Что такое градостроительная политика
Градостроительная политика
Закон Российской Федерации от 14.07.92 N 3295-I, ст.1
Смотреть что такое «Градостроительная политика» в других словарях:
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Юридический словарь
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Энциклопедический словарь экономики и права
градостроительная политика — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Большой юридический словарь
градостроительная политика — строит. целенаправленная деятельность по управлению развитием и регулированию строительно инвестиционных процессов для формирования благоприятной среды обитания человека … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ — ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА … Юридическая энциклопедия
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ — (см. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
История Запорожья — Запорожский край, родная земля казачества, привлекает внимание краеведов и историков. Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья способствовали заселению края человеком с незапамятных времен[1]. Древнейшие стоянки… … Википедия
Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия
Хмельницкий, Дмитрий Сергеевич — Дмитрий Сергеевич Хмельницкий Дата рождения: 1953 год(1953) Место рождения: Москва Персональный сайт Дмитрий Сергеевич Хмельницкий … Википедия
Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Градостроительная политика
Методы градорегулирования.
Для того, чтобы предотвратить нежелательные диспропорции в процессах развития поселений и территорий, не допускать истощения природных ресурсов необходимо вносить коррективы и ограничения путем законодательных, нормативных и других действий.
Правовые методы градорегулирования включают законодательно установленные механизмы реализации градостроительной политики, регламентирование прав, обязанностей и ответственности органов управления всех уровней, субъектов градостроительной деятельности; правовое закрепление градостроительных стандартов и регламентов, порядка согласования и утверждения проектно-планировочной документации, а также санкций за нарушение законов.
Экономические методы градорегулирования включают налогообложение земли, платежи за территориальные и природные ресурсы, за выбросы (сбросы). Система налогообложения должна служить достижению четко обозначенных целей; поощрять эффективное использование ресурсов; содействовать получению значительных доходов; быть справедливой и доступной для общественного понимания; быть простой в эксплуатации, а уклонение от уплаты налогов должно быть невыгодным. Налогообложение должно находиться под контролем государства и корректироваться в зависимости от достигнутых результатов.
При управлении развитием поселений и территорий применяются также административные методы градорегулирования — решения, постановления, указания, ведомственные инструкции, правила и другие документы, принимаемые органами управления, не имеющие правового статуса, но обязательные для исполнения подведомственными организационными структурами.
Государственная градостроительная политика— принятая на государственном уровне система документов, определяющих цели, задачи и приоритеты градостроительного и территориального развития страны. Государственная градостроительная политика, являясь частью политики государства, подчинена целям общественного развития. Градостроительная политика направлена на создание градостроительными средствами среды обитания, благоприятной для жизни и безопасной для здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию; улучшение условий жизнедеятельности населения; развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры; охрану природных и историко-культурных ценностей; рациональное использование градостроительных и территориальных ресурсов.
Реализация государственной градостроительной политики должна быть обязательна для всех субъектов градостроительной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней.
Национальная градостроительная доктрина — документ, в котором зафиксированы основные положения градостроительной политики общества и государства на развитие городских и сельских поселений, систем расселения: принципы, стратегические направления, цели, приоритеты развития градостроительства.
Стратегическими направлениями развития градостроительства, то есть наиболее важными, нацеленными на долгосрочную перспективу направлениями, является:
1. Улучшение качественных характеристик формируемой материально-пространственной среды поселений, включая ее функциональную, экологическую, эстетическую составляющие.
Формируемая градостроительными средствами среда поселений нуждается в постоянном совершенствовании. Городские и сельские поселения нуждается в улучшении функционально-планировочной и композиционно-пространственной организации мест проживания, работы, отдыха населения, общественных центров, улучшении транспортной и инженерно-технической оснащенности, улучшении состояния окружающей среды, озеленения и благоустройства поселений. Развитие градостроительства в XXI веке связано с переходом от периода интенсивного территориального роста городов к периоду реконструкции уже освоенных городских территорий.
2. Наращивание экономического потенциала поселений, развитие их производственной базы, повышение инвестиционной активности.
Эффективно функционирующая экономика является необходимым условием развитие градостроительства. Производственный комплекс обеспечивает занятость населения, создает экономическую базу развития социальной инфраструктуры. Поэтому градостроительная политика должна способствовать развитию производственной деятельности, стимулировать привлечение инвестиций.
3. Наращивание культурно-духовного потенциала поселений, формирование
индивидуального облика и повышение эстетических качеств каждого поселения.
В поселениях сконцентрировано историко-культурное и духовное наследие народа. Наряду с охраной и рациональным использованием уже имеющихся ценностей важно, чтобы каждое новое поколение создавало новые культурно-духовные ценности. Важно развитие национальных, региональных и местных традиций в планировке и застройке городских и сельских поселений с учетом культурных, исторических, ландшафтных особенностей.
1. Улучшение технической оснащенности и повышение эффективности инженерных систем поселений. Жизнеспособность и комфортность поселений в большей степени зависит от надежных и эффективных систем транспорта и систем инженерной инфраструктуры. Магистральным направлением их совершенствования является обоснованное планомерное развитие исходя из условий ресурсосбережения и значительного уменьшения всех видов загрязнения окружающей среды. Развитие информационных технологий открывает новые перспективы совершенствования технической оснащенности поселений.
2. Повышение эффективности и обоснованности градостроительных решений. Принятие решений в градостроительстве опирается на проектно-планировочную документацию, прогнозы градостроительного развития, которые, в свою очередь, учитывают результаты градостроительных научных исследований. Для принятия эффективных и обоснованных градостроительных решений необходима достоверная информационная база, знание тенденций и закономерностей процессов градостроительного развития, изучаемых градостроительной наукой.
3. Повышение устойчивости формируемой среды жизнедеятельности населения.
Городские и сельские поселения взаимосвязаны друг с другом. Они образуют системы расселения, формируют зоны своего влияния, в пределах которых размещаются зоны отдыха городского населения, городские водозаборы, очистные сооружения, сортировочные станции, мусороперерабатывающие предприятия и другие объекты жизнеобеспечения городов.
Система целей развития градостроительства включает стратегические (долгосрочные) цели, определяющие общую направленность процессов градостроительного развития, и тактические (среднесрочные и краткосрочные) цели, детализирующие и конкретизирующие стратегические целевые установки применительно к решению практических задач.
Региональная и местная градостроительная политика.В рамках государственной градостроительной политики формируются региональная и местная градостроительная политики, в которых конкретизируются положения государственной градостроительной политики с учетом региональных и местных условий и предпосылок развития, определяются приоритеты развития каждого региона или поселения.
При реализации государственной градостроительной политики достижение общих целей осуществляется для разных регионов, поселений и территорий разными методами, с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, имеющегося демографического, природно-ресурсного, историко-культурного потенциала, экологической ситуации.
Инструменты реализации государственной градостроительной политики.Инструментами достижения поставленных целей развития градостроительства являются: законы, нормы, стандарты, регулирующие развитие поселений и территорий; программы и планы, направленные на реализацию поставленных целей; проектно-планировочная документация, детализирующая режимы и параметры развития поселений и территорий; информационное и научное обеспечение, позволяющие выявить закономерности процессов градостроительного развития и прогнозировать последствия тех или иных действий; деятельность государственных органов, осуществляющих оперативное управление развитием поселений и территорий; подготовка и переподготовка кадров, просветительская деятельность среди населения. Выбор средств определяется поставленными целями градостроительного развития.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Смотреть что такое «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА» в других словарях:
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Юридический словарь
градостроительная политика — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Большой юридический словарь
градостроительная политика — строит. целенаправленная деятельность по управлению развитием и регулированию строительно инвестиционных процессов для формирования благоприятной среды обитания человека … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Градостроительная политика — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития общества, национально этнических и иных местных… … Словарь юридических понятий
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ — ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА … Юридическая энциклопедия
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ — (см. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
История Запорожья — Запорожский край, родная земля казачества, привлекает внимание краеведов и историков. Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья способствовали заселению края человеком с незапамятных времен[1]. Древнейшие стоянки… … Википедия
Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия
Хмельницкий, Дмитрий Сергеевич — Дмитрий Сергеевич Хмельницкий Дата рождения: 1953 год(1953) Место рождения: Москва Персональный сайт Дмитрий Сергеевич Хмельницкий … Википедия
Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Государственная градостроительная политика
Государственная градостроительная политика − это целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды жизнедеятельности населения, устойчивого развития систем расселения, городов и иных поселений в соответствии с долгосрочными целями социально-экономического и пространственного развития страны с учетом исторически сложившегося расселения, природных, национально-этнических и иных местных особенностей.
Государственная градостроительная политика применительно к каждому из этапов долгосрочной стратегии конкретизирует систему мер, обеспечивающих реализацию целей и задач каждого этапа. При этом сроки предлагаемых мер ограничиваются ориентировочно 5−7-летним периодом, в пределах которого определяются конкретные параметры градостроительной деятельности, необходимые финансовые ресурсы и их источники, масштабы и адресность государственных заказов, конкретные сферы частно-государственного и частно-муниципального партнерства.
Деятельность государства в этой сфере включает систему правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих и иных мер, направленных на решение актуальных проблем и стратегических задач градостроительства. Она представляет собой систему целевых установок, методов и знаний, на основании которых участники процесса градостроительной деятельности − законодательная власть, исполнительная власть (в том числе органы градостроительства), судебная власть, научно-проектная сфера, инвесторы, организации и широкие группы населения (включая заинтересованные в принятии тех или иных градостроительных решений) − вырабатывают взаимоувязанные действия в сфере социально-экономических процессов урбанизации и в сопряженных областях, направленные на решение актуальных проблем градостроительного развития с учетом долгосрочных интересов страны.
Необходимыми условиями разработки и реализации государственной градостроительной политики должны быть ее комплексность, научная обоснованность и правовая обеспеченность, требующие:
− заинтересованных, мотивированных, солидарных и взаимосогласованных действий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий, организаций жилищно-коммунального комплекса, субъектов инвестиционно-строительной и других видов экономической деятельности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, профессиональных сообществ, граждан и их объединений;
− системного междисциплинарного, межотраслевого, межведомственного подхода – синтеза фундаментальных и прикладных научных знаний собственно градостроительной науки и смежных с ней дисциплин (архитектурной, строительных, инженерно-технических наук, экологии природы и экологии человека, социологии, экономики, географии, исторических и юридических наук, наук об управленческой деятельности), практического опыта представителей различных отраслей и видов деятельности, исполнительных отраслевых, территориальных и функциональных органов государственной власти, отраслевых подразделений органов местного самоуправления;
− взаимосогласованности правовых институтов, нормы и механизмы которых регламентируют или во многом определяют градостроительную деятельность и ее результаты – законодательство о градостроительной деятельности, прежде всего радикально переработанный Градостроительный кодекс, закрепляющий научно обоснованные направления градостроительной деятельности, о стратегическом планировании, об архитектурной деятельности, о природопользовании и охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия, о техническом регулировании, земельное, бюджетное и налоговое законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, жилищное, водное и лесное законодательство, законодательство о государственно- и муниципально-частном партнерстве, о местном самоуправлении, иное законодательство.
Необходимым условием реализации градостроительной политики Российской Федерации является создание институциональной среды, обеспечивающей и направляющей деятельность государства, общества и бизнеса на решение стратегических задач преобразования системы расселения, устойчивого развития поселений и создания в них безопасной, комфортной для жизни и привлекательной для бизнеса пространственной среды. Для этого необходимо:
1) укрепить государственные основы градостроительной политики Российской Федерации:
− общественно-политическую, социально-экономическую и культурно-историческую роль человеческих поселений;
− обязанность Российской Федерации проводить государственную градостроительную политику, ответственность органов государственной власти за результаты градостроительной политики;
− градостроительную деятельность и законодательство о градостроительной деятельности как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
− финансово-экономические основы и гарантии устойчивого развития городских и сельских поселений;
2) сформировать межотраслевой правовой институт комплексного развития систем расселения и территорий, обеспечивающий:
− стратегическое планирование развития систем расселения на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном (межмуниципальном и муниципальном) уровнях;
− устойчивое, сбалансированное развитие систем расселения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, двух и более муниципальных образований, в том числе агломераций Москвы, Санкт-Петербурга, других крупнейших агломераций;
− создание эффективных организационно-правовых форм и финансово-экономических механизмов разработки и реализации программ (проектов) комплексного развития территорий, требующих совместных, согласованных действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, частного бизнеса, жителей соответствующих территорий;
− создание финансово-экономических основ устойчивого, самодостаточного развития муниципальных образований. Внесение с этой целью необходимых изменений в законодательство о местном самоуправлении, бюджетное, налоговое, земельное и иное законодательство;
− создание единой национальной системы нормирования и контроля качества градостроительной среды – градостроительных стандартов и нормативов, индикаторов и критериев оценки и мониторинга качества градостроительной среды;
− совершенствование организационно-правовых форм и процедур диалога в процессе подготовки и реализации градостроительных решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, предприятий жилищно-коммунальной сферы;
3) совершенствование системы государственного управления, регулирования, мониторинга, контроля и экспертизы в области градостроительства, предполагающее:
− создание федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, научно-методическое обеспечение и реализацию градостроительной политики Российской Федерации, наделенного необходимыми для этого полномочиями и ресурсами;
− принятие государственного правового акта, устанавливающего общие принципы и стандарты для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ответственных за развитие градостроительства;
− создание на базе ведущих научных, научно-проектных, проектных градостроительных учреждений и предприятий, в том числе Российской академии архитектуры и строительных наук, ее региональных отделений и академических институтов, системы федеральных центров аналитического, научно-методического и проектного обеспечения разработки и реализации градостроительной политики Российской Федерации;
4) совершенствование системы профессиональной подготовки (в том числе переподготовки, непрерывного профессионального образования) кадров в области градостроительства и градорегулирования;
5) создание единой (взаимоувязанной) информационной системы, включающей функции сбора, хранения и обработки результатов работ по инженерным изысканиям, картографическому обеспечению градостроительной и проектной документации, научным исследованиям, базам данных в виде Государственного фонда градостроительной информации.
Необходима разработка документов, служащих основой и ориентиром для решения вопросов территориального планирования, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе разработка:
1) Генеральной схемы расселения Российской Федерации;
2) схем комплексной пространственной организации и развития систем расселения федеральных округов, групп субъектов Российской Федерации, в том числе схем комплексной пространственной организации и развития города Москвы и Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, географических зон (Севера, приграничных территорий, иных зон);
3) схем комплексной пространственной организации и развития территорий субъектов Российской Федерации, включая проекты районной планировки;
4) схем комплексной пространственной организации и развития территорий агломераций, территорий групп муниципальных образований, формирующих межмуниципальные системы расселения;
5) генеральных планов городов и других поселений.
В целях эффективного и конструктивного взаимодействия при разработке и реализации градостроительной политики государства и обществанеобходимы:
1) совершенствование организационно-правовых форм, методов и процедур участия граждан и их объединений на всех этапах разработки, рассмотрения и мониторинга реализации градостроительных решений;
2) поощрение и стимулирование осуществления территориальными сообществами граждан локальных проектов и предложений по улучшению среды жизнедеятельности;
3) совершенствование организационно-правовых форм создания и функционирования негосударственных экспертных объединений, экспертных советов и рабочих групп при органах государственной власти, органах местного самоуправления.
В целях оценки результативности государственной градостроительной политики предусматривается формирование мониторинга. Для этого необходимо разработать систему индикаторов, нацеленных на объективное отражение наиболее существенных аспектов градостроительного развития с их обязательной увязкой с регулярно проводящейся статистической отчетностью.
В качестве основных индикаторов, отражающих влияние преобразований в области качества среды жизнедеятельности предлагается использовать ИЧР (индекс человеческого развития) − совокупный показатель уровня развития человека в стране. Наряду с ИЧР целесообразен показатель качества среды жизнедеятельности, который характеризует безопасную и комфортную среду для всех категорий жителей.
Первоочередные меры по реализации градостроительной политики
и градостроительной стратегии
В целях реализации градостроительной политики и градостроительной стратегии необходимо на государственном уровне:
− разработать, утвердить и обеспечить выполнение комплексного плана («дорожной карты») на 2015−2017 годы, включающего первоочередные мероприятия, реализующие возможность приостановки неблагоприятных изменений в системе расселения Российской Федерации и развитии городских и сельских населенных пунктов, представляющих угрозу безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию страны;
− разработать и утвердить долгосрочную градостроительную стратегию Российской Федерации, прогнозные основы и Генеральную схему расселения Российской Федерации, а также пакет необходимых для их реализации государственных программ и проектов;
− разработать и принять пакет федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих системную институциональную основу для решения задач градостроительной политики Российской Федерации.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).