Что такое государство и государственность кратко
Вопрос 14. Понятие государства и государственности.
Государство выполняетвнутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют ивнешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
Поформе правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости отформы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Государственность — это свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества. При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка.
Итак, во-первых, государственность представляет собой комплексное понятие, отражающее качественное состояние государственно-организованного общества.
Во-вторых, государственность обладает национально-духовной природой, национально-культурной ориентированностью, так как отражает накопленные данным народом духовные и иные социальные ценности.
В-третьих, государственность — явление конкретно-историческое, так как характеризует состояние общества на определенном этапе развития.
Вопрос 15. Публичная власть, политическая власть, государственная власть: соотношение понятий.
Вопрос 16. Государственная власть как разновидность социальной власти.
Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.
Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.
Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.
Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.
В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:
1) власть вождя (рода, племени);
2) государственная (политическая) власть;
3) экономическая власть;
4) церковная власть;
5) социальная власть;
6) родительская власть и др.
Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.
Характерные признаки государственной власти:
1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;
2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;
3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;
4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;
5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;
6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;
7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);
8) использование системы выплаты налогов;
9) использование государственного принуждения;
10) деление всего населения только по территориальному признаку.
Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).
Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
Вопрос 17. Сущность государства.
Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это — средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.
Два аспекта сущности государства определились с момента его возникновения:
• классовый аспект — защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;
• общесоциальный аспект — защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом (см. «Гражданское общество и государство»).
Соотношение узкоклассовых (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в различные исторические периоды не одинаково. Как правило, усиление одной из них приводит к ослаблению другой. До середины XIX века в большинстве стран перевес был на стороне организованного принуждения, защите интересов экономически господствующего класса. Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретает общесоциальная сторона государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага. В наши дни она играет существенную роль в неокапиталистических и неосоциалистических государствах, в том числе в Украине.
Перевес общесоциальной стороны сущности государства произошел за счет снижения доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждения прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия утратили антагонистический характер, возрос общий жизненный уровень населения.
Содержание деятельности государства приобрело новые качества:
o государство стало на путь преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса, терпимости, создания условий для развития гражданского общества;
o государство в своей деятельности широко использует такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и др.;
o государство применяет средства защиты человека труда, социальной защищенности всех граждан;
o на международной арене государство проводит политику, требующую взаимных уступок, компромиссов, договоренностей с иными государствами.
Такое государство в современных западных теориях трактуется как надклассовое, представляющее интересы всех слоев общества. Оно называется социальным правовым государством, государством социальной демократии. Сущность и этого государства не лишена классового аспекта, однако он не столь, выражен, как в эксплуататорских государствах — рабовладельческих, феодальных, буржуазных. Более того, в современных государствах (в силу утраты антагонистического характера классовых противоречий) эти аспекты отнюдь не обязательно противоположны друг другу. Социальное правовое государство предполагает наличие гражданского общества, где гражданин — субъект права является свободной автономной личностью (см. «Социальное правовое государство»).
Вопрос 18. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации общественной власти.
1. Публичная власть.Государство стало новой структурной организацией общества, из него выделяется особый слой людей, основным родом занятий которых становится управленческая деятельность
2. Если родовой строй характеризовался основанной на родстве организацией, то государство отличается своей особой территориальной организацией. Разделение населения по территориальному признаку означает, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ, во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством: на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами. Все проживающие на территории данного государства приобретают юридический статус, который выражается в виде подданства или гражданства.
3.Единая система налогов— следующий важнейший признак государства. Налоги служат материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, они охватывают все население страны, выступают постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.
Вопрос 19. Признаки государства, отличающие его от других общественных организаций
Государство — это организация (механизм) непосредственного политического властвования. Все другие общественные организации, которые, входя в политическую систему общества, участвуют в отправлении власти опосредованно, т. е. через непосредственное участие самого государства, осуществляют «сотрудничество» с ним в различных формах.
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
Вопрос 20. Формационный подход к типологии государств
Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.
Вопрос 21. Цивилизационный подход к типологии государств.
При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:
§ локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);
§ особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);
§ современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).
В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств:
§ демократические и недемократические (например, государства западной и восточной цивилизаций и др.);
§ светские, теократические, клериальные и атеистические;
§ государства переходного периода (Монголия, государства Средней Азии и Севера, современной России
Вопрос 22. Форма государства: понятие и элементы
23. Соотношение типа и формы государства.
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:
1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;
2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом.
Рабовладельческий тип государства:
1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;
2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:
– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;
– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.
Феодальный тип государства:
1) монархия в феодальном государстве имела три формы:
– раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;
– сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;
– абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;
2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.
Буржуазный тип государства:
1) монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;
2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.
Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.
Вопрос 24. Форма правления
Вопрос 25. Форма государственно-территориального устройства. Конфедерация как форма межгосударственного устройства.
Вопрос 26. Политический (государственный) режим: понятие и виды
Государственно-политический режим — это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимизация — это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).
Государственно-политический режим — это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимостьСМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.
Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовластие) — политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.
Вопрос 27. Соотношение общества и государства
Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;
2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;
3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;
4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.
Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.
Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.
В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:
1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;
2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
3) обязательность основного общего образования и т. д.
Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.
В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.
Что такое государство (понятие) — его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы попадали в ситуации, когда в тупик загоняет простой вопрос? Вроде все понимаешь, а сказать не можешь.
Если такой проблемой для вас явился ответ на вопрос: «Что такое государство?» — то огорчаться не стоит. Общего определения этого слова нет, а политики, юристы, экономисты его толкуют по-разному.
Определение — что такое государство
Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.
В разных источниках можно найти различное толкование понятия. Связано это с тем, что слову «государство» в зависимости от контекста придают неодинаковый, а порой и противоречивый смысл.
Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.
Основные признаки — в чем сущность государства
Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:
В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.
Функции государства
Это основные направления его деятельности, а также главные цели и задачи, методы, формы и средства осуществления этой деятельности. Функций, понятное дело, будет много, но все они состоят из одинаковых составных частей:
Функции государства подразделяются на два вида:
Степень реализации внутренних функций обычно хорошо видна жителям государства. Внешние же функции жителям не так заметны и понятны, а посему их можно преподнести как величайшее достижение (что главы многих стран и делают).
Еще функции делят на:
Ну, тут и так все понятно.
Теории происхождения государства
Теологи, политологи, юристы и все другие представители научных, околонаучных и ненаучных дисциплин издавна спорят, как возникли государства, и что послужило толчком к объединению людей. На разных этапах развития предпочтение получали взгляды, наиболее полно соответствующие запросам общества.
Теологическая теория
Самой древней принято считать теологическую теорию.
Согласно ее постулатам, государственное устройство возникло по воле бога (или богов), а правители стран направляются на грешную землю высшими силами.
Возникновение государства, по мнению сторонников учения, стало результатом длительного процесса развития общества, который диктовал Божий промысел.
Древнегреческий философ Платон считал, что государства появились в эпоху Зевса и других совсем небезгрешных греческих богов. Они поделили жребием всю территорию. Боги населяли землю своей страны жителями, соответствующими их предпочтениям.
Например, в Аттике (Афины и прилегающие регионы) Афина и Гефест расселили благородных мужей, придерживающихся демократических устоев. В Атлантиде Посейдон установил наследуемое царское правление.
Древние китайцы объясняли появление порядка, общественного устройства и правил поведения проявление воли бога, а императора называли сыном неба.
Богослов Ионн Златоуст (344-407 гг), философ Фома Аквинский (1226—1274 гг), игумен Иосиф Волоцкий (1439—1515 гг) придерживались мнения о необходимости существования государства в мире полном пороков.
Они утверждали, что оно ограждает людей и общество от грехов, которые присущи человечеству из-за грехопадения прародителей. Государственные институты помогают принять совершенство Божественного закона и направляют подданых по истинному пути.
При таком подходе верховенство власти принадлежало церкви, а не правительству. Монарх восходил на престол только после одобрения церковным представителем. Идеальным правлением считается то, при котором государственная власть действует по религиозным принципам.
Учение полностью объясняет происхождению слова «государство». Согласно исследованиям, термин произошел от слова «государь» – правитель Руси в древние годы, которое, в свою очередь, является преобразованной словоформой древнерусских «господь», «господарь».
Патриархальная теория
Яркие представители патриархальной теории происхождения государства — Аристотель, Конфуций — считали, что государства возникли по причине стремления человека к общению и созданию семьи.
В этом учении державы возникли из-за разрастания семейных связей. Поэтому отношения в государстве должны строиться так же, как среди близких родственников:
Патриархальная теория оставила значительный след в русском обществе. Долгие годы население страны в трудные моменты искало поддержку у царя-батюшки. Некоторые отголоски слышны до сих пор.
Теория общественного договора
Договорная теория возникновения государства основывается на разумной деятельности людей. Согласно учению для преодоления социального неравенства люди заключили коллективный договор (это как?), которым предусмотрено создание властных структур и законов, обязательных для всех членов общества.
Последователь теории Томас Гоббс рассматривал догосударственную жизнь людей, как состояние войны всех против всех. Чтобы добиться мира, люди договорились учредить государство.
Еще один сторонник договорных взглядов — Джон Локк — считал общественный договор стремлением народа обеспечить права каждого человека на жизнь, свободу, имущество.
Насильственная (теория завоеваний)
Среди основных теорий происхождения государства, насильственная занимает особое место. Согласно ее концепции страна возникает в результате насилия одних людей над другими.
Организация управления в этом случае – это не результат развития общества, а аппарат принуждения победивших племен по отношению к проигравшим. Победители формируют господствующий класс, а лузеры – подчиненный.
Классовая теория (марксизм)
Насильственная теория стала прародительницей марксистского учения, по которому властные структуры рассматриваются, как угнетатели, а простое население, как угнетенные.
Однако возникновение государства концепция К. Маркса рассматривает, как результат развития социально-экономических отношений и разделения общества на классы, а не результат насилия.
Последователи марксизма были уверены, что если классовое разделение исчезнет, сущность государства утратится (оно станет ненужным).
Психологическая
Психологическая теория происхождения государства и права увязывает возникновение государственной системы с особенностями психики людей. Психологи считают, что одни граждане стремятся властвовать, а другие подчиняться.
В этом случае создание государства – это результат разрешения противоречий между инициативной частью сообщества и пассивной.
Есть очень много других точек зрения, а внутри каждого учения большое количество ответвлений, находящих предметы для спора между собой. Вот некоторые из них.
По некоторым теориям государство – это аналог:
У каждого из этих учений находятся свои сторонники, поэтому до нахождения единого толкования еще очень далеко.
Формы государства
Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.
Форму определяют три составляющие:
По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).
Республика может быть:
По форме государственного устройства они делятся на:
Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.
Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Я не считаю, что такие понятия, как страна и государство, тождественны. На мой взгляд, страна может быть без государства, но вот государство точно не может быть без страны.
Страна — это территория, на которой постоянно проживают люди, объединенные общей культурой, языком.
Государство же являет собой совокупность различных институтов, которые наделены властными полномочиями, функциями управления на контролируемой этими институтами территории, проще говоря, в пределах государственных границ.
Очень удобный постулат о том, что правители направляются высшими силами. Если заставить людей поверить в это, власть будет иметь нерушимый авторитет. Что из этого получилось отлично может продемонстрировать эпоха средневековья и другие темные времена. Хорошо, что общество сумело достичь некоторого прогресса в этом отношении. Жаль, что марксистская теория — это недостижимая утопия.
Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов.