Что такое губная гармошка
Как выбрать губную гармошку
Существует множество разновидностей губных гармошек – хроматические и диатонические, тремоло и октавные, басовые, оркестровые, игрушечные, с металлическими язычками и медными. Как же не потеряться во всем этом многообразии, и выбрать свой первый инструмент?
Виды губных гармошек
Профессиональные музыканты, исполняющие сложные композиции на губных гармониках, рекомендуют далеко не любой инструмент в качестве своего самого первого. Дело здесь не столько в качестве самой гармоники, а в её типе. Ниже мы разберем основные виды губных гармошек и рассмотрим их отличия.
Оркестровые губные гармоники
Оркестровые губные гармоники являются, пожалуй, самыми редкими инструментами из всех видов, что здесь представлены. К оркестровым гармошкам относятся басовые гармоники, аккордовые гармоники, инструменты, имеющие несколько мануалов. Ввиду своей сложности и редкости, данный подтип не подходит для начального обучения.
Хроматические губные гармошки
Эти гармошки обладают тем самым классическим звучанием, но имеют одну интересную характеристику – наличие всех звуков звукоряда, как, например, у фортепиано. То есть, помимо основных тонов здесь присутствуют полутона, включаемые в работу клапанами при помощи специальной кнопки на корпусе. Хроматическая губная гармошка имеет сложную конструкцию и позволяет играть во всех тональностях хроматического звукоряда. Её можно легко отличить от других по наличию специальной кнопки переключения клапанов.
Такие инструменты чаще всего используются в джазе, оркестровой и классической музыке, и их не рекомендуют для знакомства с губной гармоникой в виду повышенной сложности. Если вы хотите научиться играть на хроматической гармошке – наберитесь опыта на более простом (диатоническом) инструменте, освойте все методики звукоизвлечения и только потом пробуйте освоить данный инструмент.
Октавные губные гармоники
По большому счету, эти инструменты относятся к диатоническим, о которых мы поговорим ниже. Разница только лишь в том, что, в этом подтипе гармоник, на каждое звуковое отверстие приходится дополнительное, настроенное с основным в октаву.
Это значит, что музыкант, извлекая одну ноту, слышит её сразу в двух диапазонах – басовом и в верхнем регистре. Это расширяет, обогащает звучание, придает ему особый шарм, но октавная губная гармошка не подходит для начинающих.
Тремоло губные гармошки
Как и в предыдущем подтипе гармошек, эти также имеют по два отверстия на одну ноту. Разница в том, что теперь отверстия настроены не в октаву между собой, а почти в унисон, с небольшой расстройкой. Это дает характерную пульсацию при игре, эффект вибрации, звучание получается очень насыщенным и фактурным.
Конечно же, вы можете попробовать начать с губной гармошки термоло, но опытные музыканты этого не советуют, потому что излишества в звучании могут сбить с толку новичка, для которого важно научиться чисто и правильно извлекать базовые звуки губной гармоники.
Диатонические губные гармошки
Именно этот подтип губных гармошек считается самым популярным. На таких инструментах играют блюз и рок, их любят популярные и классические музыканты. Пожалуй, говоря о губной гармошке, подразумевают именно этот инструмент. Диатоническая губная гармошка, в классическом варианте, имеет 10 отверстий, настроенные без полутонов в определенном строе. Например, губная гармоника в строе «До» будет иметь все звуки одной октавы белых клавиш фортепиано – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Диатонические губные гармоники отличаются по строю – существуют мажорные и минорные, настроенные в тональности определенной ноты – до, ре ми, фа и другие. Строй такой гармоники обозначается латинской буквой, соответствующей её тональности. К примеру, гармошка в строе «До» будет иметь на корпусе, либо упаковке, латинскую букву «C».
Губная гармошка для начинающих
Как вы убедились, самый простой тип инструмента – диатоническая губная гармошка и именно с неё стоит начать обучение. Диатонические губные гармоники считаются лучшим вариантом для начинающих – их функционала достаточно, чтобы научиться исполнять все основные приемы игры, такие как передувка, блокировка клапана, вибрато, артикуляция ладонями и другие. Кроме того, большинство учебников по игре на губных гармошках концентрируются на изучении именно диатонического инструмента.
При выборе гармошки также стоит отдавать предпочтение известным брендам. Например, такой популярный бренд как Hohner уже более 150 лет производит на свет губные гармошки. Линейка его продукции так широка, что позволяет выбрать губную гармошку высокого качества на любой вкус. Опытный продавец всегда даст рекомендации относительно тональности и типа инструмента.
Как правильно выбрать строй губной гармошки
Большинство преподавателей и профессионалов сходятся во мнении, что для первого инструмента лучше всего подойдет тональность «C» (До). Эта тональность имеет самое базовое звучание, применимо к ней написано большинство самоучителей, видеоуроков и других материалов по обучению игре на губной гармонике.
Как настроить губную гармошку
Губная гармошка, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет действующую часть конструкции, благодаря которой извлекается звук. В формировании звука губной гармоники напрямую участвует её основной компонент – язычки, закрепленные на пластине из металла, которые вибрируют от дыхания музыканта.
Даже дорогие инструменты не всегда имеют идеальную настройку с завода, а со временем еще и расстраиваются. Это происходит из-за того, что язычки, вибрируя в процессе игры, меняют свое местоположение относительно пластины, на которых они закреплены, таким образом изменяется строй инструмента.
Сразу хочется оговориться, что настройкой губной гармошки нужно заниматься опытным музыкантам, либо мастерам, которые не испортят инструмент, а действительно способны улучшить его звучание настройкой. Точная подстройка важна для скоростной игры, выполнения бэндов и других продвинутых музыкальных приемов.
Губная гармошка устройство
Принцип настройки достаточно прост, однако, требует опыта, аккуратности, терпения и музыкального слуха. Увеличивая промежуток между кончиком язычка и пластиной, мы понижаем ноту, которую он воспроизводит. Для повышения ноты делаем наоборот – уменьшаем зазор между краем язычка и пластиной.
Важно не опускать язычок ниже уровня пластины, тогда он попросту не будет звучать. Мастера регулируют язычки пальцами, пинцетом и даже зубочисткой. Движения осуществляются аккуратно, без излишнего нажима. Чтобы проконтролировать текущий строй язычка, используют обыкновенный тюнер. Для тонкой подстройки, опытные мастера используют маленький напильник, подпиливая край язычка, либо его основание.
Как выбрать губную гармошку
Мы собрали все рекомендации по выбору губных гармошек в один список:
Губная гармошка: виды и особенности
Многие начинающие музыканты полагают, что приступить к освоению игры на губной гармошке можно на недорогом простеньком инструменте, а губную гармошку высокого качества купить потом. При таком подходе дело до покупки гармошки чаще всего не доходит, потому что исполнитель получает полнейшее разочарование в гармошке после игры на некачественном инструменте.
Существует несколько видов губных гармоник:
Как правильно выбрать и приобрести губную гармонику
Чаще всего аккордовые, басовые и октавные гармошки применяются в гармошечных оркестрах, их очень непросто найти в продаже, поэтому мы не будем делать на них акцент. Лучше обсудим диатонические, хроматические губные гармошки и гармошки тремоло.
Губная гармоника тремоло
У них, как правило, немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга на каждой ноте. Именно благодаря этому достигается эффект тремоло. Эти гармошки располагают звуками только «белых клавиш фортепиано» и не имеют ни одной «черной клавиши». Тремоло можно считать примитивной гармоникой, на ней достаточно быстро и легко можно научиться играть любому человеку с малейшим музыкальным слухом. Однако, ввиду большой нехватки недостающих нот, она очень ограничена в возможностях. Если вы остановите свой выбор на гармошке тремоло, то сможете исполнять только простенькие детские мелодии, русские и украинские родные песни и, вероятно, гимны некоторых стран.
Хроматическая губная гармоника
Она обладает всеми звуками хроматического звукоряда, т.е. всеми «белыми и черными клавишами фортепиано». Хроматической гармонике подвластно воспроизведение сложных классических произведений и даже джазовой музыки. Но при этом неплохо иметь хорошее музыкальное образование, с листа читать ноты и отлично играть на диатонической губной гармошке. Все, кто играет на хроматической гармошке, начинали с диатонической, потому что можно превосходно научиться некоторым приемам (например, бенды или красивое вибрато) именно на диатонической гармошке, не повреждая язычки инструмента.
Диатоническая губная гармоника
Она является самой популярной губной гармошкой в мире, на ней можно исполнять любую музыку, в любом стиле. Обладает насыщенным и густым звуком относительно вышеописанных гармоник. Располагает всеми нотами, но, тем не менее, следует овладеть достаточными навыками для игры на данном инструменте. Эту гармонику иногда называют блюзовой, но это совсем не значит, что она предназначена только для блюзовых композиций. Название объясняется тем, что диатоническая гармоника приобрела огромную популярность именно в эпоху становления блюзовой музыки, в которую она, кстати сказать, идеально вписывается.
Язычки губной гармоники
Материал, из которого выполнены язычки губной гармошки, непосредственно влияет на долговечность инструмента. Традиционно используют для своих гармоник медные язычки компании Hohner и Suzuki. Инновационный прорыв в данной области сделала компания Seydel, она стала первой компанией, изготавливающей для своих губных гармоник язычки из стали. Их сложно сломать и они дольше не расстраиваются.
Тональность губных гармошек
Губные гармоники имеют различную тональность. Если вы относите себя к начинающим гармонистам, то остановите свой выбор на гармошке в тональности «до мажор». Именно на ней вам будет легче и проще овладеть главными приемами и навыками. К тому же, большинство существующих самоучителей записаны для гармошки «до мажор». Приступив к обучению на гармонике этой тональности, вы потом легко будете играть и на всех остальных, более высоких и низких. тональностях.
Проверка инструмента перед покупкой
Если вы приобретаете губную гармонику в специальном магазине музыкальных инструментов, то обязательно спросите специальные меха для губных гармоник. С их помощью «продувают» каждое отверстие на вдох и на выдох, чтобы убедиться в звучании всех нот. Очень важно «продышать» отдельно каждое отверстие. Это может вызвать значительные затруднения, если вы до этого ни разу не играли на губной гармонике. При проверке каждого отверстия на вдох и на выдох, обращайте особое внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках. А это означает, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В этом случае требуйте другую гармошку. Кроме этого, на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармоники, в принципе, это нормально, ничего страшного в этом нет. Но, перебрав несколько гармоник, вы найдете ту, которая не звенит. На губных гармониках тональности «до мажор» никакого звона не должно присутствовать вообще, поэтому самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор –это чистый звук на каждом отверстии.
Купили гармонику – берегите ее
Губная гармоника не переносит резких колебаний температуры и сырости. Перед игрой рекомендуется нагреть гармошку в ладонях до температуры человеческого тела. Для долгой жизни гармошку следует носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Периодически ее необходимо вытряхивать, удаляя при этом частички грязи и накопившуюся слюну. И тогда гармоника будет долго радовать вас своим звучанием.
Развивайте чувство ритма
Если вы обладаете природным чувством ритма – это хорошо, но это не освобождает вас от работы над ритмическим рисунком произведения. Здесь вам придет на помощь обычный метроном. Кстати, аналоги метронома можно легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, не останавливайтесь и продолжайте осваивать сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.
Губная гармоника всегда под рукой
Губная гармошка очень компакта и удобна для того, чтобы носить ее с собой постоянно. Можно тренироваться в любую свободную минутку, вы почувствуете значительный прогресс и уже через несколько месяцев не узнаете себя.
Развивайте музыкальную память
Начав разучивать мелодию по нотам или табам, попробуйте в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Сыграйте по памяти, вложив свою душу в это произведение. Одновременно вы будете развивать свой музыкальный слух, с каждым разом запоминание будет проходить все легче.
Точное звучание и оригинальная манера игры
Используйте образцы для подражания
Игра виртуозов является лучшим учебником для начинающих исполнителей. С вами всегда должна быть не только гармоника, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их при любой возможности.
Играйте в коллективе
Итак, вы уже достаточно неплохо играете и импровизируете, и вот вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в коллективе требует соблюдения особых правил: необходимо ждать момента, когда можно солировать, не перебивая при этом других исполнителей. Признак мастерства гармониста, который выступает в ансамбле, заключается именно в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже не останетесь в стороне.
Губная гармошка (губная гармоника)
Губная гармошка – духовой язычковый музыкальный инструмент, который многие помнят еще с детства. Он характерен рокочущим металлическим звуком, что сделало его популярным в следующих жанрах: блюз, джаз, кантри, рок и национальная музыка. Губная гармоника оказала серьезное влияние на эти жанры еще в начале 20 века, при этом многие музыканты продолжают играть на ней и сегодня.
Есть несколько видов губных гармошек: хроматические, диатонические, октавные, тремоло, басовые, оркестровые и так далее. Инструмент компактен, продается по доступной цене и на нем реально самостоятельно научиться играть.
Устройство и принцип работы
Для извлечения звуков из инструмента выдувают или втягивают воздух через его отверстия. Играющий на гармонике меняет положение и форму губ, языка, вдыхает и выдыхает меняя силу и частоту – как результат меняется и звучание. Обычно над отверстиями стоит цифра, например, на диатонических моделях от 1 до 10. Цифра обозначает ноту, и чем она ниже, тем ниже нота.
У инструмента не сложное устройство: это 2 пластинки с язычками. На верхней расположены язычки, работающие на выдохе (когда исполнитель вдувает воздух), на нижней – на вдохе (втягивает). Пластины прикреплены к корпусу, и он их скрывает снизу и сверху. Длина прорезей на пластине различается, но когда они находятся друг над другом – длина одна. Воздушный поток проходит через язычки и прорези, что приводит к вибрациям самих язычков. Именно за счет этой конструкции инструмент называют язычковым.
Струя воздуха, идущая в «тело» гармоники (или из него), вызывает вибрацию язычков. Многие по ошибке считают, что звук создается, когда язычок бьется о пластинку, но эти 2 детали не контактируют. Между прорезью и язычком имеется небольшой зазор. Во время игры создаются вибрации – язычок «падает» в прорезь, тем самым перекрывая поток струи воздуха. Таким образом звучание зависит от того, как колеблется воздушная струя.
История губной гармоники
Гармошка считается духовым органом на западный мотив. Первая компактная модель появилась в 1821 году. Ее сделал немецкий часовой мастер Христиан Фридрих Людвиг Бушман. Создатель придумал свое название «аура». Творение выглядело как металлическая пластина с 15 прорезями, которые закрывали язычки, сделанные из стали. В плане устройства инструмент больше был схож с камертоном, где ноты имели хроматический порядок расположения, а звук извлекался лишь на выдохе.
В 1826 году мастер с фамилией Рихтер изобрел гармонику, имеющую 20 язычков и 10 отверстий (вдох/выдох). Сделана она была из кедра. Он же предложит настройку, при которой применялся диатонический звукоряд (система Рихтера). Впоследствии изделия, распространенные в Европе, начали называть «Mundharmonika» (духовой орган).
В Северной Америка была своя история. Туда ее завез Маттиас Хонер в 1862 году (до этого «продвигал» на родине), который уже к 1879 выпускал около 700 тысяч гармошек в год. Широкое распространение в США инструмент получил в годы Великой депрессии и Второй мировой. Тогда гармонику привозили с собой переселенцы-южане. Хонер быстро стал известен на музыкальном рынке – его компания к 1900 году изготовила 5 миллионов гармошек, которые быстро разлетелись по Старому и Новому свету.
Немецкая губная гармонь 1927 года
Разновидности губных гармошек
Опытные музыканты, виртуозно владеющие гармоникой, советуют далеко не любую модель как первую. Дело не в качестве, а в типе. Виды инструментов и чем они отличаются:
Тем, кто хочет обучится игре на гармонике, рекомендуется выбирать диатонический тип. Их функционала хватит, чтобы обучиться всем основным приемам игры.
Техника игры
Во многом звучание зависит от того, насколько правильно поставлены руки. В левой руке держат инструмент, а правой воздействуют на воздушный поток. Ладони образуют полость, которая служит камерой для резонанса. Плотное смыкание и размыкание кистей «создает» разные звуки. Чтобы воздух двигался ровно и сильно, голова должна быть направлена прямо. Мышцы лица, языка и горла при этом расслаблены. Губную гармошку плотно обхватывают губами (слизистой частью), а не просто прислоняют ко рту.
Другой немаловажный момент – дыхание. Гармоника – тот духовой прибор, который способен выдавать звук как на вдохе, так и на выдохе. Дуть воздух или засасывать его через отверстия не нужно – техника сводится к тому, что исполнитель дышит через гармонику. То есть работает диафрагма, а не рот и щеки. Это еще называют «дышать животом», когда заполняется больший объем легких, нежели верхние части, что происходит в процессе речи. Сначала покажется, что звук тихий, но с опытом звучание станет красивее и ровнее.
В классической диатонической гармошке звуковой ряд имеет одну особенность – 3 отверстия подряд звучат едино. Поэтому сыграть аккорд легче, чем отдельную ноту. Бывает, необходимо играть именно отдельные ноты, в такой ситуации придется блокировать ближайшие отверстия губами или языком.
Зная аккорды и основные звуки несложно обучиться простым песням. Но гармоника способна куда на большее, и тут на помощь придут особые техники и приемы:
Можно даже не знать нотной грамоты, чтобы обучиться игре, главное практиковаться. При самостоятельном обучении рекомендуется обзавестись диктофоном и метрономом. А контролировать движения поможет зеркало.
Как выбрать губную гармошку
Не берите дешевый инструмент, рассчитанный на детей – он не будет держать строй и на нем не получится освоить разные приемы игры.
Настройка и уход
За формирование звука в «ручном органе» отвечают язычки, прикрепленные к металлической пластине. Именно они колеблются от дыхания, меняют свое положение по отношению к пластине, как результат – меняется строй. Настраивать гармошку должны опытные музыканты или мастера, иначе есть вероятность сделать только хуже.
Сама настройка не сложная, но потребуется опыт, аккуратность, терпение и музыкальный слух. Чтобы понизить ноту нужно увеличить промежуток между кончиком язычка и пластиной. Чтобы повысить – наоборот, уменьшить зазор. Если опустить язычок ниже уровня пластины – он просто не будет издавать звука. Для контроля строя обычно пользуются тюнером.
Особый уход за гармоникой не требуется. Есть такое правило: «Играет? – Не трогай!». Вот несколько советов, как ухаживать за инструментом на примере диатонической гармошки:
Губная гармоника
Губная гармоника | |
16-дырочная хроматическая (вверху) и 10-дырочная диатоническая гармоники | |
Классификация |
---|