Что такое гриф издания
Гриф, традиционный и современный
Авторы, приходя в наше издательство с проектом нового учебника, часто задают вопрос, нужен ли книге гриф и какое значение он имеет сегодня. Мы расскажем об этом в нашей статье.
Советские грифы
Гриф в учебном книгоиздании — отметка, присваиваемая книге по итогам особого рода академической экспертизы (грифования). Представление о грифе как о показателе качества уходит корнями в историю отечественного образования.
В Советском Союзе сложилась собственная традиция грифования, связанная с документооборотом и цензурой изданий. Наиболее известны грифы «Совершенно секретно», «Для служебного пользования» и другие, но мы остановимся на учебных изданиях.
Поскольку действовала государственная монополия на печать, а практически все учебные заведения были государственными, то грифование выполняло задачу удостоверения прохождения тем или иным изданием методической проверки и идеологической цензуры. Без грифа книга де-факто не могла быть включена в учебный процесс любого стороннего вуза, оставаясь внутривузовской разработкой.
Присваивать гриф имели право Министерство высшего и среднего специального образования СССР, отраслевые министерства (здравоохранения, сельского хозяйства и т.п.), а также министерства союзных республик.
Была разработана система четырех последовательных уровней учебного издания: «допущено в качестве учебного пособия», «рекомендовано в качестве учебного пособия», «допущено в качестве учебника», «рекомендовано в качестве учебника». Как правило, при первом издании книга получала гриф «допущено», но после практической апробации в учебном процессе ей присваивался более высокий гриф «рекомендовано». Иногда издание «вырастало» из пособия в полноценный учебник.
Российские грифы
Введение принципов гласности и распад Советского Союза привели к деорганизации системы грифов. С упразднением цензуры у грифов Министерства образования остались лишь методические функции. Постепенно Министерство пришло к полному отказу от собственного грифования (оно осталось только в общем образовании), похожие задачи стали выполнять различные организации академического сообщества: учебно-методические объединения (УМО), научно-методические советы, Федеральный институт развития образования (ФИРО).
Идея была прекрасной: дать ученым и педагогам самим определять качество учебных изданий высшего и среднего профессионального образования. Увы, на деле не все, но многие УМО превратились в законсервированные бюрократические инстанции, не способные к адекватной оценке изданий. Зачастую процедура грифования занимала очень длительный срок, многие авторские коллективы получали грифы «по знакомству» или оплачивая услуги рецензентов УМО. Случались и ситуации, когда в УМО представители одной научной школы не пропускали работы оппонентов, что приводило к комическому «раздвоению» УМО по экономике, менеджменту и ряду других популярных направлений. Конечно, некоторые УМО сохраняли научно-методические принципы грифования, но авторитет грифов в академическом сообществе оказался непоправимо подорван.
Отмена грифов для высшего и среднего профессионального образования
Кризис УМО стал настолько очевидным, что Министерство образования и науки РФ приступило к организации Федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. Однако новые ФУМО будут заниматься в первую очередь приведением образовательных программ вузов и колледжей в соответствие со ФГОСами и профстандартами.
В Типовом положении об УМО, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2015 № 505, среди направлений деятельности ФУМО рецензирование и грифование учебных изданий не упоминаются. Как можно заметить, вопрос обеспечения учебного процесса качественными изданиями по-прежнему не решен.
Приказ Минобрнауки РФ № 942 от 02.09.2015 отменил ранее действовавший приказ №10 от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий…» В письме заместителя министра А. А. Климова «О приказах Минобрнауки России» от 16.09.2015 № АК-2692/05 обращается внимание на то, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Мы часто слышим жалобы от профессоров на бюрократизм регулирующих процедур. Отрадно констатировать, что именно вузы и колледжи, их преподаватели, библиотекари и методисты сейчас определяют (и несут ответственность за свой выбор), по каким учебникам будут учиться их студенты.
Новой степени академической свободы должны соответствовать современные инструменты издательского дела. Мы предлагаем:
Активная, неравнодушная позиция преподавателей не только обеспечивает учебные курсы современной литературой, но и помогает выйти на новый профессиональный уровень, став экспертом в методических тонкостях высшего и среднего профессионального образования.
Система качества
Мы как ведущее издательство по выпуску учебной литературы для вузов и колледжей не понаслышке знаем, как важно и непросто определить качество той или иной рукописи. Безграмотные, устаревшие, плагиатные книжки не только наносят репутационный вред издателю, но и просто коммерчески невыгодны. И, к сожалению, мы неоднократно сталкивались со случаями, когда издания уже получили гриф УМО, но ни при каких обстоятельствах не могли быть признаны качественными.
Чтобы обеспечить необходимую проверку, в «Юрайте» разработана многоступенчатая система менеджмента качества, позволяющая отслеживать соответствие издания современному уровню образовательного процесса.
В структуре нашего издательства были созданы два учебно-методических отдела высшего и среднего профессионального образования (УМО ВО и УМО СПО), на которые возложена задача проводить внутреннее и внешнее рецензирование всех изданий.
Каждая рукопись проходит критериальную оценку по следующим показателям.
На основании оценки рецензента (кандидата или доктора наук по профилю учебника) принимается решение о возможности присуждения грифа.
Особое внимание УМО ВО и СПО уделяют тщательной проверке плагиата и некорректных заимствований в соответствии с нормами российского законодательства и академической этики. Так, не могут быть изданы работы, нарушающие права интеллектуальной собственности третьих лиц, будь то другие авторы, наши коллеги-издатели или работодатели-вузы. Мы считаем, что только при взаимном уважении агентов образования возможно эффективное развитие отрасли.
Конечно, в деятельности УМО ВО и СПО активно участвуют авторы «Юрайта» — действующие преподаватели ведущих научных школ страны. В числе рецензентов есть и эксперты традиционных УМО. Их опыт, рекомендации и конструктивная критика позволяют делать книги еще лучше.
Поэтому многие книги нашего издательства получают особый гриф «рекомендовано УМО ВО» или «рекомендовано УМО СПО», отражающий стандарты качества «Юрайта». Отметим, что получение подобного грифа для наших авторов совершенно бесплатно и зависит исключительно от качества рукописи. Гриф получают лишь достойные работы, что можно проследить в нашем каталоге. В связи с большой текущей загруженностью рецензентов УМО ВО и СПО грифование проектов других издательств не проводится.
Форма и смысл
Сегодня гриф по-прежнему интересует библиотеки и многих рядовых покупателей, стремящихся быстро отобрать высококачественную учебную литературу. Более того, хотя грифование уже много лет не является обязательным и государственным, сохраняются архаичные нормы и инструкции по комплектованию библиотечных фондов именно грифованной литературой.
Как официально подтверждает Министерство образования и науки РФ, нет действующих законодательных норм в этой области, таким образом, все грифы де-юре равны. Но де-факто грифы УМО ВО и УМО СПО не только не уступают, но во многих случаях и превосходят традиционные.
Всегда стоит иметь в виду следующее обстоятельство: важна не форма, а стоящий за ней смысл — независимая от авторов оценка их работ. Мы коммерческое издательство, и наша прибыль напрямую зависит от качества нашего продукта — учебника. Соответственно «Юрайт» прикладывает максимум усилий к беспристрастной и тщательной оценке каждой выпускаемой книги.
Обратная связь от преподавателей и студентов российских вузов подтверждает: грифам УМО ВО и СПО можно доверять.
Что такое гриф издания
Авторы, приходя в наше издательство с проектом нового учебника, часто задают вопрос: нужен ли книге гриф и какое значение он имеет сегодня. Взвесим все «за» и «против».
Советские грифы
Г риф в учебном книгоиздании — отметка, присваиваемая книге по итогам особого рода академической экспертизы (грифования). Представление о грифе как о показателе качества уходит корнями в историю отечественного образования.
В Советском Союзе сложилась собственная традиция грифования, связанная с документооборотом и цензурой изданий. Наиболее известны грифы «Совершенно секретно», «Для служебного пользования» и др., но мы остановимся на учебных изданиях.
Поскольку действовала государственная монополия на печать и практически все учебные заведения были государственными, грифование выполняло задачу удостоверения прохождения тем или иным изданием методической проверки и идеологической цензуры. Без грифа книга де-факто не могла быть включена в учебный процесс любого стороннего вуза, оставаясь внутривузовской разработкой.
Присваивать гриф имели право Министерство высшего и среднего специального образования СССР, отраслевые министерства (здравоохранения, сельского хозяйства и т.п.), а также министерства союзных республик.
Была разработана система четырёх последовательных уровней учебного издания: «Допущено в качестве учебного пособия», «Рекомендовано в качестве учебного пособия», «Допущено в качестве учебника», «Рекомендовано в качестве учебника». Как правило, при первом издании книга получала гриф «допущено», но после практической апробации в учебном процессе ей присваивался более высокий гриф — «рекомендовано». Иногда издание «вырастало» из пособия в полноценный учебник.
Российские грифы
В ведение принципа гласности и распад Советского Союза привели к дезорганизации системы грифов. С упразднением цензуры у грифов образовательного ведомства остались лишь методические функции. Постепенно Минобрнауки России пришло к полному отказу от собственного грифования (оно осталось только в общем образовании), а похожие задачи стали выполнять различные организации академического сообщества: учебно-методические объединения (УМО), научно-методические советы, Федеральный институт развития образования (ФИРО).
Идея была замечательной: предоставить учёным и педагогам право самим определять качество учебных изданий высшего и среднего профессионального образования. Увы, на деле не все, но многие УМО превратились в законсервированные бюрократические инстанции, не способные к адекватной оценке изданий. Зачастую процедура грифования занимала длительное время, многие авторские коллективы получали грифы «по знакомству» или оплачивая услуги рецензентов УМО. Случались и ситуации, когда в УМО представители одной научной школы не пропускали работы оппонентов, что приводило к комическому «раздвоению» УМО по экономике, менеджменту и ряду других популярных направлений. Конечно, некоторые УМО сохраняли научно-методические принципы грифования, но авторитет грифов в академическом сообществе оказался непоправимо подорван.
Отмена грифов для высшего и среднего профессионального образования
К ризис УМО стал настолько очевидным, что Министерство образования и науки РФ приступило к организации федеральных УМО по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки. Однако новые ФУМО будут заниматься в первую очередь приведением образовательных программ вузов и колледжей в соответствие со ФГОСами и профстандартами.
В Типовом положении об УМО, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. № 505, среди направлений деятельности ФУМО рецензирование и грифование учебных изданий не упоминаются. Как можно заметить, вопрос обеспечения учебного процесса качественными изданиями по-прежнему не решён.
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. № 942 отменил ранее действовавший приказ от 15 января 2007 г. № 10 «О рецензировании учебных изданий…». В письме заместителя министра А.А. Климова «О приказах Минобрнауки России» от 16 сентября 2015 г. № АК-2692/05 обращается внимание на то, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Мы часто слышим жалобы от профессоров на бюрократизм регулирующих процедур. Отрадно констатировать, что именно вузы и колледжи, их преподаватели, библиотекари и методисты сейчас определяют (и несут ответственность за свой выбор), по каким учебникам будут учиться их студенты.
Система качества
М ы как ведущее издательство по выпуску учебной литературы для вузов и колледжей не понаслышке знаем, как важно и непросто определить качество той или иной рукописи. Безграмотные, устаревшие книги не только наносят репутационный вред издателю, но и просто коммерчески невыгодны. К сожалению, мы неоднократно сталкивались со случаями, когда издания уже получили гриф УМО, но ни при каких обстоятельствах не могли быть признаны качественными.
Чтобы обеспечить необходимую проверку, в «Юрайте» разработали многоступенчатую систему менеджмента качества, позволяющую отслеживать соответствие издания современному уровню образовательного процесса.
В структуре нашего издательства были созданы два учебно-методических отдела: высшего и среднего профессионального образования (УМО ВО и УМО СПО), на которые возложена задача проводить внутреннее и внешнее рецензирование всех изданий.
Каждая рукопись проходит оценку по следующим показателям:
· соответствие тематике и объёму курса;
· оформление в соответствии с требованиями ФГОС 3+, ФГОС 4;
· актуальность и достоверность излагаемых сведений и определений;
· авторский взгляд, стиль изложения и методология;
· чёткость структуры и логика изложения материала;
· оформление библиографического аппарата и списка литературы;
· наглядность представления материала;
· отражение российского и зарубежного опыта;
· состав методического комплекса.
На основании оценки рецензента (кандидата или доктора наук по профилю учебника) принимается решение о возможности присуждения грифа.
Особое внимание УМО ВО и СПО уделяют тщательной проверке на плагиат и некорректные заимствования в соответствии с нормами российского законодательства и академической этики. Так, не могут быть изданы работы, нарушающие права интеллектуальной собственности третьих лиц, будь то другие авторы, наши коллеги — издатели или работодатели — вузы. Мы считаем, что только при взаимном уважении агентов образования возможно эффективное развитие отрасли.
Конечно, в деятельности УМО ВО и СПО активно участвуют авторы «Юрайта» — действующие преподаватели ведущих научных школ страны. В числе рецензентов есть и эксперты традиционных УМО. Их опыт, рекомендации и конструктивная критика позволяют делать книги ещё лучше.
Поэтому многие книги нашего издательства получают особый гриф: «Рекомендовано УМО ВО» или «Рекомендовано УМО СПО», отражающий стандарты качества «Юрайта». Отметим, что получение подобного грифа для наших авторов совершенно бесплатно и зависит исключительно от качества рукописи. Гриф получают лишь достойные работы. В связи с большой текущей загруженностью рецензентов УМО ВО и СПО грифование проектов других издательств не проводится.
Форма и смысл
Сегодня гриф по-прежнему интересует библиотеки и многих рядовых покупателей, стремящихся быстро отобрать высококачественную учебную литературу. Более того, хотя грифование уже много лет не является обязательным и государственным, сохраняются архаичные нормы и инструкции по комплектованию библиотечных фондов именно грифованной литературой.
Как официально подтверждает Министерство образования и науки РФ, нет действующих законодательных норм в этой области и, таким образом, все грифы де-юре равны. Но де-факто грифы УМО ВО и УМО СПО не только не уступают традиционным, но во многих случаях и превосходят их.
Всегда стоит иметь в виду следующее обстоятельство: важна не форма, а стоящий за ней смысл — независимая от авторов оценка их работ. Мы коммерческое издательство, и наша прибыль напрямую зависит от качества нашего продукта — учебника.
Соответственно «Юрайт» прикладывает максимум усилий к беспристрастной и тщательной оценке каждой выпускаемой книги.
Обратная связь от преподавателей и студентов российских вузов подтверждает: грифам УМО ВО и СПО можно доверять.
Грифование учебных изданий
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Грифование
учебных изданий
2009
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
УМО по университетскому политехническому образованию
Описание слайда:
Понятие «гриф» и виды грифов
Гриф – надпись на документе или издании, определяющая порядок пользования им.
Виды грифов учебных изданий:
По уровню организации, выдающей гриф
По виду грифуемой
учебной литературы
Уполномоченный вуз
УМО
РИС вуза
Учебник
Учебное пособие
Описание слайда:
Виды учебной литературы
Дополнитель-ная
Основная
Учебная литература
Учебное издание
Справочное издание
Научное издание
Моногра-фия
Сборник трудов
Периодические издания
Учебник
Учебное
пособие
Конспект
лекций
Учебное
пособие по курсовому проектиро-ванию
Практикум
Сборник задач
(упражне-ний)
Лабора-торный практи-кум
Атласы, схемы,
чертежи и другие издания
Учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник
Учебно-методи-ческое пособие
(методические указания)
Разные учебные издания
Учебное пособие по прак-тикам
Описание слайда:
Приказы Минобразования РФ, определяющие перечень учебных дисциплин по направлениям и специальностям в области техники и технологий, сельского и рыбного хозяйства, по которым может присваиваться гриф «учебник»
1. Приложение к приказу Минобразования России от 29.12.2000 № 3917.
2. Приказ Министерства образования РФ от 28.17.2001 № 4306
Описание слайда:
Пример перечня учебных дисциплин по направлению подготовки «Системный анализ и управление»
ЕН. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
1. Вычислительная математика
ОПД.Общепрофессиональные дисциплины
1. Инженерная графика
2. Теоретическая механика
3. Материаловедение
4. Общая электротехника и электроника
5. Теория автоматического управления
6. Системный анализ и принятие решений
7. Безопасность жизнедеятельности
8. Теория и технология программирования
9. Теория информационных систем
10. Интеллектуальные технологии и представление знаний
11. Системное моделирование
Подготовка магистра. ДНМ. Дисциплины направления
1. Современные проблемы системного анализа и управления
2. История и методология науки и техники
3. Компьютерные технологии в науке
Описание слайда:
Организационная структура грифования учебных изданий
Базовые учреждения
Организационно-техническое обеспечение
рецензирования и присвоение грифов
Уполномоченные
организации
Подготовка рецензий,
формулировка грифа
Описание слайда:
1. Федеральный институт развития образования (ФИРО)
Электронный адрес: WWW.firo.ru/
2. ГОУ ВПО «Московский государственный университет печати».
Электронный адрес: WWW.mgup.ru/
Описание слайда:
Пример грифа учебного издания
Рекомендовано Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный строительный университет» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Строительство». Регистрационный номер рецензии 253 от 15 мая 2007 г. МГУП.
Описание слайда:
Порядок грифования учебных изданий
1. Заказчик
2. Направление материалов
в базовую организацию
3. Контроль материалов,
подготовка договора на
оплату
4. Оплата работы
заказчиком
5. Подготовка договора
с уполномоченным вузом
6. Назначение рецензентов
Экспертным советом
7. Рецензирование рукописи
учебного издания
8. Направление рецензии
и решения в базовое
учреждение
9. Направление решения
заказчику
11. Издательство
10. Заказчик
Описание слайда:
Требования к рукописям
1. Рецензирование учебных изданий проводится по инициативе заказчика рецензии. Заказчиками рецензии являются юридические или физические лица.
2. Объектом рецензирования являются печатные и электронные учебные издания. Объем печатных учебных изданий (учебников, учебных пособий, а для ВПО и учебно-методических пособий) должен быть не менее пяти авторских листов; тираж не менее пятисот экземпляров.
Описание слайда:
1. Грифы уполномоченной организации:
укрупненная группа направлений и специальностей СПО, ВПО, ППО, ДПО: «Информатика и вычислительная техника».
2. Грифы УМО: Направления и специальности подготовки:
140400 Техническая физика;
150300 Прикладная механика;
150400 Технологические машины и оборудование;
220100 Системный анализ и управление;
220600 Инноватика;
220601 Управление инновациями;
280200 Защита окружающей среды.
Телефон: 552-80-75
Электронный адрес: UMO@citadel.neva.ru
Описание слайда:
Особенности новой системы грифования учебной литературы
1. Грифование учебной литературы организуют две базовые организации.
2. УМО имеют право присваивать «Грифы УМО» и контролировать содержание учебной литературы по закрепленным за ними направлениям подготовки и специальностям.
3. Рецензирующие вузы, должны контролировать соответствие учебной литературы требованиям ГОС ВПО-2000 и ФГОС ВПО-2009.
4. Срок получения грифа учебной литературы от 1 до 3 месяцев.
Описание слайда:
Особенности новой системы грифования учебной литературы
5. Стоимость грифования учебной литературы определена документами.
6. На титульном листе теперь будет стоять гриф не Минобрнауки РФ, а уполномоченного вуза. Рекомендующий вуз или УМО будут рекомендовать использовать книгу для подготовки по направлениям и специальностям.
7. Выделение Приказом Минобрнауки организаций, уполномоченных для рецензирования учебных изданий, что эти вузы будут рецензировать книги. Базовые организации проводят еще и конкурсы, в основу которых положена минимизация стоимостных и временных показателей, которые предлагают организации, но не их учебно-научный потенциал.
Описание слайда:
Требования к содержанию
учебной литературы – это соответствие ГОС ВПО и ФГОС ВПО. Это соответствие означает:
1. Для ГОС ВПО – 2000:
1.1. Совпадение названия учебной литературы с названием дисциплины по ГОС (это необходимо для студентов).
1.2. Совпадение (дословное) дидактических единиц ГОС, рабочих учебных программ и содержания учебного пособия.
2. Для ФГОС ВПО-2009 – соответствие содержания формируемым компетенциям по дисциплинам («паспортам» компетенций) в рамках примерных основных образовательных программ ВПО
Гриф учебных пособий, учебников, курса лекций
Вы написали и хотите издать книгу учебной направленности? Чтобы книгу или пособие можно было использовать в учебных заведениях, изданию необходимо присвоить гриф.
Что такое гриф учебного издания
Гриф — это надпись на титульном листе, свидетельствующая об успешном прохождении экспертизы и соответствии данного учебного издания современным требованиям образования в определенной области. Гриф присваивается на основании рецензий авторитетных специалистов по имеющемуся предмету.
Учебные издания, подлежащие грифованию:
Виды грифов учебных изданий
Существует два вида грифов для учебных изданий:
Для каждого учебного издания составляется свой специфический гриф, включающий:
Автор или издательство не имеют права изменять текст грифа.
Куда нужно обратиться за получением грифа учебного издания
Для получения грифа вы можете обратиться в «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП), либо в Учебно-методическое объединение (УМО). На эти учреждения возложены обязанности по организации экспертизы, которая будет проведена в уполномоченном госучреждении согласно специализации учебного издания.
Прошедшая экспертизу работа получает рекомендации (допуск) или отказ в применении в образовательных процессах по соответствующей дисциплине.
Что необходимо предоставить
Для получения грифа автор или его представитель (издательство) должен предоставить в уполномоченное учреждение следующие материалы:
Срок действия грифа учебного издания
После получения грифа у автора есть год на издание книги. Если же по каким бы то ни было причинам этого не произойдет, гриф придется получать заново.
Подтверждение грифа необходимо, если после издания учебной литературы прошло более пяти лет и требуется её переиздание. Это нужно для приведения содержания учебной литературы в соответствие с обязательным образовательным минимумом.
Копирование информации возможно лишь с разрешения владельца сайта.