Что такое графический дизайн кратко
Что такое графический дизайн и зачем он нужен
Английский — глобальный язык? Пф-ф! А вот с помощью графики даже трёхлетний японский карапуз легко поймёт немецкую бабушку.
Упаковки продуктов в вашем холодильнике, вывески и указатели на улицах, плакаты, флаеры и оформление ваших любимых пабликов в VK — всё это сделали графические дизайнеры. Каждый день нам на глаза попадаются сотни рекламных объявлений, брендированных продуктов и элементов визуальной коммуникации.
Графический дизайн — широкое понятие, затрагивающее почти все сферы нашей жизни и в реальном, и в цифровом мире. Давайте разберёмся, где он используется и какие функции выполняет.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Способ донести информацию
Мы по максимуму используем визуальное восприятие, чтобы ориентироваться в мире и выполнять рутинные дела.
Хотите дойти до супермаркета? Вам необходимы указатели на домах, стрелочки в Яндекс.Навигаторе или хотя бы вывеска с названием магазина, заметная издалека. Хотите почитать книжку? Нужно, чтобы графический дизайнер позаботился о подходящем шрифте и единообразии страниц. Собираетесь выступать перед аудиторией? Визуальное сопровождение поможет резюмировать всё самое важное.
Важная миссия графического дизайнера — упорядочивать хаос вокруг и раскладывать информацию по полочкам.
Вывески и указатели
Эти инструменты коммуникации нужны, чтобы человек сориентировался на незнакомой территории или понял, каких действий от него ожидают в конкретной ситуации. Иногда слова содержат всю необходимую информацию, тогда задача дизайнера — сделать надпись легко читаемой и приятной глазу.
Часто слова сопровождаются картинками: это нужно для структурирования разных сообщений, когда в них трудно ориентироваться. Человек гораздо быстрее охватит взглядом картинку, чем прочтёт несколько предложений. А иногда визуальный язык становится единственно возможным способом коммуникации: вывески в аэропортах, на международных конференциях и в туристических местах всегда дополняются изображениями.
Бывает, что слова вовсе не нужны. Например, в дорожных знаках. Все водители знают их значение и быстро ориентируются по картинкам: читать текст во время движения просто нет времени. В разных странах знаки могут незначительно различаться: дизайнеры трудятся над тем, чтобы сделать их максимально лаконичными, понятными, узнаваемыми. Это особенно важно, когда от участников дорожного движения требуется быстрая реакция.
Вывески, таблички и короткие инструкции окружают нас повсюду и помогают нам спокойно жить. Мы воспринимаем массу информации бессознательно — это работа графических дизайнеров, которая часто остаётся незамеченной.
Дизайн презентаций и инфографика
Перейдём к продуктам визуальной коммуникации, с которыми мы взаимодействуем осознанно. Таблицы, схемы, инфографика и презентации нужны, чтобы структурировать большой объём информации. Слушая выступление интересного спикера или читая инструкцию к стиральной машине, мы концентрируемся. Поэтому дизайн этих материалов может быть более детализированным, чем уличный знак.
Задача дизайнера при разработке инфографики или презентации — сделать язык картинок простым и понятным. Хорошие иллюстрации бывают эффективнее длинных текстов и понятны носителям любых языков.
Вёрстка книг, журналов и веб-страниц
Дизайн бывает и без картинок. Читая хорошую бумажную книгу, вы можете даже не догадываться, сколько часов дизайнер провёл за вёрсткой. Правильно подобранные шрифты, межстрочные интервалы, поля и переносы слов позволяют глазам меньше уставать.
Если вы думаете, что значение типографики преувеличено, полистайте дешёвые книги из девяностых годов: тогда процветала некачественная печать, строки на двух страницах одного листа не совпадали и просвечивали через тонкую бумагу. Читая такую книгу, вы быстро устанете.
В «цифре» есть свои нюансы: дизайнер заботится, чтобы вам не приходилось бегать глазами по большому экрану, чтобы абзацы отличались от межстрочных интервалов, а переход на новую строку не осложнял чтение.
Инструмент маркетинга
При упоминании Apple перед глазами всплывает надкушенное яблоко, а вспоминая Сбербанк, мы представляем себе зелёный логотип. Графический дизайн служит для узнаваемости брендов и их продвижения на рынке.
Фирменный стиль
У каждой серьёзной компании есть логотип. Однако понятие фирменного стиля гораздо шире: это набор цветов, шрифтов, паттернов и правил их сочетания между собой. Целый комплекс графических элементов позволяет поддерживать образ бренда.
Хороший фирменный стиль разрабатывается как минимум на пять лет, если компания планирует долго жить. Поэтому такая графика в меньшей степени подвержена влиянию трендов, чем реклама или веб-дизайн.
Дизайн фирменного стиля обычно представляют в формате брендбука. Это краткое руководство, в котором показаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, гармоничные сочетания цветов, шрифтовые пары и другие рекомендации. Также в брендбуках представляют дизайн основных носителей — он может иметь специфические особенности в зависимости от необходимой формы или размера.
Что дают логотип и фирменный стиль? Во-первых, они создают позитивный образ бренда в головах потребителей, сотрудников и партнёров. Во-вторых, они позволяют привести к единообразию все брендированные продукты и упростить текущие дизайнерские задачи.
Наружная реклама и полиграфия
Разработка рекламы — это более креативная область графического дизайна. Рекламные кампании меняются быстро, так что строгая лаконичность и планирование на годы вперёд здесь не требуются.
Цель рекламы — продать конкретный товар определённому сегменту целевой аудитории в заданные сроки. И первая задача на пути к этой цели — привлечь внимание зрителя, удивить его чем-то ярким и необычным, заставить задержать взгляд.
Дизайн рекламы — это маркер нашего времени, потому что он очень быстро меняется в зависимости от моды. Если вы посмотрите на фотографии двадцатилетней давности, архитектура или даже одежда людей могут выглядеть вполне современно, а плакаты и баннеры будут старомодными.
В рекламе используют модные графические приёмы и декоративные шрифты, чтобы выделить сообщение на фоне других. Но за счёт эксплуатации трендов реклама недолговечна, и каждый раз дизайнерам приходится искать новые способы удивить публику.
Продвижение в интернете
Среднестатистический городской житель не расстаётся с гаджетами. Если лет двадцать назад почти любой графический дизайн готовили под печать в типографии, сейчас это далеко не так. Рекламные баннеры на сайтах, оформление сообществ в соцсетях, лендинги и продающие сайты пользуются огромным спросом.
Не нужно быть гуру в технологиях, чтобы создавать красивые посты или рекламу для интернета. А вот при разработке целого сайта (этим занимаются веб-дизайнеры) пригодятся даже знания в программировании.
С одной стороны, интернет упростил работу дизайнерам: не нужно заниматься предпечатной подготовкой. С другой стороны, на первый план выходят другие важные критерии — например, размер файла и лёгкая читаемость картинки с любого экрана. Также интернет открыл для рекламы возможности анимации: моушн-графику активно используют и в соцсетях, и на сайтах.
Элемент цифровых и печатных продуктов
Графический дизайн помогает доносить до людей информацию и продвигать продукты. Но иногда он может являться непосредственно частью продукта. Посмотрите, что изображено на ваших обоях, любимой футболке или чехле смартфона. Технологии печати позволяют работать с любыми материалами, поэтому печатные принты заменили нам вышивку и роспись.
Теперь вспомните заставку с титрами к вашему любимому сериалу или меню приложения на телефоне, которым вы ежедневно пользуетесь. К этим продуктам графические дизайнеры тоже приложили руку.
Чем сложнее задача, тем больше компетенций требуется для работы. В широком смысле к графическому дизайну можно отнести и иллюстрацию, и 3D-моделирование, и анимацию, и веб-разработку. Все эти сферы связаны с созданием графики.
Многие дизайнеры обладают компетенциями в смежных областях, но объять всё невозможно. В узком смысле под графическим дизайном принято понимать создание статичной графики для печати или размещения в сети. Некоторые сужают свою специализацию ещё больше и занимаются тем, чем душе угодно, — например, исключительно логотипами или вёрсткой.
Хотите овладеть навыками для создания фирменного стиля, рекламных креативов и визуальных коммуникаций? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Графический дизайн
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Содержание
Применения термина
Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.
История
Наступление эпохи книгопечатания
Самой первой из известных нам напечатанных книг является буддистская священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных деревянных блоков в 868 г. во времена правления китайской династии Тан (618—906). В начале XI в. с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960—1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.
Мировые школы графического дизайна
Русский конструктивизм (1920-е годы), американская рекламная графика (1930—1950-е годы), швейцарская школа графики (1950—1970-е годы), польская школа плаката (1950—1970-е годы), японская школа плаката (1960—1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.
Всемирная организация по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).
Разделы графического дизайна
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
Графический дизайн становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.
Профессиональное компьютерное программное обеспечение:
Основные продукты графического дизайна
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
Галерея
Упаковка грампластинок, художник Г.Н.Васильев, 1958 год
Чем занимаются графические дизайнеры: самые востребованные специализации
Рисовать логотипы, делать сторис для Instagram, верстать презентации или оформлять бумажные книги? Разбираемся в направлениях графического дизайна.
Зачастую в небольших фирмах графический дизайнер — это человек-оркестр, который может заниматься и наружной рекламой, и соцсетями, и презентациями, а по совместительству иногда выполнять функции фотографа, веб-дизайнера и иллюстратора. Но в крупных компаниях, где над дизайном работают большие команды, приняты более узкие специализации.
Единого регламента нет: каждый работодатель волен по-своему сформулировать название должности и обязанности сотрудника на ней. Мы рассмотрим только основные направления и попробуем разобраться, в чём суть каждой работы и где требуются такие специалисты.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Создание фирменных стилей
Айдентика — огромный пласт графического дизайна. Новые бренды появляются каждый день, всем им нужны логотипы, фирменные шрифты, цвета и паттерны. Это серьёзная работа, которая идёт в тандеме с маркетологами и может растянуться на недели или даже месяцы.
В разработку фирменного стиля входит:
После утверждения фирменного стиля создаётся брендбук — буклет, в котором будут детально описаны визуальные решения, указаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, цветов, шрифтов и других элементов. Это нужно, чтобы дизайнеры в штате или в сторонних студиях, к которым будет обращаться компания, не нарушали корпоративную символику, работая над маркетинговыми коммуникациями, упаковками или веб-ресурсами.
В небольших студиях фирменным стилем может заниматься один человек, в более крупных над этим трудится целая команда. В частности, для отдельных задач могут привлекать дизайнеров из смежных областей: например, моушн-дизайнера для анимации логотипа или иллюстратора для создания сложного паттерна.
Хотите заниматься разработкой фирменных стилей? Записывайтесь на наш курс!
Работа с полиграфией
Несмотря на то что всё больше времени люди проводят онлайн, полиграфию не стоит сбрасывать со счетов. Наверняка вы каждый месяц достаёте из почтового ящика охапку рекламных листовок, а по пути от работы до дома видите десятки рекламных баннеров. И продукты вы покупаете не в прозрачных пакетах, а в коробках с яркими картинками. Наконец, есть бумажные книги — в частности, подарочные издания и детская литература, над которыми тоже трудятся графические дизайнеры.
Иногда возникают нестандартные ситуации, которые требуют от дизайнера дополнительной работы. Например, при печати на тонкой бумаге у макета может быть превышена предельно допустимая сумма краски: чтобы не порвать бумагу, нужно вручную уменьшать количество составных цветов, стараясь максимально сохранить исходный оттенок. Есть целый ряд подобных форс-мажоров, к которым полиграфист должен быть готов. Если речь идёт о работе в крупной компании, которая заказывает офсетную печать большим тиражом, ошибка дизайнера может повлечь огромные убытки.
Наружная реклама, флаеры, брошюры и сувениры
Проекты преимущественно краткосрочные. В задачи может входить коррекция фотографий, создание коллажей и иллюстраций, оформление текста.
Виды графического дизайна
Графический дизайнер — специалист, который «переводит» сообщения своего заказчика на язык визуальных образов. Например, клиент графического дизайнера — владелец юридической компании. Он хочет получить визитки, которые расскажут людям об ответственности, внимательности и добросовестности сотрудников и донесут до них контакты компании. Визитка — небольшой бумажный прямоугольник, на котором помещается мало текстовой информации. Задача графического дизайнера — придумать такую визитку, чтобы она рассказывала о компании заказчика с помощью логотипа, цветовой гаммы, формы, фактуры материала, шрифтов и расположения элементов.
Графические дизайнеры занимаются не только созданием визиток. В статье мы расскажем о направлениях и особенностях профессии дизайнера.
Маркетинговый графический дизайн
Чтобы убедить людей расстаться с деньгами, бизнесу нужна помощь графического дизайнера, который создает рекламу. Бизнесмены знают технические, физические и эксплуатационные свойства продукта, а 9 из 10 потребителей решаются на покупку на основе эмоций — или «картинки», которая попадается на глаза. Графический дизайнер заряжает эмоциями рекламную продукцию: открытки, флаеры, рекламу на транспорте, плакаты, баннеры, вывески и другое. Он помогает человеку, который видит рекламный посыл, почувствовать себя лучше через покупку товара.
Например, потенциальному покупателю дорогих часов хочется чувствовать себя серьезным, состоятельным и властным человеком. Для него графдизайнер нарисует баннер в «благородных» тонах. На фото будет стоять красивый, слегка небритый мужчина средних лет в идеально сидящем костюме с часами на руке на фоне небоскреба. Баннер повесят в торговом центре, чтобы привлекать посетителей в бутик с часами.
Для женщины, которой хочется купить новое платье и почувствовать себя самой красивой, дизайнер придумает плакат с улыбающейся стройной девушкой на фоне цветущего сада. Плакат прикрепят в магазине рядом с вещами, добавят табличку SALE, и коллекция платьев разойдется за неделю.
Графический дизайнер должен уметь продавать товар с помощью визуальных средств. Благодаря мастерству дизайнера реклама создает у человека чувство, что после покупки товара он станет таким, каким мечтает быть.
Дизайн упаковки
Упаковка не только защищает продукцию от пыли, царапин и неаккуратных грузчиков на складе. Она привлекает внимание и рассказывает о товаре то, что производитель считает нужным донести до людей.
Графический дизайнер делает упаковку товара модной, узнаваемой, приятной на ощупь, заставляет ее выделяться на фоне конкурентов.
Разработка фирменного стиля
Компания успешно продает продукцию, когда люди ее узнают и выделяют. Чтобы запомниться потребителю, производить приятное впечатление на деловых партнеров и привлекать хороших специалистов, компании нужен фирменный стиль или айдентика. Разработкой айдентики занимается графдизайнер. Его задачи — придумать, как визуально объединить такие элементы:
особенности применения шрифтов, фирменных цветов и логотипа на разных носителях.
Графический дизайнер помещает все эти элементы в каталог — брендбук. Он описывает особенности использования фирменного стиля так, чтобы любой заглянувший в брендбук понял, как заказать для этой компании полиграфическую продукцию, наружную рекламу, документы, сувениры, униформу для сотрудников, рекламу для транспорта и многое другое.
Графический дизайн издательской продукции
Книги, журналы, каталоги и другие издательские товары успешно «продадут» людям то, что в них написано и изображено, только при тщательно продуманном дизайне каждой детали. Одни книги не хочется выпускать из рук, другие лень листать дальше оглавления. Дело не только в полезности самого контента: цветовая гамма, иллюстрации, расположение элементов на обложке и страницах, размер и тип шрифта, плотность бумаги — все это должно быть приятным и вовлекающим. Чтобы создавать книги, которые покупают, дизайнеру-полиграфисту нужно знать стили графического дизайна и особенности восприятия информации с бумажных носителей.
Хороший графический дизайнер знает, как жанр литературы влияет на порядок просмотра элементов на странице, умеет создать продаваемые обложки. Он иллюстрирует текст так, чтобы картинки дополняли его и усиливали интерес, подбирает шрифты, создающие у читателей нужные автору эмоции.
Графический дизайн пространства
Дизайн пространства визуально соединяет людей с местом, где они сейчас находятся или видят это место на фото/видео. Графдизайнер, занятый созданием окружающей среды, делает среду запоминающейся, творческой, удобной для перемещения. Список объектов, которые он разрабатывает, выглядит так:
помещения и открытые пространства для проведения мероприятий;
открытые спортивные комплексы;
городскую среду: внешний вид и расположение фонарей, лавок, вывесок, бордюров, ограждений, фасадов зданий;
навигацию в общественном транспорте и в общественных помещениях.
Над созданием окружающей среды трудятся специалисты по разным видам графического дизайна. Например, разработкой городского парка с малоэтажными постройками займутся ландшафтный дизайнер вместе с архитектором, а информационные таблички и указатели для бизнес-центра доверят графическому и промышленному дизайнерам.
Дизайн пользовательских интерфейсов (UI)
Пользовательский интерфейс — User Interface или UI — набор визуальных элементов, с помощью которых человек взаимодействует с программой или устройством. Визуальные элементы на сайтах, в мобильных приложениях, играх, программах для ПК и на экранах приборов, которые нас окружают, не разбросаны в поле зрения как попало. Их проектируют UI-дизайнеры — то есть, продумывают расположение элементов, чтобы совместить эстетику с удобством пользования и функциональностью.
Дизайнеры интерфейсов решают, где и как «встанут» перед пользователем меню, кнопки, ссылки, картинки, анимированные элементы. Они работают над проектами вместе с UX-дизайнерами — людьми, которые изучают поведение пользователей во время работы с приложениями и устройствами — и программистами, которые делают взаимодействие человека с визуальными элементами понятными для машины.
Графическое искусство и иллюстрации
Художники-графики рисуют изображения, которые дополняют текстовый посыл или становятся самостоятельными элементами, погружающими зрителей в определенные эмоции и рассказывающими истории. Часто они сотрудничают с промышленными дизайнерами, чтобы правильно соединять изображение с товаром.
Например, графдизайнер создает изображение для печати на футболках, а промышленный дизайнер и технолог фабрики помогают ему понять, как картинка «ляжет» на конкретную ткань.
Современный графический дизайн — это концепт-арт, узоры для печати на текстиле, универсальные изображения для фотостоков, книжные иллюстрации и обложки, технические изображения — инфографика, таблицы, графики.
Моушн-дизайн
Если картинка движется сама по себе или при взаимодействии с пользователем устройства, значит, над ней поработал моушн-дизайнер. Этот специалист умеет не только анимировать изображения, но и добавлять к ним звук и текст. Моушн-дизайнер анимирует мобильные приложения, создает трейлеры, видеорекламу и другой контент, где есть движение.
Например, при жесте влево в мобильном приложении для чтения книг один экран плавно сменяет другой, имитируя перелистывание бумажных страниц. Или при клике мышью по элементам инфографики они увеличиваются в размере, и рядом появляется пояснительный текст.
Как получить профессию графического дизайнера с нуля
На курсах. Чтобы стать дизайнером, желательно, но не обязательно учиться очно. Если времени для поездок на занятия нет, можно купить онлайн-курс по основам и формам графического дизайна с удаленной проверкой домашних заданий. Для тех, кто пока ничего не знает об этой профессии и не умеет, но очень хочет научиться рисовать, минимальная продолжительность курса составит 6—7 месяцев. Для графдизайнеров с небольшим опытом, которым интересно углубить знания, встречаются микрокурсы на 2—3 месяца, посвященные определенной тематике.
В университете. Людям, которым интересна архитектура и городская среда, желательно подумать о высшем образовании или найти онлайн-курсы длительностью 12—18 месяцев с ручной проверкой домашних заданий и очной защитой дипломного проекта.
Под руководством знакомого ментора. Если знакомый графический дизайнер согласится показать, как пользоваться визуальными редакторами и другими программами, можно потренироваться под его наблюдением и попробовать устроиться на стажировку в компанию или взять простой проект на фриланс-бирже.