Что такое гсу в полиции
Что такое гсу в полиции
Главное счётное управление
Главное следственное управление
Главное строительное управление
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
главная силовая установка
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Главное статистическое управление
государственный сортоиспытательный участок
государственный сортоучасток
гибридная силовая установка
государственное специализированное учреждение
ГСУ МО «Фонд имущества Московской области»
государственное спортивное учреждение
ГСУ ЦВХМ «Водник» в Архангельске
Полезное
Смотреть что такое «ГСУ» в других словарях:
ГСУ СК — России ГСУСК ГСУ СК ГСУ СК РФ Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации с 15 января 2011 ранее: СУ СКП гос., юр. ГСУ СК России Источник: http://www.rian.ru/inquest/20110217/335123837.html … Словарь сокращений и аббревиатур
ГСУ СК РФ — ГСУ СК России ГСУСК ГСУ СК ГСУ СК РФ Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации с 15 января 2011 ранее: СУ СКП гос., юр. ГСУ СК России Источник: http://www.rian.ru/inquest/20110217/335123837.html … Словарь сокращений и аббревиатур
ГСУ ТС — групповая система управления техническими средствами корабля морск., техн … Словарь сокращений и аббревиатур
ГСУ — сокр. техн. гибридная силовая установка (ГСУ) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ГСУ СО — ГСУСО ГСУ СО государственное стационарное учреждение социального обслуживания ГСУСО Источник: http://www.ekmo.ru/protocols/2005/prot13.htm Пример использования ГСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» … Словарь сокращений и аббревиатур
ГСУ — газоселективное устройство главная силовая установка Главное статистическое управление Главное строительное управление (Минобороны) Главное строительное управление … Словарь сокращений русского языка
История ГСУ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
Практические потребности борьбы с преступностью обусловили возникновение следственных органов в России.
В феодальной Руси функцию расследования преступлений выполняли обычно представители администрации (князь, наместник).
С централизацией Русского государства появились первые специализированные органы расследования. Согласно Судебнику 1550 года Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по ним осуществляла состоявшая при Боярской думе Расправная палата. Наряду с этим все дела о разбоях, а также о преступлениях, совершаемых судьями, расследовал Разбойный приказ.
Начиная с 40-х годов XVI века, в волостях и городах вводятся должности губных старост и целовальников, которые избирались соответственно из уездных «детей боярских» и «тягловых людей». В их обязанности входило «сыскивать» разбойников и исполнять вынесенные в отношении них приговоры. В последующее время губным старостам были переданы также дела о «ведомых татех» (ворах).
При царе Алексее Михайловиче создается специализированный орган расследования государственных преступлений — Тайный приказ.
В ходе Петровских реформ губные учреждения были упразднены, а их полномочия переданы воеводам. С появлением коллегий ликвидируется Расправная палата. При этом расследование наиболее важных, в первую очередь политических преступлений, поручалось Тайной канцелярии, переименованной при Петре III в Тайную экспедицию при Сенате.
С момента образования в России 8 сентября 1802 года Министерства внутренних дел стали затрагиваться и решаться вопросы предварительного следствия в Российской империи, СССР, а затем и в Российской Федерации.
До 1860 года расследование всех общеуголовных преступлений осуществляла городская и земская полиция. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными, или следственными, приставами.
Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное.
Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837 году Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти.
С целью реализации этой идеи Указом от 8 июня 1860 года Императора Александра II в 44 губерниях были учреждены 993 должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.
В дополнение к означенному Указу был издан «Наказ судебным следователям», который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей.
Судебные следователи назначались губернаторами по представлению губернского прокурора. Должность следователя была приравнена к должности члена уездного суда и по «Табели о рангах» соответствовала 8-му классу.
Одновременно с этим был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».
Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись они губернатором по согласованию с губернским прокурором.
Нагрузка на каждого следователя составляла 120-150 дел в год, а иногда доходила до 200—400 дел.
В соответствии с Основными положениями об устройстве судебных мест в России от 29 сентября 1862 года следователи стали членами окружных судов.
По Уставу уголовного судопроизводства, принятому 20 ноября 1864 года, следователи назначались Императором по представлению министра юстиции. По должности судебный следователь приравнивался уже к 6-му классу и назначался на должность бессрочно.
Кандидат в судебные следователи обязан был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет.
При этом министр юстиции имел право назначать следователей по особо важным делам и временно исполняющих обязанности судебных следователей во вверенном ему ведомстве, при этом следователи не пользовались правом несменяемости.
Октябрьская революция упразднила прежний институт следователей. При Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов для борьбы с контрреволюцией, саботажем и общеуголовной преступностью был создан Военно-революционный комитет, в состав которого входила следственная комиссия, рассматривающая дела и принимающая по ним решения.
На местах предварительным расследованием занимались следственные комиссии соответствующих военно-революционных комитетов и Красной гвардии.
12 декабря 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, согласно которому до установления процедуры судопроизводства в целом предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично. Этим же декретом при губернских и городских Советах для расследования дел о контрреволюционных и других опасных преступлениях, подсудных революционным трибуналам, были образованы особые следственные комиссии.
В декабре 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и Декретом о суде № 3 от 20 июля того же года расследование дел о посягательствах на жизнь, причинение тяжкого вреда здоровью, об изнасиловании, о разбое, бандитизме, подделке денег, взяточничестве и спекуляции, а также по особо сложным делам, подсудным уездному (городскому) суду, осуществлялось следственными комиссиями окружных судов.
Комиссия состояла из трех человек, избираемых соответствующим исполкомом Совета. Действовала она в пределах следственного участка, на которые делилась территория города или уезда.
4 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о революционных трибуналах. Они сохранялись лишь в крупных городах, из их ведения были изъяты общеуголовные дела, которые должны были рассматриваться окружными судами. Кроме следственной комиссии при каждом революционном трибунале создавалась комиссия обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными Советами.
Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в подразделениях уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.
Положением о народном суде РСФСР, утвержденным Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года, расследование уголовных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судьей и заседателями, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии.
Положениями о местных органах юстиции от 21 августа 1920 года и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года были учреждены должности народных следователей, избираемых губисполкомами и состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.
Согласно Положению о прокурорском надзоре, принятому в мае 1922 года, на прокуратуру возлагался надзор за производством предварительного следствия, а также дача указаний и разъяснений органам предварительного следствия по поводу избрания меры пресечения и другим вопросам, связанным с осуществлением их процессуальной деятельности.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года возложили расследование преступлений на народных следователей и старших следователей, состоящих при губернских судах, следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции и Верховном Суде РСФСР, а также следователей военных трибуналов. Должности следователей в уголовном розыске упразднялись.
В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 19 ноября 1926 года, предварительное следствие производили народные следователи, состоявшие при следственных участках и подчинявшиеся губернскому суду, а также состоявшие при губернских судах старшие следователи и следователи по важнейшим делам при Прокуроре РСФСР и Верховном Суде РСФСР.
20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура СССР, возглавившая прокуратуры союзных республик.
Спустя месяц органы прокуратуры были выделены из системы наркоматов юстиции союзных и автономных республик и подчинены непосредственно Прокурору Союза ССР.
В Прокуратуре СССР, прокуратурах союзных республик, краев и областей были созданы следственные отделы, на которые возлагались руководство предварительным следствием, организация и совершенствование работы следователей.
17 декабря 1933 года ЦИК СССР утвердил Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам.
10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат органов внутренних дел существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.
Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Для их расследования непосредственно перед Великой Отечественной войной в аппаратах уголовного розыска и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты. Руководство осуществлял отдел Главного управления НКВД СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик состояли следователи по особо важным делам, в прокуратурах автономных республик, краев, областей и автономных округов имелись старшие следователи, а в прокуратурах округов, городов и районов — старшие следователи и следователи.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года расширили процессуальную самостоятельность следователя. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимал самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и нес полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В соответствии с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Уголовно-процессуальным кодексом правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат милиции юридически был ликвидирован.
Такое решение обуславливалось нарушениями законности связанными с культом личности. Однако следует отметить, что следователи милиции расследовали только общеуголовные преступления и политические дела в их компетенцию не входили.
В результате произошедшей реорганизации вся нагрузка по производству предварительного расследования преступлений легла на следователей прокуратуры. В их производстве скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем органы милиции, ранее занимавшиеся их расследованием и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести предварительное следствие в полном объеме.
Следователи прокуратуры фактически не имели той организационной связи с милицией, которая ранее была у следователей органов внутренних дел с аппаратами уголовного розыска и БХСС. Следователи прокуратуры оказались организационно оторванными и от научно-технических подразделений органов внутренних дел, оснащенных передовой криминалистической техникой и достаточно мобильных. Это зачастую влекло несвоевременный выезд следователей на места происшествий, снижало качество расследования преступлений. Необходимы были организационные меры по усилению взаимосвязей следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел.
Устраняя указанные организационные пробелы, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено следователям органов внутренних дел. В их компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно, милиция сохранила право производить дознание в полном объеме по большинству преступлений.
В соответствии с этим Указом 15 апреля 1963 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, которым внесены изменения в ст.125 и ст.126 УПК РСФСР, согласно которым «предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел и следователями КГБ».
В соответствии с вышеназванными Указами Министром охраны общественного порядка РСФСР Тикуновым В.С. был издан Приказ № 0347 от 19 июня 1963 года «Об образовании следственного аппарата в органах МООП РСФСР», утверждена его структура и численность территориальных следственных аппаратов РСФСР.
В Москве начальник Управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома (Сизов Н. Т.) издал Приказ № 071 от 27 июня 1963 года:
«О структуре следственного аппарата УООП города Москвы».
Этим приказом объявлялось о создании Следственного Управления, в состав которого вошли четыре отдела управления; контрольно-методический, по расследованию хозяйственных преступлений, по расследованию преступлений, учитываемых по линии уголовного розыска, по расследованию дорожно-транспортных преступлений, а также 17 следственных отделов по расследованию преступлений, совершенных на территории районов, и отделение по расследованию преступлений, совершенных на речном транспорте.
Общая численность следственного аппарата составляла около 800 человек.
Первым начальником Следственного Управления г.Москвы был назначен: Третьяченко Александр Михайлович — бывший старший следователь по особо важным делам Генеральной Прокуратуры СССР.
Поляков Евгений Васильевич — бывший начальник отдела дознания УООП города Москвы;
Поташов Иван Михеевич — бывший прокурор Бауманского района города Москвы;
Руководителями отделов Следственного управления были назначены: Земцов И.А., Романова А. Г., Лошак И. С., Лебедев А.Е.
Отделы аппарата Следственного Управления были укомплектованы наиболее опытными работниками дознания, судов и Прокуратуры в том числе:
Павловой Н. И., Михеевой А.Ф., Рыдвановой Р. А., Моториной В.А., Зайцевой В. П., Крыжановским М. И., Ивановым Ю.П., Пеньевским Ю. К., Погореловым А. С., Ясенковым П. М., Сотниковой Э.А., Кургиным Я.А., Матвеевым С.В.. Макаровой И.А., Вайнером А.А., Лапшиным Ю.В., Поликарповым И.Ф., Русановым И.Н., Мхитаровым Г.А., Володкевичем В.Б., Портновым А.Е., Хлысталовым Э.А., Клемятичем Л.И., Сульменевым П.М., Быковым В.Н., Тарасенко Н.И., Троицкой Т.С., Артамоновой Н.П., Абрамовой Л.И., Зайцевым Ю.М. Гензелем Г.И., Камбургом С.Д. Свирским М.Г., Мануйловым К. Н„ Володиной Н.А., Алексеенко Ф.А., Ильиных Н.В., Коротковым В.И., Никитиным Н.В., Кораблевым В.И., Кузовкиным П.Я. Добряковым М.И., Герасимовым А.П., Морозовым Н.М. и другими.
Первыми руководителями следственных отделов районов были назначены:
Бауманского — Попов А.И., Дзержинского — Бирюков А.Е. Ждановского — Адамов Л.С., Куйбышевского — Рыбкин В.М. Краснопресненского — Комков Н.М., Киевского — Борзов Л.А., Кировского — Глебов Р.Е., Калининского — Лепушинский В.С., Москворецкого — Перов В.П., Ленинского — Шолохов А.Е., Ленинградского — Колосков Н.К., Октябрьского — Южаков А.Ф., Пролетарского — Карпов Ю.А., Первомайского — Тумкин В.Г., Свердловского — Гусев Н.П. Тимирязевского — Скорин Б.К., Фрунзенского — Сазонов Б.А. Речного отделения — Чернявский А.М.
В 1967 году время в Москве произошло новое районирование: вместо 17 районов был создан 31 район, а так же отделы внутренних дел Метрополитена и Зеленограда.
В связи с новым территориальным делением и образованием новых органов внутренних дел районов города Москвы руководством УВД Мосгорсовета была поставлена задача с учетом увеличения штатной численности образовать для расследования преступлений в каждом районе новые следственные аппараты.
26 июля 1991 года распоряжением Правительства города Москвы изменено территориальное деление города Москвы, в соответствии с которым вместо ранее существовавших районов образованы ОКРУГА и создана новая структура органов внутренних дел.
Во исполнение принятого решения в 1992—1993 гг. в городе Москве за счет объединения районов образованы округа. В каждом административном округе в соответствии с приказом МВД СССР образованы Окружные управления внутренних дел города Москвы, в состав которых вошли следственные управления.
Имея богатейший опыт работы, глубокие профессиональные знания, многие следователи следственного аппарата г.Москвы были продвинуты по службе и получили звания высшего начальствующего состава (генералов милиции, юстиции, госсоветников юстиции).
Эти звания были присвоены следующим сотрудникам следствия:
Андрееву М.А., Агееву В.О., Балашову В.В., Балашову С.Д., Глухову И.А., Галанину Н.Д., Гостеву А.А., Довжуку В.Н., Зотову М.Н., Захарову А.Н., Калинцеву Ю.М., Кондрашову Б.П., Косачеву А.Н., Лескову В.С., Морозову В.Д., Минаеву В.И., Мельникову А.В., Новоселову С.А., Соловьеву Н.Г., Старотиторову А.В., Харченко В.Н., Горшковой С.М., Мирошниченко А.Е., Пильганову А.В., Чариковой С.В.
В 1967 году Президиум Верховного Совета РСФСР учредил звание «Заслуженного юриста РСФСР» (впоследствии «Заслуженный юрист РФ»).
Это почетное звание было присвоено сотрудникам следственного аппарата г.Москвы:
Борзову Л.Н., Поташову И.М., Довжуку В.Н., Глухову И.А., Веретенникову И.А., Иванову Ю.П., Даниловой Р.Д., Тюриной С.М., Стоякину В.В., Каменных Л.Д., Лескову В.С., Милютину В.Н., Случевскому М.В., Прохорову А.С., Зотову М.Н., Соловьеву Н.Г., Новоселову С.А., Аносову Н.Н., Новикову Ю.Н., Рябову П.С., Гришиной Н.Г., Зыкову В.М., Казаковой О.М. и другим.
Следственный аппарат города Москвы является самым многочисленным среди всех следственных подразделений Следственного комитета при МВД России. В 139 следственных подразделениях работает 2220 сотрудников, среди которых 822 женщины. Ежегодно следователи города Москвы обеспечивают расследование по 250 000 – 280 000 уголовных дел.
Следственные подразделения МВД от элиты до падения в пропасть
6 апреля отмечают профессиональный праздник сотрудников следствия МВД РФ.
Для начало хотелось бы дать небольшую историческую справку.
Историческая справка
До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.
Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.
В дополнение к указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».
Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.
Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.
С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации.
После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.
В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.
Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.
В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.
Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.
Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру.
В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.
Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.
В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.
В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.
В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести предварительное следствие в полном объеме.
Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.
Это все история, но что же мы имеем сейчас на практике
Дело в том, что в настоящее время в России существует всего 3 следственных органа, а именно:
УПК РФ не выделят между следователями этих подразделений особых отличий, а именно в статье 38 УПК РФ сказано следующее.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Исходя из вышеуказанного, все следователи должны обладать единым правовым статусом, однако на практике это совсем не так.
Возьмем хотя бы процессуальные гарантии.
Согласно статье 477 УПК РФ, следователь отнесен к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и, по сути, для следователя МВД РФ это единственная статья, которая хоть как-то раскрывает его особый статус.
ля примера в п. 3 ст. 29 ФЗ «О следственном комитете РФ» сказано следующее:
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления
Кроме того, важно понимать, что СК РФ – это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН, который подчиняется напрямую Президенту России.
Как же обстоят дела с этим в следственных подразделениях МВД РФ
Все очень и очень печально из-за той самой приставки МВД. Дело в том, что СД МВД РФ хоть и является по сути независимым подразделением, но самое его нахождение в этой структуре противоречит здравому смыслу.
Поясню на практике.
Обычный следователь МВД РФ – кому он подчиняется? Думаете, руководителю следственного органа и все?
Раньше до реформы 2011 года все следственные подразделения носили приставку «ПРИ», например «Следственный отдел при Энском РОВД». Эта приставка делала следственные подразделения действительно независимыми; начальник следствия не отчитывался перед начальником РОВД, он подчинялся ТОЛЬКО вышестоящему руководителю следственного органа.
После реформы все стало иначе, теперь у начальника полиции (в данном случае я имею ввиду начальника именно подразделения, а не заместителя начальника – начальника полиции) следствие находится в оперативном подчинении. Особенно это видно при отработке сообщений о происшествии во время дежурных суток, по окончании которых он легко может направить следователя дорабатывать материал, если он ему не понравится.
Начальник полиции, как правило, – бывший опер, а значит, он в любых спорах будет на стороне оперативных подразделений. Это касается и вопросов сопровождения уголовных дел, конвоирования, а также исполнения поручений.
Денежное довольствие
Средний размер денежного довольствия лейтенанта юстиции с выслугой не более 5 лет составляет в регионах 36 000 рублей, в то время как денежное содержание лейтенанта юстиции в СК РФ составляет порядка 60 000 рублей. РАЗНИЦА ПРАКТИЧЕСКИ В 2 РАЗА. О чем говорить, если оперуполномоченный лейтенант полиции получает в среднем 40 000 рублей (на 6 тысяч рублей больше) при том, что тот, по сути, является дознавателем.
Это главное обстоятельство, способствующее совершению коррупционных преступлений.
И это все при том, что в настоящее время следователями ОВД расследуется более 80 процентов всех преступлений.
К завершению
В следственных отделах в настоящее время – полнейший недобор, никто не хочет идти туда работать. Молодые следователи после академий МВД РФ увольняются, не проработав и полугода. Их даже не останавливает огромная денежная выплата за обучение при увольнении.
Когда-то следователи были интеллектуальной элитой МВД РФ, сейчас же это как помойная яма, куда опера скидывают пустые недоработанные материалы проверки на возбуждение. Если так и пойдет дальше, то я не знаю, кто будет выезжать на кражи, разбои, кто будет бороться со сбытчиками наркотиков. Уровень и качество расследования упал: старики бегут на пенсию, учить становится просто некому.
В завершение, хотелось бы пожелать удачи и крепкого здоровья сотрудникам и ветеранам следствия МВД РФ.