Что такое грех блуда

Что такое грех блуда

Блуд – 1) физи­че­ская бли­зость лиц, не состо­я­щих в закон­ном браке; 2) всякое укло­не­ние чело­века от Божьего про­мысла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. Явля­ется второй из восьми глав­ных стра­стей. Грех супру­же­ской измены назы­ва­ется пре­лю­бо­де­я­нием.

Хри­сти­ан­ство при­знает две формы устро­е­ния жизни чело­века в сфере пола: брак и без­бра­чие (цели­бат). Блуд как иска­же­ние отно­ше­ний между полами и зало­жен­ной в них Боже­ствен­ной цели есть грех, ибо он пред­по­ла­гает лишь дости­же­ние чув­ствен­ного само- или вза­и­мо­на­сла­жде­ния. Про­яв­ля­ясь в виде помысла, стра­сти, раз­вра­ща­ю­щих слов и т.п., блуд пося­гает на чистоту и цело­муд­рие чело­века. K блуду при­чис­ля­ются также про­сти­ту­ция, гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния, кро­во­сме­ше­ние, руко­блу­дие (мастур­ба­ция, мала­кия).

Что такое духов­ный блуд?

Тема «духов­ного» блуда чело­ве­че­ства явля­ется одной из глав­ных в Ветхом Завете. Чело­век, отпав­ший в раю от Бога, поте­ряв­ший Его в исто­рии, утра­тил истин­ный смысл жизни, «заблу­дился». Отпав­шего от Бога чело­века цер­ков­ное пре­да­ние назы­вает блуд­ным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блуд­ными явля­ются деяния людей, сви­де­тель­ству­ю­щие об их без­бо­жии. Блу­дить озна­чает также впасть в раскол или ересь.

Физи­че­ский и духов­ный блуд тесно свя­заны между собой. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в раз­деле, посвя­щен­ном нрав­ствен­но­сти, состо­я­ние совре­мен­ного обще­ства харак­те­ри­зу­ется как духов­ный кризис, к про­яв­ле­ниям кото­рого сле­дует отне­сти: мас­со­вое бого­от­вер­же­ние, про­па­ганду идеи «сек­су­аль­ной рево­лю­ции», при­вед­шей к потере смысла брака и ощу­ще­ния гре­хов­но­сти блуда…

Что сти­му­ли­рует блуд­ную страсть?

От пяти причин уси­ли­ва­ется блуд­ная брань:

Жела­ю­щий устра­нить от себя брань блуда да хра­нится от упо­мя­ну­тых пово­дов к ней: празд­но­сло­вие да заме­нит молит­во­сло­вием, тще­сла­вие сми­ре­нием Хри­сто­вым, многий сон бде­нием, кра­си­вые одежды руби­щем, объ­еде­ние воз­дер­жа­нием от изли­ше­ства в пище. Стра­сти дер­жатся одна за другую, как звенья в цепи.

Мыс­лен­ный блуд

О блуде в Свя­щен­ном Писа­нии

В Ветхом Завете 7‑я запо­ведь Мои­се­ева дека­лога – «не пре­лю­бо­дей­ствуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не про­во­дит четкой гра­ницы между поня­ти­ями пре­лю­бо­де­я­ния и блуда, поэтому эта запо­ведь отно­сится ко всем слу­чаям нару­ше­ния поло­вой морали.

В Новом Завете при­сут­ствуют гораздо более стро­гие поня­тия о цело­муд­рии, об отно­ше­нии к телу, соот­вет­ству­ю­щие открыв­ше­муся высо­чай­шему пред­на­зна­че­нию чело­века – еди­не­нию с Богом: тело же не для блуда, но для Гос­пода, и Гос­подь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апо­стол Павел назы­вает тело храмом живу­щего в хри­сти­а­нах Свя­того Духа (см. 1Кор.6:19 ) и про­ти­во­по­став­ляет образ жизни греш­ника, ста­но­вя­ще­гося одним телом с блуд­ни­цей, соеди­не­нию веру­ю­щего с Телом Христа – Его Цер­ко­вью (см. 1Кор.6:15-17 ).

Хри­стос обра­щает вни­ма­ние на то, что пре­лю­бо­де­я­ние (как и блуд) совер­ша­ется прежде всего в сердце чело­века, т.е. в мысли и чув­стве: Kто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любо­де­я­ние ука­зы­ва­ется Хри­стом в числе злых помыс­лов, исхо­дя­щих из сердца и осквер­ня­ю­щих чело­века (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), цело­муд­рие же апо­стол Павел назы­вает Божиим освя­ще­нием хри­стиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечи­стота не должны даже име­но­ваться у хри­стиан, как при­лично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим опре­де­ля­ется участь блуд­ни­ков и пре­лю­бо­деев, кото­рые Цар­ства Божия не насле­дуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд рас­тле­вает душу и тело, охла­ждает чело­века в его стрем­ле­нии к Богу, раз­лу­чает с Богом.

Вместе с тем при­шед­ший при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию ( Мф.9:13 ), давший каж­дому чело­веку воз­мож­ность очи­ститься от грехов, Гос­подь пока­зы­вает пример милу­ю­щего отно­ше­ния к пад­шему чело­веку. Обли­чая гор­дыню и лице­ме­рие обви­ни­те­лей, Хри­стос гово­рит при­ве­ден­ной к Нему блуд­нице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Рас­ка­яв­ши­еся блуд­ницы, кото­рым Гос­подь обе­щает лучшую участь, нежели пер­во­свя­щен­ни­кам (см. Мф.21:31 ), стали вер­ными Его уче­ни­цами.

Борьба с блудом в аске­ти­че­ской прак­тике Церкви

Блуд пред­стает как одна из основ­ных стра­стей в аске­ти­че­ском учении Церкви. Наряду с чре­во­уго­дием блуд отно­сится к плот­ским стра­стям, т.е. стра­стям, свя­зан­ным с потреб­но­стями тела. Апо­стол Павел и святые отцы особо под­чер­ки­вают, что всякий грех совер­ша­ется вне тела, а блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела ( 1Кор.6:18 ). Блуд­ная страсть есть резуль­тат посто­ян­ного согла­ше­ния с блуд­ными помыс­лами и раз­ви­тие навыка к блу­до­де­я­нию, пси­хо­фи­зи­че­ская потреб­ность в нем.

Аске­тика тесно свя­зы­вает блуд с похо­тью. Под похо­тью пони­ма­ется не поло­вое жела­ние как тако­вое, ибо оно дано чело­веку в браке как сила при­тя­же­ния соеди­ня­ю­щихся, а иска­же­ние отно­ше­ний полов в резуль­тате гре­хо­па­де­ния, свя­зан­ное с эго­из­мом, жаждой власти: виде­ние в другом чело­веке лишь объ­екта для удо­вле­тво­ре­ния.

Блуд, как и любая другая страсть, побеж­да­ется сми­ре­нием, доб­ро­де­тель­ной жизнью по Божиим запо­ве­дям, рас­кры­тием себя для дей­ствия Божией бла­го­дати через Таин­ства Церкви. Душевно-телес­ная при­рода блуда пред­по­ла­гает особые сред­ства прак­ти­че­ской борьбы с ним. Для победы над блуд­ной стра­стью полезны воз­дер­жа­ние, уеди­не­ние, без­мол­вие. Согре­шив­шему чело­веку Гос­подь дает время на пока­я­ние. Цер­ков­ная дис­ци­пли­нар­ная прак­тика соеди­нила вет­хо­за­вет­ную нетер­пи­мость к блуду с пас­тыр­ской любов­ной забо­той о греш­нике. Kано­ни­че­ское право отли­чает блуд от пре­лю­бо­де­я­ния, нака­за­ния за кото­рое вдвое строже, чем за блуд.

Цер­ков­ные каноны о блуд­ном грехе

Миря­нин за блуд отлу­ча­ется от при­ча­ще­ния на 7 или на 9 лет по пра­ви­лам Васи­лия Вели­кого или Гри­го­рия Нис­ского, но срок епи­ти­мии может быть сокра­щен. Kли­рики, впав­шие в блуд, извер­га­ются из сана, но не лиша­ются при­ча­стия, т.к. за одно пре­ступ­ле­ние не воз­ла­га­ется двой­ное нака­за­ние. На прак­тике при при­ме­не­нии кано­нов Цер­ковь учи­ты­вает кон­крет­ную духовно-исто­ри­че­скую обста­новку.

Явля­ется ли блудом брак без вен­ча­ния?

Цер­ковь отно­сится с ува­же­нием к браку, заклю­чен­ному в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством госу­дар­ства, не считая его блудом, но в отсут­ствие цер­ков­ного вен­ча­ния при­знает его духовно несо­вер­шен­ным.

О борьбе с блуд­ной стра­стью.

Борьба с блуд­ной стра­стью – это, прежде всего, трез­ве­ние ума и сердца, то есть свое­вре­мен­ное обна­ру­же­ние и немед­лен­ное отсе­че­ние нечи­стого помысла (образа), что воз­можно лишь в свете посто­ян­ной молитвы; обра­ще­ние гнева против нечи­стых помыс­лов (обра­зов); посто­ян­ный труд, испо­ведь и откры­тие помыс­лов своему духов­ному отцу, настав­нику; борьба с чре­во­уго­дием, скром­ность в одежде и пове­де­нии, неосуж­де­ние, мол­ча­ние и разум­ное уеди­не­ние во время осо­бенно силь­ных напа­де­ний блуд­ного духа и, глав­ное, нели­це­мер­ное, глу­бо­кое сми­ре­ние. Святые Отцы гово­рят: «Цело­муд­рие – сово­куп­ность всех доб­ро­де­те­лей».

Как испо­ве­до­вать блуд­ные грехи?

Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский давал такую реко­мен­да­цию: «Каса­тельно же того, что вы затруд­ня­е­тесь ска­зать духов­нику о неко­то­рых пред­ме­тах, скажу вам: мыс­лен­ные при­ра­же­ния страст­ных плот­ских помыс­лов не изъ­яс­няйте подробно, а просто гово­рите: «побеж­да­юсь плот­скими помыс­лами»; довольно и сего».

«Телес­ное вожде­ле­ние увя­дает от испо­веди более, чем от поста и бдения», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Если же согла­сие с помыс­лом выра­зи­лось уже в каком-либо дей­ствии, то опять же стыд не должен стать пре­пят­ствием к испо­веди, напро­тив, пере­жи­ва­ние этого стыда можно назвать нача­лом вра­че­ва­ния. Есть выска­зы­ва­ние, что « блуд­ные грехи стыдом сго­рают ».

Блуд­ные грехи испо­ве­дуют без подроб­но­стей, только назы­вая их. Напри­мер: согрешил(а) блудом (пре­лю­бо­де­я­нием, поло­выми извра­ще­ни­ями, она­низ­мом, блуд­ными помыс­лами…).

Почему интим­ные отно­ше­ния вне брака – грех, а в браке бла­го­сло­венны?

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Поло­вая бли­зость ничем не гре­ховна, когда муж­чина и жен­щина нахо­дятся в опре­де­лен­ном состо­я­нии – в браке. Когда же поло­вая бли­зость ста­но­вится над­ру­га­тель­ством над браком, нынеш­ним или буду­щим, раз­ру­ше­нием и гибе­лью брака и лич­но­сти, – тогда она, разу­ме­ется, гре­ховна.

Брак, создан­ный и бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом, служит для взра­щи­ва­ния и умно­же­ния любви между людьми. Но люди, к сожа­ле­нию, зло­упо­треб­ляют полу­чен­ными дарами – и от этого неис­чис­ли­мые скорби. Возь­мите пример: пусть у вас есть авто­мо­биль. Если он ваш – пре­красно, он при­не­сет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точ­но­сти такой же авто­мо­биль, только не ваш, а кра­де­ный – от него одно зло, вы поне­сете нака­за­ние по заслу­гам. Поло­вая бли­зость без брака – кра­де­ная.

игумен Петр Меще­ри­нов:

Чем стра­шен блуд, можно отве­тить только с рели­ги­оз­ной точки зрения; со всех осталь­ных пози­ций всегда будет воз­мож­ность контр­ар­гу­мен­тов.

С рели­ги­оз­ной же т.зр. ответ таков: блуд изго­няет из сердца чело­века Свя­того Духа. Блуд­ная нечи­стота и Дух Святой сосу­ще­ство­вать не могут: или одно, или другое. А ничего более страш­ного для чело­века, чем остаться вне Бога, нет (соб­ственно, ад – и есть суще­ство­ва­ние без Бога). Хри­стос обра­тил на это особое вни­ма­ние, сказав, что кто только лишь воз­зрит на жен­щину с вожде­ле­нием…, и т.д.

Тут же воз­ни­кают два след­ствен­ных вопроса:

Потому что так устроен духов­ный мир. Бог так устроил, нра­вится нам это, или нет. Это всё равно, что если чело­век выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разо­бьётся – таковы законы мира, в кото­ром мы живём; и с ними нера­зумно не счи­таться.

2) А как же брак? ведь те же самые плот­ские отно­ше­ния, кото­рые вне брака счи­та­ются столь боль­шим грехом, в браке законны и не гре­ховны?

В браке плот­ские отно­ше­ния явля­ются всего лишь завер­ше­нием уже име­ю­щихся духов­ных и душев­ных связей (а у хри­стиан ещё и Таин­ства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встро­ены в тво­ре­ние, кото­рое «хорошо весьма»; вне брака они попи­рают Божий замысл о мире и чело­веке.

«Блуд – не под­го­товка к браку, а состо­я­ние, ему про­ти­во­по­лож­ное», – опре­де­лил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу жен­щину.
– Что съест­ное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: жен­щину или хлеба?
– Хле­бушка, отче.
– Возьми и научись сам сми­рять свою плоть и не захо­чешь блуда».
Из книги «Бого­любцы: рас­сказы о подвиж­ни­ках бла­го­че­стия совре­мен­ной Греции, мона­хах и миря­нах».

Источник

Чем страшен блудный грех

Что такое грех блуда. Смотреть фото Что такое грех блуда. Смотреть картинку Что такое грех блуда. Картинка про Что такое грех блуда. Фото Что такое грех блуда

В наши дни многие не хотят задумываться о сути происходящего в их жизни. Греховные и порочные явления называют новым словом, смягчая их отвратительность, а то вообще придавая их проявлению некий окрас человеческой естественности. Ведь Бог нас такими сотворил. Но разве от этого грех перестает быть грехом?

Современное общество погрязло в грехах. Посмотрите, какими только средствами не пропагандируют блуд! В литературе, в кино, в театре, в текстах и видеосюжетах СМИ постоянно встречаются упоминания о добрачных отношениях мужчины и женщины. Человека стараются убедить в том, что это норма жизни. К сожалению, сегодня многие свыклись с такой «нелегальной» формой брака, но блуд является тяжким смертным грехом. Как упоминается в свидетельстве блаженной Феодоры о загробной жизни, бесы блудных мытарств хвалятся, что доставляют в ад больше всего людей.

Может, стало бы понятнее, где добро, а где зло, если бы человек называл явления так, как они этого заслуживают? Многие ли скажут о себе: «Живу в блудном сожительстве»? Нет, говорят: «Это гражданский брак!» Красивые слова, за которыми прячут непристойные явления, называются эвфемизмами. Как написано в одной из научных публикаций Ларисы Горшковой, доцента кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, эвфемизмы нередко используются с целью введения «общественности в заблуждение и фальсификации действительности». В последние десятилетия таких завуалированных наименований греха стало слишком много. Пример с широким распространением «гражданских браков» — один из самых ярких.

В результате подмены понятий, одобрения греха вместо порицания, многие люди не могут создать полноценную семью. Что еще важнее, прегрешение влияет на вечную участь человека.

Отношение к этому явлению настолько трансформировалось, что, если раньше о добрачных отношениях было стыдно говорить, то теперь открыто заявляют: «Поживем вместе, попробуем. Проверим свои чувства».

Согласитесь, проверка чувств — очень странная причина для сожительства. Если люди сомневаются друг в друге, зачем им устанавливать близкий контакт? Присматриваться к избраннику или избраннице до свадьбы необходимо. Стоит наблюдать, как он общается с матерью, она относится к отцу, но жить полноценной семейной жизнью до свадьбы — это значит, разрушать свое счастье.

Блуд оскверняет человека. Он отдаляет его от Бога, а без помощи Господа разве возможно обрести счастье в семейной жизни? Нет, невозможно. «Где блуд, там обитает диавол», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Вместо того чтобы начинать совместную семейную жизнь с благословения Божия, венчанного брака, люди полагают в основании совместной жизни грех, который есть начало разложения. К каким результатам это может привести?

«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется», — отмечал блаженный Диадох. Брак, оскверненный блудным сожительством, очень ненадежен.

Приведу печальный пример. Юноша и девушка стали испытывать друг к другу страстное влечение и решили жить вместе. Вскоре выяснилось, что по духу, интересам, складу характера они совершенно чужие люди. Это легко проявилось бы в процессе обычного общения, необязательно для этого было совершать грех блуда. «Проба чувств» завершилась полным крахом: теперь искать бы настоящих спутников жизни, но возникло одно «непредвиденное обстоятельство». Оказалось, что у молодой женщины будет ребенок.

Благо, и мужчина, и женщина отнеслись к этому ответственно. Похожие ситуации нередко заканчиваются еще более тяжким грехом — абортом (убийством младенца). Пара спешно расписалась, но буквально через полгода после рождения ребенка стало ясно: совместная жизнь «супругов поневоле», причиной которой был блуд, стала невыносимой. О понимании и любви речь вообще не шла. Муж и жена раздражали друг друга настолько, что их совместная жизнь рухнула. В итоге младенец, только начав жить, стал жертвой «проб» любви отца и матери.

Приводят ли к крепости семьи испытания чувств добрачной связью? Нет. Статистика разводов — грустное свидетельство этого. По данным Росстата, в России в 2019 году на 950 167 зарегистрированных браков было 620 730 разводов, т. е. 63 процента. Это печальная картина. Можно привести тысячи примеров, когда люди и пробовали жить вместе и испытывали друг друга годами, но семья распадалась. Эти примеры опровергают практическую пользу блудного сожительства. Не бывает от заведомо греховных решений блага.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если в семью внесена несправедливость, то вместе с ней войдет туда же и разлад, за ним — действия богопротивные». Прегрешение вызывает в человеке скрытность и подозрительность, а если в семье водворилась неискренность, то союз между людьми становится формальным. Как подчеркивал преподобный Паисий, такой брак напоминает постройку, воздвигнутую на песке.

Напротив, целомудрие, сохраняемое до брака, служит основанием к взаимному доверию. Если союз супругов скреплен духовно, то мужу и жене легче устоять против искушений, преодолеть раздоры, сохранить взаимную любовь.

В словах: «Поживем вместе, потому что создание семьи — это серьезный шаг» заключено лукавство. В сожительстве, похожем по форме на брак, нет важной составляющей — готовности взять ответственность за другого человека.

Горько встречать людей-инвалидов добрачных отношений: мужчин, не готовых взять ответственность за семью; женщин, которые верят, что живут в браке, а однажды, это может случиться и через десятки лет, остаются одинокими. Больнее всего детям, которые видят пример родителей и постепенно начинают воспринимать грех блуда как норму жизни.

Неслучайно говорят: «Не старайтесь воспитывать детей: все равно они будут похожи на вас». Родители могут говорить ребенку о высоких истинах, но если для отца и матери блуд, называемый «гражданским браком», естественен, эти взгляды повлияют и на детей. Что ждет общество, в котором люди поколение за поколением живут в смертном грехе? Ответ очевиден: это общество разлагается и само себя разрушает.

Источник

Восемь смертных грехов и борьба с ними (Любодеяние) — свящ. Павел Гумеров

Статья 6. Любодеяние

Демон нечистоты

Каж­до­му свя­щен­ни­ку пери­о­ди­че­ски при­хо­дит­ся отве­чать на один и тот же вопрос (обыч­но его зада­ет моло­дежь): «Поче­му телес­ные, плот­ские отно­ше­ния меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной вне бра­ка счи­та­ют­ся гре­хом? Ведь все это совер­ша­ет­ся по обо­юд­но­му согла­сию, нико­му не при­чи­ня­ет­ся вред, ущерб. Вот пре­лю­бо­де­я­ние – дру­гое дело: это изме­на, раз­ру­ше­ние семьи. А здесь что плохого?».

Для нача­ла вспом­ним, что такое грех. «Грех есть без­за­ко­ние» ( 1Ин. 3:4 ). То есть нару­ше­ние зако­нов духов­ной жиз­ни. А нару­ше­ние как физи­че­ских, так и духов­ных зако­нов ведет к беде, к само­раз­ру­ше­нию. На гре­хе, на ошиб­ке ниче­го хоро­ше­го постро­ить нель­зя. Если при осно­ва­нии дома допу­щен серьез­ный инже­нер­ный про­счет, дом дол­го не про­сто­ит; такой дом был постро­ен как-то в нашем дач­ном посел­ке и через год развалился.

Свя­тое Писа­ние назы­ва­ет сек­су­аль­ные отно­ше­ния вне бра­ка блу­дом и отно­сит их к наи­бо­лее тяже­лым гре­хам: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ни­ки, ни идо­ло­слу­жи­те­ли, ни пре­лю­бо­деи, ни мало­кии (то есть зани­ма­ю­щи­е­ся руко­блу­ди­ем. – П.Г.), ни муже­лож­ни­ки… Цар­ства Божия не насле­ду­ют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Не насле­ду­ют, если не пока­ют­ся и не пере­ста­нут блу­дить. Для впав­ших в блуд цер­ков­ные кано­ни­че­ские пра­ви­ла, напри­мер свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го, Гри­го­рия Нис­ско­го, так­же очень стро­ги: им запре­ща­ет­ся при­ча­щать­ся, пока они не пока­ют­ся и не поне­сут епи­ти­мью. О сро­ках епи­ти­мьи умол­чу. Тако­го совре­мен­ный чело­век про­сто не выдержит.

Поче­му же Цер­ковь с такой стро­го­стью смот­рит на грех блу­да и в чем опас­ность это­го греха?

Нуж­но ска­зать, что плот­ское, интим­ное обще­ние меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной нико­гда Цер­ко­вью не воз­бра­ня­лось, даже, наобо­рот, бла­го­слов­ля­лось, но толь­ко в одном слу­чае – если это брач­ный союз. И, кста­ти, не толь­ко вен­чан­ный, но и про­сто заклю­чен­ный по граж­дан­ским зако­нам. Ведь и в пер­вые века хри­сти­ан­ства суще­ство­ва­ла про­бле­ма, когда один из супру­гов при­ни­мал хри­сти­ан­ство, а дру­гой (или дру­гая) пока еще нет. Апо­стол Павел не раз­ре­шал таким супру­гам раз­во­дить­ся, при­зна­вая, что это тоже брак, пусть пока без бла­го­сло­ве­ния церковного.

Тот же апо­стол пишет о супру­же­ских телес­ных отно­ше­ни­ях: «Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подоб­но и жена мужу. Жена не власт­на над сво­им телом, но муж; рав­но и муж не вла­стен над сво­им телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от дру­га, раз­ве по согла­сию, на вре­мя, для упраж­не­ния в посте и молит­ве, а потом опять будь­те вме­сте, что­бы не иску­шал вас сата­на невоз­дер­жа­ни­ем вашим» ( 1Кор. 7: 3–5 ).

Гос­подь бла­го­сло­вил брач­ный союз, бла­го­сло­вил плот­ское обще­ние в нем, слу­жа­щее дето­рож­де­нию. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Нали­чие бра­ка – это еще одно (пусть не самое глав­ное) отли­чие нас от живот­ных. У зве­рей бра­ка нет. Сам­ка может сово­куп­лять­ся с любым сам­цом, даже с соб­ствен­ны­ми детьми, когда они вырас­тут. У людей же суще­ству­ет брак – вза­им­ная ответ­ствен­ность, обя­зан­но­сти друг перед дру­гом и перед детьми.

Телес­ные отно­ше­ния – это очень силь­ное пере­жи­ва­ние, и они слу­жат еще боль­шей при­вя­зан­но­сти супру­гов. «К мужу вле­че­ние твое» ( Быт. 3:16 ), – ска­за­но про жену, и это вза­им­ное вле­че­ние супру­гов так­же помо­га­ет скреп­ле­нию их союза.

Но то, что бла­го­слов­ля­ет­ся в бра­ке, явля­ет­ся гре­хом, нару­ше­ни­ем запо­ве­ди, если совер­ша­ет­ся вне бра­ка. Супру­же­ский союз соеди­ня­ет муж­чи­ну и жен­щи­ну в «одну плоть» ( Еф. 5:31 ) для вза­им­ной люб­ви, рож­де­ния и вос­пи­та­ния детей. Но Биб­лия гово­рит нам и о том, что в блу­де люди тоже соеди­ня­ют­ся в «одну плоть», но толь­ко уже в гре­хе и без­за­ко­нии – для гре­хов­но­го насла­жде­ния и без­от­вет­ствен­но­сти: «Раз­ве не зна­е­те, что тела ваши суть чле­ны Хри­сто­вы? Итак, отни­му ли чле­ны у Хри­ста, что­бы сде­лать их чле­на­ми блуд­ни­цы? Да не будет! Или не зна­е­те, что сово­куп­ля­ю­щий­ся с блуд­ни­цей ста­но­вит­ся одно тело с ней?» ( 1Кор. 6:15–16 ).

И дей­стви­тель­но, каж­дая без­за­кон­ная плот­ская связь нано­сит глу­бо­кую рану душе и телу чело­ве­ка, и когда он захо­чет всту­пить в брак, ему будет очень тяже­ло носить в себе этот груз и память о про­шлых грехах.

Блуд соеди­ня­ет людей, но для того, что­бы осквер­нить их тела и души.

Любовь меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной воз­мож­на толь­ко в бра­ке, где люди дают друг дру­гу перед Богом и все­ми людь­ми обе­ты вер­но­сти и вза­им­ной ответ­ствен­но­сти. Ни про­сто поло­вые свя­зи, ни сожи­тель­ство с одним парт­не­ром в мод­ном ныне «граж­дан­ском бра­ке» не дает чело­ве­ку насто­я­ще­го сча­стья. Пото­му что брак – это не толь­ко телес­ная бли­зость, но и духов­ное еди­не­ние, любовь и дове­рие люби­мо­му чело­ве­ку. Понят­но, что ни бес­по­ря­доч­ные свя­зи, ни сожи­тель­ство без реги­стра­ции это­го дать не могут. Каки­ми бы кра­си­вы­ми сло­ва­ми ни при­кры­ва­лись люби­те­ли «граж­дан­ско­го бра­ка», в осно­ве их отно­ше­ний лежит одно – вза­им­ное недо­ве­рие, неуве­рен­ность в сво­их чув­ствах, боязнь поте­рять «сво­бо­ду». Люди блу­дя­щие обкра­ды­ва­ют сами себя; вме­сто того что­бы идти откры­тым, бла­го­слов­лен­ным путем, они пыта­ют­ся украсть сча­стье «с чер­но­го хода». Один весь­ма опыт­ный в семей­ной жиз­ни свя­щен­ник ска­зал как-то, что живу­щие вне бра­ка подоб­ны людям, кото­рые, надев на себя свя­щен­ни­че­ские обла­че­ния, дер­за­ют слу­жить литур­гию; они хотят полу­чить то, что им не при­над­ле­жит по праву.

Дан­ные ста­ти­сти­ки сви­де­тель­ству­ют, что бра­ки, в кото­рых был пери­од сожи­тель­ства до женить­бы, рас­па­да­ют­ся гораз­до чаще, чем те, где супру­ги тако­го опы­та не име­ли. И это понят­но и объ­яс­ни­мо: грех не может лежать в фун­да­мен­те семей­но­го зда­ния. Ведь телес­ное обще­ние супру­гов дает­ся им как награ­да за их тер­пе­ние и чисто­ту. Моло­дые люди, кото­рые не хра­нят себя до бра­ка, – люди рас­хля­бан­ные, без­воль­ные. Если они ни в чем не отка­зы­ва­ли себе до бра­ка, то так же лег­ко и сво­бод­но пой­дут «нале­во» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начи­на­ет­ся грех блу­да? «Вся­кий, кто смот­рит на жен­щи­ну с вожде­ле­ни­ем, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в серд­це сво­ем» ( Мф. 5:28 ). Вот где нача­ло стра­сти. Чело­век впус­ка­ет ее в серд­це, услаж­да­ет­ся ею, а там уже неда­ле­ко и до телес­но­го греха.

Да, грех исхо­дит из серд­ца, но в серд­це он тоже как-то попа­да­ет. Попа­да­ет из несколь­ких источ­ни­ков. Блуд­ная страсть, как гово­рят свя­тые отцы, напря­мую свя­за­на с гре­хом, о кото­ром мы гово­ри­ли в преды­ду­щей ста­тье, – со стра­стью чре­во­уго­дия, телес­но­го пре­сы­ще­ния и излиш­не­го вино­пи­тия. «Воз­дер­жа­ние порож­да­ет цело­муд­рие, чре­во­уго­дие же есть матерь блуд­ной похот­ли­во­сти». Вспом­ним еще: «Не упи­вай­тесь вином, от кото­ро­го быва­ет рас­пут­ство» ( Еф. 5:18 ). Любо­объ­еде­ние – страсть плот­ская, и обуз­дать ее мож­но, при­учая плоть к воз­дер­жа­нию и уме­рен­но­сти. Жир­ная, сытая, ост­рая пища, обиль­ное вино­пи­тие – все это очень горя­чит кровь, вызы­ва­ет игру гор­мо­нов, воз­буж­да­ет. Это обще­из­вест­ный факт.

Дру­гой фак­тор, вли­я­ю­щий на буй­ство пло­ти, – это нехра­не­ние зре­ния и дру­гих чувств. Конеч­но, у нас нет еще тако­го чудо­вищ­но­го раз­вра­та, в кото­ром уто­пал Древ­ний Рим, хотя мы при­бли­жа­ем­ся к это­му. Но вот такой про­па­ган­ды и рекла­мы это­го гре­ха Рим точ­но не знал. В ста­тье о сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции уже нема­ло было ска­за­но про это. Не толь­ко теле­эфир (теле­ви­зор хотя бы мож­но выклю­чить), но и ули­цы наших горо­дов напол­не­ны изоб­ра­же­ни­я­ми обна­жен­ных тел. При­том бес­стыд­ные реклам­ные щиты порой «укра­ша­ют» самые напря­жен­ные трас­сы. Думаю, что ава­рий­ность око­ло таких пла­ка­тов повы­ша­ет­ся в несколь­ко раз. Один мос­ков­ский свя­щен­ник как-то не выдер­жал, при­нес боль­шую лест­ни­цу и на огром­ном непри­стой­ном пла­ка­те напи­сал чер­ной крас­кой: «Луж­ков, ты мэр Содо­ма?». Конеч­но, все это дела­ет­ся, что­бы раз­ло­жить, осла­бить нацию. Извест­ный факт: Гит­лер рас­про­стра­нял на окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях пор­но­гра­фию и про­ти­во­за­ча­точ­ные сред­ства. При­том что в самой Гер­ма­нии пор­но­гра­фия была запрещена.

Мож­но ли убе­речь­ся от всей этой сквер­ны, кото­рая бук­валь­но пре­сле­ду­ет нас на каж­дом шагу? Слож­но, но мож­но. Гос­подь не дает испы­та­ния не по силам. И тот чело­век, кото­рый хочет хра­нить свою душу и тело в чисто­те, смо­жет это сде­лать даже в Содо­ме, подоб­но пра­вед­но­му Лоту.

Пер­вое, что нуж­но сде­лать, – сокра­тить коли­че­ство источ­ни­ков соблаз­на до мини­му­ма. Вто­рое: не фик­си­ро­вать свое вни­ма­ние на раз­дра­жа­ю­щих объ­ек­тах, не при­леп­лять­ся к ним. Не пожи­рать гла­за­ми соблаз­ни­тель­ные кар­ти­ны, а научить­ся сколь­зить по ним взо­ром, как бы не заме­чая их.

И тре­тье: не толь­ко не про­яв­лять осо­бо­го вни­ма­ния к соблаз­нам, но и изме­нить свое отно­ше­ние к ним, вос­при­ни­мать как нечто ней­траль­ное. При­ве­ду при­мер в объ­яс­не­ние моей мыс­ли. Хотя я и имею доволь­но серьез­ный води­тель­ский стаж, но все же стра­даю невни­ма­тель­но­стью, рас­се­ян­но­стью на доро­ге. В пути могу засмот­реть­ся на что-нибудь инте­рес­ное, необыч­ное, и это меня не раз под­во­ди­ло. И я выра­бо­тал пра­ви­ло, дал себе зарок: за рулем сле­дить толь­ко за дорож­ной обста­нов­кой, зна­ка­ми, пока­за­ни­я­ми при­бо­ров, а на всем осталь­ном, отвле­ка­ю­щем, не фик­си­ро­вать взор, как бы сколь­зить взгля­дом по пред­ме­там, не оста­нав­ли­ва­ясь дол­го на них. В обыч­ной, не авто­мо­биль­ной, жиз­ни такой при­ем тоже помо­га­ет хра­нить зре­ние. Когда встре­ча­ешь что-то непо­лез­ное, вызы­ва­ю­ще соблаз­ня­ю­щее, нель­зя не видеть это­го (хотя полез­но и отве­сти взор), но мож­но не рас­смат­ри­вать, не оста­нав­ли­вать­ся взгля­дом. Конеч­но, для это­го нужен опре­де­лен­ный навык. Но зато потом уже чисто авто­ма­ти­че­ски начи­на­ешь отсе­и­вать то, на что не нуж­но смотреть.

Еще один важ­ный спо­соб хра­не­ния себя от соблаз­нов – изме­не­ние отно­ше­ния к вещам соблаз­ня­ю­щим. Вещи сами по себе ней­траль­ны; хоро­ши­ми или пло­хи­ми их дела­ет наше отно­ше­ние к ним. Напри­мер, на жен­щи­ну мож­но смот­реть как на пред­мет вожде­ле­ния, а мож­но (даже если она не очень скром­но оде­та) как на нечто ней­траль­ное. Об этом пишет свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник: «Как же быть, если, живя в обще­стве, нель­зя не смот­реть на жен? Но ведь не про­сто смот­ря­щий на жену пре­лю­бо­дей­ству­ет, а смот­ря­щий с вожде­ле­ни­ем. Смот­реть – смот­ри, а серд­це на при­вя­зи дер­жи. Смот­ри оча­ми детей, кото­рые смот­рят на жен­щин чисто, без дур­ных мыслей».

На суще­ство про­ти­во­по­лож­но­го пола мож­но смот­реть как на сест­ру или на мать (на бра­та или отца), но не как на нечто раз­жи­га­ю­щее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами гото­вы открыть душу стра­сти. Но если она закры­та на замок, соблаз­ни­тель­но­му обра­зу, кар­тин­ке слож­но будет про­ник­нуть внутрь. Если чело­век име­ет жену, для него может суще­ство­вать толь­ко одна жен­щи­на – супру­га. Толь­ко ее он может любить как жен­щи­ну, все осталь­ные не име­ют пола. Он дол­жен видеть в дру­гих жен­щи­нах толь­ко чело­ве­че­ское, а не жен­ское. Враг очень силен, и от нескром­но­го взгля­да, лег­ко­го флир­та до пре­лю­бо­де­я­ния – один шаг. Хра­нить в чисто­те нуж­но не толь­ко зре­ние, но и ум. Нечи­стые, блуд­ные мыс­ли, как грязь, пач­ка­ют, осквер­ня­ют душу и серд­це. Неда­ром демо­на блу­да пре­по­доб­ный Ефрем Сирин назвал «бесом нечи­сто­ты». О том, как бороть­ся с гре­хов­ны­ми нечи­сты­ми помыс­ла­ми, мы уже гово­ри­ли в одной из преды­ду­щих статей.

Все, что было ска­за­но выше, отно­сит­ся к помыс­лам, чув­ствам, жела­ни­ям – с это­го начи­на­ет­ся страсть блу­да. Вто­рое, о чем нуж­но пом­нить, – это наше пове­де­ние. «Горе тому чело­ве­ку, через кото­ро­го соблазн при­хо­дит» ( Мф. 18:7 ). Нескром­ная одеж­да, дву­смыс­лен­ные шут­ки, лег­кость в обра­ще­нии с про­ти­во­по­лож­ным полом – все это может навре­дить не толь­ко нам, но и дру­гим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни дела­ли, нуж­но все­гда заду­мы­вать­ся: не дви­жет ли нами бес­со­зна­тель­но какая-либо страсть, и как наше пове­де­ние отзо­вет­ся в серд­це дру­го­го человека.

Горе миру от соблазнов

Очень мно­гое в нашей жиз­ни зави­сит от отно­ше­ния к той или иной про­бле­ме. Даже к явно­му соблаз­ну мож­но отно­сить­ся вполне ней­траль­но. Но если спе­ци­аль­но настра­и­вать себя, подо­гре­вать в себе страсть, доста­точ­но неболь­шо­го толч­ка, что­бы стра­сти сорва­лись с цепи.

В наше вре­мя и сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, и совре­мен­ная лите­ра­ту­ра, искус­ство, даже обра­зо­ва­ние пыта­ют­ся вну­шить нам мысль, что грех – это нор­ма, а чер­ное – это белое. Осо­бен­но яро про­па­ган­ди­ру­ет­ся грех блу­да: «Сек­су­аль­ная жизнь необ­хо­ди­ма всем без исклю­че­ния (в раз­ных фор­мах), без это­го про­сто нель­зя про­жить, без это­го у тебя нико­гда не будет ни сча­стья, ни здо­ро­вья, вооб­ще ниче­го. Если у чело­ве­ка есть поло­вые орга­ны – они долж­ны обя­за­тель­но дей­ство­вать и т.д.». Об этом мож­но гово­рить очень дол­го, но все ясно и так. Все пере­вер­ну­лось: грех, извра­ще­ния – это не то, от чего надо избав­лять­ся, а то, без чего невоз­мож­но про­жить. Источ­ник все­го это­го тоже изве­стен. Нам пред­ла­га­ет­ся чудо­вищ­ная ложь, а «отец лжи», как извест­но, диавол.

Мож­но ли, живя в этом страш­ном мире раз­вра­та и гре­ха, сохра­нить чистоту?

Еван­ге­лие, Новый Завет, где блуд назы­ва­ет­ся смерт­ным гре­хом, напи­са­но не толь­ко для людей I века. Оно напи­са­но для всех вре­мен и для нас, хри­сти­ан XXI сто­ле­тия. Где жили пер­вые хри­сти­ане? В Рим­ской импе­рии. А Рим достиг тако­го уров­ня рас­пу­щен­но­сти, раз­вра­та, поло­вых извра­ще­ний, до кото­рых наша стра­на пока, сла­ва Богу, еще не дошла. И, тем не менее, хри­сти­ане смог­ли сохра­нить себя, свои семьи от натис­ка нечи­сто­ты. И хри­сти­ан­ство, несмот­ря на жесто­чай­шие гоне­ния, смог­ло изме­нить этот мир. Импе­рия в нача­ле IV века ста­ла христианской.

Если гово­рить не о вре­ме­нах пер­вых хри­сти­ан, а о нашем недав­нем про­шлом, то еще 20 лет назад мно­гое, что совре­мен­ная моло­дежь счи­та­ет смеш­ным, неле­пым и уста­рев­шим, было нор­мой. Нор­мой было обя­за­тель­но создать семью. Для боль­шин­ства девиц было нор­мой хра­нить себя до бра­ка. Сожи­тель­ство без бра­ка осуж­да­лось обще­ством и было явле­ни­ем крайне ред­ким. Так было в нашей стране, где семей­ные тра­ди­ции не умер­ли даже в совет­ское без­бож­ное вре­мя. И вооб­ще любой нор­маль­ный чело­век рано или позд­но пони­ма­ет, что путь рас­пу­щен­но­сти, все­доз­во­лен­но­сти, раз­ру­ше­ния семьи – это путь в нику­да. Аме­ри­ка, изму­чен­ная пло­да­ми «сек­су­аль­ной рево­лю­ции», повер­ну­лась в сто­ро­ну нрав­ствен­ных, семей­ных цен­но­стей. С 1996 года в США вве­де­на про­грам­ма под назва­ни­ем «Обу­че­ние воз­дер­жа­нию». На ее реа­ли­за­цию выде­ля­ет­ся по 50 млн. дол­ла­ров в год. Зада­ча этой про­грам­мы – про­ти­во­сто­ять поло­вой рас­пу­щен­но­сти, абор­там, вне­брач­ной бере­мен­но­сти, про­па­ган­ди­руя воз­дер­жа­ние и объ­яс­няя под­рост­кам, что оно не нано­сит вре­да организму.

В нашей стране, к сожа­ле­нию, пока, наобо­рот, вся­че­ски насаж­да­ет­ся мне­ние, что воз­дер­жа­ние вред­но: «Если есть орга­ны – они долж­ны рабо­тать во что бы то ни ста­ло. Если есть жела­ния – они долж­ны удо­вле­тво­рять­ся». И поэто­му мы и пере­гна­ли всех по абор­там и коли­че­ству бро­шен­ных детей.

Немно­го о дето­род­ных орга­нах. Они даны нам для репро­дук­ции, для вос­про­из­ве­де­ния потом­ства. И все живот­ные орга­низ­мы их для это­го и исполь­зу­ют. Нефунк­ци­о­ни­ро­ва­ние их не может при­ве­сти к поте­ре здо­ро­вья. Напри­мер, жен­щи­на может родить за свою жизнь одно­го ребен­ка, а может вооб­ще не родить. При этом ее мат­ка так и оста­нет­ся невос­тре­бо­ван­ной, но это не зна­чит, что жен­щи­на будет болеть. В чело­ве­че­ском орга­низ­ме зало­же­ны меха­низ­мы саморегуляции.

Все зави­сит от наше­го отно­ше­ния к про­бле­ме воз­дер­жа­ния. Если чело­век настро­ит­ся, что жить не смо­жет, умрет без поло­вых свя­зей, ему дей­стви­тель­но будет невоз­мож­но воз­дер­жать­ся. А настро­ен­ный на воз­дер­жа­ние, хра­ня­щий себя от соблаз­нов смо­жет поне­сти это.

В бра­ке так­же необ­хо­ди­мо научить­ся воз­дер­жа­нию. Ведь суще­ству­ют посты, пери­о­ды бере­мен­но­сти, может слу­чить­ся болезнь. Есть люди, чья про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность пред­по­ла­га­ет дли­тель­ные коман­ди­ров­ки. И так было все­гда, и супру­ги как-то тер­пе­ли, сми­ря­лись. Мно­гие бла­го­че­сти­вые мате­ри име­ли мно­го детей и во вре­мя бере­мен­но­сти и корм­ле­ния гру­дью (а это боль­ше двух лет) не име­ли плот­ско­го обще­ния с мужем.

А сей­час даже иные вра­чи сове­ту­ют лечить неко­то­рые болез­ни (напри­мер, про­ста­тит) с помо­щью слу­чай­ных свя­зей. Если у муж­чи­ны нет жены, они сове­ту­ют заве­сти любов­ни­цу, что­бы «под­ле­чить­ся». Что тут мож­но ска­зать? Про­ста­тит – болезнь не новая. Но в наше вре­мя без­нрав­ствен­ность и рас­пу­щен­ность захва­ти­ли все слои обще­ства и сосло­вия, в том чис­ле и вра­чей. Ника­кой грех не может лежать в осно­ве лече­ния. Грех не сози­да­ет, а толь­ко раз­ру­ша­ет. Сей­час появи­лось очень мно­го совре­мен­ных пре­па­ра­тов и мето­дов лече­ния муж­ских болез­ней. Недоб­ро­со­вест­ные же вра­чи ино­гда дают про­сто ужас­ные сове­ты. Один муж­чи­на поте­рял един­ствен­но­го ребен­ка, кото­рый очень тяже­ло болел и умер у него на руках. Этот чело­век чрез­вы­чай­но пере­жи­вал свое горе. К тому же его жена уже не мог­ла рожать детей. Он дол­го лечил­ся, обра­щал­ся к пси­хи­ат­рам, пси­хо­те­ра­пев­там, и вот что они ему сове­то­ва­ли: «Заве­ди себе любов­ни­цу, и пусть она родит тебе ребен­ка. Или раз­ве­дись с женой и женись на моло­дой, вот и будут у тебя дети». Да, воис­ти­ну «ужас­ный век, ужас­ные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с раз­жже­ни­ем пло­ти – вещь есте­ствен­ная, не нуж­но ее боять­ся. Каж­дый чело­век чув­ству­ет в сво­ем теле опре­де­лен­ные пополз­но­ве­ния, дви­же­ния. Но эти дви­же­ния не долж­ны выхо­дить из-под кон­тро­ля. Наши гор­мо­ны, наше есте­ство нуж­но все­гда дер­жать на корот­ком повод­ке и в стро­гом ошей­ни­ке, ина­че этот пес вырвет­ся и может поку­сать нас самих.

Если мы хотим бороть­ся с похо­тью пло­ти и про­сим у Бога помо­щи, Гос­подь обя­за­тель­но помо­жет нам. Если не будет борь­бы с пло­тью, не будет и награ­ды за подвиг.

Некий пре­сви­тер Конон часто совер­шал таин­ство кре­ще­ния. Вся­кий раз, когда ему при­хо­ди­лось пома­зы­вать свя­тым еле­ем и кре­стить жен­щин, он впа­дал в боль­шое сму­ще­ние и по этой при­чине даже хотел уйти из мона­сты­ря. Тогда явил­ся ему свя­той Иоанн Кре­сти­тель и ска­зал: «Будь тверд и тер­пи, и я избав­лю тебя от этой бра­ни». Одна­жды к нему при­шла для кре­ще­ния девуш­ка-пер­си­ян­ка. Она была так пре­крас­на, что пре­сви­тер не решил­ся пома­зать ее свя­тым еле­ем. Она про­жда­ла два дня. Меж­ду тем пре­сви­тер Конон, взяв ман­тию, уда­лил­ся со сло­ва­ми: «Я не могу более здесь оста­вать­ся». Но едва взо­шел он на холм, его встре­тил свя­той Иоанн Пред­те­ча и ска­зал: «Воз­вра­тись в мона­стырь, и я избав­лю тебя от бра­ни». Конон с гне­вом отве­тил ему: «Будь уве­рен, ни за что не вер­нусь. Ты не раз обе­щал мне это, но так и не выпол­нил обе­ща­ния». Тогда свя­той Иоанн рас­крыл его одеж­ды и три­жды осе­нил крест­ным зна­ме­ни­ем. «Поверь мне, Конон, – ска­зал Кре­сти­тель, – я желал, что­бы ты полу­чил награ­ду за брань эту, но так как ты не захо­тел, я избав­лю тебя, но вме­сте с тем ты лиша­ешь­ся и награ­ды за подвиг». Воз­вра­тив­шись в мона­стырь, пре­сви­тер кре­стил пер­си­ян­ку, как бы и не заме­тив, что она жен­щи­на. После чего до самой смер­ти совер­шал кре­ще­ние без вся­ко­го нечи­сто­го воз­буж­де­ния плоти.

Плот­скую похоть не слу­чай­но срав­ни­ва­ют с огнем, пла­ме­нем. И свя­тые отцы еди­но­душ­но гово­рят, что нель­зя давать ей ника­кой пищи (топ­ли­ва) через пре­сы­ще­ние пло­ти, зре­ние, слух и дру­гие чув­ства, и тогда с ней нетруд­но будет спра­вить­ся. Вне­зап­но вспых­нув­шее пла­мя лег­ко мож­но затоп­тать, но прой­дет все­го несколь­ко минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел боль­шой пожар, зна­ет, как неуправ­ля­е­ма огнен­ная стихия.

Источ­ник: свя­щен­ник Павел Гуме­ров, «Восемь смерт­ных гре­хов и борь­ба с ними» (Пра­во­слав­ная аске­ти­ка для мирян)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *