Что такое государство как платформа своими словами

Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация.

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

С 2017 года со стороны Центра стратегических разработок впервые прозвучала идея «Государства-как-Платформы». Указанная идея предполагает трансформацию государственного управления с использованием возможностей, которые предоставляют новейшие технологии. Метафора «Государства-как-Платформы» значимо не только в технологическом аспекте, которому в большей мере посвящен настоящий доклад. В контексте рассматриваемой работы было важно предложить видение образа будущего государства, в котором государственный аппарат малочисленный, решения принимаются быстро, а также не имеется посредников между человеком и его данными в лице государственных органов. При подобном подходе возрастает возможность построения индивидуальных решений в развитии и решении жизненных ситуаций, с которыми сталкивается человек — как в бытовой жизни, так и в работе.

Новая цифровая реальность делает неизбежной трансформацию государственных сервисов. В фокусе концепции «Государство-как-Платформа» находится человек. Идентифицируясь в государственной платформе с помощью своего «цифрового двойника» человек будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.

По мнению авторов доклада, России необходимы следующие изменения:

Источник

Государство как платформа: люди и технологии

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

Данный доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) его авторы предлагают рассматривать как практическое пособие, развивающее идеи доклада Центра стратегических разработок «Государство как платформа». Исследование подготовлено с учетом опыта, полученного от реализации на базе РАНХиГС программы переобучения «Руководитель цифровой трансформации». Вкладывая в роль государства как цифровой платформы несколько пониманий, РАНХиГС уделяют ключевую роль вопросу о том, к чему в будущем приведут новые технологии и какие новые вызовы они принесут российскому обществу и государству. А сама цифровая трансформация представляется уже третьей волной цифровизация, которая спровоцирует появление новых моделей деятельности и новых продуктов и процессов.

Продолжая свои рассуждения, эксперты РАНХиГС перечисляют мировые тренды в цифровой трансформации государства, такие, как открытые данные, машиночитаемые законы, «гособлака» и т.д. Кроме этого в качестве основных технологий, наиболее актуальных для системы государственного управления, называются и подробно раскрываются большие данные, нейросети, интернет вещей, системы блокчейн и цифровой прослеживаемости.

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

Авторы доклада представляют основной набор инструментов, необходимых для реализации задачи по внедрению цифровых и платформенных решений, признавая, что время, когда можно было решать трансформационные задачи, не затрагивая саму государственную службу закончилось. Анализ жизненной ситуации, описание процессов и потребностей людей, реинжиниринг процессов — всё это будет необходимо реализовывать для управления процессами при цифровизации государственного управления.

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

РАНХиГС формирует перечень конкретных решений в области цифровой трансформации государственного управления, включающий запуск механизмов отбора, мотивации, обучения, создание прототипов будущих суперсервисов в пилотных регионах, построение единой государственной архитектуры данных и масштабируемой облачной инфраструктуры и т.д. В заключение своего исследования эксперты РАНХиГС выдвигают предположения того, что может происходить в мире после осуществления цифровой трансформации и господства новых технологий, и сообщают, что в будущем будут только расти индивидуальные издержки людей от «ошибок» и важность обладания знаниями, почему и для чего работают цифровые технологии.

Источник

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

Девятый «Гайдаровский форум», который открылся вчера в Москве, запомнится широким спектром тем: участники говорят не только об экономике, но и проблемах образования, науки и государственного управления. Последняя тема стала ключевой для сессии «Современные вызовы государственного управления», которая прошла 17 января в РАНХиГС. В ходе открытого диалога ведущие экономисты, политики и ученые обсудили новые модели государственного регулирования.

Перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.

Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с «большими данными». Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.

Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня. Эту модель не обошли стороной и участники открытого диалога. Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», отметила, что реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления. Ожидается, что к 2024 году она будет частично осуществлена: 50 наиболее востребованных госуслуг будут оказываться мгновенно («0 секунд 0 чиновников»), данные всех государственных информационных ресурсов будут доступны в реальном времени через программные интерфейсы. Кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.

Перейти на цифровой формат госуправления стремятся не только в России: такого же курса придерживаются и в Великобритании, о чем сообщил гость сессии лорд Фрэнсис Мод, директор Francis Maude Associates LLP, государственный министр торговли и инвестиций Великобритании в 2015–2016 гг. Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.

Как отметил другой участник дискуссии – Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, – новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.

Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой. По словам Президента Академии наук Александра Сергеева, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.

– Должна быть стратегическая гибкость. Для того, чтобы двигаться в определенном направлении, нужен вектор, а вектора, я боюсь, у нас нет, – считает президент РАН.

Обрести новый вектор можно только после соответствующих изменений. И речь идет не только о цифровой, но и о культурной трансформации.

– Один из элементов этой трансформации – совершенно другой уровень вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, – отмечает Андрей Слепнев, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации. – Если раньше, когда мы говорили: «нам надо посоветоваться с общественностью», «привлечь экспертов», – это был скорее оборот речи, то сейчас это – абсолютно необходимый инструмент в работе.

Мысль Андрея Слепнева вновь возвращает к идее «цифрового государства»: такой инструмент, как общественное мнение, сможет быть использован в полной мере только тогда, когда электронные платформы станут одной из основных площадок государственного регулирования.

Источник

Цифровые двойники и цифровой вице-премьер: как ЦСР Кудрина хочет перестроить госуправление

Для того чтобы быть конкурентоспособной страной, России необходимо перестроить систему госуправления, фактически заменив привычные органы власти гигантской операционной системой, которая будет частично управляться алгоритмами и искусственным интеллектом. Такое предложение содержится в докладе «Государство как платформа», представленном Центром стратегических разработок Алексея Кудрина. Внимание к докладу особое: с одной стороны, как раз появились новые слухи о возвращении Кудрина во власть (главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов прочит ему крупную должность в администрации президента); с другой — сама идея цифровизации в России словно бы поставлена под сомнение действиями Роскомнадзора и тотальными блокировками.

Чем плоха нынешняя цифровизация?

Цифровизация российской государственной системы уже идет — и, как сказано в докладе ЦСР, в этой сфере Россия внешне «не отстает катастрофически» (что звучит почти как комплимент). Создан единый портал госуслуг, открыты многофункциональные центры, практически все ведомства создают собственные базы данных и внедряют электронные сервисы. Чего же еще надо?

Как считают в ЦСР, если это движение будет идти в прежнем темпе и направлении, то оно, во-первых, окажется слишком медленным, во-вторых, приведет к неприятным явлениям вроде «цифрового феодализма». Это когда каждое ведомство, оперируя собственным бюджетом, обособленно хранит свои данные, автоматизирует архаичные практики и в целом создает изолированную цифровую среду, не желая взаимодействовать с другими службами.

В результате граждане и бизнес сталкиваются с тем, что хотя некоторые услуги предоставляются в электронном виде, на деле это все равно неудобно для пользователя. А взаимодействие между органами власти остается дорогим и медленным. По сути это то же государство, где бумаги заменили электронными документами, а в ЦСР считают, что нужно менять саму философию государственного устройства в соответствии с новыми возможностями и принципами, которые рождает четвертая промышленная революция.

Ваш цифровой двойник

Авторы доклада предлагают идти по пути «Государства-как-Платформы» (или просто «Платформы») — создания единой программно-аппаратной среды, в которой будут осуществляться все государственные процедуры. Например, если сейчас у вас могут быть отдельные «аккаунты» в разных электронных государственных системах, то «Платформа» предполагает создание единственного аккаунта для каждого человека — «цифрового двойника». Такой «двойник» будет появляться одновременно с рождением человека, и информация о нем станет постепенно копиться в государственных базах данных. С помощью этого «двойника» человек и будет взаимодействовать с государством, функция которого в свою очередь должна меняться от управляющей к сервисной.

Еще одна важная для рядового гражданина черта «Платформы» — иной подход к госуслугам, которые система должна будет сама проактивно предлагать пользователям, а если возможно — просто предоставлять их по умолчанию. Например, когда рождается ребенок, мать должна получать причитающиеся ей выплаты не после обращения в необходимые органы и предоставления документов, а автоматически — на банковскую карту.

«Платформа» должна будет представлять собой единый массив данных, применять единые принципы архитектуры, иметь возможность обновления технологий и быть прозрачной для пользователей. Пользователи смогут подключаться к ней через разные устройства и идентифицироваться по биометрическим параметрам. А независимые разработчики смогут взаимодействовать с «Платформой» через API и, опираясь на массив государственных данных, писать приложения, которые будут упрощать жизнь людей.

Новый вице-премьер с большим бюджетом

По предложению ЦСР, заниматься созданием этого глобального цифрового комплекса должен «Центр цифровой трансформации государственного управления», который будет подчиняться профильному «цифровому» вице-премьеру (или хотя бы министру). Он же получит под свой контроль весь бюджет по цифровизации государственного управления. Ведомства при этом должны будут ввести должности Chief Digital Officer (что-то вроде «замминистра по цифровизации»), но те, как предполагается, будут лишь координировать интеграцию ведомственных баз данных в «Платформу».

Плюсы для государства

В ЦСР считают, что появление «Платформы» будет полезно не только для граждан, но и для государства как такового. Система ускорит и упростит принятие решений, повысит качество управления, исключит из многих процессов человеческий фактор и лишит коррупцию своей почвы.

Базовыми принципами «Платформы» в ЦСР называют «человекоориентированность» (принцип «государство для людей») и «человеконезависимость» (система работает по своим правилам и не зависит от конкретных чиновников).

«Качественно изменится принятие решений — от медленного, человекозависимого сбора и обработки данных из разных источников принятие решений в большой степени станет быстрым, системным, будет основываться на достоверных и надежных данных и человеконезависимых алгоритмах, включая искусственный интеллект», — предрекают в ЦСР.

Как, когда и сколько стоит?

Доклад ЦСР — это не государственная программа и даже не стратегия, а лишь предложение экспертов (пусть и очень авторитетных). В нем не прописано ни конкретной стоимости такого крупного проекта, ни сроков его реализации. В то же время в докладе говорится, что создание комплекса уже к 2024 году позволит сократить государственные расходы на госуправление на 0,3% ВВП — то есть, очевидно, авторы надеются, что «Платформа» может быть создана и запущена уже в ближайшие годы.

Учитывая объективные тенденции глобального прогресса, заинтересованность Владимира Путина в цифровизации и высокий статус ЦСР (организацию считают разработчиком экономической программы для четвертого срока Путина), можно предположить, что у этой разработки команды Кудрина действительно есть шанс воплотиться в жизнь.

Однако, учитывая российские реалии, нельзя не отметить, что идея создания подобной системы наверняка вызовет настороженность граждан. С одной стороны, слишком уж все это попахивает «большим братом». С другой, учитывая нашу коррупцию и разгильдяйство, мало верится в безопасность баз данных. Другие риски называют в докладе сами разработчики: недостаток опыта, инертность населения, нехватку финансов, сопротивление существующих управленческих структур.

Да и борьба за бюджет на «цифровизацию» в элитах наверняка будет жестокой. Останутся ли у победителя этой битвы силы на реализацию самого проекта?

Источник

Государство как платформа: люди и технологии (ВИДЕО)

Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть фото Что такое государство как платформа своими словами. Смотреть картинку Что такое государство как платформа своими словами. Картинка про Что такое государство как платформа своими словами. Фото Что такое государство как платформа своими словами

На Х Гайдаровском форуме прошла панельная дискуссия под одноименным названием. Известно, что 2018-й стал годом определения повестки цифрового развития: национальная программа «Цифровая экономика» закрепила приоритеты трансформации государственного управления и развития сквозных технологий. Бизнес и госкорпорации принимают цифровые стратегии, новыми игроками становятся руководители цифровой трансформации, искусственный интеллект перестает быть новинкой и внедряется во все отрасли. Остаются нерешенными вопросы управления данными и политики в их отношении, условия нормативного регулирования недружелюбны к экспериментам с цифровыми технологиями. Какие планы у бизнеса и государства?

Участниками стали: Мария Шклярук, научный руководитель программы Chief Digital Transformation Officer Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС, Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Герман Греф, президент, председатель Правления ПАО Сбербанк. Амр Салем, вице-президент, глобальный сегмент государственного сектора, Cisco. Алексей Малиновский, глава Mastercard в России, Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития. Модератором дискуссии выступил Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей».

Открывая дискуссию, он отметил, что идея государства как платформы, изначально сформулированная Центром стратегических разработок в 2016 г., с 2018 г. заняла свое место в постоянной программной сетке Гайдаровского форума. Важные составляющие данного вопроса – управление данными, управление информационной политикой, политика качества данных и их стандартизация.

С ключевым докладом выступила Мария Шклярук. Эксперт акцентировала, что в ходе развития программы «Цифровая экономика» происходит естественная эволюция понятия «цифровые решения/цифровая трансформация»: от простого внедрения IT до повышения цифровых решений как фактора оптимизации и реинжиниринга процессов. При этом фронтирным в мире уже является третий этап – внедрение платформенных решений как основополагающий фактор снижения транзакционных издержек и резкое повышение эффективности.

Задача 2019 г. – выработать понимание и формат работы, когда значительная часть роли государства как посредника в движении ключевой информации (налоговой, кадровой, статистической) уйдет от госорганов и станет выполняться алгоритмами без участия человека, что породит более эффективные форматы работы. Эта проблематика, в свою очередь, порождает связанную группу вызовов по качеству инфраструктуры и качеству данных, а также их взаимной архитектурной комплиментарности. Как итог каскадно ставится вопрос о смене сути и процессной логики государственных актуальных сервисов и процессов.

Максим Акимов раскрыл подходы по решению ключевого процессного узла – обеспечение технологической и правовой возможности для бесшовной интеграции ключевых (базовых) государственных систем для качественного ведомственного взаимодействия и подключения частных сервисных операторов.

В 2019 г. запланировано завершить работы в части оборота данных между такими магистральными цифровыми федеральными системами, как СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия), ЕГРПР (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним), ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), Реестр населения, Реестр юридических лиц и ряд других. Это позволит запускать во взаимодействии с частными операторами дополнительные сервисы в сегменте b2c. В дальнейшем пойдет работа по сегментам b2b, b2g.

Для институциализации и координации данных процессов сформирована рабочая группа по аспектам цифровой интеграции и оборота данных. Текущий блок задач на ближайшую перспективу:

— система мотивации ведомств на развитие цифровых процессов и интеграции;

— обеспечение интеграции частных операторов при взаимодействии с государственными платформенными сервисами;

— обеспечение сквозной цифровой идентификации.

Герман Греф в своем выступлении акцентировал кадровый срез данной проблематики: многие вузы все равно пребывают в уверенной зоне комфорта и не являются активными участниками процессов цифровой трансформации в части формирования перспективных компетентностных профилей. При этом даже в традиционном сегменте – цифровой торговле – в России в 2018 г. наблюдался взрывной рост. Уже более половины транзакций приходится на покупки со смартфонов с устойчивым акцентом на работу не через традиционные колл-центры, а разнообразные автоматизированные ИИ-сервисы. Но вузы совершенно не реагируют в своей подавляющей массе на эти системные изменения рынка.

Г. Греф также отметил проблему государственного участия в аспектах регулирования рынка цифровой интеграции. Важно корректно применять фактор участия государства, дабы не повторить ошибки того же ЕС, когда принимаемые централизованные решения заложили опасность нарастающего отставания в критических интеллектуальных цифровых технологиях. Одну из первостепенных опасностей Греф видит в возникновении так называемых экспертных барьеров, которые типичны для технологичных сегментов рынка.

Максим Паршин рассказал о развитии цифрового государства. Основа его фактически создана. Так, российский портал госуслуг – самый посещаемый госсайт в мире: порядка одного млрд посещений за 2018 г. и порядка 30 млн скачиваний. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) – 80 млн цифровых профилей, из них 52 млн подтвержденных. СМЭВ обеспечивает в сутки до 100 млн защищенных и юридически значимых транзакций. Около половины трафика приходится на запросы от банков по их операционным, бизнес-задачам.

Важная задача ближайших 2-3 лет – развитие Гос-web. Сегодня в стране порядка 200 тыс. государственных и подведомственных сайтов. Их необходимо оптимизировать и объединять в рамках единой экосистемы. Это создаст условия для возникновения сквозных «суперсервисов». Ускорению и координации данных процессов будет способствовать архитектурный совет, созданный под руководством вице-премьера Максима Акимова.

Амр Салем в своем выступлении подчеркнул аспект устойчивости инфраструктуры, которая становится критичной при таком стремительном росте сервисов на фоне продолжающейся урбанизации.

Алексей Малиновский остановился на аспектах готовности России в глобальном измерении к цифровым процессам. Эксперт отметил, что Россия в прошлом году вышла глобально на первое место по токенизированным транзакциям (с помощью смартфонов). Это говорит о «жажде» к современным технологиям и новациям в жизни. Россия также выгодно представлена в глобальных рэнкингах по аспектам цифровой готовности в сравнении с традиционно ведущими США и новым лидером – Китаем.

Участники пленарной дискуссии сошлись во мнении, что 2019 г. может стать определяющим для выхода на траекторию быстрого цифрового развития.

Организаторы Х Гайдаровского форума:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – издательство «Просвещение», Coca-Cola, группа компаний «Фармстандарт», корпорация «Российский учебник», SANOFI, Группа компаний «АКИГ», Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, Mastercard. Партнеры – EY, Cisco, Российский фонд прямых инвестиций. Партнерами дискуссии станут Philips, «Черкизово», АО «РВК».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *