Что такое государство аристотель

23. Идеальное государство Аристотеля

23. Идеальное государство Аристотеля

Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении и выросший именно из этого общения. В начале цепочки он ставит семью, семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.

По определению Аристотеля: «Человек — животное политическое», т. е. он не может жить вне государства, вне общества. Сначала человек создает себе семью, но наилучшим образом его политическая природа реализуется в государстве, которое он понимает как союз свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти.

Аристотель, также как и Платон, искал наилучшую форму совершенного государственного устройства. Лучшим типом государства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Другими словами полития была им названа государством «золотой середины», в нем соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов).

Идея существования среднего класса принадлежит именно Аристотелю, хотя сам он называл средний класс «средним элементом», под которым понимал слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений. В политии этот слой и был у власти. Идеалы «среднего элемента» порождали и задачи законодательной власти — она должна была сохранять мир и давать гражданам досуг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Идеальное государство Платона

18. Идеальное государство Платона Платон (427–347 до н. э.) происходил из знатного афинского рода, был учеником Сократа, после его казни в 399 г. до н. э. покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию, а вернувшись, основал в пригороде Афин в одной

21. Политико-правовые воззрения Аристотеля

21. Политико-правовые воззрения Аристотеля Аристотель (384–322 до н. э.) родился в Стагире, учился и преподавал в Академии Платона, открыл в Афинах свой Ликей, был воспитателем Александра Македонского. Среди его трудов: «Политика», «Этика», «Никомахова этика» («К Никомаху»),

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

Партия и государство

Партия и государство Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты

В. «Земское государство»

В. «Земское государство» Проф. Дьяконов (И. с. С. 298–299), следуя за проф. Сергеевичем, находит наши мнения об основах первобытного государственного союза недоказанными (мы смягчаем термины пр. Дьяконова). Спор идет не о терминах только, т. е. предмете весьма второстепенном, а

18. Российское государство — федеративное государство

18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый

Государство – это Я

Государство – это Я Исторически во многих монархиях источником закона считался монарх, даже если закон вырабатывался коллегиально или социально, в результате серьезного общественного обсуждения. Разумные монархи предпочитали избегать единоличного решения –

Источник

Взгляды Аристотеля на сущность государства

Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель

Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель

Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель

Человек является прирожденным политическим существом и инстинктивно стремится к совместному жительству. Человек по природе стремится к общежитию. Это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а несколько селений образуют государство, как наивысшая форма человеческого общения. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага, ради целей возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, не для торговых операций, а для того, чтобы жить счастливо.

Управление государством должно быть также общим.

Учение «о формах правления»

Поскольку истинная цель государства – общее благо, формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. Правительство тогда хорошо, когда печется об общем благе, плохо тогда, когда заботится о себе.

И те и другие формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству граждан. Отсюда 3 правильных формы правления:

1) Монархия (царство)

Власть одного, при котором имеется ввиду общая польза

Господство немногих, лучших, правящих в общих интересах

Власть большинства, осуществляемая к общему благу

Каждой из правильных форм соответствует извращенная (неправильная):

Власть одного, осуществляемая в его личных интересах

Власть богатых, пренебрегающих интересами бедных

Власть бедного большинства, игнорируя интересы богатых

В 7-8 главах своей книги Аристотель дает очерк совершенного государства. Наилучшее государство – государство, в котором счастливы все его граждане, т.е. интересы государства и граждан здесь совпадают. В отличие от Платона, он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане являются счастливыми.

Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих природно-климатических условиях:

1) Должно быть не слишком большим и не слишком малым; в первом трудно установить порядок; второе – не имеет достаточно средств для существования. Должно быть самодостаточным. Государство должно быть легкообозримым. Это необходимо и для справедливого правосудия и для избрания должностных лиц.

2) Наилучшее государство должно иметь сообщение с морем, что полезно, как для обороны страны, так и для снабжения государства всеми необходимыми продуктами. Аристотель выступает против торговли, как средства обогощения (чтобы государство не было рынком для всех), но непременно должно иметь выход к морю, чтобы осуществлять необходимую оборону и обеспечивать недостающими продуктами.

3) Идеальное государство предполагает благоприятные климатические условия. Климат не слишком холодный, как на севере Европы, но и не слишком жаркий, как в Азии. Холодный климат способствует укрвеплению мужественности, но не содействует развитию разума (интеллектуальному развитию), напротив, жаркий климат способствует развитию разума, но при этом не способствует развитию мужественности. Поэтому северные народы наделены храбростью, но не наделены разумом, а азиатские народы – умны, сообразительны, но не слишком храбры. Греки же соединяют в себе свойства обоих народов. Поэтому если бы они объединились в один союз, они могли бы править миром.

Эллинская народность занимает серединное положение.

Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя в политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели. Хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Занятие земледелием запрещается гражданам. Их исключительное занятие или призвание – служение государству. Служение государству включает:

a. Защиту Отечества

b. Заботу о законодательстве

d. Отправление религиозного культа

Поскольку юным годам принадлежит сила, а зрелым – мудрость, то младшие должны защищать Отечество, а старшие – править. Таким образом, никто не исключается из правления, а все вступают в него по очереди. В молодом возрасте все граждане проходят через военную службу, таким образом, они учатся управляться, чтобы хорошо управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство. Таким образом, все граждане разделяются на следующие сословия:

Что такое государство аристотель. Смотреть фото Что такое государство аристотель. Смотреть картинку Что такое государство аристотель. Картинка про Что такое государство аристотель. Фото Что такое государство аристотель

В него входят граждане, которые утомились за время службы и нуждаются в отдыхе

Необходимо, чтобы граждане были воспитаны в добродетели. Аристотель разработал систему воспитания духовного, нравственного.

Соединение молодых негативно сказывается на деторождении. Поэтому девушкам подходит более всего в 18 летнем возрасте, а мужчинам в 37. При заключении браков в данном возрасте физические силы в самом расцвете у обоих партнеров. Дети слишком молодых родителей – слабые, в основном девушки и низкие. Дети перезрелые – слабые, с умственными проблемами.

Разумно отстранять от ушей и глаз детей все то, что не соответствует достоинству человека, да и вообще исключить сквернословие среди граждан.

Наилучшее государство Аристотеля представляет собой Аристократию: господство немногих, равных между собой, над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов; исключается строгое равенство всех тех, кто занимается физическим трудом.

От наилучшего правления, Аристотель отличает то, которое более всего подходит к действительной жизни – Полития или средний государственный строй. Его можно назвать «условно образцовым». Полития состоит в сочетании противоположных начал. Аристотель исходит из того, что составные части всякого государства – богатые и бедные. Отсюда и противопоставление олигархии и демократии. Желательно соединение этих форм, что и достигается в политии. Лучшие черты демократии соединяются с лучшими чертами олигархии. Смягчается противоположность богатства и бедности. Преобладает средний класс.

Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих, но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство отвечает идеи политической справедливости. Очевидно, возлагая надежды на Александра, Аристотель смотрел на политию, как на будущий строй греческих полисов.

«Наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних. Те государства имеют хороший строй, где средние сильнее каждой крайности. Поэтому величайшее достоинство государство – чтобы граждане обладали средней достаточности».

Считая данную форму правления действительной, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главной причиной падения правительств Аристотель называл стремление к равенству, поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон – и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины:

· Презрение к правителям

· Чрезмерное превосходство одного лица над другими

Все эти причины действуют различно в разных формах правления. Отсюда и различие в средствах, необходимых для поддержания того или иного правления. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления. Наиболее неустойчивые формы:

1) Олигархия должна по возможности облегаться в демократическую форму

Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии особенно важно соблюдать правила, благодаря которым должности не должны делаться средством обогащения. На том же основании здесь полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется отчасти честолюбие последних

2) Тирания поддерживается 2 противоположными способами.

I способ – нравственное унижение подданных, возбуждение среди них взаимного недоверия

II способ – возможное приближение к царству, т.е. к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств.

Аристотель после анализа причин политических переворотов заключил, что лучше всего умеренные формы власти. Придерживается излюбленного принципа золотой середины (сейчас идет игра в подбор крайних слов к среднему). Благо политическое всегда лежит посередине между 2 крайностей.

Правовые взгляды Аристотеля главным образом изложены в работе Ника Махова«Этика»

Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, признаваемые всеми народами, даже если между ними нет никакой связи и соглашениями. Эти общие, неписанные законы, Аристотель называет правдой или справедливостью. Ими восполняется неполнота писанных законов. Неполнота последних может быть, как ненамеренная, так и намеренная. 1 имеет место тогда, когда что-либо ускользает от внимания законодателя. 2 – когда нельзя дать в законах предписание относительно данного случая. В этих случаях положительных закон должен восполняться естественным (аналогия права). Писанный закон Аристотель разделяет на 2 вида:

1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу

2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам

Таким образом, намечается деление права на частное и публичное, которое в более четкой форме будет проведено Пульпианом в Римском праве.

Источник

Аристотель о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается тема «Аристотель о государстве». Проект идеального государства Аристотеля (384-322 до н.э.) изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Аристотель утверждал: «государство – продукт естественного возникновения.

Содержание

Введение 3
§ 1. Государство по Аристотелю 5
§ 2. Происхождение государства 6
§ 3. Отношение к рабству 6
§ 4. Элементы государства 7
§ 5. Частная собственность 8
§ 6. Политическая справедливость 8
§ 7. Форма государства 9
7.1. Монархия 9
7.2. Аристократия 9
7.3. Полития (республика) 10
7.4. Тирания 10
7.5. Олигархия 10
7.6. Демократия 11
7.7. Правильные и неправильные формы правления 11
§ 8. Причины государственных переворотов и войн 12
Заключение 13
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

READY.DOC

Введение

В данной работе рассматривается тема «Аристотель о государстве». Проект идеального государства Аристотеля (384-322 до н.э.) изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Аристотель утверждал: «государство – продукт естественного возникновения. Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто. живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». «Очевидно,- утверждает Аристотель,- государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому».

Аристотель подчеркивает, что «государство по природе своей множество», «нечто сложное», «состоит из многих частей», причем друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело». Государство далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества – численное превосходство массы.

Аристотель подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует много форм государства с различными политическими устройствами. «Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития». Но общежитие – это род, государство лишь один, хотя и главный вид общежития; «государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».

Рассмотрим подробнее учение Аристотеля о государстве.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Величайший мыслитель древности Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом.

В 367 году до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Таким образом, молодые годы Аристотель провел в Афинах. Афины всю жизнь привлекали к себе Аристотеля как культурный центр античного мира, как город, где жил и умер его учитель Платон.

Покинув Афины (в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет живет в других греческих государствах, а в 342 – 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра.

В возрасте 49 лет Аристотель с семьей переселяется из Македонии, где он жил до этого, в Афины и остаток жизни полностью посвящает науке. И пока его легендарный ученик Александр Македонский завоевывает мир, Аристотель терпеливо воздвигает величественный храм науки, увековечивая в нем навсегда свое имя. Гениальный исследователь и систематик, Аристотель гораздо полнее и глубже, чем его учитель и предшественник, исследует и систематизирует различные явления античности. Его сочинения («Политика», «Этика» и др.) охватывают все современные ему области знания. Аристотель создал целую философскую школу, которая была названа «школа перипатетиков» (прогуливающихся), так как он любил беседовать и обсуждать проблемы, прогуливаясь с учениками в тенистом саду.

Итак, с 335 года до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ею почти до конца жизни.

Аристотель умер в 322 г. до н.э. в изгнании в Халкиде, на острове Эвбея.

§ 1. Государство по Аристотелю

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как «Политика», «Афинская полития».

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях).

Аристотель выделяет три вида наук: 1

1. Теоретические (философия).

2. Созидательные (искусства и ремесла).

3. Практические (этика и политика).

Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.

В трактате «Политика» дается четкое определение политики.

Политика – это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства.

Цель политической науки воспитать в людях высокие нравственные качества.

В трактате «Политика» рассмотрены такие проблемы как происхождение и элементы государства, отношение к рабству, частная собственность, политическая справедливость, форма государства, причины государственных переворотов, войны.

§ 2. Происхождение государства

Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т.е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека.

Государство – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение.

Аристотель выделяет три формы человеческого общения: семья, поселение, государство.

Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.

§ 3. Отношение к рабству

Аристотель считал, что люди не равны по природе. С эллино-центристских позиций он отмечает, что «варвары» – люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные».

Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.

Аристотель не отождествлял понятия государства и семьи. Понятие государство полагало более высокий уровень общения. Государство – это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве.

Аристотель выделял три вида общения в семье: 2

1. Власть мужа над женой.

2. Власть отца над детьми.

3. Власть домовладыки над рабами.

Рабство одинаково полезно и рабу и господину.

III. Элементы (признаки) государства.

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство черезмерно единым». Государство состоит из множества элементов и черезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

§ 4. Элементы государства

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

Элементы государства: 3

1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).

2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

6. Единые представления о справедливости.

§ 5. Частная собственность

Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, – говорит Аристотель, – коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.

§ 6. Политическая справедливость

Аристотель различает два вида справедливости: 4

Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (авторкию).

§ 7. Форма государства

Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые – меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

7.1. Монархия

Монархия – древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бог между людьми», «попытаться подчинить их … закону … смешно», «они сами закон».

7.2. Аристократия

Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.

7.3. Полития (республика)

Полития – власть большинства. Но у большинства единственное общее им всем добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие», «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны». Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства: «Многие лучше не порознь, а все вместе», ибо «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все», но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить из личного достоинства, богатство или происхождение, то всегда найдется самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому господство достойных, богатых, благородных не устойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.

7.4. Тирания

Аристотель резко отрицательно относится к тирании: «Тираническая власть не согласна с природою человека», «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана».

7.5. Олигархия

Олигархия, как и аристократия, – власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

7.6. Демократия

Демократия основана на законе. Это «самая … сносная из всех худших форм политического устройства». Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных».

7.7. Правильные и неправильные формы правления

Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления.

Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа).

2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство состоящее из «средних» людей будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эголираризма). Эгалитаризм – это установление среднего размера дохода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *