Что такое государственный материальный резерв
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ
«О государственном материальном резерве»
С изменениями и дополнениями от:
17 марта 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 декабря 2001 г., 24, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г., 30 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 28 декабря 2013 г., 5 апреля 2016 г., 27 декабря 2019 г.
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года
Информация об изменениях:
Президент Российской Федерации
29 декабря 1994 года
Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в этой области.
Под государственным резервом понимается особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для использования в целях обеспечения мобилизационных нужд РФ и первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, предприятиям, учреждениям, организациям и субъектам РФ, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва РФ. Финансирование расходов на ее содержание и развитие осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и их заимствования. Запасы резерва являются федеральной собственностью.
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Рассмотрены вопросы поставок материальных ценностей в государственный резерв и их выпуска из государственного резерва, размещения резерва.
За нарушение порядка операций с материальными ценностями государственного резерва предусматривается имущественная ответственность. Определены размеры штрафов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 17 января 1995 г. N 11-12, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г. N 1 ст. 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 511-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 415-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 405-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
Действие статьи 8 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ названное изменение исключено. Действие данного изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 27-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Государственный материальный резерв
Открой содержание статьи
Понятие государственного материального резерва и принципы формирования, финансирования, хранения и использования.
Понятие государственного материального резерва
Государственный материальный резерв — это одна из составляющих системы национальной безопасности, он выполняет роль важнейшего института национального значения. В системе госрезерва хранятся сотни наименований стратегически важных товаров, которые могут быть востребованы в случае войны, природных и техногенных катастроф, а также экономических кризисов. Заказчиками номенклатуры являются российские федеральные ведомства, они определяют, что и в каком количестве потребуется для решения тех или иных задач.
Создаются государственные материальные резервы на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном и ведомственном, решение об их использовании принимается соответствующим исполнительным органом власти.
Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» определяется, что ресурсы госрезерва предназначены для обеспечения мобилизационных нужд РФ, а также неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке, предоставления гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок.
Состав государственного материального резерва
В соответствии с российским законодательством государственный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, который составляет имущество казны РФ. Большая часть годового оборота приходится на продовольственные товары (зерно, молочные продукты, растительные масла, консервы) — это те товары, которые необходимо обновлять раз в 1 — 2 года. Запасы нефтепродуктов, техники, металлов меняют гораздо реже, а алюминий хранится десятки лет. Раз в несколько лет формируется новая номенклатура товаров системы государственного резерва, анализируется и учитывается опыт ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Так, после аварии на атомной станции «Фукусима-1» в номенклатуру госрезерва были включены средства радиационного мониторинга, а после наводнений на Дальнем Востоке — водоналивные дамбы увеличенной мощности.
Объемы закладываемых товаров не всегда возможно рассчитать в открытом доступе, так как информация по большинству товаров по разным причинам фрагментарна или отсутствует. Информация по товарам массового производства более открыта. Так, известно, что в мире накоплены значительные запасы сырой нефти, коммерческие запасы нефти почти в четыре раза превышают государственные резервы.
Выпуск товаров из системы государственного резерва осуществляется или в чрезвычайных ситуациях (досрочно), или по достижении срока хранения (который всегда устанавливается меньше срока годности). Продукция, выпускаемая в связи с освежением, направляется на реализацию и пользуется на рынке спросом, так как при высоком качестве предлагается со скидкой из-за истекающего срока годности.
Управление резервом
Согласно Указу Президента РФ от 23.11.2016 г., функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, ранее осуществлявшиеся Минэкономразвития России, в целях повышения эффективности управления государственным материальным резервом и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти переданы Росрезерву — агентству, управляющему секретными стратегическими запасами страны. Считается, что такая реорганизация сделает менее затратной и более современной систему мобилизационной подготовки экономики, а также будет способствовать становлению современных институтов.
Формирование материальных ценностей в системе государственного резерва носит межведомственный характер — объемы, номенклатура и основные параметры выстраиваются на основании запросов и требований федеральных органов исполнительной власти (МЧС, Минобороны, Минпромторга, Минэнерго и др.). При этом содержание и развитие государственного резерва являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирование резерва
Проблемой остается необходимость оптимизации средств для системы госрезерва. Так, скудные вложения в ресурсы госрезерва приведут к недовыполнению возложенных на систему функций, а при избыточности резервирования потребуются расходы на аренду дополнительных складских помещений и т.п. Обоснованность вложений в систему госрезерва позволит снизить риски нарушения бесперебойности снабжения необходимыми ресурсами, повысить устойчивость процесса, уменьшить нагрузку на государственный бюджет.
Для сокращения бюджетных затрат в систему госрезерва привлекаются средства из других источников финансирования.
В частности, поставки в целях освежения запасов и замены материальных ценностей госрезерва, осуществляемые ответственными хранителями (отдельными компаниями), финансируются ими самостоятельно. Ответственное хранение уменьшает расходы на резервирование. Других источников финансирования государственного материального резерва в России не существует. Важнейшей проблемой является повышение эффективности формирования и использования государственного материального резерва (актуальная номенклатура, эффективная система управления, контроль за качеством товаров, логистика и др.).
Что такое государственный материальный резерв
О государственном материальном резерве
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие государственного материального резерва
Государственный материальный резерв является особым государственным запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
В состав государственного материального резерва входят запасы материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, предназначенные:
— для обеспечения мобилизационных нужд;
— обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям;
— оказания гуманитарной помощи;
— оказания регулирующего воздействия на рынок.
Статья 2. Термины и определения
В настоящем модельном Законе используются следующие термины и определения:
Статья 3. Единая система государственного материального резерва
Организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, не входят в систему государственного материального резерва и оказывают услуги по хранению и обслуживанию запасов государственного материального резерва на договорной (контрактной) основе.
3. Запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, емкости для хранения запасов государственного материального резерва и другое имущество входящих в систему государственного материального резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного материального резерва, являются государственной собственностью, не подлежат приватизации и включению в конкурсную массу при признании организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, несостоятельными (банкротами).
Емкости организаций (за исключением государственных унитарных предприятий), входящих в систему государственного материального резерва, а также склады организаций, осуществляющих ответственное хранение запасов государственного материального резерва, являются объектами мобилизационного назначения.
5. Управление системой государственного материального резерва относится исключительно к компетенции государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным материальным резервом.
Статья 4. Номенклатура и объемы накопления материальных ценностей
государственного материального резерва
Статья 5. Неснижаемый запас государственного резерва
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти, не осуществляющих
управление государственным материальным резервом, и органов местного
самоуправления в отношении государственного материального резерва
Органы исполнительной власти, не осуществляющие управление государственным материальным резервом, и органы местного самоуправления:
— дают согласие на размещение на подведомственных им территориях вновь создаваемых организаций для хранения материальных ценностей государственного материального резерва;
— оказывают содействие в заключении договоров с расположенными на подведомственных им территориях организациями различных организационно-правовых форм на ответственное хранение и поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв;
— в случае необходимости обращаются в установленном порядке с просьбами о заимствовании материальных ценностей из государственного материального резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный материальный резерв.
Статья 7. Финансирование государственного и мобилизационного
резервов системы государственного материального резерва
Средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием или по другим основаниям, плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва, а также неустойка (штрафы и пени), взимаемая в соответствии с законодательством о государственном материальном резерве, зачисляются в доход государственного бюджета.
Глава 2. Организация поставок материальных ценностей в
государственный материальный резерв и его размещение
Статья 8. Формирование и размещение заказов на поставку
материальных ценностей в государственный материальный резерв
1. Заказы на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв размещаются в организациях различных организационно-правовых форм.
2. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв является государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом.
3. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом:
— формирует предложения к проекту государственного бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного материального резерва;
— осуществляет в соответствии с законодательством государства отбор поставщиков материальных ценностей в государственный материальный резерв;
— заключает в соответствии с законодательством государства с поставщиками материальных ценностей в государственный материальный резерв государственные контракты (договоры);
— обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный материальный резерв в соответствии с государственным контрактом (договором).
4. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, вправе на контрактной (договорной) основе передавать организациям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва.
Статья 9. Размещение государственного материального резерва
1. Запасы материальных ценностей государственного материального резерва размещаются в организациях системы государственного материального резерва и в организациях различных отраслей экономики, осуществляющих ответственное хранение указанных запасов на договорной основе.
3. Организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, обеспечивают своими силами и средствами размещение, хранение, своевременное освежение, замену и выпуск материальных ценностей государственного материального резерва на договорной основе с государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом.
4. Возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, производится за счет средств государственного бюджета государственным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервом, в соответствии с условиями контракта (договора).
Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, принимает решения о перемещении материальных ценностей государственного материального резерва на площади организаций системы государственного материального резерва в случаях реорганизации и (или) ликвидации организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, осуществления процедуры их банкротства или перехода акций (паев, долей в уставном капитале) иностранным инвесторам.
Государственный материальный резерв
Государственный материальный резерв – это особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного материального резерва, за исключением мобилизационного резерва, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным материальным резервов, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного материального резерва Российской Федерации.
Государственный материальный резерв предназначен для:
Структура системы государственного материального резерва и порядок управления государственным материальным резервов определяются Правительством Российской Федерации. Номенклатура материальных ценностей в государственном материальном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год. В составе государственного материального резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения). Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного материального резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и др. операций с ними, в том числе их заимствования, освежения, разбронирования и замены. Заказы на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв размещаются в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются федеральные органы исполнительной власти, имеющие мобилизационные задания.
Запасы материальных ценностей государственного материального резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для его хранения. Размещение и строительство на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций, других объектов системы государственного материального резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть запасов материальных ценностей государственного материального резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
Организации, которым установлены мобилизационные и др. специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами. Возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного материального резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Поставки материальных ценностей в государственный материальный резерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд. Материальные ценности, которые поставляются в государственный материальный резерв и в отношении которых установлены требования обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, должны иметь сертификаты соответствия указанным требованиям на весь срок хранения. Сроки и условия хранения материальных ценностей в государственном материальном резерве устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным материальным резервов с учетом требований государственных стандартов, технических условий, научно-технической документации. Материальные ценности государственного материального резерва в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва осуществляется:
Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Источник: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Cт. 3.