Что такое государственные учреждения описать основные характеристики
Государственные учреждения: особенности функционирования, примеры
В РФ функции федеральной или местной власти реализуют преимущественно государственные и муниципальные учреждения. В качестве их основателей выступают разные органы или МО. Рассмотрим далее подробно государственные учреждения.
Общие сведения
Учреждением считается юрлицо, которое образовано собственником с целью реализации социально-культурных, административных либо других непредпринимательских функций. Оно финансируется создателями частично или полностью. Российские государственные учреждения управленческого типа представлены аппаратами законодательных органов, исполнительными институтами власти, комитетами, отделами, министерствами, подразделениями прокуратуры и проч.
Классификация
Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:
По последнему критерию выделяют:
Нормативная база
Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:
Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.
Бюджетное предприятие
Некоммерческая организация такого типа формируется органами власти РФ. Она может осуществлять различные функции. Так, существуют культурные, административные, научно-технические бюджетные государственные учреждения. Их финансирование осуществляется за счет госсредств или регионального фонда. Например, государственные учреждения города получают деньги из бюджета субъекта РФ. Финансирование осуществляется в соответствии с доходно-расходной сметой. Поступление средств может происходить и из государственного внебюджетного фонда. Порядок их предоставления установлен в ст. 161 БК.
Государственное автономное учреждение
Оно выступает в качестве юрлица, обладающего юридической возможностью от своего имени приобретать и реализовывать неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, представлять свои интересы в суде в качестве ответчика или истца. Оно также может открывать счета в банковских (кредитных) организациях.
Ответственность
Автономное учреждение отвечает по собственным обязательствам своим имуществом, кроме недвижимых объектов и особо ценных движимых предметов. Эти материальные ценности могут закрепляться за предприятием собственником (учредителем) или приобретаться за счет выделенных средств. Владелец имущества не отвечает по обязательствам учреждения. Соответственно, само предприятие не несет ответственности по долгам собственника.
Деятельность
Самостоятельное госпредприятие, выступая как некоммерческая организация, функционирует в соответствии с целями и задачами, установленными в уставе, ФЗ. Деятельность осуществляется путем предоставления услуг или исполнения работ в конкретной сфере. Предприятие может получать доход от своей работы. Прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуется на достижение целей, для которых оно было сформировано. Собственник имущества не может претендовать на получение такого дохода и использовать закрепленное за юрлицом имущество.
Казенные предприятия
Работа этих учреждений регламентируется особыми правилами. Казенным учреждениям не разрешается принимать долевое участие в работе других госпредприятий, образовательных в том числе, приобретать облигации, акции и прочие ценные бумаги, а также получать по ним доходы (проценты, дивиденды). Они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, если она соответствует целям, установленным в учредительной документации. Полученные доходы должны направляться в бюджет РФ. Казенные учреждения не могут участвовать (учреждать) в образовании других юрлиц.
Имущество
Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами. Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.
Устав
Он выступает как основной учредительный документ госпредприятия. В нем должны присутствовать следующие сведения:
Заключение
Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами. В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником. Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.
Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом. Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия. При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.
Государственное учреждение и муниципальное учреждение
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы
Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.
Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.
Сформировать такое учреждение может:
Государственные и муниципальные организации делятся на типы:
Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.
Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений
Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.
Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:
Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.
В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.
Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.
Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность
Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.
Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.
Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.
Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.
Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.
Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство
Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.
Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.
Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.
Отличие бюджетного учреждения от казенного
Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.
Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.
Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения
Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.
Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.
Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.
Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.
В документе фиксируются такие особенности деятельности:
Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения
Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ
Согласно ст.54 ГК РФ:
Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?
В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\’Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\’
Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.
Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.
Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.
С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.
Основные положения об учреждениях
Это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач.
Одной из распространенных форм некоммерческих организаций является учреждение. Порядок его создания и деятельности определен в ст. 123.21 – 123.23 ГК, а также законом «О некоммерческих организациях». Помимо этих норм, статус и виды таких организаций регулируют положения специальных законов.
Понятие и основные особенности учреждения
Общая характеристика, включая понятие учреждения, дана в ст. 123.21 ГК. Однако определение, предусмотренное этой нормой нельзя назвать полным. Чтобы получить исчерпывающее понятие, требуется рассмотреть основные признаки этой организации.
Основные особенности учреждений
Учреждение имеет следующие основные черты:
Учитывая эти признаки, можно сформулировать следующее определение.
Учреждение – это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления.
Правоспособность учреждения
Правоспособность учреждения ограничивается возможностями вести деятельность, соответствующую функциям. Помимо управления и социально-культурной сферы, это может быть образование (многие школы созданы в форме муниципальных учреждений, а ВУЗ представляет государственное учреждение). Другим распространенным примером служат исправительные учреждения.
Правоспособность учреждения тесно связана с необходимостью обслуживания тех или иных потребностей его учредителя. Если говорить о государстве или муниципальных образованиях, то создание таких организаций прямо связано с реализацией тех или иных функций публично-правовых структур. Функция поддержки медицины осуществляется через такое бюджетное учреждение, как больница и поликлиника, а функция общественной безопасности – через исправительные учреждения.
Дополнительным ограничивающим правоспособность фактором является нахождение имущества у таких организаций на праве оперативного управления. Оно требует согласия собственника на совершение сделок.
Учреждениями может извлекаться материальная выгода. Однако она должна иметь источники, которым соответствует тип деятельности. Примером служат образовательные учреждения, которые могут оказывать платные услуги по обучению.
Виды учреждений
Согласно классификации, предусмотренной ГК РФ, среди таких организаций выделаются:
Критерием разделения является статус учредителя (собственника переданного имущества). К первым принадлежат любые частные лица, а ко вторым и третьим публично-правовые образования.
Особенности частных учреждений
Этот тип организаций не имеет каких-либо больших особенностей, отличающих его от общих положений об учреждении. Оно создается в целях реализации социально-культурных функций. Примером может быть такой вид учреждения как частная картинная галерея или музей.
Требования к числу участников также дублируют общие положения и не допускают более 1-го учредителя.
Частное учреждение функционирует на средства собственника полностью или частично. Первый вариант предусмотрен при отсутствии собственных доходов, а второй при наличии приносящей выгоду деятельности.
Если у собственника возникнет необходимость привлечь в частное учреждение дополнительные ресурсы, он может преобразовать его в другой тип некоммерческой организации (АНО или фонд).
Особенности учреждений, создаваемых публично-правовыми образованиями
Такие виды учреждений, как муниципальные или государственные создаются решениями уполномоченных органов власти. Нормами ГК, помимо категории «вид учреждения», устанавливает понятие «тип муниципального или государственного учреждения». Ч. 1, ст. 123.22 ГК перечисляет их. Согласно этой норме муниципальное или государственное учреждение может иметь следующий тип:
Казенные учреждения
Определение казенного учреждения дает бюджетное законодательство. Ст. 6 БК понимают под ним организацию, оказывающее государственные или муниципальные услуги, либо исполнение соответствующих функций в целях, связанных с реализацией полномочий публично-правового образования, имеющее бюджетное финансирование.
Бюджетные учреждения
Бюджетные учреждения описаны в ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях». Ими признаются юрлица, создаваемые публично-правовыми субъектами для реализации полномочий в сферах науки, образования и культуры, а также здравоохранения, соцзащиты, спорта, занятости граждан и в иных сферах, действующие на основании государственных или муниципальных заданий, с правом оказания платных услуг сверх них.
Они не вправе распоряжаться недвижимостью и полученным за счет собственника ценным имуществом. Однако, если последнее приобретено на собственные доходы, то оно может быть реализовано.
Автономные учреждения
Этот тип урегулирован законом «Об автономных учреждениях». Положения ст. 2 и 3 этого документа позволяют определить его следующим образом. Автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная публично-правовым субъектом для реализации своих функций в различных сферах, обладающая правом распоряжаться переданным имуществом, за исключением недвижимых вещей и ценных движимых предметов.
Правоспособность автономного учреждения предполагает совершение сделок с имуществом собственника. В качестве ограничений выступает недвижимость и ценные предметы. В качестве примера последних можно указать предметы искусства или другие раритеты.
Особенности ответственности учреждений
Если речь идет о частном учреждении, то положения закона ограничивают его ответственность теми денежными средствами, которые находятся в кассе или на счетах. Однако их может оказаться недостаточно. В этом случае, кредитор вправе привлечь собственника, на которого распространяется материальная субсидиарная ответственность по таким обязательствам.
Положения, касающиеся казенных учреждений, предполагают аналогичные правила. В случае недостаточности денежных средств, материальная субсидиарная ответственность возлагается на собственника. При этом, ее несут РФ, субъект РФ, либо муниципальное образование, а не орган осуществляющий полномочия учредителя (создатели).
Ответственность бюджетного учреждения распространяется не только на денежные средства, но и на все находящееся на праве оперативного управления имущество.
Положения ст. 123.22 ГК вводят запрет на обращение взыскания на особо ценное движимое имущество, переданное решениями участников, а также на недвижимость, вне зависимости от способов его приобретения.
Материальная субсидиарная ответственность участников при недостаточности имущества бюджетных учреждений возможна только в случает причинения вреда гражданам. Ее также несут публично-правовые образования.
Претензии кредиторов автономных учреждений можно удовлетворять за счет переданного ему имущества. Если недвижимость или ценные движимые вещи были получены от участников, либо куплены на средства учредителя, на них не обращается взыскание. Материальная субсидиарная ответственность собственника возможна в случаях причинения вреда гражданам.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Частное учреждение
Особенность оказания услуг частным учреждением своему учредителю Построение договорных отношений
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении гражданско-правового договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Надо иметь в виду, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). Однако в некоторых случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Если в договоре отсутствует такое условие, то он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. При этом окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
ГК РФ предусмотрены различные виды гражданско-правовых договоров. К ним относятся договоры подряда, договоры аренды, договоры возмездного оказания услуг и другие.
В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 208 НК РФ выплаты по договорам гражданско-правового характера признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом налог удерживается по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
На основании п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам, признаются объектом обложения единым социальным налогом (ЕСН). Однако в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, согласно п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу по договору гражданско-правового характера или авторскому договору, не включается.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). На это указывает абз. 3 п. 1 ст. 236 НК РФ.
Не признаются объектом обложения ЕСН суммы, выплаченные по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации-страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Не признаются объектом обложения страховыми взносами суммы, выплаченные по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Гражданско-правовым договором может быть установлена уплата страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная возможность предусмотрена п. 1 ст. 5 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В связи с этим взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организации следует начислять по ставкам, применяемым ею для штатных сотрудников по трудовым договорам.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения согласно ст. 20 НК РФ признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
— одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
— лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Если в ходе проверки правильности применения цен по гражданско-правовому договору между организацией и учредителем этой организации окажется, что цена, указанная в этом договоре, более чем на 20% отклоняется от рыночной цены на идентичные (однородные) товары, работы или услуги, налоговый орган может доначислить налоги и пени исходя из рыночной цены и оштрафовать организацию (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Следует иметь в виду, что указанное правило распространяется на любые налоги, исчисление которых зависит от применяемых организацией-налогоплательщиком цен, а именно на налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другое.
Данное положение подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2009 по делу N А82-8508/2008-20, ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2009 по делу N А11-10401/2008-К2-18/524.
Таким образом, при заключении договора гражданско-правового характера с учредителем организации необходимо правильно оформить договор, то есть так, чтобы цена в договоре не отклонялась от рыночной более чем на 20%.