Что такое государство лекция

Теория государства и права

Что такое государство лекция. Смотреть фото Что такое государство лекция. Смотреть картинку Что такое государство лекция. Картинка про Что такое государство лекция. Фото Что такое государство лекция

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №10. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое государство, каковы основные признаки?

2. В чем заключается сущность государства?

Государство это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Государственный суверенитет это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 3-12 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государство – это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными и осуществлять свое управление. Термин «государство» (от латинского status) стал употребляться в Западной Европе в Новое время.

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

2. Патриархальная теория. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Впоследствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Яркими представителями этой теории были Аристотель и Роберт Филмер.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Разбор типового тренировочного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:

Что такое государство лекция. Смотреть фото Что такое государство лекция. Смотреть картинку Что такое государство лекция. Картинка про Что такое государство лекция. Фото Что такое государство лекция

Решите автоматически заполняемый кроссворд

Источник

Конспект темы «Государство. Его признаки, функции. Формы государства»

Выбранный для просмотра документ Государство, его функции и формы.docx

Государство, его функции

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле : государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории.

В узком значении : государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.

Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

— суверенитет – полномочия верховной власти внутри страны и независимость на международной арене;

— монополия на легитимное применение силы;

— право на издание законов и иных нормативных актов.

Теории происхождения государства :

1) Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен) : рассматривает государство как продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблима.

2) Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер) : государство рассматривается как большая разросшаяся семья, где глава государства является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным и заботится об их благополучии.

3) Договорная теория происхождения государства (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) : государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. Государство, в свою очередь, должно следить за порядком в обществе.

4) Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович) : государство возникает как аппарат для управления порабощенными народами и территориями.

5) Органическая теория (Г. Спенсер) : государство – организм, продукт социальной эволюции. Подобно естественному отбору в природе выживают наиболее приспособленные государства.

6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) : объясняет происхождение государства социально-экономическими причинами.

Государство играет очень важную роль в общественной жизни и выполняет определенные функции.

экономические : установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; непосредственное осуществление экономической деятельности;

фискальные : установление и сбор налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; контроль за денежным обращением;

социальные : установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, пособия); обеспечение занятости; развитие здравоохранения;

правоохранительные : охрана прав и свобод граждан; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; профилактика правонарушений;

экологическая : принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

функция развития культуры, науки и образования : государственная поддержка; обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и др.

основные направления деятельности государства на международной арене:

— использование вооружённых сил для решения внешнеполитических задач государства;

— дипломатическая деятельность для реализации геополитических и глобальных интересов страны;

— стимулирование международной экономической деятельности, защита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;

— интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях.

Форма государства это организация, устройство и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя три элемента: форма государственного правления; форма территориально-государственного устройства; форма государственного (политического) режима.

форма государственного устройства, т.е. деление государства на составные части

унитарное; федеративное; конфедеративное

1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов. По форме правления государства делятся на монархии и республики:

М онархия (греч. «единовластие») – форма правления, в соответствии с которой источником и носителем государственной власти является один человек, занимающий престол по праву рождения (принадлежности к правящей династии). Разновидности :

— монарх выполняет функции реального главы государства;

— существуют парламент и правительство как высшие органы власти;

— некоторые члены парламента назначаются монархом;

— правительство несёт ответственность лично перед монархом;

Признаки парламентской монархии :

— власть монарха ограничена парламентом;

— парламент избирается народом;

— правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

— правительство несёт ответственность перед парламентом;

— действует принцип разделения властей;

Р еспублика (лат. «общественное дело») – форма правления, в соответствии с которой источником и носителем государственной власти является народ и выборные органы – парламент и президент. Разновидности :

— президент возглавляет исполнительную власть, нет поста премьер-министра;

— правительство несёт ответственность перед президентом;

— действует принцип разделения властей;

— у президента нет права роспуска парламента, а у парламента – права смещать правительство;

— парламент может использовать механизм импичмента – отрешения президента от власти.

— президент избирается парламентом и выполняет представительские функции, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства;

— исполнительная власть возглавляется премьер-министром;

— главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделён широкими полномочиями;

— правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом;

— парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент. (Франция, Финляндия. Россия)

2) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права. Его формы: унитарное, федеративное государство и конфедерация.

а) унитарное государство – это территория, разделённая на административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство представляет собой единое образование с общими для всей страны органами законодательной и исполнительной власти, единой судебной системой и конституцией. Разновидности:

— централизованное государство (Великобритания, Швеция, Дания) – отсутствуют выборные органы на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать вопросы местного значения; функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.

— децентрализованное государство (Франция, Италия, Испания) – предоставляет крупным регионам широкую автономию: они имеют собственные парламенты, правительства и административно-управленческие структуры, однако, в отличие от субъектов федерации, их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в финансовую зависимость от центра.

б) ф едеративное государство – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Субъектами федерации могут быть штаты, республики, провинции, кантоны и др. Признаки:

— территория федерации состоит из территорий её субъектов;

— верховная власть принадлежит федеральным органам, но компетенции федеральных органов и органов субъекта разграничены конституцией;

— субъекты обладают правом иметь свои органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

— двухпалатный парламент – существует палата, представляющая интересы субъектов парламента. (США, Россия, Канада, Бразилия, Австрия, Германия)

3) Политический режим – совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, обеспечивающая функционирование его политической системы. Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, которое определяет степень свободы личности, даёт представление об основах системы власти. Выделяют демократические и антидемократические политические режимы.

Типы антидемократических политических режимов :

централизованный контроль экономики : плановая экономика признаётся как наиболее рациональная и эффективная.

Предпосылки возникновения тоталитаризма :

глубокий кризис экономической и всей общественной жизни государства;

«догоняющая» форма развития: тоталитаризм устанавливается в странах «второго эшелона», то есть таких, которые вступают в экономическое «соревнование» с развитыми капиталистическими странами, что требует значительного сосредоточения экономических ресурсов в промышленном производстве;

нестабильная внешнеполитическая обстановка.

а) Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, устранение частной собственности и всякой автономии личности. Но социалистической системе присущи и гуманные политические цели, несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации.

б) Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, претендующее на становление «народной души», обеспечение коллективной идентичности на этнической почве. Впервые был установлен в Италии в 1922 году.

в) Национал-социализм возник в Германии в 1933 году, его цель – мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессия направлена против классового врага в своём государстве, то в национал-социализме – против других народов.

2) Авторитарный режим (лат. autoritas – «власть, влияние») – режим, характеризующийся монополией на власть какой-то одной партии, группировки, отдельного лица или социального института. Основные черты авторитаризма:

автократизм (самовлатие) – небольшое число носителей власти (один человек или группа лиц);

неограниченность власти – власть может править с помощью законов, но она принимает их по своему усмотрению;

— опора на силу – в случае необходимости власть может принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики – недопущение политической оппозиции и конкуренции, возможно существование ограниченного числа партий и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

невмешательство в неполитические сферы – отказ от тотального контроля над обществом;

цензура над средствами массовой информации – разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе в целом;

— закрытая система отбора политической элиты – политическая элита формируется назначением «сверху», а не в результате конкурентной борьбы на альтернативной основе во время выборов.

Причины сохранения авторитаризма :

сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные формы социальной жизни;

сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры;

значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения (буддизм, ислам);

неразвитость гражданского общества.

Виды авторитарных режимов :

а) партийные режимы – монопольная власть какой-либо партии или политической группировки ( правление аристократических групп в Марокко, Непале; семейные группировки в Гватемале; сплочённая политическая «команда» в Белоруссии );

б) военно-диктаторские режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, распространением коррупции, снижением социальной активности граждан ( большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания );

в) теократический режим – сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана ( Иран после революции 1979 г. );

г) национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в политической элите национальной группы; в этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп ( Узбекистан, Туркменистан, Казахстан );

д) конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы ( современная Мексика );

е) деспотический режим – высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры;

ж) персональная тирания – власть принадлежит лидеру, и отсутствуют её сильные институты ( режим С. Хусейна в Ираке, режим М. Каддафи в Ливии ).

Д емократический режим – способ функционирования политической системы, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Эволюция значения термина «демократия» :

2) Либеральная теория демократии ( Т. Гоббс, Дж. Локк ): рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.

3) Теория прямой демократии ( Ж.-Ж. Руссо ): отрицает принцип представительности, демократия – прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.

4) Элитарная теория демократии (И. Шумпетер, В. Парето, Г. Моска) : исходит из того, что общество изначально делится на тех, кто управляет (элита) и тех, кем управляют. Элита выполняет функции представительства интересов большинства населения.

6) Теория партиципаторной (соучастие) демократии ( К. Пейтман, К. Макферсон) : признаёт необходимость участия широких слоёв населения не только в выборах и референдумах, но и непосредственно в политическом процессе – подготовке и принятии политических решений и контроле над их выполнением.

Условия для возникновения и существования демократии :

1) экономические условия – частная собственность, принадлежащая широкому слою собственников и защищённая законом;

2) социальная основа – сложившийся и осознающий свои интересы средний класс, составляющий большинство населения страны;

3) политические предпосылки – плюрализм мнений, многопартийность, разделение властей;

4) духовная основа – широкий доступ к культуре, образованию, информации всех слоёв населения.

Характерные черты демократического политического режима :

реализация принципа разделения властей;

выборность ветвей власти путём всеобщих прямых выборов при тайном голосовании;

высокая степень развитости гражданского общества;

политический и идеологический плюрализм;

наличие легальной оппозиции;

наличие независимых СМИ;

правовая гарантия политических прав и свобод.

максимальная степень свобод способна повлечь за собой потерю нравственных ориентиров, культурную деградацию и как следствие – беззаконие и тиранию, поэтому демократия возможна лишь в условиях развитого правосознания всего общества;

политические лидеры могут использовать различные способы манипулирования общественным мнением в своих корыстных целях, избежать этого можно при условии открытости политических процессов, а также активности, самостоятельности и развитой правовой культуры граждан;

подчинение меньшинства большинству создает возможность тирании большинства, во избежание чего предусматривается делегирование полномочий государственного правления небольшому числу граждан, избираемых всеми остальными;

информационные технологии, с одной стороны, создают новые каналы связи общества с институтами власти, с другой – обеспечивают возможность тотального контроля над гражданами.

Полиархия – тип политического правления в современном обществе, который характеризуется высокой терпимостью по отношению к оппозиции, а также относительно широкими возможностями влияния граждан на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.

Главный принцип демократического режима: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *