Что такое гуманистическая педагогика

Современная гуманистическая педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Гуманизм – это концепция, согласно которой человек является высшей ценностью в мире.

Основным положением гуманистической концепции является защита достоинства каждой личности, признание равных прав и свобод, возможности на развитие и проявление своих индивидуальных возможностей для всех членов общества, а также создание равных условий для реализации личности каждого человека.

Согласно гуманистической концепции конечная цель воспитания – это воспитание полноценного субъекта общества, в виде свободной и самодеятельной личности.

Гуманистическая педагогика – это направление, предполагающее установление гармонии между научным познанием, мировоззрением и практикой.

Большинство педагогов-гуманистов убеждены, что передача знаний «от поколения к поколению» способствует воспитанию патриотической личности.

Основы гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика – это система взглядов и научных методов, утверждающих ребенка равноправным участником воспитательно-образовательного процесса, который развивается под воздействием окружающей среды и педагога в силу своих способностей и возможностей, а также в процессе обучения и воспитания сохраняет свою индивидуальность.

Гуманистическая педагогика провозглашает высшей ценностью личность каждого ученика и воспитанника.

Актуальность гуманистической педагогики на сегодняшний день состоит в том, что она защищает достоинства каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, признает права и свободы, а также различные проявления и развитие способностей личности. Основной задачей гуманистической педагогики является создание благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистическая педагогика устанавливает универсальную значимость человеческого бытия в общем, а также в отдельной личности каждого ребенка (то есть в частном). Согласно гуманистической педагогике общественным идеалом является совокупность ценностных установок личности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.

Центром гуманистической педагогики является личность ребенка, на которую направлены максимальные возможности педагогов, цель которых полноценное развитие.

На сегодняшний день гуманистическую педагогику принято так же называть инновационной. Однако инновационной она является лишь для нашей страны, так как в странах Америки и Европы воспитательно-образовательная система уже давно ориентирована на гуманистический подход к процессу обучения и воспитания детей. В России гуманистическое направление в педагогике находится на стадии внедрения и развития.

Признаки гуманистической педагогики

Современная гуманистическая педагогика имеет следующие отличительные признаки:

Таким образом, переход учебно-воспитательного процесса на гуманистический уровень – это в первую очередь отказ от устаревшей авторитарной педагогики, которая порой оказывала давление на личность ребенка, подавляла индивидуальность и стремление к развитию. Гуманистическая педагогика предусматривает равноправное общение между педагогом и ребенком. Педагог и воспитанники имеют равные права.

Таким образом, современная гуманистическая педагогика предусматривает переход к личностно-ориентированной форме обучения и воспитания, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности каждого ребенка.

Формы и методы реализации гуманистической педагогики

Реализация современной гуманистической педагогики осуществляется конкретными методами и формами инновационной педагогической деятельности:

Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.

Источник

Основы гуманистической педагогики — Особенности гуманистической педагогики

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система убеждений, которая признает ценность личности, ее право на свободу, счастье, развитие и выражение своих способностей; считает благосостояние человека критерием оценки социальных институтов; а принципы равенства, справедливости и гуманности — желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм принято понимать как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства и забота о благополучии всех. В самом широком смысле гуманизм — это ориентация на самих людей, их потребности и желания. Гуманизм олицетворяет стремление к счастью и совершенству отдельного человека, сообщества и общества.

Как теоретическая концепция, гуманизм признает право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и раскрытие своих способностей и творческого потенциала. В гуманистической концепции эти характеристики являются основными критериями оценки деятельности основных социальных институтов, социальных целей и направления общественного развития. В отношениях между членами общества гуманизм признает в качестве нормы принципы равенства возможностей, социальной справедливости и проявления высокой культуры общения и человечности.

В различных исследованиях говорится о содержании гуманизма. В частности, Е.В. Петрушкова отмечает, что содержательные идеалы гуманизма сегодня наполняются новым смыслом, обогащающим его содержание. Гуманизм подразумевает отказ от идеи насилия, угнетения, господства, причем не только человека, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как отношение принятия другого и признание ценности взаимного влияния и обмена. В центре гуманистического мировоззрения и его основ находится человек. Это проявляется в разнообразии отношения к человеку, обществу, его духовным ценностям, деятельности и, соответственно, к миру в целом. Во всем этом проявляется человечность личности.

Понятие человечности определяется в философии как гуманность, любовь к человеку, уважение к человеку и человеческое достоинство. По мнению К.В. Гавриловца, гуманность — это личностное качество, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; человечность — это совокупность морально-психологических качеств личности, в которых выражается сознательное и сопереживательное отношение к человеку как высшей ценности.

Одним из важнейших проявлений и признаков человечности являются межличностные отношения. По словам Н.Ю. Козлова, в течение нескольких лет он был введен в эксплуатацию. Алексашина среди наиболее важных понятий, которые могут раскрыть отношения человека с другими людьми:

Что такое гуманистическая педагогика. Смотреть фото Что такое гуманистическая педагогика. Смотреть картинку Что такое гуманистическая педагогика. Картинка про Что такое гуманистическая педагогика. Фото Что такое гуманистическая педагогика

Особенности гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика — это направление в теории и практике образования, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основными тенденциями, характеризующими это направление в педагогике, являются придание личностно-ориентированного характера образовательному процессу, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки эмоционально окрасить процесс приобретения учащимися знаний, умений и навыков.

Само понятие «гуманизация» происходит от понятий «гуманизм» и «человечность». Этот термин отражает конструктивный аспект проблемы, решением которой является деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация образования, по мнению ученых-педагогов, является морально-психологической основой педагогического процесса. Это социально-педагогическая особенность самого процесса воспитания и образования. Это процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. Согласно ее целям, гуманизация является условием гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, реализации творческих способностей и стремлений личности, установления гармоничного взаимодействия с миром: природой, обществом и другими людьми. По мнению Е.Н. Шиянова, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и учителя, и ученики выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация образования подразумевает своего рода «гуманизацию» знаний, то есть такую организацию образовательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития гуманистическая педагогика выработала ряд положений, которые являются ее отличительными особенностями и должны быть учтены в процессе реализации обучения и воспитания. Рассмотрим следующие особенности гуманистической педагогики:

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы педагогической работы — от гибких и спонтанных на уровне самоопределения учащихся до достаточно жестких, которые будут основаны на устойчивой мотивации и потребностях детей.

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании

Профессиональное образование и обучение обычно понимается как приобретение конкретных навыков в определенной профессии и области. Однако практика показывает, что в процессе профессионального образования обучающийся приобретает гораздо более широкий спектр информации и навыков, а не только знания и квалификацию по определенной профессии. В то же время приобретение знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.

По мнению Г.Е. Зборовского, характерной особенностью профессионального образования, отличающей его от допрофессионального, общеобразовательного и воспитательного этапов, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, которая оказывает определяющее влияние на весь образовательный процесс. В то же время, однако, сводить все возможности такого образования только к подготовке человека к будущей трудовой деятельности — это неоправданная оценка всех возможностей профессионального образования. Время, когда человек учится, приобретает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая не должна быть заполнена только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

Поэтому профессиональное образование не только социально и экономически ориентировано, но и глубоко личностно. Поскольку он направлен на группы людей, его изучают индивидуально. Как бы ни хотел педагогический коллектив или его отдельные представители передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным только на основе личного стремления к цели, к образованию и профессии, а это стремление немыслимо без основы процесса преподавания и обучения в профессиональных учебных заведениях на фундаментальных принципах гуманистической педагогики.

Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти отражение в процессе профессионального образования, подготовки и воспитания квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей профессионального образования, при разработке его содержательного компонента и при поиске средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условий является развитие системы управления профессиональным образованием на гуманистических принципах, то есть только при условии уважения личности учащегося профессионального учебного заведения и внимания к развитию творческой составляющей.

На современном этапе развития общества особенно важно строить процесс обучения и воспитания на основе гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика основана на гуманистическом мировоззрении, которое признает в качестве важнейшей и неизменной ценности человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Педагогический процесс, основанный на гуманистической педагогике, ориентирован на ученика и основан на конструктивной работе между учеником и учителем, в которой учитель стремится полностью развить инициативу своих учеников и создать условия для их личностного и творческого развития.

В процессе профессионального образования необходимо также учитывать основные положения гуманистической педагогики, которая должна не только определять структуру учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях, но и ориентироваться на личность учащегося и опираться на нее как на отправную точку всего процесса профессионального образования.

Основные идеи гуманистическо-личностной педагогики

Гуманистически-личностная педагогика основана на следующих принципах:

Процесс гуманистически-личностного воспитания основан на понимании целостности природы ребенка, его движущих сил, которые раскрыты и научно обоснованы современной психологией и определяются нами как спонтанные стремления, страсти личности ребенка в ее стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Сущность гуманистически-личностного воспитательного процесса (педагогического процесса), гуманистически-личностного подхода к ребенку состоит в том, что педагог как творец этого процесса основывает его на движении естественных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в разносторонней деятельности ребенка; направляет его на раскрытие и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами красоты в человеческом общении, в научном познании, в жизни (воспитании).

Исходя из реальных условий российской действительности, гуманистически-личностная педагогика, реализуемая в «Школе жизни» Ш. Амонашвили, не отрицает предметное обучение и систему уроков, но стремится обогатить учебную деятельность «светом духовности и знаний» и превратить обучение в реальную «жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:

Это основной цикл начальных курсов Школы жизни:

Очевидно, что не только учитель, верящий в идеи гуманистической педагогики, но и подготовленный преподаватель может работать по данному типу учебной программы.

Гуманистическое педагогическое мышление требует адекватных концепций и напрямую связано с убеждениями человека, который занимается его теоретическим обогащением или практической реализацией. Поэтому переориентация учителей с традиционных авторитарных подходов на гуманистическое педагогическое мышление является важной задачей для развития образования в современных условиях.

Гуманистически-личностный подход к образованию в современной российской школе основан на глубокой мудрости русского менталитета от Сергия Радонежского до В. Вернадского; питается живым источником педагогической мировоззренческой мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня; несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л. Выготского и Д. Уснадзе — Ю. Корчак и В.А. Сухомлинский.

Овладение основами гуманного педагогического мышления — неотъемлемая часть развития учителя третьего тысячелетия.

Ш.А. Амонашвили — продолжатель идей гуманистической педагогики

Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего влияния в формировании убеждений и ценностных ориентаций.

В начале двадцатого века российская педагогика разработала идеал гуманной, демократической школы, в центре которой находится личность. Рисунок такой школы нарисовал И.И. Горбунов-Посадов. Он написал: «В нашей школе нет места насилию. Душа ребенка не подвергается никакому принуждению, что бы с ним ни делали. Там все будет основано на любви и таком же глубоком уважении к ребенку, как и к любому взрослому. Там учителя будут не насильниками, а старшими одноклассниками, не педагогическими поварами, забивающими мозги учеников затасканными учебниками, а соратниками в поисках истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и знаниями. Такие учителя увидят в каждом ребенке личность, живую человеческую душу, в которой скрыт весь бесконечный духовный мир, а не Сидорова, Петрова, Иванова из списка класса, обезличенную часть школьного стада. Они будут ценить прежде всего развитие духа ребенка, самостоятельную работу его ума.

Они будут тратить большую часть своего времени и внимания на изучение желаний, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не должны делать. Но главное, чтобы они установили духовное единство, взаимное доверие, искреннее равенство между собой и своими товарищами по учебе, без чего не может быть настоящей взаимопомощи в деле воспитания».

Такие сферы гуманистической педагогической культуры всегда существовали в российском образовании, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.

Картина «идеальной школы» была нарисована К.Н. Вентцелем как «Дом свободного ребенка», В.А. Сухомлинским как «Школа радости» и Ш.А. Амонашвили как «Школа жизни».

В.А. Сухомлинский придавал большое значение знаниям и социальному опыту в развитии индивидуальности детей. В ней мы находим подтверждение тезиса о том, что знания как систему социальных ценностей нельзя недооценивать, но необходимо помещать их в контекст реальной жизни учеников, обеспечивать с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.

Педагоги-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов показали в 1980-х годах, как можно решить эту проблему. В отчете о встрече они писали: «То, что веками повторяли известные педагоги-гуманисты, то, что было мечтой, стало для нас жизненной необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые находятся в самом обучении. Когда почти нет внешних стимулов к обучению, когда вообще нет методов принуждения, когда мы не можем полагаться на общий интерес к предмету, и когда мы реалисты, когда мы не хотим прятаться от реальности, у нас есть только один выбор: мы должны вовлечь детей в общую работу по обучению, чтобы дать им радостное чувство успеха, движения вперед, развития.» 3.

