Что такое гото предестинация
В гости на парусник «Гото-Предестинация»
Этот корабль — музей пришвартован на воронежском водохранилище с 2014 года. Стоит на Адмиралтейской набережной.
С того времени как корабль тут установлен он стал таким же символом города как и знаменитый кот с улицы Лизюкова. Помните этот советский мультфильм?
В 2016 году когда мы тут побывали, два вышеуказанных символа столицы Черноземья номинировались и прошли во второй тур в качестве изображений на 200 и 2000 рублёвых купюрах.
Почему такое странное название?
Гото Предестинация означает «Божье предвидение», от нем. Gott и лат. praedestinatio.
Это точная копия русского линкора времён Петра I.
Судостроительно-судоремонтный завод Павловска выиграл тендер на постройку корабля.
Строительство верхней деревянной надстройки корабля было выполнено на петрозаводской верфи деревянного судостроения «Варяг».
Материал из которого построен линкор тот же, что использовался для постройки оригинала — столетние сосна и дуб.
Интересно, что строили его при существующих технологиях более 3-х лет, в то время как оригинал времён Петра строился менее 1,5 года.
интересно, что современный корабль не просто макет древнего судна, но вполне на плаву.
Правда выходил он в Воронежское «море» лишь единожды, в день открытия музея.
Входной билет на момент декабря 2016 года стоит недорого, всего 200 рублей.
Для пенсионеров и школьников скидка 50%.
Экскурсии проводятся крайне нерегулярно, в зависимости о погодных условий.
Но нам повезло. В этот день на «море» было спокойно, штиль.
Поднимемся же вместе на борт.
До этого момента я побывал внутри подводной лодки, на научно — исследовательском судне в Калининграде, а также на атомном ледоколе «ЛЕНИН» в Мурманске.
Но этот корабль-музей в Воронеже мне понравился больше предыдущих судов.
Судите сами.
Посмотрите как красиво оформлялись деревянные корабли средневековья.
Деревянные элементы отделки это нечто.
Богатой была и внутренняя отделка «Гото Предестинации».
«По сведениям Корнелиса де Брюйна по сравнению с другими кораблями этот корабль «блистал … всеми украшениями», а капитанская каюта корабля была обита ореховым деревом.
А вот мнение о корабле голландского посланника Ван-дер-Гульста, которое он сообщил в своём донесении Генеральным Штатам после спуска «Гото Предестинации»: «…корабль сей весьма красивый… Остальные же стоят не много…«»
Сведения взяты мной из Википедии, а Вики почерпнула, соответственно, из других официальных источников.
Раньше элементы деревянных кораблей я уже видел в музеях
Но то элементы, а тут я сам хожу по всему судну.
Верх корабля сделан из карельского леса, а низ — металлический. Это единственное отличие от оригинала.
Деревянная часть корабля построена согласно акварелей Питера Бергмана, написанных в 1700 году.
Акварели Бергмана, фото из интернета.
Заходим в каюту капитана, что находится на корме линейного корабля, на уровне верхней палубы.
Здесь жил капитан, но функции помещения этим не ограничиваются.
Капитан корабля отдыхал в специально отведённом углу.
Вот макет местности, когда строился корабль во времена Петра.
С тех пор только храм так же стоит как тогда. Всё остальное изменилось.
В конце XVII века возникла необходимость строительства военного флота на южных рубежах страны в связи с подготовкой к войне с Османской Империей. России были нужны выходы к морям.
В это время в Европе начинается подготовка к борьбе за испанское наследство.
Следовательно союз России заключенный с Австрией и Венецией против Османской Империи распадался.
В таких условиях Петр выбрал приоритетным северное направление и борьбу со Швецией.
Да и легче было выйти из Финского залива в океан, а Босфор всё равно бы турки закрыли (как и сейчас закроют, если что).
Корабль строился с 1698 года, в 1700 торжественно спущен на воду.
Проект корабля разрабатывал и утверждал сам царь Пётр.
Построен под руководством молодого корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева.
Федосей Скляев со своим товарищем Верещагиным были посланы в Венецию учиться у местных корабелов. Всего месяц длилась их учёба. И вот царь требует их обратно для строительства «Гото Предестинации».
По дороге в Воронеж друзья корабелы ввязались в пьяную драку и избили двух солдат Преображенского полка, за что были высечены по приказу князя Ромодановского и посажены под арест.
Освобождены они были по ходатайству самого царя:
«… В чём держат наших товарищей Скляева и Лукьяна?! … Зело мне печально! Я зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем мастерстве, а ты изволил их задержать. Бог тебя судит! Истинно никого мне здесь нет помощников. А, чаю, дело не государственное. Для Бога освободи (а какое до них дело, я порука по них) и пришли сюды.»
Образец записи в судовом журнале самого Петра Великого.
Это был первый линкор построенный в России без участия западных корабелов.
В это время подходили к завершению сроки контрактов европейских мастеров. Они могли уехать на Родину не доведя строительства до конца, до спуска на воду кораблей.
Дошло до того что Пётр Великий под страхом смерти запретил жителям давать лошадей кому-либо из корабельных мастеров и рабочих или подвозить их на подводах без специального на то разрешения. Все окрестности были оцеплены заставами.
Нелегко в прежние века зарабатывались деньги западными мастерами в Московии!
А теперь всё больше наши мастера едут на заработки и жить на Запад.
Не без участи царя в конструкцию корабля были внесены изменения, так как он должен был ходить по мелкому Азовскому морю. Такие изменения в конструкции кораблей были применяться иностранными корабелами только в 1840-х годах.
Одновременно с «Гото Предестинацией» были заложены корабли «Черепаха» и «Великий галеас».
Эти два последних корабля строили иностранцы.
Но судьба кораблей построенных на верфях Воронежа и близлежащих верфях (липецкого края) несчастлива и печальна.
После неудачно проведённой нашими войсками русско-турецкой военной компании и по условиям Прутского мира они были проданы туркам.
У турок он стал носить название «Московский капудание». Службу он нёс в Эгейском море, но из-за слабого вооружения и небольших размеров в состав турецкого флота включён не был.
В 1718 году после Морейской войны с Венецией корабль был продан на слом.
Вот такая печальная судьба….
Вид из окна каюты капитана.
К сожалению на капитанский мостик проход закрыт, он расположен над каютой капитана.
Для меня было новостью что на таких кораблях капитанский мостик со штурвалом расположен на корме, а не на носу. Видимо так легче управлять, представлять траекторию движения и габариты корабля.
На других современных кораблях посещённых мною мостик и пульт управления находится впереди.