Что такое грех эзотерика
Что такое грех эзотерика
Эзотерика и православие
Ложные воззрения легче захватывают умы людей, если принимают обличие Истины. Подменяя собой подлинное познание, они обрекают доверившихся им на гибельное невежество. Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам: «Невозможно не прийти соблазнам…» (Лк. 17:1). И они приходят в наш мир, полный неправды. Они приходят и всем своим существом противостоят Истине. И если даже быстро исчезающая ложь оставляет после себя тяжелые последствия, то что уж говорить о пагубности ее древних, дошедших до наших дней разновидностей.
Одной такой крайне живучей древней ложью является эзотеризм.
Понять, насколько популярна эзотерика сегодня, можно, посетив обычный книжный магазин, где, как правило, несколько скромных полочек с христианской литературой соседствуют с целыми стеллажами эзотерических книг. Обильное количество эзотерических интернет-сайтов и разного рода интернет-страниц «практикующих» эзотериков тоже указывает на большой интерес современных людей к данной теме.
Но что такое эзотерика и почему для православных она неприемлема?
Термином эзотерика (эзотеризм) именуют множество разнородных тайных «духовных» учений, недоступных для непосвященных людей. Эзотерика включает в себя астрологию, антропософию, гностицизм, йогу, магию, теософию и многие другие лжеучения. Оккультизм и оккультные практики являются неотъемлемыми составляющими эзотерики. Считается, что эзотерические «знания» всегда являлись тайными, и владели ими лишь особым образом посвященные в их «тонкости» люди.
Современные эзотерические учения довольно сильно отличаются от древних, предшествующих им. Нынешние эзотерики додумывают нужные им элементы, что роднит их с неоязычниками, также создающими свои учения, как говорится, «от ветра главы своея». К тому же, современная эзотерика стремится удовлетворить довольно приземленные запросы части общества, спекулируя на психологии, а также предлагая различные практики «работы с телом» («тенсегрити», «цигун», «йога» и др.).
Преимущественно новые эзотерические учения формировались под влиянием взглядов довольно неоднозначных личностей: «теософа» Е.П.Блаватской, эзотериков Рудольфа Штайнера и Георгия Гурджиева, мистика Карлоса Кастанеды, известного русского художника Николая Рериха и его супруги Е.И.Рерих и ряда других.
Эзотерики считают, что способны познать некую скрытую, мистическую суть человека и окружающего мира. Для этого они погружаются в «измененные состояния сознания», достигаемые, к примеру, с помощью медитаций, трансовых состояний, гипноза и даже психотропных веществ.
Эзотерики уверены, что могут менять окружающий их мир, а также воздействовать на любого человека с целью нанести ему вред или, наоборот, исцелить. Для обретения таких «способностей» в ход идут оккультные практики: «ясновидение», гадание и даже контакты с «сущностями» (в православной традиции они называются бесообщением).
В эзотерических учениях нет разницы между добром и злом, там все едино. В них утверждается принцип единства противоположностей, и зло становится обязательным и необходимым.
Этот мировоззренческий крен весьма опасен, так как различение добра и зла есть то, что делает человека человеком. Выбор в сторону добра — это путь развития человека, выбор зла — деградация.
Увлекающиеся эзотерикой считают, что цели их могут быть разными: от желания поправить материальное положение до получения власти над другими людьми. И в этих стремлениях они не находят ничего плохого, что указывает на абсолютную безнравственность эзотерики. Данные взгляды эзотериков противоположны христианскому мировоззрению, в основе которого лежат нестяжательство и стремление служить ближним, а не господствовать над ними.
Сторонники эзотерических учений неустанно твердят, что эзотерика никоим образом не противоречит христианству. Но даже приведенных выше свойственных эзотерикам взглядов достаточно, чтобы констатировать не просто несовместимость эзотерики с христианством, но полную их противоположность. Эзотерические учения с христианской точки зрения выглядят дикими и недопустимыми.
В Библии все, что связано с эзотерикой, строго осуждается и о всяком ее стороннике сказано, что он «мерзок пред Господом» (Втор. 18:12).
В 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в специальном определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» предостерег верующих от влияния как древних лжеучений, так и новых, идеологами которых выступают Е.Блаватская, Рерихи и их единомышленники. В определении говорится: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4:1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».
В своих пространных рассуждениях оккультисты стараются обходить явные противоречия эзотерических учений с христианством. Мнимой «толерантностью» ловко вовлекают в свои ряды новичков.
Адепты различных эзотерических сект уверяют, что их учения и практики допустимы и полезны представителям всех вероисповеданий, в т.ч. и православным, т.к. они якобы способствуют более высокому духовному развитию.
Некоторые же эзотерики доходят до того, что собственные заблуждения именуют подлинным христианством.
Примером тому является т.н. «эзотерическое христианство». Данное понятие включает в себя ряд оккультных учений, сторонники которых претендуют на правильное — в отличие от Церкви — понимание христианства. Они уверены, что христианская религиозная традиция имеет эзотерические основы, предназначенные исключительно для посвященных.
Церковь, по мнению этих эзотерических «христиан», заставляет верующих воспринимать смысл текстов Священного Писания буквально, т.е. неверно. Церкви, якобы, не нужны понимающие подлинный смысл христианства люди — по той простой причине, что такими людьми трудно манипулировать. Эзотерики считают, что понимание православными «эзотеризма» учения Христа с точки зрения священноначалия Церкви нежелательно и невыгодно потому, что в этом случае теряется управляющий рычаг. Истинный же смысл христианства, по их мнению, это «эволюция» человека, проходящая, к примеру, через многие «перевоплощения», т.е. многие перерождения души человека.
Утверждая это, оккультсты используют абсолютно чуждую христианству идею перерождений. Они пытаются обосновать ее, ссылаясь на сочинения Оригена и других богословов, якобы учивших этому. Но все их попытки безосновательны и полны искажений.
Тема подмены смыслов очень популярна среди эзотериков. Паразитируя в нашей стране на Православии, они меняют в сознании людей восприятие христианства, наполняя евангельские Истины совершенно иным смыслом. Эзотерики открыто не призывают отказываться от Христа, а предлагают иное, правильное, по их мнению, понимание Его учения.
Так, к примеру, происходит во множестве действующих в России «рериховских обществах», состоящих из приверженцев «мистических» взглядов Н.К.Рериха и его супруги.
Стоит заметить, что члены «рериховских» объединений часто скрывают эзотерическую составляющую своей деятельности, прикрываясь, к примеру, философией или наукой.
Рериховцы настаивают на том, что изучают и придерживаются исключительно философских идей семьи Рерихов. Но на деле часто под вуалью сохранения и популяризации рериховского философского наследия ими осуществляется пропаганда эзотеризма.
На все справедливые обвинения в антихристианской сущности пропагандируемых рериховцами взглядов, они отвечают, что это не так. Что, дескать, как Рерихи, так и нынешние их последователи, почитают Христа. Но на деле это «почитание» сводиться к оккультному Его восприятию. Для рериховцев Христос всего лишь один из «учителей», в числе которых так же Будда, Конфуций, Платон, Кришна, В.И.Ленин и сами Николай и Елена Рерих. Аналогичный подход у эзотериков мы наблюдаем в отношении «почитания» ими великого православного святого – преп. Сергия Радонежского.
Рериховцы уверены, что Церковь утратила верное понимание учения Христа, и только они способны правильно его истолковать.
Рериховцы, как и многие современные эзотерики, пытаются присвоить разделяемым ими взглядам некую научность, хотя эзотерические учения далеки от науки, и вся их «научность» зиждется на псевдонаучных спекуляциях и несуществующих научных «открытиях».
Наиболее наглядно «научную» ценность эзотерики демонстрируют высказывания признанного ее идеолога — Елены Рерих. Вот некоторые из них:
«Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь…» (Из письма Е. И. Рерих от 13.08.1938) [Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. т.2].
«…на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители… Именно, эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве» [Письма Елены Рерих, 1929–1938. В 2 т. Т. 1. — Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. — 444 с.]
«Человечество, за редчайшими исключениями, переселилось на нашу планету с Луны» [Рерих Е, 1992 Т.2, с.299].
Перечень подобных высказываний можно найти и у прочих идеологов эзотеризма, но и приведенного здесь вполне достаточно.
Потеря нравственных ориентиров и ложные представления о мире, человеке и духовности – вот печальный удел эзотериков. Эзотерические лжеучения противоположны учению Христа, который есть «свет человеков» (Ин. 1:4). И этот Свет освещает путь каждому, ищущему Бога искренно. В христианстве нет тайных и доступных только посвященным знаний. Христово учение открыто и в нем есть все необходимое для ищущего Божией правды человека. Эзотерическая ложь, искусно вовлекая в свои сети, пытается лишить нас этой правды. Поэтому всегда актуальными для всех нас остаются слова святого Апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Исповедь эзотерика
Сегодня ровно 11 лет со дня, когда я впервые причастился Святых Христовых Таин.
Это произошло 13 июля 2008 года в Посольском монастыре на Байкале, когда мне было 19 лет и стало переломным моментом в моей жизни.
Тогда я серьёзно увлекался эзотерикой, нео-оккультным движением New Age и вел страшный образ жизни, преисполненный греха. Зачитывался эзотерической литературой. Слушал тяжелую электронную музыку, увлекался psy-trance и ездил на ночные open-air вечеринки, эти сатанинские подобия всенощного бдения. К 19 годам я перепробовал уже очень многое. Можно сказать, познал «глубины сатанинские» ( Откр.2:24 ).
Из-за такого образа жизни в моем сердце пребывал ад, мрак, пустота, смятение. Мне было очень плохо, и я не знал, почему. Пребывая в слепоте, я не мог понять, что причиной моих душевных мук является то, что я живу в грехе и не знаю Господа Иисуса Христа, источника Жизни, не иду блаженным путем Его Евангельского Учения. Без Христа невозможно быть истинно счастливым.
Я молился Богу, Которого я тогда еще считал безличностной космической силой, неким безликим вселенским разумом, как это, в основном, принято в New Age. Молился, чтобы Он привел меня к свету и наполнил сердце миром и радостью, изгнав из него эту томящую тоску и мрак.
И вот я «случайно» попал в монастырь на Байкале, в тысячах километрах от Москвы. Мой университет ежегодно отправлял группу студентов-добровольцев для помощи в восстановлении монастыря летом на месяц. Я увидел объявление и меня взяли последним, мест больше не было. Можно сказать, запрыгнул в уходящий поезд.
Тогда я относился к христианству, как к религии для толпы, для управления глупыми массами. Я не знал, какая здесь есть глубина. Думал, что христианство – пустое и формальное, что это лишь внешние обряды. Признаться, я ничего (буквально НИЧЕГО) о христианстве не знал. Я был крещен в детстве, но никогда не изучал своей веры, имея о ней стереотипные представления. Я пребывал в страшной гордыне, считая, что обладаю некими тайными знаниями, «ведь я практикую медитацию, астральные полеты, прокачиваю свои чакры и тд…». Я действительно всерьёз все это практиковал и зашел бы очень далеко, если бы Господь не остановил меня. Например, прямо перед поездкой на Байкал я приобрел в эзотерическом магазине книгу европейского автора под названием «Практический шаманизм». Планировал заняться ченнелингом (медиумизмом) и подробно изучал теорию этой практики. Мир эзотерики – чарующий и пленяющий, человек видит, что духовный мир, мир духов действительно существует и знает на опыте, что можно входить с ним в контакт, влияя на него. В общем-то, в этом и есть суть язычества и оккультизма. Все это меня очень привлекало. Кстати, примечательно, что Бог в New Age воспринимается как безликий космический разум, а вот духовные существа, населяющие космос, с которыми через тот же ченнелинг можно войти в контакт, воспринимаются как личности. Сейчас я вижу, что это такой плевок бесов в сторону Бога. Однако, тогда я не понимал, что духовный мир делится на светлый и темный, для меня он был единым. Конечно, я не осознавал, что контакт с темным духовным миром, с бесами, всегда заканчивается катастрофически печально для дерзнувшего сунуться в него. И весь этот мрак у меня в душе был вызван общением с этим мрачным духовным миром. Но все это я понял уже потом, особенно после прочтения замечательной книги иером. Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».
Таково было мое отношение к христианству, однако, приехав в монастырь, по действию призывающей благодати Божьей я решил, что нужно все же познакомиться с ним, почитать, во что же они, христиане, верят. А потом, поскольку я к этому времени уже имел навык получать мистический опыт через разные практики, решил, что и христианство попробую «на практике», а не только буду изучать теорию. Так сказать, побуду этот месяц христианином, получу интересный опыт. При этом я настроился быть открытым ко всему и стараться исполнять то, что предписывает христианство.
Надо сказать, что меня сразу поразили некоторые люди, которых я встретил в монастыре и в нашем студенческом стройотряде. В их глазах я увидел подлинную духовную радость и смирение, которые невозможно найти в эзотерике, потому что суть её – гордыня. Встретил какую-то притягательную простоту и открытость. Я начал с ними общаться и мои глаза стали приоткрываться. Я начал потихоньку интуитивно понимать, что они правее меня.
Меня все более увлекали жития святых, которые я стал с жадностью читать, особенно жития юродивых и отшельников. Я начал читать о страстях и грехах и все более ужасался тому образу жизни, который вел. Я начал понимать, что христианство имеет огромную глубину.
И вот 7 июля на день памяти пророка Иоанна Крестителя во время крестного хода к Иоанновой горе, на которой чудесным образом в 19 веке была явлена его икона, меня впервые явным образом коснулась благодать, сердце умилилось, и я разрыдался, как ребенок. Я ничего не мог с собой поделать, и, чтобы меня никто не увидел, я спрятался в кусты. На меня накатило чувство покаяния с осознанием мерзости той греховной жизни, что я вел, но, одновременно с этим было радостное чувство того, что можно изменить свою жизнь. Я как бы увидел, что в конце темного туннеля загорелся теплый свет и у меня есть возможность из этого туннеля выбраться. Многие христиане чувствовали подобное в своей жизни, они поймут, о чем я говорю. А тем, у кого этого опыта не было, невозможно этого объяснить. Примечательно, что это чувство покаяния возникло во мне именно в день памяти проповедника покаяния в крестном ходу на «его» гору. Удивительно, как до сих пор он приводит к покаянию грешников.
Через несколько дней один из моих новых друзей-христиан, Василий Рулинский, сказал, что мне нужно исповедаться и причаститься. До этого я вообще ничего об этом не слышал. Однако, я сразу почувствовал, что нужно это сделать. Я покаялся на первой в своей жизни Исповеди и получил разрешение Причаститься. Мне никто ничего не сказал о том, что такое Причастие. Я даже не знал, что буду вкушать Тело и Кровь Христовы. Я не читал никаких молитв, потому что также не знал о них. Однако к тому времени в моем сознании уже произошли достаточные перемены, чтобы приступать к Таинствам с благоговением.
И вот, 13 июля на Воскресной Литургии я стою перед Чашей, не зная, что сейчас будет происходить. И молюсь: «Господи, если это мой путь, по которому мне надо идти, откройся мне, а если нет – покажи, каким идти». Причащаюсь, отхожу от Чаши и тут меня касается такая благодать, что мне кажется, что я парю под куполом храма, ощущая невероятную физическую и душевную легкость, сердечный мир, и такую непередаваемую радость, лучше сказать блаженство, от которой у меня непроизвольно до ушей растягивается улыбка и наворачиваются слезы. Невозможно передать, насколько счастливым я себя чувствовал! Никогда до этого я не испытывал такой радости. И я не знал, что со мной происходит, я не был готов к такому сильнейшему опыту. Эти слова не передают и малой части того, что со мной происходило. В тот момент в моем сознании сильнейшем образом как бы произносилась мысль: «вот это истина, вот этим путем ты должен идти!». Я точно знал, что встретил Бога и нашел истину.
Из храма я вышел уже другим человеком. И потом долгое время летал от радости по берегу Байкала.
Конечно, потом был долгий путь отказа от грехов и борьбы со страстями, который продолжается до сих пор. Но начало было положено и произошло это очень резко и таким чудесным образом.Это самый счастливый день в моей жизни. Я благодарен Господу, что Он таким чудесным образом привел меня к Себе, освободив меня от рабства греху и злым духам. Что бы могло со мной стать, если бы Господь не вытянул меня из того болота, в котором я пребывал и в которое меня все более и более засасывало!
Как я счастлив, что знаю Господа и что он принял меня в число Своих учеников, причислив к Своему народу – Святой Православной Церкви! Господь наполнил мою жизнь радостью, миром, благодатными силами, воскресил мою душу, дал мне новую жизнь, дал мне новых друзей, таких удивительных и прекрасных! Как я благодарен моему Спасителю!
Нет никого, прекрасней Христа! И нет ничего, прекраснее Православия!
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Источник: Молодёжь Самары, Отдел по делам молодёжи Самарской Епархии
Что такое грех эзотерика
Слава Иисусу Христу.
Каково ваше отношение к эзотерике? и как можно помочь человеку, который верит, что он эзотерик и еще других в этом убеждает рассказывая всякие небылицы?
Ответ отца Олега Моленко:
Господу нашему Иисусу Христу слава во веки веков!
То, что ныне именуется эзотерикой или эзотеризмом (означает: внутренний), а раньше называлось герменевтикой или герметизмом (означает: закрытый) и оккультизмом (означает: скрытый), имеет три основные и разные определения, которые зависят от трех различных источников: истинного Божьего откровения, сторонников эзотеризма и мнения ученых и прочих мудрецов века сего, не причастных к эзотеризму. Божьи служители разоблачают эзотеризм, как демоническое явление созданное для уловление людей на погибель. Защитники и сторонники «тайных или сокровенных знаний» уверены в его пользе и божественном происхождении. Ученые сводят его к объективному историческому явлению или категории закрытости (посвященности лишь особых людей) части любого учения, религии и т.п. явлений. В таком случае последователи и ученые ложно воспринимают это весьма опасное явление и, так или иначе, оправдывают его. Этим они служат демонам и соучаcтвуют в сеянии соблазна и погублении душ человеческих.
Мое отношение к эзотеризму крайне отрицательное и обличительное. Он и его адепты мерзки в очах Божиих.
Эзотеризм несовместим с богооткровенной верой и истиной. Священное Писание ясно подтверждает, что в христианстве нет и не может быть никакого эзотеризма или герметизма:
От Марка святое благовествование. Глава 4. Стих 22:
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
От Луки святое благовествование. Глава 8. Стих 17:
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
От Иоанна святое благовествование. Глава 18. Стих 20:
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
От Луки святое благовествование. Глава 12. Стих 2:
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
От Матфея святое благовествование. Глава 10. Стих 26:
Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Книга пророка Амоса. Глава 3. Стих 7:
Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
Любое «тайное знание» всегда идет рука об руку с тем, что можно назвать грехом или злодейством.
Из чего же складывается тайное знание эзотеризма? Из чего угодно. Это не имеет принципиального значения, лишь бы это было знание, за которым общественная традиция признает актуальность и область действия «тайных сил». Эзотеризм использует и учения древней Индии, и наследие античности, и суеверия астрологии, алхимии, каббалы, магии, шаманства, хиромантии, элементы мировых религий, мистические наработки Пифагора, Платона, Гермеса-Трисмегиста, Парацельса, Нострадамуса, Блаватской, Гурджиева, Успенского, Елены Рерих, и т.д. Вот эта армия демонослужителей, имя которой легион, и составляет из себя антисистему, именуемую эзотеризм.
Помочь человеку погрязшему в эзотеризме очень трудно, так как за ним стоят сильные демоны опекуны. Без сильного желания самого обольщенного вырваться из бесовских сетей и его прошений о помощи в этом у Бога, помочь практически невозможно.
Эзотерика
Эзоте́рика, эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτεριχός – «внутренний») – совокупность разнородных тайных религиозных и псевдо-религиозных учений, подразумевающих веру в «потусторонние» силы и/или некие сверхъестественные энергии, недоступных в полной мере для непосвященных людей. Знания, полученные в ходе эзотерических опытов, являются крайне субъективными, поэтому эзотерические учения разнятся между собой.
Какие эзотерические учения получили известность в разное время?
Эзотеризм всегда принимает различные формы практической интерпретации тайного учения; в его состав традиционно включаются: магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство, антропософия, мондиализм и многие другие лжеучения. Неотъемлемыми составляющими эзотерики являются оккультизм и оккультные практики.
Какова взаимосвязь эзотерики и науки?
Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье и апеллирует к науке, провозглашая принцип единства науки, религии и философии. Однако в действительности, связь науки и эзотерики не очевидна. Научная картина мира кардинально отличается от картины мира эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведет поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан.
Говорил ли Иисус Христос что-нибудь об эзотерике?
Господь предупреждал нас, что мы живем во времена, когда «много лжепророков появилось в мире ( 1Ин.4:1 ), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ). Наши отношения с Богом – это отношения с Отцом, который безгранично любит своих чад. И этого не постичь эзотерике, такая связь для них немыслима. Магия и эзотерика предлагают механическую схему: я совершаю некое действо, говорю какие-то слова и автоматически получаю результат. Места Богу как Личности здесь нет.
Какова взаимосвязь эзотерики и христианства?
Несмотря на заявление некоторых эзотериков о взаимосвязи эзотеризма с Православием, православные христиане отрицательно относятся к попыткам соединения Православия и эзотерических практик. В эзотеризме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживания одних за счет других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства. Эзотерики претендуют на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещенных», «инициированных» и в высшей степени образованных людей. Кроме того, псевдохристианские эзотерические учения имеют такие общие признаки, как еретическая теология, использование не только канонических Евангелий, но и апокрифов, которые зачастую предпочитаются каноническим Евангелиям, а также убежденность в том, что существует некая устная традиция, исходящая от двенадцати апостолов, которая содержит «эзотерическое учение» Иисуса Христа. В Православии, и в целом, христианстве, не существует никакого эзотерического учения, таким образом, термин «эзотерическое христианство» христианами не приемлется и не используется.
Ветхозаветный иудаизм был достаточно закрытой религией, а эзотеризм позиционирует себя как учение тайное. В чем разница?
В религии древних евреев все было направлено на служение Богу истинному. При этом священниками и первосвященниками были прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. Здесь не было обычного желания скрыть нечто от других, чтобы помешать им этим воспользоваться, как это имеет место у эзотериков. В эзотеризме все направлено на человека, на его практическую заинтересованность в получение нового «тайного знания», которое должно принести практические результаты, Бог же имеет здесь тоже практическое значение: «эзотерический бог», кого нужно использовать для реализации своих личных интересов и поэтому нужно беречь полученные «знания» от посторонних.
Некоторые эзотерики заявляют о взаимосвязи исихазма и эзотеризма. Существует ли такая связь?
Встречающаяся среди представителей некоторых течений эзотерики точка зрения на исихазм, как на эзотерическую практику, не выдерживает никакой критики. «В сознании самой традиции [православного христианства], исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека…», – указывает российский физик-теоретик, математик, философ, богослов С. С. Хоружий (Православное учение о человеке).
Как следует относиться к эзотерикам?
«Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 )», – говорится в Определении Архиерейского Собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».