В более широком сообществе педагогов и родителей хорошо известны средства, которые эти учителя использовали, чтобы мотивировать детей учиться без принуждения: Постановка трудной цели, сотрудничество учителя с детьми в ее достижении, использование опорных сигналов, отказ от практики плохих оценок, качественная оценка результатов работы, предоставление детям возможности свободного выбора, прогрессивное обучение, подача учебного материала крупными блоками, отношение к обучению как к совместной «работе» учителя и детей, коллективное творчество, развитие у учащихся навыков самоанализа и самооценки, защита каждого ребенка как личности….. Эти положения стали основой для обоснования гуманистически-личностного подхода Ш.А. Амонашвили к образованию и путей его практической реализации в школе жизни.

«Школа жизни Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманистическо-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.

Первый — это внутренняя преемственность творческой деятельности природы и человека-воспитателя. Природа, по словам Ш. Амонашвили, предоставляет ребенку возможности для безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и создать из него благородного человека.

Второй характеристикой образовательного процесса в гуманистической школе является его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья характеристика касается преподавания, которое рассматривается как накопитель, направляющая форма жизни детей, а не только обучения.

Благополучие ребенка в классе обеспечивается за счет сотрудничества с учителем и другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и заключается в том, что отношения сотрудничества педагога с детьми становятся его естественным качеством.

Пятой особенностью гуманистического педагогического процесса является развитие у детей способности к оценочной деятельности при отмене школьных оценок, что является залогом успешности обучения детей.

Шестая характеристика школы жизни — это особая, гуманистическая задача учителя. «Шестая характеристика школы жизни — это особая гуманизация окружения каждого ребенка учителем, гуманизация общества и самого педагогического процесса.

Гуманный педагог обладает «любовью и преданностью к каждому ребенку, чувством глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремлением понять каждого ребенка «4. Личностно-гуманистический подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш. Амонашвили к убеждению, что существует два подхода к решению проблем образования — императивный и гуманный.

Обучение становится принудительным, когда оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Учитель, проводящий такое обучение, уверен, что ребенок будет сопротивляться, и поэтому необходимо заставить его учиться через жесткие требования, императивы. Гуманный подход заключается в том, что педагог оптимистично думает о детях, рассматривает их как самостоятельных субъектов обучения, которые могут учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Другими словами, учитель предполагает, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, что есть личностный смысл обучения, на котором можно основывать педагогический процесс. А если такого личностного смысла нет, необходимо помочь ребенку его найти.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что такое гуманистическая педагогика. Смотреть фото Что такое гуманистическая педагогика. Смотреть картинку Что такое гуманистическая педагогика. Картинка про Что такое гуманистическая педагогика. Фото Что такое гуманистическая педагогика

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Принципы гуманистической педагогики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика – это один из разделов общей педагогики, предполагающий организацию такого воспитательно-образовательного процесса, во главе которого стоит уважительное отношение к личности ребенка.

Сущность гуманистической педагогики заключается в следующем:

Гуманистическая педагогика делает упор на стремление личности к будущему, познанию нового, свободной реализации своих возможностей и потребностей, укреплению и развитию своего творческого потенциала, веры в себя и своего «Я».

Основы принципов гуманистической педагогики

Основой современной гуманистической педагогики является принцип демократии. Это связано с тем, что на сегодняшний день основной ценностью общества выступает индивидуальность каждого человека и предоставление ему возможностей для максимальной самореализации. В связи с чем, каждому человеку необходимо предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свое мнение, эмоции, мысли, а также демонстрировать свои возможности и умения.

Все принципы гуманистической педагогики основаны на уважении личности ребенка, ее прав и свобод. Проявление уважения к личности ребенка предполагает равноправие всех участников учебного процесса, то есть между педагогом и ребенком устанавливаются партнерские отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем:

Система принципов гуманистической педагогики

Основные принципы гуманистической педагогики:

Источник

Основы гуманистической педагогики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.

Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).

Гуманистическая педагогика подразумевает своего рода «очеловечивание» знаний, то есть придание им такого вида, при котором они приобретают личностный смысл для каждого участника учебного процесса.

Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.

Цель и задачи гуманистической педагогики

Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.

Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:

Признаки гуманистической педагогики

В процессе развития гуманистической педагогики учеными-педагогами были разработаны положения, которые являются её отличительными признаками:

Таким образом, гуманистическая педагогика направлена на формирование и развитие разносторонней, творческой, самостоятельной и свободной личности, которая полностью оценивает свои действия и соотносит их с реальной действительностью и потребностями общества. Основой гуманистической педагогики является личность ребенка, ее права и свободы. Гуманистическая педагогика на сегодняшний день находится на стадии внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *