Что такое государство лекция
Теория государства и права
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
3.1. Понятие и признаки государства
Рассмотрим основные признаки государства.
1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).
2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).
3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).
4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.
5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.
6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).
7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.
Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.
3.2. Сущность государства
Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.
Право. 10 класс
Конспект урока
Урок №10. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое государство, каковы основные признаки?
2. В чем заключается сущность государства?
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.
Производственные отношения — особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.
Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.
Сущность государства — то, что является главным, к чему оно стремится.
Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 3-12 с. – (Инновационная школа).
На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока
Государство – это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными и осуществлять свое управление. Термин «государство» (от латинского status) стал употребляться в Западной Европе в Новое время.
1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.
2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.
3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.
4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.
Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.
Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.
Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.
В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.
Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.
Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.
Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.
5. Налоги, сборы, займы.
Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.
Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг
6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.
7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.
Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.
1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.
2. Патриархальная теория. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Впоследствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Яркими представителями этой теории были Аристотель и Роберт Филмер.
3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Сущность государства конкретизируется в его функциях.
Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.
Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.
Виды функций государства
Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.
Внутренние функции нацелены на решение задач общества.
В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:
экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),
Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),
Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),
культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),
экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).
Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.
Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.
Разбор типового тренировочного задания
Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:
Решите автоматически заполняемый кроссворд
Конспект темы «Государство. Его признаки, функции. Формы государства»
Выбранный для просмотра документ Государство, его функции и формы.docx
Государство, его функции
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.
В широком смысле : государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории.
В узком значении : государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.
Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.
— суверенитет – полномочия верховной власти внутри страны и независимость на международной арене;
— монополия на легитимное применение силы;
— право на издание законов и иных нормативных актов.
Теории происхождения государства :
1) Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен) : рассматривает государство как продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблима.
2) Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер) : государство рассматривается как большая разросшаяся семья, где глава государства является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным и заботится об их благополучии.
3) Договорная теория происхождения государства (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) : государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. Государство, в свою очередь, должно следить за порядком в обществе.
4) Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович) : государство возникает как аппарат для управления порабощенными народами и территориями.
5) Органическая теория (Г. Спенсер) : государство – организм, продукт социальной эволюции. Подобно естественному отбору в природе выживают наиболее приспособленные государства.
6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) : объясняет происхождение государства социально-экономическими причинами.
Государство играет очень важную роль в общественной жизни и выполняет определенные функции.
— экономические : установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; непосредственное осуществление экономической деятельности;
— фискальные : установление и сбор налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; контроль за денежным обращением;
— социальные : установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, пособия); обеспечение занятости; развитие здравоохранения;
— правоохранительные : охрана прав и свобод граждан; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; профилактика правонарушений;
— экологическая : принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
— функция развития культуры, науки и образования : государственная поддержка; обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и др.
основные направления деятельности государства на международной арене:
— использование вооружённых сил для решения внешнеполитических задач государства;
— дипломатическая деятельность для реализации геополитических и глобальных интересов страны;
— стимулирование международной экономической деятельности, защита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;
— интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях.
Форма государства – это организация, устройство и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя три элемента: форма государственного правления; форма территориально-государственного устройства; форма государственного (политического) режима.
форма государственного устройства, т.е. деление государства на составные части
унитарное; федеративное; конфедеративное
1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов. По форме правления государства делятся на монархии и республики:
М онархия (греч. «единовластие») – форма правления, в соответствии с которой источником и носителем государственной власти является один человек, занимающий престол по праву рождения (принадлежности к правящей династии). Разновидности :
— монарх выполняет функции реального главы государства;
— существуют парламент и правительство как высшие органы власти;
— некоторые члены парламента назначаются монархом;
— правительство несёт ответственность лично перед монархом;
Признаки парламентской монархии :
— власть монарха ограничена парламентом;
— парламент избирается народом;
— правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
— правительство несёт ответственность перед парламентом;
— действует принцип разделения властей;
Р еспублика (лат. «общественное дело») – форма правления, в соответствии с которой источником и носителем государственной власти является народ и выборные органы – парламент и президент. Разновидности :
— президент возглавляет исполнительную власть, нет поста премьер-министра;
— правительство несёт ответственность перед президентом;
— действует принцип разделения властей;
— у президента нет права роспуска парламента, а у парламента – права смещать правительство;
— парламент может использовать механизм импичмента – отрешения президента от власти.
— президент избирается парламентом и выполняет представительские функции, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства;
— исполнительная власть возглавляется премьер-министром;
— главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделён широкими полномочиями;
— правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом;
— парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент. (Франция, Финляндия. Россия)
2) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права. Его формы: унитарное, федеративное государство и конфедерация.
а) унитарное государство – это территория, разделённая на административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство представляет собой единое образование с общими для всей страны органами законодательной и исполнительной власти, единой судебной системой и конституцией. Разновидности:
— централизованное государство (Великобритания, Швеция, Дания) – отсутствуют выборные органы на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать вопросы местного значения; функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.
— децентрализованное государство (Франция, Италия, Испания) – предоставляет крупным регионам широкую автономию: они имеют собственные парламенты, правительства и административно-управленческие структуры, однако, в отличие от субъектов федерации, их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в финансовую зависимость от центра.
б) ф едеративное государство – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Субъектами федерации могут быть штаты, республики, провинции, кантоны и др. Признаки:
— территория федерации состоит из территорий её субъектов;
— верховная власть принадлежит федеральным органам, но компетенции федеральных органов и органов субъекта разграничены конституцией;
— субъекты обладают правом иметь свои органы законодательной, исполнительной, судебной власти;
— двухпалатный парламент – существует палата, представляющая интересы субъектов парламента. (США, Россия, Канада, Бразилия, Австрия, Германия)
3) Политический режим – совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, обеспечивающая функционирование его политической системы. Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, которое определяет степень свободы личности, даёт представление об основах системы власти. Выделяют демократические и антидемократические политические режимы.
Типы антидемократических политических режимов :
— централизованный контроль экономики : плановая экономика признаётся как наиболее рациональная и эффективная.
Предпосылки возникновения тоталитаризма :
— глубокий кризис экономической и всей общественной жизни государства;
— «догоняющая» форма развития: тоталитаризм устанавливается в странах «второго эшелона», то есть таких, которые вступают в экономическое «соревнование» с развитыми капиталистическими странами, что требует значительного сосредоточения экономических ресурсов в промышленном производстве;
— нестабильная внешнеполитическая обстановка.
а) Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, устранение частной собственности и всякой автономии личности. Но социалистической системе присущи и гуманные политические цели, несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации.
б) Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, претендующее на становление «народной души», обеспечение коллективной идентичности на этнической почве. Впервые был установлен в Италии в 1922 году.
в) Национал-социализм возник в Германии в 1933 году, его цель – мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессия направлена против классового врага в своём государстве, то в национал-социализме – против других народов.
2) Авторитарный режим (лат. autoritas – «власть, влияние») – режим, характеризующийся монополией на власть какой-то одной партии, группировки, отдельного лица или социального института. Основные черты авторитаризма:
— автократизм (самовлатие) – небольшое число носителей власти (один человек или группа лиц);
— неограниченность власти – власть может править с помощью законов, но она принимает их по своему усмотрению;
— опора на силу – в случае необходимости власть может принудить граждан к повиновению;
— монополизация власти и политики – недопущение политической оппозиции и конкуренции, возможно существование ограниченного числа партий и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
— невмешательство в неполитические сферы – отказ от тотального контроля над обществом;
— цензура над средствами массовой информации – разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе в целом;
— закрытая система отбора политической элиты – политическая элита формируется назначением «сверху», а не в результате конкурентной борьбы на альтернативной основе во время выборов.
Причины сохранения авторитаризма :
— сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные формы социальной жизни;
— сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры;
— значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения (буддизм, ислам);
— неразвитость гражданского общества.
Виды авторитарных режимов :
а) партийные режимы – монопольная власть какой-либо партии или политической группировки ( правление аристократических групп в Марокко, Непале; семейные группировки в Гватемале; сплочённая политическая «команда» в Белоруссии );
б) военно-диктаторские режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, распространением коррупции, снижением социальной активности граждан ( большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания );
в) теократический режим – сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана ( Иран после революции 1979 г. );
г) национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в политической элите национальной группы; в этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп ( Узбекистан, Туркменистан, Казахстан );
д) конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы ( современная Мексика );
е) деспотический режим – высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры;
ж) персональная тирания – власть принадлежит лидеру, и отсутствуют её сильные институты ( режим С. Хусейна в Ираке, режим М. Каддафи в Ливии ).
Д емократический режим – способ функционирования политической системы, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Эволюция значения термина «демократия» :
2) Либеральная теория демократии ( Т. Гоббс, Дж. Локк ): рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
3) Теория прямой демократии ( Ж.-Ж. Руссо ): отрицает принцип представительности, демократия – прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
4) Элитарная теория демократии (И. Шумпетер, В. Парето, Г. Моска) : исходит из того, что общество изначально делится на тех, кто управляет (элита) и тех, кем управляют. Элита выполняет функции представительства интересов большинства населения.
6) Теория партиципаторной (соучастие) демократии ( К. Пейтман, К. Макферсон) : признаёт необходимость участия широких слоёв населения не только в выборах и референдумах, но и непосредственно в политическом процессе – подготовке и принятии политических решений и контроле над их выполнением.
Условия для возникновения и существования демократии :
1) экономические условия – частная собственность, принадлежащая широкому слою собственников и защищённая законом;
2) социальная основа – сложившийся и осознающий свои интересы средний класс, составляющий большинство населения страны;
3) политические предпосылки – плюрализм мнений, многопартийность, разделение властей;
4) духовная основа – широкий доступ к культуре, образованию, информации всех слоёв населения.
Характерные черты демократического политического режима :
— реализация принципа разделения властей;
— выборность ветвей власти путём всеобщих прямых выборов при тайном голосовании;
— высокая степень развитости гражданского общества;
— политический и идеологический плюрализм;
— наличие легальной оппозиции;
— наличие независимых СМИ;
— правовая гарантия политических прав и свобод.
— максимальная степень свобод способна повлечь за собой потерю нравственных ориентиров, культурную деградацию и как следствие – беззаконие и тиранию, поэтому демократия возможна лишь в условиях развитого правосознания всего общества;
— политические лидеры могут использовать различные способы манипулирования общественным мнением в своих корыстных целях, избежать этого можно при условии открытости политических процессов, а также активности, самостоятельности и развитой правовой культуры граждан;
— подчинение меньшинства большинству создает возможность тирании большинства, во избежание чего предусматривается делегирование полномочий государственного правления небольшому числу граждан, избираемых всеми остальными;
— информационные технологии, с одной стороны, создают новые каналы связи общества с институтами власти, с другой – обеспечивают возможность тотального контроля над гражданами.
Полиархия – тип политического правления в современном обществе, который характеризуется высокой терпимостью по отношению к оппозиции, а также относительно широкими возможностями влияния граждан на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.
Главный принцип демократического режима: «Разрешено все, что не запрещено законом».