Что такое громкость речи
Урок 6. Громкость и сила голоса
Тема сегодняшнего урока – громкость и сила голоса. Это одна из основных характеристик голоса, о которой мы уже получили представление, а сейчас изучим подробнее. Большинство людей, заинтересовавшихся постановкой голоса, в первую очередь хотели бы развить силу голоса и научиться говорить так, чтобы их было отлично слышно в аудитории любого масштаба.
Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите.
В этом уроке мы разберемся, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике.
Содержание:
Итак, к делу. После нашего сегодняшнего урока вы будете звучать еще сильнее, громче, лучше!
Сила и громкость звука: общие сведения
Для начала напомним материал предыдущих уроков. Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды механических волновых колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. В контексте нашего курса нас интересует именно такая трактовка силы и громкости звука. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
В принципе, научная трактовка предлагает более развернутое определение силы звука как потока звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади, которая изменяется пропорционально квадрату звукового давления. Если энергия возрастает относительно начального уровня в 10 раз, громкость звука увеличивается на 10 дБ, если в 100 раз, громкость возрастает на 20 дБ, в 1000 раз – на 30 дБ и т.д.
Нам эти сведения могут пригодиться для лучшего понимания, как именно происходит изменение громкости, а также для более наглядной демонстрации зависимости громкости от энергии, вложенной в звук, и ее распределения на единицу площади. Другими словами, если кто-то громко кричит в лесу «ау» – это одно, если кто-то будет кричать «ау» столь же энергично у вас над ухом, это будет восприниматься как более громкий звук.
Таким образом, выбор той или иной громкости голоса всецело зависит от ситуации. Если вы находитесь в шумном месте или отделены от собеседника большим расстоянием (лес, поле, река), нужно говорить и даже кричать громко. Если же вы находитесь рядом и тем более в общественном месте, нужно выбирать умеренное или негромкое звучание. Громкий разговор в общественном месте вполне заслуженно воспринимается как невоспитанность, а избыточная громкость голоса во время деловых переговоров приведет, скорее всего, к их провалу.
Отдельная тема – монолог-выступление перед аудиторией. Тут очень важно сбалансировать звук так, чтобы вас хорошо слышали в последнем ряду, но вы не оглушили голосом первый ряд. Вкратце мы уже затрагивали данный аспект в предыдущих уроках, поэтому вы помните, что за слышимость вашего голоса без необходимости бесконечно увеличивать громкость отвечает такая характеристика как полетность.
Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более того, можно распределить упражнения по дням недели. Допустим, в понедельник и четверг вы работаете с дыханием и опорой, во вторник и пятницу – с одним из резонаторов, а среду и субботу посвящаете чему-то особо актуальному лично для вас: дикции, артикуляции, интонированию, развитию нижнего или верхнего диапазона голоса и т.д. Этот график мы привели исключительно в качестве примера, и вы всегда можете составить свой индивидуальный план занятий.
Вернемся к теме силы и громкости звука. Для лучшего понимания, что такое громкость и сила звука, приведем некоторые данные в цифрах. Они вам помогут ориентироваться в звуках окружающего мира и примерно представлять, какой силы звук вы должны выдать в той ли иной ситуации.
Громкость звука – источник звука:
Заметим, что 30 дБ – это максимально допустимый шум в жилых помещениях в ночное время с 23.00 до 7.00, а 40 дБ – это норма для жилого помещения в остальное время, т.е. с 7.00 до 23.00 [СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», 2004]. Болевой порог находится в районе 120-130 дБ.
Самый громкий человеческий голос в мире – у жительницы Великобритании Джилл Дрейк. Во время празднования Хэллоуина в Millennium Dome в Лондоне в октябре 2000 года она издала крик громкостью в 129 децибел. Этот результат внесен в Книгу рекордов Гиннеса [Guinness World Records, 2000]. Это громче, чем музыка на рок-концерте, отбойный молоток, раскат грома вблизи, и всего на 10 децибел тише реактивного самолета. Такой громкий крик может доставить физическую боль окружающим.
До октября 2000 года самый громкий голос на нашей планете был мужским и принадлежал Саймону Робинсону из ЮАР. Так, в 1988 году он издал крик громкостью 128 децибел [ИА REGNUM, 2019].
Для субъективного восприятия звука как громкого и раздражающего играет роль не только громкость в децибелах, но и источник звука. Так, истошные вопли маленьких детей раздражают и вызывают желание как-то прекратить этот звук, а такая же или даже большая громкость музыки и пения на рок-концерте дарит радость и желание слушать любимых исполнителей дальше.
Таким образом, для коммуникаций и публичных выступлений нужно научить свой голос красиво звучать в диапазоне от 40 до 60-70 дБ. Для концертных выступлений используется аппаратура звукоусиления, которая позволит вам перекричать вертолет и мотоцикл, спеть с оркестром. Точно измерить громкость звука можно, скачав приложение «Шумомер» (Sound Meter) и разрешив ему доступ к микрофону:
Теперь, когда вы знаете, что такое сила и громкость звука, и понимаете, к чему можно стремиться, самое время поговорить о том, как развить силу и громкость голоса. Сила и громкость – это одни из основных характеристик голоса, предопределяющих его звучание, в целом.
Сила и громкость голоса: как развить
«Как говорить громче?» «Как научиться громко петь?» «Как сделать голос сильным и выносливым?» Эти вопросы волнуют практически всех, кто, так или иначе, сделал коммуникации и выступления на публике своей профессией, будь то учитель, певец, лектор, топ-менеджер. Причем понятие «сила голоса» часто употребляется не только в значении «громкость», но и в значении «выносливость», когда говорить или петь можно не уставая и долго.
В реальности, возможности человеческого голоса очень велики. Так, 26 сентября 1960 года на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро произнес речь длительностью 4 часа 29 минут. Это самая долгая речь в стенах ООН:
Рэпер ST (Александр Степанов) читал рэп в течение 24 часов подряд, делая перерывы раз в час на 5 минут [InterMedia, 2019]. Онлайн-трансляция стартовала 3 апреля 2019 года в 13.00 в официальной группе рэпера во «ВКонтакте» и завершилась спустя сутки, 4 апреля 2019 года в 13.00. Правда, под конец трансляции ST уже хрипел, но все еще мог петь. Оба достижения занесены в Книгу рекордов Гиннеса:
Далеко не все публичные личности подвергают свой голос таким нагрузкам ради рекорда. Так, ныне покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес регулярно баловал аудиторию длинными речами по 7, а то и 11 часов. Михаил Горбачев в бытность Генсеком ЦК КПСС тоже увлекался длинными речами. В эпоху его правления был популярным анекдот следующего содержания: «Можно ли в газету завернуть автобус? Можно, если в газете напечатана речь Горбачева».
Такие испытания для голоса среднестатистическому человеку вряд ли грозят, а с разумными нагрузками справиться вполне под силу. Для вас, как для людей, уже прошедших несколько уроков нашего курса, тут никакого секрета нет. Все, что нужно, чтобы голос был сильным и звучал слышно на любой громкости, вы узнали из урока 2, когда работали над дыханием, опорой, артикуляцией и резонаторами – природными усилителями голоса внутри нашего организма.
Громкость голоса регулируется выдыхаемым воздушным потоком и перенаправлением его в тот или иной резонатор. Перенаправление воздушного потока происходит за счет изменения положения органов голосообразования. Кроме того, подключив артикуляцию и поменяв положение органов речи, мы можем изменить форму и объем резонирующих полостей и силу резонанса в резонирующих полостях. Изменив силу резонанса, мы изменяем и силу голоса.
Добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Вам осталось только продолжить ранее начатую работу с голосом и усложнить упражнения на резонаторы, если все предыдущие у вас получились хорошо.
Например, вам уже знакомо упражнение на соединение грудного и ротового резонаторов, когда вам предлагалось просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Так вот, данное упражнение в усложненном варианте помогает не только соединению резонаторов, но и развивает силу голоса, а также тренирует уверенное звучание на разной громкости.
Свой вариант упражнения предлагает наставник по ораторскому мастерству, профессиональная актриса с опытом работы на радио и телевидении Елена Литвиненко:
Кроме того, Елена Литвиненко считает полезным для развития силы голоса имитировать гудок паровоза: сначала приближающегося, когда звук нарастает, а потом удаляющегося, когда звук затихает [Е. Литвиненко, 2018]. Также полезно читать стихи вслух: актерское чтение широко практикуется в театральных и прочих вузах, где готовят артистов различных жанров. А еще полезно кричать «ау», постепенно увеличивая громкость, но без давления на голосовые связки.
Как сделать так, чтобы во время тренировок голоса не напрягались голосовые связки и как не сорвать голос? Для этого дыхание должно быть глубоким диафрагменным, челюсть и гортань расслабленными, тогда голосовые связки тоже не будут напрягаться. Нам нужно вдыхать в нижнюю часть легких и удерживать бока и живот раздутыми, чтобы сохранять опору для голоса. Так ваш голос не будет уставать.
А еще Елена Литвиненко разработала авторское упражнение «Яблоко – Алле, ландыши – Ларе» [Е. Литвиненко, 2018]. Чтобы с ним справиться, нам потребуются знания из урока 4, где мы учились интонировать. В данном случае интонирование поможет вывести голос на нужную громкость. Суть упражнения в следующем.
Как повысить голос – упражнение:
Регулярное повторение упражнений позволит вам увеличить силу голоса и научиться регулировать его громкость. Вообще, опыт телеведущих и радио-ди-джеев – это поистине кладезь полезных наработок по развитию голоса. Что логично, ведь радио-ди-джеям приходится вести многочасовые эфиры с перерывами на короткие музыкальные композиции, а телевизионные ток-шоу давно прославились перебранками на повышенных тонах, когда ведущим приходится демонстрировать недюжинные голосовые способности, чтобы урезонить разбушевавшихся гостей студии.
Так, весьма интересны советы, которые дает радио-ди-джей Юлиана Романова. По ее мнению, развить силу голоса помогают упражнения на филировку звука [Ю. Романова, 2010]. В переводе с французского filer un son означает «вращать звук», что вполне отображает суть метода. В таких упражнениях практикуется постепенное увеличение силы звука (крещендо/crescendo), постепенное уменьшение силы звука (диминуэндо/diminuendo) и переход после крещендо к диминуэндо:
Упражнения на филировку звука:
Если вам почему-либо окажется неудобно работать с буквой «м», вы вполне можете заменить ее буквой «н» и попробовать сделать все вышеприведенные упражнения, просто заменив в слогах «м» на «н». Самое главное, следите, чтобы у вас не напрягались голосовые связки, а после занятий не было ощущения дискомфорта в горле, шее, плечах.
Великий Станиславский уделил немало внимания развитию силы голоса и умению варьировать громкость речи в своей книге «Работа актера над собой». Он считал, что даже с небольшим диапазоном голоса можно сделать свою речь выразительной и стать мастером слова, хорошим актером, умеющим передать большой спектр эмоций [К. Станиславский, 2017].
По Станиславскому, если использовать в речи контрастное звучание piano (тихо) и forte (громко), можно создать иллюзию, что ваш голос в 10 раз сильнее, чем есть на самом деле. Он акцентировал внимание, что при переходе между piano и forte важно не потерять диафрагменное дыхание и опору голоса, что достигается упорными тренировками.
Поэтому выбирайте фразу, которую вы хотите сделать выразительной, к которой желаете привлечь внимание аудитории, и тренируйте изменение громкости звучания внутри нее. Тогда изменение громкости звучания станет выразительным средством речи, позволит достичь ее разнообразия и в целом сделать вашу речь интереснее для зрителя и слушателя.
Как видим, наличие сильного голоса и умение управлять его громкостью имеет весомые преимущества в самых разных сферах жизни.
Преимущества сильного голоса:
1 | Возможность говорить долго и не уставать. |
2 | Возможность варьировать громкость, высоту, темп речи. |
3 | Возможность сделать речь более выразительной. |
4 | Большая убедительность речи. |
5 | Больше шансов на успех в переговорном процессе. |
6 | Больше шансов решать вопросы в свою пользу. |
7 | Более широкий выбор интересных профессий. |
8 | >Более быстрый карьерный рост в любой из выбранных профессий. |
9 | Большая привлекательность для лиц противоположного пола. |
10 | Больший авторитет в общении с детьми. |
И, конечно, огромное значение сила и громкость голоса имеют для певцов. В нашем курсе пению посвящен отдельный урок, однако вы уже начали потихоньку тренироваться, и можете продолжить сейчас. Вы помните, что добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Поэтому логично дополнительно поработать над грудным и головным голосом.
Как увеличить силу грудного голоса:
Как правильно выполнять эти упражнения, можно увидеть в видео, которое подготовил певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу Иван Радьков:
Как увеличить силу головного голоса:
Как именно делать некоторые из этих упражнений, вы тоже сможете посмотреть в видео от Ивана Радькова:
Эти упражнения и тренировки помогут подготовить ваш голос к мощному и громкому пению. Кроме того, в рамках подготовки к следующему уроку по вокалу рекомендуем прямо сейчас потренироваться петь громко, но при этом не напрягая связки. Сначала проделайте несколько коротких упражнений, которые предлагает певица и педагог по вокалу Александра Стройцева:
И, наконец, полезная распевка от Александры Стройцевой для всех, кто хочет освоить диафрагменное дыхание и научиться удерживать диафрагму так, чтобы обеспечить опору для голоса. По сути, это одно из упражнений, рекомендуемых Сетом Риггсом в его книге «Как стать звездой», но адаптированное для русскоговорящей аудитории [С. Риггс, 2000]:
При желании вы можете аккомпанировать себе сами, скачав имитатор фортепиано Perfectpiano. Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы сделать шаг к развитию собственного вокала. Если работа с голосом успела стать вашей полезной привычкой за предыдущие несколько уроков, вы обязательно добьетесь результатов, которые вас вдохновят на дальнейшие подвиги.
Если вы последовали нашей рекомендации в начале курса и записали на диктофон свой голос (стихотворение, речь, песню, частушку) обязательно сделайте еще одну запись того же стихотворения, песни или частушки после того как изучите урок, посвященный пению. Напоминаем вам об этом заранее, пока вы не погрузились в волшебный мир музыки. Вы убедитесь, что перемены к лучшему уже есть, даже если у вас пока получаются не все упражнения курса.
Подведем итоги. В этом уроке мы разобрались, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике. Мы вышли на новый уровень сложности в работе с голосом, а именно с дыханием, опорой, артикуляцией, резонаторами. Мы дополнительно проработали грудной и головной резонаторы и вплотную подошли к развитию певческого голоса, чем детально займемся в нашем курсе чуть позже. А сейчас предлагаем закрепить материал урока и пройти проверочный тест.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь самое время перейти к теме вокала.
Громкость голоса
Классическая трактовка.
Громкость – одно из основных свойств звука; величина слуховых ощущений, возникающее у человека при восприятии звуковых колебаний, представление о силе звука.
Громкость зависит от размаха колебательных движений (амплитуды), от частоты звука (при одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости, причем наиболее громкими кажутся звуки среднего регистра), от расстояния до источника звука.
В музыкальной практике соотношения уровней громкости обозначаются при помощи динамических оттенков (см. «Динамика»).
Стереотипное заблуждение.
Сильный голос создает более громкий звук.
Для того, чтобы петь громко, нужно иметь сильный голос.
Наше дополнение.
Громкость, как величина в физике, обозначается единицами относительной шкалы (децибелами), показывающими, насколько слышимый в данный момент звук ощущается ухом «мощнее», чем звук, находящийся на пороге слышимости.
Так, например, 60 децибелов – это звук, который имеет звуковую энергию в 60 раз больше того, который мы практически не слышим, но не в 60 раз больше полной тишины.
В вокале громкость звука (для слушателя, поскольку для певца важнее – сила голоса) создается разными способами.
Первый из них – амплитудный – создание бОльшего подсвязочного давления. Этот способ достигается усилением выдоха, увеличением работы мышц, ответственных за его создание.
При условии, что голосовые складки способны удержать усилившееся давление, сила звука (и, как следствие, его громкость) возрастает. Однако, учитывая рефлекторное сопротивление со стороны ложных голосовых связок и (как будет показано ниже) отсутствие частотной перестройки спектра голоса, такой способ применяется в речи и не ведет к серьезному усилению громкости, поскольку всплеск звуковой волны быстро гасится в атмосфере.
Пример: «громкий» рык сержанта услышит только его подразделение, через десяток метров энергия звуковой волны резко пойдет на убыль.
Второй – резонансный – создание в голосе дополнительной форманты.
Учитывая закон Флетчера-Мэнсона, человеческий слух наиболее чувствителен к определенным частотам слышимого диапазона (в районе частот 1-4 Кгц). Если принимать во внимание, что общий диапазон слышимых акустических частот 20 Гц – 20 кГц, то область наиболее яркого ощущения громкости располагается значительно ниже его середины.
Считается, что это связано с генетическими факторами, идущими из глубин Истории – в данном диапазоне располагались «опасные» и «сигнальные» звуки, которые были необходимы древнему человеку (и его предкам) – составляющая «голоса» хищников или добычи, «голос» младенца, источник эмоциональной информации, когда речь, как информационная система, еще не сформировалась.
Современная акустика определяет, что причиной существования области максимальной чувствительности слуха является строение и размеры слухового канала человека. В нем возникает акустический резонанс на частотах, совпадающих с частотами высокой форманты.
Поэтому реализация высокой певческой форманты в голосе (вокальности тванг) создает слуховое впечатление громкого звука, несмотря на то, что подсвязочное давление (разница между под- и надсвязочным) не изменилось, или изменилось в незначительной степени по сравнению с амплитудным методом.
В силу наличия в голосе дополнительной форманты (тванга), он воспринимается как значительно более громкий, что является «заслугой» не столько вокального аппарата поющего, сколько слухового аппарата слушателя.
В этом свойстве (совокупности свойств) заключается «волшебство» резонансного пения, столь ценимого в классическом вокале.
Урок 2. Характеристики и свойства голоса. Как на них можно влиять с помощью постановки голоса
Вы уже знаете из первого урока, что с точки зрения физики звук характеризуется тремя свойствами: высотой, силой и звуковым спектром. Вам также известно, что голос – понятие более широкое, чем просто звук.
Голос может быть подвижным или зажатым, полетным или тяжелым, благозвучным или неприятным для слуха, монотонным или же отличаться разнообразием обертонов. На все эти свойства и характеристики голоса можно (и нужно!) влиять, работая над постановкой глосса.
Цель урока – изучить основные характеристики и свойства голоса, и узнать, как можно влиять на характеристики голоса таким образом, чтобы он звучал красиво. В данном уроке мы разберем основные шаги в постановке голоса с целью развития красивого звучания.
Содержание:
Итак, мы определились, что нам нужно сделать в течение ближайшего урока, поэтому начинаем!
Характеристики и свойства голоса
Начнем с характеристик и свойств голоса. Как понятно из терминов, мы узнаем, чем характеризуется человеческий голос и какими свойствами он обладает. Нам это нужно для того, чтобы понимать, на что, собственно, следует влиять, чтобы добиться красивого звучания голоса.
Чем характеризуется голос:
Важный момент: не стоит путать благозвучность голоса и благозвучие речи. Мы уже говорили, что голос и речь – это не одно и то же. Так вот благозвучие речи – это приятное на слух сочетание звуков, удобное для произношения; такое, которое не режет слух.
В целом, думается, понятно, какими же свойствами и характеристиками обладает человеческий голос и на что именно мы должны влиять, чтобы научиться управлять им.
Основные шаги для постановки голоса
На самом деле, чтобы положительно повлиять на характеристики и свойства голоса, нужно освоить всего несколько важных вещей. Они универсальным образом влияют на основные характеристики голоса и, если вы освоите их полностью, то улучшите абсолютно все.
Что влияет на характеристики голоса:
Кроме того, нужно обязательно работать над избавлением от зажимов – любых неприятных ощущений в области груди, челюсти, горла, шеи, скул и других частей тела. Если дискомфорт возникает, когда вы начинаете говорить, это верный признак зажима. Более подробно о борьбе с зажимами мы поговорим в разделе «Дикция и артикуляция», где дадим простейшие упражнения на снятие зажимов.
Отметим, что все предлагаемые в данном курсе упражнения – это симбиоз рекомендаций профессионалов, так или иначе работающих с голосом: врачей, лекторов, дикторов, артистов, вокалистов и т.д. Мы упростили все советы до уровня, когда ими сможет воспользоваться любой человек, в том числе и не имеющий ораторских способностей и никогда не занимавшийся развитием голоса.
Дыхание и опора
На любых курсах по ораторскому мастерству, в любой школе вокала обучение начинается с постановки дыхания. Иногда можно встретить оборот «правильное дыхание», но мы его использовать не будем. По сути, не бывает дыхания правильного или неправильного – бывают те или иные задачи, которые стоят перед вами в данный момент.
Дыхание, необходимое просто для снабжения организма кислородом, отличается от дыхания, которое нужно с целью правильного красивого звукоизвлечения. Вот как раз для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.
Что дает тренированное дыхание и опора для голоса:
1 | основу красивого звучания; |
2 | доступ к высоким нотам (для певцов; |
3 | легкость и полетность голоса; |
4 | профилактику зажимов связок и других частей тела; |
5 | выносливость голосового аппарата. |
Как этого всего добиться? Рассмотрим пошаговый алгоритм постановки дыхания и поиска опоры для голоса с тем, чтобы он звучал красиво и ярко.
Шаги по постановке дыхания и опоры голоса:
Это и есть принципиальные отличия дыхания, необходимого просто для жизнедеятельности организма, и дыхания, необходимого для уверенного звукоизвлечения. Если в обычном режиме мы вдыхаем в верхнюю часть легких, то для чтения лекции или любого другого публичного выступления воздухом нужно заполнять бОльшую часть легких.
Есть еще один нюанс: вдыхать желательно столько воздуха, чтобы его хватило на произносимую фразу, не больше и не меньше. Если вы вдохнете меньше, окончание фразы прозвучит невнятно и зажато, т.к. у вас не хватит воздуха для нормального звучания. Если вы вдохнете больше и по окончании фразы опять начнете добирать воздух, произносимые фразы тоже начнут звучать невнятно, а вам будет сложно контролировать поток воздуха так, чтобы он выходил постепенно, без резких рывков. Навык контроля объема вдыхаемого воздуха приходит с тренировкой и практикой.
Упражнения на постановку дыхания и опоры:
Во время выполнения упражнений смотрите в зеркало и контролируйте положение живота и боков (они должны быть раздуты) и положение плеч (они должны быть опущены и не должны подниматься).
При правильном выполнении упражнений у вас не должно быть никакого дискомфорта в шее, плечах, челюсти, голосовых связках. Возможна лишь небольшая усталость брюшного пресса, если вы не слишком тренированный человек и не особо дружите со спортом.
Если же при выполнении упражнений 2 и 3 вы ощущаете дискомфорт в шее, плечах, челюсти, голосовых связках, немедленно прекратите их выполнять и вернитесь к упражнению 1 на расслабление верхней части туловища.
Обращаем ваше внимание на важный нюанс: предлагаемые в курсе упражнения помогают не всем, а только тем, кто их делает! Настоятельно рекомендуем освоить вышеприведенные упражнения с тем, чтобы в последующих уроках вы смогли перейти к заданиям более высокого уровня сложности, также необходимым для развития красивого голоса и речи.
Продолжим тему. О расслаблении, раскрепощении, вдохе и выдохе для лучшего звучания голоса можно много узнать из опыта действующих и уже достигших успеха артистов. Для примера можем предложить посмотреть уроки, которые дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М». В уроке №1 затронута тема расслабления, раскрепощения и свободы голоса:
А в уроке №2 Полина Гагарина подробно разъясняет и демонстрирует вышеописанную технику дыхания:
Для достижения нужного эффекта – тренировки дыхания и нахождения опоры для голоса – нужно выполнять эти упражнения ежедневно на протяжении 2 недель. Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более подробно о дыхании и поиске опоры для голоса вы можете почитать в работе итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La respirazione e l’appoggio nel canto («Дыхание и поддержка в пении») [F. Fussi, 2017].
Уточним, что принципы звукоизвлечения для пения и устной речи сходны. Отличия лишь в глубине необходимой проработки: если в повседневной жизни мы можем сами решать, нужно ли нам звучать красиво и убедительно, то у певцов это входит в профессию по умолчанию. Поэтому если вы освоите технику дыхания, которую практикуют оперные и эстрадные исполнители, устное выступление перед большой аудиторией вам будет даваться вообще без труда.
Дикция и артикуляция
Следующий важный шаг в постановке голоса – это дикция и артикуляция. Эти понятия не зря стоят рядом. Они настолько тесно взаимосвязаны, что одно без другого попросту невозможно. Без четкой артикуляции невозможна хорошая дикция. В то же время избыточно активная артикуляция может делать звуки более грубыми.
Артикуляция – это совокупность работы органов речи при образовании звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – это четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Работа над дикцией и артикуляцией, помимо самоочевидных результатов в виде четких понятных звуков, имеет еще один весомый бонус. Это снятие зажимов с горла, которые являются распространенным явлением в нашу эпоху всеобщего сидения за компьютерами и гаджетами.
Что дает хорошая дикция и артикуляция:
1 | четкость и понятность произношения звуков; |
2 | выразительность и энергетика в голосе; |
3 | доступ к длинным нотам (для певцов; |
4 | более живую мимику; |
5 | избавление от зажимов в области горла. |
Про зажимы следует сказать отдельно. Без устранения зажимов невозможна хорошая артикуляция, но, в то же время, работа над артикуляцией позволяет постепенно начать избавляться от зажимов. Заметим, что артикуляционный аппарат достаточно сложен и, помимо языка и губ, в артикуляции участвует большое количество мышц.
Устройство артикуляционного аппарата:
Схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Зажим в любой из этих мышц может свести на «нет» все ваши усилия по развитию четкой выразительной речи, поэтому, если не можете локализовать проблему самостоятельно, обратитесь к логопеду либо выполняйте универсальные упражнения по снятию зажимов, улучшению дикции и артикуляции.
Упражнения по снятию зажимов:
Больше упражнений на расслабление и снятие зажимов вы сможете увидеть в уроках Полины Гагариной. Они одинаково пригодны для артистов, певцов, лекторов и всех людей, кому приходится много говорить:
Упражнения по улучшению дикции и артикуляции (выполнять перед зеркалом):
К слову, как заверяет врач из Великобритании Леонард Джейн, сжатие карандаша между зубами может помочь расслабить мышцы челюсти и уменьшить интенсивность головной боли [Dailymail, 2016]. Так что если у вас есть головные боли, тренировка голоса даст дополнительный бонус в виде улучшения самочувствия.
И, конечно же, развитию дикции и артикуляции помогают скороговорки. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
К теме развития дикции и более развернутым рекомендациям по ее развитию мы вернемся в отдельном уроке. А сейчас изучим еще один мощный способ влиять на характеристики голоса и управлять его звучанием на свое усмотрение.
Раскрытие резонаторов
Для начала напомним, что такое резонаторы, и расширим знания о резонаторах, полученные в уроке №1. Резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску нашего тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Итак, какие же существуют резонаторы? В разных источниках можно встретить разные варианты классификации резонаторов. Где-то к основным резонаторам относят глотку, трахею, ротовую и носовую полости. Кто-то считает, что существует грудной резонатор и группа головных резонаторов, к которым относятся полости выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.
Понятие «грудной резонатор» с точки зрения анатомии несколько условно, однако оно очень удобно для описания локализации ощущений при тренировках голоса, поэтому целесообразно пользоваться именно таким условным термином. Ввиду того, что наш курс ориентирован на развитие практических навыков, мы воспользуемся наиболее внятной и удобной системой, которая делит все природные усилители голоса на четыре основных составляющих элемента, с которыми можно предметно работать.
Резонаторы, которыми можно управлять для звукоизвлечения:
Так или иначе, резонансные полости представляют собой замкнутые пространства, содержащие воздух, который способен резонировать, т.е. вибрировать при попадании звуковой волны. Другими словами, резонирует воздух, содержащийся в полостях, а не полости как таковые. Ввиду того, что мы можем изменять форму и объем полости, мы можем менять форму и объем резонатора и, соответственно, силу резонирования и звук, который получается при этом.
Что значит менять форму и объем полостей? Мы можем, к примеру, расширить нижнюю часть легких и увеличить объем грудного резонатора. Мы можем шире открыть рот (тренируемся с упражнением на 2 пальца во рту!) и увеличить объем ротового резонатора. Кроме того, сделав улыбку-оскал и изменив форму ротового резонатора, мы можем отправить более мощный поток воздуха вверх в голову и таким образом изменить звучание головного резонатора.
Все резонаторы взаимосвязаны, способны взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга. Мало кто в повседневной жизни использует полностью возможности всех резонаторов. Обычно более всего работает какой-то один, максимум два резонатора.
Какой резонатор преимущественно работает у вас:
Кстати, гнусавый голос и избыток «носа» в голосе только для непросвещенного человека является проблемой и неудобством. Знающие люди в курсе, что развитый носовой резонатор – это путь к соединению всех резонаторов и, соответственно, яркому красивому голосу. Больше о носовом резонаторе вы узнаете, если прочитаете статью итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La voce nel naso («Голос в носу») [F. Fussi, 2017]. А мы пока разберемся, зачем нам соединять резонаторы.
Что дает соединение резонаторов:
1 | объемное и мощное звучание голоса; |
2 | отличную слышимость в аудитории любого размера; |
3 | возможность перенастраивать голос по ходу выступления; |
4 | возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.; |
5 | больше возможностей для интонирования и выразительности речи; |
6 | больше возможностей для обогащения индивидуального тембра; |
7 | возможность сгладить переходные ноты (для певцов). |
Другими словами, соединение резонаторов дает возможность максимально использовать функционал каждого резонатора и добиться так называемого синергетического эффекта, когда взаимодействующие резонаторы усиливают действие друг друга. Но для начала нужно поработать над развитием каждого резонатора. Поэтому разберемся, для чего нужен каждый резонатор и как его развить.
Функции резонаторов:
Кроме того, носовой резонатор абсолютно необходим для тех, кто хотел бы освоить эстрадно-джазовый вокал или научиться петь рок. Забегая вперед, скажем, что именно с помощью носового резонатора идет работа над освоением вокальной техники микст, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Как же работать над развитием резонаторов? Специально для вас – самая элементарная диагностика, позволяющая ощутить работу каждого из резонаторов.
Как почувствовать и развить работу резонаторов:
Не пытайтесь произносить буквы громко, резко, не напрягайте голосовые связки. Не забывайте про вдох, контролируйте, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
После того как вы ощутите работу каждого резонатора, поработаете над их развитием и уверенным звучанием с помощью предложенных упражнений, можно перейти к соединению резонаторов. Все необходимые для этого буквы мы уже отработали по отдельности, а сейчас нужно будет потренироваться произносить их вместе.
Например, научить красиво звучать вместе головной и носовой резонатор можно при помощи звука «ги-и-и». Произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). Не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
Головной и ротовой резонатор можно соединить при помощи звука «и-йа-а», что-то вроде протяжного «я», только с более выраженным «и». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
А чтобы зазвучал головной, носовой и ротовой резонаторы, нужно соединить оба упражнения и произнести «ги-и-йа-а-а». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И также не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
И, наконец, чтобы соединить грудной и ротовой резонаторы, вам нужно. просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Тут все логично: буква «х» нужна для грудного резонатора, буква «а» для ротового, следовательно, их соединение способствует соединению резонаторов.
Так вы последовательно отработаете все необходимые соединения (голова-нос, голова-нос-рот, рот-грудь) и улучшите звучание своего голоса по всему диапазону. И помните, что каждый последующий шаг в работе над основными свойствами и характеристиками голоса – это не повод забыть то, что вы выучили накануне на предыдущем этапе. Поставленное дыхание и опора для голоса должны быть всегда, четкая дикция и адекватная артикуляция – тоже.
К слову, если вы досмотрели урок №3 от Полины Гагариной до конца, вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон. А если вы хотите поработать над резонаторами под музыку, посмотрите следующий урок. Там же будут более сложные упражнения на постановку дыхания:
В качестве дополнительной литературы можем рекомендовать книгу «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013]. Там многие нюансы рассмотрены более подробно и, возможно, вы сможете почерпнуть для себя что-то полезное.
Подведем итоги урока. Сегодня вы подробно узнали об основных свойствах и характеристиках голоса: сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон, темп и благозвучность. А также о том, что улучшить эти характеристики можно, если поставить дыхание, найти опору для голоса, отработать дикцию, артикуляцию и научиться в полной мере пользоваться всеми резонаторами.
Мы желаем вам успехов в работе над курсом и предлагаем пройти тест на усвоение материала урока.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь переходим к изучению темы дикции и артикуляции.