Что такое графика в изобразительном искусстве для детей

Виды графики и способы воспроизведения рисунка

Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть картинку Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Картинка про Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детей Галина Бахтина
Виды графики и способы воспроизведения рисунка

Графика— один из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую- либо плоскость в линейных формах. Слово графика произошло от греческого grapho, что означает «пишу», «рисую». Рисунок обычно выполняется карандашом, углем или краской одного цвета.

В зависимости от назначения графика делится на несколько видов: станковую, книжную и журнально- газетную,плакатную и прикладную.

К станковой относятся рисунки, имеющие самостоятельное значение, где художник сам выбирает тему, материалы и способы выполнения (например, различные эстампы).

В рисунках, создаваемых для иллюстрирования литературных произведений, различных статей, газет и журналов, художник не может действовать совершенно самостоятельно. Графический образ должен соответствовать образу созданному писателем. Художник лишь обогащает этот образ деталями, изображением окружающей обстановки, о которых писатель может и не упоминать. Этим углубляется, расширяется художественный образ и становится более конкретным, зримым.

К прикладной или художественно – производственной графике относятся рисунки оформительского характера: этикетки, марки, грамоты и т. д.

Способы воспроизведения рисунка в графике очень многообразны.

Гравюра— печатное воспроизведение рисунка, выполненного различными способами гравирования на доске (деревянной, металлической и др.). По способу выполнения различают: выпуклую гравюру- все линии рисунка остаются выпуклыми, углубляется фон; углубленную гравюру- рисунок прорезается резцом, а фон остается не тронутым, выпуклым.

В зависимости от техники воспроизведения гравюрные работы могут быть различных видов. Наиболее распространены следующие: эстам, офорт, линогравюра.

Эстам— гравюра станкового характера, выполненная на доске самим художником.

Офорт— вид углубленной гравюры на металле, выполненной не резцом, а протравливанием рисунка кислотой.

Линогравюра— разновидность углубленной гравюры, выполненной на линолеуме.

Литография-оттиск, получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу. На литографскую доску (каменную или металлическую) наносится рисунок краской. Если рисунок выполнен в несколько красок, то соответственно им цветовые пятна наносятся на несколько досок. Затем с этих досок путем оттеска делаются различные по цвету изображения, точное наложение которых создает общий вид рисунка.

Репродукция-изображение, получаемое с помощью фотомеханических печатных процессов.

Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть картинку Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Картинка про Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детейХудожественная школа для детей (Изостудия) ивопись, рисунок, композиция Уроки рисования — древнейший способ развития человека в период становления личности. У каждого ребенка на.

Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Смотреть картинку Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Картинка про Что такое графика в изобразительном искусстве для детей. Фото Что такое графика в изобразительном искусстве для детейПервые шаги к графике Художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте, называют живописцами. Это такие как И. Левитан, В. Васнецов, А. Саврасов,.

Источник

«Путешествие в страну «Графика». Открытое занятие по изобразительной деятельности

Модель реализации ФГОС в преподавании изобразительной деятельности в студии «Семицветик» на примере открытого занятия

Тема занятия: Путешествие в страну «Графика»

Цели обучения:

Личностные

Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Метапредметные

Различать виды линий и их применение в различных сферах деятельности человека.

Способность к моблизации сил и энергии при достижении поставленной цели.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от педагога и партнера по деятельности.

Предметные

1. Систематизировать и закрепить знания об основных выразительных средствах графики: линия, штрих, точка, пятно.

2. Уметь самостоятельно отбирать средства графики для передачи характера образа.

Программное содержание:

Закрепить знания о выразительных средствах графики.

Рисовать кошку различными видами линий, пятнами, точками.

Отрабатывать приемы работы кистью толстых тонких линий.

Каждую линию проводить только один раз.

При помощи отбора средств графики передать характер кошки или кота (ласковая кошка, драчливый кот, веселый котенок)

Формирование дружеских взаимоотношений.

Электронные образовательные ресурсы используемые на занятии

5. http://copy.yandex.net – КТД в школе;

Структура занятия

1. Организационный момент, настрой на положительное восприятие нового материала. Закрепление пройденного материала

Содержание 1-го этапа:

1. Приветствие : Здравствуйте, рада вас видеть. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Графика».

2. Повторение пройденного материала: Но сначала, вспомните к кому мы ходили в гости на предыдущем занятии и что интересного вы узнали?

Ответ: В замок к королеве линии. Узнали как много бывает разных линий (по виду: прямая, волнистая, ломанная, комбинированная;

по расположению: горизонтальная, вертикальная, наклонная; замкнутые линии, которые образуют разные фигуры: круги, овалы, прямоугольники). Линии нужны художникам, архитекторам, математикам, строителям… Линиями можно передать настроение.

Ломанная линия-опасность, раздражение и злость. Волнистая – ласка, нежность…

2. Возбуждение интереса, концентрация внимания

Содержание 2-го этапа

3. Сегодня мы совершим путешествие в страну «Графика». Послушайте сказку: В стране под названием «Графика» жили две королевы Черная и Белая краски (две кисти с силуэтами черной и белой королев).

Каждая жила на своей половине страны. Они не дружили, в гости друг к другу не ходили. Белая гуляла по своей половине и оставляла белые следы. Посмотрите, (показ белых следов на белом листе бумаги) Видно? А Черная королева гуляла только по своей половине оставляя черные следы (показ черных следов кистью на черном листе). Однажды в эту страну попал художник, страна ему не понравилась, так как одна половина была мрачной, а другая – скучной, все везде было белое. Художник решил подружить двух гордых королев и предложил сходить в гости друг к другу и посмотреть что из этого выйдет. И вот белая королева побывала в гостях у черной, и всюду еде она проходила оставались, о чудо, белоснежные следы, как будто дорожки света (плакат с образцами белых линий на черном фоне, черная королева побывала в гостях у белой (плакат с черными точками, штрихами, пятнами на белом фоне)

3. Опрос по вышеизложенному. Вывод.

Содержание 3-го этапа

3. Вопрос к детям: На что похожи эти следы белой королевы? (Ответ: Это знакомые нам линии) На что похожи следы черной королевы? (Ответ: На точки, штрихи, разные пятна)

Так королевы подружились и стали разговаривать при помощи?

(Ответы детей: Линий, точек, штрихов, пятен.)

4. Правильно: Языком графики или выразительными средствами графики являются линии, штрихи, точки, пятна.

Предложить отдельным детям повторить что является выразительным языком графики

4. Динамическая пауза. Кошкины повадки.

Содержание 4-го этапа

5. Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка,

Еле слышно: Топ-топ-топ,

Хвостик книзу: Топ-топ-топ.

Но подняв свой пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно.

Вот прыжок, ещё подскок,

То вперед, а то отскок,

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!»

5. Закрепление материала. Отработка технических навыков.

Содержание 5-го этапа

7. Ребята, давайте научим королев при помощи выразительных средств графики рисовать кошек и котов, передавая их характер. Посмотрите на иллюстрации художников анималистов Никиты Чарушина и Наталии Капустиной.

Вопрос: Какие по характеру эти животные? Какие выразительные средства графики использовали для этого художники?

8. Какие технические приемы использованы художниками чтобы получить толстую линию? (вести кисть по ворсу плашмя);Тонкую? (кисть должна встать вертикально, на носочек); Можно ли проводить одну и ту же линию несколько раз? (нет, работа будет неопрятной).

6. Музыкальное сопровождение. Выполнение работы. Индивидуальная работа с детьми. Контроль.

Содержание 6-го этапа

(Горан Брегович, музыка из кинофильма «Черная кошка, белый кот»)

9. Работа детей. Изображение кошки с помощью выразительных средств графики кистью (предложить два вида бумаги черную и белую).

10. Помощь в отборе выразительных средств при передаче характера животного.

11. Правильное выполнение технических навыков.

7. Поведение итога занятия. Анализ детских работ.

Содержание 7-го этапа

12. Что новое узнали? Как стали жить королевы когда подружились? (Вместе им интересно, весело, не скучно).

13. Организация выставки детских работ: Магия черно-белого королевства.

14. Общая положительная оценка работы обучающихся. Молодцы с работой справились. Смогли выразить характер кошек правильно подбирая средства графики.

Вопрос к детям: Что вы чувствуете рассматривая работы? Какая получилась выставка? (Загадочная, строгая) Как Вы думаете, а что получится если смешать черный и белый цвета? (Серый) О магии черного и белого мы поговорим на следующем занятии.

Более детальный анализ с отдельными детьми вынести за рамки занятия.

Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Источник

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства детей младшего школьного возраста

Презентация к уроку

Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.[3]

У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. [1] Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) [2]

«Культура» – это то, что создано руками, умом человека.

Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. [5]

Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

Начнем с определения понятия.

Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство

Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.»На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.[2]
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет – древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.[4]

Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.[4]

Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Слайд 9

Слайд 10

Скульптура (лат.sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слайд 11

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей [4]

Слайд 12

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.[4]

Слайд 13

Фотоискусствоискусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.

Слайд 14

Декоративноприкладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 15

Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). [6]

Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). [6]

Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.[7]

Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).[6]

Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.

Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития. [4]

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *