Что такое гражданская позиция в литературе

Название книги

Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям

Чупринин Сергей

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

Тип тенденциозности, отличающийся от партийности тем, что художник связывает свою творческую деятельность не с интересами той или иной группы, части общества, но с интересами всего общества и/или государства в целом – так, как он эти интересы, разумеется, понимает.

В отличие от XIX века, когда выбор гражданской позиции (или отказ от этого выбора) был личным делом художника, сказывавшимся лишь на его репутации, советская эпоха выдвинула императив « Кто не с нами, тот против нас », согласно которому не только социальный критицизм, но и практически любое отступление от прихотливо колебавшейся партийной линии могло быть истолковано (и нередко истолковывалось) как форма проявления «контрреволюционной», «антинародной» и «антигосударственной» деятельности. Литература таким образом оказалась принудительно разделенной на «советскую» и «антисоветскую», и в условиях, когда одни писатели верноподданно предъявляли власти все сто томов своих партийных книжек, а другие, рискуя жизнью, бросали ей же в лицо свой стих, облитый горечью и злостью, гражданственными стали называть те книги и те высказывания, которые, дистанцируясь и от гиперполитизированности, и от аполитизма, были, по сути, равно приемлемы и для власти, и для оппозиционно настроенного общественного мнения. Судьба гуманистических ценностей в границах социализма, проблемы рационального хозяйствования, экологии, образования и воспитания, сбережения исторической памяти, борьба против поворота северных рек и идей реформировать русскую орфографию – вот круг забот, естественный для гражданственного дискурса в русской литературе последних советских десятилетий, и вот то, что в глазах и власти, и общественного мнения создало высокую репутацию таким писателям, как Александр Твардовский, Владимир Тендряков, Федор Абрамов, Георгий Радов, Сергей Залыгин, Алесь Адамович, Евгений Богат, Григорий Бакланов, Валентин Распутин, Даниил Гранин, Юрий Черниченко.

Как форма деполитизированной, идеологически не сфокусированной тенденциозности гражданственность проявила себя и в постсоветскую эпоху – например, в творчестве и в общественной деятельности Виктора Астафьева, у которого, – по словам Марка Липовецкого, – « каждый найдет ‹…› ламентации на собственный идеологический вкус, но лишь потому, что для самого Астафьева все они вторичны по отношению к “правде” народного тела ». Правомерно говорить о гражданственности литературно-критической деятельности Валентина Курбатова, стремящегося примирить православное почвенничество с рафинированной западной культурой, а также произведений Бориса Екимова, рисующих облик современной русской деревни, и целого ряда сегодняшних книг, посвященных войнам в Чечне и Афганистане. Социальная озабоченность явственно прослеживается и у многих поэтов нового поколения, чьи стихи собраны, в частности, в антологии гражданской лирики «Время Ч» (М., 2002).

Конечно, трудно не согласиться с Максимом Амелиным, утверждающим что « гражданская поэзия – не что иное, как рифмованная публицистика, ритмизованный физиологический очерк, разделенное на строфы воззвание. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так, выполняя коммуникативную функцию, никому кроме нее в данное время не доступную. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве ». Но поскольку, судя по всему, в нашем обществе еще долго будет «что-то не так», рано, видимо, принимать на веру заявление Дмитрия Кузьмина о том, что « политическая и – шире – гражданская проблематика утратила, – похоже, бесповоротно – эстетическую актуальность ».

См. ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ; ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ПАТРИОТЫ И ДЕМОКРАТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ; РАДИКАЛИЗМ; ИДЕЙНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОСМОПОЛИТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ШИНЕЛЬНАЯ ОДА

Источник

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

Тип тенденциозности, отличающийся от партийности тем, что художник связывает свою творческую деятельность не с интересами той или иной группы, части общества, но с интересами всего общества и/или государства в целом – так, как он эти интересы, разумеется, понимает.

Являясь синонимом социальной озабоченности, понятие гражданственности прошло сквозь всю историю русской литературы. Причем если вначале (древняя и средневековая словесность, литература XVIII века) осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, как правило, влекло поэтов к однозначной поддержке и воспеванию богоданной власти, то уже после «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева стало возможным говорить о двух принципиально разнящихся между собою видах гражданственности. Первый, продолжающий традиции ломоносовского и державинского служения власти, выродился, по мнению его противников, в шинельные оды, стал аналогом либо сервильности, либо внутренней несвободы художника, когда, по словам Петра Вяземского, даже искренне поддерживающие власть писатели «похожи ‹…› на дворню, которая в лакейской поет и поздравляет барина с имянинами». И напротив, второй вид гражданственности требует от автора, во-первых, политической независимости, а во-вторых, отрефлектированного и ясно проявленного в текстах критицизма по отношения к действиям власти, которая, уже по определению, всегда и во всем не права. Таким образом, рылееевская формула «Будь поэт и гражданин», трансформировавшаяся со временем в некрасовскую «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», предопределяла положение всякого честного русского писателя в противоправительственной оппозиции. Что, с одной стороны, превращало литераторов с гражданственной жилкой во властителей дум образованного сословия, а с другой – вызывало аллергическую реакцию у приверженцев теории и практики «чистого» искусства, полагавших всякую социальную озабоченность внеположной (если не враждебной) художественному творчеству.

В отличие от XIX века, когда выбор гражданской позиции (или отказ от этого выбора) был личным делом художника, сказывавшимся лишь на его репутации, советская эпоха выдвинула императив «Кто не с нами, тот против нас», согласно которому не только социальный критицизм, но и практически любое отступление от прихотливо колебавшейся партийной линии могло быть истолковано (и нередко истолковывалось) как форма проявления «контрреволюционной», «антинародной» и «антигосударственной» деятельности. Литература таким образом оказалась принудительно разделенной на «советскую» и «антисоветскую», и в условиях, когда одни писатели верноподданно предъявляли власти все сто томов своих партийных книжек, а другие, рискуя жизнью, бросали ей же в лицо свой стих, облитый горечью и злостью, гражданственными стали называть те книги и те высказывания, которые, дистанцируясь и от гиперполитизированности, и от аполитизма, были, по сути, равно приемлемы и для власти, и для оппозиционно настроенного общественного мнения. Судьба гуманистических ценностей в границах социализма, проблемы рационального хозяйствования, экологии, образования и воспитания, сбережения исторической памяти, борьба против поворота северных рек и идей реформировать русскую орфографию – вот круг забот, естественный для гражданственного дискурса в русской литературе последних советских десятилетий, и вот то, что в глазах и власти, и общественного мнения создало высокую репутацию таким писателям, как Александр Твардовский, Владимир Тендряков, Федор Абрамов, Георгий Радов, Сергей Залыгин, Алесь Адамович, Евгений Богат, Григорий Бакланов, Валентин Распутин, Даниил Гранин, Юрий Черниченко.

Как форма деполитизированной, идеологически не сфокусированной тенденциозности гражданственность проявила себя и в постсоветскую эпоху – например, в творчестве и в общественной деятельности Виктора Астафьева, у которого, – по словам Марка Липовецкого, – «каждый найдет ‹…› ламентации на собственный идеологический вкус, но лишь потому, что для самого Астафьева все они вторичны по отношению к “правде” народного тела». Правомерно говорить о гражданственности литературно-критической деятельности Валентина Курбатова, стремящегося примирить православное почвенничество с рафинированной западной культурой, а также произведений Бориса Екимова, рисующих облик современной русской деревни, и целого ряда сегодняшних книг, посвященных войнам в Чечне и Афганистане. Социальная озабоченность явственно прослеживается и у многих поэтов нового поколения, чьи стихи собраны, в частности, в антологии гражданской лирики «Время Ч» (М., 2002).

Конечно, трудно не согласиться с Максимом Амелиным, утверждающим что «гражданская поэзия – не что иное, как рифмованная публицистика, ритмизованный физиологический очерк, разделенное на строфы воззвание. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так, выполняя коммуникативную функцию, никому кроме нее в данное время не доступную. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве». Но поскольку, судя по всему, в нашем обществе еще долго будет «что-то не так», рано, видимо, принимать на веру заявление Дмитрия Кузьмина о том, что «политическая и – шире – гражданская проблематика утратила, – похоже, бесповоротно – эстетическую актуальность».

См. ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ; ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ПАТРИОТЫ И ДЕМОКРАТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ; РАДИКАЛИЗМ; ИДЕЙНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОСМОПОЛИТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ШИНЕЛЬНАЯ ОДА

Читайте также

О ЛИТЕРАТУРЕ

О ЛИТЕРАТУРЕ Владимир НАРБУТ* ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный

О ЛИТЕРАТУРЕ

О ЛИТЕРАТУРЕ ВЛАДИМИР НАРБУТ. ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬСовременник. 1913. № 5. С. 355–356. Подпись: А. Ч. Раздел: «Новые книги». «Садок судей» — один из первых сборников русских футуристов, изданный в 1910 году в Петербурге. Текст отпечатан тиражом 300 экз. на обоях. Название предложено

ДЕПРЕССИВНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

ДЕПРЕССИВНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ от лат. depressio – подавление.Советская власть с депрессивностью боролась. Сумрачные картины действительности или внутреннего мира автора и его литературных героев интерпретировались как очернительство, и одной из обязанностей цензуры,

ЗВЕЗДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

ЗВЕЗДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ Так называют писателей, чья известность порождена, обеспечена и/или поддержана медийными средствами и, прежде всего, частотой появления на телеэкране. «Только оказавшись в эфире, ты становишься звездой», – говорит Даниил Дондурей, причем взаимосвязь

ИЕРАРХИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

ИЕРАРХИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. hieros – священный и arche – власть.«Мышление литератора иерархично», – заметил Иосиф Бродский в беседе с Томасом Венцловой, и действительно, по ступеням значимости в словесности можно распределить решительно все: от жанров, где когда-то

ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ

ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ от англ. image – образ (изображение, картина, а также подобие, символ)Этот термин вошел в речевую практику сравнительно недавно, хотя явление, им обозначаемое, известно уже веками, если не тысячелетиями, ибо многим людям (и писатели здесь не исключение) от

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Этот тип издательской стратегии заявил о себе в начале 1990-х годов, когда к прискорбию многих книжных предпринимателей выяснилось, что зарубежным писателям нужно все-таки платить за права на издание их произведений в русском переводе.

КИТЧ В ЛИТЕРАТУРЕ

КИТЧ В ЛИТЕРАТУРЕ И о содержании этого термина, и о его этимологии до сих пор идут споры. По одной версии, китч восходит к польскому слову cyc, означающему подделку. По другой – к просторечному немецкому глаголу verkitschen, kitschen, то есть удешевлять, породившему в немецком

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой

СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ

СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ По свидетельству «Лексикона нонклассики», это термин возник в 1972–1973 годах к кругу художников Виталия Комара и Александра Меламида как своего рода иронический кентавр отечественного «соцреализма» и «поп-арта», тогда знакомого нашим согражданам

УБЕЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

УБЕЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ Убеждения обычно рассматриваются как неотъемлемая составная часть или, может быть, даже ситуативный синоним такого понятия, как «литературная позиция». С этим можно согласиться, отметив тем не менее, что есть и тонкая, но существенная разница

ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра

Гражданственность и народность в поэзии Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…»

Гражданственность и народность в поэзии Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…» I. Поэзия Некрасова – поэзия о народе и для народа.II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой исторической эпохи.1. Главная тема жизни и творчества – судьба

Поэзия и гражданственность

Поэзия и гражданственность «Знамя», № 10 за 2002 г.Гражданственность была присуща русской поэзии — во всяком случае, весьма значительной ее части, — начиная со “Слова о полку Игореве” и до второй трети XX века включительно. Но последние десятилетия, многое изменившие в

О ТЕАТРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

О ТЕАТРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ КО ДНЮ ШЕКСПИРА Мне думается, это благороднейшее из наших чувств: надежда существовать и тогда, когда судьба, казалось бы, уводит нас назад, ко всеобщему небытию. Эта жизнь, милостивые государи, слишком коротка для нашей души; доказательство тому,

Источник

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека – это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Формирование гражданской позиции

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе – социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов – очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг – это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга – это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность – велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть фото Что такое гражданская позиция в литературе. Смотреть картинку Что такое гражданская позиция в литературе. Картинка про Что такое гражданская позиция в литературе. Фото Что такое гражданская позиция в литературе

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Источник

Письменное высказывание. Гражданская позиция поэта и писателя.

Гражданская позиция поэта и писателя

Начать рассуждение на данную тему хочется словами Н. А. Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

И 20 век – век трагедий и триумфов – дал миру своих авторов, крупных, маститых, настоящих глашатаев происходящих перемен в стране. Война гражданская – и мы читаем о ней у А. Фадеева в романе «Разгром», у М. Булгакова – в «Белой гвардии». Шагнувшая за ней коллективизация – и М. Шолохов даёт нам «Поднятую целину», а В. Быков – «Облаву». Великая Отечественная война дала нам «Сашку» В. Кондратьева, «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Судьбу человека» М. Шолохова… Этот ряд можно продолжать и продолжать. И современный мир – мир особый. Нет мировой войны, но событий и проблем не меньше.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг…

Как видим, какую бы книгу современного нам периода мы ни взяли, чувствуем: нерв её – гражданское «неравнодушие» писателей нашей литературы. Эта глобальная встревоженность, беспокойство по поводу фундаментальных причин внутреннего характера. Это новации нашей литературы, увидевшей свет в цензурном окошке. И слово писателя и поэта – гражданина делает нашу литературу по – настоящему гражданской.

Источник

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме «Человек и его гражданская позиция в произведении М. Горького “Старуха Изергиль”»

Отдел образования администрации Волгодонского района

МБОУ: Романовская СОШ

Номинация «Научные искания молодых “Гуманитарное направление”»

«Человек и его гражданская позиция в произведении М. Горького Старуха Изергиль ”»

Скрябова Нина Евгеньевна

7 «А» класса МБОУ: Романовская СОШ

Руководитель Гриздренко Екатерина Андреевна,

учитель русского языка и литературы

Оглавление

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям.

Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, молодое поколение, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Подростковый возраст является тем периодом, когда становление активной гражданской позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным. Развитие человека в современном обществе невозможно без акцентирования внимания на становлении его личностной позиции, которая определяет поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития.

Никто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации. [1]

Какова моя гражданская позиция – над этим вопросом я задумалась, прочитав произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема: Человек и его гражданская позиция в произведении М. Горького «Старуха Изергиль»

Цель исследования: выявить суть гражданской позиции героев легенд М. Горького; сравнить ее с позицией современной молодежи.

Дать определение понятию «гражданская позиция», сравнить эти значения с пониманием у современных школьников.

Изучить и сопоставить гражданскую позицию героев легенд: Данко и Ларры.

Сформулировать гражданскую позицию современной молодежи 13-14 лет.

Гипотеза: люди по своей гражданской позиции делятся на две категории: альтруисты (Данко) и эгоисты (Ларра).

Объект исследования: гражданская позиция человека в произведении М. Горького «Старуха Изергиль»

Проблемный вопрос: можно ли сравнить гражданскую позицию героев произведения и современных школьников.

поисковый (подобрать материал в соответствии с темой исследования, используя научную литературу и Интернет-ресурсы);

практический (проведение анкетирования среди подростков);

Понятие «гражданская позиция» в словарях.

Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин – «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов и др. [2]

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Понятия, например, «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова он уже имеет четыре основных значения:

юридическое толкование: «гражданский» — относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);

военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);

церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);

общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») [3]

Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.

Человек и его гражданская позиция в произведении М. Горького «Старуха Изергиль».

Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко. Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц. Один из рассказчиков – это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни.

Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и себялюбец. Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни. Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл. Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо.

Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких-либо благ себе, необходимо вначале сделать что-то полезное для других. Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». [6]

По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа.

Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на всё ради блага народа. Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу. Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повёл свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям. — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».[6] Так, героической смертью, Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен.

Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья других.

В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер. Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохранится в памяти людей, которым она дарила свою любовь. Ради достойного человека Изергиль также была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини. [4]

Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко наоборот – идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Выявление у сверстников степень понимания термина «гражданская позиция»

Мы предложили учащимся седьмых классов пройти анкетирование на тему: «Гражданская позиция человека в произведении М. Горького «Старуха Изергиль». Анкетирование прошли 35 учащихся.

По итогам анкетирования получены следующие результаты:

Из 35-ти опрошенных школьников 24 человека знают эти легенды:

Также мы узнали, кто для ребят ближе по взглядам из героев:

В нашей анкете были вопросы и для тех, кто знаком с легендами, и для тех, кто нет.

Например, выберите пословицу, которая вам близка:

Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Будь другом сам – и тебе помогут в беде.

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Своя рубаха ближе к телу.

Ему и беда, что с гуся вода.

После меня хоть трава не расти.

Интересно, что из предложенных пословиц 32% респондентов выбрали ту, в которой прослеживается активная гражданская позиция ( Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.). И 29% понимают, чтобы тебе помогли, нужно самому быть отзывчивым и готовым прийти на помощь.

Когда нарушают законы, я …

Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то …

16 человек не могут остаться равнодушными, при виде нарушения законов и пытаются что-то предпринять (вразумить нарушителя). В случае необходимости 30 человек из 35-ти готовы прийти на помощь нуждающимся.

Если моего друга обидели, я …

Если бы я мог изменить мир, то …

Если бы мне предложили переехать за границу, то …

Анкетирование показало, что не все дали конкретное определение термину «гражданская позиция», однако большая часть опрошенных видят свое назначение в «служении» обществу (Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.), готовы прийти в трудную минуту на помощь другу. Из 35 человек 24 – знакомы с легендами из произведения М. Горького «Старуха Изергиль», из них 55% поддерживают позицию Данко. Интересно, что 66% учащихся не готовы покинуть Родину, но 89% признают необходимость изменений в окружающем мире.

Возвращаясь к проблемному вопросу нашего исследования (Можно ли сравнить гражданскую позицию героев произведения и современных школьников?), учитывая результаты проведённного анкетирования, отметим, что образы, созданные Горьким, слишком идеализированы и в реальной жизни маловероятны. Людей нельзя разделить на идеалов и антиидеалов – у каждого человека есть как достоинства, так и недостатки. А проявление активной гражданской позиции зависит от конкретной ситуации.

Гражданское общество – объединение свободных личностей, наделенных широкими гражданскими, политическими, социальными правами, активно участвующих в управлении государством. Современная молодежь является одним из самых активных субъектов в построении такой модели общества.

Во многом от нас зависит насколько будет безопасной жизнь в ближайшем будущем, насколько гармоничной и перспективной. Мы те, кто уже планирует и прогнозирует, что будет в ближайшее время, те, кто уже сейчас должен заявить о своей гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это участие в общественно-политической жизни и высочайшая ответственность за то, что происходит вокруг нас и в нашем государстве.

Чтобы занимать такую позицию, надо иметь политические знания и овладеть политической культурой, а значит хорошо учиться.

Я полагаю, что к гражданской позиции можно отнести и личное отношение каждого учащегося к процессу образования. Не понимаю тех, кто приходит в школу для того, чтобы не расстраивать родителей или просто отсидеть уроки как наказание. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования новой личности конкурентоспособной, креативной и творческой. И чем больше будет таких выпускников, тем выше будет и значимость нашего государства на международной арене. А начинать нужно с малого: подготовки уроков, принятия участия в школьном самоуправлении, в познавательной и исследовательской деятельности.

Сейчас актуально оказание помощи всем тем, кто нуждается в ней, а иногда просто во внимании. Это старики, ветераны. Этим людям немного надо, чуть-чуть поддержки, проявление заботы и участия. Активная гражданская позиция – это забота о ближнем. Кстати, не стоит забывать о братьях наших меньших. Избиение животных считаю недопустимым

Я не курю, не употребляю наркотиков, я за спортивный образ жизни. Моя позиция в том, чтобы добиться того, чтобы мое окружение придерживалось такого же образа жизни. А для этого стоит объяснять подрастающему поколению пагубность вредных и ложных привычек.

Только человека с активной гражданской позицией можно назвать патриотом. Он должен не только формально говорить о любви к Родине, он должен интересоваться историей своего народа, выполнять свои обязанности перед государством, активно бороться за то, чтобы не было стыдно за свою Родину: чтобы в обществе присутствовал гуманизм, демократические ценности, способствовать экономическому процветанию, и чтобы был личный вклад в это процветание. [5]

И в итоге, мы пришли к выводу: всех людей нельзя разделить на идеалов (Данко) и антиидеалов (Ларра), так как каждый человек в разных ситуациях поступает по-разному, и у каждого человека есть и достоинства, и недостатки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *