Что такое гробница фараона
Гробницы фараонов в древнем Египте: 20 фото
Архитектурные и художественные подвиги древних египтян поражают не только своими красочными надписями, рисунками, рельефами, но и качеством сохранности. Многие из них, несмотря на древний возраст, выглядят также как в день, когда они были расписаны. Гробницы фараонов на западном берегу Нила – главный источник знаний о древнем Египте, многие из них находятся в Саккаре и Древнем Царстве, где расположен современный Люксор.
Самая большая гробница фараона в мире, одно из «7 чудес света» — Пирамида Хеопса или Великая пирамида Гизы, построена во время правления IV—VI династий.
Первая гробница фараона, открытая археологами, принадлежала фараону Рамсесу VII. Расположена на западном берегу Нила в Долине Царей гробница, вероятно, до конца не достроена, так как имеет простую конструкцию, которая состоит из: входной рампы, коридора и погребальной камеры. Гробница относится к числу самых маленьких египетских захоронений.
Гробница фараона Тутанхамона. Ее открытие одно из самых весомых событий в истории и археологии.
Во время раскопок археологами Говардом Картером и Джорджем Корнарвоном найдена мумия фараона, подтвердившая его существование. Золотая маска на лице и груди Тутанхамона названа символом сокровищ гробницы. Хотя гробница была дважды разграблена в ней сохранены ценные артефакты: позолоченная колесница, сиденья, ложа, светильники, ювелирные украшения, одежда, письменные принадлежности.
Гробницы Египта
Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
Гробницы правителей архаичного периода
В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.
С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.
После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.
«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.
Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.
Мастабы
В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой
Мастабы состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Пирамида Джосера
Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.
Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.
Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.
Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).
Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.
Медумская пирамида
Сначала фараон Снофру, осуществил переход к правильной форме пирамиды, перестроил ступенчатую пирамиду в Медуме, заложив ступени каменной кладкой, и придав пирамиде правильную геометрическую форму. Со временем эта кладка обвалилась, засыпав нижние ступени, и пирамида приобрела совершенно необычную форму.
Форма правильной пирамиды, т. е. имеющей квадратное основание, может быть изучена не только с технической стороны. На развитии формы пирамиды сказались изменения общественной структуры Древнего Египта и религиозных концепций.
Новые идеи изменили не только форму пирамиды, они привели к созданию целых комплексов культовых сооружений, необходимых для проведения ритуальных церемоний. Комплекс пирамиды в Медуме, ставший классическим, был построен в одно время с самой пирамидой. Он был возведен на границе пустыни и плодородной земли и состоял из двух храмов — нижнего и заупокойного. Оба храма были соединены дорогой восхождения. Главным элементом комплекса была пирамида — гробница фараона.
Маленький заупокойный храм находился у восточного склона медумской пирамиды. Дорога в него проходила через два полностью закрытых, темных и длинных помещения, расположенных у самого подножия пирамиды. Во дворике заупокойного храма стояли две каменные стелы без надписей, между ними находился жертвенный алтарь. Сюда приносили жертвенные дары, еду и питье для умершего фараона: От нижнего храма остались лишь незначительные следы, дорога восхождения хорошо сохранилась на всем своем протяжении. К комплексу пирамиды фараона Снофу в Медуме принадлежат и маленькие пирамиды-спутницы.
Ломаная пирамида
Две другие пирамиды фараона Снофру находятся к западу от нынешней деревни Дашур. Первая — это пирамида с ломаными гранями, или Ломаная пирамида. Стены ее нижней части наклонены под углом 54° ЗГ к линии горизонта, примерно с середины высоты пирамиды наклон стен становился 43° 21′. Для объяснения причин, вызвавших строительство пирамиды с такими ломаными гранями, существует несколько теорий. Одни специалисты считают, что во время строительства пирамиды произошло землетрясение, ее верхняя часть была слишком отвесной и была разрушена. Поэтому строители продолжили работы под другим, более пологим углом. Другие ученые видят здесь одно из доказательств взаимосвязи обелиска и пирамиды Нижний храм Ломаной пирамиды — самый древний из известных нам. Он расположен не на краю плодородных земель, как другие, более поздние храмы, а построен в пустыне. Дорога восхождения, соединяя его с культовыми постройками у пирамиды, продолжается дальше на восток, в сторону реки. Многие египтологи считают, что существовал еще один, настоящий нижний храм, построенный на границе пустыни и плодородной земли, но он не сохранился. Сохранившийся нижний храм, имея прямоугольник в плане, состоит из трех основных частей: входного зала-вестибюля, четырех помещений рядом с ним и большого двора, в глубине которого стояли две колоннады (по 10 колонн пятиметровой высоты в каждой). Они образовывали открытый дворик. За ним находились шесть камер со статуями фараона Снофру больше натуральной величины. Стены храма были украшены прекрасными барельефами.
Розовая пирамида
Вторая пирамида Снофру в Дашуре называется Розовой пирамидой. Этот цвет придает ей камень, из которого она построена. Угол наклона пирамиды примерно такой же, как в верхней части Ломаной пирамиды.
До сих пор остается неясным, для чего фараону Снофру потребовались сразу две рядом стоящие гробницы? Этот факт, как и многие другие, подтверждает гипотезу о том, что самые грандиозные пирамиды никогда не были гробницами фараонов.
Великие пирамиды
Самыми грандиозными гробницами фараонов были три пирамиды в Гизе, которые получили название Великих. Их считают одним из Семи чудес света. Они расположены на кромке пустынного плато Гиза, на границе с зеленой долиной Нила, на окраине Каира.
Этот древнеегипетский некрополь состоит из пирамиды Хеопса, несколько меньшей по размерам пирамиды Хефрена и относительно скромных размеров пирамиды Микерина, а также ряда менее крупных пирамид-спутников.
Пирамида Микерина ознаменовала конец эпохи больших пирамид. Все последующие сооружение были небольших размеров.
Во времена пятой династии в Египте пирамиды строились намного меньшего размера. Их возводили из каменных блоков меньшего размера и недорогих строительных материалов. Намного короче оказалось и время их существования. Большинство из них сейчас в руинах.
Пирамиды V и VI династий Древнего царства
Фараоны пятой династии построили пять относительно небольших пирамид в Абусире, примерно в девяти километрах южнее Гизы, а кроме них ещё три пирамиды в Саккаре. Рядом с пирамидой Джосера, с восточной стороны, фараон Усеркаф возвел свою пирамиду. Она была сооружена из огромных блоков грубо отесанного известняка.
Пирамида Унаса – последнего фараона пятой династии – была возведена к юго-западу от пирамиды Джосера. В настоящее время она довольно сильно разрушена.
В Саккаре во времена шестой династии было построено четыре небольшие пирамиды, но они сейчас имеют еще более плачевный вид.
Пирамиды Среднего царства
В период Среднего царства произошли значительные изменения в строительстве пирамид. В качестве строительного материала стали использовать не камень, а необожженный кирпич. Пирамиды опять увеличились в размерах, сложнее стала архитектура погребальной камеры, и заупокойный храм достиг максимальных размеров.
Правители тринадцатой династии прекратили строить этот тип усыпальниц для фараонов. Вместо пирамид в Древнем Египте стали возводиться гробницы, которые вырубались в скалах.
Долина Царей
Долина Царей — отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры.
Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного. Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни.
Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.
Гробница фараона Тутанхамона
Гробница фараона Тутанхамона — самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером — ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.
Гробница фараона Сети I.
Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком — «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.
Долина Цариц
Долина Цариц — располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами.
На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности.
В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.
Гробница царицы Нефертари
Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари — любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса.
Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли — директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души:
«Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце! »
Гробница царицы Тити
Славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.
Египет – загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор. И
Видео
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Мы уже сегодня читали с вами конспирологическую и загадочную версию открытия гробницы Тутанхамона, а теперь давайте все таки ознакомимся с традиционной.
Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире.
Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.
Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.
Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень.
В первый год Картер наткнулся на остатки неизвестных стен. Оказалось, это руины домов, где жили резчики, каменотесы и художники, занятые работой над царской гробницей. Стены стояли не на скальном грунте, а на щебне, извлеченном из скалы во время строительства гробницы Рамзеса VI. Уважив последнего. Картер решил отодвинуть свою славу на шесть лет: он перенес раскопки щебня, оставив руины стен нетронутыми. К этому его подвигло желание не мешать многочисленным экскурсиям, ибо раскопки загромоздили бы и без того узкий проход к уже открытой и обследованной гробнице Рамзеса. Наконец, намеченный к расчистке треугольник был полностью освобожден от щебня. Однако следа искомой могилы археолог не обнаружил. Карнарвон, вложивший множество средств в это рискованное мероприятие, склонен был отказаться от задуманного. Больших усилий отчаявшемуся археологу стоило уговорить лорда продолжить поиски — «всего один сезон». Умеющий уговаривать Картер убедил аристократа.
На этом недатированном снимке Говард Картер – археолог, открывший гробницу Тутанхамона – исследует его саркофаг. Знаменитый египетский фараон страдал волчьей пастью и косолапостью, так что он, скорее всего, ходил, опираясь на трость. (AP Photo/File)
Вот записи из его дневника:
«Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину. «
3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними.
Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале.
К ним вернулся энтузиазм, и работы ускорились. Ступень за ступенью продвигалась группа к основанию лестницы. Наконец, вся лестница была свободна, и показалась дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил царскую ее принадлежность: некрополь с изображением шакала и девяти пленных. Уже это давало надежду, что грабители не добрались до гробницы. Само ее расположение и обстоятельства раскопок говорили о том, что, видимо, о ней все давно забыли: каменотесы поленились унести от чужой усыпальницы щебень, выбиваемый из скалы, и сваливали его сначала на вход в усыпальницу Тутанхамона, а позже — и поверх него. Жрецам же, неусыпно охранявшим входы, это оказалось на руку, поскольку меньше оставалось вероятности, что грабители вспомнят о богатой гробнице. А если и вспомнят, перелопатить столько щебня, чтобы влезть в могилу, врагу не пожелаешь. Потом о гробнице забыли и сами жрецы. А позднее над этой гробницей построили дома для рабочих, трудившихся в Долине, тем самым окончательно похоронив и «засекретив» место усыпальницы юноши-фараона.
В верху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул вовнутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка. Разуверившегося лорда Карнарвона не было не только в Долине царей, но и в Египте. Картер послал ему в Англию телеграмму. «Наконец, — говорилось в ней, — вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю».
«То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям «.
Чтобы не искушать себя и для большей сохранности, Говард Картер вновь засыпал лестницу, поставил наверху охрану и стал ждать Карнарвона. Лорд Карнарвон и его дочь леди Эвелин Герберт прибыли в Луксор 23 ноября. Доктор Алан Гардинер, которого Карнарвон пригласил с собою в поездку, обещал прибыть в первых числах нового года. Доктор Гардинер — знаток папирусов, и его знания могли пригодиться при вскрытии гробницы, ибо первооткрыватели надеялись обнаружить в ней множество надписей, а возможно, и свитки. Когда лестницу вновь очистили, археологи пригляделись, наконец, к печатям. Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.
«Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Наступил решающий момент. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом. произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и. золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления. Наконец лорд Карнарвон с волнением спросил:
— Вы что-нибудь видите?
—Да, — ответил я. — Чудесные вещи. «
Печать на двери гробницы
Сокровища гробницы
Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, «как ненужная мебель в чулане», по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично взаимонаправленные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:
«За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения. мы должны были увидеть останки фараона».
Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:
«Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер. еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации. «
Тем временем в Каире к Египетскому музею стали пристраивать специальное отдельное крыло для работы и хранения новой экспозиции. От Службы древностей Картер получил специальное разрешение использовать усыпальницу фараона Сети II как лабораторию и мастерскую. В нее переносили по одному предметы из гробницы, предварительно обрабатывали и отправляли в Каир. Были привлечены к работе другие археологи — Литгоу, куратор Египетского отдела Метрополитен-музея; Бертон — фотограф; Уинлок и Мейс, тоже из Метрополитен-музея; рисовальщики Холл и Хаузер, Лукас — директор египетского департамента химии. Алан Гардинер прибыл для расшифровки надписей, ботаник профессор Перси Ньюберри — для б определения цветов, венков и других найденных в гробнице растений.
В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.
Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый. ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать. Мировая пресса публиковала свои выводы на ту или иную тему — вплоть до того, что «Тутанхамон является тем самым фараоном, при котором произошел исход евреев из Египта». Позволил себе далеко идущие выводы и В. Викентьев, писавший с места событий в Москву. По-своему растолковав зажатость помещения гробницы, он решил, что Тутанхамон был перезахоронен, и не единожды — по примеру неприкаянного Рамзеса III, которого жрецы переносили с места на место три раза! Он даже нашел единомышленников якобы в лице Борхардта, Ранке и Бенедита. И при этом путался в именах фараонов и жены Тутанхамона Анхесенпаамон.
Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в «Золотой Чертог». Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент «Таймс» был допущен внутрь.
Детальное фото гробницы Тутанхамона, правившего Египтом с 1358 по 1350 гг до н.э. (AP Photo)
О вскрытии «Золотого Чертога» рассказывал сэр Алан Гардинер:
«Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: «А вам лучше не пробовать: слишком уж вы. солидный «. Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год «.
А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:
«В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним «.
Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говори- лось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.
Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую «Золотой Чертог» от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело «как живое». Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:
«Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия «.
К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.
Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.
Сняв маску, археологи взглянули в лицо мумии. Оно оказалось удивительно похожим на все найденные маски и изображения Тутанхамона. Мастера, изображавшие покойного, были самыми «завзятыми» реалистами.
Доктор Дерри, разматывая повязки мумии, обнаружил 143 предмета: браслеты, ожерелья, перстни, амулеты и кинжалы из метеоритного железа. Пальцы рук и ног находились в золотых футлярах. При этом резчики не забыли обозначить ногти.
Позади усыпальницы искатели обнаружили вход в другую комнату. И она была полна чудес. Археологи назвали ее Сокровищницей. Там стоял ковчег для каноп фараона, охраняемый четырьмя богинями из золота, золотые колесницы, изваяние бога Анубиса с головой шакала, огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев, выглядевший так, будто его положили туда вчера. Через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться, их едва успели законсервировать.
«Однако, — вспоминал Алан Гардинер, —когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда «.
Кроме ковчега-часовенки, где хранились мозги, сердце и внутренности покойника, изъятые у него во время бальзамирования, и лежащего на золоченых носилках бога-шакала Анубиса, у стен стояло множество ларцов из слоновой кости, алебастра и дерева, инкрустированных золотом и голубым фаянсом. В ларцах находились бытовые предметы и несколько золотых статуэток самого Тутанхамона. Здесь же стояли еще. одна колесница и модели парусных челнов. Главное, что обнаружил в сокровищнице Говард Картер, — то, что ее не коснулась рука грабителя. Все было на тех местах, куда поставили жрецы Амона.
Для археологии ценность этого открытия заключается не только в найденных сокровищах, а в том, с каким высоким искусством и тщательностью были описаны и сохранены все эти прекрасные вещи.
Барбара Холл из Университета Чикаго и Йел Нилэнд достают сокровища Тутанхамона в Новом Орлеане 6 сентября 1977 года. (AP Photo)
Тайна проклятия
Сэр Алан Гардинер упомянул одну очень важную вещь: строительство позднейшей гробницы Рамзеса VI. Каменотесы, словно бы не задумываясь, отбрасывали щебень не просто к подножию скалы, в которой высекали гробницу. Кажется, будто вход в усыпальницу Тутанхамона завален нарочно. Для чего? Что заставило рабочих и руководителей работ поступить так? Почему, несмотря на сильную охрану некрополя, практически все гробницы были разграблены, а могила Тутанхамона, простоявшая несколько десятков лет нетронутой, подверглась всего только одной попытке ограбления, закончившейся неудачей.
Ах, как он был прав. К сожалению, археологи при вскрытии захоронения брали пробы лишь на пламя свечи, то есть на опасные газы. Как часто рок преследует искателей древностей, особенно в Египте! Мумия, пролежавшая в своей камере, в своем гробу более трех тысячелетий, будто живая, сторожит свои богатства.
Затем последовали события, к археологам имеющие не столь прямое отношение. Возникла проблема с монополией на газетную информацию, которую лорд Карнарвон отдал известной «Тайме». Неимоверно возрос поток посетителей. Наконец, угрожающе нелепая и грязная в своей основе ссора между лордом и Картером на предмет «дележа» добычи из гробницы. Аристократ уподобился древнему грабителю, требуя «свою долю». Точно бес вселился в лорда Карнарвона, прекрасно осведомленного, что Дэвис прилюдно отказался от своей «доли» в пользу Египетского музея. А расчленять уникальную находку, которая и по сей день является единственной в своем роде. было бы непростительно и даже преступно. Хотя бы по отношению к нам, потомкам, и тем, кто придет за нами.
Археологи достают предмет из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов в Луксоре, Египет, 1923 год. (AP Photo)
Мы говорим «точно бес». А может быть, и вселился кто-то в лорда в те мгновения, что он провел в ковчеге. Здесь, конечно, скрыта определенная тайна. Многое перестало быть прежним после того, как двадцать человек попарно побывали в «Золотом Чертоге».
Однако припомним следующее. Граф Эмон, известный мистик своего времени, не поленился написать лорду:
«Пусть лорд Карнарвон не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если он не послушает. Заболеет и не выздоровеет «.
Гробница Тутанхамона. Снимок сделан в 1920-ые годы. (AP Photo)
Изобилие колесниц и изображений мчащегося на колеснице мальчика-фараона говорит не столько о божественном его происхождении, которое утвердилось для фараонов с времен Древнего царства (2880—2110 годы до н.э.) и строительства пирамид: еще это обстоятельство, весьма реалистично отображенное художниками за 1350 лет до н. э., говорит. о мальчишестве царя, который обожал быструю езду. Инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями изображение на спинке трона, где Тутанхамон и его жена Анхесенпаамон любезничают друг с другом, а она, вероятно, умащивает его благовониями, тоже очень реалистично, даже более того: Тутанхамон качается на троне! Что это, как не проявление мальчишества, молодости, непоседливости? Тем более что доказано: портретное сходство фараона потрясающее! Небрежно вскинутая на спинку трона локтем правая рука, в то время как левая покоится на коленях, оторванные от пола задние ножки трона. Мастера будто напрочь забыли каноны, в коих следовало изображать олицетворение Амона-Ра. Разве только полуповорот корпуса намекает на канон. Однако здесь художник гениально вышел из положения, сделав позу естественной, оперев фигуру мальчика локтем на спинку. Какое ему, мальчишке, дело до царства. Сплошная любовная идиллия. А о том, что любовь между дочерью Эхнатона и Тутанхамоном была, свидетельствуют хотя бы те два мертворожденных младенца, о которых говорил сэр Алан Гардинер. Даже если первоначально любви не было, родительское горе должно было сблизить Тутанхамона и Анхесенпаамон.
Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире. (AP Photo)