Что такое грамматическое значение слова 6 класс
Грамматическое значение слова
Слова, не важно в каком языке они используются, играют роль настоящего фундамента, на котором стоит здание человеческой речи. Люди используют предложения, состоящие из словосочетаний, для передачи своих мыслей и эмоций. Для того, чтобы образовывать сочетания слов и предложения, слова изменяют свою форму. Слова – объекты, изучаемые такими науками, как лексикология и грамматика.
Грамматические значения слова (далее в тексте ГЗ) – качества, присущие слову в плане его отношения к какой-либо части речи, обобщенные значения, приписываемые нескольким словам, не зависимо от их реальной сути.
Например, слова «бежать» и «стоять» имеют отличные лексические значения (далее в тексте ЛЗ). Слово «бежать» означает двигаться быстро, в то время как «стоять» значит быть неподвижным. Но ГЗ этих слов идентичны: непереходный глагол в неопределенной форме, I-ого спряжения, несовершенного вида, в изъявительном наклонении.
Другой пример: существительное «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу» имеет ГЗ неодушевлённости, предметности, именительного падежа, женского рода, мн. числа. В большинстве случаев, словам присуще множество ГЗ. К примеру, слово «кот» — нарицательное и одушевлённое существительное мужского рода, единственного числа, II-ого склонения, именительного падежа.
ГЗ бывают постоянные (классифицирующие) и непостоянные (формообразующие). Так, женский род — постоянное значение существительного «кошка», ведь слово «кошка» в русском языке никак не может перейти в мужской или средний род. При этом, значение единственного числа именительного падежа изменить можно: «кошке», «кошкам», «кошкой», «кошками» и так далее.
Категориальное значение слова (далее в тексте КЗ) является его наиболее общим и важным ГЗ. К КЗ слова относятся значение действия у глагола, предметности у существительного и так далее. КЗ может дополняться частными ГЗ. К примеру, для глагола характерны частные значения рода, падежа, числа.
Грамматическое значение слова сопровождает его лексическое значение. Их отличия:
Лексическое и грамматическое значения слова способны на взаимодействие друг с другом. Изменение ЛЗ слова ведет к изменению его ГЗ. К примеру, прилагательное «глухая» в предложении «глухая старушка шла по разбитой дороге» является качественным, а в словосочетании «глухой согласный» является относительным. Обратно этому, ГЗ слова может напрямую зависеть от его ЛЗ. К примеру, глагол «прыгать» в значении «подпрыгивать» употребляется как глагол несовершенного вида: «Мальчик прыгал (что делал?), не жалея своих сил». ЛЗ «спрыгивать откуда-то» создает другое ГЗ – совершенного вида: «Он прыгнул (что сделал?) с моста и скрылся в тумане».
Что такое грамматическое значение слова? Приведите примеры пожалуйста
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
6 класс. Тема: Лексическое и грамматическое значение слов. Части речи в русском языке.
Тема: Лексическое и грамматическое значение слов. Части речи в русском языке.
Цели: 1. Обобщить знания учащихся по разделу «Морфология», повторить понятия лексическое и грамматическое значение слов ;
2.развивать навыки выполнения морфологических разборов сущ., прилаг., глагола.
3.воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, слайды по морфологии.
I .Организационный момент.
II .Опрос д/з.: определения сущ., прилаг., глагола, местоимения, наречия, числительного, предлога, союза, частицы с примерами.
-На какие вопросы отвечает?
-Каким членом предложения является?
( И так все части речи).
III . Объяснение нового материала.
1.Слово учителя. Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (запись в тетрадь). В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные и служебные части речи и междометие. Часть речи характеризуют:
— общее значение, то есть его лексическое значение (предмет, признак, действие и др.);
— морфологические признаки (т. е. грамматическое значение: число, род, падеж и др.);
— синтаксическая роль (то есть каким членом предложения является: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).
2. Составление таблицы « Признаки частей речи).
3.Слово учителя. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действие, количество являются в предложении его членами (сущ., прилаг., глагол, местоимение, наречие, числительное.)
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, не являются членами предложения, имеют грамматическое значение ( предлог, союз, частица, междометие).
4.Диаграмма Венна «Самостоятельные и служебные части речи».
IV . Закрепление изученного материала.
V . Домашнее задание: упр.2- стр.94.
VI .Итог урока. Комментирование оценок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
6 класс
Тема: Лексическое и грамматическое значение слов. Части речи в русском языке.
Цели:1. Обобщить знанияучащихся по разделу «Морфология», повторить понятия лексическое и грамматическое значение слов;
2.развивать навыки выполнения морфологических разборов сущ., прилаг., глагола.
3.воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока, литература:интерактивная доска, учебное пособие, слайдыпо морфологии.
II.Опрос д/з.: определения сущ., прилаг., глагола, местоимения, наречия, числительного, предлога, союза, частицы с примерами.
-На какие вопросы отвечает?
-Каким членом предложения является?
( И так все части речи).
1.Слово учителя. Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (запись в тетрадь). В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные и служебные части речи и междометие. Часть речи характеризуют:
— общее значение, то есть его лексическое значение (предмет, признак, действие и др.);
— морфологические признаки (т. е. грамматическое значение: число, род, падеж и др.);
— синтаксическая роль (то есть каким членом предложения является: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).
2. Составление таблицы« Признаки частей речи).
3.Слово учителя. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действие,количество являются в предложении его членами (сущ., прилаг., глагол, местоимение, наречие, числительное.)
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, не являются членами предложения, имеют грамматическое значение ( предлог, союз, частица, междометие).
4.Диаграмма Венна «Самостоятельные и служебные части речи».
IV.
V. упр.2- стр.94.
Номер материала: ДБ-1198158
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое лексическое и грамматическое значение слова 6 класс
Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 6 классе «Слово и его лексическое значение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 134.5 КБ |
карточки к уроку | 15.33 КБ |
таблица 2 | 13.85 КБ |
презентация | 783 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
ГОРОДА РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« Слово и его лексическое значение»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Малахова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы
20 сентября 2016 г.
Тема урока : « Слово и его лексическое значение»
Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе
Основные сведения об учителе
Малахова Ольга Борисовна – учитель русского языка и литературы
Презентация- авторский медиапродукт.
Карточки зеленого и желтого цвета для игры «Найди пару».
Карточки для работы в парах «Многозначные слова»
Учебник русского языка.
Актуализировать знания по теме «Слово и его лексическое значение».
Расширение знаний учащихся по данной теме
Формирование умений анализировать функциональное значение слова в языке
Обновить и расширить понятия словарного состава, деления слов на лесические группы
Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся
Актуализация опорных знаний по теме «Правописание непроверяемых гласных и согласных», «Лексическое значение», «Синонимы. Омонимы. Антонимы», «Прямое и переносное значение слова», «Синтаксис простого предложения».
Применяемые формы работы
Виды работ, применяемых учителем
Беседа с показом иллюстраций.
Работа с мультимедийной аппаратурой.
Создание условий для постановки учащимися проблемной задачи
Виды работ, применяемые учащимися
Участие во фронтальном опросе
Постановка цели и задач урока.
Работа с применением интерактивной доски.
Характеризовать функциональную роль данной категории имен существительных. Находить информацию о таких именах существительных в учебной литературе.
Регулятивны е: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Коммуникативные : слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные : проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания.
Опрос по домашнему заданию
Р.: самоконтроль, оценивание своих результатов в ходе проверки домашнего задания
Актуализация опорных знаний.
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Л: проявлять интерес к изучаемому предмету
Мотивация учебной деятельности.
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Постановка целей и задач урока.
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов
Работа над темой урока.
1.Задание «Найди пару»
2.Ознакомление с материалом учебника
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Метапредметные: узнавание произведения, название и автора стихотворения.
Рефлексия учебной деятельности.
Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)
П.: Закрепление полученных знаний
Примечание : по ходу работы возможно изменение времени на 2 — 3 мин.
УУД: Л — личностные, К – коммуникативные, П – познавательные, Р — регулятивные
Слайд 1.Сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа: «Изучайте значение слов и вы избавите свет от половины его заблуждений». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину (демонстрация репродукции картины В. Тропинина «Портрет Пушкина»)
— Как вы понимаете это высказывание?
— Почему так важно знать точное значение слов?
— Вспомните, как называется раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка?
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Какую цель поставим на сегодняшний урок?
Учащиеся читают эпиграф, размышляют над строками эпиграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи.
У некоторых из вас на парте лежат желтые и зелёные листочки. На жёлтых листочках – лексическое значение, на зеленых – слово, имеющее это лексическое значение. Задача учащихся, имеющих зеленые листочки, узнать своё слово по услышанному лексическому значению и, как только это произойдет, необходимо встать и называть слово. Остальные учащиеся оценивают, правильно ли товарищ встал, и если правильно – все записываем слово в тетрадь.
Сооружение для хранения зерна
Наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.
Основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом
Коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Научный метод исследования, проба, опыт.
— Проверьте написание слов.
— Оцените свою работу согласно критериям :
За каждое правильно написанное слово – 1 балл.
Учащиеся определяют по лексическому значению слово, анализируют работу других учащихся, записывают слова в тетрадь, повторяя правописание слов.
Проверяют написание слов, сверяя с образцом. Оценивают свою работу, выставляя баллы.
— Что такое лексическое значение слова?
— Куда мы можем обратиться в случае затруднения понимания значения слова?
— Найдите значение слова:
Составьте и запишите простое предложение с этим словом. Выделите грамматическую основу.
Работают с толковым словарем, определяют лексическое значение слова. Составляют предложение – пример употребления слова. Выделяют грамматическую основу.
5.Актуализация знаний. Лексическое и грамматическое значения слова
Работа учащихся в парах
— Какое значение слова вы определили с помощью толкового словаря?
— Какое еще значение есть у слова, кроме лексического?
— Поработайте в парах: распределите следующие признаки слова в нужную группу.
Слайд 5. Промежуточное закрепление.
— Выберите правильное утверждение, запишите номера в тетрадях.
Распределяют признаки на 2 группы, определяя лексическое и грамматическое значения слова. Сравнивают с образцом. Делают выводы, что у слова есть лексическое и грамматическое значение.
На промежуточном закреплении выбирают правильные утверждения.
Сравнивают с образцом.
6. Работа над темой урока. Многозначные слова
1.Постановка проблемного вопроса
— Прочитайте предложение. На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши.
— Что увидели ребята?
— Почему возможны варианты ответа на это вопрос.
— Сколько значений у слова «мышь»?
— Как называются такие слова?
— Как в словарной статье отражается многозначность слова?
Слайд 7. Изучение статьи.
2.Практическая работа со словарем.
— У вас на столах лежат карточки со словами. Пользуясь толковым словарем, найдите среди предложенных слов многозначные и отметьте галочкой.
— Какие слова у вас вызвали сомнения?
— Почему слова «бумажник» и «люлька» тоже имеют 2 значения, но не являются многозначными?
Учащиеся читают предложение, предлагают варианты ответов на вопрос. Делают вывод о многозначных и однозначных словах. Выясняют, как многозначность отражается в словарной статье (несколько значений под номерами в одной статье)
Работают с толковым словарём, определяют многозначные слова. Сравнивают многозначные слова и омонимы.
7. Работа над темой урока. Многозначные слова и омонимы.
1.Постановка проблемного вопроса
— Продолжите фразу учёного.
— Как определить многозначное слово или омоним?
-Как словарная статья может нам в этом помочь?
2. Промежуточное закрепление.
— Закончите предложения, записав в тетрадь добавленные вами фразы.
Учащиеся определяют смысл высказывания, добавляют слова «сосуд» или «человек» и делают вывод о словах- омонимах.
Определяют принципиальные отличия многозначных слов и омонимов.
Записывают в тетрадь концовки предложений, повторяя знания о многозначных словах и омонимах. Сравнивают ответы с образцом.
8. Работа над темой урока. Синонимы.
1.Наблюдение за языковым материалом
— Вспомните, из какого произведения отрывок?
— Прочитайте выделенные слова.
— Как называются такие слова.
— Выпишите их парами.
— Какие слова называются синонимами?
2.Практическая работа. Распределительный самодиктант.
— Распределите слова на группы синонимов.
Читают текст, определяют произведение и автора. Выделяют слова-синонимы, дают определение синонимам.
Определяют синонимичные слова и распределяют в группы.
9. Работа над темой урока. Синонимы.
— Какие слова называются антонимами?
— Дополните предложения подходящими по смыслу словами и запишите полученные предложения. Слайд 12
Дают определения антонимам. Восстанавливают предложения, подбирая антонимы. Сверяют с образцом.
10.Рефлексия учебной деятельности
Анализируют полученные на уроке знания, систематизируют их, повторяют и закрепляют новые знания.
Оценивают свою работу на уроке, участие в различных видах работ, уровень своего знания/ незнания.
Выполните дома Упражнение 99 стр.55
Записывают задание в дневник, анализируют задание, при возникновении вопросов по методике выполнения задания, задают вопросы учителю
На уроке учащимися освоено:
1. «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.; Просвещение, 2014.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Челышева И.Л. Руский язык. 6 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
4.Контрольные и проверочные работу по русскому языку: 6 класс/ Л.А.Аксенова. – М.: Издательство “Экзамен»,2014г.
6. Планируемые результаты основного общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2010 (Стандарты второго поколения)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
8. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями;
Приказом министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,(зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
Цифровые образовательные ресурсы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отметьте знаком ✓ многозначные слова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучайте значение слов — и вы избавите свет от половины его заблуждений. А.С. Пушкин Тропинин В.А. Портрет Пушкина, 1827 г. Слово и его лексическое значение
Э Л Е ВАТОР Э СК А ЛАТОР ЭКСК А В А ТОР Э КСК УР С ИЯ ЭКСП Е Р И МЕНТ Проверяем орфограммы
Значения слова У слова мольберт есть содержание, смысл Сравните результаты. морфологические признаки Распределите следующие признаки в нужную группу: имя существительное Приспособление для рисования 2-е склонение мужской род единственное число именительный падеж Подставка для подрамника с холстом
Слово мольберт содержание, смысл морфологические признаки подставка для подрамника с холстом, приспособление для рисования имя существительное, 2-е склонение мужской род именительный падеж единственное число ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Проверьте себя 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. Лексическое и грамматическое значения Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетради). 2, 3, 5, 6
На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши. МЫШЬ МЫШЬ
Прекрасный, исполин, отважно, передвигаться, идти, великан, прелестный, метель, титан, направляться, неустрашимо, титан, пурга, великолепный, гигант, вьюга, восхитительный, смело. СИНОНИМЫ
1._____ помогает, а лень ______. 2._____сладкий, а лимон ______. 3._____ хитрая, а колобок_____. АНТОНИМЫ
Все слова языка образуют его словарный состав, или… Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется… То, что обозначает слово, — это его …. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Слова, кроме прямого значения, могут иметь… Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию называются…. Рефлексия ЛЕКСИКОЛОГИЯ ЛЕКСИКУ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ МНОГОЗНАЧНЫМИ ПЕРЕНОСНОЕ АНТОНИМАМИ СИНОНИМАМИ ОМОНИМАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе «Лексика». Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ.
Лексикология — важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать «над словом» и «со словом». В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит.
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 5 классе.
Тип урока: изучение нового материалаЦели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Конспект урока на тему: «Слово и его лексическое значение».
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу » Лексика» (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Слово и его лексическое значение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1. Что изучает лексикология.
2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Лексика – словарный состав языка.
Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.
Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.
Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.
Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.
Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.
Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.
Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.
Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.
2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.
Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.
Норка – маленькая нора;
Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.
Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.
Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.
Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.
Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.
Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.
Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.
Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.
Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.
Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.
Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.
Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.
О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Примеры тренировочных заданий
Выделите цветом омонимы.
В саду разгорелись алые кисти рябин.
Мама подарила мне акварельные кисти.
В холле горел яркий свет.
Путешественники объехали весь свет.
После вторника наступила среда.
Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.
На землю упал лист клёна.
Мы поместили аппликацию на лист картона.
В саду разгорелись алые кисти рябин.
Мама подарила мне акварельные кисти.
В холле горел яркий свет.
Путешественники объехали весь свет.
После вторника наступила среда.
Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.
На землю упал лист клёна.
Мы поместили аппликацию на лист картона.
Подчёркивания / зачеркивания элементов
В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).
Мы посчитали точный хронометраж времени.
В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.
Наступил месяц март.
В стихотворении говорится о молодых детях.
В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.
Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.
В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.
Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.
Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.
Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.
Конспект «Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» 6 класс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: русский язык
Дата: 14 октября 2015 года
Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Цели: 1. образовательные: повторить пройденный материал по орфографии, познакомиться с новой темой, закрепить на практике;
2. развивающие: развивать образность мышления, воображение, речь, память учащихся;
3. воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: книга, тетрадь
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
2. Викторина «Угадай и напиши» (устно)
Мифический герой, влюбленный в самого себя (Нарцисс)
Строение художественного произведения (композиция)
Жители Трои (троянцы)
Отважный Одиссей ослепил Полифема. Полифем – это…(циклоп)
Эрота в лесу вскормили две свирепые …(львицы)
Сирены – полуженщины- полу…(птицы)
Этой области искусства покровительствовала Терпсихора. (танцы)
3. Словарный диктант (письменно)
Цифра, прийти, ежовый, полумесяц, цыкать, цирковой, прибрежный, скачок, на цыпочках, циферблат, предлинный, приоткрыть, пришел, полжизни, пол-Африки, преодолеть, шерстка.
Лексика – это словарный состав слова.
Лексикология – раздел науки о языке, который изучает лексику.
Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.
Грамматическое значение- это грамматические признаки той части речи, к которой относится слово.
слово надо различать
по лексическому значению
это слова с одним лексическим значением. Например: договор – письменное или устное соглашение о чем –либо.
это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу.
Земля- суша, планета, почва, участок, страна, Родина
Основное лексическое значение.
Лисий след, пища для человека, золотое кольцо, насолить грибов.
Вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
Лисий характер, пища для ума, золотое сердце, насолить соседу.
Слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию
Метель, пурга, буран, вьюга. Храбрый, смелый, мужественный, отважный
Слова одной части речи, противоположные по значению
День-ночь, поднимать-опускать, всегда-никогда,
Одинаковые по звучанию, но разные по значению
Коса-инструмент, коса-прическа. Лук-овощ, лук-оружие.
Близкие по звучанию, но разные по значению
Соседний – соседский, поступок-проступок, злой-злостный, эффектный-эффективный, жесткий-жестокий
А) упр. 173. стр.49 (подобрать синонимы)
Известный-знаменитый, волшебник-маг, чародей, думать-мыслить, размышлять, лгать-врать, лукавить, нужный-
Б)Подберите по смыслу антонимы (на экран)
Полюбил богатый – бедную;
Полюбил ученый- глупую;
Полюбил румяный- бледную;
полюбил хороший – вредную;
Золотой- полушку медную. М.Цветаева
В) упр.172 стр.49 (письменно)
Г) упр.178 стр.50 (письменно)
15. Подведение итогов
16. Комментирование оценок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-058159
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 13.10.2015 7432
- 13.10.2015 510
- 13.10.2015 634
- 13.10.2015 354
- 13.10.2015 555
- 13.10.2015 2114
- 13.10.2015 681
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.