Что такое гражданско патриотическое воспитание
Патриотизм есть не что иное, как желание
трудиться на пользу своей страны.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
— помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, район, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
— вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Сегодня воспитательная работа в классе организуется и проводится на основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков.
В связи с этим и разработана программа
«Гражданско – патриотическое воспитание как основа становления личности»
Программа обусловлена следующими причинами:
актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить несколько направлений:
2. Растим патриота и гражданина России.
По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий классного, общешкольного и сельского уровня.
В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальные вечера, посвященные Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Знания, полученные на уроках истории, в ходе поисковой работы закрепляются на Уроках мужества, общешкольных митингах и других мероприятиях. В школу с беседами приходят очевидцы военного лихолетья, их приглашают ребята из клуба «Звезда».
Учащиеся любят встречаться с ветеранами в ходе различных акций, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего народа.
«Растим патриота и гражданин России».
Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, изучение Конституции. Была проведена совместные конференции с молодыми депутатами, где просматривались проблемы села, на таких встречах формируются также понятия гражданского общества, участия граждан в делах государства, т.к. учащиеся класса получили задание создать проект по благоустройству села.
Здесь же происходит прикладное изучение избирательного закона, основ демократии, формирование демократической культуры. В преддверии выборов в Госдуму и Президента учащиеся выступали с агитбригадной программой «Не стой в стороне!» и «Я – избиратель», где в занимательной форме излагались основные положения Избирательного закона, содержался призыв к избирателям быть активными.
Активно стараемся реализовывать экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, учащиеся класса работают вожатыми на детской площадке в ДК летом, где реализуется экологическая программа «Солнышко». Здесь они не только формируют лидерские навыки, но и расширяют свои знания по экологии, воспитывают патриотические чувства и у себя, и у своих подопечных.
Надеюсь, реализация основных направлений программы позволяет решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Все учащиеся класса являются членами историко – патриотического клуба «Звезда». В рамках этого клуба они действуют уже в рамках села, района. Так, в 2009 году принимали участие в Социальном форуме «Акше родной» с презентацией проекта «Символика России», в 2010 году – в этом же форуме с презентацией программы экологического воспитания.
Клуб «Звезда» существует в школе уже более 6 лет.
— углубленное изучение темы Великой Отечественной войны, истории своего села, края, расширение кругозора;
— развитие исследовательских, поисковых, коммуникативных умений в ходе осуществления проектной деятельности;
— развитие общественной активности в силу практического применения результатов исследовательско – поисковой, творческой работы;
— развитие креативных умений, инициативы, ответственности;
— воспитание патриотизма, гражданственности.
Ребята изучают историю Афганской войны, встречаются с ее участниками. Газета «Из пламени Афганистана» заняла 2 место в муниципальном конкурсе.
Традиционными стали встречи членов клуба с выпускниками, обучающимися в военных училищах.
Ребята на протяжении всего учебного года проводят познавательные конкурсы, викторины, организовывают конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, акции «Подарок солдату», «Ветеран живет рядом».
Ежегодно осуществляется проект по изучению символики государства.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Будущее есть только у того государства,
молодое поколение, которого выбирает патриотизм
Муниципальное бюджетное
средняя общеобразовательная школа №11
Гражданско-патриотическое воспитание
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Целевая воспитательная программа «Гражданско-патриотическое воспитание» в МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя. Скачать.
Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
формирование чувства гражданского долга;
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.
Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
у силить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
функционирует система дополнительного образования;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
развивается музейная работа;
развивается школьное ученическое самоуправление;
используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Тематические классные часы;
Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;
Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
Проведение общешкольных мероприятий;
Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
Экскурсии по городам России;
Военно- спортивная игра «Зарница»;
Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Составляющими системы патриотического воспитания являются: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр. деятельность средств массовой информации.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В целях популяризации идеи единения многонационального народа Российской Федерации через любовь к Родине, к своему народу, к своей истории, согласно плану работы школы с 21 октября по 28 октября 2019 года были проведены Классные часы на тему «В единении – сила!», посвященные Дню народного единства. В мероприятиях приняли участие учащиеся 1-11 классов. Классными руководителями 1-11 классов была показана презентация «Единый народ».
Целью данных классных часов являлось:
познакомить учащихся с историей праздника;
подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Ребятам рассказали об истории возникновения праздника День народного единства, о подвигах народа, провели беседу на тему мужества и чести. Библиотекарем школы Турбиной Т.С. была организована книжная выставка «Наши подвиги и доблести», а так же выставка рисунков «Одна страна – один народ». В ходе мероприятий учащиеся познакомились с историей возникновения праздника, подвигами наших предков во имя независимости Родины. Проведенные мероприятия стали возможностью напомнить нам всем о наших общих корнях, в полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего, понять, что для того, чтобы добиться национального успеха, все мы должны быть вместе, независимо от возраста, рода занятий, национальности и политических пристрастий. В результате проделанной работы все учащиеся школы были охвачены мероприятиями, посвященными Дню народного единства.
|
План мероприятий месячника оборонно-массовой и спортивной работы МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова. Скачать.
В данном мероприятии приняли участие учащиеся 1-11 классов, члены юнармейского отряда школы. члены отряда «Милосердие»
После данного мероприятия, дети сказали:«Мы всегда будем помнить советских солдат, защитивших нашу Родину и освободивших мир от фашизма, тех, кто пал на полях сражений, тех, кто трудился в тылу, приближая Победу.
| |
Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Их детство прервалось 22 июня 1941 года. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, отправляли посылки на фронт, работали в полях, тяжким трудом приближая победу.
Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. В рамках месячника оборонно- массовой и спортивной работы в МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя прошла встреча школьников с людьми, которые в годы войны были детьми.
На мероприятие были приглашены:
Первый председатель Совета ветеранов Василец Александр Алексеевич,
Дети войны: Романова Ольга Сергеевна, Мандрыкина Алефтина Васильевна, Бурлакова Людмила Федоровна. То, что было услышано на состоявшейся встрече, не пройдет бесследно, навсегда останется в юных сердцах детей. Ведь если мы позаботимся о воспитании молодежи сейчас, то можно быть уверенными, что наше будущее в надежных руках.
Такие встречи воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезными не только в праздничные дни, но и повседневно.
В рамках Года памяти и славы в МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя прошла Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб».
Всероссийская акция «Блокадный хлеб» открывает Год памяти и славы – год, когда мы вспоминаем людей, пожертвовавших своей жизнью ради нашего мирного неба над головой. 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, по всей России пройдут мероприятия, посвященные этой дате. Акция памяти «Блокадный хлеб» напомнит о трагедии целого города, которая развернулась среди общего горя Великой Отечественной войны.
Пока мы помним о наших героях, пока сохраняем память о них, они живы в наших сердцах – это значит, что они воевали не зря.
|
В рамках празднования Дня России учащиеся и учителя школы приняли участие в ряде мероприятий, направленных на формирование патриотизма, российской гражданской эдентичности, уважения к традициям инновациям Российской государственности.
Всероссийская акция «За семью, за Родину, за Россию»
Наш адрес: г. Ставрополь, улица Репина, 146,
Телефон: 8 (8652) 364-502 Факс: 8 (8652) 364-370
Основные направления патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Исходя из вышеизложенного, в ГБОУ ООШ с. Старый Буян разработана программа «Я – гражданин России».
Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
2. Участие в акциях:
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
5. Изучение родного края:
6. Организация конкурсов:
В результате осуществления Программы ожидается:
Библиографический список: