Что такое греко византийское наследие

Какова роль античного и византийского наследия в российской истории?

По известному выражению классиков Русь получила от Византии пять даров: религию, право, видение мира, искусство и письменность. Киевская Русь стремилась к Византии как к наследнице античности.

Творения святых отцов церкви пользовались наивысшим авторитетом у книжников средневековой Руси. Сочинения таких авторов как Иоанн Зла­тоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. постоянно переводились и распространялись на Руси. Они служили глав­ным источником разнообразных знаний, от религиозных и философских до географических, медицинских, математических. Через эту греческую ви­зантийскую литературу стала доступной для Руси широкая информация об античной цивилизации, ее культуре, сведения о жизни и трудах античных мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Византийское наследие задавало духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси. Это была христианская духовность, которая уст­ремляла ввысь человеческую душу, наполняла ее возвышенным содержа­нием. Изучение и осмысление этих трудов создавало прочную опору в борьбе с варварством. Это важнейшее значение для просвещения Древней Руси. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Если мы, русские, не окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что через православ­ную церковь и через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры».

звание греческого города Салоники, крупного центра Византии, откуда они были родом). Деятельность братьев была первым значительным шагом в передаче славянам всей суммы знаний, накопленных Византией и полу­ченных ею от античной цивилизации, в передаче ее исторического опыта, юридических и этических норм, духовных ценностей, художественных идеалов. В России византийская традиция не просто перенималась, а полу­чала развитие, была выработана собственная версия христианских идей и текстов.

В дальнейшем этот процесс передачи византийского и античного насле­дия складывался из деятельности огромного количества церковных про­светителей, христианских писателей, мыслителей. Особая роль принадле­жала монастырям на Руси, т.к. они выполняли многие общественные функции, были образовательными и научными центрами.

Византийское наследие заключалось не только в переносе античной культуры на Русь, оно означало средство создания собственно Руси-России.

Таким образом, византийское наследие помогало строить не только Российскую империю в борьбе против Европы, но и саму российскую ци­вилизацию. Эти факторы строительства можно обозначить как понимание необходимости создания жесткого централизованного государства для России, представление о царе-батюшке как духовном отце народа, коллек­тивистское сознание, которое поддерживало общественные идеалы и го­товность самопожертвования ради общего дела.

поднять статус Московского митрополита до титула независимого патри­арха. Русская православная церковь с этого момента стала де-факто наибо­лее значительной из всех православных церквей, поскольку она намного превосходила остальные численностью и пользовалась мощной поддерж­кой русского государства.

Источник

Что такое греко византийское наследие

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

Что такое греко византийское наследие. Смотреть фото Что такое греко византийское наследие. Смотреть картинку Что такое греко византийское наследие. Картинка про Что такое греко византийское наследие. Фото Что такое греко византийское наследие

Человек и культура

Самопознание. Учебная литература

Вечные ценности народа

Клуб интересных встреч

Что такое греко византийское наследие. Смотреть фото Что такое греко византийское наследие. Смотреть картинку Что такое греко византийское наследие. Картинка про Что такое греко византийское наследие. Фото Что такое греко византийское наследие

Что такое греко византийское наследие. Смотреть фото Что такое греко византийское наследие. Смотреть картинку Что такое греко византийское наследие. Картинка про Что такое греко византийское наследие. Фото Что такое греко византийское наследие

Каковы ваши традиции, откуда вы родом, где вы жи­вете. Как уживаетесь с глубинными, извечными про­блемами? Как вы работаете, веселитесь, воплощаете свой творческий дух в искусстве и литературе? Каковы свя­зующие и организующие принципы, удерживающие вашу цивилизацию от распада? Каким богам вы покло­няетесь, какие верования держат вас в узде или дают вам силу. Какие мечты, какие мифы вас вдохновляют, и какие страхи лишают вас сил? Что дает вам мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят вам разладом, и какое чувство общности спаивает вас воедино?

Легко заметить, что применительно к сегодняшней России данные вопросы более чем актуальны. В новых условиях тема российской цивилизации имеет жизнен­ное значение. Если Россия – особая цивилизация, а не механическое сцепление индивидов и территорий, то в чем заключаются факторы ее единства?

Сегодняшний кризис самоидентификации преодолим, конечно, только на пути обращения к истокам. Именно поэтому в исследовании российской цивилизации на первый план выступает проблема наследия –определение того, с чего берет начало Россия как цивилизационное единство.

Между российской и западноевропейской цивили­зациями есть общие черты, но немало и отличий. Формулу П.Н. Милюкова «Россия есть тоже Европа», подчер­кивая общее, оставляет в тени особенное. Видимо, ряд черт романо-германской цивилизации объединяет стра­ны Западной Европы в более тесное сообщество, к кото­рому Россия непосредственно не принадлежит. Хотя вполне правомерно вслед за А. Тойнби считать российс­кую цивилизацию наряду с западноевропейской сынов­ней по отношению к греко-римской. Тогда две цивили­зации – романо-германская и российская, – имея общего предка, оказываются связанными узами братства. Такой подход позволяет, кстати, учесть и роль византий­ского наследия, весьма значимого для России.

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки российской цивилизации во многом, если не прежде всего, свя­заны с наследием Византии. Вместе с тем нельзя не за­метить свойственного ряду направлений русской мыс­ли на протяжении длительного периода завидного упор­ства в отрицательной оценке его значения. Об этом мож­но судить, например, по словам В. Белинского, констати­ровавшего, что от Запада Россия убыла отрезана в самом начале; а Византия, в отношении к цивилизации, могла подарить ее только обыкновением чернить зубы, белить лица и выкалывать глаза врагам и преступникам. Меж­ду тем, еще в XIX веке в ряде работ западноевропейских исследователей византийская культура начинает оцени­ваться исключительно высоко. К. Леонтьев пытался (к сожалению, безуспешно) привлечь внимание русской читающей публики к исследованиям А. Тьерри, приводя слоев из его работы: «Не надо забывать, что именно Ви­зантия дала человечеству совершеннейший в мире ре­лигиозный закон – христианство».

Обратим особое внимание на то обстоятельство, что Россия переняла у Византии как религию, так и универ­сальную культуру. «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения», – отмечал С. Аверинцев. Контакты с Византией отнюдь не свелись к единовременному акту креще­ния. Они продолжали активно развиваться вплоть до падения последней (XV век), а с греческо-визаитийской образованностью – ив более позднее время. На протя­жении веков культура и образование в России в значи­тельной мере строились по византийскому образцу, что, в частности, ярко проявилось в создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской Академии (одним из ее учеников как известно, стал впоследствии М. Ломоносов).

Уже сами по себе длительность и сложность процес­са влияния византийской культуры на Россию таковы, что побуждают внимательных исследователей выделять ряд последовательных его этапов или фаз. Подчеркивая волнообразный характер процесса. И. Экономцев, на­пример говорит о четырех эпохах Возрождения визан­тизма на Руси, последняя из которых относится автором ко второй половине XIX века.

Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, через нее – к исто­кам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта, а также к византизму в собственном смысле слова, формирующемуся с VII – IX веков. Нача­ло было положено деятельностью солунских братьев – Кирилла и Мефодия, справедливо почитаемых в каче­стве создателей единой славянской письменности. Од­нако дело не только в ней. Гораздо более важно, что дея­тельность св. братьев представляла собой первый гиган­тский шаг в передаче славянам всей суммы знаний, на­копленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации, в передаче ее исторического опыта, юридических и этических норм, духовных ценно­стей, художественных идеалов.

Вместе с тем специалисты видят также оборотную сторону культурных контактов с Византией. Они полага­ют, что именно культурное наследие Византии, усвоен­ное Россией, послужило причиной ее длительного эко­номического и технического отставания от Запада. Те­зис об изначальном отставании России у части русской интеллигенции XIX века был тесно связан с византийс­ким наследием. Однако объективные причины отстава­ния кроются скорее в российской истории, а не в типе культурного наследия. В связи с этим следует отказаться от абсолютизации непрерывности культурно-историчес­кого процесса и в полной мере учесть его прерывность. Прерывность же предполагает утрату культурного на­следия и связи с ним.

Представление о культурной истории как исключи­тельно преемственном процессе не выдерживает столк­новения с фактами. Классическим может служить об­рыв социальной памяти, происшедшей в 1917 – 1922 гг., когда из русской культуры выпал громадный по своему объему и значению пласт культурных достижений. Вообще всякий социальный катаклизм, независимо оттого, как он может быть оценен в целом – положительно или отрицательно – чреват культурными потерями. Дума­ется, и в настоящее время угроза социальной амнезии исключительно велика.

Цивилизация, в числе прочего, тем и отличается от варварства, что создает внутренние механизмы само­сохранения. Покуда такие механизмы не разрушены, сохраняется и то, что можно назвать культурно-генети­ческим кодом данной цивилизации. Распаду цивилиза­ции противостоят надындивидуальные структуры, за­ложенные в ее культуре. Они же осуществляют транс­ляцию ее своеобразия из прошлого в будущее. В ряде случаев данные структуры запечатлеваются, в частно­сти, в языке: на том его уровне, который можно назвать эзотерическим и который связан с неотъемлемыми осо­бенностями данного языка, его неповторимой «физио­номией». Влияние греко-византийской традиции на русский язык во многих отношениях именно таково, что затрагивает его глубинные основы. Православные кни­ги впитали в себя искусство греческой риторики, ми­нуя латинское посредничество, отмечал С. Аверинцев. Они перенимали не только «фигуры мысли» и «фигуры речи», но также словообразовательные модели – характерные для греческого языка двукорневые и много­корневые образования (например, «благообразие», «благолепие» и др.), без которых невозможна византийс­кая нарядность церковных гимнов. Не только у Вяч. Ива­нов и Ник. Лесков, но и у А.П. Чехова встречаются герои, изъясняющиеся на греческий лад тяжеловесно-торжественными словечками.

Поразительно, что слияние русской речевой стихии с эллинистическим красноречием живо и в нашем сто­летии. Весьма впечатляющим в этом отношении являет­ся творчество такого бунтаря против всяких традиций как В. Маяковский. Его поэзия немыслима «без тяжело­весной энергии сложносоставных словообразований («двухметроворостый»), в конечном счете ориентирован­ных на греко-славянские модели. И это, несмотря на за­явления самого поэта о его тотальной нелюбви к славя­низмам!

Греко-византийские образцы оказали глубокое вли­яние не только на речевые структуры, но и на структуру мысли. Здесь, как и в первом случае, восприятие шло через традиции православия. Литургические интона­ции в творчестве того же Маяковского отмечены Б. Па­стернаком: «Маяковскому. куски церковных распевов и чтений дороги в их буквальности, как отрывки живого быта. Эти залежи древнего творчества подсказывали Маяковскому пародическое построение его поэм». Столь же характерен пример Н.Г. Чернышевского, ко­торый строит сюжетную линию романа «Что делать? » по образцу жития древнерусских святых, первоисточ­ник которых, конечно, византийского происхождения. Главный герой романа (Рахметов) переживает жизнен­ные эволюции, являющиеся классическими для пути православного подвижника. Основные этапы этой эво­люции можно обнаружить на окладе любой православ­ной иконы житийною содержания: ничем не примеча­тельное начало жизни – озарение – добровольный подвиг аскетических испытаний – возврат в мир для выполнения особой миссии.

Впрочем, жизнь, как и духовный облик самого автора «Что делать? » во многом оказались по своему типу по­добны жизни и облику многих православных подвиж­ников и мучеников за веру, разумеется, при радикаль­ной перемене ценностной ориентации с небесного на социальное. Данное утверждение, видимо, справедливо в отношении многих русских интеллигентов-революционеров второй половины XIX века, которые в социальную мечтательность вкладывали всю энергию вытесненного религиозного чувства.

Под влиянием византизма сформировался тип лич­ности, надолго определивший развитие российской ци­вилизации. Этот тип оказался исключительно приспособ­ленным к условиям России, в том числе к ее природно-климатическим особенностям, в которых задача челове­ка, долгое время состояла не в том, чтобы обустроиться комфортабельно, а в том, чтобы выжить. Характерной чертой его является твердость душевной структуры, го­товность до конца нести свой тяжкий крест перед лицом испытаний, можно сказать, своеобразная «упертость» (ни в коем случае не в уничижительном смысле), связанная первоначально, конечно, с ортодоксальностью веры, ориентированной на то, чтобы «хранить христианство неповрежденным». Это мужество веры и позволяло противостоять жизненным невзгодам, осваивать резко кон­тинентальную территорию; подобно Сергию Радонежс­кому более десятка лет в одиночестве жить в заснежен­ной лесной пустыне. Этот тип характеризует себя, на­пример, словами протопопа Аввакума, ответившего жене относительно того, долго ли им еще мучиться: «Всю жизнь, матушка!»

Характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю — ее универса­лизм. Принимая во внимание эту обращенность рус­ской культуры ко всем нациям, ко всем «языкам» (вспом­ним пушкинский «Памятник»), следует признать, что данная черта находится в прямой связи с христианс­ким универсализмом. Очевидно, что открытость всему иному, а, следовательно, умение взглянуть на себя с дистанции, с обобщенной точки зрения и с возможных точек зрения других людей — эти качества культуры являются необходимыми, чтобы она могла играть ин­тегрирующую роль и быть средством межнацио­нального общения.

Особый интерес у отцов восточной церкви вызывала нравственная и духовная красота. В ней видели они ре­альные стимулы и пути к восхождению от обыденности и приземленности к высоким духовным идеалам. Что же касается материальной, чувственно воспринимаемой красоты, то отношение к ней в византийской культуре было двойственным. С одной стороны, они почитали ее как результат божественного творчества, а с другой — порицали как источник чувственных вожделений и гре­ховных помыслов. Такое понимание чувственной красо­ты воплотилось в византийской, а впоследствии в рус­ской иконе, гак же, как символика света и тьмы, с одной стороны, и символика цвета, где каждый из цветов имел свое значение,— с другой.

Византийский тип личности может быть охарактери­зован «духовной трезвостью, чуждой мелкому житей­скому благоразумию» (Вас. Зеньковский), настраиваю­щий на аскетизм, на умение жить, но многом отказывая себе, что, однако, не означает категорического неприя­тия чувственных наслаждений. Жизненная утончен­ность не является его стихией, тем более – маньеризм и расслабленность. Прямота и упрямство не исключают изобретательности и даже известного лукавства, того, что называется «быть себе на уме». В ряде случаев он может быть красноречив, но чаще привержен сосредоточенной молчаливости, ибо празднословие не является в его гла­зах достоинством. Жизнь понимается им как исполне­ние долга, как служение, как труд и дело. Мотив милосердия и сострадания легко сочетается у него с мотивом силы и славы, выступающим, «впрочем, в качестве усло­вия преодоления невзгод и достижения поставленных целей. Живя в трудных условиях, он обрел привычку полагаться на себя, считая, что обстоятельства чаще про­тив, чем за него.

Беря свое начало от древних пластов истории, дан­ный жизненный тип в после екатерининское время по­степенно вытеснялся с вершин социальной пирамиды, уступая свое место здесь более утонченному, но более расслабленному и «рыхлому» европеизированному типу личности, и концентрируясь по преимуществу в народ­ных низах. Поэтому, видимо, К. Леонтьев был прав, про­тивопоставляя русского мужика-«византийца» европе­изированному (часто поверхностно) русскому барину образца XIX века. Если, конечно, вести речь не о вне­шних атрибутах (одежда, борода и др.) и даже не о миро­воззрении (религиозность, необразованность и др.), а об особенностях психологической структуры, то в «визан­тийском» типе личности можно усмотреть не только чер­ты времени, но и вечности, ибо есть основания утверж­дать, что он по сию пору оказывает существенное воз­действие на ход событий в России. Об этом свидетель­ствуют, в частности, наблюдения относительно цивили­зационного смысла российской истории в XX веке.

По замечанию Г. Федотова, в 1917–1922 гг. вместе с социально-политическим переворотом произошел гран­диозный культурный переворот, в результате которого на поверхность социальной жизни были вынесены пла­сты, характерные для более древнего периода русской истории, взамен более поздних. Европеизированная куль­тура верхних этажей социальной иерархии была заме­нена сохранившейся под ее покровом культурой народ­ных низов – средневековой по своему источнику и типу. По этой причине в советское время в обществе, в том числе на его верхних и средних этажах, господствую­щую роль все более стал играть тип личности, ранее рас­пространенный по преимуществу в низах.

Его истоки можно отнести к древним периодам рус­ской истории, согласно Федотову во многих своих чер­тах он восходит к эпохе Ивана Г розного. Ему свойствен­ны решительность и твердость и другие черты мужского начала, в отличие от типа личности, нередко страдавше­го, если воспользоваться выражением Бердяева, преоб­ладанием «вечно бабьего в русской душе». Этот «твер­дый» тип вынес на своих плечах тяготы предвоенного времени, Отечественной войны, разрухи и послевоен­ного восстановления. С ним, конечно, связаны и дости­жения в промышленной, военной и технической облас­тях и даже в спорте: не случайно Федотов называет его «спортивно-технически-военным».

С нашей точки зрения, автор излишке детализирует описание, неправомерно включая в него не только структурные, но и содержательные характеристики (образование, мировоззрение, характер деятельности и др.). Поэтому вольно или невольно оно приобретает не чисто цивилизационный, но и социально-политический смысл. Отсюда и проистекает чрезмерное противопос­тавление данного типа европеизированному типу лич­ности, называемому автором «петербуржским» или «имперским».

Особый трагизм социальных потрясений, в том чис­ле и в культурных аспектах, связан, на наш взгляд, от­нюдь не с самим по себе наличием в обществе разных по своему источнику и типу культурных пластов, а с их ра­зобщенностью и с тем положением, в котором они одно­значно являются распределенными по разным этажам социальной иерархии. Тем самым социально-классовая разделенность оказывается совпадающей с разделенностью культурно-типологической, что и создает внутрен­нее напряжение, выливающееся в энергию социально­го взрываАктивное «перемешивание», т. е. распределение носителей разных культур по различным социальным слоям, начавшееся в России с конца XIX века, не успело в полной мере принести свои плоды, что и предопреде­лило не только остроту социального конфликта, но и объем культурных потерь. Ни на мгновение не забывая о них, мы хотим вместе с тем подчеркнуть, что происшед­ший переворот парадоксальным образом свидетельству­ет о неустранимости из российской истории византийского наследия – неустранимое, запечатлевающей чер­ту вечности России. Цивилизационный смысл проис­шедшего в XX веке состоит в том, что ряд коренных осо­бенностей российской цивилизации, перенеся тяжелей­шие испытания, сохранился вопреки бурям времени, вопреки обрывам социальной памяти, несмотря на по­литику и идеологию. Сохранился и тип личности, по сво­ей душевной структуре восходящей к византийско-православному наследию.

Источник

К какому времени относятся праславянское и старославянское наследие, а также греко-византийское и латинское.

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).

Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).

Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *