие собрания конституционно-демократической партии им впредь разрешаемы не будут. Тамбовский полицмейстер Старынкевич». Во Владимирской губернии избирательная кампания велась крайне вяло. Административные репрессии в виде массовых арестов и удаление служащих сильно терроризировали население. Крестьяне боялись намечать уполномоченных кандидатов так как кандидаты могли быть арестованы. В селе Дороцком у крестьян отнимались листки. 15 февраля земские начальники Владимирского уезда вызывали к себе всех волостных старшин которым разъясняли, как вести выборные сходы по волостям, при этом приказывали, чтобы сходы были изолированы от постороннего влияния. В железнодорожных мастерских местным начальством был составлен список лиц, имеющих право выбора. Уездным наблюдателям было разослано предписание учителям церковно-приходских школ: «Милостливый Государь, согласно закону 11 декабря вы имеете принять участие в выборах в Государственную думу. Ввиду этого считаю долгом разъяснить:
Обвал потолка в Государственной Думе 2-го марта 1907 года
В Таврический дворец прибыл градоначальник, были вызваны судебные власти и должностные лица. Одним из первых прибыл председатель совета министров П. А. Столыпин, а затем председатель Думы Ф. А. Головин.
Прибывшие депутаты, умеренные и правые, отслужили благодарственное молебствие за избавление депутатов Думы от предстоящей неминуемой гибели. Если бы катастрофа случилась несколькими часами позже, то погибло бы около 300 депутатов.
Заседание было перенесено в круглый зал, находящийся между Екатеринским залом и вестибюлем.
Государственная Дума Российской Империи
Государственная дума Российской империи — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.
Содержание
История
До 1905 г. в Российской Империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.
Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
Партия | I дума | II дума | III дума | IV дума |
---|---|---|---|---|
РСДРП | (10) | 65 | 19 | 14 |
Эсеры | — | 37 | — | — |
Народные социалисты | — | 16 | — | — |
Трудовики | 107 (97) [3] | 104 | 13 | 10 |
Прогрессивная партия | 60 | — | 28 | 48 |
Кадеты | 161 | 98 | 54 | 59 |
Автономисты | 70 | 76 | 26 | 21 |
Октябристы | 13 | 54 | 154 | 98 |
Националисты | — | — | 97 | 120 |
Крайне правые | — | — | 50 | 65 |
Беспартийные | 100 | 50 | — | 7 |
I созыв
Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежала крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.
Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.
Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечания крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.
13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительством и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но еще более разжигает смуту, распустило ее.
Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т.н. Выборгское воззвание.
II созыв
Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).
1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутата в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).
III созыв
Председателями Думы 3-го созыва были: Н.А. Хомяков (октябрист) — с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А.И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М.В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Товарищами председателя — кн. В.М. Волконский (умеренно правый), бар. А.Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С.И. Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем — Иван Созонович (правый).
Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.
Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.
Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.
После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
IV созыв
Выборы в IV Государственную Думу
Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их «бесшумно» и с помощью «нажима» на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить ее сдвиг «влево». В результате правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию.
Законодательная деятельность
По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.
Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко. Товарищами председателя были: кн. Д.Д. Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В.М. Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н.Н. Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А.И. Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С.Т. Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А. Д. Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н. В. Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В. А. Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г., секретарем IV Думы был октябрист И.И. Дмитрюков.
С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству.
IV Государственная дума и Февральская революция
25 февраля 1917 года император Николай II подписал манифест о роспуске Государственной Думы, заседания Государственной Думы были прекращены. Дума, являясь одним из главных центров оппозиции Николаю II, сыграла важную роль в Февральской революции. Из членов думы было сформировано Временное правительство. Перерыв в ее заседаниях, объявленный с 27 февраля по апрель 1917 г. оказался бессрочным. Дума не нашла своего места в послефевральской политической реальности. После свержения монархии она ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы. Именно им и был сформирован первый состав Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и ее Временного комитета.
История Государственной Думы
Государственная Дума в Российской империи
Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
Первая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года
Председатель: Муромцев С. А., Конституционно-демократическая партия
Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч) и не прямым.
Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.
Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».
Вторая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года
Председатель: Головин Ф. А., Конституционно-демократическая партия
Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.
Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.
Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).
Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
Третья Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года
Председатели: Хомяков Н. А. (1907—1910, «Союз 17 октября»), Гучков А. И. (1910—1911, «Союз 17 октября»), Родзянко М. В. (1911—1912, «Союз 17 октября»)
Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.
Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.
Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинам и другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.
Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
Четвертая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года
Председатель: Родзянко М. В., «Союз 17 октября»
Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.
Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.
После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.
6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.
Законодательный процесс в 1917–1991 гг.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.
В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
Государственная Дума в современной России
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва
Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года
Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России
12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не состоялись, в Чеченской республике выборы не проводились. Восемь из 13 избирательных объединений преодолели пятипроцентный барьер, общее число депутатских мандатов, полученное избирательными объединениями и избирательным блоком4), : «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42), Политическое движение «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (37), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).
За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят такие, как объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии и другие.
Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.
Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Принятые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва
Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)» (73), «Отечество — вся Россия» (68), «Союз правых сил» (29), «Объединение „Яблоко“ (20) и «Блок Жириновского» (17).
В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.
Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).
Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.
Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.
На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении семипроцентного барьера (вместо ранее определенного пятипроцентного) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.
В соответствии с принятыми Государственной Думой четвертого созыва изменениями в законодательство размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.
Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38.
Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.
В течение пятого созыва были приняты законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до шести и пяти лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.
Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов. Помимо этого 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.
Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года
Председатель: Нарышкин С. Е., «Единая Россия»
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва состоялись 4 декабря 2011года. Впервые Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошли представители от четырех политических партий – «Единой России» (238), Коммунистической партии Российской Федерации (92), «Справедливой России» (64), ЛДПР – Либерально-демократической партии России (56).
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
К результатам правового регулирования в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер Правительства Российской Федерации – Государственная Дума направила 1 триллион рублей на поддержку банков, также было увеличено страховое покрытие вкладов в 2 раза – до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тысяч рублей.
Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.
Вследствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.
В годы работы Государственной Думы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
Период работы: 5 октября 2016 года — 12 октября 2021 года
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли четыре политические партии: «Единая Россия» (343), Коммунистическая партия Российской Федерации (42), ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (39), «Справедливая Россия» (23).
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали четыре фракции. В Государственной Думе седьмого созыва также работали два депутата, не входящие во фракции.
На пленарном заседании 5 октября 2016 года Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин.
Одним из важнейших этапов в работе депутатов седьмого созыва стало внесение поправок в Конституцию. В окончательном чтении они были приняты 11 марта 2020 года, после чего были вынесены на общероссийское голосование и поддержаны гражданами нашей страны. В последующем Государственной Думой было принято 27 законов в развитие новых норм Конституции.
За период работы созыва увеличилось количество социально значимых законов, которые решают повседневные проблемы людей, касаются вопросов образования, здравоохранения, ЖКХ, взаимодействия граждан с государственными структурами. В среднем количество таких законов составило 21,5 %, в завершающую сессию — 33 %.
Депутаты последовательно занимались поддержкой семьи, материнства и детства. Важным направлением стало решение проблем обманутых дольщиков. Принятые законы позволили исключить финансовые риски для граждан при покупке жилья в строящемся доме. Парламентарии уделяли особое внимание совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Важной задачей седьмого созывы ГД было повышение качества принимаемых инициатив, организовывались широкие парламентские слушания по проблемам обманутых дольщиков, реновации в Москве и др.
Кроме того, были разобраны законодательные завалы, накопившиеся с 1994 года. К концу работы седьмого созыва из них осталось 26 законопроектов — 1,3 % от копившихся более 20 лет законопроектов.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Период работы: 12 октября 2021 года — н/в
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва состоялись 17–19 сентября 2021 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли пять политических партий: «Единая Россия» (324), КПРФ (57), «Справедливая Россия — За правду» (27), ЛДПР (21), «Новые люди» (13). По одному мандату получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Самовыдвиженцы получили 5 мандатов.
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали пять фракций.
«В основе нашей работы должна быть повестка развития страны, достижение национальных целей, реализация Посланий Президента Федеральному Собранию», — отметил Вячеслав Володин.
«Необходимо организовать работу, обеспечив возможности для всех пяти фракций участвовать в обсуждении и принятии законов. Об этом неоднократно говорил наш Президент», — также сказал Председатель ГД.
Другой важной задачей он назвал увеличение количества законов прямого действия — это повысит качество законотворчества.
Также Вячеслав Володин заявил, что депутаты должны развивать диалог по всем вопросам повестки с гражданским обществом, регионами, экспертами, профессиональными союзами, деловым сообществом. Кроме того, по его словам, необходимо выработать предложения с целью повышения ответственности депутатов за взятые обязательства, а также ввести отчеты о работе.