Что такое государство сущность признаки

Понятие государства, его сущность и социальное назначение.

Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки

Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки

Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Признаки государства: 1) Наличие публичной власти и её аппарата

а) гос. власть является политической властью и имеет публичный характер (её назначение – управление обществом),

б) гос. власть осуществляют органы государства, которые образуют государственный аппарат.

2) Территориальная организация населения и публичной власти

а) гос. власть распространяется на всю территорию страны и ее население.

б) само государство и его органы образованы по территориальному принципу.

3) Наличие государственного суверенитета

Суверенитет— это свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики.

Таким образом суверенитет имеет две стороны:

— внутреннюю (верховенство власти);

Главное свойство суверенитета: полнота, единство и неделимость.

На одной территории не может быть двух суверенных властей. Гос. суверенитет принадлежит только одному субъекту – государству.

Существуют также национальный суверенитет (право нации на самоопределение) и народный суверенитет (верховенство народа в государстве).

а) государство управляет обществом с помощью права, т.е. путем принятия и применения правовых норм.

б) само государство юридически оформлено правом (в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система гос. органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их формирования, порядок их деятельности).

5) Наличие государственной казны

Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.

Различают два основных подхода к сущности государства:

1. классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти

2. общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части.

Есть и иные мнения о сущности государства:

Инвариантом теории элитарной демократии являются представления о сущности государства, которые развивались авторами теории технократического государства. Среди них следует выделить американских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления общества на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами становятся знания и информация.

Значительно дальше в социальной обезличенное государственной власти пошел американский исследователь К. Дойч, использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движение государства к осуществлению поставленных общезначимых целей происходит на основе поступающей из общества информации, в соответствии с которой происходит коррекция политического курса правительства Там же: с. 207. Так, благодаря «обратным связям» государству удается обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе.

Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки

Б.А. Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.

Л. Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

Социальное назначение государства

Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• либеральная Ее идеологическую основу составляет идея оправдания социальной дифференциации в обществе. Имущественное неравенство расценивается как вполне естественное и нормальное явление. Главная же миссия государства заключается в том, чтобы через гибкую налоговую политику осуществлять перераспределение доходов, в то же время предоставляя компенсацию тем слоям, которые в ней нуждаются. Примером является Германия.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Источник

Понятие, сущность и признаки государства

2.1 Понятие и основные признаки государства

Определение:

Государствоэто суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

Основные признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

2.2 Сущность государства и ее проявления

Сущность–это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет его качественное своеобразие, все стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Существует два основных подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

С точки зрения классового подходасущность государства в том, что оно есть аппарат подавления эксплуатируемых классов господствующим классом. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), но не может объяснить сущность современных государств. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

С точки зрения общесоциального подходагосударство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех сущностными характеристиками государства:

1. Государственная власть;

3. Политический режим государства.

2.2.1 Государственная власть

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть– это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме);

власть имеет волевой характер, т. е. это проявление человеческой воли. Воля – это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;

всякая власть обладает определенными средствами для осуществления.

Государственная властьотличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт:

– монополия на издание общеобязательных велений;

– монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

– всеобъемлющий характер (универсальность), т. е. государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;

– возможность законно применять принуждение;

– прерогатива государственной власти, т. е. возможность разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;

– структурированность государственной власти, т. е. Ее проявление вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;

– наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.);

– монополия на правотворческую деятельность;

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности, государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности. Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Следует различать легитимность и легальность. Легальность(формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами.

Легитимностьхарактеризуется тремя моментами:

– истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

– преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов).

Выделяют три вида (теории) легитимности(которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа):

2.2.2 Суверенитет государственной власти

Суверенитет– это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти:

– наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

– наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет – это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

– государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

– никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

– государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

– государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

– государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

2.2.3 Политический режим. Виды политических режимов

Политический режим– это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Также, под политическим режимомпонимают организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

В основе политического режима лежат два принципа:

Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

• равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

• государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

• взаимная ответственность личности и государства;

• наличие свободы выбора варианта поведения;

• наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

• действует общедозволительное регулирование в праве.

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

• диктат государства и его органов;

• наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

• односторонняя ответственность личности перед государством;

• разрешительный тип регулирования в праве.

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

Для тоталитарного политического режимахарактерно:

• стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни;

• моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной;

• наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

• сращивание партийного и государственного аппарата;

• монополия в сфере экономики;

• отсутствие политического плюрализма;

• применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Для авторитарного политического режимахарактерно:

• наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

• отсутствие единой политической партии;

• законодательная власть подчинена исполнительной;

• допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

• граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Предпосылки для формирования демократии:

• наличие различных форм собственности, и прежде всего частной;

• экономическая свобода товаропроизводителя;

• высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов.

Чертыдемократического политического режима:

• парламентаризм и разделение властей;

• наличие политического плюрализма в обществе;

• наличие гарантированных прав и свобод;

• равенство всех перед законом;

• легитимность государственной власти.

Следует подробнее остановиться на принципах парламентаризма и разделения властей.

В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти.В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов.Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.

Законодательная власть:

• в ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства;

• осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве;

• в руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности;

• может поставить вопрос об отставке правительства;

• принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть:

• обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа);

• обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом);

• обладает правом роспуска парламента;

• получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства, т. е. передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу.

Судебная власть.

• осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов;

• рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции);

• рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей). Парламентаризм– это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства. Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

• осуществление контроль за расходованием бюджета;

• осуществление контроля за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

• установление правовых основ организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

• верховенство парламента в системе органов государства;

• профессиональной основа работы парламента;

• неприкосновенность депутата парламента;

• отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.

2.3 Классификация современных государств и их разновидности

С точки зрения логики, типология представляет собой прием познания, в основе которого лежит расчленение множества виды с помощью некоторого основания (признака), а также обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

Типология государств осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства– это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический.

Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.):

Источник

Основные признаки государства

Что такое государство сущность признаки. Смотреть фото Что такое государство сущность признаки. Смотреть картинку Что такое государство сущность признаки. Картинка про Что такое государство сущность признаки. Фото Что такое государство сущность признаки

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

К внешним функциям государства относятся:

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *