Что такое графика 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Графика. Алфавит»

Выбранный для просмотра документ Карта урока.docx

Распределите данные слова в две колонки: «громкие», «тихие». Учитывайте характер звучания.

Задание 1. (Работа в парах)

Задание 2.(Работа в группах)

Задание 3. (Самостоятельная работа)

Продолжите ряды слов, в которых вторая (а затем и третья) буква расположены в алфавитном порядке.

САни, сБор, иВолга, иГра, уДав, сЕдло…

БрАт, изБа, акВаланг, авГуст, саДовник, смЕх…

1) Выполнить упражнение 281, стр. 202.

2) Сочинить сказку о любой букве

3) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке.

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока в 5 В классе 11декабря.doc

Урок русского языка в 5 классе

рассказать об истории появления письменности;

рассказать об истории появления русского алфавита;

повторить алфавит русского языка;

познакомить с понятием « графика»;

формировать умение использовать алфавит на практике.

формировать умение распознавать старославянские буквы;

умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

воспитание интереса к изучению русского языка.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

Повторение изученного на предыдущих уроках.

А начнем мы наш урок с повторения. Не зря говорят: «Повторение – мать учения!»

Вот задание на доске:

Гласные звуки делают нашу речь музыкальной и напевной

Сонорные и звонкие согласные звуки придают устной речи звучность,

мелодичность и плавность

Мягкие согласные делают нашу речь мягкой и нежной

Распределите данные слова в две колонки: «громкие», «тихие». Учитывайте характер звучания.

— Мы живем в мире звуков, и люди научились записывать то, что слышат, при помощи букв. Но когда-то давным-давно люди обходились и без них.

Как же они обходились без письма? Давайте заглянем в историю возникновения письменности.

Формулирование темы урока

— Но древние люди посчитали язык рисунков, знаков, иероглифов неудобным и очень сложным.

Поэтому придумали буквы – фигурки, значки для звуков. А как на письме называются эти значки? (Буквами). Как называется расположение букв в определенном порядке? (Алфавит). Как называется раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи? (Графика). Правильно. Это и будет темой сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях темы урока).

— Какую цель вы поставили бы к уроку?

Узнать историю возникновения русского алфавита;

повторить алфавит русского языка;

познакомить с понятием « графика»;

научиться использовать алфавит на практике.

— Слово «алфавит», ребята, не русского происхождения: оно произошло из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита» (древнегреческого «бета»). Назовите русскую «сестренку» алфавита. Как ее зовут? (Азбука). Каково происхождение этого слова? (Слово «азбука» образовано из названий первых букв старинного русского алфавита аз (буква А) и буки(что означало буква).)

— Кто же создал славянскую азбуку? Славянскую азбуку (она также основывалась на греческом алфавите) разработали братья Кирилл и Мефодий родом из Греции, города Салоники (Солуни). Мать их была болгарка.

Кирилл и Мефодий были монахами и своей проповедью много способствовали утверждению христианства в славянском мире, а именно в Болгарии. Оттуда христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку, которая была названа его именем (кириллица), и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги. Кирилл и Мефодий почитаются как святые и на Востоке и на Западе

Работа с учебником (открытие новых знаний)

Задание 1. (работа в паре)

Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли? Сильно ли изменилось начертание букв? (Учебник упр. 275 на стр.200- 201).

— Алфавит нужно знать так же хорошо, как таблицу умножения.

— Как вы думаете, почему? Каково значение алфавита? (В алфавитном порядке расположены сведения в словарях и справочниках, в классном журнале, в библиотечном каталоге).

— А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете алфавит.

Ну-ка, детки, встали в ряд!

Букв устроим мы парад!

Встаньте так, чтоб в каждом ряду

Ваши фамилии были в алфавитном строю.

(Дети выстраиваются в алфавитном порядке)

А теперь прошу присесть тех,

В чьем полном имени буква А есть,

Все привстали, подтянулись, на свои места вернулись.

Работа в группах. Упражнения на закрепление материала

Задание 1 (в группе)

Напишите в алфавитном порядке названия городов, которые даны в Упр. 279, стр. 202. ( Архангельск, Белгород, Брянск, Владивосток, Владимир, Волгоград, Гжель, Дивногорск, Ельня, Звенигород, Ижевск, Иркутск, Казань, Калуга, Кисловодск, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Новгород, Новосибирск, Омск, Орел, Пенза, Петрозаводск, Самара, Саратов, Смоленск, Таганрог, Тамбов, Тюмень, Хабаровск, Уфа, Чебоксары, Чита, Элиста, Ярославль )

Занимательный момент (дополнительно!)

Каждой весной, 24 мая, население Болгарии отмечает удивительный праздник. Все от мала до велика и в городах, и в селах выходят на улицы. Попробуйте угадать, что несут демонстранты, проходя по центральным улицам. Лозунги? Портреты? Цветы? Да. Несут они и цветы, ведь великий праздник без цветов невозможно представить. Самое удивительное в этом красочном шествии то, что люди несут огромные красочные буквы. Буквы, к которым мы все привыкли: они одинаковы для русских и болгар. А на портретах – создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.

Задание 2: Определите, жители каких ещё стран несли бы эти буквы? ( Сербия, Македония, Украина, Белоруссия, Россия). .

Задание 2 на карточках.

— Продолжите ряды слов, в которых вторая (а затем и третья) буква расположены в алфавитном порядке.

САни, сБор, иВолга, иГра, уДав, сЕдло…

БрАт, изБа, акВаланг, авГуст, саДовник, смЕх…

8. Рефлексия. Итог урока

-Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Нарисуйте смайлик и покажите мне его.

9. Выставление оценок за урок

10. Домашнее задание

1) Выполнить упражнение 281, стр. 202.

2) Сочинить сказку о любой букве

3) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке.

Источник

Урок «Алфавит. Графика» (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

— Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку. У вас на партах учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш. Садитесь.

— Мы продолжаем изучать раздел науки о языке – фонетику.

-Попробуйте назвать тему нашего урока, отгадав загадку.

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

— Да, это алфавит. Запишем число, классная работа, тема «Алфавит».

— Что вы знаете об алфавите?

— Почему он так называется?

-Как возникла письменность? Что было до алфавита

2. Постановка целей урока (формулируют уч-ся)

· Узнать историю возникновения русского алфавита;

· повторить алфавит русского языка;

· познакомить с понятием « графика»;

· научиться использовать алфавит на практике.

— Слово «алфавит», ребята, не русского происхождения: оно произошло из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита» (древнегреческого «бета»).

Назовите русскую «сестренку» алфавита. Как ее зовут? (Азбука). Каково происхождение этого слова? (Слово «азбука» образовано из названий первых букв старинного русского алфавита аз (буква А) и буки(что означало буква).)

3. Повторение материала

— Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.

Азбукак мудрости ступенька. (Повеств., невоскл. распр.).

— Как вы понимаете эти слова?

4. Актуализация знаний.

— Алфавит очень важен в жизни человека, о нём много сказано, сложено стихов. Послушайте одно из стихотворений:

Стали буквы в чёткий строй.

Строй как строй, да не простой.

Был он назван алфавит

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Буквы разуму верны,

— О чём говорится в стихотворении? (О роли алфавита в жизни человека, о том, что с помощью букв образовываются слова.)

4. Изучение новой темы

— А кто придумал буквы, где они жили?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было, а в некоторых из них обитали медведи.

Однажды люди, вытеснив медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

Чтобы «записать» сообщения, индейцы, например, использовали узелки разной формы, которые завязывались на верёвке на определённом расстоянии друг от друга. Некоторые народы передавали информацию при помощи ракушек различной формы и размера, нанизанных на нить, как бусы. Использовались для этой цели и рисунки.
В древности речь записывали на коже, берёсте, восковых дощечках, а во втором веке в Китае была изобретена бумага – основной материал для письма.

Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук. Кириллицей она названа по имени своего создателя – просветителя славян IX века Кирилла. Он вместе со своим братом Мефодием составил первый славянский алфавит на основе греческого письма.

Рассказ учителя истории (историческая справка о Кирилле и Мефодии)

— Ребята, скажите, отличается ли славянский алфавит от современного? (работа с учебником)

— Легко было выучить славянский алфавит?

В старину учились дети –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как АЗ и БУКИ

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Вот каким пером писали –

— Каждой весной, 24 мая, население Болгарии отмечает удивительный праздник. Все от мала до велика и в городах, и в селах выходят на улицы. Самое удивительное в этом красочном шествии то, что люди несут огромные красочные буквы. Буквы, к которым мы все привыкли: они одинаковы для русских и болгар. А на портретах – создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.

Участники :Сербия, Македония, Украина, Белоруссия, Россия

— Назовите правильно буквы русского алфавита

— Работа с учебником ( чтение алфавита)

Ну-ка, детки, встали в ряд!

Букв устроим мы парад!

Встаньте так, чтоб в каждом ряду

Ваши фамилии были в алфавитном строю.

(Дети выстраиваются в алфавитном порядке)

А теперь прошу присесть тех,

В чьем полном имени буква А есть,

С буквой Л наклон вперед,

С И подняли руки вверх,

С В на цыпочки привстали,
С Т на месте побежали.

Все привстали, подтянулись, на свои места вернулись

— Индивидуальное сообщение «История происхождения буквы Ё»

6. Закрепление материала

— Алфавит нужно знать так же хорошо, как таблицу умножения.

— Как вы думаете, почему? Каково значение алфавита? (В алфавитном порядке расположены сведения в словарях и справочниках, в классном журнале, в библиотечном каталоге).

— Работа в парах со словарем учебника

— Ь,Ъ, Й, Ё, Ы. чем интересны эти буквы

— С каких букв в русском языке не начинаются слова? (Ь, Ъ, Ы)

— А с каких начинаются очень редко? (Ё- ёжик, ёлка; Й – йод, йогурт)

— Рассказ о букве Ё (индивидуальное сообщение)

Рефлексия. Итог урока

-Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Нарисуйте смайлик и покажите мне его.

9. Выставление оценок за урок

10. Домашнее задание

1) Выполнить упражнение 281, стр. 298.

2) Сочинить сказку о любой букве

3) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Графика.Алфавит» (5класс)

Цели : дать понятие о графике и предмете ее изучения; показать значение знания алфавита в повседневной жизни; развивать навыки пользования алфавитом, навык работы в парах, в группе; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Это задание довольно трудное. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания — забыть о правописании и слушать, как звучит слово в живой речи.

III. Работа по теме “Графика”

Тема нашего урока — графика и алфавит. Эта, казалось бы, легкая тема содержит много лингвистических загадок.

Графика изучает средства начертания букв, с помощью которых устная речь передается на письме. Основным средством графики являются буквы.

Важно соблюдать принятые начертания букв, вырабатывать разборчивый почерк.

2. Чтение теоретических сведений (§ 57, с. 131).

3. Упр. 287 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

Звук [ш] повторяется 21 раз, если считать, что слово дождь произносится так: [до́шть] (можно произносить по-другому: [до́щ]). Этот звук передает тихие, шуршащие, шелестящие звуки природы.

4. Упр. 289 — выполнение задания (устно).

1. Обсуждение вопросов.

— Что такое алфавит? (Расположение букв в определенном порядке.)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Расскажите русский алфавит. Сверьте названия букв с алфавитом, помещенным в упр. 290.

2. Чтение теоретических сведений учебника (§ 58, с. 133).

— Для чего нужно знать алфавит? (Обсуждение.)

3. Самостоятельные наблюдения (с. 133).

— Как вы думаете, почему русская азбука названа кириллицей?

Русская азбука названа кириллицей в честь одного из просветителей, составивших ее.

Русский алфавит несколько изменился, ушли буквы, потерявшие свое значение, но следы их и старинные названия современных букв сохранились во фразеологизмах. Зная название первой буквы кириллицы, можно догадаться, что начать с азов означает начать с самого начала, с простого, с основ;

Название азбука сложено из названий первых двух букв древнего алфавита, а слово алфавит передает названия первых букв греческого буквенного порядка — альфа и бета (вита).

4. Чтение диалога на с. 133— 134.

5. Работа по учебнику.с.135 различайте букву и звук!

Упр. 292, 296 — исправление ошибок; различение букв и звуков.

Вместо звуков в квадратные скобки помещены названия букв. Правильный ответ: [л’], [й], [с], [т].

Важно помнить о несовпадении понятий “буква” и “звук”. Буквы — это графические изображения звуков.

Названия некоторых букв в слове строчка указаны неправильно. Правильно так: “эс”, “тэ”, “эр”, “о”, “че”, “ка”, “а”.

3) Упр. 294, 297 — выполнение задания (устно).

4) Упр. 299 — выполнение задания (на скорость).Д.з?

6. Словарная работа.

— Для чего нужно знать алфавит?

— Почему необходимо вырабатывать разборчивый почерк?

Знание графики и разборчивый почерк необходимы, чтобы не возникало недопонимания, чтобы вас правильно поняли те, к кому вы обращаетесь письменно. Несмотря на то что сейчас мы часто пользуемся компьютером, в жизни придется писать и от руки (например, разного рода заявления да и просто письма, записки). Кроме того, по почерку можно определить личные качества человека. Неряшливый, неаккуратный почерк выдает своего хозяина.

Алфавит необходимо знать и для того, чтобы легко и быстро ориентироваться в словарях, в картотеках (например, библиотечных), в справочниках (например, телефонном). Правильные названия букв нужно знать, чтобы не делать орфоэпических ошибок при произнесении слов-аббревиатур (сокращений): РФ, МГУ, ПК (персональный компьютер) и т. д.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация к уроку «Алфавит.Графика», 5 класс

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий

Алфавит – буквы языка, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке. Рубцова С.А. 2011 год

АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС Чтоб в массе информации Не смог я закопаться, Мне алфавит – помощник, Я должен вам признаться. Чтобы в потоке сведений Не утонуть в ночи, Порядок алфавитный Запомни, заучи! Отыщется в книге Любое понятие, Стоит нам только Открыть указатель. А рядом, смотрите, Номер странички! Наш поиск был Очень экономичен! В самом толстом словаре Нам теперь не заблудиться! И не надо три часа Перелистывать страницы! В порядке алфавитном Слова здесь расположены. Читайте, просвещайтесь, И знанья преумножите. Все буквы по порядку Назвать легко могу. Ведь алфавит встречается Нам на любом шагу: Школа, больница, Детский сад, аптека, Институт, милиция, Музей, библиотека. Расписание движения поездов, Коды регионов и городов. На страницах поиска в Интернете Алфавит использован при ответе. Классный журнал, телефонная книга… Всё, что нам надо, отыщется мигом! Рубцова С.А. 2011 год

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и запишите слова в алфавитном порядке. Для справки воспользуйтесь орфографическим словариком в учебнике. Пл..тформа, к..рзина, (из)д..лека, в..л..с..пед, (не)г..д..вать, сп..рт(?)мен, ш..к..лад, ап..льсин, х..(к,кк)ей, б.нок(?)ль, гр..мадный, (ото)всюду, б..лкон, зд..ровье, сост..заться, д..ван, л..ловый, фу..бол, к..мпьютер, ст..д..он. Рубцова С.А. 2011 год

Рубцова С.А. 2011 год

Продолжите предложение Алфавит – это… В алфавитном порядке записываются… В устной речи мы имеем дело… На письме звуки обозначаются…

Как вы понимаете пословицы? Азбуку учат, во всю избу кричат. Азбука – наука, а ребятам мука.

Рубцова С.А. 2011 год

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Номер материала: ДВ-044244

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое графика 5 класс. Смотреть фото Что такое графика 5 класс. Смотреть картинку Что такое графика 5 класс. Картинка про Что такое графика 5 класс. Фото Что такое графика 5 класс

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка «Графика и алфавит»

Цели урока:

формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Графика и алфавит»»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Графика. Алфавит».

рассказать об истории появления русского алфавита;

повторить алфавит русского языка;

познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока. I) Организационный момент.

Приветствие, настрой детей на успех.

II) Актуализация знаний.

— Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем?

— Какие звуки речи вы знаете?

— Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?

Проведём эксперимент: Возьмём пословицу, уберём все согласные буквы. Что получилось?

— Можно ли догадаться, какая это пословица?

— А теперь возьмём эту же пословицу и оставим в ней только согласные.

-зб-к- к м-др-ст- ст-п-ньк-.

А теперь, наверняка догадались.

-Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему? Как вы считаете? (Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Запишите пословицу. Объясните её смысл и знаки препинания.

Азбука – к мудрости ступенька.

III. Самоопределение к деятельности.

А теперь посмотрите на тему нашего урока «Графика. Алфавит».

IV. Работа с учебником. Чтение теоретических сведений в учебнике на стр. 131.

Беседа по вопросам:

— Какая информация вам была известна?

— Что нового вы узнали из текста?

— Для чего используются буквы? (Графическое изображение звуков на письме.)

— С какими терминами познакомились?

V. Словарная работа: Графика. Каллиграфия.

Знание графики и разборчивый почерк необходимы, чтобы не возникало непонимание, чтобы вас правильно поняли. В жизни часто приходится писать от руки. По почерку можно определить характер человека.

VI. Работа по теме урока.

— А сейчас мы совершим путешествие в историю письменности и алфавита.

Вслушайтесь, как звучит слово. Мы его произносим, доля секунды – и его нет. А если как-нибудь остановить звуки? Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Когда-то народы были бесписьменными. Где-то такие народы существуют и в наше время.

— Как же они обходились и обходятся без письма? (У каждого народа есть свои сигналы, символы).

— Какие сигналы, символы использовали древние люди? ( Свист, узелки разной формы, ракушки, дым от костра и т.д.) Однако язык сигналов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Вот как об этом рассказал американский поэт Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате», легендарном индейском вожде.

-Ученик читает наизусть отрывок из «Песни о Гайавате». ( Приложение).

Однако и с помощью рисунков можно выразить далеко не всё. И люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть.

— Посмотрите на иероглифы. (Показать алфавит Майя).

-Какие современные народы имеют иероглифическое письмо? (Японцы, китайцы).

— В китайском языке насчитывается 80 тысяч иероглифов. Но сегодняшнему образованному китайцу хватает 8 тысяч. Посмотрите, как выглядят по-китайски некоторые фразы. (Приложение.)

Китайцы любят свои иероглифы, гордятся ими, но использование иероглифического письма очень неудобно и трудоёмко. Поэтому люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

— Сообщение учащегося «Как произошло изобретение букв».

История русского алфавита.

Письмо – это особая графическая форма языка. Оно было создано людьми, когда потребовалось сохранить текст речи во времени и передавать его в пространстве, т.е. когда усложняется производство, торговля, создаются законы и т.д.

Различают три основных вида письма:

1 – пиктографическое, т.е. картинное, рисунчатое письмо. Это письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания.

2 – иероглифическое. Иероглиф в переводе с греческого языка – «священный знак». Иероглиф передает смысл целых слов.

3 – звуковое или алфавитное письмо. Письменный знак (буква) передает звук речи или слог. К этому типу письма относится и современное русское письмо.

Создателями алфавитного письма принято считать финикийцев, живших на берегах Средиземного моря в третьем тысячелетии до н.э. Их алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было.

Финикийцы научили алфавитному письму греков, которые ввели буквы для обозначения гласных звуков и несколько видоизменили начертания имеющихся.

Кириллица подвергалась постепенному совершенствованию. В начале 18 века при участии Петра I была проведена первая реформа русской графики. Из алфавита были исключены устаревшие буквы: «пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый». Были введены буквы Э,Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г.

Ё впервые применил Н.М.Карамзин в 1797 г.

Реформой орфографии 1917-1918 гг. были исключены буквы «ять», «фита», «и десятеричное». Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) – как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

В настоящее время в русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные и 2 буквы ( Ъ и Ь) не обозначают звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после Ъ и Ь, и после гласных обозначают два звука.

С начала 90-х годов 20-го века в России 24 мая ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры.

Кто же создал славянскую азбуку? (Славянскую азбуку составили братья Кирилл и Мефодий.)

Посмотрите на Кириллицу (приложение). Вы видите, что каждая буква в кириллической азбуке имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы.

Например: От аза до ижицы. (От начала до конца).

Знать на ять. (Очень хорошо).

Начинать с азов. (С самого начала).

— А что такое алфавит? Вспомним и мы русский алфавит. (Учащиеся рассказывают алфавит).

Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли из нашей письменности? А какие добавились? (Й, Ё, Э, Я).

— А какое практическое значение имеет знание алфавита? В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?

VII. Работа с учебником. Закрепление знаний.

Чтение учебника стр. 133-134. (Материал для самостоятельных наблюдений)

-Чему учит упражнение? Вывод: Различайте звук и букву.

3. Почему буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке, называют двумя словами – «азбука» и «алфавит»?

Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение 300. (Самостоятельная работа с последующей проверкой).

VIII. Практические задания.

Игра «Кто быстрее?» Запишите имена своих одноклассников в алфавитном порядке.

«Самый догадливый». Слово зашифровано цифрами. Что это за слово? 4,18,1,14,16,20,1. (Грамота).

Запишите предложение: Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.

Подчеркните грамматическую основу, осложнения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

— О каких птицах идет речь? ( Птицы на страницах – буквы)

IX. Рефлексия. Что нового узнали на уроке?

— Пригодится ли вам хорошее знание алфавита в жизни?

Домашнее задание: п.57-58, повторить алфавит; упражнение 295.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *