Что такое греко византийское наследие
Какова роль античного и византийского наследия в российской истории?
По известному выражению классиков Русь получила от Византии пять даров: религию, право, видение мира, искусство и письменность. Киевская Русь стремилась к Византии как к наследнице античности.
Творения святых отцов церкви пользовались наивысшим авторитетом у книжников средневековой Руси. Сочинения таких авторов как Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. постоянно переводились и распространялись на Руси. Они служили главным источником разнообразных знаний, от религиозных и философских до географических, медицинских, математических. Через эту греческую византийскую литературу стала доступной для Руси широкая информация об античной цивилизации, ее культуре, сведения о жизни и трудах античных мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и др.
Византийское наследие задавало духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси. Это была христианская духовность, которая устремляла ввысь человеческую душу, наполняла ее возвышенным содержанием. Изучение и осмысление этих трудов создавало прочную опору в борьбе с варварством. Это важнейшее значение для просвещения Древней Руси. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Если мы, русские, не окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что через православную церковь и через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры».
звание греческого города Салоники, крупного центра Византии, откуда они были родом). Деятельность братьев была первым значительным шагом в передаче славянам всей суммы знаний, накопленных Византией и полученных ею от античной цивилизации, в передаче ее исторического опыта, юридических и этических норм, духовных ценностей, художественных идеалов. В России византийская традиция не просто перенималась, а получала развитие, была выработана собственная версия христианских идей и текстов.
В дальнейшем этот процесс передачи византийского и античного наследия складывался из деятельности огромного количества церковных просветителей, христианских писателей, мыслителей. Особая роль принадлежала монастырям на Руси, т.к. они выполняли многие общественные функции, были образовательными и научными центрами.
Византийское наследие заключалось не только в переносе античной культуры на Русь, оно означало средство создания собственно Руси-России.
Таким образом, византийское наследие помогало строить не только Российскую империю в борьбе против Европы, но и саму российскую цивилизацию. Эти факторы строительства можно обозначить как понимание необходимости создания жесткого централизованного государства для России, представление о царе-батюшке как духовном отце народа, коллективистское сознание, которое поддерживало общественные идеалы и готовность самопожертвования ради общего дела.
поднять статус Московского митрополита до титула независимого патриарха. Русская православная церковь с этого момента стала де-факто наиболее значительной из всех православных церквей, поскольку она намного превосходила остальные численностью и пользовалась мощной поддержкой русского государства.
Что такое греко византийское наследие
Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания
Человек и культура
Самопознание. Учебная литература
Вечные ценности народа
Клуб интересных встреч
Каковы ваши традиции, откуда вы родом, где вы живете. Как уживаетесь с глубинными, извечными проблемами? Как вы работаете, веселитесь, воплощаете свой творческий дух в искусстве и литературе? Каковы связующие и организующие принципы, удерживающие вашу цивилизацию от распада? Каким богам вы поклоняетесь, какие верования держат вас в узде или дают вам силу. Какие мечты, какие мифы вас вдохновляют, и какие страхи лишают вас сил? Что дает вам мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят вам разладом, и какое чувство общности спаивает вас воедино?
Легко заметить, что применительно к сегодняшней России данные вопросы более чем актуальны. В новых условиях тема российской цивилизации имеет жизненное значение. Если Россия – особая цивилизация, а не механическое сцепление индивидов и территорий, то в чем заключаются факторы ее единства?
Сегодняшний кризис самоидентификации преодолим, конечно, только на пути обращения к истокам. Именно поэтому в исследовании российской цивилизации на первый план выступает проблема наследия –определение того, с чего берет начало Россия как цивилизационное единство.
Между российской и западноевропейской цивилизациями есть общие черты, но немало и отличий. Формулу П.Н. Милюкова «Россия есть тоже Европа», подчеркивая общее, оставляет в тени особенное. Видимо, ряд черт романо-германской цивилизации объединяет страны Западной Европы в более тесное сообщество, к которому Россия непосредственно не принадлежит. Хотя вполне правомерно вслед за А. Тойнби считать российскую цивилизацию наряду с западноевропейской сыновней по отношению к греко-римской. Тогда две цивилизации – романо-германская и российская, – имея общего предка, оказываются связанными узами братства. Такой подход позволяет, кстати, учесть и роль византийского наследия, весьма значимого для России.
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки российской цивилизации во многом, если не прежде всего, связаны с наследием Византии. Вместе с тем нельзя не заметить свойственного ряду направлений русской мысли на протяжении длительного периода завидного упорства в отрицательной оценке его значения. Об этом можно судить, например, по словам В. Белинского, констатировавшего, что от Запада Россия убыла отрезана в самом начале; а Византия, в отношении к цивилизации, могла подарить ее только обыкновением чернить зубы, белить лица и выкалывать глаза врагам и преступникам. Между тем, еще в XIX веке в ряде работ западноевропейских исследователей византийская культура начинает оцениваться исключительно высоко. К. Леонтьев пытался (к сожалению, безуспешно) привлечь внимание русской читающей публики к исследованиям А. Тьерри, приводя слоев из его работы: «Не надо забывать, что именно Византия дала человечеству совершеннейший в мире религиозный закон – христианство».
Обратим особое внимание на то обстоятельство, что Россия переняла у Византии как религию, так и универсальную культуру. «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения», – отмечал С. Аверинцев. Контакты с Византией отнюдь не свелись к единовременному акту крещения. Они продолжали активно развиваться вплоть до падения последней (XV век), а с греческо-визаитийской образованностью – ив более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что, в частности, ярко проявилось в создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской Академии (одним из ее учеников как известно, стал впоследствии М. Ломоносов).
Уже сами по себе длительность и сложность процесса влияния византийской культуры на Россию таковы, что побуждают внимательных исследователей выделять ряд последовательных его этапов или фаз. Подчеркивая волнообразный характер процесса. И. Экономцев, например говорит о четырех эпохах Возрождения византизма на Руси, последняя из которых относится автором ко второй половине XIX века.
Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, через нее – к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта, а также к византизму в собственном смысле слова, формирующемуся с VII – IX веков. Начало было положено деятельностью солунских братьев – Кирилла и Мефодия, справедливо почитаемых в качестве создателей единой славянской письменности. Однако дело не только в ней. Гораздо более важно, что деятельность св. братьев представляла собой первый гигантский шаг в передаче славянам всей суммы знаний, накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации, в передаче ее исторического опыта, юридических и этических норм, духовных ценностей, художественных идеалов.
Вместе с тем специалисты видят также оборотную сторону культурных контактов с Византией. Они полагают, что именно культурное наследие Византии, усвоенное Россией, послужило причиной ее длительного экономического и технического отставания от Запада. Тезис об изначальном отставании России у части русской интеллигенции XIX века был тесно связан с византийским наследием. Однако объективные причины отставания кроются скорее в российской истории, а не в типе культурного наследия. В связи с этим следует отказаться от абсолютизации непрерывности культурно-исторического процесса и в полной мере учесть его прерывность. Прерывность же предполагает утрату культурного наследия и связи с ним.
Представление о культурной истории как исключительно преемственном процессе не выдерживает столкновения с фактами. Классическим может служить обрыв социальной памяти, происшедшей в 1917 – 1922 гг., когда из русской культуры выпал громадный по своему объему и значению пласт культурных достижений. Вообще всякий социальный катаклизм, независимо оттого, как он может быть оценен в целом – положительно или отрицательно – чреват культурными потерями. Думается, и в настоящее время угроза социальной амнезии исключительно велика.
Цивилизация, в числе прочего, тем и отличается от варварства, что создает внутренние механизмы самосохранения. Покуда такие механизмы не разрушены, сохраняется и то, что можно назвать культурно-генетическим кодом данной цивилизации. Распаду цивилизации противостоят надындивидуальные структуры, заложенные в ее культуре. Они же осуществляют трансляцию ее своеобразия из прошлого в будущее. В ряде случаев данные структуры запечатлеваются, в частности, в языке: на том его уровне, который можно назвать эзотерическим и который связан с неотъемлемыми особенностями данного языка, его неповторимой «физиономией». Влияние греко-византийской традиции на русский язык во многих отношениях именно таково, что затрагивает его глубинные основы. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество, отмечал С. Аверинцев. Они перенимали не только «фигуры мысли» и «фигуры речи», но также словообразовательные модели – характерные для греческого языка двукорневые и многокорневые образования (например, «благообразие», «благолепие» и др.), без которых невозможна византийская нарядность церковных гимнов. Не только у Вяч. Иванов и Ник. Лесков, но и у А.П. Чехова встречаются герои, изъясняющиеся на греческий лад тяжеловесно-торжественными словечками.
Поразительно, что слияние русской речевой стихии с эллинистическим красноречием живо и в нашем столетии. Весьма впечатляющим в этом отношении является творчество такого бунтаря против всяких традиций как В. Маяковский. Его поэзия немыслима «без тяжеловесной энергии сложносоставных словообразований («двухметроворостый»), в конечном счете ориентированных на греко-славянские модели. И это, несмотря на заявления самого поэта о его тотальной нелюбви к славянизмам!
Греко-византийские образцы оказали глубокое влияние не только на речевые структуры, но и на структуру мысли. Здесь, как и в первом случае, восприятие шло через традиции православия. Литургические интонации в творчестве того же Маяковского отмечены Б. Пастернаком: «Маяковскому. куски церковных распевов и чтений дороги в их буквальности, как отрывки живого быта. Эти залежи древнего творчества подсказывали Маяковскому пародическое построение его поэм». Столь же характерен пример Н.Г. Чернышевского, который строит сюжетную линию романа «Что делать? » по образцу жития древнерусских святых, первоисточник которых, конечно, византийского происхождения. Главный герой романа (Рахметов) переживает жизненные эволюции, являющиеся классическими для пути православного подвижника. Основные этапы этой эволюции можно обнаружить на окладе любой православной иконы житийною содержания: ничем не примечательное начало жизни – озарение – добровольный подвиг аскетических испытаний – возврат в мир для выполнения особой миссии.
Впрочем, жизнь, как и духовный облик самого автора «Что делать? » во многом оказались по своему типу подобны жизни и облику многих православных подвижников и мучеников за веру, разумеется, при радикальной перемене ценностной ориентации с небесного на социальное. Данное утверждение, видимо, справедливо в отношении многих русских интеллигентов-революционеров второй половины XIX века, которые в социальную мечтательность вкладывали всю энергию вытесненного религиозного чувства.
Под влиянием византизма сформировался тип личности, надолго определивший развитие российской цивилизации. Этот тип оказался исключительно приспособленным к условиям России, в том числе к ее природно-климатическим особенностям, в которых задача человека, долгое время состояла не в том, чтобы обустроиться комфортабельно, а в том, чтобы выжить. Характерной чертой его является твердость душевной структуры, готовность до конца нести свой тяжкий крест перед лицом испытаний, можно сказать, своеобразная «упертость» (ни в коем случае не в уничижительном смысле), связанная первоначально, конечно, с ортодоксальностью веры, ориентированной на то, чтобы «хранить христианство неповрежденным». Это мужество веры и позволяло противостоять жизненным невзгодам, осваивать резко континентальную территорию; подобно Сергию Радонежскому более десятка лет в одиночестве жить в заснеженной лесной пустыне. Этот тип характеризует себя, например, словами протопопа Аввакума, ответившего жене относительно того, долго ли им еще мучиться: «Всю жизнь, матушка!»
Характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю — ее универсализм. Принимая во внимание эту обращенность русской культуры ко всем нациям, ко всем «языкам» (вспомним пушкинский «Памятник»), следует признать, что данная черта находится в прямой связи с христианским универсализмом. Очевидно, что открытость всему иному, а, следовательно, умение взглянуть на себя с дистанции, с обобщенной точки зрения и с возможных точек зрения других людей — эти качества культуры являются необходимыми, чтобы она могла играть интегрирующую роль и быть средством межнационального общения.
Особый интерес у отцов восточной церкви вызывала нравственная и духовная красота. В ней видели они реальные стимулы и пути к восхождению от обыденности и приземленности к высоким духовным идеалам. Что же касается материальной, чувственно воспринимаемой красоты, то отношение к ней в византийской культуре было двойственным. С одной стороны, они почитали ее как результат божественного творчества, а с другой — порицали как источник чувственных вожделений и греховных помыслов. Такое понимание чувственной красоты воплотилось в византийской, а впоследствии в русской иконе, гак же, как символика света и тьмы, с одной стороны, и символика цвета, где каждый из цветов имел свое значение,— с другой.
Византийский тип личности может быть охарактеризован «духовной трезвостью, чуждой мелкому житейскому благоразумию» (Вас. Зеньковский), настраивающий на аскетизм, на умение жить, но многом отказывая себе, что, однако, не означает категорического неприятия чувственных наслаждений. Жизненная утонченность не является его стихией, тем более – маньеризм и расслабленность. Прямота и упрямство не исключают изобретательности и даже известного лукавства, того, что называется «быть себе на уме». В ряде случаев он может быть красноречив, но чаще привержен сосредоточенной молчаливости, ибо празднословие не является в его глазах достоинством. Жизнь понимается им как исполнение долга, как служение, как труд и дело. Мотив милосердия и сострадания легко сочетается у него с мотивом силы и славы, выступающим, «впрочем, в качестве условия преодоления невзгод и достижения поставленных целей. Живя в трудных условиях, он обрел привычку полагаться на себя, считая, что обстоятельства чаще против, чем за него.
Беря свое начало от древних пластов истории, данный жизненный тип в после екатерининское время постепенно вытеснялся с вершин социальной пирамиды, уступая свое место здесь более утонченному, но более расслабленному и «рыхлому» европеизированному типу личности, и концентрируясь по преимуществу в народных низах. Поэтому, видимо, К. Леонтьев был прав, противопоставляя русского мужика-«византийца» европеизированному (часто поверхностно) русскому барину образца XIX века. Если, конечно, вести речь не о внешних атрибутах (одежда, борода и др.) и даже не о мировоззрении (религиозность, необразованность и др.), а об особенностях психологической структуры, то в «византийском» типе личности можно усмотреть не только черты времени, но и вечности, ибо есть основания утверждать, что он по сию пору оказывает существенное воздействие на ход событий в России. Об этом свидетельствуют, в частности, наблюдения относительно цивилизационного смысла российской истории в XX веке.
По замечанию Г. Федотова, в 1917–1922 гг. вместе с социально-политическим переворотом произошел грандиозный культурный переворот, в результате которого на поверхность социальной жизни были вынесены пласты, характерные для более древнего периода русской истории, взамен более поздних. Европеизированная культура верхних этажей социальной иерархии была заменена сохранившейся под ее покровом культурой народных низов – средневековой по своему источнику и типу. По этой причине в советское время в обществе, в том числе на его верхних и средних этажах, господствующую роль все более стал играть тип личности, ранее распространенный по преимуществу в низах.
Его истоки можно отнести к древним периодам русской истории, согласно Федотову во многих своих чертах он восходит к эпохе Ивана Г розного. Ему свойственны решительность и твердость и другие черты мужского начала, в отличие от типа личности, нередко страдавшего, если воспользоваться выражением Бердяева, преобладанием «вечно бабьего в русской душе». Этот «твердый» тип вынес на своих плечах тяготы предвоенного времени, Отечественной войны, разрухи и послевоенного восстановления. С ним, конечно, связаны и достижения в промышленной, военной и технической областях и даже в спорте: не случайно Федотов называет его «спортивно-технически-военным».
С нашей точки зрения, автор излишке детализирует описание, неправомерно включая в него не только структурные, но и содержательные характеристики (образование, мировоззрение, характер деятельности и др.). Поэтому вольно или невольно оно приобретает не чисто цивилизационный, но и социально-политический смысл. Отсюда и проистекает чрезмерное противопоставление данного типа европеизированному типу личности, называемому автором «петербуржским» или «имперским».
Особый трагизм социальных потрясений, в том числе и в культурных аспектах, связан, на наш взгляд, отнюдь не с самим по себе наличием в обществе разных по своему источнику и типу культурных пластов, а с их разобщенностью и с тем положением, в котором они однозначно являются распределенными по разным этажам социальной иерархии. Тем самым социально-классовая разделенность оказывается совпадающей с разделенностью культурно-типологической, что и создает внутреннее напряжение, выливающееся в энергию социального взрываАктивное «перемешивание», т. е. распределение носителей разных культур по различным социальным слоям, начавшееся в России с конца XIX века, не успело в полной мере принести свои плоды, что и предопределило не только остроту социального конфликта, но и объем культурных потерь. Ни на мгновение не забывая о них, мы хотим вместе с тем подчеркнуть, что происшедший переворот парадоксальным образом свидетельствует о неустранимости из российской истории византийского наследия – неустранимое, запечатлевающей черту вечности России. Цивилизационный смысл происшедшего в XX веке состоит в том, что ряд коренных особенностей российской цивилизации, перенеся тяжелейшие испытания, сохранился вопреки бурям времени, вопреки обрывам социальной памяти, несмотря на политику и идеологию. Сохранился и тип личности, по своей душевной структуре восходящей к византийско-православному наследию.
К какому времени относятся праславянское и старославянское наследие, а также греко-византийское и латинское.
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.)
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).
Праславянское – до образования первых славянских государств, т. е. примерно до IX века. Позже – старославянское наследие, границей которого примерно является монголо-татарское и литовское завоевание у восточных славян (середина XIII – XIV века), прекращение местных правящих династий (Пржемысловичей в Чехии и Пястов в Польше) у западных славян (конец XIII – XIV века), османское завоевание у южных славян (XIV-XV века).
Греко-византийское наследие – с конца VI века (провозглашение греческого языка государственным при императоре Маврикии) до середины XV века (падение Константинополя и других мелких греческих и латинских государств).
Латинское наследие – от Пунических войн (с середины-конца III века до н. э.) до падения Западно-Римской империи (конец V века н. э.).