Что такое графическая техника рисования
Графика: ее суть, виды и история. Известные художники-графисты
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.
Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.
При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.
Виды графики, классификация
Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.
Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить. Актуальное деление таково:
Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида.
Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ. Необходимо выделить:
Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.
Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.
Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля).
К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.
Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов.
Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.
История графики
Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).
Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).
В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).
А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.
А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.
В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.
Известные художники-графики
Одним из величайших гравёров и художников-графиков мира считается гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Графика в его творчестве занимала важное место. Среди признанных шедевров мастера — серия гравюр «Апокалипсис», акварельный «Заяц», таинственная «Меланхолия».
Для работ Дюрера характерна ювелирная точность штриха, сочетающаяся с великолепной пластичностью.
Великие вещи в графических техниках создавали и другие знаменитые творцы. Характерные примеры:
Всемирное признание получили работы японских мастеров-графиков — воспевавшего красавиц Утамаро Китагавы, мастеров пейзажа Утагавы Хиросиге и Кацусики Хокусая.
Сейчас и гравюры, и эскизы старых мастеров высоко ценятся коллекционерами. Отслеживая лоты на онлайновых аукционах сайта VeryImportantLot, вы сможете приобрести уникальные произведения, которые могут стать вашей фамильной ценностью или инвестицией. Свою коллекцию можно пополнять и работами современных художников-графиков, с которыми можно связаться, используя функционал VeryImportantLot. Эти вещи интересно смотрятся в модных интерьерах и, что немаловажно, растут в цене.
ГРАФИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ
Значение материала. Материалы для рисования очень разнообразны и это разнообразие можно связать с общими задачами изображения. Натура, предмет, факт, событие или явление сами подскажут формат, материал и технику рисунка, поскольку техника рисования имеет прямое отношение к композиции, к средствам выражения, к материалу рисунка.
Выполняя в рисунке трёхмерные предметы, явления, события, нужно картинную плоскость, лист бумаги представить себе трёхмерным пространством, забыть о плоскости, о поверхности и видеть изображаемое в пространстве, где можно было бы двигаться мысленно совершенно свободно. Прежде нужно представить мысленно всю картину и, начиная от общего, строить её постепенно линиями, точками, пятнами. А, уяснив пространственные, конструктивные, динамические качества натуры наполнить массами и довести их до степени объёмов и пространственного положения, следя за тем, чтобы каждый штрих подчёркивал ту или иную характерную особенность, фактуру.
Работы, выполненные графитным карандашом, имеют сероватый тон с лёгким блеском. Рисунки карандашами «Ретушь» более насыщенные по тону легко растушёвываются, но плохо стираются резинкой. Итальянский карандаш даёт глубокий матовый бархатистый чёрный цвет, легко растушёвывается на бумаге. Рисовальный уголь обладает тёплым чёрным цветом. Легко ложится на бумагу, картон; растушёвывается от чёрного до светло-серого цвета, но плохо держится на бумаге и нуждается в фиксации. Соусом работают сухим и мокрым способом. Чёрный, серый и коричневый он обладает интенсивной красящей способностью, но слабо закрепляется на поверхности бумаги. Обычно кистью грубо моделируют форму и тон рисунка, а по сухому – растушёвкой и резинкой окончательно доводят рисунок или кистью наносят несколько слоёв до получения нужного тона, а затем, после высыхания, резинкой и растушёвкой выбирают светлые места. Сангиной выполняют рисунки в технике «гризайль» в различных оттенках одного цвета, растирая ваткой для получения более тонких и прозрачных слоёв. Пастель (мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков) обладает бархатистостью и матовостью цвета, но плохо удерживается на бумаге. Такие рисунки нуждаются в фиксации. Выполнять же их следует на шероховатой бумаге. Пастель любит тонированную бумагу.
Контурный рисунок или линейный рисунок имеет свои отличительные особенности и качества. Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия – это протяжённое движение карандаша, пера, кисти по бумаге. Они могут быть различными по интенсивности, характеру и назначению. Сплетаясь в разнообразные формы, линия может иметь самостоятельное значение. Она может быть тонкой, изысканной и кружевной, нежной и бархатистой. Линия в рисунке должна быть живой, интересной и динамичной. Уже в линейном рисунке можно передать не только форму, объём, характер предмета, его пространственное положение, но и эмоциональное состояние самого рисующего. Линия может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой. Через линию художник проявляет свой темперамент, настроение. Линия может быть легкой, воздушной и перспективно сокращаться в пространстве, обозначая глубину в рисунке; массивной, широкой – подчёркивая массу, выделяя передний план. Линия может стать самой поэтической частью рисунка, она руководит взглядом зрителя. Но линии не должны быть оторваны от форм поверхностей, а органически из них вытекать, помогать восприятию пропорциональности целого, гармонии общего относительно плавности строения фигуры, выражать пластические чувства. По своей начертательной ясности и пространственно-линейной чёткости контур незаменим в изобразительном сочинении, градация же поверхностей, образующих форму, их членение и объединение в одно целое, их анализ и синтез образуют живописную и экспрессивную игру форм.
Рис. 33. Линейный контурный конструктивный рисунок (студенческая работа)
Штриховой рисунок передаёт тон предмета, форму, различные направления объёмных масс, несёт в себе светотеневые градации, рефлексы, тоновое и цветовое напряжение. Штрих имеет несколько иное значение, чем линия. От линии отличается тем, что самостоятельное значение он имеет лишь в совокупности с другими штрихами. Кроме того, в рисунке присутствуют зигзаги и росчерки.
Рисующему необходимо заботиться о выразительности линий, зигзагов, росчерков, штрихов, контуров, силуэтов. С помощью этих средств рисующий передаёт своё восприятие мира. Линия и штрих часто решают общие задачи, но часто меняются функциями или дополняют друг друга. Линия главным образом определяет границы формы. Штрих, являясь производным от линии, передаёт пятно, тон и самостоятельное значение и его качество определяется его количеством. Штриховой рисунок – совокупность коротких и быстрых движений руки (карандаша, пера…) Всё зависит от того, как рисующий использует эти средства художественной, рисовальной и творческой выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции берёт светлое и тёмное, как передаёт пространство и т. д.
Рис. 34. Штриховой рисунок (учебная работа)
Различные графические техники исполнения, применяемые на занятиях графической композицией в художественной школе (из личного опыта преподавателя)
Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в специальных учебных заведениях.
Разрабатывая тематические планы по композиции, я опиралась на действующие программы обучения, но при этом существенно их изменяя, перерабатывая, делая интересней, разнообразней, богаче.
Я предлагаю детям заняться графической композицией. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения.
Учебный предмет “Графическая композиция” является одним из предметов вариативной части и реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-3 классах. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю; самостоятельная работа – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю.
В каждом деле должна быть система, а в графике она тем более необходима. Система неизмеримо ускорит путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач. Весь курс графической композиции рассчитан так, что из класса в класс усложняются не только задания, но и техники исполнения (Приложение 1), (Приложение 2). В первом классе, наряду с традиционными техниками (акварель, гуашь), знакомим детей с рядом необычных, очень эффектных графических техник (монотипия, граттаж, акватушь). Это тем более необходимо сделать по ряду причин: детей нужно привлечь к длительному обучению в художественной школе, заинтересовать творческим процессом. В связи с тем, что у школьников в первом классе нет должных навыков в рисовании, как говорят “рука не набита”, их могут не удовлетворять конечные результаты собственной работы и, что хуже- разочаровать. А это недопустимо! Нужно очень бережно относиться к детской ранимой душе, вселить в детей уверенность в своих силах. А предлагаемые мною техники очень благодарные с этой точки зрения. И учебный процесс в первом классе, где преподаются основы теории художественных дисциплин, становится более увлекательным, не таким утомительным. Эти графические техники помогут скрыть недостатки еще неопытных рисовальщиков, а благодаря своим неожиданным эффектам, обогатить работу и, даже, превратить недостатки в достоинства.
На примере этих графических техник знакомим детей и с понятием “оттиска”. Особое внимание учащихся обратить на то, как форма отпечатка зависит от формы предмета, незаметно подвести к понятиям “прямого” и “зеркального” отображения предметов. Это необходимо для дальнейшего знакомства с гравюрой.
Описание техники “граттаж”.
Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина (можно натереть свечой). Затем, на всю поверхность широкой кистью наносят слой туши (гуаши). Когда тушь высохнет, острым предметом – скребком, ножом, гвоздем – процарапывают рисунок, образуя тонкие линии, штрихи (Рисунок 1). Именно контраст белых линий и черного фона делает эту технику похожей на гравюру.
Другая, не менее наглядная и эффектная техника – акватушь (от латинского слова aqua– вода).
Описание техники “акватушь”.
На листе плотной бумаги выполняется рисунок гуашью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок “проявляется” в емкости с водой (Рисунок 2). Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться интересный светлый рисунок со слегка размытыми контурами. Это вызывает со стороны учащихся кучу положительных эмоций, они с восторгом наблюдают за происходящим.
Описание техники “монотипия”.
На гладкой поверхности – стекле, выполняется рисунок краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности стекла с рисунком. Можно прокатать фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении (Рисунок 3). Существуют разновидности монотипии: диатипия (штриховая монотипия), монотипия масляными или гуашевыми красками, “свободная печать”. С этими вариантами монотипий я знакомлю учащихся последовательно в течение всего курса (Рисунок 4).
Во втором классе дети знакомятся непосредственно с гравюрой, которая выполняется на картоне. Можно разнообразить эту технику, выполнив одно задание методом аппликации на картоне, другое – методом прорезывания.
На всех этапах знакомства учащихся с графическими техниками особое внимание уделяю технике безопасности.
Но не нужно гнаться только лишь за внешними эффектами. Основные понятия курса композиции – замысел и картина. И все должно быть подчинено этому. Роль преподавателя – направлять на разумный выбор той или иной техники для данного задания.