Что такое графическая грамота
Урок «Элементы графической грамоты на уроке технологии»
Разделы: Технология
Тема: «Элементы графической грамоты на уроке технологии».
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация «Элементы графической грамоты на технологии» (Приложение 1), чертежные принадлежности, формат, тетрадь, ластик. Мел, доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие уч-ся и учителя.
2. Объяснение новой темы.
Чертеж – основной документ производства, который содержит сведения о форме, размерах изделия и материале.
Карандаши простые: Т, М, ТМ или Н, В, НВ.
Затачивают карандаш под конус 8 = 24 мм – для вычерчивания чертежа, «лопаточкой» – для обводки. (стр.8, рис. 14).
Бумага – белая, плотная, чертежная, клетчатая, миллиметровка, калька (прозрачная или полупрозрачная).
Угольник – для построения углов, бывают с разными углами 450-450-900, 300-600-900.
Циркуль чертежный (с иглой и карандашом) – для окружностей. Желательно иметь 2 циркуля с твердым и мягким графитом.
Линейка – деревянная, пластмассовая 30 см.
Резинка (ластик) – белую, мягкую. Можно разрезать по диагонали для удобства.
Формат – чертежный лист бумаги определенного размера, на котором выполняются и другие конструкторские документы.
Существуют форматы: А0 – 2 ватмана, А1 – ватман, А2 – полуватман, А3 – формат 12, А4 – альбомный лист.
Формат А4 является школьным, его размеры определены гостом 297х210мм.
Формат оформляется рамкой, которая ограничивает его поле и проводится сверху, снизу, справа – на расстоянии 5мм, а слева – 20мм. (стр.26, рис. 50 зарисовать в тетради)
В правом нижнем углу чертежа размещается основная надпись (штамп). (стр. 27, рис. 51):
Линии чертежа
Стандарт предусматривает типы линий, которые по начертанию бывают: сплошными, штриховыми и штрихпунктирными.
1. Основная сплошная толстая
– линия видимого контура, которой обводят чертежи она равна 1мм;
– для проведения выносных и размерных линий, штриховки (толщена по выбору);
– для проведения линий невидимого контура, толщена выбирается, длина штриха от 2 до 8 мм, а промежутки от 1-2 мм;
4. Штрихпунктирная тонкая
– для изображения осевых и центровых линий. Толщена определяется s2,3. длина штриха – от 5 до 30 мм.
Геометрические фигуры
Изображения предметов, деталей, зданий состоят из точек, линий, геометрических фигур.
Линии бывают – прямые и кривые, вертикальные – горизонтальные и наклонные.
По взаимному положению – параллельные и пересекающиеся.
Луч – прямая ограниченная точкой.
Отрезок – прямая ограниченная двумя точками.
Угол – два луча, выходящие из одной точки.
Замкнутые выпуклые ломаные и кривые линии образуют геометрические фигуры.
Геометрическая фигура (плоские) – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, они подразделяются на многоугольники и круги (круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.).
Геометрические тела (объемные) – замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями (шар, цилиндр, конус, параллелепипед и др.).
3. Практическая работа.
Начертить в тетради линии чертежа:
4. Домашняя работа.
Принести формат (альбом или бумагу для черчения, карандаш, циркуль, ластик, линейку, угольник.
Презентация по технологии «Основы графической грамоты»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Графика – понятная, удобная, экономичная, четкая и наглядная форма обмена информацией
Первый русский архитектор Федор Конь Появление чертежей связано со строительством городов.
Графика нужна людям разных профессий: Строителям Инженерам Столярам Токарям Учителям Школьникам
Виды графических изображений: Чертеж Эскиз Технический рисунок Сборочный чертеж Технологические карты
Эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба.
Чертеж – этоизображение предмета на плоскости, выполненное по определенным правилам.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки, с соблюдением пропорций на глаз.
Изготовление изделий, состоящих из нескольких деталей, заканчивается сборкой. Её выполняют по сборочному чертежу.
Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета к его действительным размерам
Практическая работа «Выполнение эскизов деталей машины»
Изготовление изделий, состоящих из нескольких деталей, заканчивается сборкой. Её выполняют, по техническому рисунку, а также по сборочному чертежу.
Выполнение эскиза рамки круглого карманного зеркала
Чертеж Эскиз 3) Технический рисунок Сборочный чертеж. Б) Условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. В) Изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. Г) Наглядное изображение предмета, выполненное от руки, с соблюдением пропорций на глаз. А) Изготовление изделий, состоящих из нескольких деталей, заканчивается сборкой.
Чертеж Эскиз 3) Технический рисунок Сборочный чертеж. Г) Условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. В) Изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. Б) Наглядное изображение предмета, выполненное от руки, с соблюдением пропорций на глаз. А) Чертеж, предназначенный для сборки изделий.
С а р т е м а и Т т т д т р ж е Л и р е а н Ч е С х и н а р и к а т а ь н е ф а ф Э с ш б н е р м е а с а с у о ж И у н р к М и н К н н р т Г и з Р о к И с т ы
Итог обыденной работы – Восторг волшебного полета! Все это – дивное явленье – Урок, рожденный вдохновеньем…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1413275
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по технологии на тему «Графическая грамота»(5 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
средней общеобразовательной школы №2
для слушателей в рамках КПК учителей технологии на базе Аркадакского района
Тема:« Основы чертёжной грамотности. Линии чертежа. Типы графических изображений. »
Выполнила: Фролова В.В. учитель технологии
МБОУ-СОШ№2 г.Аркадак, категория I
мастер-класса для слушателей в рамках КПК
Тема: « Основы чертёжной грамотности. Линии чертежа.
Типы графических изображений. »
Состав участников: слушатели КПК.
— распространениеи обобщение педагогического опыта ;
— ознакомление слушателей КПК с опытом работы в области
формирования понятий о чертеже, техническом рисунке, о типах линий,
масштабеи нанесении размеров путем прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов построения, приемов и форм
педагогической деятельности при проведении занятий.
— практические наработки учителя;
— практическая деятельность слушателей;
I . Теоретическое обоснование.
Для изготовления любого изделия необходимо знать, каковы его форма, размеры, как соединяются между собой детали. Ответы на эти вопросы можно найти на чертеже. (слайд 3, 4, 5 «Изделия и их чертежи») Вот мы видим маленькую шестеренку и рядом ее чертеж. А вот даже юбку нельзя пошить без чертежа. А тут огромная лодка и ее размеры на чертеже.
Тема урока (слайд 6 «Тема урока»). Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты
II . Практические наработки учителя.
Сегодня слушателям КПК в рамках мастер-класса будет показан урок в 5классе по теме «Основы графической грамоты.» (2часа). Я хочу представить на ваше обозрение систему своего опыта работы по развитию графических навыков у учащихся.
Характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей 5 класса, с которыми проводился данный урок.
В своей практике я использую интерактивную технологию. Процесс обучения мною строится как последовательная цепочка: восприятие нового, запоминание, воспроизведение, интерпретация полученных знаний на практике.
Я выбрала интерактивную технологию потому, что активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Создается проблема, активизирующая процесс познания, а ученик, поставленный в ситуацию поиска решения, демонстрирует результат своей познавательной активности.
Деятельность учащихся на уроке включает в себя накопление теоретического материала, познавательный процесс усвоения урочной темы и воспроизведение полученных знаний.
Актуализация знаний – проводится в форме беседы с использованием проблемных вопросов. Перед ребятами ставится вопрос: как выполнить чертеж детали, чтобы отверстия были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, линии были определённой толщины.Путем обсуждения учащиеся приходят к выводу, что для выполнения чертежа таких деталей необходимо знать линии чертежа и их начертание
Введение новых знаний – учащимся дается представление о линиях чертежа, о простановке размеров на чертежах, о применении масштаба. Учитель совместно с учащимися выполняет работу на доске, а ученика в тетради.
Весь процесс выполнения этой работы нацелен на развитие познавательной активности учащихся, основанного на применении запаса теоретических знаний и практических навыков.
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний – после того как первичные навыки деления окружности были получены, учащимся предлагается задача, требующая мыслительной активности. На данном этапе используется личностно-ориентированный подход, т.е. учащимся предлагается задание-построить несколько линий.
Завершающим звеном является выполнение линий чертежа по видеоролику и используя таблицу «Линии чертежа»
III .Практическая деятельность. Практическая работа «Построение линий»:
Вступительный инструктаж учителя:
Учитель проводит инструктаж, проверяет организацию рабочего места.
Практическая работа, которую вам предстоит выполнить, называется: «Ознакомление с типами линий»;
Работу вы будете выполнять по видеоролику, который увидите на экране;
В результате работы вы получите такой чертеж (образец выполненной работы демонстрируется на экране);
Работу вы будете выполнять на уже оформленных листах бумаги, используя линейку и карандаш. Вам раздают учебное пособие «Типы линий». Изучите его и используйте его при работе.
Самостоятельная работа учащихся по видеоролику.
Учитель контролирует работу
Алгоритм построения.
1.Провести основную сплошную толстую, сплошную тонкую, штриховую,
штрихпунктирную, штрихпунктирную линию с двумя точками
2.Линии выполняются на одном уровне.
Формирование умений и навыков.
Эта часть урока носит репродуктивный характер, требующая четкого воспроизведения демонстрируемого построения.
В заключительной части подводится итог урока.
— На сегодняшнем занятии мы с вами овладели простейшими навыками построения основных линий чертежа.
Далее учащимся предлагается ответить на вопросы.
Рефлексивная карточка учащихся.
Понятны ли мне правила выполнения основных линий чертежа? строения?
Достиг ли я цели учения?
Мне этот материал нужен для дальнейшей учебы?
Основы графической грамоты
Презентация по технологии для 5 классов по учебнику Е.С. Глозман
Просмотр содержимого документа
«Основы графической грамоты»
5 класс. § 3. Основы графической грамоты
Борисов Владимир Владимирович
Графика — понятная, удобная, экономичная, чёткая и наглядная форма обмена информацией.
С древнейших времён люди использовали графику, они изображали на рисунках уклад жизни, охоту, рыбалку, природу, животный мир.
Развитие науки и техники привело к необходимости в обмене технической информацией, например при строительстве домов или создании новых машин. Для этих целей стали использовать чертежи — один из видов графических изображений.
Во время правления Петра 1 (1689—1725) техническая графика достигла расцвета. Строительство кораблей требовало точных и сложных чертежей, и в 1686—1751 гг. стали применять три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту.
Графика нужна людям разных профессий: строителям, инженерам, столярам, токарям, учителям. Школьники используют графику при изучении математики, географии, физики, информатики, технологии.
Их можно выполнить от руки, с помощью чертёжных инструментов и принадлежностей или используя специальные компьютерные программы.
Любое изделие — шариковая ручка, мотороллер, машина, дом, компьютер создаётся по чертежам.
Чертёж — это изображение детали, изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала.
Масштаб – это отношение линейных размеров изображения детали к её действительным размерам.
Масштабы изображений и их обозначения на чертежах всех отраслей промышленности и строительства устанавливает межгосударственный стандарт (ГОСТ). На чертежах используют следующие масштабы:
*натуральный масштаб 1 : 1 (один к одному);
*масштаб увеличения — 2: I; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 10 : 1 и т. д.;
*масштаб уменьшения — 1 : 2; 1 : 2,5; 1 :4; 1 : 5; 1 : 10 и т. д.
Каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём указывают действительные.
Эскизом- называется изображение предмета, выполненное от руки без точного соблюдения масштаба, с сохранением пропорций всех элементов изделия.
Технический рисунок так же, как и эскиз, выполняют без чертёжных инструментов, однако он представляет собой
— объёмное изображение детали.
Стандартом называется документ, который устанавливает единые для нашей страны правила выполнения и оформления чертежей и других технических документов. Межгосударственные стандарты (ГОСТ)
Для того чтобы создать наиболее полное представление о форме детали, на чертеже показывают несколько её видов. Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон.
Главный вид (направление взгляда А)
Вид слева (направление взгляда Б)
Вид сверху (направление взгляда В)
Виды детали «стенка»
На чертеже эти виды называются: главный вид 1, или вид спереди, вид слева 2 и вид сверху 3. Их изображают с указанием размеров ( в миллиметрах ), видимых и невидимых линий.
Чертёж детали «призма»
Линии оформления чертежа:
Сплошная толстая основная:
Это линии видимого контура
Линии оформления чертежа:
Это размерные и выносные линии:
Линии оформления чертежа:
Линии оформления чертежа:
Это линии невидимого контура:
Линии оформления чертежа:
Это осевые и центровые линии:
Линии оформления чертежа:
Штрихпунктирная с двумя точками:
Это линии сгиба на развёртках:
Линии оформления чертежа:
Линии оформления чертежа:
Ø – это диаметр окружности
S – это толщина детали
Закрепление учебного материала
Прочитайте чертёж. Заполните таблицу.
Закрепление учебного материала
Как называются виды, обозначенные буквами:
Как называются линии, обозначенные цифрами:
сплошная толстая основная (линия контура)
сплошная тонкая (выносная)
штриховая (линия невидимого контура)
сплошная тонкая (размерная)
Закрепление учебного материала
Выполните в рабочей тетради эскиз или технический рисунок детали из древесины, изображённой на рисунке, в масштабе М 1:4.
Закрепление учебного материала
Укажите стрелками, что означают линии или надписи на чертеже.
Штриховая линия невидимого контура
Центр отверстия на чертеже
Линия видимого контура детали
Масштаб «один к двум»
Размерная или выносная линия
Линия или надпись на чертеже
Правила выполнения и оформления графической документации:
Построение таблицы-штампа в рамке
Выполнить эскиз или технический рисунок детали из древесины
Закрепление учебного материала
Проверь себя. Верны ли следующие утверждения?
1.Графическая документация – это чертёж, эскиз и технический рисунок
2.Контуры детали на чертеже изображают сплошными тонкими линиями
3.Запись М 4:1 на чертеже означает, что изображение детали на чертеже в 4 раза больше действительного
4.Эскиз детали выполняют карандашом по линейке
5.На чертеже следует обязательно изображать три вида детали
— Попробовать выполнить на компьютере эскиз несложной детали из древесины, распечатать его и вклеить в рабочую тетрадь или поместить в портфолио.