Что такое графитный карандаш

Карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Каранда́ш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень) [1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Содержание

Виды карандашей

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота)) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость)) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point (тонкость)). [источник не указан 61 день]

В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

Таблица соответствия шкал твёрдости

ОттенокСШАЕвропаРоссия
#1BМ
#2HBТМ
#2½F
#3HТ
#42H
9H8H7H6H5H4H3H2HHFHBB2B3B4B5B6B7B8B9B
Самый твёрдыйСреднийСамый мягкий

История карандаша

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, который поджечь, однако, не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. Тогда, после разных проб, они поняли что эта масса оставляет хорошие следы на предметах и воспользовались этим чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне и начал с 1761 свое производство карандашей. Что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.

В 1789 году ученный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу — графит (от др.-греч. γράφω — пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания. В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (перс. کوہ نور‎ — «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17-ю различными степенями твердости.

Независимо от Хартмута, в 1795 год французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте получил подобным методом стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня. До середины XIX века эта технология получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo. Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами — цангами. Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину. Современные механические карандаши более совершенны — при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает грифель. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм).

Копировальные карандаши

В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей — копировальные (обычно называемые «химическими»). Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом (упоминается, скажем, в «Золотом телёнке») к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.

Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.

Изобретение и распространение шариковых ручек обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.

Источник

Простые карандаши

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

В данной статье рассмотрим простые чернографитные карандаши: твёрдость карандашей, маркировка, виды, обозначения.

Всё, что нужно знать о карандашах.

Для школы и офиса достаточно всего нескольких карандашей, HB или B (твёрдо-мягкий или мягкий). А вот для рисования нужны карандаши разной степени твёрдости.

Твёрдость карандашей, обозначения

У различных компаний разные стандарты для их смесей графита, таким образом, 2B от одной компании не будет ощущаться точно то же, как 2B от другой компании.

Ядра графитового карандаша, прежде всего, составлены из двух компонентов: графит и глина (также могут быть другие добавки, как воск или полимер). Все зависит от смеси и отношения этих двух продуктов: чем больше глины, тем светлее и тверже будет карандаш; чем больше графита, тем более темной и мягкой будет линия.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Европейскую шкалу создали Koh-i-Noor Hardtmuth в Чешской Республике. Основатель компании Джозеф Хардтмут изобрел способ объединить графит с глиной и сформировать его в палочки, заключенные в карандаш. Меняя смесь глины и графита, они меняли и мягкость палочки. Компания Хардтмута определяла названия смесей графита в карандаше: HB (по имени Hardtmuth и Budějovice (или Budweis)) и F (по имени Франца Хардтмута, которому компания приписывает развитие процесса для создания градации тона). Позже идея была адаптирована в европейскую шкалу, которую мы знаем сегодня: H обозначает «твердый» (hard), а B обозначает «жирный» (bold). А вот F (есть и такие карандаши) находится где-то между H и HB.

Американская система была первоначально изобретена Николасом Конте (он развивал процесс создания различные твердости на основе смесей графита и глины), и принят семьей Торо, где шкала стала стандартом для карандашей, используемых для письма. Поскольку американский масштаб оценивает карандаши главным образом в среднем диапазоне твердостей, он не используется для художественных карандашей (масштаб HB может описать намного более широкий диапазон).

Для сравнения этих шкал посмотрим на картинку:

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

На карандаше российского производства встречаются буквы Т (твёрдый), ТМ (твёрдо-мягкий) и М (мягкий).

Перед буквами указывается цифра, которая является показателем степени твёрдости карандаша.

Шкала твёрдости карандашей

Посмотрим, как рисуют карандаши разной степени твёрдости:

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Какие когда карандаши использовать?

В самых повседневных целях, как написание и рисование эскизов, подходят средние сорта, от 2H до 2B. Они наиболее уравновешены (с точки зрения отношения глины к графиту): у них довольно темная линия, они не царапают бумагу, карандаш дает четкую линию.

Более твердые карандаши, от 2H и ниже, подходят для очень легкого рисования эскизов, составления схем, которые вы позже будете обводить более мягким карандашом, ручкой или маркером. Линии от таких карандашей очень точные.

Более смелые карандаши, от 2B к 6B, подходят для свободного, выразительного рисования эскизов или штриховки. С их помощью можно тонировать, создавать тоновые пятна.

Для технических рисунков лучше всего приобрести ряд карандашей. Очень твердые карандаши будут хороши для более светлых областей, которым нужна штриховка, в то время как тени можно штриховать более мягкими карандашами.

Маркировка твёрдости карандашей

Маркировка карандашей, принятая в разных странах.

Faber-Castell в серии карандашей Grip 2001 использует свою маркировку: 1 = 2B, 2 = B, 2½ = HB, 3 = H, 4 = 2H.

Комментарий от Анны: На картографии и топографическом черчении нас учили: чем выше температура, тем мягче пишет карандаш, поэтому в жару берем 3Т (H), 4Т (H), и даже больше. Соответственно, чем холоднее, тем мягче. При минусе берем 2М (B) и мягче.

Типы карандашей по форме корпуса

Карандаши различаются корпусами (их формой):

Источник

История карандаша и почему в СССР запретили химический карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Интересные факты

Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

«Химический» карандаш применялся в бытовой криптографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой криптографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест»

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Почему в СССР запретили химический карандаш

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

«Химические карандаши нельзя посылать в посылках, их отбирают при обысках» — это цитата из рассказа Варлама Шаламова «Графит». Это уточнение вовсе не вымысел писателя, а чистая правда. Химические карандаши на самом деле были запрещены в местах лишения свободы.

Что такое химический карандаш

Химический карандаш придумал американец Эдсон Кларк в середине XIX века. По крайней мере, именно он получил на него патент. Этот карандаш по внешнему виду ничем не отличался от обычного.
На бумаге он оставлял неяркий, бледный след, как рядовой графитный. Но стоило только его намочить, как он начинал писать так, будто это не карандаш вовсе, а самые настоящие чернила. Объяснялся такой эффект просто: в карандаш добавляли специальные красители, потому он и назывался химическим.

Однако и это название было, скорее, неофициальным. В действительности на химическом карандаше, как правило, красовалась надпись «копир». Это наименование письменная принадлежность получила благодаря тому, что химический карандаш изначально был предназначен для изготовления копий.

Изобретенная к тому времени копировальная бумага требовала сильного нажима, которого не могли обеспечить перьевые ручки. А при использовании обычного карандаша, документ можно было легко «подправить», просто стерев что-то «ненужное».

Красители же химического карандаша легко проникали в бумагу, оставляя похожий на чернила, а главное стойкий след. Для того, чтобы сделать копию документа, бумагу с текстом просто смачивали водой, клали на нее чистый лист, а сверху — пресс. Слова четко отпечатывались на втором листе, хотя, правда, в зеркальном отражении.

Применение

В Советском Союзе химический карандаш завоевал такую популярность, что его стали использовать не только для изготовления копий документов. Такими карандашами писали письма или просто рисовали. Зачастую во всевозможных учреждениях (в почтовых отделениях, на телеграфе и т.п.) к столам были привязаны за веревку именно химические карандаши для заполнения различных бланков или указания адреса на деревянных посылочных ящиках.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

За решеткой

Химические чудо-карандаши тут же оказались под запретом в местах не столь отдаленных. Лагерное начальство считало, что с помощью таких карандашей заключенные могут легко подделать ту или иную печать или даже целый документ.

Хотя все тот же Шаламов писал о том, что «применение такого рода чрезвычайно редко, и уж конечно, если будут изготовлять документы, то им понадобится не только химический карандаш».
Кроме того узники использовали «копир» для изготовления игральных карт. Для этого они размачивали стержень карандаша, выкладывали его в тряпочку и через трафарет наносили краску на бумагу. Понятно, что азартные игры в зонах и тюрьмах тоже были строго запрещены.

Источник

Типы графитных карандашей

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

Яркий пример для сравнении карандашей видно на рисунке:

Выбор карандаша зависит от типа бумаги, от выполняемой работы и, так же, от личных предпочтениях художника. Я, например, предпочитаю карандаши HB от фирмы Faber Castell. Карандаши удобнее точить канцелярскими ножами. Исторически, ножи для заточки канцелярских принадлежностей (перьев), получили название “перочинные” ножи. Очень важно беречь карандаши от падения. От удара грифель может разбиться на маленькие куски. Также важно беречь карандаши от излишней влажности. При отсыревании и последующей сушке, рубашка карандаша может деформироваться, что повлечет нарушение целостности грифеля. Есть так же другой тип графитного карандаша, который называется “Механический карандаш”. Они удобны тем, что точить не нужно. У таких карандашей грифель подвижный. Его длину можно регулировать с помощью кнопки. Механические карандаши бывают с очень тонкими грифелями (от 0.1 мм). Также есть механические карандаши с промежуточной толщиной грифеля. Самый толстый грифель механического карандаша, который попадался мне в руки – это 5мм. Такими карандашами часто любят рисовать профессиональные художники.

Маркировка карандашей по твердости

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше.

Что такое графитный карандаш. Смотреть фото Что такое графитный карандаш. Смотреть картинку Что такое графитный карандаш. Картинка про Что такое графитный карандаш. Фото Что такое графитный карандаш

В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами.

В США используется маркировка карандашей номерами, а в Европе и России мнемоническим сочетанием букв или просто одной буквой.

Буквой М обозначается мягкий карандаш. В Европе для этого используют букву B, которая на самом деле является сокращением от blackness (что-то вроде чёрности, если так можно выразиться). В США используют номер 1.

Для обозначения твёрдого карандаша в России используют букву Т. В Европе соответственно H, которую можно расшифровать как hardness (жесткость).

Твёрдомягкий карандаш обозначается как ТМ. Для Европы это будет HB.

Стандартный твёрдо-мягкий карандаш помимо сочетаний в Европе может обозначаться буквой F.

Для ориентировки в этих международных вопросах удобно пользоваться таблицей соответствия твердости шкал которая приведена ниже.

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45000 слов! В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *