Что такое грамматический строй
Развитие грамматического строя речи
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Периоды формирования грамматического строя речи
А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:
Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).
Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.
4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.
Грамматический строй языка
Грамматический строй – это система морфологических категорий, синтаксических категорий и конструкций, а также способов словопроизводства.
Грамматический строй (грамматическая система, грамматика; от греч. γρμμα — запись) — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Так гласит Википедия. НГПУ (Новосибирский государственный педагогический университет) предлагает версию попроще:
Грамматический строй – это система морфологических категорий, синтаксических категорий и конструкций, а также способов словопроизводства.
Грамматический строй является той основой, без которой язык не существует и не функционирует. Грамматический строй – это система использования словарных единиц для организации высказывания.
В грамматике любого языка обычно выделяют две взаимосвязанные части – морфологию и синтаксис. В синтетических языках морфология играет особую роль, т. к. синтаксические свойства слова, его функции в предложении определяются его морфологической формой. Во флективно-аналитических и изолирующих языках форма слова сама создается синтаксическими средствами.
Важной чертой грамматического строя языка является состав и структура его грамматических категорий.
Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу грамматических форм, которые имеют одно общее (широкое) грамматическое значение и разные частные значения в рамках этого общего. Во многих языках имеются грамматические категории времени, лица, числа.
Главное типологическое различие языков по отношению к грамматическим категориям – это обязательность или факультативность их выражения. Если во флективном языке, например, русском существительное всегда имеет форму какого-либо числа, даже в тех случаях, когда говорящий не имеет цели специально обращать внимание на количество предметов, то в изолирующих и агглютинативных языках употребление специальных показателей числа не обязательно даже в случае множественности предметов, о которых идет речь.
Наличие тех или иных категорий в языке и их семантическая структура (структура значений) являются предметом контенсивной (содержательной) типологии, однако взаимосвязь категорий друг с другом и с формами их выражения имеет отношение и к формальной морфологической типологии. Так, например, во многих агглютинативных языках прилагательные не имеют форм (а значит, и категории) числа.
Грамматические значения безразличны к способу их выражающему. Например, грамматическое значение числа может быть выражено флексией (в русском языке), суффиксом (в турецком), префиксом (в суахили), повтором (в индонезийском), чередованием тонов корневого слога (в языке шиллук, Восточная Африка).
В одном и том же языке грамматические значения одной категории могут выражаться разными способами. Например, степень сравнения наречий в русском языке выражается аффиксацией (быстро – быстрее), служебным словом (целенаправленно – более целенаправленно), и супплетивными формами (хорошо – лучше).
Грамматическая форма – это языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение [Лопатин, 1990, с. 116]. Форма представляет собой тесное единство грамматического значения и способа его материального выражения.
Основатель Московской формальной школы Ф. Ф. Фортунатов рассматривал форму в качестве основного свойства слова и словосочетания. В соответствии с его теорией, именно формы представляют собой грамматические факты языка. Под формой здесь понимается «способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящих основную и формальную принадлежность слова» [Фортунатов, т. 1, 1956, с. 136]. Д. Н. Ушаков указывал на два условия, выставленные Фортунатовым для выделения формы:
1) необходимо, чтобы та же формальная принадлежность существовала в других словах;
2) необходимо, чтобы та же основа существовала в других словах [Ушаков, 1995, с. 92].
М. В. Панов, один из представителей Московской фортунатовской школы, выделяет у Фортунатова три значения термина форма:
1) единица парадигмы определенного слова: рукой, руке, руки;
2) членимость грамматических единиц на вещественную и грамматическую части;
3) связь грамматического значения с грамматическим выражением; специфичное для данной единицы соотношение смысла с фонетическим сигнализатором [Панов, 1995, с. 21].
Все эти значения объединяются пониманием формы как средства организации высказывания, как знака, обладающего определенным содержанием.
08.02.2016, 20042 просмотра.
Грамматический строй
* Центральные части грамматики — морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем — и правила образования и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная сфера морфосинтаксиса (правил комбинации и расположения клитик, служебных слов, вспомогательных слов (см. слово, аналитизм (языкознание)), построения аналитических форм).
* Обычно в грамматику включают также словообразование и грамматическую семантику, иногда — морфонологию; лексику и фонетический строй языка (см. фонетика) чаще выносят за пределы грамматики.
* Границы между морфологией и синтаксисом являются чёткими лишь для синтетических (в особенности для флективных) языков; в агглютинативных языках эти границы несколько размыты. В аналитических и изолирующих языках, а также в инкорпорирующих языках такие границы почти неощутимы.
* Важнейшие единицы грамматики (грамматические единицы) — морфема, слово, синтагма, предложение и текст. Все эти единицы характеризуются определённым грамматическим значением и определённой грамматической формой.
* Внутри грамматики (как и внутри других подсистем языка) выделяются парадигматика и синтагматика.
Грамматическая парадигматика охватывает сходства и различия грамматических единиц, их объединения, с одной стороны, в грамматические парадигмы на основе грамматических противопоставлений при лексическом тождестве (например, стол, стола, столу, столом и т. д.; см. грамматические категории), а с другой — в грамматические классы на основе грамматических сходств при лексических различиях (например, столом, домом, городом, человеком и т. д.; см. части речи).
* Грамматическая синтагматика охватывает общие закономерности сочетаемости грамматических единиц друг с другом в составе более крупных единиц высшего уровня — морфем в составе слова, слов в составе синтагмы, синтагм в составе предложения, предложений в составе текста, то есть правила комбинации грамматических единиц в грамматические структуры и, соответственно, правила грамматического членения этих структур на части (составляющие).
* Грамматика и лексика тесно взаимосвязаны. В историческом плане эта связь проявляется в лексикализации («застывании») грамматических форм (в переходе форм в слова или свободных сочетаний во фразеологизмы) и в грамматикализации (в переходе слов в грамматические показатели — сначала во вспомогательные и служебные слова, а затем в аффиксы). Эта связь проявляется и во взаимодействии лексических значений с грамматическими, во взаимной функциональной компенсации лексических и грамматических средств: лексика может компенсировать лакуны в грамматике (в частности, при супплетивизме, при замене слов с дефектной парадигмой их синонимами, при употреблении слов в полуслужебной функции), а грамматика может компенсировать лакуны в лексике (при конверсии, транспозиции, использовании грамматических средств в различительной функции).
Понятие о грамматическом строе языка
Грамматика и ее разделы
Говоря о грамматике как науке, выделяют:
· историческую грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;
· синхронную грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой).
· Грамматика состоит из двух разделов:
· – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами. В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;
· 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.
Понятие о грамматическом строе языка
Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения: а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.
Основные единицы грамматического строя
Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы. Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.
Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Наталья Аркадьевна Попова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Формирование грамматического строя является важнейшим условием
полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык
выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения,
в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом, важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.
Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.
Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи.Вот основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») ;
2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый кошки», «красными ягоды», «машины едет») ;
3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки») ;
4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево») ;
Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся дети, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Во второй младшей группе необходимо регулярно организовывать специальные игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм ед. и мн. числа существительных, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи.
Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому, основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить его.
В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей.
Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала.
В средней группе проводят игровые упражнения. Например, в процессе игры «Загадка» дети, при определении родовой принадлежности существительного, ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова –о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому педагог доброжелательно относится к ошибочным ответам.
Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи. (О собаке скажем – веселая, а о щенке – веселый. Веселая щенок нельзя сказать).
Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи.Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?» и др.
В старшей группе на занятиях помимо обучению словоизменению и словообразованию, можно использовать пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления. В этом возрасте у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных ед. числа и мн. числа, изменение большинства имен прилагательных, числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.
Кроме того, правильный подбор наглядного материала способствует повышению эмоционального тонуса детей, а значит и росту эффективности обучения.
Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего
использовать специально разработанные игры для развития дошкольника.
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в которых игровые ситуации занимают значительное место.
На основе вышесказанного, для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения)можно предложить детям поиграть в следующие игры:
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
— Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
6. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаются картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями.Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
10. Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
12. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формированиенавыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Как организовать деятельность по развитию грамматического строя у детей дошкольного возраста?
Создание благоприятной языковой среды.
Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
Формирование грамматически правильной речиосуществляется двумя путями: в общении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Специальные логопедические занятия, основное содержание которых формирование грамматически правильной речи.
2. Занятия по развитию речи.
3. Часть занятия по другим разделам программы.
— в процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных.
4.При ознакомлении с природой дети упражняются:
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Использование игрушек, предметов, картинок, и без наглядного материала.
Методические приемы для обучения грамматическим навыкам, предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова:
Как следует употреблять трудные формы.Например: все слова изменяются, но есть такие как «упрямые слова»: пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются,поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.
Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи (ОНР, формирование грамматического строяпроисходит с еще большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Как уже говорилось, в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей (3—4 года) и видов логопедической работы.
Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.
С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть «в магазин». Воспитатель (или ребенок) — продавец, дети — покупатели.
Взрослый создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.
«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) — мячик».
«Мы хотим купить самолет, а для малыша в другой группе — самолетик».
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Ребенок даже не подозревает, в какую непростую работу включается его детский мозг. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладеть правильными речевыми формами, а задача взрослого – помочь ему в этом.
«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.
Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.
Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру «Дом, в котором ничего нет»! Участника и победителя на ярмарке педагогических.
Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.