Что такое гс1 рус
История
3 апреля
Ведущие представители отрасли товаров широкого потребления в США из восьми имеющихся вариантов символик штрихового кода выбирают Универсальный код продукции (UPC) в качестве единого стандарта для идентификации товаров. Таким образом, код UPC, используемый по сей день, становится первым в истории штриховым кодом GS1.
В США создаётся Совет по унифицированному коду (UCC) – некоммерческая организация, известная сегодня как GS1 США.
26 июня 1974
Первым штриховым кодом GS1, считанным в магазине – в супермаркете Marsh в США, в штате Огайо, – становится код UPC, нанесённый на упаковку жевательной резинки Wrigley’s.
Первоначальная версия штрихового кода GS1 дополняется 13-м разрядом, что делает возможным глобальное использование идентификационной Cистемы GS1.
Создаётся международная некоммерческая организация – Европейская ассоциация товарной нумерации (EAN) с центральным офисом в Брюсселе (Бельгия). Основателями Ассоциации EAN (позднее переименованной в GS1) становятся 12 Национальных организаций, представляющих европейские страны. Совместными усилиями они внедряют идентификационную Систему GS1, направленную на повышение эффективности цепей поставки в сфере розничной торговли.
Сфера применения Стандартов GS1 расширяется: в дополнение к штриховым кодам UPC и EAN, используемым для идентификации индивидуальных упаковок товаров, для маркировки транспортных упаковок начинают использовать коды ITF-14.
С появлением кодов GS1-128 применение Стандартов GS1 распространяется на логистические единицы. Символика штрихового кода GS1-128 включает в себя Идентификаторы применения GS1, с помощью которых кодируется дополнительная информация о продукции. Первые шаги GS1 в сфере электронной торговли- публикация первоначальной версии Руководства EANCOM – международного стандарта по Электронному обмену данными (EDI) – становится первым шагом Ассоциации GS1 в области электронных коммуникаций.
Совет по унифицированному коду (GS1 США) и Международная ассоциация EAN (GS1) подписывают соглашение о сотрудничестве, формализующее процедуру перехода к совместному управлению системой глобальных стандартов. К этому времени Национальные организации GS1 имеются в 45 странах мира, в том числе и в России.
С реализацией первого Проекта сотрудничества в здравоохранении применение Стандартов GS1 распространяется на отрасль здравоохранения.
В рамках Международной организации по стандартизации (ISO) создаётся Подкомитет 31, специализирующийся на разработке стандартов в области автоматической идентификации и сбора данных. Работа Подкомитета 31 являет собой яркий пример международного сотрудничества в вопросах разработки и применения новых стандартов.
На базе Массачусетского технологического института создаётся Центр автоматической идентификации, в котором впоследствии будет разработан Электронный код продукции (EPC).
Утверждена спецификация символики штрихового кода сокращённой размерности GS1 DataBar (RSS).
К началу нового тысячелетия Национальные организации GS1 имеются в 90 странах мира.
Глобальный процесс управления стандартами (GSMP) становится единой площадкой для совместной разработки компаниями-членами GS1 из разных стран мира решений для бизнеса, основанных на Стандартах GS1.
Создаётся EPCglobal – специализированное подразделение Международной ассоциации GS1 по разработке стандартов Электронного кода продукции.
GS1 DataMatrix принимается Ассоциацией в качестве первой двумерной символики GS1.
GS1 публикует набор стандартных деловых сообщений (на основе XML) и первый стандарт по радиочастотной идентификации (Gen2).
Начинает свою работу Глобальная сеть синхронизации данных (GDSN) – сервис, позволяющий торговым партнёрам обмениваться данными о продукции через Интернет.
Глобальный офис Международной ассоциации EAN и все Национальные организации переходят к использованию нового названия – GS1.
Всемирная таможенная организация и GS1 подписывают Меморандум о сотрудничестве в сфере гармонизации стандартов.
GS1 начинает освоение сферы решений B2C. Конечной целью является создание открытых стандартов, обеспечивающих потребителям доступ к информации о продукции посредством мобильных устройств.
Международная ассоциация GS1 дополняет набор продуктов и услуг в рамках Системы GS1 символикой GS1 QR Code.
GS1 отмечает 40-летие Единого языка делового общения. Национальные организации GS1 имеются в 111 странах мира.
Значение ассоциации GS1 в системе обязательной маркировки товаров
Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой ассоциация 1 GS1Rus и как она связана с системой обязательной маркировки товаров. Мы расскажем, каких видов бывают коды GS1, а также, как зарегистрироваться на официальном портале GS1 Russia.
В системе прослеживаемости товаров каждому продукту присваивается индивидуальный маркировочный код, используя который, можно контролировать перемещение конкретного товара, начиная от момента его изготовления или ввоза на территорию РФ и до его продажи конечному потребителю.
Для маркировки, почти во всех товарных группах были выбраны 2D-идентификаторы DataMatrix, участники получают их в организации «Оператор-ЦРПТ». Маркировочные коды создаются для каждого изготовленного, либо импортированного товара, подлежащего ОМ, а также для оптовых компаний и ритейлеров, осуществляющих маркировку складских остатков.
Идентификатор DataMatrix содержит в себе закодированную информацию о товаре, а также его GTIN.
GTIN – представляет собой уникальный набор символов, позволяющий без ошибок распознать код из любой точки мира. Благодаря ему появилась возможность осуществлять контроль за движением товара на протяжении его жизненного цикла.
Возможность создания штрих-кодов в ЦРПТ появляется только после того, как будет получен глобальный идентификатор. Чтобы его получить участник оборота должен стать членом ассоциации GS1, заплатить членский взнос, а также произвести описание всех товарных карточек. Порядок работы един для всех товарных групп, подлежащих маркировке вне зависимости от их направленности.
Связь GS1 Rus с системой маркировки
Для того чтобы принять участие в системе маркировки, изготовителям и иностранным поставщикам, помимо ЦРПТ, необходимо зарегистрироваться в GS1 Rus (ГС1 РУС). Именно они занимаются предоставлением кодов GTIN, больше ни одна компания на территории России не имеет права их создавать. Ниже мы расскажем о том, что GS1 Rus собой представляет, и сколько стоит стать ёе участником.
Сфера деятельности GS1 Rus – представляет собой некоммерческую компанию, чья основная деятельность заключается в создании и введении в оборот стандартов определения и описания товаров. Благодаря им происходит защищённый обмен информацией о товарах по всему миру.
Главными направлениями является:
Установление правил и характеристик учёта.
генерация штрих-кодов для товаров разных направленностей.
Основные офисы организации находятся на территории Бельгии и США, а представительства распространяют свою деятельность на 130 стран.
На территории РФ за введение стандартов GS1 несёт ответственность «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Именно она взаимодействует со всеми изготовителями и иностранными поставщиками.
Помимо центра развития перспективных технологий и GS1, в работе с маркированными товарами участвует ещё Национальный каталог. В нём находятся актуальные данные обо всех Российских товарах. В будущем, когда все товары на территории будут подлежать ОМ, сведения о каждом их них будут внесены в национальный каталог.
Стоимость услуг, предоставляемых ассоциацией GS1
Так как ЮНИСКАН является добровольной ассоциацией, они не берут оплаты за свои услуги, и ведут свою деятельность только на членские взносы. Все хозяйствующие субъекты оплачивают своё вступление в неё.
За участие в организации вносят разовый платёж, составляющий 25000 рублей, после чего ежегодно перечисляют ещё по 15000 рублей для продления членства.
Оплачивая членский взнос, участники имеют право на получение не только GTIN, но и других идентификационных ключей (GLN, SSCC и другие).
В начале внедрения системы маркировки, право на создание кодов DataMatrix тоже принадлежало ассоциации, но уже середины весны 2018 года оно перешло к ЦРПТ. Теперь в ассоциации участники получают только GTIN, а ЦРПТ на их основе создаёт идентификаторы.
Код GS1 в маркировке товаров
Для формирования ИС «Честный знак» и национального каталога, основой для создания кодов стали международные стандарты GS1, потому что они универсальны и не требуют дополнительных расходов, по факту нужно оплатить только членские взносы, а взаимодействие с системой и дальнейший обмен информации будут бесплатными.
Коды GS1 используются для автоматизированной идентификации на всех этапах логистической цепочки на протяжении всего жизненного цикла товара.
В ассоциации GS1 имеется несколько видов кодов, применяемых для товарного контроля, на данный момент на их сайте участники могут выбрать один из 4:
EAN/UPS — наиболее востребованный во всём мире линейный штрих-код. Присутствует на всех товарных упаковках. По факту это предыдущая версия кода GTIN, с той лишь разницей, что в нём запрограммирован только индивидуальный код товара, без информации подробной о нём.
GS1 DataBar — схож с предыдущим, но вмещает в себя больший объём данных.
Чтобы легче было понять основную разницу между штрих-кодами, разберём их чуть более подробно.
Данное обозначение применяется, в основном, в кодировании упаковок (к примеру, обрешётка, паллеты и т.п) для дальнейшей их транспортировки и хранения. Под данным кодом может находиться целая партия продукции. Также на GS1 128 можно внести такие сведения, как: массу, срок хранения, серийный номер и дату производства.
Это 1D-код, используемый для маркировки небольших товаров, к примеру, бижутерии (но только в том случае, если товар не подлежит ОМ). Данный код может наноситься на упаковку в несколько рядов (до 3), что даёт возможность его размещения даже на очень небольших упаковках.
Причины выбора кода GS1 DataMatrix для задач ОМ
Для обязательной маркировки товаров были выбраны QR-коды (для изделий из натурального меха) и коды DataMatrix для остальных товарных групп.
Среди основных достоинств DataMatrix можно выделить:
Невысокую стоимость производимых кодов (около 50 копеек без НДС), что даёт возможность сохранения цен на достаточном уровне.
Возможность маркировки даже мелких упаковок (к примеру, сигаретных пачек, коробочек с лекарствами и т.п.)
Благодаря продвинутым методам криптографического шифрования обеспечивается повышенная безопасность информации, что исключает риск появления в обороте поддельной продукции.
Возможность прямой маркировки на товарах без этикетки.
Большой объём кодирования, на идентификатор можно закодировать до 2 килобайт информации.
Быстрое распознавание идентификаторов, во всех ориентациях, под любым углом наклона.
При логистике товаров, либо долгом складском хранении этикетки могут порваться, затереться или испачкаться, в таких случаях обычные коды приходят в негодность, DataMatrix же легко распознаются даже в тех случаях, когда повреждено до 30% этикетки.
Структура GS1 DataMatrix
В отличие от 1D-кодов GS1 DataMatrix шифрует данные в виде квадратной или прямоугольной матрицы, поделенной на чёрные и белые квадраты. Идентификатор имеет сложную структуру, состоящую из:
Присвоенного товару GTIN.
Серийного номера из 13 знаков, сформированного оператором, либо участником оборота. Применяется, в основном, для внутреннего учёта на производственных площадках, к примеру, для обнаружения бракованных изделий.
Первые четыре знака TH ВЭД, это даёт возможность определить товарную группу изделия (обувь, молоко, духи и т.п).
Проверочный четырёхзначный ключ, выдаваемый оператором.
Проверочный криптографический код из цифр и латинских букв, создаваемый в ЦРПТ. С его помощью подтверждаются данные о товаре, его вводе в оборот и выбытии.
Помимо названных выше значений, в DataMatrix можно закодировать такие сведения, как: срок хранения товара, число и место его изготовления, массу, состав и т.п.
Под графическим изображением идентификатора изготовители помещают его цифровое обозначение (31 цифра). Оно наносится на упаковку, либо товар для надёжности. Если не получилось распознать штрих-код сканером, кассир может ввести обозначенную цифровую последовательность, тем самым идентифицировав товар и подтвердив факт его реализации конечному потребителю.
Коды DataMatrix могут распознаваться во всех ориентациях и под любым наклоном, для их считывания нужно наличие 2D-сканера, поэтому обычные лазерные устройства не подойдут.
Процедура регистрации на официальном портале GS1 Russia
Изготовители и импортеры, работающие с товарами, подлежащими обязательной маркировке, обязаны вступить в ассоциацию GS1Rus, а дистрибьюторы и ритейлеры могут этого не делать.
Для того чтобы вступить в «ЮНИСКАН/ GS1Rus», нужно:
Наличие КЭЦП – можно использовать любую КЭЦП, имеющуюся в организации.
Внедрить в компании систему ЭДО (не обязательно), это необходимо для ведения документации, связанной с маркированными товарами и удалённой работы с ассоциацией.
Процедура вступления в ассоциацию разделена на 3 этапа:
Перейдите на официальный сайт GS1 Russia, откройте вкладку «Порядок вступления», а затем кликните на «Заявление на вступление».
Заполните все пункты анкеты, указав: информацию о работнике, отвечающем за взаимодействие с GS1, реквизиты компании и банковского счёта, контактную информацию.
Разрешите обработку информации.
Укажите адрес электронной почты и номер телефона.
Обозначьте способ обмена документацией (бумажный или цифровой). В первом варианте, обмен документами происходит по почте, либо через курьерскую службу, а во втором- через оператора электронного документооборота.
Подпишите оформленное заявление КЭЦП, после чего отправьте на обработку (занимает около 2-х дней).
После оплаты членского взноса пользователю придёт сертификат, подтверждающий членство и включающий регистрационную информацию, нужную для использования системы GS1.
Получение GTIN для маркировки товаров
Для того чтобы GS1 Rus предоставили члену ассоциации GTIN-код, последний должен описать изготовленный или ввезенный из-за границы им товар. Так, при выдаче кода данные о товаре будут в автоматическом режиме пересылаться в ЧЗ, и уже на их основании ЦРПТ будет создавать коды DataMatrix. Изготовители и импортеры должны предоставлять полное описание товара, а дистрибьюторы и ритейлеры (для маркировки товарных остатков) упрощенное. Описание можно отправить через ЛК системы ЧЗ.
Хозяйствующим субъектам, работающим с маркированными товарами, GS1 Rus для описания товаров разработал отдельный сервис — Markirovka (или GS46), со своим разделом для каждой товарной группы.
Доступ к ЛК пользователи получают после уплаты членского взноса. Ниже мы разберем процедуру описания товаров, на примере товарной группы «Обувь».
Для того чтобы заполнить товарное описание, скачайте из ЛК образец, заполните его, после чего залейте готовый документ на сайт.
Образец описания содержит следующие строки:
Что такое GS1 Russia?
GS1 представляет собой некоммерческую независимую организация автоматического идентифицирования. Работа организации заключается в выработке и реализации стандартов, помогающих предприятиям всего мира более уверенно выполнять свою работу.
С помощью стандартов этой ассоциации постоянно становится лучше тот мир, где нам приходится жить и работать. Она занимается созданием общей базы для предпринимательской деятельности, обеспечивая уникальную идентификацию, тщательный сбор и автоматизированный обмен важными данными, касающимися товаров, местоположений и активов. Также к функциям организации относится обеспечение прозрачности посредством обмена достоверными данными. Мы обеспечиваем для бизнеса возможность развития и повышения своей эффективности, надёжности, стойкости, безопасности.
В случае, когда необходимо нанесение штрих-кодов на собственные товары, либо планируется пользование электронным информационным обменом (EDI) для бизнеса, либо есть желание выяснить подробности, касающиеся стандартов и спецификаций GS1, целесообразным шагом будет вступление в национальное отделение GS1.
Как вступить в ГС1 РУС
Компания, желающая вступить в «ГС1 РУС», должна выполнить следующие шаги:
В случае использования заявки в бумажном виде файл после того, как будет заполнена электронная форма, отправляется заявителю в формате pdf. Заявитель должен выполнить его распечатку, поставить подпись (руководителя компании), а также печать (если у компании она есть). Затем нужно отправить эту бумагу в Ассоциацию с помощью почты либо курьерской фирмы (доставку оплачивает Ассоциация).
Предоставление курьерского обслуживания не предусмотрено для предприятий в Москве и участников маркировальной программы.
В случае использования электронной подписи для подписания заявки процесс её приёма завершается после поступления вступительного взноса на счёт ГС1 РУС.
В случае отправки заявления в бумажном виде приём завершается после получения ГС1 РУС оригинала заявки, на котором должны стоять подпись и печать (если последняя имеется у компании) и поступления на счёт ГС1 РУС вступительного взноса.
В этом случае на мейл лица, которое было указано в заявке как ответственное за работу с Ассоциацией, направляется письмо, содержащее информацию о регистрации с указанием регистрационных сведений и информации, которая нужна для взаимодействия с ресурсами данных ГС1 РУС.
Что такое GTIN
GTIN — используемый в международном масштабе маркировочный код, а также система учёта для логистики, созданные и поддерживаемые ГС1. Данный код пришёл на замену UPC (применялся в США) и EAN (применялся в европейских странах). Код в системе GTIN может состоять из 8, 12, 13 либо 14 цифр. При этом любая схема строится аналогично более ранним стандартам. Она состоит из префикса конкретной компании, товарной кода и контрольной цифры. Коды GTIN-8 трансформируются в EAN-8. Коды GTIN-12 трансформируются в UPC-A и ITF-14, а также GS1-128. Кодировка GTIN-13 возможна в виде EAN-13 и ITF-14, а также GS1-128. GTIN-14 может кодироваться в ITF-14 и GS1-128.
Связь с Честным Знаком и Национальным Каталогом
Большая часть компаний, участвующих в мировом рынке, — члены GS1. С учётом этого ЦРПТ, создавая Честный ЗНАК, а также Национальный каталог, пользуется стандартами этой ассоциации в качестве базовых. Благодаря этому бизнес может избежать лишних расходов. Изменять важные процессы не потребуется.
Техническую интеграцию ГС1 РУС с Национальным каталогом с целью обеспечить синхронизацию информации планировалось закончить к 2020. Благодаря слиянию этих структур, вхождению каталога в ассоциацию и регистрации товаров в Национальном каталоге у производителей из РФ улучшатся возможности заявлять о своих товарах в самой РФ и в других странах.
ЦРПТ — структура, занимающаяся реализацией глобальных проектов в цифровой экономической отрасли. Один из подобных проектов — «Честный ЗНАК», представляющий собой систему, позволяющую маркировать и отслеживать товары. Благодаря внедрению этой системы в практику маркировки в РФ снижаются масштабы контрафактных товаров, возраставших ранее ежегодно. Также её внедрение способствует развитию легального предпринимательства, повышению прозрачности рынка, обеспечению качества и безопасности товаров.
Национальный каталог является неотъемлемой и важнейшей составляющей системы «Честный ЗНАК».
Вступить в ГС1 РУС через Честный Знак
В случае, когда компания вступает в организацию в связи с внедрением системы «Честный знак», потребуется заплатить 3 000 р. в качестве вступительного взноса. Затем данная сумма должна выплачиваться каждый год.
После зачисления оплаты компания, вступающая в систему, добавляется в неё, получая возможность использования данной системы для собственного товарооборота. Процесс зачисления, как правило, отнимает до 4-х рабочих дней. В случае, когда в регистрации компании-заявителю по каким-то причинам было отказано, финансы ей возвращаются обратно.
Чтобы вступить через «Честный Знак», можно воспользоваться инструкцией на самом сайте «Честного Знака»:
GS1: роль ассоциации в системе маркировки товаров
В системе маркировки каждому товару присваивается уникальный идентификационный код, по которому отслеживается движение продукции с момента производства и импорта до реализации конечному потребителю. На каждом этапе информация передается оператору информационной системы «Честный ЗНАК» (ЧЗ) — в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Для идентификации большинства товаров был выбран двумерный штрихкод DataMatrix. Созданием кодов занимается «Оператор-ЦРПТ» — он генерирует их для каждой позиции из списка товаров, предоставленного производителем при выпуске новой продукции, а также оптовой или розничной компанией при маркировке складских остатков.
В DataMatrix зашифрованы сведения о товарной позиции и ее глобальный номер GTIN — уникальный набор цифр, который не содержит никаких данных о продукции, но позволяет безошибочно идентифицировать ее во всем мире. Именно благодаря GTIN оператор отслеживает тот или иной товар на протяжении всего жизненного цикла.
Эмиссия штрихкодов в ЦРПТ возможна только после получения глобальных идентификаторов. Для этого участнику рынка необходимо вступить в ассоциацию GS1, уплатить вступительный взнос и описать все товары, требующие присвоения GTIN. Порядок действий одинаковый для всех товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке в ЧЗ.
Пройдите опрос и узнайте стоимость внедрения
маркировки «под ключ
Хотите избежать штрафов по маркировке?
Получите комплексное решение от наших экспертов дешевле на 30% рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Как GS1 РУС связана с маркировкой
Для участия в системе маркировки производителям и импортерам придется взаимодействовать не только с ЦРПТ, но и с GS1 Rus (ГС1 РУС). Сотрудничество с этой ассоциацией — единственный официальный способ получения GTIN-кодов, никакие другие организации не имеют права присваивать уникальные номера. Далее подробно рассмотрим, как стать членом GS1 РУС, что это такое, какие услуги оказывает и во сколько они обойдутся участникам рынка.
Чем занимается ассоциация GS1 Rus
Ассоциация GS1 — международная некоммерческая организация, создающая и внедряющая стандарты идентификации и описания товарных единиц, которые обеспечивают безопасный и прозрачный обмен данными о продукции по всему миру. Основные направления деятельности:
Штаб-квартиры ассоциации базируются в Брюсселе (Бельгия) и в Принстоне (США), а ее официальные представительства действуют в 130 странах. В России за внедрение международных стандартов GS1 отвечает национальная организация «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Именно с ней должны сотрудничать все производители и импортеры маркированных товаров, никаких исключений здесь не предусмотрено.
Кроме ЦРПТ и GS1, во внедрении маркировки участвует еще один элемент — Национальный каталог. Это классификатор, который будет содержать актуальные сведения обо всех торговых продуктах на российском рынке. Предполагается, что через несколько лет к маркировке будут подключены все категории, и информация о каждой товарной единице вместе с ее уникальным кодом появится в Нацкаталоге.
Касса для маркировки Эвотор 7.2
Принтер для маркировки TSC TTP 225
Сканер для маркировки Mercury 2200 P2D SUPERLEAD
Сколько стоят услуги GS1 для участников маркировки
ЮНИСКАН — добровольная компания, которая не оказывает платных услуг, а существует исключительно на членские взносы. Предприниматели, желающие получать GTIN-коды, ничего не покупают в GS1, они платят только за вступление в организацию.
По общему правилу, за членство в ассоциации предприятия вносят разовый платеж в размере 25 000 руб., а затем каждый год перечисляют еще по 15 000 руб., чтобы продлить сотрудничество. Для участников программы обязательной маркировки с 03.06.2019 года действует преференция. Вступительный взнос для них составляет 3 000 руб., столько же они будут платить ежегодно.
Уплачивая фиксированный взнос, пользователи могут заказывать не только GTIN-коды, но и другие идентификационные ключи системы GS1: глобальный номер местонахождения (GLN), серийный номер транспортной упаковки (SSCC) и др.
Ранее право на генерацию DataMatrix для маркировки тоже принадлежало ГС1 РУС, но с апреля 2018 года эта функция перешла к ЦРПТ. То есть в GS1 предпринимали получают только глобальные номера товаров, остальную работу делает оператор системы — генерирует штрихкоды на основе присвоенных GTIN и отправляет их участнику маркировки.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Что такое штрих код GS1
Для создания системы ЧЗ и Нацкаталога в качестве базовых были выбраны стандарты штрихкодирования GS1. Причин для этого несколько. Во-первых, штрих коды GS1 универсальны и применимы по всему миру, во-вторых, предпринимателям не придется нести дополнительные расходы (кроме членских взносов) на интеграцию с системой и обмен данными.
Идентификаторы ГС1 РУС обеспечивают автоматическую идентификацию на каждом этапе товаропроводящей цепи и информационный обмен между всеми участниками оборота, начиная от производителей, заканчивая ритейлерами.
Ассоциация управляет несколькими типами штриховых кодов, используемых для отслеживания продукта, его серии и партии. На официальном сайте GS1 Russia все средства идентификации структурированы на 4 категории:
Для понимания принципиальной разницы между штрихкодами, некоторые из них рассмотрим подробнее.
GS1 128
Эта символика используется преимущественно для кодирования логистических единиц при транспортировке и хранении, например, паллет, ящиков или контейнеров. Штрихкод GS1-128 наносится не на товар или потребительскую упаковку, а на тару, в которой может храниться целая партия продукции. В качестве идентификационного ключа в этом случае используется не GTIN, а SSCC (код транспортной упаковки). Кроме него, в штрихкоде можно зашифровать и дополнительные данные: вес, срок годности, серийный номер, дату выпуска.
GS1 Databar
Это одномерный штриховой код, который подходит для идентификации маленьких товаров, например, ювелирных украшений (но только до того момента, пока они не подключены к системе обязательной маркировки). В отличие от EAN/UPS, в GS1 DataBar кодируется не только уникальный товарный код, но и дополнительные сведения о продукте. Штрихкод может быть размещен на упаковке в 1, 2 или 3 ряда, что позволяет сэкономить пространство даже на очень компактной упаковке.
Почему для маркировки был выбран GS1 DataMatrix
Из перечисленных выше штрихкодов для обработки на кассовом терминале применимы все, кроме GS1-128 и ITF-4. EAN/UPS и DataBar относятся к категории одномерных кодов, вмещают ограниченный объем информации и не подходят для маркировки. Остаются матричные идентификаторы GS1 DataMatrix и QR-код. Второй был выбран для идентификации меховых изделий, а первый — для остальных товарных категорий.
Выбор в пользу DataMatrix обусловлен следующими плюсами:
При транспортировке и длительном хранении этикетки стираются, рвутся и загрязняются. Если испорченные коды EAN/UPS, DataBar и QR уже невозможно распознать, то DataMatrix легко считывается даже при 30%-ном повреждении.
Структура GS1 DataMatrix
В отличие от однострочного линейного штрихкода, двумерная символика GS1 DataMatrix кодирует информацию в виде матрицы — квадрата или прямоугольника, разделенного на черные и белые «клетки» и модули. Маркировочный код — сложная по структуре система, состоящая из следующих частей:
Кроме перечисленных символов, в GS1 DataMatrix можно зашифровать любые дополнительные данные о продукции: срок годности, дату и место производства, вес, материал изготовления и др.
Под графической частью производители размещают «человекочитаемую часть», состоящую из 31 цифры. Она печатается на этикетке для подстраховки. Если, например, не удается считать штрихкод на кассе, продавец вбивает цифры, чтобы определить товар и зафиксировать факт его выбытия.
DataMatrix поддерживает многонаправленное сканирование, то есть считывается в любом направлении (360 градусов). Для его обработки требуется 2D-сканер (фотосканер), который умеет декодировать как линейные, так и матричные штрихкоды. Лазерные устройства для этих целей не подходят, так как сканируют только линейные коды.
Хотите получить решение «под ключ» по внедрению маркировки?
На 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Регистрация на официальном сайте GS1 Russia
Регистрация в GS1 обязательна для производителей и импортеров продукции, подлежащей обязательной маркировке. Магазины и оптовые компании, которых обязали маркировать складские остатки, могут обойтись без членства в ассоциации.
Для вступления в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» необходимо соблюсти несколько простых условий. Во-первых, участнику маркировки потребуется квалифицированная электронная подпись — подойдет любая КЭП, которая уже используется на предприятии. Во-вторых, рекомендуется установить систему электронного документооборота для подписания заявлений и взаимодействия с ассоциацией. На сайте gs1 ru. org заявлено, что в качестве системы ЭДО можно использовать сервисы любых операторов, с которыми уже заключен договор. Второе условие необязательное, так как стороны могут обмениваться оригиналами документов по почте.
Процедура вступления состоит из трех этапов. На первом требуется заполнить онлайн-заявку:
На втором этапе необходимо указать способ получения документов — бумажный или электронный. В первом случае счета, сертификаты и другие документы направляются на фактический адрес предприятия. Во втором — документооборот осуществляется через оператора ЭДО.
Заполненную заявку необходимо подписать с помощью КЭП и отправить на рассмотрение. Проверка длится не более 2 дней. В течение этого времени пользователю присылают счет на внесение вступительного взноса. Как только он будет уплачен, GS1 пришлет сертификат о вступлении в ассоциацию, регистрационные данные и сведения, необходимые для работы в системе GS1.